Жесты руками молодежи и их значения. Какие бывают жесты руками и пальцами рук и что они означают

VI ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Я – исследователь»

Секция «Английский язык»

«Сравнительный анализ жестов подростков Англии и России»

Выполнил:

Урманов Андрей ученик 6 «Б» класса

МБОУ Школы № 69 г. о. Самара

Советского района

Научный руководитель:

Чеснокова Инна Николаевна

Учитель английского языка

Самара, 2015 г


Введение……………………………………………………….………..…….3

Основная часть


  1. Основные понятия……………………………………………………..5

  2. Классификация жестов…………………………………………..…….9

  3. Функции жестов в жизни человека…………………………………..11
Практическая часть………………………………………………...…….14

Заключение………………………….………………………………..…..…..21

Список литературы…………………………..……………………….….….22

Приложение …………………………..…………………………………......24

Введение.
Так как язык жестов весьма важен при коммуникации между людьми, разговаривающими на одном языке, тем более жесты важны при общении с людьми разных национальностей. Человек, не владеющий информацией об особенностях языка жестов другой страны, при общении с представителем данной страны может попасть в неприятную ситуацию. Чтобы избежать этого следует тщательно изучать не только вербальный язык другой страны, но и невербальный, а также культуру и традиции данной страны. В нашем исследовании мы решили сравнить жесты Англии и России среди молодежи 12-14 лет. В ходе опроса, мы выяснили, что ребята интересуются языком телодвижений и хотели бы узнать больше об особенностях жестов в других странах.

Проблема заключается в том, что люди используют различные жесты при общении, не зная, что они означают.

Актуальность нашей работы заключается в том, что результаты исследования помогут правильно использовать те или иные жесты в общении с иностранцами.

Цель нашей работы - сравнение русских и английских жестов в подростковой среде и выявить различия в их значении.

Следовательно, мы поставили следующие задачи :


  1. Определить понятие “жест”.

  2. Рассмотреть классификацию жестов.

  3. Выявить функции жестов и их значение в коммуникации.

  4. Определить значение жестов.

  5. Найти, существуют ли аналогичные по значению жесты в русской среде подростков.

  6. Сравнить жесты, используемые подростками России и Англии.
Объектом исследования являются жесты, используемые подростками Англии и России.

Предмет исследования – интерпретация жестов, используемых подростками Англии и России.

Гипотеза исследования : если правильно интерпретировать такой компонент общения, как жесты, то это уменьшит количество проблем, возникающих при обмене невербальной информацией между подростками.

Методы исследования:

1.Описательный метод с приёмами наблюдения языковых явлений (наблюдение за речью подростков с точки зрения наблюдения за использованием жестов);

2. Поисковый метод при организации этапа сбора материала.

3. Приём систематизации и классификации.

4. Анализ и обработка собранного материала.

5. Лингвистический эксперимент.

Для написания нашей исследовательской работы был проведен анализ следующих источников: 1) жесты подростков школы; 2) материалы Интернет-сайтов.

Новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка изучить отдельную сторону такого явления, как функционирование межличностной коммуникации между подростками разных национальностей, в части исследования ими кинетических невербальных средств общения (жестов), а также предложены новые основания для классификации жестов (по совпадению / различию их значений в разных национальных культурах – русской и английской).

1.Основные понятия.

Одной из форм человеческого взаимодействия, «благодаря которой люди как физически, так и духовно творят друг друга, обмениваясь опытом, влияя друг на друга» , является общение.

Общение как особого рода деятельность – это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседника, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной коммуникативных целей, под которыми мы вслед за Е. В. Клюевым понимаем «стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт» .

Понятие «общение» используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами («межнациональное общение», «общение культур») . При этом «в ходе социальной эволюции и развития культуры возникают разнообразные предметные и знаковые средства, обеспечивающие общение между человеческими индивидами, связи разнообразных человеческих деятельностей» .

Возникновение этих средств обусловлено тем, что речевые высказывания сопровождаются эмоциями, которые образуют невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию. Невербальное общение включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова, формируют «немой язык» человеческих чувств - взгляд, жест, который может быть приветливым и обидным, красивым и вульгарным, выразить симпатию или антипатию к человеку; поза, манера держаться в разговоре, характеризуют культуру, воспитанность человека» .

Кажется почти невероятным, что за долгие года жизни человека на земле невербальные аспекты коммуникации начали серьезно исследоваться только в начале 60-х годов. Возможно, наиболее важной из работ по языку жестов была работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций животными и человеком» опубликованная в 1872 году. Она оказала влияние на многие современные исследования, связанные с мимикой и жестами. Данная работа стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы около миллиона невербальных знаков и сигналов. Удивительно, но человечество узнало о «языке жестов» только в 1972 году после выхода в свет книги Джулиуса Фаста о невербальной коммуникации. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проведенные учеными-бихевиористами до 1970 года. С тех пор появилась даже новая специальность – ученые-невербалисты. К сожалению, даже сегодня большинство людей даже еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его значительную роль в общении. Например, Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств общения (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (интонация, тон голоса) на 38% и за счет невербальных средств на 55%.

Профессор Рей Бердвиссл подчеркивал, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунды . В конце 70-х годов серьезными исследованиями «body language» занялся знаток психологии человеческого общения Алан Пиз, который является автором методики обучения основам коммуникации.

За последние двадцать и особенно за последние десять лет была проведена масса разноплановых исследований в области невербальной коммуникации. Представители таких отраслей знания, как психология, социология, антропология и лингвистика, пристально изучали аспекты человеческого поведения, так или иначе связанные с функцией коммуникации. Появился целый ряд самостоятельных направлений научного поиска, как, например, кинесика, проксемика, паралингвистика. В результате сегодня мы знаем о межличностной коммуникации не только с точки зрения речевого взаимодействия индивидуумов, но и с учетом вклада в нее со стороны невербальных факторов.

Мы рассмотрели разные трактовки понятий (невербальное общение, язык тела, жест) нескольких авторов. Майк Кордуэлл, составитель словаря - справочника «Психология А - Я» считает, что невербальное общение , известное широкому кругу читателей как «язык тела», обозначает любой аспект общения без участия устной или письменной речи. Невербальное общение может происходить через жесты, позы, выражения лица.

Составители «Оксфордского психологического словаря» рассматривают понятие «язык тела», как комплексную систему, где чувства и эмоции передаются с помощью невербальных каналов , включающих в себя жесты, позы, выражение лица и другие паралингвистические механизмы.

В нашей работе мы опирались на определение составителей энциклопедии по социологии, которые считают, что понятие «язык тела» - это совокупность телесных проявлений (особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, внутренних ощущений людей), отражающая душевное состояние человека, его мотивы и особенности взаимоотношений с окружающим миром.

Понятие «жест » в «Энциклопедии по социологии» определяется как (от лат. gestus - движение тела) - англ. gesture) невербальное средство общения (физическое движение, поза, выражение лица), несущее, согласно существующим в данном обществе культ, традициям, определенную смысловую нагрузку (напр., рукопожатие, салют и т. п.). [ссылка Социология]Составители «Словаря иностранных слов» предлагают следующую трактовку понятия «жест» - движение рукой или другое телодвижение, что - либо выражающее и сопровождающее речь или поступок, рассчитанный на внешний эффект . В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Ефремовой Е. Ф. указывается, что понятие «жест» происходит от французского слова «gеste» - позиция, поза, телодвижение, жест. Под «жестом» понимается Телодвижение, особенно движение рукой, сопровождающее речь с целью усиления ее выразительности или имеющее значение какого-л. сигнала . В «Этимологическом словаре русского языка» под редакцией Семенова понятие « жестом» называют любое телодвижение (обычно движение руки), сопутствующее речи в качестве дополнительного выразителя чувств и настроения . Составители «Оксфордского психологического словаря» считают «жест» движением тела или мышц лица, используемым при коммуникации (общении) . В этологии человека (науке о биологии поведения) под жестами чаще понимают только движения руками (мануальные жесты) .

Мы в работе использовали следующее определение «жеста» - это телодвижения отдельных частей тела, которые обычно сознательно контролируются или бессознательно используются для передачи информации, вместо слов или в дополнение к ним .

2. Классификация жестов.

Некоторые исследователи выделяют пять подсистем невербального общения :


  1. Пространственная подсистема (межличностное пространство);

  2. Взгляд;

  3. Оптико-кинетическая подсистема (внешний вид собеседника, мимика (выражение лица), пантомимика (позы и жесты);

  4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема (вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр);

  5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема (темп речи, паузы, смех и т. д.).
В работе рассматривается одна из составляющих оптико-кинетической подсистемы - жестовая коммуникация . Все жесты делятся на две большие группы:

  1. Эмоциональные выражения, которые являются прямым отражением
    внутреннего состояния исполнителя. Ч.Дарвин считал эмоциональные
    выражения врожденными и универсальными для всех человеческих культур

  2. Сигналы диалога, которые осваиваются путем научения и варьируют от культуры к культуре.
Известные психологи П. Экман и В. Фризен предлагают следующую классификацию жестов из группы «сигналы диалога»:

1) эмблемы - жесты, имеющие языковой эквивалент и достаточно точное значение для данной социальной группы;

2) иллюстративные жесты, которые делятся на семь подгрупп: дирижирующие, акцентирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические и эмблематические движения;

3) адаптеры - жесты, способствующие уменьшению или снятию внутреннего напряжения;

4) регуляторы - жесты, используемые для контроля или координации общения;

5) аффективные жесты, являющиеся выразителями эмоций и чувств.

Кроме того, жесты бывают простые, состоящие из одного движения; составные - несколько однородных движений; сложные - несколько неоднородных движений . Жесты классифицируются и с точки зрения того, какая часть тела участвует в их исполнении. И, конечно, у жестов есть стилистическая характеристика. Каждый из нас ощущает, что вот этот жест торжественный, а тот развязный, этот жест дружеский, а тот официальный.

На основе указанной выше классификации можно определить, что в работе рассматривается ведущий способ невербального общения - жестовая коммуникация. Практическая часть работы посвящена сигналам диалога, в частности некоторым символическим, иконическим жестам.


  1. Функции жестов в жизни человека
Разные ученые придерживаются разных точек зрения о том, какие функции выполняют жесты. Разные ученые придерживаются разных точек зрения о том, какие функции выполняют жесты.

Одна из функций – коммутативность, т.е. сознательное действие, направленное на получателя и состоит она в передаче информации. В психологической функции, жест выражает эмоции и ментальные репрезентации, не преследуя цель произвести впечатление на получателя.

В некоторых случаях жест выполняет сразу обе функции, и независимого от того, для чего его использовал отправитель, именно собеседник присваивает жесту определенное значение. «Какой бы не была функция жеста для отправителя и не зависимого от того сделал он этот жест сознательно или нет, получатель, видя жест, интерпретирует его или как не больше чем выражение внутреннего состояния собеседника, или как элемент «коммуникативного усилия» отправителя».

В большинстве же случаев, жесты не только служат показателями принадлежности человека к тому, или иному социальному классу и культуре, но и предоставляют собой самые настоящие жестовые фразы, которые подставляют, предвосхищают, сопровождают или расширяют вербальное содержание. И если получатель внимателен к жестикуляции собеседника, он может лучше понять то, что ему хочет сказать собеседник.

В ходе исследований удалось выяснить, что во время вербального взаимодействия человек использует жесты, чтобы сделать свою коммуникацию более эффективной. Если использование жестов в определенной ситуации невозможно или недопустимо, человек изменяет стиль и структуру своей речи.

Результаты исследований взаимосвязи между жестикуляцией и речью доказывают, что человек прибегает то к одному, то к другому доступному ему способу коммуникации, в зависимости от того, какие взаимодействия он преследует.

Креативная работа побуждает к интенсивной и экспрессивной жестикуляции, в то время как при воспроизведении текста, заученного наизусть, такая жестикуляция отсутствует. Следовательно, жесты связаны с мыслительной деятельностью.

Сейчас, когда получили бурное развитие межкультурные отношения, очень важно изучить культуру, менталитет, особенности представителей тех стран, с которыми вы хотите иметь отношения. Наука, занимающаяся изучением явлений, сопровождающих языковое общение людей и несущих при этом информацию , истолковываемую определ енным образом (тембр голоса , интонации , кашель , жесты , манера говорить и т . д .) называется паралингвистикой . Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения.

Кинесика, как раздел паралингвистики, изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), "вокальная мимика" (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса) и т. п .

Жесты играют в человеческом общении самую разнообразную роль: повторяют и дублируют актуальную речевую информацию, противоречат речевому высказыванию и замещают его.

В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов , разработанной психологом Е.А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют:

Аффективно-коммуникативная - жесты, выражающие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);

Регулятивно-коммуникативная - фатические жесты (жесты ёвступления в контакт); конативные жесты (жесты, способствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта);

Информативно-коммуникативная - презентация информации об объекте, о себе, о другом.

Жестам всегда присуща, во-первых, вариативность (даже в тех случаях, когда они общеупотребительны), обусловленная прежде всего индивидуальными особенностями человека; во-вторых, многофункциональность. Например, взмах руки может употребляться как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа от чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие - часто они лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слушать дальше, и как бы дают разрешение собеседнику продолжать речь, поэтому в групповой беседе говорящий обычно обращает свои слова непосредственно к тем, кто постоянно кивает .

Таким образом, невербальные сообщения - необходимая составляющая межличностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру. В любой, даже сугубо официальной и деловой ситуации присутствует и активно ее формирует невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партнеру и к себе самому.

Практическая часть

Мы можем не отдавать себе отчет в том, что означали некогда многие из совершаемых нами действий, но продолжаем совершать их, поскольку заучили эти действия наизусть. Учителя часто говорят нам, что вести себя подобным образом - вежливо, что «так принято», что в данном случае необходимо поступать так-то и так-то, но почему - не говорят. Если спросить их, окажется, что они и сами этого не знают. Мы усваиваем действие, покорно воспроизводя его вновь и вновь, и затем учим тому же других людей, которые наравне с нами не понимают, что означает данное телодвижение.

История возникновения многих знаков скрыта во мраке неизвестности, что не мешает новым поколениям копировать эти знаки и передавать их дальше. Телодвижения не исчезают не потому, что им обучают в школах, а потому, что мы видим, как их воспроизводят другие люди, и бездумно им подражаем.

Порой люди попадают в проблемные ситуации, особенно в общении с иностранцами не потому, что они не знают правил хорошего тона, а потому, что они не имеют понятия, что такое невербальное общение. Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и «невербалика» одной нации отличается от невербального языка другой нации. Например, какой-то жест может быть общепризнанным, иметь четкую интерпретацию в одной нации, а у другой нации он может не иметь никакого или иметь противоположное значение.

Нами были опрошены 118 учащихся МБОУ Школы № 69, подростки 12 – 14 лет. Было установлено, что подростки интересуются языком жестов, используют его в своей речи , однако не владеют информацией о нем и не знают, что существуют различия жестов разных народов. [Приложение 1]

Результаты опроса можно показать следующей диаграммой:

Наблюдая за подростками нашей школы, мы выявили жесты, которые они используют в своей речи, и сравнили их с жестами, употребляемыми подростками Англии.

Англия Россия


Указательный и средний пальцы тыльной стороной вперёд в форме буквы “V”. Index and middle fingers back side forward.

Во всём мире, в том числе и у англичан, данный жест используется в значении «мир вам», то есть является признаком дружелюбия. В Россию данный жест пришел из Англии, но используется только на фотографиях. Мы не выявили использование данного жеста при разговоре.


Указательный и средний пальцы внешней стороной вперёд. The index and middle fingers of the outer edge first.

Используется английскими подростками в отрицательном значении: «пошёл вон!», «не хочу тебя видеть», «тебе здесь не место!». Подростки России не различают разницу между жестами в форме “V”, но демонстрируемых разными сторонами ладони. Оба жеста они используют на фотографиях.


Взгляд в сторону и сжатие губ. Looking in the direction of and compression mouth.

Данный жест используется англичанами для демонстрации безразличия к тому, о чем говорит собеседник или порой насмешки. Русские подростки в таком же значении используют жест – ухмылка и косой взгляд.


Усиленное махание руками. Wave both arms.

Когда английский подросток усиленно машет руками, он хочет убедить своих собеседников остановиться, не продолжать разговор. Русские подростки не столь эмоционально выражают свои эмоции. Обращаясь с просьбой остановиться, они просто делают жест распрямленной ладонью, обозначающий «стоп».


Пожимание плечами с подниманием ладоней. Shrug with the raising of hands.

Английский подросток пожимает плечами с одновременным поднятием ладоней, когда не могут ответить на вопрос собеседника , в значении «понятия не имею». Подростки же из России упростили жест, оставив лишь пожимание плечами.


Проведение большим пальцем поперёк шеи. Holding his thumb across his neck.

Среди английских подростков известен как «тебе крышка», «тебе не повезло», что в соответствующем контексте может считаться за угрозу. В том же значении русские подростки используют похожий жест, только используя указательный палец.


Держать указательный палец на уровне лба. Keep your index finger at his forehead.

Англичанами используется в значении «довольно», «ты у меня уже здесь со своими проблемами, вопросами». При аналогичном значении используется и русскими, однако вместо лба палец находится на уровне шеи.


Поднятие указательного пальца вверх. Raising the index finger up.

И английские подростки, и русские используют данный жест в значении «придумал!», «Эврика!».


«Замок» на губы. "…" on the lips.

Данный жест распространен и среди англичан, и среди русских подростков в значении «не хочу с тобой разговаривать», однако всё же среди россиян чаще выражается прикрытие рта ладонью.

Также, жест «Замок» на губы» может использоваться в значении «Я – могила! Не раскрою секрет!» среди английских подростков. В аналогичном значении русские подростки прикрывают рот.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме «предложений» и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Заключение

Итак, отвечая на вопрос, поставленный во введении: используют ли люди различные жесты при общении, не зная, что они означают, можно констатировать, что, большинство людей даже не задумывается о смысле своих жестов , но как выяснилось, они хотели бы больше узнать о них.

В ходе исследования выяснилось, что больше половины подростков используют в своей речи жесты и интересуются их значением.

В своей работе мы провели сравнение некоторые жестов Англии и России в молодежной среде и выявили, что жесты в разных странах могут иметь как одинаковое значение, так и совершенно противоположное. Жесты могут быть одинаковыми по форме исполнения, но различаться значением, и также, они могут иметь разную форму исполнения и в то же время иметь одинаковое значение.

В ходе работы над темой «Сравнительный анализ жестов подростков Англии и России» мы успешно решили поставленные задачи исследования:


  • определили понятие “жест”;

  • рассмотрели классификацию жестов;

  • выявили функции жестов и их значение в коммуникации;

  • определили значение жестов;

  • нашли аналогичные по значению жесты в русской среде подростков;

  • сравнить жесты, используемые подростками России и Англии.
Мы считаем, что необходимо изучать особенности невербального поведения в разных странах.

Список литературы


  1. Библия языка телодвижений: Десмонд Моррис - Санкт-Петербург, Эксмо, 2010 г.- 704 с.)

  2. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с

  3. Клюев Е.В., Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.

  4. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2007 г. – 107 с.

  5. Равенский Н. Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика. - Санкт-Петербург, Рипол Классик, 2010 г.- 672 с.
Интернет-источники

  1. Вербальные и невербальные коммуникации // ИНТЕГРАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА XXI ВЕКА Теория и практика. - URL: http://www.it-med.ru/library/v/verbalne.htm (дата обращения 03.12.15).

  2. ПСИХОЛОГИЯ / Практическая психология / Психологическая практика / Печать Невербальная коммуникация. Жесты и позы. Психология (дата посещения 02.12.15)

  3. Сборник он-лайн словарей. – URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/o/obschenie.html (дата посещения 02.12.15)

  4. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - М.: 2003 г. (дата посещения 02.12.15 )

  5. http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/jazyk-tela (дата посещения 02.12.15 )

  6. http://enc-dic.com/fwords/ZHest-13444.html (дата посещения 02.12.15)

  7. http://enc-dic.com/efremova/ZHest-23981.html (дата посещения 02.12.15)

  8. http://enc-dic.com/semenov/Zhest-717/ (дата посещения 02.12.15)

  9. http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/zhest (дата посещения 02.12.15)

  10. http://www.studfiles.ru/dir/cat5/subj164/file8356/view82841.html (дата посещения 02.12.15)

  11. http://www.e-reading.club/chapter.php/1031762/16/Ilin_-_Psihologiya_obscheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy.html (дата посещения 03.12.15)

  12. http://www.studmed.ru/docs/document39904/cc1?page=3 (дата посещения 03.12.15)

  13. http://www.vmirewoman.ru/success/177-jesti-v-jizni.html (дата посещения 03.12.15)

  14. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7028/ПАРАЛИНГВИСТИКА (дата посещения 03.12.15)

  15. http://lingvosophy.com.ua/psycho/369-kinesika.html (дата посещения 03.12.15)

  16. http://www.elitarium.ru/zhesty_klassifikacija/ (дата посещения 03.12.15)
Приложение 1

Результаты анкетирования учащихся 6-8 классов

В XX веке мир покорил жест козы, который впервые показал на сцене американский рок-исполнитель Ронни Джеймсом Дио. «Коза» стала символом целого поколения рокеров. Посмотрим, какие жесты в тренде сегодня.

Фэйспалм

По-русски этот жест называется «рука-лицо». Изображение человека, прикрывающего одной рукой лицо, появилось на просторах интернета в начале двухтысячных. С тех пор пользователи социальных сетей картинкой с этим жестом высказывают недоумение или раздражение. Классическим исполнителем facepalm cтал Капитан Пикард из сериала «Звездный путь».

Сегодня фэйспалм популярен и в реальной жизни. Часто молодые люди, сами того не замечая, закрывают правой рукой свое лицо во время безнадежной беседы. И если традиционно этот жест во многих культурах обозначает горе и отчаяние, то в современной интерпретации – это саркастическая реакция на глупость.

«Бла, бла, бла»

Этот жест иллюстрирует американскую фразу «Blach-blach-blach», которая пришлась по душе и русским. В переводе с английского «blah» означает «вздор», «чепуха». Когда собеседник говорит слишком много, не по делу или явно врет, то сама с собой просится фраза «Бла-бла-бла». Часто полюбившееся выражение сопровождает рука, имитирующая болтливость.

Воздушные кавычки

Воздушные кавычки начали завоевывать популярность в конце прошлого века. По-английский этот жест называется Air quotes. Он обозначает сарказм. В 1990-ые годы воздушные кавычки использовал комик Стив Мартин в своих стэнд-ап шоу. Сегодня жест распространен не только в Америке, но и в европейских странах. Согласно опросу английского издания, Daily mail, воздушные кавычки – это не только один из популярных, но и самый раздражающий способ невербальной коммуникации.

Рукотворное сердечко

Сложенные в сердечко руки – это жест любви или симпатии. У этого жеста есть собственник – британский футболист Гарет Бейл. После каждого забитого гола британец демонстрирует болельщикам рукотворное сердце. В 2013 году Бейл запатентовал свой фирменный жест, отсудив его у другого именитого претендента - Джастина Бибера.

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного участия. Конечно, если вы не знаете, как работает язык рук.

Человек, владеющий языком невербального общения, имеет массу преимуществ перед своим визави, и в состоянии услышать не только то, о чем говорит собеседник, но и понять, о чем он думает, или про что он не говорит. Но давайте обо всем по порядку.

Сегодня многие символы, демонстрируемые руками, имеют международную прописку, и одинаково понятны для новозеландских маори и африканских масаев. Почему же так сложилось?

Почему военные для приветствия прикладывают руку к голове, или чтобы похвалить человека, мы поднимаем большой палец вверх, а чтобы оскорбить - средний? Ответы на эти вопросы пришли к нам из прошлого. Разберем истории возникновения некоторых из этих жестов более подробно.

  1. Большой палец вверх. Показывает, что все хорошо, и вы молодец. Это движение пришло к нам из античности. Римская публика, во время гладиаторских боев, таким способом сигнализировала, что за усердность и старание, проявленные поверженным рабом во время битвы, ему можно сохранить жизнь. Опущенный большой палец не предвещал воину неудачнику ничего хорошего. С тех времен повелось: большой палец указывает в небо – вы на высоте, в землю – вы немножко лузер;
  2. Приветствие военных при обращении к начальнику или при поднятии флага, путем подношения открытой ладони к голове, позаимствовано у средневековых рыцарей. В те давние времена, чтобы показать чистоту своих мыслей воины, при встрече, поднимали забрало, тем самым демонстрировали дружелюбность своих планов. Еще одна версия возникновения этого знака связана с более ранними периодами человеческой истории. В античные времена поданные, дабы показать, что выше их правителя только солнце, при встрече с самодержцем прикрывали глаза рукой, тем самым демонстрирую покорность. С течением времени немного изменилась форма жеста, но содержание осталось неизменным. Люди в погонах показывают свое уважение и приверженность начальству или государственному символу путем поднятия руки к голове;
  3. Рука, протянутая при встрече, или рукопожатие. Возникновение этого приветствия объясняется достаточно просто. В древности протянутая рука, без оружия, символизировала ваши мирные планы и уважение;
  4. Поднятый вверх средний палец. Существует, как минимум, два объяснения появления этого непристойного жеста. По одной из версий древние греки показывали этот символ тем, с кем хотели бы осуществить действия, смысл которых отражает то, что мы подразумеваем, демонстрируя этот жест сегодня. Другой вариант уходит корнями в начало 15 века, когда во время франко-английской битвы при Азинкуре французские воины отрубали средние пальцы плененным английским лучника, чтобы те, в последующем, не могли прицельно по ним стрелять. Естественно, те из англичан, которых не смогли словить подлые французики, с безопасного расстояния демонстрировали им свои средние пальцы, тем самым показывая свое пренебрежение и храбрость. Почему французы просто не убивали пленных? Вопрос остается открытым;
  5. Так называемая коза. Символ, отличающий истинных «металлистов» от окружающих их людей. В одном варианте говорится, что знак зародился в среде древних викингов, и символизировал скандинавскую руну, защищающую ее обладателя от сглаза. По другой версии, это «распальцовка» советских зеков, которые, чтобы не идти на работы просто перерезали себе сухожилия, и рука принимала такую форму самопроизвольно. Сегодня этот символ крутости говорит, что человек, его демонстрирующий, принципиальный «законник», и попкорн, рассыпанный в кинотеатре, он собирать не будет;
  6. Всем хорошо известный американский ОК. В этом жесте могут быть разночтения в зависимости от части света, в которой вы находитесь. У одних народов он символизирует, что ваши дела в полном порядке, у других обозначает, что вы «полный ноль», а у некоторых демонстрирует проблемы с толстым кишечником. По одной из наиболее правдоподобных версий этот знак позаимствован из невербального языка коренных американских жителей - индейцев, которые таким образом показывали своим соплеменникам, отсутствие проблем.

Некоторые жесты руками и их значение

Каждый жест имеет свою интересную и многогранную историю, впрочем, пора поговорить про их значение и практическое использование этих знаний в повседневной жизни.

Открытая ладонь

В большинстве культур открытая рука связана с честностью. Поэтому если вы хотите заставить людей поверить что говорите правду, не рекомендуется приводить свои доводы с зажатыми в кулаки руками.

В такие моменты лучше раскрыть свои ладони, чтобы показать, что вы ничего не скрываете.

С другой стороны, будьте бдительны, когда кто-то говорит вам важные вещи, засунув руки в карманы или спрятав их за спиной. Скрытые ладони не делают фразы более правдоподобными, даже если они верны. С высокой долей вероятности можно утверждать, что ваш собеседник лжет или скрывает от вас часть важной информации.

Положение ладони вверх и вниз

То, как вы используете свои руки во время общения с другими, может значительно повлиять на их восприятия к вашим словам и вам непосредственно. Задайте простой вопрос с поднятыми вверх ладонями, и люди будут думать, что вы просите об одолжении.

С одной стороны их не будет беспокоить ваша просьба, но с другой они не будут чувствовать угрозу или давление с вашей стороны. Если же вы зададите этот вопрос с ладонями направленными вниз, он будет скорее напоминать требование, обязательное для выполнения.

Может не только задавать тон любой деловой или политической встрече, но и влиять на ее результаты. Когда два равных собеседника пожимают друг другу руки, их ладони остаются в вертикальном положении.

Но если ладонь одного человека при рукопожатии обращена вверх, это может восприниматься как символическая капитуляция, и обозначать превосходство другого человека.

При разговоре ваш собеседник держит руки за спиной и делает ими неосмысленные движения – вы ему неинтересны, следует прекращать бессмысленную беседу, либо переходить на другую тему.

Каково значение жестов пальцами рук

Не меньше откровений можно почерпнуть из положения пальцев на наших руках. Приведем несколько примеров.

Между жестом руки и жестом пальца существует тонкая грань, но мы поговорим о тех случаях, в которых движения пальцев является самостоятельным сигналом.

Некоторые жесты пальцев являются непреднамеренными, и по их положению можно безошибочно прочитать то, в каком эмоциональном состоянии находится человек, или об его отношении к теме разговора.

  • палец на рту – вам лгут;
  • при беседе указательный палец непроизвольно показывает в сторону другого человека – явный признак доминирования;
  • указательный палец вверх – следует опасаться такого человека, так как жест часто используется родителями по отношению к нерадивому чаду;
  • пальцы прямые и плотно прижаты друг к другу – человек принял твердое решение добиваться своей цели и ему плевать на сантименты;
  • пальцы сжимают запястье или ладонь другой руки – собеседник в ярости, старается сдержать свои эмоции;
  • пальцы время от времени сжимаются в кулак – явный признак скрытой угрозы.

А как у глухонемых?

Многие жесты, неосознанно используемые при общении, нашли свое отражение в азбуке для глухонемых.

Жестовые языки глухонемых относятся к самостоятельным языкам, которые состоят из комбинаций движений руками и пальцами в сочетании с мимикой, положением рта, губ и корпуса тела.

Ошибочно считать, что языки жестов для глухонемых придумали слышащие, чтобы передавать информацию не слышащим. На самом деле эти языки развиваются совершенно самостоятельно.

Причем в одной стране могут существовать несколько жестовых языков, которые грамматически не совпадают со словесными языками этой страны.

Как показывает практика, при отсутствии возможности использовать звуковой язык в качестве средства общения, люди инстинктивно начинают использовать для этого жесты. Основным средством общения для этого являются руки и пальцы.

При этом у глухих людей много жестов, понять значение которых сможет не подготовленный человек. Например, слово «мир» на языке глухонемых будет выглядеть как сжимающие друг друга руки, расположенные перед грудью, «любовь» представляет собой ладонь, поднесенную к губам в виде воздушного поцелуя, а «дом» - сложенные треугольником ладони в виде двускатной крыши.

Молодежные жесты руками и их значение

Наши дети также применяют язык жестов для своего общения, причем многообразие этих невербальных знаков постоянно обогащается за счет появления новых. Приведем несколько примеров таких молодежных жестов, при помощи которых тинейджеры легко поймут друг друга, а люди старшего поколения, и даже средних лет останутся в неведении.

Время и научно-технический прогресс диктуют свои условия, и это в полной мере относится к нашей жестикуляции.

Еще совсем недавно рука, сложенная в форме английской L не означала ничего, а сегодня это лузер, знак сигнализирующий, что вы неудачник.

Показывающий в сторону вытянутый средний палец может означать, что вас посылают, одновременно его можно трактовать как приглашение к сексу.

С пальцами сложенными в виде сердца все просто: «Я тебя люблю». А вот «коза рогатая» с отведенным в сторону большим пальцем обозначает простую симпатию.

Английская V в исполнении подростка с повернутой к вам тыльной стороной ладони может означать как две «Колы», так и служить эквивалентом среднего пальца в Великобритании. А такой знакомый знак как ОК, но в перевернутом виде, и показанный на уровне пояса или ниже – откровенное приглашение к сексу.

Благодаря специфической универсальности с помощью языка рук и нескольких широко распространенных английских слов можно пообщаться с иностранцем, случайно встреченным на оживленной улице. Конечно, контракт на поставку газового оборудования вы с ним заключить не сможете, но объяснить, как пройти к ближайшей станции метро или стадиону у вас с легкостью получится.

Различия в толковании привычных жестов в разных странах

Не спешите применять свои широкие познания языка жестов, оказавшись за границей. Некоторые распространенные символы могут иметь противоположный смысл в разных концах света. И опять обратимся к примерам.

  1. Если вы находитесь во Франции, то распространённое по всему миру ОК превращается в большой, жирный ноль. А в Турции таким жестом вы просигнализируете, что ваш собеседник гей - не очень приятное утверждение в стране, где большинство людей мусульмане;
  2. Поднятий вверх большой палец и вытянутый указательный на жестовом языке подростков означает неудачник, а в Китае этим символом обозначается цифра восемь;
  3. Поднятый вверх большой палец в Европе и Америке говорит: «Все классно», а в Иране, Афганистане и Греции этот непристойный жест прочитают: «Я…, тебя…, и всех твоих родственников…», ну вы поняли;
  4. Скрещенные указательный и средний палец оберегают европейцев от сглаза, а во Вьетнаме такой фигурой обозначают женский половой орган;
  5. Вытянутая вперед пятерня во всем мире останавливает, и как бы говорит: «Подожди», а в Греции буквально переводится как «Поешь дерьма».

Если, как утверждает пословица, молчание – золото, то продолжая ассоциативный ряд, в некоторых странах, отсутствие жестов – бриллиант.

Жесты и их интерпретация, с которыми вы ознакомились, не ограничиваются приведенными примерами. Цель нашей статьи популяризировать, заинтересовать и направить. Быть может наши тезисы помогут решить маленькие жизненные проблемы. А может и не маленькие.

Еще немного дополнительной информации о самых популярных жестах есть в следующем видео.

Некоторые разговоры, жесты, увлечения и иные способы самовыражения современных подростков непонятны взрослым. А непонятное иногда пугает. Но, если разобраться в этой теме, то становится понятно, что ничего страшного за этими незнакомыми словами, прическами и жестами нет.

Это слово часто можно услышать в их разговорах. Это заимствованное слово из японского языка и означает «человека, который чем-либо сильно увлечен». Наши дети чаще всего употребляют это слово по отношению к любителям манги (японские комиксы) и аниме (японские мультфильмы).

Переодевание в костюмы известных персонажей комиксов, фильмов, мультфильмов, сериалов, книг. По сути, копирование этих персонажей. Кто-то превращается в любимого персонажа, используя и костюмы, и грим, и аксессуары, кто-то - копирует одну, самую важную, особенность. Например, очки Гарри Поттера или шарф Доктора Кто.

Фото с сайта школы №84 г. Челябинска

Очень распространены косплеи в Японии и Китае. Например, в это увлеченно «играет» один китайский учитель, который после уроков превращается в очаровательных барышень, героинь аниме. По его словам, ему это помогло завоевать авторитет учеников.


Фото с сайта RocketNews 24

Наши дети тоже увлечены косплеями. Некоторые даже научились шить ради того, чтобы создавать костюмы своих героев.

Жест, который часто повторяют подростки. Изначально это было танцевальным движением, придуманным американскими рэперами. Потом его подхватили по всему миру, особенно, спортсмены, которые этим жестом празднуют победу после забитого мяча, например. Российские рэперы сейчас довольно эмоционально выясняют, кто из них первым начал «дэбить», почему-то для них это важно. А дети повторяют этот жест в самых разных ситуациях: когда радуются, когда расстроены, когда хотят сделать эффектную фотографию.

Уже довольно давнее увлечение подростков. Это любительские тексты, являющиеся продолжением популярных книг, фильмов или мультфильмов. Любители фанфиков делятся на тех, кто их пишет (фикрайтеры), и тех, кто их читает.

У фанфиков огромное количество разновидностей (под 50) и каждая имеет свое название. Например,
- «Smarm» — фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем;
- «Round robin» — фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля;
- «Hurt/comfort» — фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему на помощь.

Тумблер (тамблер)

Интернет-сервис для ведения микроблога. Набирает обороты популярности у подростков, по мнению экспертов, имеет все шансы стать более популярным, чем ВКонтакте. Этот сервис прост в использовании, позволяет публиковать тексты, изображения, видеозаписи, цитаты, аудиозаписи. Есть чат для общения.

Видеоблоги

Подростки стали активно использовать youtube.com не только для поиска и просмотра интересных видеороликов, клипов и фильмов, но и для ведения своего видеоблога. После оглушительного успеха такого блога Кати Клэп (на ее видеоблог сейчас подписано более 5 миллионов человек) многие захотели повторить ее путь. Чтобы быть популярным видеоблогером, мало снять телефоном то, как ты идешь в магазин или делаешь уроки, ценятся наложенная подходящая музыка, визуальные эффекты, увлекательный сюжет, искренность.

Светлана Лаврентьева

Авторы проекта

Учащиеся 10 класса, учитель русского языка Щепеткина Г.В.

Тема проекта

Жест в общении школьников

Слово и ЖЕСТ в коммуникации подростков

Краткая аннотация проекта

Данный проект предназначен для учащихся 7-10 классов. Учебная дисциплина - русский язык и психология. Рассчитан для внеурочной деятельности

Пример продукта научно-проектной деятельности

Введение . Движения всего тела помогают оратору, но руки, я почти уверен в этом, говорят сами. Не с их ли помощью мы требуем, просим, угрожаем, молим, ругаем, удивляемся, здороваемся, восхищаемся, прощаемся, задумываемся, выражаем отвращение и ужас, вопрос и отрицание? Не они ли передают нашу радость и печаль, сомнение, чувство вины и раскаяния? Не они ли ободряют, просят, обуздывают страсти, восторгаются, требуют сочувствия… Марк Фабий Квинтилиан

Человеческое поведение, при всем многообразии конкретно-исторических условий и места человека в обществе, обусловлено возможностью общения людей. Слова - это главное средство связи между ними. Именно они является орудием общения, которое отражает познавательное богатство человека. Более ста лет назад Артур Конан Дойль писал: «Ногти человека, рукава его плаща, его ботинки, брюки, мозоли на его руках, выражение лица, запонки, движения, жесты – все это говорит о человеке очень многое. Внимательный наблюдатель, объединив замеченные признаки, может прийти почти к безошибочному выводу». Все мы в повседневной жизни пользуемся не только языком слов, но и «языком чувств» - неречевыми средствами выразительности. Не следует думать, что речь - это одно, а жесты, мимика, движения - другое. Все это - единый поток внутренней жизни человека. Следя за мимикой, жестами, позой, движениями собеседника, легче вникать в процесс его мышления. Мы даже не представляем, как много разнообразных жестов производит человек во время общения, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно: языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие понимают и используют их. Почему так происходит? Зачем мы, подростки, используем определенные жесты, часто не понимая их значения? Откуда взялось это явление – употребление жеста? Отчего оно с возрастом проходит? Задумавшись над этими вопросами, мы решил провести исследование и в какой-то мере решить их. Цель работы: рассмотреть роль жеста в коммуникации школьного сообщества.

Глава 1. 1.1 Паралингвистика – наука, изучающая невербальные средства общения. В речевом общении, кроме обычных для естественных языков, вербальных, т.е. акустических, знаков, используются и дополнительные системы знаков неакустического, невербального характера, ставшие одним из объектов изучения особой лингвистической дисциплины - паралингвистики. Паралингвистика изучает использование различных невербальных средств во время речевых высказываний, таких как темп речи, тембр голоса, жестов, мимики, манеры вести себя. Ведь общение осуществляется не только путем обмена языковыми знаками, но и, как отмечал известный языковед Ю.С.Степанов, путем обмена деятельностями и продуктами деятельности, путем демонстрации фрагментов ролевого поведения, намеренного нарушения правил речевого и неречевого поведения, жестов, манеры сидеть, расстановки мебели, эмоциональных интонаций, неосознанным отбором слов и т.д. Во все времена в процессе общения и взаимопонимания людей важная роль отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений. Что же такое жест? ЖЕСТ - (от лат. gestus - движение тела) - движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.

1.2 Необходимость жестикуляции в речи. Вообразим себе такую картину. Встречаются два приятеля, давно не видевшие друг друга. - О-о, кого я вижу! восклицает один. - Алеша, дорогой, ты ли это? Вот уж встреча так встреча! - говорит другой. При этом оба стоят на некотором расстоянии друг от друга, неподвижно, руки опущены вдоль тела, выражения лиц бесстрастные. Реальная картина? Нет, конечно,- фантастическая: в жизни ничего подобного вы не увидите. Читая реплики, мы невольно представляем себе эту сцену в динамике: первый из приятелей, возможно, приветственно взмахнул рукой, улыбнулся, второй, заметив первого, скорее всего радостно бросился ему навстречу; друзья пожали друг другу руки или даже обнялись, т. е. речь их сопровождалась какими-то действиями, имевшими то же назначение, что в слова: пожатие рук или объятия, улыбки, приятное изумление на лицах и т. д. так же как и произнесенные ими восклицания, выражают приветствия и радость от неожиданной встречи». Из примера видно: жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей, они во многом создают то своеобразие звучащей речи, которое отличает ее от речи письменной. Жест всегда соединен со словом, выступает в тесном взаимодействии с ним. Даже в тех случаях, когда жест заменяет целое выражение, он ориентирован на определенный смысл, на сообщение чего-то такого, что актуально для собеседника.

1.3 Жесты разных народов. Как правило, речевые жесты национально и социально обусловлены: у многих народов разные жесты служат для выражения одного чувства (например, удивления), а одно и то же движение рук может обозначать разное - от гнева до изумления; жест, принятый в определенной социальной среде, может вызывать осуждение или непонимание в других коллективах. Например, у итальянцев приняты жесты, совсем неизвестные другим народам. Если итальянец захочет задать недоуменно-возмущенный вопрос: «Что вы хотите?!», поднимет руки над головой, а русский человек разведет руки в сторону. Если русский захочет сказать, что «все здорово», он сожмет руку в кулак и поднимет большой палец вверх, итальянец же поднесет вытянутый большой палец ко рту. Русский скажет словами: «А мне плевать на это», если итальянец захочет сказать эту фразу, он просто подставит ногти под подбородок. Интересны жесты и у японцев, говоря о себе, они показывают не на грудь (как русские), а на нос. Китайцы хлопают руками от горя или разочарования, а от радости царапают себе щеки и уши. Высунутый язык для европейца - это знак поддразнивания, в древнем Китае он означал угрозу, в Индии - гнев, у народов майя - мудрость. Если русский человек захочет показать, что он «сыт по горло» (чем-нибудь не обязательно едой), он проведет ладонью по горлу, француз же тоже проведет ладонью, но не по горлу, на уровне губ или чуть выше. В Западной Европе существует ряд общепринятых телодвижений - так, достаточно поднять большой палец, чтобы остановить автомобиль. Но это не общепринятое движение! Студент из Швеции хотел доехать на попутной машине до Москвы. Он встал на обочине дороги, подняв вверх большой палец сложенной в кулак руки. Если в странах Западной Европы этим жестом просят подвести, то в русской культуре он означает одобрение, поэтому водители с удивлением поглядывали на чудака и проезжали мимо. А у русских для той же цели есть другой жест - поднятая вверх рука. Национальную окраску имеют жесты, употребляемые при счете, перечислении чего-либо, при изображении числа. Русские и французы - поворачивают руку ладонью к себе. Американцы - поворачивают руку ладонью наружу. Русский человек, начинает считать с мизинца, загибая пальцы на открытой левой или правой руке, при помощи указательного пальца другой руки. Венгры, произнося соответствующие числительные, предварительно сжимают правую руку в кулак и на каждый счет распрямляет по одному пальцу, начиная с большого и делая чуть заметные движения этой рукой (другая рука в счете не участвует). Если русский человек хочет сказать «нет», он мотает головой влево – вправо. Болгарин просто кивает головой, араб поднимет голову, а чтобы выразить абсолютное отрицание, начнет кусать ноготь на большом пальце правой руки. Немцы будут махать перед лицом рукой с вытянутым указательным пальцем, а французы просто опустят глаза. Видимо, не только отдельные жесты, но и всё двигательное поведение человека во время речи имеет национальные особенности, постичь которые, кстати сказать, труднее, чем сам язык. Можно вполне овладеть языковыми средствами, но при этом отличаться от природных носителей этого языка жестами, мимикой и другими компонентами речевого поведения. В одной из книг приводится такой пример «Однажды произошел случай с европейским ученым, который настолько хорошо изучил язык дервишей (странствующих монахов-мусульман), что в течение года жил среди них неузнанным. Разоблачен же он был по жесту, характерному для европейцев и не принятому на Востоке: слушая музыку, он отбивал такт ногой. Жестикуляция играет определенную роль в речевом общении разных народов. На протяжении часового разговора мексиканец использует жестикуляцию 180 раз, француз – 120, итальянец – 80, а финн – всего один раз. Русские, по сравнению с некоторыми другими народами, довольно сдержанны в проявлении своих чувств, поэтому как признак невоспитанности расценивается поведение человека, который активно размахивает руками во время разговора. Любой человек использует в общении друг с другом жесты, так как они необходимы для живого обмена мыслями и впечатлениями.

1.4 Жесты в профессиональных средах Профессионально обусловленные жесты необходимы в определенных ситуациях. Например, рабочие шумных цехов - кузнечного, штамповочного, сталевары, крановщики, водители, водолазы, дайверы, работающие либо в условиях шума, либо в обстановке, когда партнер находится вне досягаемости человеческого голоса, учатся понимать друг друга по жестам. Стоящий внизу, под краном, рабочий рукой показывает машинисту, поднять или опустить груз и насколько, подать его влево или вправо, вперед или назад.Водители знаки показывают одной свободной рукой. Если рука сжата в кулак, а большой палец руки опущен вниз, то спущено колесо (у того, кому подают этот знак), рука водителя изображает «V», знак победы, означает «благодарю за понимание». Правая ладонь, поднятая вверх, означает приветствие. Особенностью общения на глубине является невозможность передачи информации голосом. Водолазы и дайверы выработали свою систему жестов для обозначения типичных ситуаций и передачи команд в воде. Однако, как и везде, у них есть своя специфика жестов. Например, нередко новичков, показывающих большой палец от восторга, немедленно вытаскивают на поверхность, так как такой жест у подводников означает «всплываем». Таким образом, подобно словесным средствам жесты более или менее определенно привязаны к ситуации, выполняемой говорящими. Это еще раз подтверждает ту мысль, что коммуникативное поведение человека - целостное, системное явление, все компоненты которого находятся в гармонии, во взаимном соответствии друг с другом.

Глава 2 Жестикуляция в социуме школы №1

2.1 История и значения наиболее распространенных жестов . Проводя наблюдения за участниками школьного сообщества, мы заметили, что все они употребляют примерно одни и те же жесты, поэтому прежде чем приступить к анализу причин и частоты их использования, необходимо кратко познакомиться с их значением и смысловой нагрузкой.

Жест «Кольцо - О’кей» пришел к нам из Америки. В данной стране я никогда не был, но зато просмотрел много американских фильмов, где очень часто герои показывают этот жест, таким образом, показывая, что «все хорошо», «все в порядке». Да, на самом деле в большинстве англоговорящих странах он означает «все хорошо». Но в некоторых государствах этот жест имеет абсолютно другое значение. Во Франции, Бельгии и странах Латинской Америки он означает «ноль», «ничего», «ничтожество», в Бразилии свидетельствует о раздражении и ярости. В Японии этот жест означает «деньги», а именно «взятка», либо просьба дать денег в долг. Известен случай, который произошел с американским президентом Ричардом Никсоном. В середине прошлого века он посетил Бразилию, чтобы улучшить отношения между двумя странами, однако, с первого же момента, только ухудшил их. Когда он спускался по трапу, то решил поприветствовать окружающих жестом «О’кей», явно не желая кого-либо оскорбить. Однако возмущению бразильцев не было предела, ведь они буквально восприняли этот жест Никсона. В социуме школы № 1данный жест используется как замена слов «Все хорошо!», «Все здорово!».

Жест «Большой палец, поднятый вверх» в англоговорящих странах имеет два значения. Во-первых, таким жестом останавливают машины те, кто путешествует автостопом. Во-вторых, этот жест в некотором роде подобен жесту «О’кей» и означает «все в порядке». В Великобритании он когда-то обозначал число пять. А в некоторых европейских странах с этого пальца начинают счет, поэтому, соответственно он обозначает число один. В странах средиземноморья этот жест обозначает «Отойди». В Японии - обозначает мужчину. В некоторых странах такой жест расценивается как символ превосходства и силы. В социуме школы № 1данный жест используется как замена слов «Все отлично!», «Все здорово!».

Жест «V» можно показывать двумя способами, поэтому он имеет столь различные значения. Первый - ладонь повернута к собеседнику, второй - ладонь развернута от собеседника. Ладонь повернута к собеседнику - самое распространенное значение этого жеста: победа или мир. Такое значение принято в Европе. Второе значение - цифра два. Причем показывать надо, обязательно развернув ладонь к собеседнику. Практически во всех европейских странах, кроме Франции, и означает «отойди от меня». Во Франции не имеет значение, как развернута ладонь, в любом случае, этот жест означает «все в порядке» (аналог О’кей) или число два. В США он означает «все в порядке». В социуме школы № 1данный жест используется как выражение радости, восторга, замена слов «Классно!», «Здорово!», «Ура!», причем показывают его двумя руками.

Жест «Коза (распальцовка)» имеет несколько вариантов. Первый - пальцы направлены вперед, второй – пальцы направлены вверх. Первый способ распространен в России, среди криминальных авторитетов и банд. Является популярным жестом в тюрьме и является угрожающим: буквальное значение «я тебе глаза выколю». А еще этот жест показывают мамы и бабушки малышам, при этом говоря: «Идет коза рогатая…». Второй вариант имеет несколько значений. Раньше было распространено только одно: защита от сглаза и дьявола. Использовался суеверными людьми, как в Европе, так и в Азии, как аналог современного плевка через плечо. Сейчас, такое значение практически исчезло, благодаря популярности такого музыкального направления, как рок. Чтобы поддержать исполнителя или же в знак одобрения такой жест стал показываться сначала на рок - концертах. Современное, наиболее популярное значение «круто». В южных странах (особенно в Италии, Испании) такой жест является оскорбительным и обозначает «ты олень» или же «ты глупый, тупой». В социуме школы № 1данный жест используется как выражение радости, восторга, замена слова «Круто!».

Жест «Стоп» имеет значение «стоп». В Греции, Турции и многих других странах такой жест является оскорбительным. Если он показан - «молчи». В некоторых европейских странах поднятая ладонь означает «сдаюсь». Как правило, поднимаются вверх две ладони, однако, первый вариант также распространен. Во всех европейских странах такой жест означает «Я говорю чистую правду». Именно поэтому, когда, например, президент, дает присягу, он кладет руку на Конституцию. В некоторых странах он обозначает число пять. В социуме школы № 1данный жест используется как замена слов «Стоп», «Подожди(те)», «Достаточно», «Замолчи(те)».

На Гавайях немного видоизмененный жест «Шака» является оскорблением, причем наиболее серьёзным. Разница состоит в том, что мизинец направлен вверх, а большой палец, соответственно, в сторону. Подобный жест, только с мизинцем, направленным вниз может означать разговор по телефону (с прикладыванием к уху). В таком виде жест распространен в западных странах, особенно в деловой сфере. В Голландии, Бельгии такой жест означает предложение выпить (с характерным опрокидыванием) или предложение/просьба покурить (с поднесением ко рту). В европейских странах такой жест довольно распространён среди молодёжи, этот жест означает "Пойдём, покурим". В социуме школы № 1данный жест используется как замена слов «Позвони мне». 2.2 Использование жестов в социуме школы №1 Мы очень часто обращаемся к жестовому способу передачи информации, общаясь с друзьями, одноклассниками, родственниками, с теми, с кем сталкиваемся в повседневной жизни. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного их использования. Жесты являются неотъемлемой частью общения ребят. Мы решили исследовать некоторые из них. В анкетировании принимали участие учащиеся 8-х, 10 классов и учителя МКОУ «СОШ № 1». Всем респондентам были предложены фото с жестами, объяснения значений жестов. Затем была проведена анкета, целью проведения которой было следующее: - определить круг наиболее употребляемых жестов учащимися; - выяснить, какие жесты чаще используют учащиеся и учителя; - определить отношение учащихся и учителей нашей школы к жестами, и для чего они их используют. Всего в анкетировании принимали участие 81 человек: из них учащиеся 8-х классов – 47 человек, 10-х – 18 человек и 16 учителей. Проанализировав анкеты, мы выделили жесты, которые встречаются в подростковой среде. Это - «Кольцо - О’кей», «Большой палец, поднятый вверх», жест «V», «Коза (распальцовка)», жест «Стоп», жест «Шака». По частоте использования жестов, используемых учащимися, места распределились следующим образом. На первом - жест «Большой палец, поднятый вверх» 30% , второе - «Кольцо - О’кей» 17.5%, жест «V» занимает третью позицию -14.2%, хотя, если взглянуть на фотографии, видно, что данный жест используют ребята чаще, нежели «Кольцо - О’кей», жест «Коза - распальцовка» - занимает четвертое место, его используют 13.3%, редко ребята показывают жест «Шака» - 8.3%, а вот жест «Стоп»- употребляют всего лишь 7.5% учащихся. Опрос среди учителей показал, что первое место разделили 2 жеста – жест «Большой палец» - 21,2%, и жест «Стоп»-21,2% По первому вопросу анкеты (жест – это …)  75.8 % ребят считают, что жест – это дополнение к речи, 37.5% респондентов – учителей согласны с ними;  14.5% учеников и 31.25 % учителей считают, что жесты – это выражение душевного состояния человека;  9.7 % учеников и 31.35 % учителей считают, что жесты – это проявление нашего подсознания. Здесь хочется отметить интересную особенность: подростки четко определяют, что такое жест, мнение педагогов сильно расходится, может быть это связано с тем, что с возрастом взрослые данные жесты употребляют реже. И если обратиться к диаграмме, можно увидеть, что и учащиеся (66.1%), и учителя(62.5%) считают, что подростки намного чаще используют язык жестов, чем взрослые люди. Многие ребята (61.3%), считают, что жесты «подсмотрены» у кого-то. Эти данные подтверждают, что для подростков важен пример, и здесь хотелось бы отметить такую особенность подросткового возраста, как подражание кумирам. На самом деле многие жесты либо «подсмотрены», либо «заучены» ребятами, вспомнить хотя бы жест « коза - распальцовка», ведь он пришел к нам из криминальной среды, его показывают рокеры, рок – исполнители и зрители на рок – концертах. Учителя же считают, что жесты заложены от природы (43.75%), и только 31.25% преподавателей уверены в том, что жесты «подсмотрены», 25% учителей думают, что жесты передаются из поколения в поколение. 21% учащихся считают, что жесты заложены от природы, 17.7% передаются из поколения в поколение. На вопрос, для чего вы употребляете жесты:  45.2% ребят ответили, для того чтобы восполнить недостаток слов;  27.4% считают, что это модно и современно;  25.8 % учащимся жесты нужны для связи слов. И только один ученик из нашей школы не употребляет абсолютно никаких жестов. 100% учителей используют жесты в неофициальной обстановке, в профессиональной речи – 81.25%. Здесь можно обратить внимание на то, что в конце января на базе нашей школы проходил Муниципальный конкурс «Самый классный классный 2013». Десятиклассники входили в жюри, присутствовали на двух открытых классных часах, диалогах о воспитании, защите программ, общались друг с другом. При этом возник вопрос, почему некоторые люди уже при первоначальном общении вызывают большую симпатию, чем другие. Возможно, они чаще используют жестикуляцию в своей речи, и это нравится подросткам. Чтобы проверить предположение, мы обратились к школьному фотоархиву с данного мероприятия. Просмотрев фотографии, нашли подтверждение своей теории. Подростки испытывают большую симпатию к тем, кто активно использует жестикуляцию. Те педагоги, которые использовали жестикуляцию в речи чаще и оказались победителями и призерами в этом конкурсе. Мы знаем, что жест оживляет мысль, а в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное значение. Интересным показалось и то, что не все школьники точно знают значение жестов, употребляемых ими. При опросе выяснилось, что:  16,2% учащихся не владеют информацией о значении жестов, которые они употребляют;  32,4% человек знают лишь частично;  51,4% школьников с уверенностью ответили, что все значения жестов, которые они употребляют, им известны.

Заключение. Итак, проведя исследование, мы пришли к следующим выводам: 1) Жестовое общение – это интересное явление в жизни любого человека: будь то обычный жест человека или жесты, употребляемые разными социальными группами. 2) Он необходим в устном общении людей, так как создает своеобразие звучащей речи. Жест всегда соединен со словом и выступает в тесном взаимодействии с ним. 3) Жесты необходимы для общения, с их помощью мы сможем обменяться своими мыслями и чувствами. 4) Слово и жест - это единый поток внутренней жизни человека. Все те жесты, о которых говорилось выше, заимствованы нами из культур разных народов, из музыкальной и даже криминальной субкультур, многие первоначальные значения жестов утрачены, а некоторые остались неизменны. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Жесты, используемые подростками в речи, перенимаются у других людей (у разных социальных групп).

Литература и источники информации

Список используемой литературы и источников информации 1) Большой Российский энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. – С.1139. 2) Жест [Электронный ресурс]// ВикипедиЯ: Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E5%F1%F2 . – 15.01.2013 3) Жест. 7 самых известных жестов и их история.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://stalk31337.livejournal.com/448626.html?thread=688498 4) Крейдлин Г.Е. Семиотика, или азбука общения. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А [Текст] – М.: Флинта: Наука, 2009. 5-е изд. – 240 с.: ил. 5) Крысин Л.П. Язык в современном обществе. Книга для внеклассного чтения. VIII – X классы. М.: Просвещение,1977. – С.183. 6) Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. курс (8-9 кл.): Кн. для учащихся М.:Просвещение,1992. – С.23. 7) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.–М.: Азбуковник, 2003.– С192. 8) Пиз А. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. [Текст] / Пиз А., Пиз Б. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с., ил. 9) Происхождение знаков, происхождение жестов, жестовые азбуки. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://origin.iknowit.ru/paper1103.html . –09.01.2013 10) Соколова В.В. Культура речи и культура общения. (Б –ка учителя рус. яз. и лит.). – М.: Просвещение, 1995. – С.143. 11) Язык жестов. Сайт о невербальном общении и мимике [Электронный ресурс] – Режим доступа: