Девиантное асоциальное поведение сотрудника овд представляет собой. Проблема деструктивного поведения сотрудников овд

Глава III. Психологическая профилактика нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел

В настоящее время в качестве главного метода обеспечения служебной дисциплины выступает метод убеждения . Этот метод находит свое выражение, как правило, в неправовых формах. Вместе с тем в определенной мере он отражается в нормах права, закрепляющих правовые средства, обеспечивающие формы убеждения.

Наряду с убеждением в предусмотренных законом случаях возможен и фактически используется метод принуждения к выполнению служебных обязанностей. Принуждение может иметь место лишь тогда, когда убеждение не дало желаемых результатов и сотрудник продолжает нарушать порядок (дисциплину).

Однако обеспечение высокого уровня служебной дисциплины в органах внутренних дел невозможно без учета психологических особенностей профессиональной деятельности. Соблюдение сотрудником служебной дисциплины зависит от морально-нравственных качеств, направленности его личности, особенностей характера, темперамента, способностей.

На уровень дисциплинированности сотрудника влияют также различные социально-психологические явления в служебном коллективе: общественное мнение, внутриколлективные нормы поведения, социально-психологический климат и удовлетворенность работников различными сторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства коллективом и др. В дисциплинарной практике должны учитываться особенности профессионального общения, профессиональной этики, уровня притязаний и самооценки каждого сотрудника.

Профилактика нарушений служебной дисциплины среди сотрудников ОВД является комплексом мер, направленных на оптимизацию социально-психологического климата в служебных коллективах и улучшение морально-психологического состояния сотрудников.

§ 1. Психологические методы профилактики возникновения и развития девиантных форм поведения у сотрудников милиции

Психологическая профилактика девиантного поведения подразумевает превентивную деятельность, направленную на предотвращение проявлений рассматриваемого явления. Меры психопрофилактического характера могут осуществляться в процессе индивидуального консультирования, проведения социально-психологических и психокоррекционных тренингов. Утверждение некоторых авторов о том, что профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в милиции может быть достаточной мерой в работе по профилактике возникновения и развития девиантного поведения, является, на наш взгляд, спорным. Это объясняется тем, что личностные методики, применяемые в настоящее время центрами психодиагностики (ЦПД), не позволяют достаточно точно строить прогнозы относительно личностной предрасположенности конкретного кандидата на службу в милиции к развитию у него признаков девиантного поведения. В.С. Медведев говорит о целесообразности периодического переосвидетельствования сотрудников милиции с целью выявления признаков неблагоприятного развития личности. Уточним, что подобную диагностику можно считать наиболее эффективной в том случае, если сотрудникам милиции оказывается последующая психологическая помощь.

Одним из видов психологической помощи может быть индивидуальное психологическое консультирование .В процессе такого консультирования психолог на основе предварительного психологического обследования предоставляет сотруднику информацию о его личностных особенностях . Кроме того, сотруднику милиции в рекомендательном порядке предлагаются рациональные способы преодоления затруднений, которые возникают в процессе выполнения служебных обязанностей.

Немаловажным для профилактики девиантного поведения представляется проведение обучения методам саморегуляции, в процессе которого сотрудники ОВД осваивают упражнения аутотренинга. Эти упражнения помогают осуществлять регуляцию своего состояния, что особенно важно при выполнении служебных обязанностей в сложных и экстремальных ситуациях профессиональной деятельности. Например, постоянные перегрузки в процессе выполнения функциональных обязанностей способны вызвать состояние физического и психического утомления. Постоянное и длительное переживание этого состояния способствует появлению у сотрудников милиции таких личностных характеристик (агрессивность, повышенная личностная тревожность и др.), которые способствуют развитию негативных личностных тенденций. Владение же техникой саморегуляции препятствует возникновению переутомления и проявлений профессиональной деформации у представителей органов внутренних дел, повышает адаптационные способности психики. Примерная программа обучения навыкам саморегуляции сотрудников, склонных к девиантным формам поведения, представлена в приложении 26.

Эффективным способом психологической профилактики рассматриваемого феномена является психокоррекционный тренинг. Под психокоррекционным тренингом (ПКТ) в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы. Эффективность данного направления в работе по профилактике девиантного поведения объясняется тем, что в ходе ПКТ происходит овладение определенными психологическими знаниями о природе собственных проблем и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия и рефлексивные навыки (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение), развивается способность гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях.

Предпочтение этого способа психологической профилактики девиантного поведения объясняется тем, что условия ПКТ являются приближенными к условиям реальных отношений в служебном коллективе. В подобных игровых условиях становится возможным формирование у сотрудников милиции навыков конструктивного поведения. Положительной характеристикой ПКТ является и то, что он часто предполагает наличие проблемных ситуаций, которые повышают интерес и мотивацию сотрудников к продуктивной деятельности. Повышенные интерес и мотивация участников тренинга способствуют появлению у них стремления к самоанализу и саморазвитию. Захватывающее действие игрового процесса обусловливает возникновение большей спонтанности и естественности поведения представителей группы, побуждает их к самовыражению и заставляет интенсивно сопереживать и анализировать происходящее.

Другая особенность психокоррекционного тренинга заключается в групповом, а, следовательно, и в более интенсивном взаимодействии его участников. Групповое взаимодействие, по мнению К. Левина, в большей степени, чем индивидуальное, способствует возникновению эффективных изменений в установках личности. Тот же автор утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие .

Также отметим, что ПКТ выполняет не только мотивационные, обучающие, развивающие и психокоррекционные функции. Благодаря этому методу возможна диагностика некоторых психологических явлений (например, актуального уровня развития участников тренинга и их готовности к научению, саморазвитию и самоизменению). Это позволяет ведущему (практическому психологу подразделения милиции) оперативно ориентироваться в процессе ПКТ и выбирать адекватные, наиболее подходящие способы взаимодействия с участниками тренинга.

Подчеркивая высокую эффективность данного вида коррекционной работы, уточним, что его реализация требует тщательной продуманности и длительной организационно-методической подготовки. Немаловажной представляется квалификация и опыт преподавателя, психологов и других специалистов, привлекаемых в качестве тренеров к проведению ПКТ. Примерная программа психокоррекционного тренинга для сотрудников, склонных к девиантным формам поведения, представлена в приложении 25.

Также отметим, что наиболее действенной является реализация мер, направленных на осуществление психологической профилактики девиантного поведения сотрудников милиции в комплексе. Особенно важна такая работа в периоды наибольшей восприимчивости сотрудников милиции к возникновению и развитию признаков и проявлений профессиональной деформации, в том числе в периоды обучения курсантов и слушателей в образовательном учреждении МВД России.

Эффективность профилактических мероприятий во многом зависит от уровня взаимодействия психолога подразделения и непосредственного руководителя сотрудников и курсантов, нуждающихся в повышенном психологическом внимании. Для обеспечения такого взаимодействия целесообразно использовать метод наблюдения (приложение 7), который позволяет наиболее точно выявить круг проблем, характерный для конкретного сотрудника и своевременно заметить негативные изменения, не подвергая сотрудника процедуре психодиагностического обследования.

§2. Психологическое сопровождение и консультирование сотрудников с признаками аддикций

Успешность этого вида деятельности практических психологов во многом зависит от степени сформированности мотивации аддикта к избавлению от зависимости. Если сотрудник недостаточно критично оценивает свое состояние или отсутствует запрос со стороны сотрудника к проведению с ним психокоррекционной работы, успех проводимых мероприятий будет минимальным. С учетом этнических, социальных, культурологических особенностей коллектива, среды функционирования психолог строит профилактическую работу в следующих направлениях:

1. Выявление сотрудников из групп «риска» аддиктивного поведения, к которым можно отнести следующие категории сотрудников:

  • не имеющие семей, разведенные;
  • проживающие в плохих бытовых условиях;
  • имеющие близких родственников-аддиктов;
  • невротизированные, лабильные личности, лица с ПТСР, имеющие временные или повторяющиеся расстройства психики;
  • не имеющие определенных профессиональных и социальных мотиваций;
  • перенесшие стресс, связанный с утратой близких родственников, друзей;
  • имеющие опыт 2 – 3 командировок в «горячие» точки;
  • сотрудники-«оппозиционеры» (т. е. склонные к неподчинению, конфликтам, лидеры «малых» неформальных групп) и некоторые другие.

2. Изучение алкогольных традиций сотрудников и учащихся из групп «риска».

3. Постоянная психопрофилактическая работа, направленная на изменение отношения к алкоголю прежде всего как к «универсальному стрессопротектору» (взаимосвязь стресса и алкоголя можно изучить с помощью психодиагностической беседы «Применение алкоголя как стрессопротектора» – приложение 18).

Успех диагностики и коррекционного воздействия при проявлениях аддиктивного поведения во многом зависит от мотивации сотрудника. С целью повышения мотивации к коррекционной работе целесообразно использовать метод самоанализа аддиктивного поведения, предложенный К. Свит. Можно предложить сотруднику письменно ответить на предложенные утверждения или включить их в диагностическую беседу:

  • Вы не контролируете это ,скорее это контролирует Вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как делать это ,брать это ,поступать так, как требует это .Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится для Вас незаметной.
  • Вы делаете это все чаще и чаще, стараясь вызвать более сильное воздействие.
  • Вы начинаете регулярно делать это , когда предчувствуете неприятные ощущения, подобные скуке, одиночеству, физической боли и т. п.
  • Вы чувствуете, что уже не можете справиться с вашими жизненными проблемами без помощи этого .
  • Вы можете потратить значительную часть жизни, сражаясь с этим .
  • Вы можете потратить ценную энергию, страдая от этого и безуспешно пытаясь разделаться с этим .
  • На это уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному, в результате Вы ненавидите себя за бессмысленные траты.
  • Вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения всего вашего жизненного уклада (семья, карьера, друзья), физического и душевного здоровья.
  • Некоторых это в конце концов убивает .

Психологическая помощь при аддикциях осуществляется в нескольких формах. Прежде всего, это психологическая коррекция и психологическое консультирование.

С помощью психологических средств производится воздействие на психику человека с зависимостью, а через нее на весь организм. Цель подобного воздействия – устранить симптомы и изменить отношение к себе, к своему состоянию и окружающей среде.

Также можно воздействовать на семейные взаимоотношения в качестве одного из путей, по которым происходит решение многих других задач психокоррекции: формирование и укрепление установки на трезвость, коррекция эмоциональных расстройств, повышение самооценки.

Психологическое консультирование может проводиться психологом подразделения самостоятельно или осуществляться параллельно с врачебной психотерапией.

Выделяют три этапа психокоррекции аддиктивного поведения:

Первый – динамический этап – происходит сбор сведений. Выявляются особенности представлений человека о своей зависимости, о том, как он воспринимает и оценивает свои личные качества (внешность, характер, темперамент, нравственные ценности), как относится к семье, как представляется ему сегодняшнее положение, его будущее.

Второй этап – постановка цели . На пути к ней человек с зависимостью должен испытывать успех, почувствовать уверенность в своих способностях.

Третий – заключительный этап – сопровождается анализом отношений людей с зависимостью в других сферах.

Психологическая коррекция зависимого поведения осуществляется комплексно: как путем воздействия на те потребности зависимых людей, которые спровоцировало это влечение, так и посредством коррекции проявлений влечения на различных уровнях психической деятельности. В стадии формирования зависимости возможно проведение коррекционных мероприятий психологом подразделения (примерная программа коррекционных занятий с сотрудниками, склонными к аддиктивному поведению представлена в приложении 27).

В случае сформированной зависимости помощь оказывается в условиях стационара.

1 Медведев В.С Профессиональная деформация сотрудников ИТУ: анализ проблемы // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания: Сборник научных трудов. Рязань: Рязанская высшая школа, 1992. С. 33 – 40.

2 Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С Никифорова. – СПб, 1991.

3 Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М., 1993.

4 Свит К. Соскочить с крючка. – СПб.: Питер-Пресс, 1997.

Ермакова Алина Леонидовна,курсант 3 курса факультета подготовки следователей, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, г. Орел[email protected]

Научный руководитель: Мальцева Ольга Алексеевна,кандидат педагогических наук,подполковник полиции, заместитель начальника кафедры специальной подготовки,Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, г. Орел[email protected]

Девиантное поведение и виды его проявлений среди курсантов и слушателей образовательных учреждениях МВД России как объект социальнопсихологического анализа

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам отклоняющегося поведения в курсантской среде и факторам, влияющим на еепоявление. Авторы предлагают также пути разрешения и профилактики деструктивного поведения среди сотрудников ОВД.Ключевые слова: девиантное поведение, образовательные учреждения МВД, социализация личности, деструктивный фактор.

Девиантное поведение в последнее время является актуальной проблемой всех социальных наук, в частности психологии. К изучению проблемы отклоняющегося поведения существует много подходов, однако, многие вопросы на сегодняшний день остаются открытыми. Учитывая недостаточную разработанность темы, представляется необходимым уточнение понятия ©девиантного поведенияª в сфере правоохранительных органов. Под девиацией (лат. deviation‬уклонение, deот + viaдорога) понимается отклонение от некоторых норм, стандартов, предписанных правил.Ряд ведомственных исследований в рамках анализируемого исследованиявыполнены А.В.Будановым, А. И. Гуровым, М. И. Марьиным, А. И. Папкиным, В. М. Поздняковым, А. Р. Ратиновым, Е. Г. Самовичевым, А. М. Столяренко, А. Д. Сафроновым, Н. С. Фоминым, А. В. Устюжаниным, Г. С. Човдыровой и др. Для органов внутренних дел, по мнению М. И. Марьина, девиантное поведение ‬это совокупность действий, не соотносящихся с официально закрепленными или фактически сформировавшимися в данном обществе нормами и ожиданиями и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного поведения, по его мнению, являются преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства. С такой категоризацией видов девиантного поведения трудно согласиться, так как тогда нарушения дисциплины и законности, не преступные действия, то есть целый комплекс правонарушений, выводится из состава такого поведения, не относится к отклоняющемуся, а подчас предкриминальному поведению. Поэтому, на наш взгляд, более верной является его мысль о том, что очень часто виды отклоняющегося поведения настолько взаимосвязаны между собой, что предпосылки негативного поведения какоголибо сотрудника оказываются намного глубже, нежели мы этого можем ожидать первоначально. По силе социальных отклонений девиантное поведение может приобретать форму: нравственного проступка; дисциплинарного проступка; некриминального деликта. Анализ статистической информации по итогам 6 месяцев 2013 года показал, что, несмотря на принимаемые руководством Министерства внутренних дел Российской Федерации меры по профилактике и предупреждению нарушений дисциплины и законности среди личного состава, сотрудники продолжают совершать преступления, которые наносят непоправимый ущерб авторитету органов внутренних дел. Так, имеют место нарушения дисциплины, связанные со злоупотреблением спиртными напитками. Вызывает тревогу увеличивающееся, не смотря на широкий спектр проводимых профилактических мероприятий. Высоким остается показатель уровня увольняемости выпускников образовательных учреждений МВД России на первом году службы в территориальных органах. Согласно статистическим данным, уже на этапе обучения ежегодно отчисляется или привлекается к строгой дисциплинарной ответственности каждый пятый курсант. Основными причинами отчисления являются грубые нарушения дисциплины, выразившиеся в злоупотреблении спиртными напитками, нарушениями правил дорожнотранспортной дисциплины, самовольном оставлении расположения института, что влечет за собой все вытекающие негативные последствия. Совершенствование кадрового состава органов внутренних дел относится к одной из приоритетных задач, стоящих в настоящее время перед центральным аппаратом и соответствующими министерствами и управлениями внутренних дел в субъектах Федерации.Особую роль среди всех общественных подсистем занимает семья как важнейший институт первичной социализации личности. На современную семью как на открытую систему оказывается много внешнего воздействия, которое может влиять как положительно, так и отрицательно. Для того чтобы установить характер воздействия семьи (положительный либо отрицательный) на индивида, относительно которого определяется формирование негативных установок и различные виды девиаций, необходимо: 1) выявить позицию индивида в структуре внутрисемейного общения и его отношение к занимаемой позиции; 2) проанализировать его вовлеченность в межличностные конфликты с кемлибо из членов семьи, глубину и стойкость этих конфликтов и последствия их для индивида; 3) определить этап развития семьи и наличие в семье деструктивных моментов, разрушающих систему семейного общении; 4) выяснить коммуникативные установки членов семьи, принадлежность семьи к определенным социальнопсихологическим типам и учесть инновации, происшедшие в семье в недавнее время и их возможную роль в появлении рисковой ситуации. К ©проблемнымª относятся семьи, члены которых ведут асоциальный образ жизни. Риск девиантного поведения велик, прежде всего, для самих этих лиц, создающих постоянные ©проблемыª для семьи, но он существует, и для остальных членов семьи, вовлеченных в решение многочисленных специфических ©проблемª. Алкоголизм, наркомания, поверхностное отношение к выполнению своих обязанностей по отношению к семье, корыстные мотивы выбора поведения, хронические психические заболевания, предрасположенность к азартным играм и рисковым ситуациям является факторами, дезадаптирующим не только человека, злоупотребляющего алкоголем, но в значительной степени оказывает негативное воздействие и на других членов семьи, создавая сложные условия для их существования и реализации жизненных планов.По мнению И. Ф. Дементьевой, семьи асоциальной ориентации (алкогольные, наркозависимые, криминогенные) должны подвергаться моральному давлению посредством негативно направленного общественного мнения, а также посредством силового убеждения через правовые институты общества. Семьи с социально обусловленными проблемами, напротив, нуждаются в государственной поддержке и помощи. Ресурсы социального окружения включают в себя внесемейные связи с родственниками, соседями, коллегами по работе и т.п., которые способны создать психологическую атмосферу сопричастности и поддержки семье (или ее отдельному члену).Система профилактической работы представляет собой совокупность социальных практик, которые способствуют расширению адаптационных ресурсов семьи, восстановлению физических и психических сил членов семьи, а также сохранению и устойчивости семьи как особой социальной группы. Важной задачей социальной профилактики является своевременное выявление проблемных семей, члены которых имеют склонность ко многим формам девиации.Практически во всех проанализированных психологопедагогических теориях и подходах одной из самых важных выступает проблема формирования и развития адекватной мотивации обучающихся, разрешение которой является важным условием эффективности учения. В них определен ряд педагогических и психологических условий, влияющих на развитие учебной мотивации как устойчивой характеристики учебной деятельности и личности обучающегося.Специфика обучения в учебных заведениях МВД России заключается в деятельностном подходе, а именно кандидаты на обучение успешно прошедшие вступительные испытания автоматически становятся сотрудниками органов внутренних дел. В Федеральном законе ©О службе в органах внутренних делª указано, что зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел.Разнообразие форм девиантных проявлений имеет своим основанием ухудшение социальнодемографического, социальнопсихологического, социальноэкономического и социальнокультурного компонентов человеческого потенциала. Сложившаяся ситуация позволяет выделить в числе основных факторов производства девиантного поведения в современном российском обществе две группы факторов: 1) социальнопсихологические и 2) социальнопедагогические. Социальнопсихологические факторы в первую очередь связаны с внутренним самочувствием человека, на которое влияет экономическая, политическая, правовая, и духовнонравственная обстановка в обществе.Социальнопедагогические факторы связаны с воспитанием и образованием личности в процессе её социализации.Выделяя экономический факторформирования девиантных проявлений в нашем обществе, ведущий отечественный ученый ‬обществовед Т. И. Заславская таким образом определила главные результаты российских реформ: ©…командные высоты экономики монополизированы гигантскими полугосударственнымикорпорациями, преследующими свои корыстные интересы, а мелкий и средний бизнес попал в экономические и правовые тиски и не получил ожидаемого развития. Соответственно не заявил о себе новый тип собственника, заинтересованный в эффективном развитии производства. Массовые работники оказались еще более отчужденными от созданной ими собственности и бесправными, чем в советское время… Острейшие экономические противоречия, ведущие к углубляющемуся культурному расколу, существуют между столицами и провинциями, городом и селом, регионами экономического роста и хозяйственной депривацииª.Дифференциация и резкая поляризация доходов населения привела к значительным масштабам социального расслоения общества. Снижение уровня жизни и поляризация социальной структуройсоздают условия для роста социальной напряженности, маргинализации части населения, распространения социальных отклонений (наркомании, алкоголизма, проституции, преступности). Такая ситуация не обошла стороной и служащих бюджетной сферы, к которым относится служба в правоохранительных органах. В служебной деятельности продолжает иметь место ©палочная системаª, провоцирующая коррупционные мотивы поведения сотрудников. Продолжает иметь место злоупотребление служебным положением для решения вопросов личного характера. Нередки случаи употребление алкоголя в служебное время, вызывающего неадекватные действия, влекущие дорожнотранспортные происшествия, административные и уголовные преступления. Политикоправовой факторформирования различных форм девиаций связан одновременно с несовершенством и неисполнением действующего законодательства и с отсутствием развитой системы правовой и социальной защиты, низким уровнем правовой и политической культуры. В результате возникает острое противоречие между формальными и реальными правами личности. При этом почти половина (43 %) сотрудников полиции несут службу в практических подразделениях в условиях, несоответствующих санитарным нормам. Кроме того, по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации,Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню производственного травматизма со смертельным исходом, а служба в военной сфере и правоохранительной системе ещё больше подвержена риску и связана с экстремальными ситуациями. Немаловажное значение имеет и низкий авторитет органов внутренних дел среди населения. Так, результаты социологических исследований, проведенных в разных регионах, свидетельствуют о том, что российские граждане итоги своего обращения в правовые учреждения оценивают не вполне положительно:27,6 % ‬обращение в правоохранительные и правовые органы за помощью в целом было успешно, хотя не обошлось без бюрократической волокиты;22,5 % ‬обращение было успешным;17,1 % ‬проблему в целом решили, но не так, как хотелось бы;10,9 % ‬проблему не удалось решить по причине несовершенства закона;8,8 % ‬проблему не удалось решить по причине бюрократической волокиты;5,4 % ‬проблему не удалось решить по объективным причинам;7,7 % ‬проблему не удалось решить по причине некомпетентности правовых и правоохранительных органов, в которые обращались за помощью.Чаще всего с трудностями опрошенные сталкивались в районном суде (12,4 %), в полиции (13,4 %), нотариальной конторе (4,6 %). Частичное соответствие или несоответствие в законодательстве означает либо недееспособность права, либо наличие лазеек для схоластических спекуляций при обращении в правоохранительные органы и суд. Ответы населения на вопрос ©Имеют ли граждане России реальные возможности для защиты своих прав и свобод в случае их нарушения?ª распределились следующим образом: да, полностью ‬0 %, да, частично ‬44 % опрошенных, практически нет ‬54 %, затруднились ответить ‬2 % опрошенных. В исследованиях Ф. Э. Шереги (2001 г.) на вопрос, можно ли Россию считать правовым государством, абсолютное большинство россиян ответило, что нет, более 80 % граждан признают неполноценность правовых отношений в стране. Сомнения по поводу высокой регулятивной роли права в жизни российского общества высказали все поколения, представители всех социальных групп, независимо от уровня образования.В исследованиях социологов В. И. Чупрова и Ю. А. Зубкова 56 % опрошенных молодых россиян указали на низкий уровень своей правовой защищенности нормами конституции России, существующими законами. Ощущение бесправия и незащищенности порождает у людей состояние неуверенности и тревожности. Негативное отношение к правоохранительным органам, сочетающееся с общим недоверием к органам государственной власти и отчуждением от закона, порождает модели поведения, являющиеся нежелательными как для общества, так и государства. Несовершенство правовых механизмов, коррумпированность правоохранительных органов, политически ангажированные СМИ фактически лишают граждан реальных возможностей защитить свои права. Следует отметить и расширяющуюся деятельность различных деструктивных организаций, в том числе религиозных сект, которая часто освещается в СМИ. Большую озабоченность вызывает тот факт, что правоохранительные органы постоянно терпят фиаско, сталкиваясь с криминальным характером, например, сатанинских сект. В России нет ни одного закона, запрещающего существование деструктивных организаций, так как последние искусно маскируются под религиозные объединения, разрешенные законом. Методик, согласно которым суды моглибы квалифицировать такие преступления как ©ритуальныеª, на сегодняшний день также нет.Напрашивается вывод о том, что отчуждение людей от своих конституциональных прав, несовершенство правовой системы, проникновение политической нестабильности во все сферы жизни общества неизбежно ведут не только к сужению социальной базы проводимых российских реформ, но и к повышению уровня социальной неопределенности, зависимости либо от влияния случая, возникновению различных форм девиантных проявлений и преступных посягательств. Ещё одним, имеющим очень важное значение при формировании асоциального поведения, является духовнонравственный фактор. Сильно изменилась этическая и эстетическая модель поведения, испортились отношения между личностью и обществом, в отрицательную сторону изменилась демографическая ситуация ‬количество разводов резко возросло, детей чаще стали отдавать в интернаты. Кроме того, ситуация ухудшилась резким скачком криминализации, алкоголизма, наркомании, распространения ВИЧинфицированных людей. Люди престали получать удовольствие от жизни, ощущать ее полноту, произошло доминированиеценностей субкультур над традиционным пониманием красоты и нравственности. Как отмечают отечественные исследователи, в массах широко распространены пессимистические настроения, которые проявляются в разных группах не одинаково. Известный отечественный социолог Ж. Т. Тощенко, отмечая разнообразные парадоксы общественного сознания (и поведения), делает вывод о том, что в настоящее время ©происходит атрофия требований нравственности, замещаемых критериями рациональностиª. Социолог справедливо отмечает, что игнорирование нравственных аспектов любой общественной ситуации способно разрушить ©живое тело как любой социальной организации, так и всего обществаª. Современная социальноэкономическая ситуация в России, по нашему мнению, опасна еще и тем, что приводит к тому, что значительная часть молодежи при выборе профессии руководствуется таким мотивами как: возможностью поступить и отсрочить службу в армии (для юношей), трудоустроится после окончания учебы и получать хорошую заработную плату, приобрести определенный социальный статус.Исследование, в основу которого автором была положена ©Карта изучения личности курсанта и его социального окруженияª, показало, что подавляющее большинство не имеют четко выраженных жизненных планов и профессиональных намерений. Только 18 % опрошенных определились в выборе профессии и жизненных целей, однако, уровень активности их реализации остается очень низким. 44 % опрошенных определили свои планы на будущее как неопределенные, у 25,5 % ‬жизненные планы отсутствуют вообще, 8,5 % подростков ориентированы на асоциальные нормы поведения и ценности. Рассматривая социальнопедагогические факторы, влияющие на формирование девиантного поведения у молодого поколения, необходимо отметить роль воспитания и образования в процессе социализации личности. Также общеизвестна и огромная роль, которую играет в процессе формирования системы духовнонравственных представлений человека семья. Как отмечает Е. Г. Замолоцких, наиболее распространенными проблемами в отношении семьи (а также школы) являются: а) безразличие родителей к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах; б) чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени и внимания к воспитанию детей; в) низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию; г) низкий образовательный уровень родителей, снижение культурных потребностей (в частности образования) у них и детей.По наблюдениям исследователей, свыше 50 % подростков 1315 лет почти полностью отдаляются от семьи, теряя доверие к родителям и проявляя негативное отношение к любым требованиям старших. Отсутствие в семье позитивных традиций (например, уважение и любовь к труду, семейных праздников и т. п.), гуманных путей разрешения межпоколенческих конфликтов, эмоциональных контактов друг с другом способствует приобщению молодежи к ценностям ©уличныхª субкультур, что в свою очередь нередко приводит к девиантным формам поведения. Таким образом, всё вышеперечисленные структурнодинамические характеристики ценностных систем у асоциальных личностей, совершивших правонарушения, лежат в основе дефектности механизмов саморегуляции и снижения адаптивных возможностей у данных личностей. Раскрытие закономерностей влияния ценностных ориентаций на формирование внутреннейпобудительной мотивации во многом способствует определению механизмов социальной детерминации поведения. Перспектива такого раскрытия состоит в отыскании качественных и количественных показателей взаимосвязанности ценностного содержания сознания и мотивации поведения, которые можно использовать для предвидения его возможной трансформации в реальный антиобщественный факт.

Ссылки на источники1.Девиантное поведение [Электронный ресурс]. URL:http://www.itmed.ru/library/ d/deviantnoe.htm(дата обращения 10.03.2017).2.БеспалаяС.Г. Факторыиусловия, определяющиевозникновениеразличныхформделинквентногоповеденияусотрудниковоргановвнутреннихдел// Теория и практика общественного развития. Краснодар. 2013. №10. С. 24.3.Дементьева И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М.: Генезис, 2004. С. 129130.4.Федеральный закон от 30.11.2011 № 342ФЗ ©О службе в органах внутренних дел РФª (ред. от 03.07.2016)// ©КонсультантПлюсª: [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru5.Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностноструктурная концепция. 2е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2003. С. 173174.6.Богданов И. Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999. С. 10.7.Шереги Ф. Социология права: прикладные исследования. СПб.: Алетейя, 2002. С. 119.8.Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильмас К. Молодежь в обществе риска / Инт соц.полит. исслед. 2е изд. М.: Наука, 2003. С. 58.9.Козырева П. М., Герасимова С. Б., Киселева И. П., Низимова А. Э. Динамика социального самочувствия россиян // Россия: трансформирующееся общество/ под ред. В. А. Ядова. М.: КАНОНпрессЦ, 2001. С. 252.10.Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001. С. 241.11.Замолоцких Е. Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков // Социальногуманитарные знания. 2005. № 5. С. 182.


Актуальность исследования обусловлена высокой социальной значимостью проблемы девиантного поведения, ее важностью для деятельности правоохранительных органов, междисциплинарной разрозненностью и дезинтеграцией подходов к изучению социальных девиаций, неадекватностью современного состояния теории девиантности общественной ситуации, а также задачам, стоящим перед юридической психологией.


Анализ ведомственной дисциплинарной статистики свидетельствует, что в 2007 г., по сравнению с 2006 г., на 9,0% возросло число сотрудников, привлеченных к ответственности за нарушение законности, а также на 1,8% - за дисциплинарные нарушения. Особое беспокойство вызывает прирост привлеченных к ответственности за совершение преступлений в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями (на 33,3%).


Целью исследования явился поиск наиболее эффективных способов профилактики девиантных форм поведения сотрудников ОВД.


В качестве объекта исследования выступили сотрудники подразделений Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте. В исследовании принимали участие 31 сотрудник. Из них была выделена "группа риска", склонных к проявлениям девиантного поведения в количестве 12 человек по данным результатов центра психодиагностики.


Предметом исследования явились индивидуально-психологические особенности личности сотрудников Северо-Западного УВДТ, склонных к нарушению дисциплины и законности, а также профилактика девиантных форм поведения сотрудников Северо-Западного УВДТ.


Основная гипотеза исследования: отсутствие в методическом комплексе сотрудников психологической службы МВД России системы мер по профилактике девиантного поведения сотрудников ОВД затрудняет работу кадровых и воспитательных подразделений в этом направлении, а поэтому следует выявить закономерности развития отклоняющегося поведения сотрудников ОВД.


Из результатов проведенного исследования по методике А. Басса и А. Дарки было выявлено, что по большинству показателей проявления агрессивности "группа риска" преобладает над контрольной группой. И только лишь по показателям "косвенная агрессия" и "вина" разница в пользу контрольной группы. Однако по показателю "вина" эта разница составляет всего лишь 1,8%, что не является статистически значимой переменной.


По результатам опросника "Психологические защиты" (LSI) отмечается, что по большинству показателей выявления особенностей функционирования механизмов психологической защиты "группа риска" доминирует над контрольной группой. И только лишь по показателям "реактивность" и "интеллектуальная защита" разница в пользу контрольной группы. Однако по данным показателям эта разница составляет 1,5 и 2,3% соответственно, что не является статистически значимыми переменными.


Результаты теста "Незаконченные предложения" показали, что большинство их них выявило положительное отношение к семье, противоположному полу, видам отклоняющегося поведения со стороны контрольной группы. И только лишь по показателям "отношение к противоположному полу" и "отношения к друзьям, знакомым" разница в пользу "группы риска". По данным показателям эта разница составляет 84 и 52% соответственно.


Проведенный корреляционный анализ в контрольной группе и "группе риска" показал, что значимые связи наблюдаются в этих группах по разным факторам и, следовательно, в реализации профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня девиантного поведения сотрудников С-З УВДТ, должны быть учтены данные проведенного исследования.


Полученные в результате факторного анализа данные позволили сделать вывод о том, что сотрудники, вошедшие в "группу риска" и, сотрудники участвующие в контрольной группе, в своих социальных, профессиональных, индивидуально-личностных приоритетах опираются в целом на различные жизненные принципы. Данное положение проведенного исследования целесообразно учитывать при осуществлении мероприятий по профилактике девиантного поведения сотрудников правоохранительных органов.


Анализируя данные, полученные по результатам ответов о профилактике отклоняющегося поведения в ОВД, можно сделать вывод о том, что в двух исследуемых группах одинаково пропорционально считают, что в их подразделениях профилактика на должном уровне не осуществляется.


Результаты исследования могут быть использованы для повышения психологической культуры сотрудников правоохранительных органов, в области социального контроля девиантного поведения, а также в целях профилактики поведенческих отклонений в правоохранительных органах.


Введение 1 Глава. Риск девиантности в профессиональной среде правоохранительных органов 1.1. Распространенность девиантного поведения среди сотрудников правоохранительных органов 1.2. Факторы девиантного поведения сотрудников ОВД 1.3. Профессиональные выгорание и деформация сотрудников ОВД в контексте риска девиантного поведения 2 Глава. Анализ опыта профилактики девиантного поведения у сотрудников органов внутренних дел 2.1. Направления, формы и методы профилактики профессионального выгорания и профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел 2.2. Методы диагностики и профилактики девиантного поведения у сотрудников ОВД 2.3. Опыт предупреждения противоправных действий, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел 2.4. Психологическое сопровождение и консультирование сотрудников с признаками девиантного поведения Заключение Список источников

Введение

Служебная деятельность сотрудников милиции связана с высоким уровнем физической и психоэмоциональной напряжённости, необходимости реагирования в обстоятельствах дефицита времени и витальной угрозы. Долгое время в ОВД не ставилась задача коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний сотрудников. Сами состояния не признавались фактором, который существенно влияет на результаты работы. Человек имеет свой неповторимый мир, который строится, меняется, совершенствуется в течение всей жизни. Он преодолевает жизненный путь от детства к юношеству, от зрелого к старческому возрасту, неоднократно начиная все сначала, ища свою траекторию движения, изменяя жизненный замысел. Мировоззрение зависит от прошлого и непосредственно влияет на настоящее, которое личность создаёт своими поступками, жизненными решениями, будничными выборами. Критические ситуации вообще можно охарактеризовать как ситуации, которые порождают дефицит смысла дальнейшей жизни человека. Это длительный глубинный конфликт по поводу жизни в целом, её смысла, главных целей и путей их достижения. Продолжительность кризисных переживаний, возможности конструктивного или деструктивного выхода из кризиса в значительной степени определяются типом отношения к тому, что случилось. В зависимости от индивидуальных особенностей, от предыдущего опыта определённое отношение к будничным неприятностям, стрессам конфликтов или к драматическим событиям; изменяющих направление жизненного пути, закрепляется, становится почти обычным. Работа протекает у сотрудников правоохранительных органов нередко в конфликтных, напряжённых ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах, связанных с применением оружия. Даже проверка документов, замечания в адрес нарушителя правил дорожного движения, профилактическая беседа, разведывательное опроса, очная ставка, допрос наполнены психическим напряжением и содержат потенцию «психологического взрыва», перерастающего в острое противоборство. Особенно тяжёлые чрезвычайные обстоятельства, которые вызываемые факторами и явлениями природного, социального или техногенного характера, нередко которые нарушают нормальную жизнь населения, порядок и общественную безопасность на конкретной территории. Подобные условия, ситуации, обстоятельства делают на всех, в том числе и на сотрудников правоохранительных органов, сильное психологическое воздействие, создают в решении профессиональных задач большие сложности, сказываются на успешности действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, особого умения действовать в таких условиях . Выполнение своих профессиональных обязанностей у сотрудников ОВД связано со значительными нервно-психическими нагрузками. В условиях такой интенсификации труда, при высоких требованиях что в её эффективности, остро стоит проблема психологической разгрузки и коррекции психических состояний работников. Хотя, как в РФ, так и в бывшем СССР проводились исследования, направленные на выяснение девиантных особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД, складывались профессиограммы и психограммы (В.Е. Конгвалова, А.Н. Бандурка, В.Л. Васильев), однако систематизации девиантных состояний в литературе уделено очень мало внимания. В связи с этим становится очевидной актуальность исследования данной проблемы. Объект исследования - профессиональная деятельность сотрудников ОВД. Предмет исследования - девиантные психические состояния у сотрудников ОВД. Цель исследования - исследовать девиантные психические состояния работников ОВД. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ понятия девиантного поведения. 2. Определить особенности измерения уровня девиантного поведения у работников ОВД. 3. Определить особенности девиантных состояний, которые характерны для работников ОВД. 4. Рассмотреть особенности эмоционального выгорания у работников ОВД. Методы исследования. В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной проблемы

Заключение

Существенно на развитие личности специалиста влияют пространство социальных отношений в обществе, становление нового типа взаимодействий специалиста ОВД и людей, морально-правовой статус работника в обществе и другие факторы. Восприятие лицом работника ОВД социального мира и человека во многом будет определяться не только личным развитием, но и объективными обстоятельствами. Неизбежно сопровождается освоение профессии изменениями в структуре её личности, с одной стороны, когда, происходит интенсивное развитие и усиление качеств, которые содействуют удачному осуществлению деятельности, а с другой - подавление, изменение или даже разрушение структур, которые не участвуют в этом процессе. Когда такие профессиональные видоизменения расцениваются как негативные, то есть нарушают целостность личности, снижают её устойчивость и адаптивность, то нужно их анализировать как профессиональные деформации. Сотрудники органов внутренних дел, постоянно общаясь с людьми, нарушающими закон, и нередко внутренне их не приемлющими, ежедневно сталкиваясь с негативными явлениями действительности и, часто входя в конфликтные ситуации, в большей степени, чем члены других социальных организаций, подвержены профессиональной деформации. Деформация личности проявляется двояко. С одной стороны, человек может ожесточиться, утратить веру в морально-этические ценности, стать сторонником и проводником сугубо волевых методов, с другой - деформация личности иногда выражается в утрате чувства идейной непримиримости к антиобщественным и аморальным явлениям, в терпимости к их носителям. Психологи подтверждают, что профессиональная деформация может обнаруживаться как минимум в двух сферах личности: - в психических процессах и состояниях; - в социально - психологических чертах, проявляющихся в профессиональной деятельности и поведении. В общественном мнении существует своеобразная иерархия профессий, специальностей, шкала предпочтений одних занятий другим, лестница престижа профессий. Профессия определяет социальный уровень, социальный статус человека. Главным, но не единственным фактором, определяющим престиж профессии, является заработок, доход её обладателя. Немаловажно отметить, что уровень жизни сотрудников ОВД остаётся стабильно низким. В органах внутренних дел, работают представители более 300 различных специальностей и профессий. Такая разнородность содержания деятельности не позволяет говорить о единой профессиональной направленности сотрудников милиции. Тем не менее, можно говорить об общих чертах профессиональной деятельности сотрудников милиции, влияющих в той или иной мере на их делинквентное поведение. Следует отметить, что сам характер службы в ОВД предполагает наличие трудностей и своеобразных «вредных» условий несения службы, которые также могут способствовать делинквентному поведению. По исследованиям, проведённым А.Н Роша, установлены следующие отрицательные факторы (демотиваторы) применительно к профессиям сотрудников ОВД: неупорядоченность рабочего дня; невысокий престиж службы в ОВД среди окружающих; значительные переработки во времени; недостаточная дифференцированность оплаты за разные виды труда; неустойчивость должностного положения; большие нагрузки во время работы; риск и опасность во время работы; необходимость принятия самостоятельно ответственных решений. Основным моментом в отпоре профессиональной деформации или её преодолении является профессиональная перспектива. Неслучайно во многом связаны профессиональные кризисы с отсутствием или наличием личной перспективы в сфере профессиональной деятельности. Дилемма личностное (и профессиональное) развитие или профессиональная деформация связана во многом именно с наличием (или отсутствием) у сотрудника значимой и реальной перспективы в сфере профессиональной деятельности. И, наконец, значимым моментом индивидуальной работы является определение способности работника преодолевать или сопротивляться профессиональную деформацию. В ряде случаев его личные качества (повышенная внушаемость, слабоволие, недостаточный уровень культурного и интеллектуального развития и др.) могут стать препятствием. Тогда необходима определённая психолого-педагогическая компенсация недостаточности или отсутствия развития личностного потенциала для преодоления или сопротивления профессиональной деформации в сферах чёткого контроля за занятием сотрудника, оказания при необходимости систематической психологической помощи, наставничества и т. д. В таком случаи, задача преодоления профессиональной деформации и профилактики впритирку смежается с задачей развития личности, т. е. развитие достоинств личности выдаётся наилучшим способом одоления его недостатков. В соответствии со стратегией психопрофилактики, которая реализуется психологами ОВД, для их сотрудников строятся конкретные программы и планы индивидуально-психологической работы с сотрудником, определяется комплекс индивидуальных психолого-педагогических воздействий, которые дополняют коллективные и групповые формы работы с личным составом.

Список литературы

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Сударыня, 1999. - 434 с. 2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с. 3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с. 4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - ПИТЕР, 2002. -221 с. 5. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг. 4-е изд., испр. и доп. / Г.И. Марасанов. - М.: Когито-Цент, 2001. 251с. 6. Марьин, M.K, Петров, В.Е. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России: Учеб.-метод. пособие / М.И. Марьин, В.Е. Петров / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 309 с. 7. Маслач К. Профессиональное выгорания: как люди справляются / К. Маслач. - М., 1995. - 396 с. 8. Медведев В.С. Проблемы профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел (теоретические и прикладные аспекты): [монография] / В.С. Медведев. - М: Академия внутренних дел РФ, 1996. - 192 с. 9. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие / В.Д. Менделевич. М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с. 10. Метод портретных выборов. Адаптированный тест восьми влечений Сонди: Практ. рук-во Л.Н. Собчик. - М.: Институт прикладной психологии Российской Федерации. М., 1993. - С. 5 - 59. 11. Методическое пособие по предупреждению распространения случаев немедицинского употребления наркотических и других сильнодействующих веществ среди курсантов. - М., 2001. - 88 с. 12. Можгинский, Ю Б. -Агрессия подростков...Можгинский, Ю Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / МВД России, С. -петерб. ун-т. – Санкт-Петербург: Лань, 1999 . – 127 с. 13. Орел В. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность / В. Орел, А. Рукавишников // Психология субъекта профессиональной деятельности: сборник научных трудов. - Ярославль: Сфера, 2001. - С. 78-85. 14. Чернис К. Профессиональное выгорания: беспокойство за работников разных сфер / К Чернис. - СПб. : Питер. - 2003. - 791 с. 15. Freudenberger HJ Staff Burnout / J. Freudenberger II Journal of Social Issues. - 1974. - Vol. 30. - P. 159-165. 16. Peimian B. Burnout: Summary and Future and Research / В. Рег1шап, E. Hartman II Human relations. - 1982.-V35 (4) .- P. 16-20. 17. Pines A. Career Burnout: causes and cures / A. Pines., E. Aronson. - New York: Free Press, 1988. - 68 p.

Введение

Глава 1. Понятие, сущность и факторы девиантного поведения

1.1. Понятие девиантности поведения

1.2. Факторы, способствующие девиации

1.3. Формирование поведения индивидов

Глава 2. Оценка реализации функции контроля на предприятии ОАО «НП «Подольсккабель»

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности организации

2.2. Исследование поведения сотрудников в ОАО «НП «Подольсккабель»

2.3. Методы улучшения организационного поведения

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам, т.е. проблеме девиантного (отклоняющегося) поведения. Это и обусловило возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения.

К концу XX столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она стала одним из основных направлений социальной и педагогической психологии. Однако во всех исследовательских подходах девиантности и девиантному поведению было уделено недостаточно внимания.

В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения. А также поиска более эффективных мер социального контроля - профилактических, коррекционных, реабилитационных и др.

Известно, что без наличия организационной культуры как элемента внутренней среды невозможно представить себе сколько-нибудь здоровое существование и тем более процветание какой-либо организации. Важно чтобы ценности и поведенческие нормы, установки и мотивы поведения сотрудников разделялись организацией и соответствовали ее философии и идеологии.

Но иногда нормы поведения сотрудников не укладываются в законы организации. Появляется отклоняющееся поведение и это влияет на деятельность организации, поэтому проблема девиантного поведения личности в организации является актуальной.

Объектом исследования является поведение сотрудников в организации.

Предметом исследования выступает проблема девиантного поведения сотрудника в организации.

Целью данной работы выступает детальное рассмотрение девиантного поведения личности в организации.

Основные задачи работы заключаются в том, чтобы:

  1. Раскрыть понятие девиантного поведения.
  2. Определить факторы, влияющие на поведение личности в организации.
  3. Ознакомиться с принципами формирования поведения индивидов.
  4. Проанализировать организационную культуру и поведение сотрудников ОАО «НП «Подольсккабель».
  5. Разработать рекомендации по улучшению поведения сотрудников организации.

Глава 1. Понятие, сущность и факторы девиантного поведения

1.1 . Понятие девиантности поведения

При всей сложности процессов социализации работников самым труднопреодолимым является девиантное поведение.

Любое общество не может нормально функционировать без разработанных систем правил и норм поведения, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. В масштабе всего общества формирование и совершенствование таких систем происходит непрерывно. При использовании данной системы средством наказания в случаях нарушения установленных требований и правил поведения является общественный контроль, осуществляемый государственными органами управления .

Трудно себе представить общество, в котором все его члены вели бы себя согласно общим нормативным требованиям. В случае, когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным.

С точки зрения социологии девиантное поведение может отличаться большим разнообразием: от попусков занятий до кражи, разбоя, убийства и так далее. Нас же интересует более узкое определение девиантного поведения.

В менеджменте термин «девиация» обозначает помимо действий, которые не вписываются в рамки закона, любое недозволенное поведение работника на рабочем месте. Сюда можно отнести воровство и обман на всех уровнях, кража рабочего времени, уклонения, избегания налогов, подделки ведомостей заработной платы, саботажа и так далее. Таким образом, девиантное поведение - это любое поведение, официально не одобряемое руководством организации и включающее недозволенные перемещения ресурсов к работникам и руководителям. Надо заметить, что это явление имеет довольно длительную историю - от Египта времени фараонов через период классической Древней Греции и до сегодняшнего дня.

Попытки объяснить отклонения в поведении с точки зрения психологии основываются на выявлении наклонностей, присущих определенному психологическому типу личности, и ее способностям увлекать этим других. Однако, более плодотворными представляются ситуационные объяснения, для которых условия рабочего места исследуются в социальном контексте.

Основными способами получения сведений о благополучии работников являются: наблюдение, опрос, анализ документов, собственно психологическое обследование .

Наблюдение занимает ведущее место в арсенале методов, которые могут использоваться не только психологами, но и начальниками.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. У каждого вида опроса есть свои преимущества и недостатки.

Устный опрос позволяет видеть реакцию и поведение испытуемого, позволяет более глубоко проникнуть в психологию человека. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения и требует специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время, может использоваться в большей степени, чем устный. Но недостатком является невозможность скорректировать вопросы и пронаблюдать реакцию испытуемого.

Свободный опрос разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Такой вид опроса позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном работнике может быть сопоставлена с информацией о другом работнике, так как в данном случае перечень вопросов не меняется .

Беседа - вариант опроса, от опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Анализ документов позволяет получить дополнительную информацию. В условиях организации речь идет о медицинской карте, личном деле, психологической карте, которая составляется и хранится в отделе кадров.

1.2. Факторы, способствующие девиации

Девиантам чтобы влиять на те отношения, которые они решили эксплуатировать, в первую очередь, необходимо использовать различные формы власти. Факторами влияния, содействующими проявлению отклонений, является налаживание коллаборационистских (предательских, преступных) связей, деятельность девиантов на рынках, поддающихся их влиянию, и возможность использовать различные виды двусмысленностей, то есть возможностей двоякого толкования. Некоторые факторы часто действуют одновременно .

Случайная торговля имеет место там, где стороны обычно встречаются один раз, не имея в виду установления устойчивых длительных отношений. Хорошим примером является торговля, связанная с туристами, а также гостиничный и ресторанный бизнес.

Эксплуатирующую (недобросовестную) экспертизу можно найти там, где проведение реальной или предполагаемой экспертизы представляет собой элемент сделки. Типичный случай - техническое обслуживание и ремонт автомобилей .

Захват в триаде является характерной чертой отраслей частного сервиса, где потребители (или клиенты) находятся в непосредственном контакте как с предпринимателями, так и работниками. Этот прием предполагает возможность коалиции между любыми двумя из них в ущерб третьему. Они очень типичны для службы доставки, официантов, кассиров и в розничной торговле.

Системы контроля признаются ответственными за нарушения в тех случаях, когда они не налажены (если их установка слишком дорога ли сложна по сравнению с возможной экономией или плата за установку ложится на предпринимателя, а убытки компенсируются за счет клиентов). Пример - контроль считается финансово нецелесообразным в вопросах отслеживания правильности реализации купонов или раздачи бесплатных подарков в магазинах.

Двусмысленность существует там, где неоднозначность изначально заложена в понимании количества, качества или точной категории товара. Она может способствовать прикрытию воровства и, собственно, для этого и закладывается. Например, сложно сосчитать количество напитков, выпитых на свадьбе или количество арматуры, израсходованное при строительстве здания.

Анонимность и масштаб. Самый типичный фактор, ведущий к отклонениям, - масштаб больших организаций, ведущий к обезличиванию. В установленных случаях оправданий, используемых при девиации, установилось, что воровство, совершенное корпорацией, вовсе не рассматривалось как что-то аморальное, в отличие от воровства, совершенного конкретным человеком.

1.3. Формирование поведения индивидов

На первом этапе осуществляется выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью, необходимых для реализации принятой стратегии деятельности: определяются ключевые формы поведения, которые оказывают существенное воздействие на деятельность организации.

Второй этап - аудит поведения - анализ каждого вида деятельности по количественным и качественным составляющим элементам. Здесь важно рассматривать только те формы поведения индивида, которые напрямую связаны с его трудовой деятельностью: медлительность или сноровка, отсутствие на рабочем месте или активная деятельность; конструктивные предложения или жалобы и другое .

Цель этапа - предоставить объективную информацию о ключевом поведении, наличии функциональных форм поведения, частоте появления дисфункционального (девиантного) поведения.

Функциональные виды поведения требуют положительного подкрепления, а дисфункциональные - негативного подкрепления или наказания.

Выявляются ключевые элементы поведения, характерные для конкретного вида деятельности (например, навыки продаж, уровень владения компьютером) .

Также на втором этапе происходит измерение поведенческих элементов у сотрудников, выполняющих соответствующие виды деятельности - определение величины поведенческих элементов. В поведении выделяют элементы, которые можно измерить, оценить количественно: выполнение определенных операций, отсутствие на рабочем месте, задержка на перерыве, перекуры, разговоры с коллегами.

На третьем этапе осуществляется разработка стратегии интервенции, то есть разрабатывается перспективный план формирования требуемого поведения сотрудников. Задачей интервенции является упрочение и повышение частоты функциональных форм поведения и уменьшения дисфункциональных (девиантных).

Комплексное воздействие на сотрудников включает систему мер воздействия :

Способы изменения установок личности;

Применение различных систем мотивации;

Методы воздействия на поведение групп;

Проведение тренингов для отработки навыков работ у специалистов и руководителей;

Управление карьерой специалиста - система перемещения специалиста в организации в соответствии с его целями, способностями и желаниями и с учетом целей, задач организации;

Организационное регламентирование - четкое формулирование должностных обязанностей и другое.

Обобщающим способом воздействия на сотрудника выступает возможность предоставления ему большего доверия как основы создания системы ценностей в организации.

Мотивация как осознанное, внутренне побуждение индивида к активности является основным инструментом в формировании организационного поведения. Естественно, что помимо мотивации на действия индивида воздействие оказывают как совокупность внешних факторов, так и его собственные мотивы поведения. Но именно мотивация способна не только максимально раскрыть и реализовать потенциал личности, но в ряде случаев усилить, ослабить или полностью компенсировать восприятие индивидом внешнего воздействия .

Такое влияние мотивации на поведение индивида определяет ее центральное место и решающую роль в процессах социальной организации. Мотивы как внутренние, опосредованные побуждения к действию, формирующиеся первичными нуждами и развивающимися интересами индивида, во многом определяют его поведение в организации. Решающее значение в их формировании и реализации играет интерес как осознанная потребность, отражающая внешнюю ориентацию, склонности, увлечения. Интересы определяют целенаправленное и осознанное поведение человека, обуславливают проявление им внимания, осуществление действий.

Осмысление результатов собственных действий и происходящих перемен, стимулирующее воздействие непосредственного окружения и конкретных субъектов управления побуждают каждого индивида адаптировать сложившуюся мотивацию к изменившимся условиям, что проявляется в новых взглядах, ориентациях, позиции, активности и соответствующем уровне их развития. Это происходит в условиях формирования и функционирования конкретных социальных организаций, в которых позиционирует себя индивид.

Первоначально действия индивида определяют генетически наследованные инстинкты, проявляющиеся в виде непосредственной реакции на окружающее (состояние раздражения или возбуждения)

Взаимодействуя с окружающей средой, обеспечивая закрепление собственных нужд и желаний, индивид закрепляет проявляющиеся интересы в виде первичных потребностей, непосредственно определяющих его активность. Устойчивая организация такого рода активности окончательно формирует процесс организации, восприятия и реализации индивидом первичных потребностей через постоянные мотивы .

В процессе социализации индивида формируется система интересов, обуславливающая большинство сознательных, последующих действий.

Механизм мотивации, действие рычагов и инструментов формирования поведения личности основывается не только на ее непосредственных нуждах, реализующихся в виде системы осознания и удовлетворения собственных потребностей. Организация целенаправленно формирует интересы, выходящие за рамки непосредственных потребностей личности, например получение власти, которые определенным образом мотивируют соответствующую активность, например, общественно значимые достижения конкретного индивида.

Глава 2. Оценка реализации функции контроля на предприятии ОАО «НП «Подольсккабель»

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности организации

ОАО «НП «Подольсккабель» представляет собой предприятие машиностроительной отрасли российской промышленности. Основным видом деятельности является производство и реализация кабельно-проводниковой продукции. Реализация кабельно-проводниковых изделий подвержена сезонным колебаниям: пик продаж приходится на лето - начало осени, спад - на январь, февраль, март.

ОАО «НП «Подольсккабель» является одним из крупнейших производителей кабелей и проводов в России с медными жилами. Ассортимент продукции насчитывает более 3000 марко - размеров проводов и кабелей с медными жилами сечением от 0.12 до 95 кв. мм в пластмассовой изоляции. Государственное предприятие «Подольский кабельный завод им. К. Готвальда» было основано в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.11.1971 года № 618. Инспекцией МНС России по г. Подольск Московской области 13 ноября 2002 г. обществу присвоен основной государственный регистрационный номер 1025004706825. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Московской области 25.02.2009 года зарегистрированы изменения в учредительные документы. ОАО «НП «Подольсккабель» создано на неопределенный срок. Общество является коммерческой организацией и преследует в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли.

Предметом основной деятельности эмитента является производство кабельно-проводниковой продукции.

Высшим органом управления ОАО «НП «Подольсккабель» является общее собрание акционеров. Годовое Общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания отчетного финансового года. Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью ОАО «НП «Подольсккабель». Деятельностью предприятия непосредственно руководит генеральный директор ОАО «НП «Подольсккабель».

Поставщиками материалов и сырья ОАО «НП «Подольсккабель» являются российские предприятия (табл. 2.1).

Основным рынком сбыта продукции ОАО «НП «Подольсккабель» является Российский рынок.

Таблица 2.1

Материалы, товары (сырье) и поставщики ОАО «НП «Подольсккабель»

Наименование поставщика

Местонахождение поставщика

поставляемая продукция

количество сырья (тн.)

  1. Медная группа

ООО «УГМК-Холдинг»

г. Верхняя Пышма

Медная катанка

ООО «УГМК-Вторцветмет»

Медная катанка

  1. Группа сырья черных металлов

ООО «УМК»

г. Екатеринбург

Лента ст.оцинкованная

от 40 до 100 тн.

ООО «Орбита»

г.Череповец

Проволока ст.

оцинкованная

от 20 тн до 100 тн

ООО «ЭЛМЕТ»

г. Москва

Бронелента

ООО «КСК-групп»

г. Владимир

Проволока

  1. Группа химии (пластикат, резина, п/э)

ОАО «Букборн»

г.Дзержинск

Пластикат

от 20 до 40 тн.

ЗАО «ТД ВНИИКП»

Пластикат

от 30 до 90 тн.

ЗАО НПК «Полимер-Компаунд»

Полиэтилен в/д

от 10до 20 тн.

ООО «ОЗ РТИ-Подольск»

г.Подольск

от 100 до 200 шт.

Основные потребители - предприятия машиностроения, приборостроения, топливно-энергетического комплекса, предприятия Министерства транспорта (РЖД), строительные организации и другие.

Реализация кабельной продукции осуществляется по регионам по географическому положению:

Поволжье,

Юг России,

Север России,

Восточная Сибирь,

Дальний Восток,

Западная Сибирь.

Основные потребители - предприятия нефтедобывающей отрасли, нефтяные компании (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Основные потребители ОАО «НП «Подольсккабель»

Компании

% в общем объеме реализации

2012 год

НК «Лукойл»

ТНК-ВР Холдинг ОАО

КТМ ПК ООО

Электроснабсбыт ЗАО

Ойлпамп Сервис ООО

2013 год

ЛУКОЙЛ ТД ООО

ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь

Новомет-Сервис

PH Холдинг ОАО

ЛУКОЙЛ-Коми

Борец ПК ООО

Борец СК ООО

2014 год

ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь ООО

ЛУКОЙЛ - Коми

РИТЕК ОАО (Самара)

ЛУКОЙЛ - ПЕРМЬ

Рассмотрим основные технико-экономические показатели ОАО «НП «Подольск кабель» за 2013-2014 гг. (табл. 2.3).

Показатель выручки предприятия в 2014 г. повысился на 2% или на 61 374 тыс. руб. по сравнению с 2013 г. и составил 3 426 260 тыс. руб. Себестоимость продукции ОАО «НП «Подольсккабель» увеличилась в 2014 г. на 6% или на 178 661 тыс. руб. по сравнению с 2013 г. и составила 3 066 147 тыс. руб.

Таблица 2.3

Основные технико-экономические показатели ОАО «НП «Подольсккабель» за 2013-2014 гг.

Показатели

Отклонение

Темп роста, %

Выручка, тыс.руб.

Себестоимость, тыс.руб.

в т.ч. материальные затраты, тыс.руб.

в т.ч. затраты на оплату труда, тыс. руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Численность работников, чел.

Среднегодовая з/п, руб.

Среднегодовая выработка на одного работника, руб.

В составе себестоимости материальные затраты в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличились на 9% или на 202 570 тыс. руб. и составили 2 567 917 тыс. руб. В составе материальных затрат, затраты на оплату труда в 2014 г. снизились на 11% или на 36123 тыс. руб. Это произошло за счет сокращения персонала на 56 человек (на 7%). Среднегодовая выработка на одного работника увеличилась в 2014 г. на 10% или на 437 198 тыс. руб. и составила 4 853 059 тыс. руб.

Показатель чистой прибыли ОАО «НП «Подольсккабель» резко снизился в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 86% или на 61 284 тыс. руб. и составил 10 030 тыс. руб., в то время как прибыль в 2013 г. составила 71 314 тыс. руб.

2.2. Исследование поведения сотрудников в ОАО «НП «Подольсккабель»

Для исследования поведения сотрудников были подобраны методики, которые позволили выявить особенности поведения сотрудников и уровня культуры в 4 подразделениях:

  1. Тест коммуникативных умений Михельсона (Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха).
  2. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) (Шапарь В.Б.).
  3. Тест «Уровень организационной культуры» (Т.А. Лапиной).
  4. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлёва.

В исследовании приняли участие 4 категории работников ОАО «НП «Подольсккабель»:

  1. Бухгалтерия (группа №1).
  2. Производственные подразделения (группа №2).
  3. Отдел кадров (группа №3).
  4. Служба ревизии и контроля (группа №4).

При обработке результатов исследования сначала оценивались подразделения и сравнивались по каждой методике. В процессе исследования по методике Михельсон были получены следующие результаты (табл. 2.4):

Таблица 2.4

Результаты исследования по методике Михельсона по группам ОАО «НП «Подольсккабель», %

№ группы

Коммуникационная группа

Агрессивная

Уверенная

Зависимая

Агрессивная

Агрессивно-уверенная

Уверенно-Зависимая

Зависимая

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Из таблицы 2.4 мы видим, что наибольший процент опрашиваемых (7%) в группе №2 входит в агрессивную группу, в группе №3 - 5% опрашиваемых входит в агрессивно-уверенную группу, а в группах №1 и №4 агрессивные коммуникативные группы отсутствуют.

В уверенную (компетентную) коммуникативную группу входит 80% персонала группы №4, 65% - группы №3, 53% - группы №2 и 40% - группы №1.

Из этого можно сделать вывод, что наиболее благоприятная коммуникативная обстановка в группе №4. Это подтверждается также тем, что в данной группе отсутствует агрессивная коммуникативная группа, т.е. отсутствует девиантное поведение.

Соответственно, самая неблагоприятная коммуникативная обстановка в группе №2, т.к. агрессивная группа там составляет 7%.

Итак, по результатам таблицы 2.5 можно сказать, что максимальная общительность (шкала А) свойственна персоналу групп № 3 и № 4.

Логическое мышление достаточно развито во всех группах практически у всех испытуемых. Эмоциональная зрелость наиболее характерна сотрудникам группы №4.

Склонность к асоциальному поведению (девиации) была выявлена в двух группах - №2 и №3. При этом в группе №2 показатель значительный - 27% опрашиваемых, а в группе №3 - 5%.

Таблица 2.5

Сводная таблица результатов опроса работников организации

по методике КСК, %

Общительность А

Логическое мышление В

Эмоциональная зрелость С

Жизнерадостность Д

Чувствительность К

Независимость М

Самоконтроль Н

Склонность к асоциальному поведению П

Таблица 2.6

Уровень организационной культуры

Показатели

В целом по орг.

Общий уровень организационной культуры

Положительная направленность

По секциям:

Мажорное

Мажорное

Мажорное

Мажорное

Мажорное

Коммуникации

Мажорное

Мажорное

Мажорное

Мажорное

Мажорное

Управление

Мажорное

Заметно уныние

Мажорное

Мажорное

Мажорное

Мотивация и мораль

Мажорное

Заметно уныние

Мажорное

Мажорное

Мажорное

Таким образом, из результатов опроса по методике выявления уровня организационной культуры в группах мы видим, что общая направленность ОК положительная. Но выявлено лишь значительное отклонение в секциях Управление и Мотивация и мораль по группе №2 - заметно уныние, что говорит о снижении уровня организационной культуры в данной группе.

Таблица 2.7

Результаты по методике определения стиля руководства в ОАО «НП «Подольсккабель»

По результатам таблицы 2.7 мы видим, что почти во всех группах присутствует демократический стиль руководства, и только в группе №2 - авторитарный стиль руководства. По нашему мнению этот фактор влияет на девиантное и агрессивное поведение в группе №2, т.к. культура общения и взаимодействия сотрудников во многом зависит от руководства.

В заключении исследования нами был проведен анализ соотношения всех методик и полученных результатов исследования. Для удобства интерпретации результатов мы перенесли полученные данные в сводную таблицу (табл. 2.8).

Таким образом, исходя из сводной таблицы 2.8 используемых методик можно установить взаимосвязь асоциального, агрессивного и девиантного поведения сотрудников и организационной культуры и типа руководства организации.

Таблица 2.8

Соотношение результатов всех используемых методик по группам сотрудников

Критерий

  1. Преоблада-ющая коммуникационная группа

Присутствие/отсутствие агрессивности

Уверенно-зависимая

Уверенная

(компетентная)

Уверенная

(компетентная)

Уверенная

(компетентная)

Отсутствует

Присутствует

Присутствует

Отсутствует

Логическое мышление

Самоконтроль

Самоконтроль

Склонность к асоциальному поведению

Общительность

Логическое мышление

Самоконтроль

Общительность

Логическое мышление

Эмоциональная зрелость

  1. Уровень ОК

Положительный

Положительный, но по шкале Управление и Мотивация заметно уныние

Положительный

Положительный

  1. Стили руководства

Демократический

Демократический

Демократический

Прежде всего, было выяснено, что в группе №1 преобладающая коммуникативная группа - компетентно-зависимая, что негативно отражается на общении в данной группе.

В группе №2 стиль руководства авторитарный, поэтому только в этой группе выявлена значительная доля работников, склонных к асоциальному девиантному поведению (27%). Также только в этой группе замечено в уровне организационной культуре уныние по шкалам Управление и Мотивация и мораль. Это, безусловно, связано с авторитарным управлением данной группой.

2.3. Методы улучшения организационного поведения

На основании исследования руководству ОАО «НП «Подольсккабель» необходимо обратить внимание на группу №2.

Необходимо внедрять положения Корпоративного кодекса, он может изменяться и дополняться, поэтому рекомендовано периодически проводить тренинговые сессии для всех сотрудников для того, чтобы идеи Кодекса прочно вошли в сознание всех сотрудников. При необходимости дополнительно проводить обучение персонала (прежде всего, пониманию сущности и роли организационной культуры, оптимизации отдельных ее элементов: например, разрешению конфликтов, оптимизации процесса коммуникации и др.).

Руководству также рекомендуется обратить внимание на мотивацию персонала, в том числе нематериальную. Возможно, разработать новый системный подход для мотивации персонала, в т.ч. мотивации групповой работы и командной отдачи. Ведь чем больше возможностей для достижения своих личных целей получают сотрудники, работая на цели компании, тем выше будет отдача, тем меньше будет девиантного поведения.

Заключение

В процессе исследования было выяснено, что на поведение индивида в организации оказывает влияние ряд факторов, включающий его личностные черты, особенности группы, в которую он включен, условия совместной деятельности, своеобразие организации в которой он работает. Однако в значительной мере поведение индивида определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация.

Любой сотрудник вправе разделять или не разделять ценности, закрепленные в организации. В том случае, когда человек не приемлет нормам поведения организации можно говорить об отклоняющемся поведении.

Причин возникновения девиантного поведения множество, однако, наиболее распространенной является неудовлетворенность сотрудника своей работой или коллективом или даже руководством организации.

Любому руководителю необходимо знать причины, повлекшие за собой появление в поведении работника девиантности с целью ее изучения и устранения.

Естественно, что для пресечения дальнейших преступлений на работе недостаточно простого наказания, как примера для других. Необходим целый ряд мер по предотвращению появления девиантного поведения. Формирование организационного поведения у сотрудников основывается на использовании инструментов, влияющих на их интересы, потребности и инстинкты. Одним из таких инструментов выступает мотивация деятельности индивида.

Таким образом, поставленные перед исследованием цели - определить факторы, влияющие на поведение личности в организации, раскрыть сущность девиантного поведения, изучить причины девиаций, ознакомиться с принципами формирования поведения индивидов, достигнуты.

В исследовании было выяснено, что в группе №1 преобладающая коммуникативная группа - компетентно-зависимая, что негативно отражается на общении в данной группе.

В группе №2 стиль руководства авторитарный, поэтому только в этой группе выявлена значительная доля работников, склонных к асоциальному девиантному поведению (27%). Также только в этой группе замечено в уровне организационной культуры уныние по шкалам Управление и Мотивация и мораль. Это, безусловно, связано с авторитарным управлением данной группой.

Было рекомендовано руководству ОАО «НП «Подольсккабель» необходимо обратить внимание на группу №2. Необходимо внедрять положения Корпоративного кодекса, он может изменяться и дополняться, поэтому рекомендовано периодически проводить тренинговые сессии для всех сотрудников для того, чтобы идеи Кодекса прочно вошли в сознание всех сотрудников. При необходимости дополнительно проводить обучение персонала (прежде всего, пониманию сущности и роли организационной культуры, оптимизации отдельных ее элементов: например, разрешению конфликтов, оптимизации процесса коммуникации и др.).

Для этого необходимо разработать специальную обучающую программу. Кроме обсуждения статей Корпоративного кодекса в тренинги и семинары можно включать и игровые моменты. Изучение положений Кодекса должно постоянно включаться во все планово проводящиеся профессиональные тренинги. Это хороший способ воспитания лояльности сотрудников.

Для развития организационного поведения и коммуникативных умений используются следу-ющие упражнения:

  • Упражнения на установление контакта.
  • Упражнения на умение слушать (по Н. Ю. Хрящевой).
  • Упражнения, формирующие личностную обратную связь.
  • Тренинг, направленный на разрешение конфликтов.

Проведение данного тренинга будет актуальным не только для группы №2, но и для всех сотрудников, так как приобретенный опыт, позволит улучшить организационное поведение.

Список литературы

  1. Ветошкина Т.А. Организационное поведение: Учебное пособие. Екатеринбург: УГГУ, 2012.
  2. Ветошкина Т.А. Социология и политология: Часть 1. Социология: Учебное пособие. Екатеринбург: УГГУ, 2014.
  3. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 6-е изд., доп. и перераб. Н. Новгород: НИМБ, 2009.
  4. Карташова Л. В. Организационное поведение. М: ИНФРА-М, 2015.
  5. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. Пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2014.
  6. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ЮНИТИ, 2011.
  7. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.
  8. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение / перевод с английского под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2010.
  9. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфулина, О.Н. Громовой. СПб: Питер, 2012.
  10. Организационное поведение: учебник / Под ред. Л. Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Экономистъ, 2013.

10% не учитывается в ответах группе №1, т.к. набрано 14 баллов по шкале «ложь»