Автоматизация логистических процессов. Автоматизация процессов транспортной логистики предприятия Автоматизация процессов логистики

1. Модель деятельности логистической компании

Модель коммерческой деятельности типичной логистической компании приведена на рисунке 1.

Функционирование логистического предприятия обеспечивается взаимосвязанной работой четырех основных блоков деятельности:

Продажи — взаимодействие с клиентами, начиная с приема обращений и заявок, и заканчивая оформлением документов (на оказание услуг, на оплату).

Оказание услуг – прием грузов от отправителя, хранение, перевозка, выдача получателю, оказание дополнительных услуг по упаковке, страхованию, погрузке/разгрузке и др.

Финансы – прием и учет оплаты за услуги (либо напрямую от отправителя или получателя, либо через подрядчиков), обеспечение оплаты работ подрядчиков (сторонних перевозчиков, курьеров, услуг складского хранения, страхования, погрузки-разгрузки и т.п.).

Управление – получение и анализ информации о деятельности предприятия, формирование управляющих воздействий для обеспечения и улучшения деятельности предприятия, инициирование проектов, связанных с изменением деятельности предприятия. Для упрощения диаграммы внутрихозяйственная деятельность (все виды ресурсного обеспечения, а также все виды контроля) отнесены к блоку «Управление».

Для логистической компании характерным является наличие трех основных потоков объектов коммерческой деятельности:

  • Материальные потоки (грузы). Это те объекты, которые клиенты передают логистическому предприятию для оказания услуг (например, передача груза для доставки его получателю за определенную плату).
  • Финансовые потоки (наличные и безналичные расчеты). Это объекты, которыми отправитель или получатель расплачивается за оказанную услугу (непосредственно логистической компании или через ее подрядчиков), а также объекты, которыми сама логистическая компания расплачивается с подрядчиками.
  • Документационные потоки (договоры, документы на грузы, документы по оплате, сопроводительные транспортные документы, отчеты, нормативные и распорядительные документы предприятия). Это объекты в бумажном или электронном виде, которые сопровождают юридически значимые действия при движении материальных и финансовых потоков, отражают результаты этих действий, несут распорядительные и внутренние нормативные функции.

2. Роль процессов обеспечения документационных потоков

В логистической компании процессы обеспечения материальных и финансовых потоков, как правило, жестко регламентированы, так как это потоки, которые, во-первых, имеют регламентацию на законодательном уровне, во-вторых, непосредственно «генерируют» прибыль предприятию. А вот процессы обеспечения документационных потоков, хоть и являются достаточно ресурсоемкими, наименее формализованы и, как правило, наименее автоматизированы. К таким процессам относятся:

  • изготовление документов, в том числе генерация отчетов,
  • текущее и архивное хранение документов в бумажном и электронном виде,
  • обеспечение оперативного поиска документов, доступ к архивам документов
  • обеспечение коллективного использования документов в территориально удаленных подразделениях,
  • контроль актуальности документов,
  • контроль исполнения поручений по документам, и т.п.

Если посчитать, сколько времени сотрудники тратят на подготовку и обработку документации, которая является жизненно необходимой для обеспечения коммерческой деятельности предприятия, то станет ясно, что обеспечение документационных потоков – первостепенная задача!

Документация играет первостепенную роль и в процессах управления.

С одной стороны, для сбора информации по результатам и эффективности деятельности предприятия каждый из блоков (продажи, оказание услуг, финансы) направляют блоку управления плановую и отчетную документацию.

С другой стороны, для осуществления управляющих функций от блока управления в остальные блоки предприятия направляются документы, содержащие корректирующие воздействия, задания, предложения и др.

При этом, в вопросах документального обеспечения управления важную роль приобретают задачи выполнения сроков предоставления информации в блок управления, и контроля исполнения заданий от блока управления другим производственным блокам, в том числе и с персональной ответственностью.

Наиболее характерными проблемами обеспечения документационных потоков в логистической компании являются:

  • большое количество первичных документов,
  • взаимодействие в «ручном» режиме при формировании и движении документов (маршруты движения документов и сроки их обработки контролируются вручную ответственными работниками),
  • отсутствие удобных способов поиска и доступа к документам, в том числе к архивным,
  • отсутствие удобных способов управления и контроля поручений по документам, в том числе выполнение проектов на основе поручений,
  • отсутствие единых справочных данных (по клиентам, подрядчикам, договорам, сотрудникам и их заданиям),
  • отсутствие общекорпоративных баз знаний, средств удаленного коллективного обсуждения и принятия решений,
  • отсутствие удобных способов оценки эффективности деятельности подразделений и сотрудников на основании контроля поручений.

При решении задачи повышения эффективности деятельности предприятия в первую очередь необходимо провести мероприятия:

— по снижению ресурсоемкости деятельности за счет автоматизации ручного труда,

— по внутрикорпоративному закреплению правил и порядка деятельности сотрудников при выполнении работ.

Так как процессы обеспечения документационных потоков являются наиболее ресурсоемкими и наименее формализованными, решение вопроса автоматизации именно этих процессов ведет к значительному, а иногда и к многократному снижению потребностей в кадровых ресурсах.

3. Модель деятельности логистической компании с использованием E-Portal

Автоматизация перечисленных задач обеспечения документационных потоков возможна с помощью внедрения корпоративного электронного портала (E-Portal) на базе отечественной программной платформы «ELMA».

Диаграмма коммерческой деятельности типичной логистической компании с использованием E-Portal на платформе «ELMA» приведена на рисунке 2.

E-Portal на платформе «ELMA» объединяет в себе следующие функциональные модули:

ECM (Enterprise Content Management) — система электронного документооборота и управления корпоративными знаниями, единые корпоративные справочники (в том числе справочник сотрудников и их контактные данные), корпоративные базы знаний, документооборот управленческий (входящие, исходящие и т.п.), договорный, первичных документов предприятия, электронный архив и механизмы поиска документов, коллективные средства общения (информационные каналы, чаты) и др. Примеры скриншотов ECM приведены на рисунке 3.

CRM (Customer Relationship Management) — система управления взаимоотношениями с клиентами, в том числе единый справочник контрагентов, контактов, учет взаимоотношений (звонков, договоров с клиентами, маркетинговых воздействий и т.п.), интеграция с популярными системами IP-телефонии. Примеры скриншотов CRM приведены на рисунке 4.

BPMS (Business Process Management System) — система управления бизнес-процессами, которая закрепляет в электронном виде последовательность действий сотрудников для получения результатов деятельности логистической компании, обеспечивает формирование задач сотрудникам для выполнения этих действий (через Task Manager) и контроль их выполнения в автоматическом режиме. Другой стороной использования BPMS является легкость внесения изменений в действующие бизнес-процессы: назначить условия, границы принятия решений, дополнительные условия и правила, сменить или назначить исполнителей задач, — всё это BPMS позволяет делать «на ходу», без привлечения программистов и без остановки деятельности! Примеры скриншотов BPMS приведены на рисунке 5.

Task Manager – диспетчер задач, интегрированный со всеми остальными системами E-Portal, и позволяющий назначать каждому пользователю задачи в ручном (например, руководителем, по резолюции в документе) или автоматическом (например, при выполнении бизнес-процессов) режиме, автоматически оповещать сотрудников о поставленных им задачах, контролировать сроки исполнения. Примеры скриншотов Task Manager приведены на рисунке 6.

Pro ject – система управления проектами — уникальными работами, имеющими определенный ограниченный срок, ресурсы и бюджет.

Project предоставляет менеджеру проекта инструменты для формирования план проекта (в табличном виде и в виде диаграммы Ганта) с закреплением ресурсов и исполнителей, автоматически формирует задачи для сотрудников (через Task Manager), назначенных исполнителями в плане проекта, ведет бюджетирование финансов и трудозатрат, обеспечивает контроль исполнения, механизмы оповещения участников проекта. Проектов в системе может быть сколь угодно много. Примеры скриншотов Progect приведены на рисунке 7.

Примерами проектов являются: проведение маркетинговой компании по продвижению новой услуги, проведение модернизации автопарка, проведение строительных работ по возведению склада и т.п.

KPI (Key Performance Indicators ) — система ключевых показателей эффективности, которая позволяет связать стратегические цели предприятия с деятельностью каждого сотрудника и контролировать активность и результативность сотрудников для оценки работы компании в целом, подразделений, каждого сотрудника. Примеры скриншотов KPI приведены на рисунке 8.

4. Преимущества E-Portal от «ELMA»

Многие компании предлагают разработать электронный портал для организаций различного профиля деятельности.

Для разработки электронного портала наиболее часто используются:

а) Платформы зарубежных производителей (IBM WebSphere, Microsoft SharePoint, Oracle Application Server, SAP Enterprise и др.).

б) Отечественные платформы: 1С-Битрикс, ELMA.

в) Довольно часто предлагается разработать электронный портал на базе бесплатных платформ Alfresco, JomPortal, Jive и др.

г) Существуют «облачные» решения типа «Простой бизнес», «Битрикс24» и др.

В любом предлагаемом решении есть как плюсы, так и минусы.

В каждой из перечисленных платформ найдется немало плюсов.

Из минусов же стоит упомянуть, что:

  • решения на базе зарубежных платформ требуют больших первоначальных вложений на лицензии, а также большие объемы работы аналитиков, программистов. По мнению экспертов, внедрение портала на базе этих платформ оправдано только в случае, если на предприятии уже эксплуатируется программное обеспечение этих производителей и закуплены лицензии, есть подготовленный персонал, работающий в других проектах на этих платформах. К тому же в настоящее время критичны вопросы «импортозамещения» и «санкций» — зарубежный производитель может в любое время оказаться «недоступным» или «нерекомендуемым»…;
  • решения на базе бесплатных платформ «пустые» (только платформа). Они требуют больших объемов разработки, в том числе программирования, что ведет к большим расходам на аналитиков и программистов, большим срокам разработки и внедрения;
  • «облачные» решения не обеспечивают требуемого в организациях уровня безопасности информации, их невозможно доработать под требования конкретной организации.

Таким образом, выбор отечественной платформы является наиболее предпочтительным в большинстве случаев.

Если сравнить ELMA и 1С-Битрикс, то мы найдем много общего:

— обеспечение внутрикорпоративных коммуникаций,

управление задачами,

— планирование и учет рабочего времени,

— обеспечение работы с клиентами (в т.ч. справочники клиентов),

— управление бизнес-процессами,

— управление структурой компании, корпоративные справочники персонала,

— наличие десктопных «агентов» и мобильных приложений,

— наличие API,

— интеграция с MS Office, 1 C, MS SharePoint, MS Outlook и др.,

— интеграция с шинами данных.

Однако решение на базе «ELMA» имеет ряд неоспоримых преимуществ:

— изначально внедренная система документооборота с поддержкой карточек документов, поддержкой договорной работы, обеспечением регламентированного доступа к документам, возможностями ввода документов в удаленных подразделениях,

— готовая система управления проектами, интегрированная c системой управления задачами пользователей, календарем, совместимая с MS Project,

— готовая система доработки «без программирования» интерфейсов пользователей, документооборота, справочников, разработки отчетов,

— наличие системы визуальной разработки, отладки и запуска в использование бизнес-процессов в наиболее распространенной в настоящее время нотации BPMN,

— готовая система оценки эффективности деятельности каждого сотрудника и компании в целом,

— отличная техническая поддержка, в том числе удаленная поддержка внедрения, что ведет к отсутствию потребности в штате программистов у заказчика.

5. Почему «ИнтелТех»?

Компания «ИнтелТех» предлагает решения широкого круга задач по автоматизации процессов управления в транспортно-логистическом комплексе, в том числе:

— ПЛАНИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ — создание транспортных моделей уровня предприятия, города, макрорегиона, в т.ч. имитационное моделирование и калибровка и оптимизация моделей, выбор критериев и поиск оптимальных решений, аналитика и подготовка предложений для принятия решений.

— СОЗДАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ЛОГИСТИКОЙ — разработка, внедрение и организация эксплуатации информационно-управляющих систем, координирующих работы различных видов транспорта: железнодорожного, авиационного, морского, автомобильного. Интеграция информационных систем различных предприятий и ведомств в рамках единого перевозочного процесса.

— ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ — проектирование, разработка и внедрение элементов, групп элементов и взаимоувязанных комплексов ИТС. Разработка, адаптация программного обеспечения под задачу проекта. Монтаж и пуско-наладка периферийного оборудования. Создание Центров обработки данных и Ситуационных центров.

— ПРОВЕДЕНИЕ НИР И ЭКСПЕРТИЗА ТРАНСПОРТНЫХ РЕШЕНИЙ — консалтинг и проведение исследований в области транспортных систем. Экспертный анализ и разработка предложений, подготовка документации, технических заданий, проектных решений.

— СОЗДАНИЕ ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ — разработка методик, сценариев, регламентов управления транспортом, в т.ч. транспортными, грузовыми и пассажирскими потоками. Создание ситуационных и диспетчерских центров уровня предприятия, города, региона, макро-региона. Разработка, адаптация и внедрение систем поддержки принятия решений.

Занимаясь внедрением сложных автоматизированных систем в области транспортной логистики специалисты компании «ИнтелТех» неоднократно сталкивались с «общими» проблемами, казалось бы, далекими от автоматизации транспортно-логистической деятельности, в том числе:

— отсутствие стандартизованного и регламентированного электронного документооборота в организации, электронного архива и средств поиска документов,

— большое количество средств коммуникации, которые используются хаотично и несогласованно (E-Mail, Skype, ICQ и другие коммуникаторы, общие файловые папки на серверах и т.п.),

— отсутствие средств автоматизированного контроля исполнения задач, поручений, резолюций по документам,

— отсутствие регламентов взаимодействия сотрудников при выполнении коммерческой деятельности (регламентов бизнес-процессов), особенно при взаимодействии между различными подразделениями,

— отсутствие средств автоматизации исполнения бизнес-процессов,

— отсутствие показателей эффективности деятельности организации в целом, подразделений и отдельных сотрудников, и отсутствие системы автоматизированного сбора и вычисления таких показателей, и, как следствие, отсутствие понятных «рычагов» мотивации деятельности,

— отсутствие коллективных средств автоматизации проектной деятельности (а часто и вообще отсутствие самого понятия проектной деятельности!).

Все перечисленные проблемы, мягко говоря, «не способствовали» разработке и внедрению автоматизированных систем транспортной логистики.

Поэтому, накопив знания по организации основных коммерческих бизнес-процессов, по организации документооборота, по формам работы с клиентами и подрядчиками, по способам определения эффективности деятельности логистических и транспортных компаний (и их персонала) компания «ИнтелТех» включила в свой «портфель» разработку и внедрение проектов автоматизации управления логистической компанией на программной платформе нашего партнера – компании «ELMA».

Компания «ИнтелТех» готова разработать и внедрить E-Portal, настроенный под специфику вашего логистического бизнеса, с помощью которого ваша компания будет успешно организовывать и выполнять внутреннюю деятельность, взаимодействовать с клиентами и подрядчиками, объективно оценивать свои успехи, планировать свое дальнейшее развитие и воплощать эти планы в жизнь!

Автоматизация логистики наиболее важна для компании, когда сферой деятельности является розничная торговля. Большое количество распределенных торговых точек и многочисленной номенклатуры делает проблемы автоматизации логистических процессов наиболее важными.

Можно выделить пять направлений логистики: закупочная, транспортная, складская, производственная, распределительная и исходя из этого можно определить процессы, которые нужно и можно автоматизировать в данных областях.

Рассмотрим подробнее автоматизацию в каждом из направлений.

Закупочная логистика

Эффективное сотрудничество с поставщиками — одна из важных составляющих получения конкурентных преимуществ. Возможность автоматизированной системы учитывать режим и ассортимент работы каждого поставщика позволяет избежать многих проблем с поставками и временным отсутствием товаров на прилавках.

Централизованное управление закупками — самая важная часть автоматизации закупочной логистики. Зачастую закупки в торговых сетях осуществляются децентрализовано, т.е. каждый менеджер по закупкам сам заказывает товар, определяя условия сделки, а руководство видит только уже совершенные закупки.

1.Поставщик присылает в главный офис розничной сети предложение о сотрудничестве. Предлагаемый поставщиком ассортимент, цены и условия поставки в обязательном порядке рассматриваются обычно категорийным менеджером либо ассортиментным советом или коммерческим директором.

2.При принятии положительного решения данные о поставщике и его ассортименте заносятся в информационную систему предприятия, которая также позволяет зафиксировать различные условия работы с поставщиком: ассортимент, цены, скидки, способ поставки, отсрочки платежей, товарные кредиты.

Информационная система по каждой товарной позиции позволяет определить основного и альтернативных поставщиков. При формировании заказа поставщику система автоматически отправляет данные по заказу основному поставщику (через систему электронного документооборота EDI) и в случае, если он не подтвердил заказ, автоматически открывает список альтернативных поставщиков необходимого товара.

3.После того как поставщик занесен в систему и в системе зарегистрирована закупка товара у данного поставщика, наступает новый этап. Поскольку оплата товара в основном происходит после его поставки на основании полученных сопроводительных документов, на практике зачастую возникают ситуации, когда поставщик привозит товара больше, чем было заказано. Если данное отклонение не отследить, то он выставит счет для оплаты на привезенное количество. Это приведет к тому, что магазин оплатит ненужный излишек товара.

Функция управления взаиморасчетами с поставщиками , требующая предельной четкости и внимания. Зачастую дела обстоят следующим образом. Менеджер по закупкам договаривается с поставщиком о скидках на товар и выгодном графике оплаты. Оплата товара непосредственно сотрудниками финансовой или бухгалтерской службы производится на основании документов, приходящих в огромных количествах,копоздать. Работая с огромным количеством документов, финансист или бухгалтер просто не в состоянии отследить все условия и графики оплаты и, если платеж просрочен, поставщик может приостановить поставку. Такая ситуация ведет к ухудшению отношений с поставщиком и сводит на нет все достигнутые с ним договоренности.

При использовании информационной системы дела обстоят иначе. Менеджеры по закупкам настраивают в системе все условия по оплате поставщикам, на основании чего система в автоматическом режиме формирует заявки на оплату. Это дает возможность не только избежать ошибок в расчетах, но и спланировать расход денежных средств на закупки.

Распределительная логистика

Автоматизация процесса взаимоотношения с клиентами позволяет исследовать предпочтения покупателей, повышать их лояльность за счет предоставления скидок, сегментировать покупательскую аудиторию, делать массовые рассылки корреспонденции, выдавать отчеты для принятия решений оптимизации маркетинговых расходов.

Для розничной торговли проблема ценообразования является одной из самых сложных, в связи с чем система автоматизации должна предоставлять возможность гибкой настройки различных ценовых форматов. Одна из передовых систем автоматизации торговли — Axapta Retail, созданная на основе стандартной функциональности ERP-системы Microsoft Business Solutions Axapta поддерживает три схемы ценообразования, перечисленные ниже.

1. В случае, когда все магазины торговой сети имеют централизованную систему ценообразования, малейшее изменение цены на любую из миллиона ассортиментных позиций оперативно доводится до каждого магазина. При этом данная информация отражается в финансовых планах, как отдельного торгового комплекса, так и всей сети в целом.

2. В том случае, когда ценообразование производится каждым магазином в отдельности, информация о ценах на каждую ассортиментную позицию, а также о любых ценовых изменениях поступает в центральный офис и становится основой для принятия управленческих решений.

3. Торговая сеть может включать как магазины, имеющие единую систему ценообразования, так и торговые комплексы, устанавливающие собственные цены на некоторые или все ассортиментные позиции. В этом случае Axapta Retail позволит оперативно учитывать все ценовые изменения на любом уровне — от центрального офиса до магазина — и принимать соответствующие управленческие решения.

Складская логистика

Автоматизация складской логистики выполняет такие функции, как контроль хранения и физического перемещения товаров по складу, оптимизация используемого пространства склада и потока товаров, предотвращение кражи товаров, повышение точности в идентификации товара, использование штрихкодирования и терминалов сбора данных, проведение инвентаризации.

Повышение эффективности использования складских площадей — одна из важнейших проблем складской логистики. От ее разрешения зависит прибыль розничного предприятия. Увеличение числа единиц хранения и сокращение жизненного цикла продуктов требует постоянного перемещения товаров по складу.

Специальные решения для автоматизации управления ячеистыми складами позволяют учитывать сезонность, историю и показатели оборачиваемости продукта. На основании этих показателей система выдает рекомендации по месту для хранения данного вида товара. Система может также определить оптимальный объем ячейки для хранения товара, сформировать график его перемещения по стеллажам и контролировать его исполнение в режиме реального времени.

Проведение инвентаризации — одна из самых трудоемких и долгих по исполнению функций складской логистики. Автоматизация этой функции помогает снизить риск хищений и недостач. Использование в ходе инвентаризации терминалов сбора данных и их последующий автоматизированный перенос в систему помогают избежать многократного ввода данных и, как следствие, появления недостоверной информации. Важным достоинством автоматизации является и то, что на период инвентаризации магазин не придется закрывать на учет.

Производственная логистика

К производственной логистике в розничной торговле можно отнести кулинарию, пекарню, разделку мяса, сборку готового изделия. Несмотря на то, что производство в ритейле зачастую является сопутствующим видом деятельности, оно может расширить резервы рентабельности.

Транспортная логистика

Система управления транспортом помогает ритейлерам оптимизировать поставки товара и является дополнительным методом сокращения издержек. Однако для эффективного использования существующих сегодня на рынке решений по автоматизации транспортной логистики важным фактором являются взаимоотношения ритейлера с поставщиком.

Одним из вариантов использования автоматизации транспортной логистики является метод динамической маршрутизации (применяется в системе управления цепочками поставок компании Manhattan Associates).

Поставщик сообщает ритейлеру о готовности товара, а ритейлер при помощи автоматизированной системы управления транспортировками выбирает наиболее короткий и наименее затратный способ доставки и сообщает о нем поставщику. Обычно наименее затратный способ подразумевает несколько остановок, в ходе которых машина заполняется мелкими партиями товаров. Другой способ — отправлять полностью загруженные машины, которые доставляют товар в РЦ. В нем груз разбивается на мелкие партии и доставляется либо к ритейлеру, либо напрямую к клиенту.

Автоматизация управления транспортной логистикой, как фактор выживания на современном рынке.

В условиях текущего топливного кризиса и постоянно растущих цен на энергоносители, транспортные издержки играют все более существенную долю в структуре цены товаров или услуг. Но при высоком уровне конкуренции невозможно просто увеличить цены, переложив рост топливных расходов на конечных потребителей. А значит залогом успешности развития и сохранения приемлемого уровня прибыли становится система эффективного управления затратами грузоперевозок. Особенно данная проблема актуальна для производителей и дистрибьюторов товаров широкого потребления, ежедневно осуществляющих доставку продукции десяткам и сотням клиентов.
Одними из важнейших факторов успешности снижения издержек являются скорость и точность принятия управленческих решений, повышении информативности и снижения неопределенности в управлении ключевыми бизнес-процессами транспортной логистики. Для решения данных задач служат современные средства автоматизации – информационные системы управления бизнесом.
Следует сразу определить, что под автоматизацией управления транспортной логистикой мы понимаем не только установку и настройку некоего набора программного обеспечения и оборудования. Внедрение систем управления транспортом (Transport Management System) подразумевает сочетание как технических, так и административных работ. Любая информационная система является, прежде всего, инструментом, который действительно может помочь оптимизировать издержки производственных и сопутствующих бизнес-процессов. Но без должной административной поддержки (разработки соответствующих регламентов, мотивационных схем, а при необходимости, и корректировки самих бизнес-процессов), внедрение даже дорогостоящей TMS-системы становится примером бездарных инвестиций, оседающей бесполезным балластом на балансе предприятия и только добавляющей головной боли сопровождающим ее системным администраторам.
Прежде чем, приступать к инсталляции TMS-решений и Заказчик, и Интегратор должны прекрасно представлять себе цели автоматизации. И цели эти должны совпадать.
В зависимости от размеров предприятия и его транспортного парка, объема грузоперевозок и количества обслуживаемых клиентов, Заказчик выбирает для себя наиболее подходящие инструменты, прогнозируя ожидаемый экономический эффект, тщательно взвешивая соотношение «цена/качество».
Можно выделить четыре уровня автоматизации управления транспортной логистикой, каждый из которых характерен для различных по типу и масштабу бизнеса компаний.
Первый, начальный уровень характерен для малых предприятий, в автопарке, которых не более 2–3 машин. Автоматизация в данном случае ограничивается использованием бухгалтерской программы (1С:Бухгалтерия) и набором стандартных офисных программ (Microsoft Word и (или) Microsoft Excel). Функции информационной системы ограничиваются фиксированием фактических расходов, подготовкой обязательных бухгалтерских и транспортных документов, учетом выработки сотрудников (водителей, экспедиторов) для расчета заработной платы. Контроль расхода топлива и пробегов осуществляется на основе отчетов водителей (нередко устных), сопровождаемых чеками с АЗС. Какого-либо планирования предстоящих расходов или работ не осуществляется – «проблемы решаются по мере их поступления».
При увеличении количества используемого транспорта (до 5-8), процессы управления усложняются и переходят на Второй уровень. Появляется необходимость планирования работ по техническому обслуживанию транспортных средств. Контроль времени работы и пробегов осуществляется уже с помощью технических средств (по одометру и (или) тахографу). В штатное расписание вводится новая единица «Диспетчер», который отвечает за распределением путевых заданий, формирование Путевых Листов, следит за движением транспортных средств (по телефону), осуществляет сбор информации и готовит отчеты для финансовых служб и руководства компании. Функции управления работой автопарка берут на себя уже специализированные информационные решения класса FMS - Fleet Management System (Например: «Fleet+», 1С: Управление автотранспортом).
Если на предприятии уже есть выделенная служба логистики, даже в лице единственного логиста, осуществляется планирование маршрутов доставки. Как правило, подобное планирование проводится в «ручном» режиме, с использованием бумажной карты и офисных программ.
Третий уровень автоматизации управления транспортной логистикой. В средних компаниях, использующих для своей работы до 12–15 автомобилей, осуществлять контроль за работой водителей и перемещениями транспортных средств силами одного только диспетчера становится сложно и неэффективно. Появляется необходимость использования специализированных технических средств – систем спутникового GPS/ГЛОНАСС мониторинга. Подобные решения способны не только в режиме реального времени показать местоположения каждой машины, но и достаточно точно контролировать расход топлива, соблюдение температурных режимов перевозки, работу различного оборудования (например, автобетоносмесителей), вес перевозимых грузов, фиксируя, в том числе, места погрузки/разгрузки. Данные решения постоянно развиваются, представляя пользователям все более широкие возможности. Так система спутникового мониторинга транспорта ANTOR MonitorMaster, благодаря функциям телематического контроля, помимо регистрации фактических маршрутов, позволяет контролировать более полусотни различных параметров режимов эксплуатации транспортных средств, манеру вождения водителей, соблюдение ими скоростного режима.
Системы спутникового мониторинга позволяют сократить транспортные издержки предприятий не менее чем на 10-15% за счет практически полного пресечения «левых» рейсов, хищений топлива, снижения эксплуатационных расходов на содержание транспортных средств, увеличения сроков их полезного использования.
С ростом бизнеса, растет и клиентская база. Для организации доставок продукции сотням клиентам ежедневно требуется больший транспортный парк. Логисты, планирующие маршруты вручную, по старинке с помощью дорожного атласа, сталкиваются с практическими неразрешимыми проблемами необходимости учета десятков различных параметров и ограничений, технических характеристик десятков транспортных средств, пожеланий клиентов по времени доставки. Возрастает количество ошибок - не соблюдаются «окна доставки», в один и тот же район могут быть направлены несколько полупустых грузовиков. Как результат, транспортные расходы существенно превышают приемлемый уровень, а доставка единицы продукции становится золотой.
Компании, перед которыми встают подобные проблемы, приходят к необходимости перехода на Четвертый уровень автоматизации управления транспортной логистикой, который подразумевает автоматизацию всех бизнес-процессов организации грузоперевозок: от планирования до контроля и анализа выполняемых операций.
В отделе логистики внедряется система автоматизированного планирования маршрутов, которая позволяет формировать рейсы минимальные по пробегу и максимальные по загрузке транспортных средств. Самым известным подобным решением в России и странах СНГ является система ANTOR LogisticsMaster, которой пользуются уже более 1200 средних и крупных предприятий, среди которых известнейшие российские и мировые производители и дистрибьюторы товаров широкого потребления: Coca-Cola, Pepsi, Danone, Nestle, Агропромышленный Холдинг «Мираторг», Останкинский мясокомбинат, Sun InBev, Комус, Вимм-Биль-Данн, ИНМАРКО.
Автоматизированная система маршрутизации значительно сокращает время планирования. Например, в компании «Ай-Эм Логистик» работа логистов по планированию доставки более чем 4000 клиентам ежедневно с помощью ANTOR LogisticsMaster занимает менее двух часов. Высвобожденное время можно использовать по-разному – увеличить сроки приема заказов или более тщательно комплектовать заказы на складе и расположив груз в кузове автомашины согласно очередности посещения клиентов, значительно сократить время разгрузки в точке доставки.
В то же время, эффективность контроля работы более полутора десятка машин, даже с помощью системы спутникового мониторинга, значительно снижается – ведь диспетчеру физически невозможно удержать в голове все детали большого количества рейсов. Когда осуществляется более сотни доставок в день, каждый раз по новым адресам, очень сложно оперативно оценить правомерность нахождения той или иной машины в точке фиксируемой системой спутникового мониторинга – в таком случае, диспетчер должен иметь инструмент, который наглядно покажет соответствие планового маршрута и фактического рейса.
В режиме «План-Факт» плановые маршруты, подготовленные в ANTOR LogisticsMaster, автоматически передаются в систему спутникового мониторинга транспорта ANTOR MonitorMaster, где они в реальном времени сопоставляются на электронной карте с фактическими перемещения транспортных средств. Диспетчер получает возможность в on-line режиме оценивать соблюдение водителями установленных графиков доставки, количество обслуженных точек доставки, возможные опоздания или непосещения клиентов. Наличие подобной оперативной информации позволяет разрешать возможные конфликтные ситуации еще до их возникновения.
ANTOR MonitorMaster хранит в своей Базе Данных полный объем информации о работе транспортных средств, а богатые аналитические возможности системы позволяют проводить детальный анализ результатов доставки за любой период времени. Подобная аналитика необходима при дальнейшем планировании доставки продукции, эффективного управления издержками транспортной логистики. подготовки мер направленных на снижение рисков возможных негативных отклонений от плана.
Системы управления транспортной логистикой ANTOR LogisticsMaster и ANTOR MonitorMaster интегрируются в общую Корпоративную Информационную Систему заказчика (как правило, ERP-класса), становясь ее неотъемлемой частью.
Сочетание профессионального подхода в планировании, контроле и анализе результатов позволяет сократить до 20-25% затрат на организацию грузоперевозок. Эти показатели неоднократно были подтверждены практическим опытом клиентов Группы Компаний «АНТОР».

Логистика – это одно из направлений развития информационных технологий, в последнее время получившее наиболее динамичное развитие. Подойти к процессу с точки зрения логистики означает добиться перемещения максимального количество товарных ценностей за минимальное время с учетом различных ограничивающих параметров. Этот подход экономика не всегда использует, поскольку предприятия расслабляются долгосрочными проектами. Численность персонала растет, зарплаты тоже, а продвижение товара по пути увеличения добавленной стоимости происходит не лучшим образом. Но лидируют в отраслях самые продвинутые предприятия, для которых каждый рабочий день проживается, как последний, и которые даже в «мирное время» способны подготовиться к возможным неприятностям в период кризиса.

Чем меньшее внимание уделяется логистике, тем больше потерь предприятие понесет во время кризиса. Время, когда клиенты стоят в очереди, прошло, кризис обостряет борьбу за каждого клиента. Любое предприятие анализирует, за что платить стоит, а за что – нет, внимательно присматривается к деталям обслуживания и маркетинговые лозунги постепенно превращаются в реальности сегодняшнего дня. Если кладовщик долго искал товар на складе, завтра на его месте будет уже работать другой человек, а если он ошибочно выдал не тот товар, то клиента вы потеряли: в лучшем случае вежливо попросят забрать и больше не привозить. Ушедшие навсегда клиенты – это невозобновляемая доля потерь на рынке, быстро приобретающая катастрофичные для предприятия последствия.

Автоматизация логистики – путь к снижению потерь

Чаще всего только тогда, когда потери предприятия начинают превышать все возможные пределы и штрафы за ошибочно доставленный товар начинают больно бить по бюджету, предприятие начинает задумываться о том, что на собственном складе пора, наконец, навести порядок. А ведь существуют автоматизированные системы, отбирающие товар с мест хранения, что экономит до 60% времени проведения всех операций на складе. Немалую помощь может оказать и автоматизация транспортной логистики. Например, если на прилегающей к складу территории постоянно простаивает не только свой транспорт, но и машины клиентов, это становится еще одним способом этих клиентов лишиться. Но ведь уже разработаны системы, позволяющие менеджерам и диспетчерам оптимально управлять процессом доставки товара, не путаясь в составлении сложных таблиц, а одним нажатием кнопки получая реальную картину выполнения любого заказа для любого клиента. И если обнаруживаются отклонения от намеченных нормативов, появляется возможность устранить на этапе грузоперевозок проблемные участки.

Общие цифры, отражающие систему автомобильных перевозок в России, не утешительны. Их себестоимость в полтора раза выше, чем в странах Запада, а в составе конечной себестоимости продукта стоимость транспортировки достигает 15-20%, в сравнении с 7-8 процентами в Западной Европе. Оптимизация и автоматизация транспортных процессов может привести к многомиллионной экономии расходов.

Казалось бы, несложно подобрать автотранспортное средство в соответствии с перевозимым объемом товаров, но на практике это не делается, в результате чего транспорт используется неэффективно, перемещаясь с неполной загрузкой. Автоматическая система управления перевозками позволит добиться рациональной комплектации перед каждым рейсом.

Использование и анализ базы данных адресов доставки и учет ее при комплектации рейсов сокращает неоправданный пробег транспорта, вырабатываются оптимальные маршруты и экономится топливо, что совершенно не лишнее в кризисный период.

Как сэкономить на работе склада

Когда кризисные условия заставляют предприятие внимательно проверять собственные расходы, часто обнаруживается, что склады требуют довольно больших расходов. Так, фонд заработной платы доходит да 60% всех издержек эксплуатации склада, а внедрение

Автоматизированной управляющей системы позволяет высвободить до половины состава сотрудников и использовать их на других участках работ. А оставшимся кладовщикам не придется бегать по складу в поисках товара. За год экономия на заработной плате намного превысит расходы по внедрению автоматизированной логистики.

Автоматизация складской логистики позволяет сократить время отгрузки товара. Клиенты часто спешат, товар им нужен немедленно, а складская задержка приведет к отказу покупателя, и товар превратится в складской запас, замороженный и выпавший из оборота. Эти потери можно посчитать и понять, что лучше было бы до них не доводить.

Еще один путь сокращения складских расходов при внедрении автоматической системы учета: появляются свободные складские площади, которые можно предоставлять под ответственное хранение товаров других предприятий. При этом площадь склада – та же, персонал – тот же, а вместо затрат склад начинает давать доход.

Важно и то, что внедрение автоматической логистической системы не требует больших затрат. Программное обеспечение недорого и внедрить его вполне возможно силами самого предприятия. Потребуется только один грамотный логист и специалист по автоматизации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Цели и система логистики

Главная идея логистики - организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации на протяжении всей цепочки от производителя к потребителю. Принципы логистического подхода требуют интеграции материально-технического обеспечения, производства, транспорта, сбыта и передачи информации о перемещении товарно-материальных ценностей в единую систему, что должно повысить эффективность работы в каждой из этих сфер и межотраслевую эффективность.

Таким образом, цель логистики - оптимизация цикла воспроизводства путем комплексного, ориентированного на потребность, формирования потока материалов и информации в производстве и распределении продукции.

Известные исследователи в сфере логистики Э. Мате и Д. Тискье видят цель логистики в оптимизации предложения продукции компанией таким образом, чтобы эта продукция нашла своего потребителя в наиболее выгодных для общей рентабельности условиях.

Чаще всего цель логистической деятельности связывают с выполнением так называемых правил логистики. Наиболее распространенным подходом является выделение «шести правил логистики», так называемого логистического микса или комплекса логистики:

Продукт - необходимый продукт;

Количество - в необходимом количестве;

Качество - необходимого качества;

Время - необходимо доставить в нужное время;

Место - в нужное место;

Расходы - с минимальными расходами.

Некоторые авторы несколько расширяют комплекс логистики, добавляя к нему такие элементы, как «потребитель», т.е. нужному потребителю и «персонификация», что означает разработку системы обслуживания для каждого заказа.

Цель логистической деятельности будет реализована, если приведенные выше правила выполнены, т.е. обеспечен наилучший и быстрый ответ на рыночный спрос при наименьших расходах. При этом необходимо подчеркнуть, что главная цель логистики является отображением идеальной ситуации, которой необходимо пытаться достичь.

Главная цель логистики конкретизируется в ее задачах, которые по степени значимости разделяют на три группы:

Глобальные;

Частичные (локальные).

Логистика по своей сущности в процессе управления хозяйственной деятельности выполняет интеграционные функции. Поэтому независимо от вида системы логистики ее глобальными задачами являются:

Создание комплексных интегрированных систем материальных, информационных и, если возможно, иных потоков;

Стратегическое согласование, планирование и контроль использования логистических мощностей сфер производства и обращения;

Постоянное усовершенствование логистической концепции в рамках выбранной стратегии в рыночной среде;

Достижение высокой системной гибкости путем быстрого реагирования на изменения внутренних и внешних условий функционирования.

Решение глобальных задач не может быть реализовано без постановки и решения общих задач. Условием жизнеспособности логистических систем всех видов является решение таких общих задач:

Осуществление сквозного контроля над потоковыми процессами в логистических системах;

Разработка и усовершенствование способов управления материальными потоками;

Многовариантное прогнозирование объемов производства, перевозок, запасов и т.д.;

Выявление несбалансированности между потребностями производства и возможностями материально-технического обеспечения, а также потребностями в логистических услугах при сбыте и возможностями логистической системы;

Стандартизация требований к качеству логистических услуг и отдельных операций;

Рациональное формирование хозяйственных связей;

Выявление центров возникновения потерь времени, материальных, трудовых и денежных ресурсов;

Оптимизация технической и технологической структуры транспортно-складских комплексов;

Определение стратегии и технологии физического перемещения материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции;

Формализация актуализированных (текущих, оперативных) логистических целей и параметров функционирования логистической системы.

Частичные задачи в логистике имеют локальный характер. Они более динамичны и разнообразны:

Оптимизация запасов всех видов и на всех этапах товародвижения;

Максимальное сокращение времени хранения продукции;

Сокращение времени перевозок;

Быстрая реакция на требования потребителей;

Повышение готовности к поставкам;

Снижение расходов во всех звеньях логистической цепочки;

Рациональное распределение транспортных средств;

Гарантирование качественного послепродажного обслуживания;

Поддержка постоянной готовности к приему, обработке и выдачи информации и т.д.

Организационный механизм реализации целей может быть представлен в виде системы логистики.

Система логистики - это совокупность форм, методов и правил организации и управления материальными потоками.

В составе системы логистики выделяют три уровня подсистем:

1. элементный;

2. функциональный;

3. организационный.

Подсистемы элементного уровня определяют те виды деятельности, которые направлены на обеспечение согласованного и эффективного функционирования основных звеньев логистической цепи. К их числу относятся подсистемы:

Организация функционирования подразделений логистики,

Организация работы складов и транспорта.

Функциональный уровень системы логистики характеризует группы процессов, разнохарактерных по содержанию, принципам и методам управления материальными потоками. Этот комплекс подсистем включает подсистемы:

· организация материальных потоков в производстве,

· управление закупками,

· организация правового и информационного обеспечения логистических решений,

· организация сбыта продукции.

Организационный уровень включает подсистемы, интегрирующие все группы процессов в единый процесс: закупка материалов - производство - распределение продукции. Это подсистемы:

Управление заказами,

Организация управления материальными потоками в производстве.

Каждая из отмеченных подсистем решает свои задачи. Приведем несколько примеров. Задачи, реализуемые в подсистемах, обеспечивающих функционирование и взаимодействие элементов логистической цепи: подсистема организации работы складов решает задачи определения числа и вида складов, выполняемых ими функций, контроля и учета материалов; подсистема организации работы транспорта призвана решать задачи определения типа и количества транспортных средств, установления транспортных маршрутов и схемы движения, оптимизации грузовых потоков; подсистема организации функционирования подразделений логистики призвана решать задачи установления сферы деятельности этих подразделений, выполняемых ими функций, кадрового обеспечения процесса логистики.

2 . Информационные логистические системы

Необходимым условием согласованной работы всех звеньев ЛЦ является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент.

Информационная логистическая система -гибкая структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы. Часто используется тождественный термин «логистическая информационная система» (ЛИС), которые, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами.

Архитектура информационной системы характеризует ее общую логическую структуру, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, описывает методы кодирования информации, т.е. процесса представления данных последовательностью символов, определяет интерфейс пользователя с системой. логистика информационный система груз

Аппаратное обеспечение (hardwaгe) - это комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав информационной системы или сети.

Рис. 2.1 Система входящих и исходящих ИП службы логистики

Программное обеспечение (ПО) (software) - это комплекс компьютерных программ, обеспечивающий обработку или передачу данных, а также разработку новых программ.

Интерфейс пользователя - это система взаимодействия человека с информационной системой. Адаптация функционирования комплексов прикладных процессов к образу мышления человека требует создания дружественных интерфейсов .

С технической точки зрения ИС, как каждая открытая система, предназначена для выполнения двух главных функций: обработки данных и передачи данных. С логистической точки зрения набор функций и задач ЛИС очень разнообразен.

Функции информационных систем

1. Планирование логистических процессов в различных аспектах и на разных временных горизонтах, в том числе прогнозирование спроса и планирование потребностей в материалах.

2. Координация логистических событий , операций и процессов по всей цепи продвижения материальных ценностей и услуг.

3. Мониторинг и контроль протекания логистических операций . Эта функция закладывает основы системы учета запасов, поставок, продаж, затрат и т.п. Текущий мониторинг призван создавать основы для регулирования процессов с целью повышения их бесперебой-ности.

4. Оперативное управление логистическими процессами , особенно поставками, транспортировкой, хранением, физической дистрибуцией и т.д.

Основные задачи ЛИС

1. Непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа.

2. Непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени.

3. Реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности).

4. Обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства.

5. Предоставление информации для стратегического планирования.

6. Предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов.

7. Обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест».

8. Обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия.

9. Обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей.

10. Обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов и др.

Три группы ЛИС

1. Плановые ИС создаются на административном уровне управления для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях:

· создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

· планирование производства;

· общее управление запасами;

· управление резервами и др.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие ЛС с внешней средой, с совокупным МП. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт-производство-снабжение».

2. Диспозитивные (диспетчерские ) ИС создаются на уровне управления складом или цехом для обеспечения отлаженной работы ЛС, для принятия решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу:

· распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом;

· отбор грузов по заказам и их комплектование;

· учет отправляемых грузов;

· детальное управление запасами (на местах складирования).

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

3. Оперативные (исполнительные) ИС создаются на уровне административного или оперативного управления для исполнения повседневных дел в режиме реального времени:

· управление складами и учет запасов;

· подготовка отправки;

· оперативное управление производством и его обслужива-нием;

· контроль МП и управление перемещениями и т.п.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую ИС.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков (рис. 2.2).

Рис. 2.5 Принципиальная схема вертикальных информационных потоков в микрологистических системах

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в плановых, диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных ИС заключаются в следующем:

Возрастает скорость обмена информацией;

Уменьшается количество ошибок в учете;

Уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

Совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

Считается, что главную роль во всей архитектуре ЛС играют диспозитивные системы, которые определяют требования к соответствующим исполнительным системам. В отдельных звеньях логистической цепочки для контроля и управления сложными быстропротекающими техническими процессами используются полностью автоматические ЛС. В области экономического анализа и контроля, наоборот, прерогативу принятия решений оставляет за собой человек, а компьютер предоставляет ему нужную информацию.

Для контроля и управления оперативными логистическими процессами важным является обмен информацией в режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции на возникшую ситуацию. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных. Ряд данных о логистических процессах можно вообще обрабатывать автономно на месте, например, на складе, что позволяет существенно сократить объем передачи данных и время реакции на результаты их обработки.

По оценкам специалистов, на логистические информационные системы приходится 10-20 % всех логистических издержек. Важной особенностью является тот факт, что цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются, при этом быстро растет отношение производительности компьютеров к их цене. Отношение стоимости программного обеспечения к аппаратному оборудованию постоянно растет как из-за увеличения масштаба и сложности информационных систем, так и из-за удешевления аппаратного оборудования.

Приведем примеры некоторых из наиболее известных информационных систем, используемых в логистике.

Комплексная информационная система «Галактика» предназначена для автоматизации всего спектра финансово-хозяйственной деятельности средних и крупных предприятий. В ее «Контур логистики» входят следующие модули: «Управление снабжением», «Управление договорами», «Складской учет», «Управление сбытом», «Поставщики, получатели».

Программный продукт «1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0. 1СЛОГИСТИКА: УПРАВЛЕНИЕ СКЛАДОМ» -специализирован-ное решение на платформе «1С: Предприятие 8.0» для автоматизации управления складским хозяйством предприятия. Продукт позволяет эффективно автоматизировать управление всеми технологическими процессами современного складского комплекса.

Комплексная система управления складом или ра спредели тельным центром E-SKLAD фирмы «ДатаСкан» - единый комплекс, программное обеспечение, принтеры штрих-кодов, радио-терминалы (мобильные устройства, оснащенные сканером штрих-кода) или батч-терминалы (портативные компьютеры, оснащенные сканером штрих-кода) сбора данных.

Программный комплекс «ТрансЛогистик Soft» - это комплекс программ, которые обеспечивают полный контроль, учет и анализ деятельности транспортного предприятия, экспедиторской фирмы, грузового склада, диспетчерского пункта, также организацию работ предприятия как на внутреннем, так и международном рынке транспортных услуг. Комплекс позволяет автоматизировать планирование и учет не только в масштабе одного предприятия, но и наладить обмен информацией о перевозках и грузах между партнерами по перевозкам как через Интернет, так и с использованием прямого соединения через модемы.

Мiсrоsоft business Solutions-Axapta - это ЕRР-система , созданная для средних и крупных предприятий различных отраслей хозяйствования. Ее основные модули: «Финансы», «Торговля», «Логистика», «Управление складом», «Производство», «Электронная коммерция», «Управление персоналом», «Проекты», «Управление взаимоотношениями с клиентами» (CRM - Customeг Relationship Management), «Управление знанием» (КМ - Knowledge Management), «Управление логистическими цепочка-ми» (SCM - Supply Chain Management).

В настоящее время на мировом рынке существует более 500 корпоративных информационных систем, на рынке ERP-систем лидируют компании SAP AG, Oracle, J.D. Edwards, PeopleSoft, Baan .

Рынок ЛИС далеко не исчерпывается описанными выше программными продуктами. Более подробный обзор рынка и описание функциональных возможностей подобных систем будет представлен в соответствующем учебном пособии.

3 . Организация доставки грузов в логистической системе

Централизованная доставка грузов потребителям с баз осуществляется по маятниковому и кольцевому маршрутам следующими видами транспорта (табл. 14).

Таблица 14

Исходные данные к контрольному заданию №8

Показатели

Виды транспортных средств

1. Грузоподъёмность транспортного средства, т

2. Количество материалов, подлежащих перемещению за смену, т, по вариантам: 3

3. Время на пробег транспортного средства в оба конца при маятниковой системе перевозок, ч

4. Время на погрузку одного транспортного средства в одном цикле, ч

5. Время на разгрузку одного транспорта в одном цикле, ч

6. Время на оформление документации, ч

7. Время, необходимое на возможные задержки в пути, ч

8. Время на пробег транспортного средства по кольцу, ч

9. Количество пунктов разгрузки на кольце (количество потребителей на одном кольце)

10. Коэффициент использования транспортного средства по грузоподъёмности

11. Продолжительность работы транспортного средства в течение рабочей смены, ч

Решение

1. Общее время за один цикл работы единицы транспортного средства при маятниковом маршруте определяется по формуле

t = t пр + t п + t з + t р + t д,

где t пр - время на пробег транспортного средства в оба конца, ч;

t п, t р - соответственно время на погрузку и разгрузку в одном транспортном цикле, ч;

t з -время на возможные задержки в пути и непредусмотренные потери,ч

t д - время на оформление документации при выполнении водителями функций агента-экспедитора, ч.

t м газ-52 =1,15+0,3+0,24+0,4+0,15=2,24ч

t м зил- 150 =1,2+0,4+0,25+0,5+0,2=2,55ч

t м зил-130 =1,3+0,5+0,25+0,6+0,2=2,85ч

2. Общее время за один цикл работы единицы транспортного средства при кольцевом маршруте рассчитывается по формуле

t = t пр + t п + t з + m t р + t д,

где t пр - время на пробег транспортного средства по всему кольцу, ч;

m - количество пунктов разгрузки на одном кольце.

t к газ-52 =2,4+0,3+0,24+3 0,4+0,15=4,29ч

t к зил-150 =2,5+0,4+0,25+3 0,5+0,2=4,85ч

t к зил-130 =2,3+0,5+0,25+2 0,6+0,2=5,05ч

3. Необходимое количество транспортных средств при маятниковом и кольцевом маршруте устанавливается по формуле

где Q дн - количество грузов, подлежащих перевозке за рабочую смену, т;

t -общее время на один цикл работы единицы транспортного средства,ч

q - номинальная грузоподъемность транспортного средства, ч;

k гр - коэффициент использования транспортного средства по грузоподъемности;

Т - продолжительность рабочей смены, ч.

N м газ-52 =180 2,24/2,5 0,9 8 ? 22 шт

N м зил-150 =310 2,55/4 0,9 8 ? 27 шт

N м зил-130 =290 2,85/26 0,9 8 ? 19 шт

N к газ-52 =180 4,29/2,5 0,9 8 ? 43 шт

N к зил-150 =310 4,85/4 0,9 8 ? 52 шт

N к зил-130 =290 5,05/26 0,9 8 ? 34 шт

Список использованных источников

Гаджинский, А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. - М. : ИВЦ «Маркетинг», 1998. - 228 с.

Логистика: учеб. пособие / под ред. Б. А. Аникина. - М. : ИНФРА-М, 1997. - 326 с.

3. Кривенков, А. В. Метод. пособие для проведения практич. занятий и деловых игр по курсу «Логистика» для студ. экономических специальностей БГУИР / А. В. Кривенков, А. С. Терещенко. - Минск: БГУИР, 2003. - 142 с.

4. Логистика: метод. указания и контрольные задания для студ. экон. спец. БГУИР заоч. формы обуч. / сост. А. В. Кривенков, А. С. Терещенко. - Минск: БГУИР, 2004. - 30 с.

5. Новиков, О. А. Логистика: учеб. пособие / О. А. Новиков, С. А. Уваров. - СПБ. : Изд. дом «Бизнес-пресса», 1999. - 208 с.

6. Основы логистики: учеб. пособие / под ред. Л. Б. Миротина и В. С. Сергеева. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 200 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Информационные системы в логистике, основные виды и принципы построения. Принципиальная схема информационных потоков в микрологистических системах. Стандартизация систем ЭОД. Основные технологии мобильной связи, штрих-кодирования и сканирования.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2011

    Сущность, виды и функции логистики. Основные логистические системы. Влияние логистики на принятие управленческих решений. Типы логистических стратегий. Основные объекты управления логистики. Общепризнанные логистические системы и концепции управления.

    реферат , добавлен 11.05.2012

    Логистические системы и их элементы. Место транспортной логистики в логистической цепи поставок. Организационные принципы и основные функции транспортировки груза. Единообразие коммерческо-правового и документационного обеспечения транспортной логистики.

    контрольная работа , добавлен 17.09.2009

    Организация доставки товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте. Макрологистические, микрологистические и мезологистические логистические системы. Плановые, диспозитивные, исполнительные логистические информационные системы.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2015

    Сущность логистического управления. Роль, задачи и функции логистики. Логистические системы, их свойства и уровень охвата объектов. Проблемы становления отечественной логистики. Пути повышения эффективности управления фирмой с позиции логистики.

    контрольная работа , добавлен 27.02.2009

    Расчет оптимального размера заказа и проектирование логистической системы доставки грузов транспортной организацией. Общая стоимость управления запасами для различных видов груза. Дефицит и оценка влияния скидки на функционирование логистической системы.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2011

    Понятие и сущность логистики, концепции и функции логистики. Материальные потоки и логистические операции. Логистические системы. Методологический аппарат логистики. Закупочная, производственная, распределительная, транспортная логистика.

    практическая работа , добавлен 04.05.2006

    Логистические системы и принцип их функционирования. Анализ организационной структуры логистической службы предприятия, разработка мероприятий по ее совершенствованию. Эффективность использования информационных систем в организации логистической системы.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Понятие, свойства и виды логистических систем. Сущность макро- и микрологистических систем. Анализ концепций MRP и MRP-П (планирования потребностей в материалах), "тощего производства", системы "kanban". Опыт формирования логистики в России и за рубежом.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2012

    Основы логистической системы в сфере оптовой и розничной торговли. Интеграционные процессы в логистике и их эффективность. Взаимодействие маркетинга и логистики в оптово-посреднической деятельности. Организация логистики на предприятии ООО СП "Лидер".