Что раньше не использовалось для письма. Жуткие вещи, которые были разрешены и использовались в прошлом

Пишет тебе письмо из далёкого 2017 года ученик 6 класса Ключевской средней школы №27 Могочинского района. Я твой правнук, но ты меня не знаешь. А тебя я видел на старых фотографиях моей бабушки, твоей дочки. Как много я слышал о тебе, о твоих подвигах, совершённых на фронте. Мне бабушка рассказывала о том времени, об ужасах войны. Как ты воевал, как был дважды ранен, как ты писал домой письма с фронта, поддерживая добрыми и ласковыми словами свою семью. Сохранились твои ордена и медали, полученные на войне. Почему награды не говорят? Ведь много интересных историй скрыто в их металле, вот бы услышать. Мы всегда вспоминаем о тебе с любовью. «Дедушка был очень строгий, но заботливый, чувствовал ответственность за всё, что происходило в семье», - вспоминали моя мама и тётя. Я очень горжусь тобой, прадедушка: ты воевал с фашистами и отстоял честь и независимость нашей Родины! Память о тебе всегда будет жить в наших сердцах. Когда я думаю о том, что ты не пожалел своей жизни ради мира, то понимаю, что ты защищал свою Родину, чтобы у неё было светлое будущее. Я не знаю тех людей, которые воевали с тобой, но я хочу сказать всем спасибо. Спасибо за наше счастливое детство! Ты воевал, чтобы твои дети, внуки, правнуки никогда не видели войны. Благодаря тебе и таким же, как ты, я живу под мирным небом. Сегодня я могу свободно ходить в школу, играть на улице с друзьями, заниматься любимым делом, видеть счастливое лицо моей мамы.
Дорогой прадед! Я хотел бы спросить тебя, а на войне страшно? Больше всего я хочу, чтобы война не повторилась. Я люблю свой посёлок, свою Родину и не хочу, чтобы наша страна воевала. Сегодня осталось в живых совсем немного участников Великой Отечественной войны. Среди них и наш односельчанин Данилов Алексей Николаевич. Ему 92 года, и мы очень гордимся, что он защищал Родину вместе с тобой. Вы подарили нам Победу, которую мы празднуем каждый год 9 мая. Это самый светлый и радостный праздник для нас. В этом году исполняется 72 года Великой Победе. День Победы - странный праздник, когда люди и радуются и плачут.
Как бы мне хотелось с тобой встретиться, рассказать о нашей счастливой жизни, обнять тебя и сказать, как я тебя люблю и горжусь тобой. Я хочу сказать тебе, чтобы ты не волновался. В нашей стране растёт хорошее поколение молодых и энергичных патриотов Родины. И мы помним ваш подвиг, ваши победы. И мы помним цену этой победы. Мы всегда будем против войны. Ведь нам нужна «одна победа, одна на всех!» Я обещаю вырасти хорошим человеком. Жаль, что ничего я для тебя сделать не могу. Я никогда не получу от тебя ответа, но это неважно. Мы о тебе помним, ты жив в нашей памяти, а это главное!
Твой правнук Артём.

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.

В этой статье можно узнать все ответы в игре «Кто хочет стать миллионером?» за 14 октября 2017 года (14.10.2017). Сначала можно посмотреть вопросы, заданные игрокам Дмитрием Дибровым, а затем и все правильные ответы в сегодняшней интеллектуальной телеигре «Кто хочет стать миллионером?» за 14.10.2017.

Вопросы первой паре игроков

Александр Розенбаум и Леонид Якубович (200 000 - 200 000 рублей)

1. Как называют водителя, совершающего поездки на большие расстояния?
2. Какой эффект, как говорят, производит покупка дорогой вещи?
3. Как зовут поросёнка, героя популярного мультфильма?
4. Как заканчивался лозунг эпохи социализма: «Нынешнее поколение советских людей будет жить…»?
5. На что, согласно законам физики, действует подъёмная сила?
6. Как называется склад имущества в воинской части?
7. Какую часть имбиря чаще всего используют в кулинарии?
8. Сколько миллиметров в километре?
9. Что «разгорелось» в куплетах из фильма «Весёлые ребята»?
10. Где покоится прах американского астронома Юджина Шумейкера?
11. С какой болью сравнил любовь поэт Герих Гейне?
12. Какую должность при дворе царицы Тамары занимал Шота Руставели?

Вопросы второй паре игроков

Вера Брежнева и Александр Ревва (200 000 - 0 рублей)

1. Куда во время чаепития обычно кладут варенье?
2. О чём говорят: «Ни свет ни заря»?
3. Какую карточную масть часто называют «сердечками»?
4. Какими бывают хранилища данных в Интернете?
5. Что стало жилищем героев известной песни «Битлз»?
6. Что в прошлом не использовалось для письма?
7. Чем паук-серебрянка наполняет своё подводное гнездо?
8. Во что жидкость обычно не наливают?
9. Что умел делать плащ доктора Стрэнджа - героя кино и комиксов?
10. Какая из этих стихотворных форм наименьшая по количеству строк?
11. Кто не изображён на гербе Исландии?

Ответы на вопросы первой пары игроков

  1. дальнобойщик
  2. бьет по карману
  3. Фунтик
  4. при коммунизме
  5. крыло самолета
  6. каптерка
  7. корень
  8. миллион
  9. на Луне
  10. с зубной
  11. казначей

Ответы на вопросы второй пары игроков

  1. в розетку
  2. о раннем утре
  3. червы
  4. облачными
  5. желтая подводная лодка
  6. бумазея
  7. пузырьками воздуха
  8. в тубус
  9. летать
  10. катрен
  11. белый медведь

Если кажется, что лишь нынешнее поколение творит нечто из ряда вон выходящее, достаточно обратить внимание на то, что происходило сравнительно недавно. Можно убедиться, что наши предки делали такие вещи, которые сейчас кажутся просто дикими и невозможными.

1. Использование кокаина в качестве лечебного средства
Кокаин рекомендовали даже детям- тем, кто не мог быстро уснуть. Он входил в состав средств от кашля, бессонницы, им также снимали зубную боль. Все эти составы широко рекламировались и активно продавались в аптеках.

2. Отправка детей по почте посылкой
Хотя конкретно эта фотография постановочная, но факт отправки детей посылкой действительно подтверждается. Так в газете New York Times за 1913 год можно найти статью «BABY BOY BY PARCEL POST: Rural Carrier Safely Delivered 10 ? Pound Infant to grandmother», в которой рассказывается история о том, как как почтовый перевозчик Вернон Литл доставил ребенка, «хорошо завернутого и готового к отправке почтой», из его родительского дома к бабушке. Свой рассказ автор заканчивает так: «Почтовая оплата составляла пятнадцать центов, а посылка была застрахована на 50 долларов». Всего через год «Таймс» выпустил еще одну статью о двухлетнем ребенке, который был доставлен из дома своей бабушки к своей тети. расстояние между домами составило двадцать три мили. Наконец, «Таймс» напечатала статью о письме генеральному прокурору от семьи, которые желали отправить ребенка почтой из Джоржии в Пенсильванию. Родители осведомлялись о подробностях и деталях этой почтовой посылки.

3. Оконные ящики для младенцев
В Великобритании в 30-х годах прошлого века это явление было обычным. Таким образом, "выгуливали" ребенка в то время, как мамы занимались домашними делами. Очевидно, подобные клетки считались безопасными и полезными.

4. Сомнительные медицинские методы лечения
Лоботомия, кровопускание по поводу и без, подрезание кончика языка при заикании, лечение электрошоком... Надо ли говорить, что подобные методы были по большей степени не просто бесполезны, но и оставляли зачастую человека инвалидом. Тем не менее, они применялись, о чем сейчас даже подумать страшно.

5. Игрушки с полонием и ураном
В 50-х годах XX века радиацию не считали чем-то опасным. Наверное поэтому игрушки, в частности наборы для создания лаборатории, создающей атомную энергию не были чем-то из ряда вон выходящим и продавались в обычных магазинах. Да, в составе этих наборов были уран и плутоний, конечно, с микроскопических дозах.

6. Человеческий зоопарк
Позорная практика, при которой чернокожих демонстрировали для развлечения и увеселения публики, процветала совсем еще недавно. Людей выставляли на потеху, одновременно выводя их с обезьянами. снимок с чернокожей девочкой сделан в Бельгии в 1958 году.

7. Экскурсии в дома для умалишенных
Двери некоторых психиатрических заведений, в которых содержались умалишенные, были открыты для посетителей. Так, Bethlehem Hospital в XVII веке предоставлял возможность всем желающих за 2 пенса посетить это заведение, чтобы на живых примерах увидеть, к чему приводит порочная жизнь. Тогда считалось, что «безумие» возникает как следствие чрезмерной греховности человека.
Умалишенные содержались в ужасных условиях. Комнаты были переполнены больными людьми, часть которых была прикована цепями к стенам. Пациенты содержались практически в темноте. В помещениях был смрад, прикованные цепями были полуодетыми и практически не имели возможности передвигаться.

8. Курение может помочь успокоить нервы беременным и кормящим
Курение еще 70 лет назад считалось чем-то не просто обыденным, но даже полезным. В частности, реклама сигарет утверждает, что они настолько мягкие, что курить их можно даже беременным и кормящим женщинам, чтобы снять стресс.

9. Садовый отшельник
В Германии в XVIII веке у богатых людей существовала мода на отшельников, которых содержали в саду и демонстрировали гостям. Отшельнику запрещали стричься, мыться, домом ему служил грот или жилье типа шалаша. Таких "Пятниц", одетых в рубище, конечно, могли себе позволить лишь исключительно богатые и знатные люди.

10. Коллекция разных частей тела
Это сейчас желание стать обладателем подобной коллекции вызовет вполне обоснованные предположения о нарушении психики, однако еще некоторое время назад подобные трофеи были весьма обычными для возвращавшихся с войны солдат. На фото - американская девушка, которая пишет благодарственное письмо своему бойфренду- военнослужащему, приславшему ей боевой трофей (1944 год). На втором фото - генерал-майор Горацио Гордон Робли со своей коллекцией татуированных голов Mаори (Новая Зеландия, 1895 год).

Напоследок еще несколько интересных исторических фото


Герметичная коляска-противогаз для защиты младенцев во время воздушного налета. Коляска имеет крышку с окошечком и респираторным фильтром. На задней части коляски есть резиновая груша, с помощью которой отработанный воздух выдавливается наружу, а внутрь, проходя через фильтр, поступает свежий воздух с улицы (1938 г.).

Способ успокоить детей в детских яслях.

Глиняные книги – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова- значки. Потом дощечки сушили и обжигали в печах, как горшки. Иногда запись была очень длинная и занимала много глиняных табличек. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавались книги. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.


В древнем Египте в качестве материала для письма использовали растение, которое в изобилии росло по берегам реки Нил. Это растение называлось ПАПИРУС. Толстые стволы разрезали на полоски и высушивали. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка обычно длиной около 6 метров.


После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре. Много веков люди пользовались папирусами. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались свитки 45- метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.


Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.








Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли-ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего"




На смену папирусу и бересте пришел новый писчий материал – ПЕРГАМЕНТ. Пергамент получали из тонко выделанных шкур быков, он был удобнее, а главное долговечнее папируса и бересты. Но это был очень дорогой материал. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!


По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади. Поэтому даже когда на Русь пришел пергамент, берестой еще долго продолжали пользоваться как более дешевым материалом.


Сначала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради. Слово «тетрадь» как раз и происходит от греческого «тетради он», что означает «сложенный вчетверо». Несколько тетрадей сшивали вместе и получали книгу, очень похожую на современную. И называлась такая книга «КОДЕКС».


Первыми создателями рукописных книг были монахи. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.




«Остромирово Евангелие»- это самая древняя русская рукописная книга. Написана она в середине XI века. Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира. Писалось Евангелие почти семь месяцев. За день писец успевал написать не более 3 страниц.


Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.


Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали её в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость.


Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» или «буквицу» – чаще всего писали красного цвета. С тех пор говорят – "писать с красной строки". Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.












Во 2-ом веке до н. э. в Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренности коры тутового дерева. Китайцы 800 лет хранили секрет производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.




Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род.


Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения. Каждая летопись начинается словами: "в лето такое-то"... и сообщается о событиях, которые произошли в этом году. Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях. Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа: " В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже" (ничего не было). Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Нестор-летописец автор первой истории русского государства – Повести временных лет.










Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства.








19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию. Открыл он её по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.




Первая печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Сам Иван Грозный посетил типографию Фёдорова и остался доволен.


Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Поэтому шрифт её воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками.


А еще Иван Фёдоров создал азбуку, используя славянские буквы. Эту азбуку напечатали, и стали по ней учить детей не только из богатых семей, но и из бедных. Чтобы украсить страницы, Иван Фёдоров придумывал и сам вырезал различные заставки, концовки. Страница из первого печатного букваря Ивана Фёдорова 1574 года



…Большое видится на расстоянье... Современникам увы! не дано по достоинству оценить смысл и значение события, которое совершается у них на глазах. Это относится и к возникновению книгопечатания, свершившего подлинную революцию в распространении информации, а значит и в развитии культуры, научного знания, литературы и искусства.


Сегодня процессы изготовления книги автоматизированы. Но и сегодня книга проходит определенный путь прежде чем попасть к нам в руки. 1. Прежде всего автор пишет свое произведение. 2. Сдает его в издательство. 3. Здесь корректор проверяет и исправляет ошибки в тексте 4. Редактор проверяет и готовит текст к печати 5. Художник создает иллюстрации к книге 6. И тогда рукопись попадает в типографию Здесь она пройдет ещё множество автоматизированных процессов





Электронные книги (e- books) относят к специальным планшетным компьютерам для отображения текстовой информации, которая представлена в электронном виде. Термином «электронная книга» называют как устройства для чтения, так и сами книги в электронном виде.


Их появление обусловлено развитием и специализацией планшетных компьютеров вообще. К тому же современные электронные книги часто оборудованы сенсорным экраном и имеют расширенный набор функций. Первое устройство узкоспециализированное для чтения электронных документов было разработано в 1996 году. Но оно получилось слишком дорогим и не пошло в серийное производство.


Большую популярность получили модели, использующие электронную бумагу в качестве экрана. Такие модели электронных книг стали выпускаться в 2007 году. Появились уже современные модели с цветными экранами. Электронную книгу с таким экраном можно испльзовать и для других целей. Например для работы в интернете или просмотра видео.


Что же ждет книгу в будущем? Многие специалисты считают, что компьютер и Интернет сильно потеснят печатные издания. Этот процесс уже начался. Однако, скорее всего, они будут дополнять друг друга. Ведь если научную информацию удобнее и быстрее получать через глобальные компьютерные сети, то художественную книгу гораздо приятнее читать, держа ее в руках.