Профессиональная социализация личности. Современные проблемы науки и образования Рекомендованный список диссертаций

1

В науке существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации. Их обобщение приводит к выводу, что она является составной частью социализации личности, заключающейся в приобщении ее к избранной или просто привлекшей внимание профессии путем чтения учебной, художественной и другой литературы, восприятия информации СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, профессионального обучения, включения в соответствующие действия и т. д. Она осуществляется и спонтанно во взаимодействии людей, в передаче навыков и опыта культуры, и в процессе целенаправленно организованной деятельности. Профессиональная социализация тесно связана с трудовыми действиями, без них она не может стать полноценной. В процессе профессиональной социализации происходит подготовка человека к профессионально-трудовой деятельности. Отсюда вытекает, что для обеспечения эффективности этой подготовки необходимо связать эту социализацию с педагогически организованным трудом, то есть следует осуществлять профессионально-трудовую социализацию учащихся. Профессионально-трудовая социализация - это профессиональное развитие человека, основанное на развитии его профессиональных качеств, начинающееся с раннего трудового образования и продолжающееся на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. При этом происходит усвоение социальных норм и культурных ценностей, профессиональное саморазвитие личности и ее самореализация в обществе, которому она принадлежит. В профессионально-трудовую социализацию входят и трудовое воспитание, и профессиональное образование, и спонтанное присвоение соответствующих качеств. Трудовое воспитание рассматривают как «целенаправленный процесс формирования навыков общей трудовой культуры, любви к труду, готовности выполнять физическую или умственную работу, полезную обществу и семье, добросовестного и творческого отношения к труду, культуры и соответствующих привычек рационального труда» . Трудовое развитие - это «формирование у воспитанника устойчивой привычки к трудовому усилию и преодолению связанных с ним тяжелых, неприятных ощущений. Эта привычка постепенно перерастает в качество личности, называемое трудолюбием» . Отсюда представление о трудовом самоопределении как о процессе формирования личностью своего отношения к трудовой деятельности через согласование личностных и трудовых потребностей. Трудовое самоопределение тесно переплетается с профессиональным самоопределением, является началом последнего. Поэтому профессиональную социализацию личности мы уточняем как профессионально-трудовую социализацию ее. В основе последней лежит потребность трудиться в течение всей жизни. Однако профессионально-трудовую социализацию, при всей ее значимости, до настоящего времени не рассматривают как систему целенаправленно влияющих факторов, которые определяют оптимальное профессиональное самоопределение и вхождение личности в выбранную профессиональную сферу, свое развитие в ней вплоть до окончания профессиональной трудовой деятельности. В литературе рассматривают, как правило, ее компоненты отдельно друг от друга, вне их интеграционного единства. В профессионально-трудовой социализации можно выделить два основных периода: профессионально-трудовую социализацию во время образования, профессионально-трудовую социализацию во время трудовой деятельности. В совокупности этих периодов происходит процесс непрерывной профессионально-трудовой социализации. Педагоги и все учащиеся должны глубоко осознать, что от его эффективности, результативности в большой мере зависит благополучие и значимость для себя и для общества компетентности выполнения предстоящей жизнедеятельности включенных в этот процесс учащихся и трудящихся. В нашем эксперименте функционирует образовательный комплекс лицей - колледж - вуз, созданный при Краснодарском кооперативном институте филиала АНО ВПО РФ «Российский университет кооперации». Контингент этого комплекса проходит в нем следующие ступени своих социальных ролей: учащийся средней школы (лицеист) - студент колледжа - студент вуза - специалист (бывший выпускник этого комплекса), повышающий трудовую (профессиональную) квалификацию. Эксперимент проведен на примере подготовки и повышения квалификации кадров системы потребительской кооперации. Особенностью этого экспериментального комплекса является его органическое соединение с производством - с соответствующей отраслью региона. Руководитель комплекса одновременно является и руководителем этой отрасли - потребительской кооперации Краснодарского края. Преподаватели комплекса совместно с руководителями подразделений отрасли в городах и районах края изучают состояние обеспеченности их специалистами, уровень их профессионального мастерства, участвуют в профессиональной ориентации школьников региона. В комплекс включено подразделение повышения профессиональной квалификации специалистов потребительской кооперации.

Мы рассматриваем механизм профессионально-трудовой социализации личности при непрерывном профессиональном образовании в этом комплексе. Рассматриваемая социализация происходит в нем в образовательном и трудовом периодах жизни. Здесь труд рассматривается не только как экономическая категория, но и как процесс духовного, нравственно-эстетического воспитания личности, влияющего на развитие профессиональных качеств. Общая структура, логика формирования и развития профессионально-трудовой социализации контингента комплекса лицей - колледж - вуз состоит из теоретического и практического обеспечения процесса профессионально-трудовой социализации. В соответствии с этапами процесса непрерывной подготовки кадров в образовательном комплексе выделены следующие четыре периода процесса профессиональной социализации студентов во время их обучения и после окончания вуза: социализация представлений об отрасли и профессии, социализация приобщения к отраслевому труду и профессии, социализация овладения отраслью (профессией, трудовыми процессами, связями), социализация стремления к вершинам профессионального мастерства. Каждый из выделенных периодов обеспечивается теоретическими (верхний горизонтальный ряд) и практическими (нижний ряд) средствами социализации, которые, в свою очередь, преобразовываются при переходе от одного периода к другому. В первый период, при обучении в лицее, социализация представлений учащихся о привлекших внимание отрасли и профессии осуществляется при посещении производства, чтении литературы, встречах со специалистами, мастерами труда и при обмене информацией, впечатлениями с родственниками, друзьями и другими людьми. Учащиеся также пробуют выполнять некоторые практические, трудовые действия из интересующей их трудовой области. Во второй период, при обучении в колледже, изучается профессиональный труд, студенты наблюдают и выполняют профессиональные действия. Это происходит в иных, чем в лицее, условиях. Имеют место другие восприятия, другой, более глубокий анализ воспринятого. Доминирующими становятся действия, более близкие к его предстоящей жизнедеятельности. Поэтому он приобщается к ним, живет с ними и начинает ощущать себя их носителем и выразителем. Они проявляются в его общении с людьми. В третий период, при обучении в вузе, приобщение к труду и профессии поднимается на новый уровень, приобретает новое качество. Развивается понимание значимости теоретических основ профессии и трудовой деятельности. Студент приобретает более глубокие и обширные умения и навыки. Расширение профессиональной эрудиции позволяет квалифицировано вступать в споры, дискуссии, обмен мнениями, вносить предложения, давать советы. Расширяются ситуации, требующие более высокого, чем прежде, проявления профессиональной культуры. Интенсивно развиваются ценностные ориентации. Нарастает стремление включиться в настоящую трудовую деятельность. В четвертый период, в трудовой жизни, целенаправленная образовательная деятельность становится редкостью. Но человек действует интенсивно, у него продолжает развиваться отношение к профессии и труду. Теперь оно доминирует среди жизненных обстоятельств. От отношения к труду и владения трудовыми действиями, их успешности прямо зависит благополучие его бытия. Поэтому возникает стремление самостоятельно их совершенствовать, которое порождает адекватные усилия, проявляющиеся в самостоятельном изучении теории - справочников, описаний, инструкций и т. п. и накоплении личного опыта. Развивается инновационная деятельность, появляются мастера, новаторы, рационализаторы. Профессионально-трудовая социализация проявляется в стремлении к вершинам мастерства. Вуз здесь влияет на профессионально-трудовую социализацию проведением дополнительного образования, курсов повышения квалификации специалистов. На каждом этапе процесса непрерывной подготовки специалиста создаются условия и выполняются действия, обеспечивающие протекание профессионально-трудовой социализации. Анализ групп теоретических и практических условий, обеспечивающих периоды подготовки кадров, показывает, что внутри группы теоретического и внутри группы практического обеспечения существует преемственность. Так формирование представлений о профиле трудовой деятельности в лицее подготавливает условия для оценивания и принятия его в колледже, последнее необходимо для принятия как ценности теории профессии и теории труда, а без этого невозможно добиться понятия и принятия значимости формирования профессионального мастерства. Точно так же первоначальные общие представления о профильных трудовых действиях и позитивное отношение к ним, формируемые в результате наблюдений при обучении в лицее, используются как основа при формировании профессиональных умений и отношения к ним в колледже. Образовавшаяся в колледже привязанность к профессиональной деятельности специалистов среднего уровня способствует принятию (облюбованию) действий по руководству производственными процессами. Последнее является основой для формирования в четвертом периоде стремления к достижению вершин профессионального мастерства и привязанности к инновационной деятельности, к профессиональному творчеству.

Психологическими механизмами профессионально-трудовой социализации являются: профессиональная имитация, подражание, проекция, профессиональная идентификация, упражнение в теоретическом профессиональном мышлении и поступках, отражающих профессионализм. Эти действия вызывают интериоризацию социальных норм, ценностей и других компонентов социально-профессиональной среды, перевод элементов внешней среды во внутреннее Я.Важным звеном профессионально-трудовой социализации является: - профессиональная имитация. Профессионально-трудовая социализация выполняет следующие функции: расширение и углубление делового общения, способствование адаптации личности в коллективе, развитие профессионального самосознания, активизацию деятельности по расширению профессиональных связей с внешним миром, обогащение социально-профессиональной установки личностного Я в качестве этапа становления своей социальной принадлежности. Имеет место первичная и вторичная профессионально-трудовая социализация. К первичной относится школьная профориентация (в том числе в лицее), социализация в процессе очного и заочного обучения в колледже и вузе, дополнительного образования и дистанционного обучения в них. Вторичная осуществляется при дополнительном и вторичном образовании в отдельных учреждениях, на семинарах, научно-практических конференциях и в процессе самостоятельного повышения квалификации. Для образования процесса профессионально-трудовой социализации личности необходимо создать адекватную ситуацию, которая состоит из трех компонентов. Первым является готовность обучаемого к соответствующим действиям, складывающаяся из состояния социума вокруг отрасли и потребности в социализованности профессионала, текущего состояния профессионально-трудовой социализованности личности, текущей цели профессионально-трудовой социализации личности, желания (мотива) обучаемого. Вторым является готовность наставника к профессионально-трудовой социализации, состоящая из его педагогической образованности, информированности о текущей профессионально-трудовой социализованности обучаемых, программы их профессионально-трудовой социализации, социализируемых свойств личности и социализирующих действий. Третий компонент - средства профессионально-трудовой социализации личности, состоящие из средств предъявления содержания соответствующей социализованности - теорийных, эмоцийных, ценностных, коммуникативных и инструментария преобразования соответствующих социальных свойств личности. В ситуации включается функциональная система профессионально-трудовой социализации личности студента. При этом сознание наставника в качестве ведущего субъекта воздействует на сознание обучаемого как объекта соответствующей педагогической взаимодеятельности социализации. В свою очередь, обучаемый в качестве субъекта решающей деятельности при помощи располагаемого им инструментария преобразовывает предъявленный ему объект профессионально-трудового содержания и следит за его изменением, в котором проявляются его свойства. Восприятие и запоминание этого свойства является сущностным продуктом профессионально-трудовой социализации личности обучаемого. Наставник, наблюдая за действиями обучаемого, получает формализованную информацию (ответ, признак выполнения действия), по которой догадывается, произошло ли желаемое событие (усвоение свойства личности).

Таким образом, в образовательном комплексе лицей - колледж - вуз создана функциональная система формирования и развития профессионально-трудовой социализации личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Мардахаев Л.В.Словарь по социальной педагогике. М.: Академия, 2002.
  2. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004.

Библиографическая ссылка

Красноперова А.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСА // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 2. – С. 77-79;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2625 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

После рождения абсолютно каждый человек начинает свою интеграцию в социальное общество. Это очень важный момент становления, который наделяет личность необходимым опытом и знаниями, призванными помочь ему в будущем. Также к социализации можно отнести практические и теоретические умения человека, получаемые им в процессе взросления. Это неотъемлемая часть полноценной жизни любого человека. Рассмотрим подробнее виды социализации. Чем они отличаются и какими особенностями обладают.

Что собой представляет социализация личности

Данный термин обычно означает процесс, который подразумевает усвоение человеком определенного социального опыта того общества, в котором он постоянно находится. Благодаря тому развивается мышление и умение логически выстраивать общение с окружающим миром.

В течение своего становления как личности человек не только усваивает всю полученную информацию, но и преобразует ее в свои собственные понятия и различные ценности. Социализация индивида в обществе, по сути, представляет собой адаптацию, то есть опыт, который постепенно складывается из самых разных составляющих. Сюда можно отнести культурные ценности, положения по общению и многое другое. Таким образом, социализация напрямую зависит от того общества, в котором человек появился на свет. Соответственно, нормы поведения могут значительно отличаться в той или иной стране.

Социализация личности в психологии

Каждый человек нуждается в том, чтобы он тем или иным образом принадлежал обществу, в котором он вырос. Соответственно, он идентифицирует себя со своим окружением. В психологии социализация определяется как выполнение требований сообщества, благодаря чему вырабатывается собственная линия поведения в самых разнообразных ситуациях. В этом случае все зависит от характера личности и ее особенностей.

При этом стоит понимать, что социализация является двусторонним процессом. Помимо того, что сам человек формирует свои нормы, он также адаптирует их под себя. В результате этого происходят небольшие изменения и в окружающем мире. Если рассмотреть примеры социализации, то станет понятнее. Допустим, человек имеет базовые знания в области физики. Обработав эту информацию и получив соответствующее образование, он разработал новую формулу, которая повлияла на будущее этой науки. Это глобальный пример. Есть более простая аналогия. Допустим, человеку прививали некоторые нормы этикета, но по тем или иным причинам, он счел это неуместным. В результате он обзавелся своими моральными ценностями, которые могут оказать влияние на его окружение. Эти примеры социализации позволяют лучше понять сам процесс становления личности. Нужно понимать, что в любом случае каждый индивидуум тем или иным образом взаимодействует с группой окружающих его людей независимо от их статуса или других особенностей.

Чему способствует

Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.

Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.

Виды социализации личности

Существует несколько разновидностей этого процесса. Они отличаются в зависимости от многих факторов. Однако условно эти механизмы делятся на следующие группы:

  • Первичная социализация. Данный процесс начинается с того момента, как ребенок начинает воспринимать общество. При этом он ориентируется исключительно на свою семью. Ребенок начинает воспринимать взрослый мир. Первичная социализация напрямую зависит от родителей чада. Точнее, от того, насколько правильно они смогут показать ему окружающий мир.
  • Вторичная социализация. Этот процесс не имеет срока и длится до той поры, пока человек не войдет в ту или иную социальную группу. Данный механизм запускается, когда ребенок начинает ходить в садик. В новой для себя атмосфере он может примерять новые роли и оценивать, какая из них больше всего ему подходит. Также у него появляется возможность оценить свои поступки со стороны. В процессе вторичной социализации личность часто сталкивается с определенными нестыковками. Например, в тот момент, когда ребенок понимает, что ценности его родителей могут не совпадать с интересами и нормами других людей. В этом случае ребенок проходит этап самоидентификации и выбирает ту или иную сторону на основе своих ощущений и полученного опыта.
  • Локализованная (направленная) социализация. В этом случае речь идет о постижении определенных ценностей. Здесь социализация подразделяется на ряд конкретных направлений: досрочная, гендерная, организационная и другие. Это также является важным этапом становления личности.

Досрочная социализация

В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Гендерная социализация

Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Десоциализация

Данное явление протекает в абсолютно обратном порядке. В этом случае речь идет о том, что личность «выпадает» из общепринятых рамок и начинает отождествлять себя с отстраненной единицей. Нередко люди, страдающие от десоциализации, начинают намеренно нарушать рамки и пытаются противостоять общепринятым ценностям.

Чаще всего такое явление наблюдается у тех, в чьих семьях практиковалось насилие. Также к такой категории людей относятся алкоголики и наркоманы.

Семейная социализация

В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

  • Состава и структуры семьи.
  • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
  • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.

Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Очередная корректировка ценностей человека происходит, когда он начинает свою трудовую деятельность и знакомиться с коллегами. В этом случае он вынужден адаптироваться уже к новой среде. Дело в том, что на работе он должен придерживаться делового этикета, без чего индивидум не сможет продвигаться дальше по карьерной лестнице или, например, получать необходимую аттестацию и повышение квалификации.

Кроме этого, человек должен усвоить новые для него трудовые навыки.

Субкультурно-групповая социализация

В этом случае речь идет о той среде, в которой личность пребывает во время отдыха или в любой другой период своей жизни. Человек может общаться с разными людьми и иметь много друзей, каждый из которых будет делать свой вклад в накопление опыта.

При этом личность знакомиться с новыми культурными особенностями социума, религиозными и культурными особенностями и пр. Кроме этого человек общается с людьми разного возраста или статуса. Все эти факторы позволяют сформировать все новые поведенческие модели, которые будут адаптироваться по мере знакомства с новыми товарищами.

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

  • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
  • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
  • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
  • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
  • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.

Этапы социализации

Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов:

  • Детство. Согласно многочисленным исследованиям специалисты пришли к выводу, что свое «я» ребенок воспринимает на 70% лучше в юном возрасте. Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению.
  • Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств.
  • Молодость. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет. В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения. Это означает, что он начинает нести ответственность за свою жизнь. Кроме того, в этот период он начинает приравнивать себя к определенной группе социума.

  • Взрослая жизнь. Данный период начинается с 18 лет. В то время все внутренние инстинкты индивидуума направлены исключительно на формирование личной жизни. В этот период человек впервые по-настоящему влюбляется и открывает для себя новые эмоции.

Профессионализация в широком социальном смысле понимается как создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества.

В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, которые имеют специфические интересы и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. В данном случае профессионализацию можно рассматривать как часть процесса социализации личности.

Теоретический обзор подходов к понятию профессионализации позволил выделить:

Социологический подход, в котором под профессионализацией понимается процесс овладения человеком нормами профессиональной деятельности, система общественных институтов, регулирующих процесс освоения профессиональной роли. В рамках социологии профессионализация - это прежде всего обретение социального статуса через профессию;

Психологический подход, в рамках которого профессионализация рассматривается как непрерывный процесс становления личности в профессиональной деятельности или как процесс проявления субъектной активности в профессиональной деятельности;

Педагогический подход, профессионализация как профессиональное обучение. Чаще всего под профессионализацией понимается специальная профессиональная подготовка субъекта к будущей профессиональной деятельности, то есть профессиональное образование;

Экономический подход, профессионализация как развитие и реализация человеческих трудовых ресурсов в ходе трудовой деятельности. В рамках данного подхода профессионализация понимается как условие развития человеческих трудовых ресурсов, как процесс включения (или исключения) индивида в социально-экономическую практику через сферу занятости.

Исследование экономической сущности профессионализации позволяет сделать вывод о ее противоречивом характере, поскольку социально-экономические условия ведут к нарушению принципов свободы и добровольности профессионального выбора. В основе профессионализации также лежит противоречие между уровнем профессионального потенциала работника и характеристиками, предъявляемых к этому потенциалу на рынке труда.



Обобщая эти определения, можно сделать вывод о том, что профессионализация представляет собой процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптацию к профессиональной среде.

Профессионализм результат этого процесса, показатель успешности его осуществления, качественная характеристика специалиста. Можно сказать, что профессионализм выступает и как некая социальная перспектива, которая в той или иной степени доступна каждому специалисту. Одним словом, профессионализация является становление и развитие профессионализма.

Профессионализация личности в широком плане предусматривает два взаимосвязанных компонента: становление профессионального самосознания , развитие внутренних личностных структур индивида - психологический аспект профессионализации, отраженный в понятии «профессиональное развитие»; формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм, становления личности как субъекта профессиональной деятельности - социальный аспект, отраженный в понятии «профессиональная социализация».

Несмотря на важность психологической составляющей становления человека-профессионала, профессионализация личности по своей сути социальный процесс , который является неотъемлемым компонентом в общей социализации личности. Социальный характер профессионализации обусловлен социальным содержанием профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носит институциональный характер.

Профессионализация личности в узком смысле - это профессиональная социализация индивида, то есть усвоение индивидом профессиональных норм, ценностей, знаний, приобретения умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, становление профессиональной морали и формирования общего мировоззрения личности, включает в себя в качестве необходимого компонента представления о «мире профессии».

Профессиональная социализация - это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям , включая их в свой ​​внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности.

В качестве одного из направлений процесса общей социализации личности, профессионализация представляет собой разноуровневое и многоступенчатое явление . Различают первичную и вторичную профессионализацию.

Первичная профессионализация является процесс становления специалиста. Она включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, то есть приобретение специальности.

Вторичная профессионализация имеет своей целью превращение специалиста в профессионала, то есть психологическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого профессионального мастерства, творческого подхода к профессиональной деятельности и широкого профессионального мировоззрения, включающего в себя духовно-нравственный компонент.

Таким образом, с одной стороны , процесс профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса; с другой стороны - профессионализация продолжается на протяжении всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими то временными рамками.

Профессионализация личности представляет собой целостный, непрерывный процесс только в том случае, если оно осуществляется в рамках какого-либо одного вида профессиональной деятельности. Однако современное общество мобильная и динамичная система. Интенсификация производства, обусловленная компьютеризацией и автоматизацией, внедрением новых технологий приводит к изменению содержания профессиональных функций , к интеграции некоторых видов труда, их взаимообогащению, к возникновению новых профессий и отмирание старых. Процессы дифференциации профессиональной деятельности настолько интенсивные, что требуют изменения профессиональных ценностей в современном обществе : на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм . Профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах , способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством собственной профессиональной жизни.

Данная проблема особенно актуальна в современном обществе в связи с тем, что в последние годы в ходе экономических и социальных реформ многие люди были вынуждены сменить профессию, то есть включиться в процесс репрофессионализации. Отношение личности к смене профессии и репрофессионализации также непосредственно связано с общественным восприятием этого явления и социальными традициями. Монопрофессионализм как общественно одобряемая направленность личности на один тип профессиональной деятельности сформировался в эпоху индустриального общества, когда профессионализм предполагал узкую специализацию в рамках какой-либо одной профессии. Очевидно, что постиндустриальное общество ориентируется на другой подход к пониманию профессионализма, который в новых условиях необходимо включает в себя способность к профессиональной мобильности и профессиональной динамике в соответствии с меняющимися социальными потребностями.

Таким образом, с одной стороны, процесс профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса, с другой - профессионализация продолжается на протяжении всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими - то временными рамками.

Репрофессионализация - это длительный и сложный процесс перехода личности от одной профессии к другой на основе уже полученных профессиональных и личностных качеств. Этот процесс включает в себя выбор новой профессии, овладев ею, формирования стратегии новой профессиональной деятельности и ее реализацию на основе имеющегося у человека опыта, знаний, навыков, образования, потребностей в личном и профессиональном развитии.

Монопрофессионализм как общественно одобряемая направленность личности на один тип профессиональной деятельности сформировался в эпоху индустриального общества, когда профессионализм предполагал узкую специализацию в рамках какой-либо одной профессии. Очевидно, что постиндустриальное общество ориентируется на другой подход к пониманию профессионализма, который в новых условиях необходимо включает в себя способность к профессиональной мобильности и профессиональной динамике в соответствии с меняющимися социальными потребностями.

Одновременно с этим, одним из общественных требований к профессионалам является расширение предметного поля профессиональной деятельности, способность активно реализовывать собственный творческий потенциал в смежных профессиональных областях. В условиях подобного полипрофессионализма смена профессии и репрофессионализация не воспринимается личностью и обществом как исключительное явление, а скорее один из направлений вторичной профессионализации.

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. Определяется профессионализация как целостный непрерывный процесс становления личности и профессионала, который длится в течение всей профессиональной жизни.

Стадиями профессионализации являются профориентация, профотбор, профобразование, профадаптация, включение человека в профессиональную деятельность, специализация, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация - это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала - это один из аспектов развития личности.

Социализация - это процесс становления личности. Социализация предполагает:

усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций;

активную переработку человеком этого общественного опыта с точки зрения своих внутренних позиций;

становление у человека образа Я и выработку собственного мировоззрения;

участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей;

воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности.

Различают следующие стадии социализации:

дотрудовую;

трудовую;

послетрудовую.

Характеристики этих стадий подробно изложены в работах Г.М. Андреевой, И.С. Кона и др.

Рассмотрим возможные этапы и варианты динамики соотношения социального и профессионального на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития.

Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии. Личностное определение - это определение человеком того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию.

Профессиональное самоопределение, укрепившись, начинает влиять на личностное. Человек, овладевая профессией, более зрело начинает представлять и оценивать себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как к личности. По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация, актуализируются потенциальные возможности, возрастает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека.

Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет не только на личностное развитие, но и на шлифовку человека как профессионала. Социальное влияет на профессиональное.

Вид профессии может определить личность человека: общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста. Все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, особенности общения, даже манера одеваться. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Но в некоторых случаях, например, при появлении у личности новых потребностей, человек может менять профессию.

На основании обобщения эмпирического опыта взаимодействия с разными группами клиентов Н.С. Пряжников выделил типичные варианты самоопределения. Каждый вариант, подчеркивает автор, по-своему хорош для тех или иных людей, иначе все варианты не были бы столь живучи. Главное в работе профконсультанта преодолеть определенный стереотип и шире взглянуть на имеющиеся варианты построения своей жизни и карьеры.

1 Президент РФ В.В.Путин в "Послании Федеральному Собранию РФ"(26 мая 2004 г.) однозначно считает, что "сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда" и при достаточном "количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране". Вполне очевидно, что истоки этих проблем связаны с далеко не оптимальным функционированием системы профессионального непрерывного образования в России, в том числе подсистемы, в которой осуществляется подготовка специалистов для потребительской кооперации. Для реализации этой проблемы мы решаем вопрос о профессиональной социализации личности в системе потребительской кооперации. Социализация это процесс становления личности. Профессиональная социализация как процесс самоопределения и вхождения личности в профессию определяется нами как процесс, включающий в себя профессиональную ориентацию, профессиональное самоопределение, профессиональную адаптацию, развитие профессионального самосознания, профессионально- трудовую социализацию. Профессиональная среда, в которой личность совершенствует себя в конкретных трудовых условиях, сильно влияет на профессиональное развитие и становление личности. Системный процесс профессиональной социализации, сущность которого профессиональное постепенное самоопределение и "вхождение" обучаемых в профессию в период их профессионального образовательного становления. При этом профессиональную социализацию будем рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем (структурных элементов), некоторые из которых описаны в педагогической и психологической литературе как локально-обособленные, а образовательный комплекс "лицей - колледж - вуз" как подсистему общей системы непрерывного образования и сопряжённое построение в ней педагогической работы по профессиональной оптимальной социализации обучаемых в период их профессионального образовательного становления. Профессиональная ориентация - это исходный момент профессиональной социализации. Даже впоследствии изменяя траекторию своего профессионального становления молодой человек будет явно или неявно ощущать влияние профессиональной ориентации и более уверенно, обдуманно и тщательно выбирать профессию или сферу деятельности, если она была осуществлена качественно. Так, взаимосвязано и взаимообусловлено с предыдущим этапом может продолжиться профессиональная социализация как динамический процесс становления человека в профессиональной области - важнейшей сфере общественного бытия. Вторая ступень основной школы (8 - 9-е кл.) - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора профессии.

Полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на базе углублённого изучения отдельных учебных предметов. Особое внимание уделяется формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов. Учащимся оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе экономической, трудовой и профессиональной подготовки. С целью профессионального самоопределения в школах РФ предусмотрен курс "Основы производства. Выбор профессии", а также - с 1994/95 уч. г. экспериментальные курсы типа "Человек. Труд. Профессия" (8 - 9 кл.) и "Профессиональная карьера" (10 - 11 кл.), содержащие сведения о мире профессий, особенностях адаптации к ним и др. Перспективным в профессиональном самоопределении является дифференцированное обучение в специализированных классах и школах, а также деятельность учебно-производственных комплексов различного профиля, творческих объединений и др. Адаптивное управление требует от каждого субъекта самоуправления и соуправления, рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самосознание собственных действий и позиций других участником педагогического процесса. В условиях реализации адаптивного управления не существует и не может существовать универсальной технологии. Взаимодействие руководителя и педагога, учителя и ученика всегда ситуативное, зависит от индивидуальности, культурного и социального опыта всех субъектов педагогической системы. Это не означает, что управленческо - педагогическим технологиям нет места, наоборот, нужны более высокий уровень информации о существующих технологиях, способах их реализации и грамотное их использование. Незыблемым из классической дидактики остается то, что ученик становится субъектом учебной деятельности только при появлении цели собственной деятельности. "Процесс обучения должен быть ориентирован на выращивание этой цели" , поэтому при выборе технологий, построении своей дидактической системы учитель должен выделять одну из основных ее характеристик, например, овладение учеником гарантированными, конечными результатами учения и способами деятельности. Основным критерием в выборе технологии при формировании адаптивной образовательной среды является то, насколько она может помочь в достижении следующих целей: развитие природных задатков ученика, его способностей. Так, в комплексе " лицей- колледж-вуз" учащиеся в лицее, на 1 и 2 курсах колледжа проходят профессиональную оптимальную адаптацию, развивающую их профессиональные, творческие, организаторские способности. В результате проведенного эксперимента, усиленного психолого-педагогического влияния на адаптацию студентов в университетском комплексе лицей- колледж-вуз, у воспитанников 1-3 курсов колледжа широко развились такие профессиональные способности как коммуникативные, наблюдательность, теоретическое мышление, его интегративность, воля к победе, мобильность, предпринимательская целеустремленность. При этом истинность результатов, полученных во время проведенного нами эксперимента по Стьюденту, подтвердилась t критерием констатирующего эксперимента, что составило: коммуникативные способности +5,34, наблюдательность + 3,69,теоретическое, интегративное мышление + 1,6, воля к победе + 8,85, мобильность + 5,5, предпринимательская целеустремленность + 1,31.

Профессиональная социализация в образовательной среде кроме рассмотренных функций выполняет очень важную стратегическую задачу: закладывает основы профессиональной дальнейшей социализации человека в процессе осуществления трудовых функций. Этот во многом основывается и развивает функции профессиональной социализации, полученной в образовательной среде, и изучается такими научными областями как управление персоналом и кадровым менеджментом. Такое внимание к организации персонала, его профессиональной оптимальной дальнейшей социализации, обусловлен существенно возросшим значением персонала в рыночной экономике (человеческим фактором организаций). Так, в системе потребительской кооперации профессиональная социализация личности решается через осознанное профессиональное ее самоопределение, профессиональный выбор, посильный и перспективный в аспекте трудоустройства и дальнейшего развития ее карьеры, чему содействует ступенчатая система подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях от рабочей к средней специальной и высшей квалификации как это практикуется в Краснодарском кооперативном институте(лицей- колледж- вуз) и использование контрактной системы приёма на работу в районных потребительских союзах Краснодарского края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Указ Президента РФ от 26 мая 2004 г.
  2. ЛЕВИТЕС Д.И. Педагогическое насилие. Народное образование. -1997. - № 10,с.64.

Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет)

Библиографическая ссылка

Красноперова А.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 70-72;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8480 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»