Трудовые движения. Смотреть страницы где упоминается термин трудовое движение

Трудовой процесс - это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда. Его организация призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, эффективное использование оборудования, оснастки и инструментов, высокое качество продукции.

В технологическом отношении трудовой процесс делится на: операции, установки, позиции, переходы, проходы.

В трудовом отношении трудовой процесс делится на: движения, действия, приёмы.

Трудовое движение - наиболее дифференцированный элемент расчленения трудовой операции. Оно представляет собой однократное перемещение рабочего органа исполнителя (корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев) с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета, поддержания его в состоянии покоя и т.п. Процесс выполнения всех этих действий, как правило, контролируется органами чувств, которые корректируют их направленность, скорость и точность. Например, "протянуть руку к инструменту", "взять (захватить) инструмент" и т.д.

Трудовое действие - это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, "включить продольную подачу суппорта", "взять инструмент", "положить деталь".

Трудовой приём - это законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая определённым законченным целевым назначением, и представляющая собой технологически завершенную часть операции из нескольких трудовых действий. Например, прием "установить деталь в патроне токарного станка" имеет определённое и законченное целевое назначение: подготовить заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие действия: поднести деталь к патрону и вставить её в патрон.

Трудовая операция - это законченная часть технологического процесса по обработке одного или одновременно нескольких предметов труда, выполняемая на одном рабочем месте одним или группой рабочих либо без их участия. Операция является основным объектом планирования, учёта, контроля производственного процесса, а также нормирования труда.

Источники:

  1. Организация и нормирование труда. Учебник для вузов/ под ред. Ю.Г. Одегова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2005. - 464 с.
  2. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие/ А.С. Головачев и [др.] ; под общ. ред. А.С. Головачева. - 3-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2007. - 603 с.

Особенности современного труда:

  • Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что пробудет в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам ϲʙᴏей деятельности;
  • Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;
  • Возрастающий аспект социального процесса. Сегодня факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Кстати, эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

План

1. Трудовые движения как предмет психологического исследования

2. Рабочие движения

3. Особенности трудовых движений человека

1. Трудовые движения как предмет психологического исследования

Все виды трудовой деятельности реализуются в сенсомоторно регулируемых движениях. Задачи подготовки производства также реализуются с помощью сенсомоторно регулируемых движений, таких, как письмо, черчение, ввод с помощью клавишей или свето­вого луча данных в диалоговую систему. Следовательно, и речь является сенсомоторным регулируемым процессом.

Значимые для производства аспекты можно обобщить в виде тезисов следующим образом:

1. Психические процессы чаще всего проявляются в действии, которое направлено на решение задач. Поэтому к области психологических исследований относятся не только умственные опера­ции, но также и практические действия и даже движения, которые необходимо еще более точно определить.

2. Действия детерминируют выбор, вид и структуру подлежащих исполнению движений; в зависимости от характера задачи и уста­новки на ее решение изменяются нейронные центры и механизмы движении.

3. Следовательно, свойства движений можно объяснить лишь на основе действий. Поэтому выходящее за рамки физиологическо­го рассмотрения исследование движений является исследованием моторного аспекта действия. Психологическое исследование движений заключается в иссле­довании их регуляции с помощью различных форм психической деятельности.

4. Действия, включая содержащиеся в них движения, являются основным источником когнитивных процессов благодаря направ­ленности действий на решение задач и их предметной направлен­ности. Наряду с этим действия подчинены постоянно действующим сенсорным регуляциям (обратные связи, например, коррекции).

5. Регуляция движений протекает на различных уровнях, которые Рубинштейн (1946) расположил в порядке их психической обусловленности:

- последовательности движений физиологического уровня регу­ляции;

- движения, регулируемые ощущениями, несмотря на то, что раз­дражители не являются объектами, а ощущения-их образами;

- движения, ставшие зависимыми компонентами действий, при­чем реакция на раздражитель преобразовалась в действие с пред­метом.

Данный уровень регуляции движений обнаруживает различные подуровни, среди которых имеется и регуляция «абстрактных» дви­жений (движение с представляемым объектом).

Действия, осуществляемые с помощью движений, отличаются от самих движений, поскольку одни и те же действия могут осуще­ствляться с помощью различных движений.

2. Рабочие движения

Элементом психомоторной деятельности человека является психомоторное, или двигательное действие, представляющее собой одним или несколькими движениями. Двигательное действие, развивающееся в процессе упражнения, называется двигательным или психомоторным навыком. Имеется две группы психомоторных процессов: сенсомоторные и идеомоторные. Первые играют более заметную роль в большинстве видов трудовой деятельности.



На рабочих местах различают: сенсорное поле, т.е. часть рабочего места, которое воздействуя на анализаторы человека является источником профессионально значимых информаций, и моторное поле, т.е. ту часть рабочего места, на которую человек воздействует своими трудовыми движениями. В сенсорное поле входят только те раздражители, на которые рабочий должен реагировать.

В каждом рабочем движении можно различать три его стороны: механическую, физиологическую и психологическую. Механическая характеристика трудового движения определяется:

- путем совершаемых конечностью в пространстве, т.е. траекторий, в которой в свою очередь различают форму, направление и объем движения;

- скоростью, т.е. величиной пути проходимого в единицу времени, причем в зависимости от изменения скорости и ускорения движения могут быть равномерными, равномерно ускоренными, равномерно замедленными, неравномерно-ускоренными, неравномерно-замедленными;

- темпом, т.е. частотой повторения циклов однообразных движений;

- силой, т.е. производимым давлением или тягой.

Наиболее общая психологическая характеристика рабочих движений предусматривает деление их на следующие группы:

- основные - минимально необходимые для достижения трудовой деятельности, осуществляющиеся в теоретически наиболее благоприятных условиях;

- поправочные - уточняющие основные в соответствии с отклонением условий труда от наиболее благоприятных условий;

- дополнительные - не относящиеся к основному заданию, но необходимые в силу побочных для основного трудового процесса факторов;

- аварийные - дополнительные, необходимые для ликвидации возникшей аварийной ситуации и выделяемые в отдельную группу ввиду их важности;

- лишние - ненужные и обычно мешающие движения первых четырех групп;

- ошибочные - выполняемые вместо движений первых четырех групп и не достигающие цели.

3. Особенности трудовых движений человека

Движения человека имеют некоторые особенности, источник которых находится в трудовом процессе человека, а в более общей взаимосвязи-в его общественном бытии. Именно на эти особен­ности следует обратить внимание при исследовании труда, так как в итоге нас интересуют особенности регуляции этих движении:

1. Вместо органических движений человек выполняет предметно организованные движения. Изменение характера движений насту­пает вследствие воздействия человека на предметный мир, им же созданный: ввиду направленности движений на производимые предметы (лишь потребляемые предметы можно схватить за ручку, у камней нет ручек);

ввиду использования орудий (использование орудий формирует моторику человека; наглядным примером является развитие движе­ний, с помощью которого дети ко рту подносят ложку, наполненную жидкостью).

Оба воздействия имеют двойное назначение: они дополняют систему движений человека и изменяют систему движения; рождается «логика труда» движений.

2. Таким образом, предметно организованные движения являются зависимыми составными частями действий и, следовательно, функциями сверх сложных психических процессов.

3. На основе непосредственно предметно организованных движений развивалась опосредованная семантическая организация движения (на основе содержательного смысла действия).

4. Непроизвольные и произвольные движения человека нельзя классифицировать по анатомическим признакам (например, разли­чие между гладкой и поперечно-полосатой мускулатурой). Разли­чие между этими движениями функционально обусловлено общест­венно опосредованным значением сообщений, передаваемых движениями. Осознание и, следовательно, произвольное включение движений человека является функцией его общественного бытия на базе экстеро- и интероцептивных взаимосвязей.

Литература

1.Хаккер В. Психология труда и инженерная психология. -М.: Машиностроение, 1985. 376с. (С.211-256).

2.Платонов К.К. Вопросы психологии труда. -М.: Медицина, 1970. 264 с.(С.70-96.)

3.Бедный Г.З. Инженерная психология на производстве. - К.: 1975. 168с. (112-140).

4.Бернштейн Н.А. О построении движений. -М.:Медгиз, 1974.

5.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1982. 432с.

6.Виноградов М.Н. Физиология трудовых процессов. - М.: Медицина, 1966.


Построение развёрток многогранников

Классификация трудовых процессов для целей нормирования

В целях исследования и нормирования разнообразные трудовые процессы классифицируются по определенным признакам.

По типу организации производства : выделяют массовые, серийные, единичные трудовые процессы. Рабочие места и трудовые процессы делятся по числу операций: до 3 – в массовом производстве, до 10 – в серийном, свыше 10 – в единичном.

По функциональному признаку трудовые процессы подразделяются на: основные, вспомогательные, управленческие.

По характеру труда и уровню механизации выделяют трудовые процессы: ручные, машинно-ручные, машинные, автоматизированные, аппаратурные.

По организационному признаку трудовые процессы подразделяют на: индивидуальные, групповые, предметно-замкнутые (все работы данной фазы обработки выполняются на одном рабочем месте).

По длительности трудовые процессы делятся на: прерывные (циклические и нециклические), непрерывные, периодические.

К циклическим относятся трудовые процессы, которые при выполнении данного производственного задания повторяются с равной периодичностью. К нециклическим относятся прерывные процессы, которые не повторяются или повторяются с различной последовательностью (в мелкосерийном, единичном производстве.)

Для анализа и нормирования трудовые процессы расчленяются на составные элементы.

Основным элементом трудового процесса является производственная операция , под которой понимается законченная часть технологического процесса по обработке одного или нескольких предметов труда, выполняемая на одном рабочем месте одним или несколькими исполнителями, либо без их участия.

Производственная операция является объектом нормирования. В основе расчленения операции лежат два признака: технологический и трудовой .

Технологическое деление на составные части определяется необходимостью соблюдения строгой последовательности процессов воздействия на предмет труда.

При технологическом делении производственную операцию подразделяют на: установку, переход, проход.

Установка – это часть операции, выполняемая над предметом труда при его креплении на обрабатывающем оборудовании. Включает установку и съем детали, технологическую подналадку. Данный термин введен ЦИТ (Центральным институтом труда) в 20-е годы.

Переход – это технологически однородная часть операции, выполняемая при одном режиме работы оборудования и неизменном инструменте.

Проход – это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения относительно заготовки, при котором происходит изменение предмета труда. Проход – повторяющаяся часть перехода.

Операции могут разделяться на ряд позиций - части операции, выполняемые при одном закреплении детали, но в разных положениях относительно обрабатывающих инструментов.

В трудовом отношении производственные операции расчленяются на приемы, трудовые действия, трудовые движения.

Трудовое движение – это однократное перемещение рабочих органов человека при выполнении трудового действия.

Трудовое действие – это совокупность трудовых движений, выполняемых непрерывно с одним и тем же предметом труда и имеющих частное целевое назначение.

Пример. Трудовое действие: взять заготовку. Трудовые движения: протянуть руку к заготовке, захватить ее пальцами.

Трудовой прием – совокупность трудовых действий, выполняемых непрерывно и имеющих общую цель.

Пример. Прием «установка детали в патрон станка» включает действия: взять заготовку, вставить заготовку в патрон станка, зажать заготовку в патроне.

Метод труда – способ осуществления процесса труда, определенная последовательность и состав операций и приемов.

Трудовой процесс - это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда. Его организация призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, эффективное использование оборудования, оснастки и инструментов, высокое качество продукции.

Содержание трудового процесса определяется совокупностью методов и приемов труда работника (группы работников), необходимых для выполнения работы по всем ее стадиям: получение задания; информационная и материальная подготовка работы; непосредственное трудовое участие в процессе преобразования предметов труда в соответствии с производственной или функциональной технологией; сдача выполненной работы.

Состав трудового процесса отражен на рисунке 1.

Рис.1. Состав трудового процесса.

Трудовое движение является наиболее дифференцированным элементом расчленения операции. Оно представляет собой одно кратное перемещение рабочего органа исполнителя (корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев) с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета, поддержания его в состоянии покоя. Процесс выполнения всех этих действий, как правило, контролируется органами чувств, которые корректируют их направленность, скорость и точность. Например, "протянуть руку к инструменту", "взять (захватить) инструмент".

Трудовое действие - это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, "включить продольную подачу суппорта", "взять инструмент", "положить деталь".

Трудовой прием - законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая определенным законченным целевым назначением, и представляющая собой технологически завершенную часть операции из нескольких трудовых действий. Например, прием "установить деталь в патроне токарного станка" имеет определенное и законченное целевое назначение: подготовить заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие действия: поднести деталь к патрону и вставить ее в патрон.

Трудовые приемы в зависимости от назначения подразделяются на:

основные (технологические);

вспомогательные.

Основные (технологические) приемы предназначены для непосредственного осуществления (реализации) цели данного технологического процесса по изменению физико-химических свойств, формы или положения предмета труда.

Целевое назначение вспомогательных приемов - обеспечение подготовки к выполнению основных приемов.

Операция - законченная часть технологического процесса по обработке одного или одновременно нескольких предметов труда, выполняемая на одном рабочем месте одним или группой рабочих либо без их участия. Операция является основным объектом планирования, учета, контроля производственного процесса, а также нормирования труда.

Метод труда - это способ осуществления работником трудового процесса, характеризующийся составом приемов, последовательностью операций и их взаимосвязью.

Высокие результаты труда отдельных работников, большая или меньшая экономия материальных и трудовых затрат являются не только следствием личных способностей, но и результатом рациональности применяемых приемов и методов труда. Рациональными можно считать такие приемы и методы, которые характеризуются - наименьшими затратами времени, физическими и психическими (нервными) усилиями и затратами энергии.

Основное направление рационализации приемов и методов труда - это оптимизация структуры технологической операции и трудовых приемов за счет сокращения количества трудовых движений и совершенствования способов их выполнения.

Трудовой процесс является основой любого производства — как ручного, так и механизированного. В условиях меха-низации и автоматизации производства особенно повышаются требования к организации трудовых процессов исполнителей, и прежде всего обслуживающих механизированные и автоматизи-рованные комплексы, так как именно от этого в конечном счете зависит эффективность их использования.

Трудовой процесс представляет собой совокупность действий, осуществляемых исполнителем в процессе выполнения конкрет-ных работ (функций). Содержание и структура трудового процесса зависят от производственного задания, применяемой технологии и ис-пользуемых материальных и технических средств.

Основным элементом трудового процесса является опера-ция — часть производственного процесса, осуществляемая одним работником или группой на одном рабочем месте и включающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда.

Трудовые движения классифицируются следующим образом:

  • по виду движения - на переместительные, хватательные, освободительные и поддерживающие;
  • по напрвленности - активные и пассивные;
  • по технологческому содержанию - основные и вспомогательные;
  • по способу выполнения-движения пальцев, кисти, рук, ног, корпуса, головы, глаз;
  • по точности движения - приноровительные и свободные.

Несмотря на многообразие трудовых процессов, каждая ручная работа выполняется последовательно, параллельно или последовательно - параллельно путем сочетания основных четырех видов трудовых движений:

  • хватательные, направленные на то, чтобы взять или захватить пальцами рук тот или иной предмет или отдельные части орудий труда:,
  • переместительные для выполнения хватательного движения, а также движения рук, ног, корпуса, совершаемые для перемещения предмета труда или отдельной части орудии труда /протянуть руку, переместить руку с предметом или части орудия труда, в т.ч. передвинуть, повернуть, поднять, опустить, совместить;
  • поддерживающие движения, направленные на сохранение на некоторое время положение предмета относительно других предметов или частей оборудования и т.п. /поддержать, удержать/;
  • освободительные движения, направленные на то, чтобы освободить руку работника от находящейся в ней предмета или части орудий труда /освободить, отпустить, отнять руку/.

Применительно к основным видам движений, характерным для любого трудового процесса, разработаны микроэлементные нормативы времени, которые рекомендуются для использования в нормативно-исследовательской работе по труду.

Комплекс приемов представляет собой совокупность трудовых приемов по выполнению какой-либо законченной, тех-нологически однородной части операции. Например, комплекс приемов «установка и закрепление детали в трехкулачковом патроне» может быть расчленен на два трудовых приема: «уста-новить деталь в патрон» и «закрепить деталь».

Трудовые приемы в свою очередь могут быть расчленены на трудовые действия.

Трудовым действием называется совокупность трудовых дви-жений, совершаемых без перерыва рабочими органами человека для выполнения части приема, например «взять деталь», «вста-вить деталь в патрон».

Движением называется однократное перемещение рук, ног, пальцев и туловища работника при выполнении трудового дейст-вия. Так, трудовое действие «взять деталь» состоит из двух движений — «протянуть руку к детали» и «взять деталь паль-цами».

Эффективность и качество труда во многом зависят от методов труда, которые они применяют при выполнении опе-раций.

Под методом труда понимается способ выполнения производ-ственного задания, характеризующийся совокупностью опреде-ленных трудовых приемов (действий и движений) и последовательностью их выпол-нения.

Степень рациональности методов труда, применяемых различ-ными исполнителями при выполнении аналогичных операций, зависит от их мастерства, производственных навыков и сноровки, организации рабочих мест и других факторов.

Организация трудового процесса включает проектиро-вание и внедрение прогрессивных методов, приемов труда и рациональных условий его осуществления.

Критериями оптимальности трудовых процессов яв-ляются высокая производительность труда при полном использовании оборудования, соблюдении установленных требований к качеству продукции, а также правильное сочетание элементов физического и умственного труда, способствующее повышению удовлетворенности трудом.

В результате ускорения научно-технического прогресса на первый план выдвигаются вопросы эффективного взаи-модействия человека и техники. В этих условиях повыше-ние производительности и привлекательности труда за-висит преимущественно от построения трудового процесса в целом, от характера взаимодействия рабочего с ору-диями труда.

С учетом указанных критериев в практической работе по совершенствованию организации трудового процесса используется ряд принципов , сущность которых изло-жена ниже.

Принципы трудового процесса

Принцип оптимального содержания трудового про-цесса заключается в том, что в его состав должны вклю-чаться элементы, обеспечивающие наиболее благоприят-ное для человека сочетание умственной и физической деятельности, равномерную нагрузку на различные органы и ритмичность трудового процесса. Правильное сочетание умственной и физической деятельности достигается выбо-ром оптимальных форм технологического и функциональ-ного разделения труда. Большое значение имеет равно-мерная работа рук, ног, корпуса, что создает условия не только для роста производительности труда, но и для снижения утомления рабочего в процессе труда. Выработке чет-кого трудового ритма способ-ствуют специализация рабочих мест на выполнении определен-ного круга аналогичных операций, укрупнение партий обрабатывае-мых деталей, устранение случаев отвлечения рабочего от его основ-ной работы.

Одним из главных показа-телей содержания труда является количество различных трудовых движений в операции. Умень-шение их разнообразия, а следовательно, увеличение количества одинаковых движений, выполняемых в те-чение рабочего дня, ведет к образованию у рабо-чего устойчивого динамического стереотипа и в опре-деленных пределах к повышению производительности труда. Дальнейшее обеднение содержа-ния операций влечет за собой повышение монотонности труда и снижение его производительности. Следует под-черкнуть, что оптимум содержания труда зависит от психофизиологической характеристики рабочего, имеющей большое значение для правильного подбора трудовых функций и операций каждому рабочему.

При бригадной форме организации труда оптимизации содержания труда способствует проектирование содержа-ния коллективных трудовых процессов, в осуществле-нии которых участвует вся бригада или звено, и органи-зация чередования выполнения рабочими различных опе-раций.

Принцип параллельности заключается в обеспечении одновременной работы человека и машины, одновременной работы нескольких машин, одновременного участия в тру-довом процессе обеих рук исполнителя. Соблюдение принципа параллельности сокращает затраты времени на выполне-ние операций и тем самым повышает эффективность про-изводства. С точки зрения физиологии выполнение па-раллельных действий различными органами не только не повышает утомления человека, но и при частичном совмещении действий и наличии некоторых микропауз способствует его снижению. Соблюдение принципа па-раллельности работы человека и машины означает выполнение по возможности приемов вспомогательной, под-готовительно-заключительной работы и обслуживания ра-бочего места во время автоматической работы оборудова-ния, одновременную обработку нескольких деталей на одном станке, параллельную работу различных инстру-ментов, многостаночное обслуживание и т. д.

Принцип экономии мускульной и нервной энергии предусматривает исключение из трудового процесса лиш-них приемов, трудовых действий и движений. Лишними часто оказываются перекладывания, например, предмета труда или инструмента из одной руки в другую, стати-ческие приемы (держать, поддержать), переходы в пре-делах рабочего места и вне его и т. д. Лишними движе-ниями чаще всего являются нагибания, повороты, при-седания и т. д.

При выборе траектории движений отдается предпочте-ние симметричным движениям по сравнению с несимме-тричными, плавным и непрерывным движениям по срав-нению с зигзагообразными, круговым движениям по срав-нению с прямолинейными и т. д.

При выборе рабочей позы следует учитывать, что мышечное напряжение при работе стоя и прямой позе на 15 %, а при согнутой позе почти вдвое выше, чем при работе сидя. Чередование работы стоя и сидя значительно снижает утомление, поскольку в этом случае чередуется нагрузка на различные группы мышц. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы рабочая поза была непринуж-денной и естественной, чтобы рабочий имел возмож-ность попеременно работать сидя и стоя, изменять позу.

Сопряжение рук рабочего с органами управления оборудованием должно быть устойчивым и обеспечивать быстроту и удобства взятия предмета, выгодное прило-жение усилий и правильное их распределение. Практическое осуществление этих рекомендаций обес-печивается главным образом конструированием оборудо-вания, технологической и организационной оснастки с учетом антропометрических данных человека, рацио-нальной планировкой рабочего места, исключающих лиш-ние трудовые приемы и движения.

На производственных участках экономия мускульной и нервной энергии работников достигается за счет рационального размещения оборудования, рабочих мест, складов, кладовых, организацией активного обслуживания производства, в результате чего сводятся к минимуму переходы их вне рабочих мест.

Экономии мускульной и нервной энергии способствует такое построение трудового процесса, при котором каж-дый последующий прием, трудовое действие или движение является естественным продолжением предшествующих им элементов трудового процесса. Важно, чтобы последо-вательно обрабатываемые поверхности или сборочные переходы непосредственно следовали один за другим, чтобы отсутствовали возвратные движения, возвратные переходы внутри цикла и т. д.

Принцип плановости и предупредительности обслужи-вания рабочих мест заключается в согласовании во вре-мени и установлении строгого регламента выполнения основных и вспомогательных работ. Соблюдение этого принципа позволяет сократить перерывы в работе, свя-занные с недостатками обслуживания рабочих мест и оборудования, путем выполнения всех или большей части работ по обслуживанию рабочих мест без простоев обо-рудования и потерь рабочего времени основных ра-бочих.

Принцип соответствия работника выполняемой работе заключается в подборе рабочих таким образом, чтобы они по своим психологическим и физиологическим данным; общеобразовательной и профессиональной подготовке в на-ибольшей мере соответствовали характеру и содержанию выполняемой работы.

Эти цели достигаются путем про-ведения профессионального отбора, а также организации обучения, повышения квалификации, производственного инструктажа и тренировок, обеспечивающих приобретение необходимой квалификации и производственных навыков и быстрое освоение им рациональных методов и приемов труда.

Принцип оптимальной интенсивности труда заклю-чается в установлении на основе нормативов по труду такого уровня интенсивности труда, который обеспечи-вает высокую его производительность при оптимальном физическом и нервном напряжении.

Принцип оптимальной производительности работы обору-дования заключается в установлении на основе нормати-вов или специальных исследований таких режимов работы оборудования, которые обеспечивали бы наименьшие сум-марные затраты живого и прошлого труда на выполнение как отдельных технологических операций, так и производственного процесса в целом. Исходя из этого требования, предельно высокие режимы работы устанавливаются преимущественно на наиболее загруженном оборудовании, лимитирующем пропускную способность уча-стков и цехов.

Принцип оптимального режима труда и отдыха рабо-чих на производстве означает установление времени на-чала и окончания работы, чередования смен, начала и окончания обеденных и других регламентированных внутрисменных перерывов, обеспечивающих наиболее бла-гоприятные условия труда, а также создающих условия для своевременного проведения ремонтных, наладочных и других подготовительных работ, закрепления обору-дования за рабочими и т. д.

Соблюдение перечисленных принципов является одним из главных условий высокой производительности и бла-гоприятных условий труда.

Содержание работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приемов и методов труда

Работа начинается с выбора объектов исследования и заканчивается внедрением проектирования трудового процесса.

При выборе объектов исследования необходимо в зависимости от поставленной задачи определить исполнителя (круг исполнителей).

Не менее важным на этапе подготовки к исследованию является выбор способа проведения исследования и технических средств. Этот вопрос решается с учетом дифференциации исследуемого трудового процесса, сферы его применения.

Наиболее простым способом является визуальное наблюдение как непосредственно на рабочем месте исполнителя, так и дистанционное.

Для более детального анализа трудового процесса целесообразно использовать кино и видео съемку, современные технические средства.

Выбор способа и технических средств изучения методов труда обусловлен степенью механизации изучаемого процесса, необходимой точностью измерений, предполагаемыми масштабами внедрения рационального метода труда, ожидаемой экономической эффективностью.

При проведении работы по рационализации трудовых процессов целесообразно создание рабочих групп в состав которых должны входить как специалисты по труду, так и мастер, технолог и т.д.

Большое значение имеет участие в исследовании трудовых процессов работников, опыт которых изучается.

В завершение подготовительного этапа необходимо дать предварительную экономическую оценку рационализации трудового процесса.

При анализе содержания трудового процесса выявляются лишние и нерационально выполняемые приемы, действия, движения.

Как правило, лишние приемы и движения являются результатом неправильной или недостаточно продуманной планировки рабочего места или не-полного его оснащения.

Анализ последовательности выполнения трудовых приемов и действий позволяет выявить возможности для перекрытия вре-мени выполнения ручных приемов машинным временем работы оборудования, для совмещения во времени отдельных приемов за счет одновременной работы правой и левой рук, рук и ног и т. д.

При изучении содержания приемов, методов выполнения и траекторий движений ставится цель совершенствовать:

рабочую позу (выявляется удобство и устойчивость положе-ния рабочего, степень наклона и поворота корпуса и головы, правильность положения рук, предплечья и плеча, отсутствие лишних статических напряжений);

сопряжения рук рабочего с инструментом, материалами, при-способлениями и элементами управления (рассматривается распо-ложение пальцев, кистей рук, исследуется степень обеспечения быстроты и удобства взятия предмета, правильность приложения усилий и их распределения);

способ выполнения движений (выявляется траектория, длина пути, оптимальная скорость, точность, своевременность, простота движений, соразмерность усилий);

характер движений во времени (рассматривается наличие пауз, не связанных с потребностью в отдыхе, совмещение движений во времени, естественность и удобство координированных движений, наличие невызываемых необходимостью остановок, торможений, изменение направления движений и их ритмич-ность).

В качестве примера рационализации приемов и методов труда рассмотрим результаты совершенствования трудового процесса на одном из рабочих мест поточной линии по обработке распре-делительного вала на машиностроительном предприятии. Исследовались приемы, связанные с очисткой призм приспособления от струж-ки. При существующих условиях работница осуществляла прием по очистке трех пар установочных призм от стружки одной пра-вой рукой, т. е. ее левая рука при выполнении этого приема (в течение 0,125 мин) бездействовала. Выполняя прием, работ-ница 6 раз повторила действие по очистке призм и совершила лишнее движение — перемещение руки со щеткой от первого ряда призм ко второму. Это приводило к неоправданным затра-там рабочего времени.

Анализ показал, что прием «очистить призмы установочного приспособления от стружки» рациональнее выполнять одновре-менно двумя. Для этого необходимо оснастить рабочее место дополнительным лотком для щетки и второй щеткой-смет-кой. Вновь спроектированный трудовой процесс предусматри-вает совмещение движений правой и левой рук во времени и устранение лишнего движения по перемещению руки со щеткой ко второму ряду призм (левая рука очищает левый ряд призм, правая—правый). В результате рационализации трудового про-цесса удалось сократить трудоемкость выполнения анализируе-мого трудового приема с 0,125 до 0,078 мин, т. е. на 63%.

При нерациональных методах труда может возникнуть необходимость технических усовершенствований, до-полнительного оснащения рабочего места.

Примером может слу-жить метод труда, применяемый на одном из рабочих мест той же поточной линии при выполнении комплекса приемов, свя-занных с установкой и снятием детали.

При существующих условиях комплекс приемов включал 16 движений левой руки, 20 движений правой руки и 8 движений, выполняемых двумя руками одновременно. Трудоемкость выпол-нения этого комплекса составляла 0,137 мин.

Анализ выполняемых работницей трудовых движений показал, что нерациональная конструкция зажимного устройства приспо-собления вынуждает работницу затрачивать лишнее время и фи-зические усилия на закрепление и открепление детали. Причем эти приемы работница выполняла в неудобной позе, нагибаясь вперед и вы-тягивая обе руки вправо и влево 800—900 раз в смену. Неудов-летворительными оказались конструкция и расположение рычага крепления верхнего центра. При установке и снятии детали ра-ботница вынуждена была также 800—900 раз в смену вытяги-вать руку вверх на 105 см , приподнимаясь на носках и неестест-венно вытягиваясь при захватывают рычага рукой. Изменение конструкции зажимного устройства и формы рычага (придание ему изогнутой формы) дало возможность сократить протяжен-ность движения «протянуть руку к рычагу» до 65 см и выпол-нять его в нормальной зоне досягаемости.

Был спроектирован более рациональный и менее трудо-емкий метод выполнения комплекса приемов по установке и сня-тию детали, на который требовалось всего лишь 0,09 мин. вместо 0,137 мин. (за счет устранения 19 трудовых движений).

В результате был увеличен выпуск деталей на данном рабочем месте с 440 до 462 шт.

Применение нерациональных методов труда нередко связано с недостатками в планировке и оснащении рабочего места, не-своевременным и некачественным его обслуживанием, отсутст-вием надлежащей связи со службами и т. д. Поэтому работа по совершенствованию трудовых процессов должна носить много-целевой характер, т. е. включать исследование не только прие-мов и методов труда, но и вопросов рациональной организации и оснащения рабочих мест, совершенствования системы их об-служивания.

Необходимым условием успешного внедрения запроектирован-ного трудового процесса является разработка инструкционных карт, в которых указываются приемы, трудовые действия и дви-жения, входящие в них, время на их выполнение, а также эле-менты рационализации. Трудовые действия и движения описы-ваются в соответствии с последовательностью их выполнения и т.п.

Элементы рационализации, указанные в карте, и время на выполнение отдельных приемов нацеливают рабочего именно на те трудовые действия и движения, которые могут вы-полняться более правильно и быстрее.

Составление инструкционных карт наряду с инструктажем и обучением рабочих имеет важное значение, так как требует от исследователя ответственного отношения ко всем предложе-ниям в области рационализации приемов и методов труда. Он должен еще раз тщательно проанализировать весь трудовой про-цесс, последовательность его выполнения и при необходимости, с помощью микроэлементных нормативов времени дополнительно уточнить эффективность предлагаемого метода.

Большое значение для внедрения передовых приемов и мето-дов труда имеет производственный инструктаж. Так, при теку-щем устном инструктаже, осуществляемом мастером или брига-диром в процессе обходов рабочих мест на участке, обычно обна-руживаются и оперативно устраняются нерациональные приемы и методы труда у отдельных рабочих. Весьма действенным и эффективным средством является индивидуальный показ на ра-бочем месте исполнителя рациональных методов работы.

Особое внимание следует уделять техническим средствам обу-чения передовым приемам и методам труда. Среди современных технических средств обучения следует выделить киносъемку, видеомагнитную запись и телевидение, а также специальные тре-нажеры. При киносъемке средством изучения трудовых процес-сов и распространения передового опыта служит кинофильм. Построение учебных фильмов зависит от поставленной задачи и особенностей трудового процесса.

Применение промышленного телевидения при обучении ра-ботников передовым методам труда возможно в следующих ос-новных вариантах: 1) прямая передача из цеха (лаборатории) в учебный класс; 2) передача кинофильмов или видеомагнитной записи в учебные классы через специальную или общую теле-визионную сеть. Выбор того или иного варианта определяется конкретными условиями работы предприятия, уровнем техниче-ского оснащения, имеющимися средствами телевидения, харак-тером трудовых процессов, задачами, которые предполагается решить прямой демонстрацией опыта и показом фильма.

Применение телевидения позволяет демонстрировать большим группам рабочих, как выполнять ту или иную операцию. При этом показ опыта может сопровож-даться необходимыми пояснениями. Технические возможности телевидения позволяют проводить последовательную и парал-лельную демонстрацию на нескольких экранах одинаковых и од-нотипных операций, выполняемых разными рабочими.

Значительно ускорить процесс освоения новых приемов и методов труда, а также повысить качество обучения позволяет применение тренажеров и контрольно-тренировочных приспособ-лений.

Широкое применение рациональных приемов и методов труда на производстве позволит улучшить использование современного высокопроизводительного оборудования и рабочего времени, значительно повысить произ-водительность труда.