Специальная оценка условий труда проводится в соответствии. Специальная оценка условий труда (соут)

Начиная с 2014 года на основании Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» проводится спецоценка условий труда, до этого проводилась аттестация рабочих мест. Смысл примерно одинаков, но тем не менее внесены некоторые изменения.

Проводить ее необходимо всем работодателям. На основании выше указанного закона были внесены поправки, в результате чего были увеличены административные наказания в случае отказа от проведения спецоценки, а также ужесточили уголовное наказание в отношении лиц, по чьей вине на производстве произошел несчастный случай.

Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212. С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.

Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест)

В соответствии с законом №426-ФЗ ст.8 ч.1 и ТК РФ ст. 212 и обязанность по проведению специальной оценки лежит на работодателе, которая проводится также за его счет. Проводить ее обязаны все работодатели, как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть в штате наемные работники.

Если говорить о предпринимателях, которые работают сами на себя без привлеченных сотрудников, то им не требуется проводить спецоценку рабочих мест. Однако, в случае появления в штате работников возникнет обязанность в проведении такой процедуры.

Также не требуется проводить спецоценку физическим лицам, не имеющим статус ИП, которые нанимают работников (Согласно закона №426-ФЗ, ст.3).

По каким рабочим местам необходимо проводить спецоценку

Имеется ряд отличий между рабочими местами, которые подлежат сейчас спецоценке и по которым ранее проводилась аттестация рабочих мест.

Так, ранее, аттестация рабочих мест проводилась в случае использования на них ручного инструмента, механизмов, оборудования, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, при наличии источников опасности. Начиная с 2014 года, в случае спецоценки таких ограничений не установлено, в связи с этим она проводится вне зависимости от того, есть на рабочих местах вышеперечисленные факторы или нет.

Еще одно отличие, касательно работников, работающих дистанционно и надомников. По этим рабочим места проводилась аттестация рабочих мест, проводимой на общих основаниях. На основании закона №426-ФЗ, в котором в настоящее время четко написано по данному вопросу – специальную оценку труда в отношении работников, работающих удаленно, проводить не нужно.

Читайте также:

Ответственность за неофициальное трудоустройство для работодателя и работника

Что касается офисных сотрудников, таких большинство и вопрос заслуживает особого внимания. Ранее в законе не было ясности по поводу необходимости проведения аттестации. Закон №426-ФЗ внес ясность, поскольку ограничений в отношений офисных сотрудников нет, в отношении этих рабочих мест также необходимо в обязательном порядке проводить спецоценку.

Подытожим, спецоценку необходимо проводить для всех рабочих мест, за исключением следующих:

  • В случае, если работник занимается надомным трудом.
  • В отношении мест работников, которые работают дистанционно.
  • Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, которое не является ИП.

Периодичность проведения спецоценки

Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.

Однако, оговорены случаи, при наступлении которых спецоценка проводится внеплановая проверка (до наступления 5 лет с момента последнего проведения:

  • При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
  • В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  • В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
  • На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.

Чем грозит отказ от проведения спецоценки

В случае, если в организации не проводили специальную оценку труда, то она может бы привлечена к административной ответственности.

До 2015 года за такое правонарушение работодатель привлекался согласно КоАП РФ ст.5.27, по которой размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а для юр.лиц – от 30 до 40 тыс. руб. Иной вид наказания – приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Начиная с 2015 года штраф за отсутствие спецоценки взимается на основании КоАП РФ ст. 5.27.1 и составляет:

  • Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Для юр.лиц составляет от 60 до 80 тыс. рублей.
  • Предусмотрено так же и предупреждение.

В случае повторного нарушения штрафные санкции будут более жесткие:

  • Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
  • Для юр. лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.

Что будет, если произошел несчастный случай, а спецоценки нет?

В данном случае в качестве доказательства вины работодателя может являться отсутствие результатов проведения в организации (У ИП) специальной оценки условий труда. Если вина будет доказана, то руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 143:

  • Размер штрафа может быть в сумме до 400 тыс. рублей.
  • В размере зарплаты руководителя от 8 до 18 месяцев.
  • Возможно применения наказания в виде принудительных работ сроком до 1-го года либо лишение свободы на срок до 1 года.

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации Минтруда России (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно , а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года ).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда. Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе. Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

16.03.2020 10:52:00

Для любой организации специальная оценка условий труда — обязательное мероприятие, которое проводится совместно работодателем и специализированной уполномоченной государством организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.


Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ; далее - Закон № 426-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 8 Закона № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой ее проведения , которую утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 24 января 2014 года № 33н (далее - Приказ № 33н) утвердило Методику проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика проведения СОУТ).

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено Законом № 426. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Статьей 17 Закона № 426 предусмотрены случаи проведение внеплановой СОУТ , в частности:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.

Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев. Регулирование СОУТ осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом № 426-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативны ми правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 Закона № 426-ФЗ). В законодательных актах Российской Федерации содержатся требования к рабочим местам и показатели вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные производственные факторы),
измеряемые при проведении СОУТ, а также гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (таблица) .

  • организация проведения СОУТ;

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА



, оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.

В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь , которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ установлен Законом № 426-ФЗ и включает несколько этапов:

  • организация проведения СОУТ;
  • подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении СОУТ;
  • оформление результатов проведения СОУТ;
  • декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя. СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией , оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ. В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что основным видом ее деятельности (один из видов ее деятельности) является проведение СОУТ . В штате этой организации должно быть не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.

Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь испытательную лабораторию (центр) , которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

СОСТАВ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ (ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ
НЕОБХОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ) УТВЕРЖДАЮТСЯ ПРИКАЗОМ (РАСПОРЯЖЕНИЕМ) РАБОТОДАТЕЛЯ. ЭТИМ ЖЕ ПРИКАЗОМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ.

Работодатель заключает с такой организацией, проводящая СОУТ, гражданско-правовой договор .

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА. ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИИ

Работодатель приказом (распоряжением) образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия). Число членов комиссии должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель (его представитель).

При проведении СОУТ у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства , в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА



До начала выполнения работ по проведению СОУТ комиссия утверждает перечень рабочих мест , на которых будет проводиться СОУТ (с указанием аналогичных рабочих мест), а также опасные и (или) вредные условия труда.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами кондиционирования воздуха, вентиляции, освещения и отопления, на которых работники работают по одной и той же специальности, профессии, должности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Проведение СОУТ на аналогичных рабочих местах имеет свои особенности. При выявлении аналогичных мест СОУТ проводится в отношении только 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом Минтруда № 33н.


Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения СОУТ. Согласно разделу II Методики проведения СОУТ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - идентификация) включает в себя следующие этапы:

  • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  • сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  • оформление результатов идентификации.


Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ . Результаты идентификации утверждаются комиссией.

И CC ЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ



В рамках проведения СОУТ все идентифицированные вредные и (или) опасные факторы производственной среды подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень обнаруженных вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подлежат исследованиям (испытаниям), формируется комиссией исходя из:

  • государственных нормативных требований охраны труда;
  • характеристик технологического процесса и производственного оборудования;
  • характеристик применяемых сырья и материалов;
  • результатов ранее проводившихся исследований и измерений
  • вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • предложений работников.


Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных фактора осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ. Методы и методики исследований и методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов определяются организацией, проводящей СОУТ, самостоятельно. Эксперт организации, проводящей СОУТ, на основании результатов проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов определяет классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или)опасности .

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ДОЛЖНЫ ПРИМЕНЯТЬСЯ УТВЕРЖДЕННЫЕ И АТТЕСТОВАННЫЕ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И МЕТОДИКИ (МЕТОДЫ) ИЗМЕРЕНИЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ПРОШЕДШИЕ ПОВЕРКУ И ВНЕСЕННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ (Ч. 4 СТ. 12 ЗАКОНА № 426).


Статья 14 Закона № 426-ФЗ:

«2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности».

ПРОТОКОЛ, СОДЕРЖАЩИЙ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
УСЛОВИЙ ТРУДА.


Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может угрожать жизни или здоровью работников, экспертов или иных лиц, проводящих СОУТ . В таком случае условия труда на рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований и измерений. Комиссия оформляет решение о невозможности проведения исследований и измерений протоколом , содержащим обоснование принятия такого решения.

Работодатель обязан направить копию протокола в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.



ИССЛЕДОВАНИЕ (ИСПЫТАНИЕ) И ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

В рамках проведения СОУТ исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:


Кроме того, при проведении СОУТ измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

  • тяжесть трудового процесса (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника);
  • напряженность труда (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).


По отдельным видам работ, профессий, должностей и специальностей Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с другими исполнительными органами власти и организациями может устанавливаться дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые подлежат исследованию и измерению при проведении СОУТ . По результатам испытаний условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА



Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении по итогам проделанной работы. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждены Приказом № 33н.

В отчет включаются следующие результаты проведения СОУТ:

  • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость результатов проведения СОУТ;
  • перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
  • заключение эксперта организации, проводящей СОУТ.


Протокол проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов оформляется в отношении каждого исследованного и идентифицированного вредного и (или) опасного фактора. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Если член комиссии не согласен с результатами проведения СОУТ, он вправе изложить свое мотивированное особое мнение в письменной форме, приложив его к отчету.

ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПЕРЕДАЧЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ ВОЗЛАГАЕТСЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ, ПРОВОДЯЩУЮ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (Ч. 1 СТ. 18 ЗАКОНА № 426-ФЗ).

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Организация, проводящая СОУТ, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает соответствующие сведения в отношении работодателя, рабочего места и организации, проводившей СОУТ, в указанную информационную систему учета. Сведения передаются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА



В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены , работодатель подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Декларация и информация о ней вносятся в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям по охране труда. Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 года № 80н. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.


ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Уже довольно давно проведение специальной оценки условий труда – это обязанность работодателя, предусмотренная Трудовым Кодексом. Рассмотрим, каким образом ее нужно проводить, чтобы исполнить все требования законодательства. Расскажем про этапы проведения специальной оценки условий труда.

Правовые основы спецоценки

Как было сказано выше, специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) предусмотрена ТК РФ, а именно – ст. 212. Но кодекс только устанавливает для работодателей обязанность ее проводить, не давая никакой конкретной информации.

Подробно все вопросы, связанные с проведением СОУТ отражены в законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и в методике, утвержденной приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Закон устанавливает общий порядок организации и проведения СОУТ, а методика содержит конкретные приемы и критерии, используемые при оценке рабочих мест.

Рассмотрим подробно порядок проведения специальной оценки условий труда.

Подготовка к проведению СОУТ

Закон возлагает обязанности по организации и финансированию СОУТ на работодателя (ст. 8 закона № 426-ФЗ).

С этой целью создается комиссия, формирование которой подчиняется определенным требованиям (п. 1-4 ст. 9 закона № 426-ФЗ):

  1. Число членов комиссии должно быть нечетным.
  2. Возглавлять комиссию должен представитель работодателя.
  3. В состав комиссии необходимо включить специалиста по охране труда (штатного, либо работающего по гражданско-правовому договору).
  4. Если на предприятии есть профсоюзная организация или другой выборный орган работников, то его представители тоже должны войти в состав комиссии.

Далее в рамках подготовке к СОУТ нужно определить перечень рабочих мест, которые будут оцениваться. При формировании этого списка важно правильно определить, какие из рабочих мест являются аналогичными. Под аналогичными понимают рабочие места, расположенные в однотипных помещениях с одинаковыми условиями труда, на которых работники осуществляют одни и те же трудовые функции (п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Если такие места на предприятии имеются, то можно проводить оценку 20% мест от каждой «группы» (но не менее двух). Результаты оценки по выборке распространяются на все рабочие места данной группы.

График проведения СОУТ: сроки

График составляется одновременно с перечнем рабочих мест, подлежащих оценке.

Действующие нормативные акты, посвященные СОУТ, были приняты, главным образом, в 2013 и 2014 г. Но это, конечно, не значит, что ранее оценка рабочих мест вообще не проводилась. До 2013 года включительно эта процедура называлась аттестацией.

При составлении графика проведения СОУТ следует учитывать переходные положения, предусмотренные ст. 27 закона № 426-ФЗ. Если на предприятии до 2014г. проводилась аттестация рабочих мест, то в общем случае СОУТ можно не проводить до истечения 5 лет с даты аттестации. Однако в любом случае СОУТ по всем рабочим местам на основании нового регламента нужно завершить до 31.12.2018.

Работодатели должны завершить спецоценку условий труда до конца 2018 года

Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», все работодатели должны в первоочередном порядке провести спецоценку на рабочих местах с опасными и вредными производственными факторами. На всех прочих рабочих местах, в том числе офисных, разрешено проводить спецоценку поэтапно. При этом последний этап необходимо завершить не позднее 31 декабря 2018 года. Таким образом, все компании и ИП, нанявшие сотрудников, обязаны в 2018 году провести спецоценку, и по ее итогам указать в трудовых договорах класс условий труда.

Для отдельных категорий рабочих мест, перечисленных в ч. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ, СОУТ необходимо провести в первоочередном порядке, без учета сроков ранее проводившейся аттестации (письмо Минтруда от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Речь идет о следующих местах:

  1. Для работников, имеющих право на досрочное назначение пенсии.
  2. Для работников, которым предоставляются различные льготы «за вредность».
  3. Места, на которых ранее были установлены вредные (опасные) условия труда.

Работодатель, выбрав организацию для проведения СОУТ, заключает с ней гражданско-правовой договор. В рамках договора заказчик обязан предоставить исполнителю все необходимые документы и другую информацию для оценки условий труда и вредных (опасных) производственных факторов.

Идентификация и проведение измерений вредных (опасных) факторов

Сама процедура СОУТ начинается с идентификации вредных или опасных факторов производства. Методика проведения специальной оценки условий труда относит к ним:

  1. Микроклимат (температура, влажность, давление).
  2. Излучения различного вида (в т.ч. ионизирующие).
  3. Физические факторы (шум, вибрация)
  4. Химические и биологические факторы.

Идентификацию проводит эксперт специализированной организации, а затем утверждает комиссия, созданная работодателем.

Если вредные (опасные) факторы были выявлены, их необходимо измерить и классифицировать. Процедура оценки и нормативные значения отражены в Методике проведения специальной оценки условий труда № 33н.

По итогам оценки рабочие места распределяют по четырем классам :
  1. Оптимальные (1 класс) – нежелательные факторы отсутствуют или их влияние находится в пределах безопасных нормативов.
  2. Допустимые (2 класс) – воздействие факторов может быть нейтрализовано за время обычного отдыха по окончании работы.
  3. Вредные (3 класс) – воздействие факторов способно привести к развитию профессиональных заболеваний, для восстановления необходим длительный отдых. Данный класс делится на 4 степени, в зависимости от интенсивности воздействия вредных условий труда.
  4. Опасные (4 класс) – факторы представляют угрозу для жизни работника или способны привести к развитию профессиональных заболеваний в острой форме.

Читайте также Новые правила работы на высоте и охрана труда

Оформление результатов проведения спецоценки

По результатам проведения СОУТ составляется отчет (ст. 15 закона № 426-ФЗ), который включает в себя:

  1. Информацию об организации, проводившей СОУТ
  2. Перечень проверенных рабочих мест с указанием выявленных вредных (опасных) факторов.
  3. Протоколы проведенных исследований.
  4. Информацию о классах условий труда по рабочим местам.
  5. Протокол оценки эффективности применяемых средств защиты на тех рабочих местах, где это необходимо.
  6. Перечень мероприятий по охране труда.

Отчет должны подписать все члены комиссии и утвердить ее председатель.

Использование результатов СОУТ

В течение 3 дней со дня утверждения заказчик СОУТ должен сообщить об этом проводившей исследование организации и направить в ее адрес копию утвержденного документа.

Работодатель должен ознакомить работников с результатами СОУТ в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета (п. 5 ст. 15 закона 426-ФЗ).

Сотрудники, рабочие места которых признаны вредными, имеют право на различные льготы и компенсации, предусмотренные законодательством (льготная пенсия, доплаты к тарифной ставке, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и т.п.)

В эти же сроки (30 дней) работодатель должен разместить результаты СОУТ на своем сайте. Публикации подлежит информация об установленных классах по рабочим местам и проводимых мероприятиях по охране труда.

По рабочим местам, для которых нежелательные производственные факторы не выявлены, либо по рабочим местам, отнесенным к 1 или 2 классу, работодатель в течение 30 рабочих дней подает в региональное подразделение Минтруда декларацию соответствия условий труда (ст. 11 закона 426-ФЗ, приказ Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н).

Также работодатель должен уведомить о результатах спецоценки ФСС РФ (подп. 18 п. 2 ст. 17 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…»). ФСС использует эту информацию для принятия решений о скидках или надбавках к страховому тарифу для данного работодателя.

02.10.18 133 341 6

Удивительные приключения бизнеса с наемными работниками

До 31 декабря 2020 года все, у кого есть наемные работники, должны провести специальную оценку рабочих мест.

Наталия Челован

сделала спецоценку

Законодатель установил пятилетний переходный период для поэтапного проведения СОУТ - он закончился 31 декабря 2018 года. Поэтому работодатели должны были провести специальную оценку рабочих мест до 1 января 2019 года. Но тем, кто провел СОУТ в 2015 году, до 31 декабря 2020 года надо заново проходить процедуру, потому что спецоценка проводится не реже чем один раз в пять лет.

Эта статья для малых предприятий и ИП, потому что крупные сами все знают.

На самом деле мало провести спецоценку - нужно еще заполнить декларацию и подать ее в трудовую инспекцию. И уже тут начинаются нюансы.

Этой весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был. В итоге я заплатила 6000 Р за оценку четырех рабочих мест и осталась довольна. Расскажу по порядку.

Что такое специальная оценка условий труда

СОУТ - это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.

Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ . По ее результатам определяют класс условий труда. В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.

При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры - нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Опять душат бизнес проверками?

Специальная оценка условий труда - это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.

Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.

Кто должен проводить

Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

Кто не должен проводить оценку условий труда

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник - гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.

Компании без рабочих мест - все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре - оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места - это когда место есть, а на нем никто не работает.

Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.

Нюансы

Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, - тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.

В какие сроки проводится спецоценка

Спецоценку нужно проводить не реже раза в пять лет. Например, если вы провели СОУТ в августе 2015 года, вы должны заново пройти процедуру не позднее августа 2020 года. И у вас будет 30 рабочих дней с даты утверждения отчета, чтобы оформить и подать декларацию по СОУТ.

Ответственность за непроведение спецоценки - штраф до 200 000 Р

Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р ;
  • юридическое лицо - от 60 000 до 80 000 Р .

Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:

  • гендиректору - штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
  • юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
  • ИП заплатит штраф как гендиректор - до 40 000 Р , но деятельность ему приостановят как компании.

Как часто проводить и сколько действует СОУТ

Срок действия декларации СОУТ - 5 лет. Считаем со дня внесения сведений о результатах оценки в информационную систему учета. В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет. Но оценку нужно будет провести заново, если:

  1. С работником произошел несчастный случай на производстве.
  2. У работника нашли заболевание, которое появилось из-за вредных или опасных факторов на работе.
  3. В ходе проверки трудовая инспекция выявила нарушения норм охраны труда.
  4. В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис. С 1 января 2020 года работодатель также может провести внеплановую проверку, если сотрудник направит ему замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на своем рабочем месте.

Порядок проведения оценки условий труда

Для себя я поделила весь процесс на три шага:

Подготовка - выбор исполнителя, сбор документов. Проведение - исследование и получение документов от организации. Сдача отчетности - заполнение декларации, уведомление сотрудников. Посмотрим подробнее на каждый из шагов.

Выбрать исполнителя, издать приказ и утвердить перечень мест

Оценивают рабочие места специальные люди, у которых для этого есть оборудование и знания. Предприниматель не может проводить ее для себя сам. У исполнителя должна быть аккредитация - ее можно проверить на сайте Минтруда.

Тут же - в разделе «Реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» - можно проверить аттестацию эксперта, который будет проводить СОУТ.

  1. Общее количество мест - чем меньше, тем дороже.
  2. Расположение офиса - выезд в промзону на окраину города будет дороже.
  3. Сложность оценки - если оцениваете не офис, а, например, швейное производство, то потребуются дополнительные замеры шума и тяжести трудового процесса, это будет дороже.
  4. Срочность.

Я обзвонила десяток компаний, выбрала троих с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.

Параллельно с заключением договора нужно создать комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором перечислен состав комиссии из сотрудников компании.


До начала процедуры нужно составить и подписать у комиссии перечень мест, которые подлежат оценке, и составить график проведения СОУТ. У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы.

Ни приказ, ни график, ни перечень мест не нужно никуда сдавать. Они хранятся вместе с другими документами в толстой папочке у бухгалтера. Вот как выглядят эти документы у меня.







Приказ, график и перечень составила лично я, для примера. Оформление может отличаться от вашего. Оно никак не регламентируется, но сами документы для порядка должны быть.

Получение заключения

При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.

Идентификация. Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.

О времени вы договариваетесь заранее - важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:

  1. Перечень рабочих мест и собственно сами рабочие места.
  2. Режим работы сотрудников.
  3. Оборудование, за которым сотрудники работают.

После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор - освещенность. Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи.

Замеры и исследования. Эксперт приезжает и проводит измерения на рабочих местах. В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером. Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.

Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда. Всего выделяют 4 класса условий труда:

  1. Оптимальные (первый класс).
  2. Допустимые (второй класс).
  3. Вредные (третий класс), есть еще и подклассы.
  4. Опасные (четвертый класс).

Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами. В нашем офисе поставили второй класс - это допустимые условия труда.

Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.

В отчете должны быть:

  1. Сведения об организации, оценивающей рабочие места, копии аттестата аккредитации и область аккредитации.
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с перечислением обнаруженных вредных факторов.
  3. Протоколы проведения исследований и измерений.
  4. Карты специальной оценки.
  5. Сводная ведомость результатов СОУТ и сводная таблица классов условий труда.
  6. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий, если нужно.
  7. Заключение эксперта.

Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.





Сдать декларацию

Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.

После этого организация, проводящая СОУТ, отправляет отчет о спецоценке во ФГИС (Федеральная государственная система учета результатов проведения СОУТ) и в течение трех рабочих дней сообщает об этом заказчику. Все эти действия - в срок действия договора.

По местам, на которых не нашли ничего вредного и опасного, подается декларация соответствия. Есть исключения, например по медицинским, педагогическим работникам, список исключений смотрите в п. 6 ст. 10 закона 426-ФЗ. Подать декларацию обязан работодатель. Срок подачи - 30 рабочих дней с даты утверждения отчета.

Подавать нужно в Роструд:

  1. лично;
  2. по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке;
  3. если есть квалифицированная электронная подпись, то можно заполнить декларацию прямо на сайте Роструда.


Результаты оценки условий труда

Организация, которая проводила СОУТ, оформляет итоги оценки в виде отчета.

Что делать по итогам СОУТ

Класс условий труда Что делать работодателю Примеры Нормативная база
Платить дополнительные взносы в ПФР Максимальный тариф - 8% от зарплаты при опасных условиях п. 3 ст. 428 НК РФ
Предоставлять работникам гарантии и компенсации - Если условия труда опасные или третьей - четвертой степени вредности - сократить рабочее время;
- если условия труда опасные или второй - четвертой степени вредности - предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
- повысить оплату труда
пп. 6 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ
Улучшать условия труда работников - Установить защитные и сигнализирующие устройства;
- уменьшить загазованность, запыленность воздуха;
- улучшить освещение
пп. 6 п. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ
Обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ
Давать работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты ст. 222 ТК РФ
Второй или первый класс: допустимые или оптимальные условия труда Контролировать условия труда и вовремя устранять факторы, которые могут повлиять на уровень безопасности - Вовремя менять перегоревшие лампочки;
- следить за состоянием вентиляции;
- обеспечивать уборку
пп. 1, 4 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ

Четвертый или третий класс: опасные или вредные условия труда

Что делать работодателю

Платить дополнительные взносы в ПФР

Максимальный тариф - 8% от зарплаты при опасных условиях

Что делать работодателю

Предоставлять работникам гарантии и компенсации