Экологический риск и управление им. Экологические риски промышленного производства Экономические риски разработке экологических проектов

ВВЕДЕНИЕ

При использовании и транспортировке нефти существенной трансформации подвергаются все компоненты окружающей природной среды (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, рельеф, почвенно-растительный покров, животный мир).

В связи с этим при проектировании нефтегазотранспортирующих объектов должны быть использованы современные технологии и технические средства, наиболее экологически приемлемые для конкретных природных условий территории, направленные на повышение эксплуатационной надежности проектируемых объектов, предотвращение и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду. Так же при планировании следует учитывать экономические оценки наносимых ущербов при предупреждении и ликвидации аварийных разливов нефти.

Целью курсовой работы - планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти на территориях потенциально опасных объектов, а так же дать экономическую оценку данных мероприятий.

Задачи данной курсовой работы:

Изучить критерии оценки экологического риска;

Рассмотреть воздействие данного проекта на окружающую среду при возможных разливах нефти;

Сформировать мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти;

Сделать выводы по данному предприятию.


1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА

1.1 Понятие экологического риска

Экологический риск характеризуется как отклонение от общепризнанных принципов и норм отношений человека, хозяйствующих субъектов, общества и государства к окружающей природной среде, а также от норм социальных отношений возникающих между ними.

Оценка экологических рисков – выявление и оценка вероятности наступления событий, имеющих неблагоприятные последствия для состояния окружающей среды, здоровья населения, деятельности предприятия и вызванного загрязнением окружающей среды, нарушением экологических требований, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Актуален вопрос: каким образом предотвратить или свести к минимуму тяжелые последствия чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, загрязнением и разрушением биосферы, стихийными бедствиями? Концепция абсолютной безопасности до недавнего времени была фундаментом, на котором строились нормативы безопасности во всем мире. Для предотвращения аварий внедрялись дополнительные технические устройства - инженерные системы безопасности, принимались организационные меры, обеспечивающие высокий уровень дисциплины, строгий регламент работы.

Считалось, что такой инженерный, детерминистский подход позволяет исключить любую опасность для населения и окружающей среды и обеспечит абсолютную безопасность, т. е. нулевой риск.

Любая деятельность человека, направленная на создание материальных благ сопровождается использованием энергии, взаимодействием его со сложными техническими системами, а состояние его защиты и окружающей среды оценивается не показателями характеризующими состояние здоровья и качество окружающей среды, а надежностью и эффективностью технических систем безопасности, и, следовательно, носит чисто отраслевой, инженерный характер.

Если продолжать вкладывать все больше и больше средств в технические системы предотвращения аварий, то будем вынуждены урезать финансирование социальных программ, чем сократим среднюю продолжительность жизни человека и снизим ее качество. Поэтому сообщество пришло к пониманию невозможности создания “абсолютной безопасности” (нулевого риска) реальной действительности, и следует стремиться к достижению такого уровня риска от опасных факторов, который можно рассматривать как “приемлемый”.

Его приемлемость должна быть обоснована, исходя из экономических и социальных соображений. Это означает, что уровень риска от факторов опасности, обусловленных хозяйственной деятельностью, является “приемлемым”, если его величина (вероятность реализации или возможный ущерб) настолько незначительна, что ради получаемой при этом выгоды в виде материальных и социальных благ человек или общество в целом готово пойти на риск.

Добровольный риск это риск, на который идет человек сознательно, зная какой вред (ущерб) причиняет себе. При этом у данного индивида есть выбор – идти на риск или не идти. Но определенная выгода может для него перевесить тот заведомо причиняемый ущерб, с которым сопряжен данный риск. Примеров такому добровольному риску много: курение, употребление алкоголя, наркотиков, азартные игры, употребление в пищу заведомо экологически нечистых продуктов, спасение других людей ценой собственного здоровья и самой жизни.

Во всех развитых в промышленном отношении странах существует устойчивая тенденция применения концепции приемлемого риска, но политика России более чем, в других странах, основана на концепции абсолютной безопасности. Поэтому, оценивая приемлемость различных уровней экономического риска на первом этапе, можно ограничиться рассмотрением риска лишь тех вредных последствий, которые в конечном счете приводят к смертельным исходам, поскольку для этого показателя достаточно надежные статистические данные.

Тогда понятие “экологический риск” может быть сформулировано как:

Отношение величины возможного ущерба, выраженного в числе смертельных исходов от воздействия вредного экологического фактора за определенный интервал времени, к нормированной величине интенсивности этого фактора. Таким образом, главное внимание при определении экологического риска должно быть направлено на анализ соотношения вредных экологических последствий, заканчивающихся смертельными исходами, и количественной оценки как вредного суммарного экологического воздействия, так и его компонентов. Общественная приемлемость экологического риска, связанного с различными видами деятельности, определяется экономическими, социальными и психологическими факторами.

1.2 Управление риском. Снижение последствий чрезвычайных ситуаций

В соответствии с концепцией безопасности населения и окружающей среды практическая деятельность управления риском должна быть построена таким образом, чтобы общество в целом получало наиболее доступную сумму благ, и эти блага распределялись равномерно среди его членов.

В принципах управления риском заложены стратегические и тактические цели. В стратегических целях выражено стремление к достижению максимально возможного уровня благосостояния общества в целом, а в тактических - стремление к увеличению безопасности населения, продолжительности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрезмерного риска.

Важнейшим принципом является положение о том, что в управление риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих в обществе опасностей, и общий риск от них для любого человека и для общества в целом не может превышать “приемлемый” для него уровень. И, наконец, политика в области управления риском должна строиться в рамках строгих ограничений на воздействие на природные экосистемы, состоящих из требований о не превышении величин воздействий предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.

В неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом можно определить как чрезвычайную ситуацию. Риск для людей выражается двумя категориями: индивидуальный риск, определяемый как вероятность того, что человек испытывает определенное воздействие в ходе своей деятельности; социальный риск, определяемый как соотношение между числом людей, погибших от одной аварии, и вероятностью этой аварии.

Сегодня оценка риска является единственным аналитическим инструментом, позволяющим определить факторы риска для здоровья человека, их соотношение и на этой базе очертить приоритеты деятельности по минимизации риска.

Управление риском - анализ рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения нередко в форме правового акта, направленного на минимизацию риска.

Порядок оценки и управления риском следующий.

Первый элемент - выявление опасности, установление источников и факторов риска, а также объектов их потенциального воздействия, основные формы такого взаимодействия.

Второй элемент оценки риска - оценка подверженности, т.е. реального воздействия, фактора риска на человека и окружающую среду.

Третий элемент оценки риска связан с анализом воздействия факторов риска на население и окружающую среду, определение устойчивости человека и экосистемы к воздействию определенного дестабилизирующего фактора.

Четвертый, заключительный элемент - полная характеристика риска с использованием качественных и количественных параметров.

Заключительная фаза модели оценки риска, характеристика риска одновременно является первым звеном процедуры управления им.

Основная цель управления риском состоит в определении путей уменьшения риска при заданных ограничениях на ресурсы и время. Модель управления риском состоит также из четырех частей и этапов.

Первый этап связан с характеристикой риска. На начальном этапе приводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов. На завершающей фазе оценки риска устанавливается степень опасности (вредности).

Второй этап - определение приемлемости риска. Риск сопоставляется с рядом социально-экономических факторов:

Выгоды от того или иного вида хозяйственной деятельности;

Потери, обусловленные использованием вида деятельности;

Наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье человека.

Процесс сравнения опирается на метод “затраты - выгоды”.

На наш взгляд, перспективным является подход, рассматривающий все виды экологических ущербов для предприятия как результат реализации экологических рисков.

Не всякий угрожающий компании ущерб, однако, связан с понятием "экологический риск". Если вероятность возникновения ущерба 100%, это уже не экологический риск, а планируемый ущерб. Примеры такого планируемого ущерба - возникновение у компании обязательств по уплате экологических штрафов и внесению экологических платежей в бюджет и разные внебюджетные экологические фонды; разрушение зданий, сооружений и других элементов основных фондов, принадлежащих компании, под влиянием устойчивых неблагоприятных условий окружающей среды (например, загрязнение атмосферного воздуха). Лишь в том случае, если вероятность возникновения ущерба существенно меньше 100%, можно говорить об экологических рисках компании. Четкой границы между планируемым ущербом и экологическим риском нет - она определяется субъективно в виде некоторого значения вероятности возникновения ущерба.

Экологические риски подразделяются на:

  • риски, обусловленные возможными изменениями окружающей среды, в которой функционирует компания;
  • риски, обусловленные неопределенностью действия факторов окружающей среды на компанию.

Рассмотрим подробнее второй вид экологических рисков. Параметры окружающей среды, в которой функционирует компания, могут оставаться неизменными и в будущем, но в течение времени могут выявляться те или иные негативные влияния окружающей среды на природные ресурсы, здоровье человека, имущество. Неопределенность действия факторов окружающей среды на разные объекты может усиливаться из-за отсутствия информации о суммарных эффектах (дополнительных эффектах, возникающих в результате совместного действия ряда экологических факторов), а также эффектах кумуляционных (накапливание действия ряда экологических факторов во времени, что приводит к "качественным" скачкам в состоянии объекта воздействия).

Экологические риски первого вида (обусловленные скачкообразными изменениями окружающей среды) могут оцениваться с большей или меньшей точностью. Экологические риски второго вида (обусловленные неопределенностью) оценкам поддаются с трудом (или совсем не поддаются). Соответственно для компании они представляют наибольшую и часто невидимую опасность. С такими рисками часто сталкиваются компании химической промышленности. Разработав новый продукт, компании внедряют его в производство и быстро наращивают объемы реализации. Зачастую необходимых лабораторных и клинических исследований влияния нового продукта (соединения) на здоровье человека и окружающую среду не проводится. Это влияние выявляется на практике в течение многих лет (или десятилетий). Такая неопределенность (которая в конечном счете порождается халатностью и стремлением всячески максимизировать прибыль) оборачивается в итоге исками и большими убытками.

Экологический риск - это всегда вероятность возникновения ущерба для компании в будущем. Временные рамки для оценки экологического риска - от нескольких дней до нескольких десятилетий - определяются целью и контекстом оценки. Если компания осуществляет экологические оценки (и оценки экологических рисков в том числе), чтобы "вмонтировать" их в планы и программы своего развития, то временные рамки оценок должны соответствовать срокам этих планов и программ. Применительно к инвестиционным проектам временные рамки оценки экологических рисков обычно соответствуют временным горизонтам, в рамках которых ведется расчет финансово-экономической эффективности инвестиционных проектов.

В частном случае экологическую безопасность промышленного предприятия можно рассматривать как понятие, обратное риску, - такое состояние объекта (промышленного предприятия), при котором экологические риски отсутствуют.

Под экологической безопасностью в научной и методической литературе в настоящее время чаще всего понимается совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс в окружающей среде и не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимых природной среде и человеку. Это общее определение используется многими авторами, например, Хаустовым А.П. (Хаустов А.П., 2005).

В работах Хаустова А.П. экологически безопасными считаются деятельность, промышленно-производственный объект, его продукция, работы или услуги, удовлетворяющие экологическим требованием, закрепленными юридическими нормами.

И здесь в общем случае речь может идти не об абсолютной экологической безопасности, а о некоторой ее степени, определяемой принятыми на данный момент нормами, а также реальными возможностями их выполнения. Подобная ситуация никак не может соответствовать устойчивому развитию, а лишь попытке избежать надвигающейся экологической катастрофы.

Обобщая результаты анализа, можно дать следующее определение. Экологическая безопасность промышленного предприятия - это такое его состояние, при котором отрицательное воздействие экосистемы на его ПХД не приводит к реализации экологических рисков.

Иными словами, экологически безопасной считается такая ПХД предприятия, в результате которой локальной экосистеме наносится ущерб в размере, не превышающем ассимиляционный потенциал территории.

Ассимиляционный потенциал - это способность окружающей среды принимать, перерабатывать и обезвреживать отходы производства и потребления. В силу своей исчерпаемости ассимиляционный потенциал окружающей среды является ограничителем социально-экономического развития. Иначе говоря, превышение пороговых нагрузок на экологические системы истощает их ассимиляционный потенциал, лишая тем самым природу способности к самоочищению.

Ценность ассимиляционного потенциала окружающей природной среды определяется тем, в какой степени можно экономить на природоохранных издержках. Наличие ассимиляционного потенциала, с одной стороны, позволяет в определенных пределах загрязнять окружающую среду, т.е. выбрасывать и сбрасывать отходы, экономя тем самым на затратах по установке очистных сооружений. С другой стороны, определенная устойчивость экосистем к загрязнению, их способность "поглощать" загрязнение позволяет предотвратить ущерб, который мог бы быть вызван ухудшением качественных характеристик окружающей природной среды. Предотвращенные затраты определяют основу экономической оценки ассимиляционного потенциала.

В связи с вышесказанным становится очевидным, на современном этапе развития экономики для каждого промышленного предприятия становится необходимым наличие экообразованного персонала.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

1. Определение экологического риска

1.1 Понятие экологического риска

1.2 Классификация рисков

2. Оценка экологического риска

3. Управление экологическим риском

Заключение

Список использованных источников

Введение

Серьезное изучение проблем, связанных с риском, началось во времена Ренессанса, когда появилась теория вероятностей, однако наука о риске окончательно сформировалась только в последней четверти ХХ века. Последнее десятилетие показало, что наука о риске становится одной из ведущих в XXI веке. Причина этого - в устойчивом росте многообразия и масштабов проявления риска и связанных с этим проблем. С одной стороны, в связи с антропогенным воздействием на природную среду опасные природные явления стали менее предсказуемы; увеличение запасенной в объектах техносферы энергии увеличило разрушительную силу опасных техногенных явлений и т.д. С другой стороны, рост качества жизни сопровождается повышением чувствительности населения к негативным воздействиям, вызванным опасными явлениями природного, техногенного, социального и экономического характера.

В последние годы в России приоритеты в природоохранной политике, основанные на учете ПДК и других норм и нормативных воздействий на природу, пересматриваются. Причина: невысокая эффективность нормативного подхода из-за возможности субъективного подхода к «норме» и манипулирования этим понятием. В связи с этим в основу государственной экологической политики в условиях прогрессирующего загрязнения постепенно закладывается концепция экологического риска.

Риски связанны со свойством неоднозначности происходящих в мире процессов. Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Риск - неизбежная реальность для всех, он есть, был и будет везде. Поэтому им нужно заниматься, оценивать его и управлять им.

Целью данной курсовой работы является определение и управление экологическим риском.

Задачи курсовой работы:

Дать определение экологического риска;

Рассмотреть классификацию рисков, связанных с загрязнением окружающей среды;

Оценка рисков;

Управление экологическим риском.

1. Определение экологического риска

1.1. Понятие экологического риска

Для объективной количественной оценки, сравнения, анализа, управления воздействием загрязнителей различной и разнообразной природы в последние десятилетия за рубежом и в России активно развивается методология рисков.

Неразумные действия человека довольно часто в историческом масштабе времени приводили к тяжелым экологическим последствиям, которые иногда меняли образ жизни больших групп людей и даже целых народов. Современное развитие общественного производства характеризуется увеличением сложности и концентрации промышленных объектов, потенциально опасных по возможным последствиям. Повышается опасность аварий. Аварийные ситуации угрожают здоровью и жизни людей, наносят непоправимый ущерб природе, разрушают материальные и культурные ценности.

В научной литературе существует множество формулировок понятия экологический риск. Большое количество определений этого понятия свидетельствует о незавершенности развития науки о рисках и их последствиях. Наиболее часто риск связывают с взаимодействием различных противоречий в антропогенной и жизненной деятельности людей, которые могут создавать объективные условия для возникновения негативных последствий, носящих случайный характер. Исходя из этого, риск можно понимать как вероятность проявления последствий неблагоприятных событий. Некоторые авторы определяют риск как ущерб, нанесенный последствиями неблагоприятных событий. Другие же - и как вероятность проявления событий случайного характера, и как ущерб, вызванный потерями.

Экологический риск - это оценка вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием на всех уровнях (от точечного до глобального). Под экологическим риском понимают также вероятную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время. Целесообразно различать абсолютный и относительный риски.

Абсолютный риск - число дополнительных случаев патологических эффектов, вызванных воздействием какого-либо фактора или их комбинации в пересчете единицы дозы и единицы времени на человека. Например, заболевания (частота) вследствие облучения составляют только часть от общего риска, т.е. избыток, обусловленный облучением (мы предполагаем, что воздействие факторов аддитивно) над спонтанным (ожидаемым) уровнем. В самой элементарной форме абсолютный риск характеризуется отношением пострадавших (заболевших не только от облучения) людей к численности популяции.

Относительный риск - отношение частоты неблагоприятных эффектов в популяции, подвергшейся воздействию вредного фактора, к частоте таких же эффектов при отсутствии действия фактора (в той же популяции). Под выражением «той же популяции» подразумевается подобие половой, возрастной, этнической и социальной структур.

Определение экологического риска по Н. Ф. Реймерсу: Экологический риск - вероятность неблагоприятных последствий любых (преднамеренных и случайных, постепенных и катастрофических) антропогенных изменений природных систем, объектов и факторов оценивается расчетной величиной вероятности негативного события, например, смертельного исхода при катастрофе, аварии, вероятности заболевания при загрязнении воздуха и т.д. Такой риск считается приемлемым (максимально допустимым, разумным), если число жертв в результате немедленной или отдаленной смерти (при четкой ее связи с рассматриваемым событием), хронического заболевания и т.п. от гипотетической катастрофы или аварии не превышает один случай на млн. (10-6) жителей в год. Риск 10-8 (1 случай на 100 млн. чел. В год) считается пренебрежительно малым. Дальнейшие усилия по снижению риска влекут экономические и социально бессмысленные затраты. Для экосистем максимально допустимым риском считается вероятность гибели 5% видов, входящих в биоценоз».

Пренебрежимый экологический риск - минимальный уровень приемлемого экологического риска. Экологический риск находится на уровне флуктуаций уровня фонового риска или определяется как 1% от предельно допустимого экологического риска. В свою очередь, фоновый риск - это риск, обусловленный наличием эффектов природы и социальной среды обитания человека.

Любое превышение пределов допустимого экологического риска на отдельных производствах должно пресекаться по закону. С этой целью ограничивают или приостанавливают деятельность экологически опасных производств, а на стадиях принятия решений. Допустимый экологический риск оценивают с помощью государственной экологической экспертизы и в случае его превышения, представленные для согласования материалы, отклоняют.

Фактор экологического риска существует на любых производствах, независимо от мест их расположения. Однако существуют регионы, где в сравнении с экологически более благополучными районами, во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно-ресурсного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти регионы получили название повышенного экологического риска.

В пределах регионов повышенного экологического риска выделяют зоны:

1) хронического загрязнения окружающей среды;

2) повышенной экологической опасности;

3) чрезвычайной экологической ситуации;

4) экологического бедствия.

К зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных.

В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей, промзона Урала и др. Так, например, в районах Северного Прикаспия к старым проблемам: деградация пастбищ, низкое плодородие почв, дефицит пресной воды, интенсивная ветровая эрозия — добавились новые. В первую очередь это подтопление, прогрессирующее засоление и заболачивание земель, вызванное нагонными явлениями на расширившейся акватории Каспийского моря. Затопление и подтопление земель уже вызвало потерю 320 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

Зоной экологического бедствия указами Президента или постановлениями Правительства России на основе государственной экологической экспертизы объявляется часть территории Российской Федерации, на которой произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Прежде всего, это зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС, а также Кузбасс, степные районы Калмыкии. В ближнем зарубежье наиболее опасной экологической зоной являются Урал и Приуралье. Правовой режим и финансирование затрат по оздоровлению окружающей среды зависят от принадлежности территории к той или иной зоне повышенного экологического риска.

Широкое применение находит такое понятие, как индивидуальный экологический риск. Это риск, который обычно отождествляется с вероятностью того, что человек в ходе своей жизнедеятельности испытает неблагоприятное экологическое воздействие. Индивидуальный экологический риск характеризует экологическую опасность в определенной точке, где находится индивидуум, т.е. характеризует распределение риска в пространстве. Это понятие может широко использоваться для количественной характеристики территорий, на которые оказывают воздействие негативные факторы.

Таким образом, понятие экологического риска позволяет для широкого класса явлений и процессов дать количественное описание экологических опасностей. Именно это качество оценки риска и представляет интерес для экологического страхования.

Во всех развитых в промышленном отношении странах существует устойчивая тенденция применения концепции приемлемого риска, но политика России более чем, в других странах, основана на концепции абсолютной безопасности. Поэтому, оценивая приемлемость различных уровней экономического риска на первом этапе, можно ограничиться рассмотрением риска лишь тех вредных последствий, которые, в конечном счете, приводят к смертельным исходам, поскольку для этого показателя достаточно надежные статистические данные.

Экологический риск не может рассматриваться изолированно от безопасности, так как экологический риск является количественным и качественным показателем уровня экологической безопасности. Экологическая безопасность - состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне - государство от угроз возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В понятие экологическая безопасность входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать не допускает, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

По своей сущности риск является событием с отрицательными, особо невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в будущем в какой-то момент в неизвестных размерах. Существует точка зрения, согласно которой о риске можно говорить только тогда, когда имеется отклонение между плановым и фактическим результатами. Данное отклонение может быть либо положительным, либо отрицательным. Отрицательное - имеет место при неблагоприятном результате, положительное - возникает, если фактический результат благоприятнее, чем ожидалось.

Актуальным является вопрос, каким образом предотвратить или свести к минимуму тяжелые последствия чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, загрязнением и разрушением биосферы, стихийными бедствиями? Концепция абсолютной безопасности до недавнего времени была фундаментом, на котором строились нормативы безопасности во всем мире. Для предотвращения аварий внедрялись дополнительные технические устройства - инженерные системы безопасности, принимались организационные меры, обеспечивающие высокий уровень дисциплины, строгий регламент работы.

Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных воздействиях, очевидно, неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Любые хозяйственные или иные решения должны приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. Установить эти пределы очень трудно, поскольку пороги воздействия многих антропогенных и природных факторов неизвестны. Поэтому расчеты экологического риска должны быть вероятностными и многовариантными, с выделением риска для здоровья человека и природной среды.

1.2. Классификация рисков

Общая классификация рисков предусматривает существование экологических, транспортных, политических и специальных рисков. Классификация рисков, учитывающая взаимосвязи с риском загрязнения окружающей среды, представлена на рис. 1.2.1., показывает многообразие рисков по природе происхождения, масштабам, видам опасности, характеру взаимодействия на людей и другим факторам.

Классификация рисков, учитывающая взаимосвязи с риском загрязнения окружающей среды

Экологический риск, как один из видов риска, можно классифицировать, опираясь на базовую классификацию рисков, по масштабу проявления, по степени допустимости, по прогнозированию, по возможности предотвращения, по возможности страхования.

Исходя из причин возникновения, можно представить такую классификацию экологических рисков:

Природно-экологические риски - риски, обусловленные изменениями в окружающей природной среды. Техникo-экологические риски - риски, обусловленные появлением и развитием техносферы:

Риск устойчивых техногенных воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате обычной хозяйственной деятельности;

Риск катастрофических воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате техногенных катастроф, аварий, инцидентов;

Социально-экологические риски - риски, обусловленные защитной реакцией государства и общества на обострение экологической обстановки:

Эколого-нормативный риск - риск, обусловленный принятием экологических законов и норм или их постоянным ужесточением;

Эколого-политический риск - риск, обусловленный экологическими акциями протеста;

Экономо-экологические риски - риски, обусловленные финансово -хозяйственной деятельностью.

На основе классификации экологических рисков можно выделить субъекты, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей среды, и предпринять мероприятия по предотвращению реализации рисков, по защите объекта от воздействия на него экологических факторов риска.

2. Оценка экологического риска

Исключить опасность проявления экологического риска или любого другого и тем самым оградить людей от воздействия токсичных веществ, вредных излучений, других загрязнителей среды обитания человека практически невозможно. Однако уменьшить эти опасности, другими словами - минимизировать вероятность риска - реальная задача. Для ее решения надо располагать методами оценки риска, включающими как определение вероятности возникновения неблагоприятного события, так и вероятный ущерб от последствий наступления этого события.

Оценка риска включает распознание, измерение и характеристику угроз благосостоянию, здоровью и жизни людей. В нее входят исследования причин риска и их воздействий на группы населения. Применяются различные процедуры, чтобы выявить спектр угроз, которые превосходят пороги минимальных воздействий, определить, когда и где они наиболее вероятны, сравнить и предположить их последствия и оценить возможные направления защитных и компенсирующих мероприятий. Оценка риска стихийных и антропогенных катастроф должна быть предпринята прежде, чем будут выработаны решения по стратегии управления риском. Формально оценка риска — последняя в группе аналитических процедур в помощь принятию административных решений, относящихся к опасности катастроф. Эти процедуры предназначены для путей сравнения и обобщения различной информации о тех или иных альтернативах выбора организационных мероприятий. Они призваны обеспечить критерий отбора альтернатив, которые соответственно наиболее эффективны экологически, наиболее приемлемы технологически и наилучшим образом соответствуют конкретной окружающей среде. Оценка риска добавляет еще одно измерение к выбору организационных мероприятий путем включения информации о вероятности разрушения природных систем, аварий на технических системах и возможных последствиях этих событий для населения.

Риск является вероятностной характеристикой той угрозы, которая возникает в рассматриваемом случае для окружающей природной среды (и человека) при возможных антропогенных воздействиях или других явлениях или событиях.

Концепция оценки риска включает в себя два элемента: оценку риска (Risk Assesment) и управление риском (Risk Management).

Оценка риска - это научный анализ его происхождения, включая его выявление, определение степени опасности в конкретной ситуации. В прикладной экологии понятие риска связано с источниками опасности для экологических систем и процессов, в них протекающих. К экологическим показателям ущерба (экологический риск) в этом случае относятся: разрушение биоты, вредное, порой необратимое воздействие на экосистемы, ухудшение качества окружающей среды, связанное с ее загрязнением, повышение вероятности возникновения специфических заболеваний, отчуждение земель, гибель лесов, озер, рек, морей и т.п.

Оценка экологического риска может быть проведена на основании имеющихся научных и статистических данных о экологически значимых событиях, катастрофах, о вкладе экологического фактора в состояние санитарно-экологического благополучия населения, о влиянии загрязнения окружающей среды на состояние биоценозов и др.

Статистическая оценка на основании опыта исследования аналогичных ситуаций;

Экспертная оценка.

Статистический подход предполагает использование аппарата теории вероятности и рекомендуется в случаях, когда накоплен значительный опыт реализации проектов данного вида.

Если же проект данного типа реализуется впервые, то необходимо пользоваться экспертными оценками. Метод экспертных оценок предполагает, что группа экспертов (инженеров, специалистов в области охраны природы) совместно составляют возможных список аварий. Далее инженеры независимо выносят свои мнения о вероятностях аварий, которые затем усредняются. Эксперты-экологи таким же образом вносят свои мнения о затратах на устранения влияния каждой аварии на состояния окружающей среды. Экологический риск рассчитывается как чистая текущая стоимость потерь, обусловленных устранением влияния на окружающую среду со стороны возможных аварий.

Оценке допустимого экологического риска уделяется большое внимание, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное производство. При этом при антропогенном воздействии учитываются следующие правила допустимого экологического риска:

Неизбежность потерь в природной среде;

Минимальность потерь в природной среде;

Реальная возможность восстановления потерь в природной среде;

Отсутствия вреда здоровью человека и необходимость изменений в природной среде;

Соразмерность экологического вреда и экономического эффекта.

Эффективность оценки риска существенно зависит от уровня:

1) развитости и точности расчетных методик;

2) вспомогательных средств для применения методик на практике (баз данных, системы получения информации и пр.);

3) квалификации и компетентности экспертов, осуществляющих анализ риска;

4) организации анализа риска, включающей вопросы выбора объектов для анализа, финансирования экспертизы и способы привлечения наиболее квалифицированных специалистов для экспертизы.

В более широком понимании риска как меры опасности количественные критерии риска могут быть разными. Соответственно конечной целью анализа риска может быть определение социального, потенциального или экологического риска или вероятности реализации определенного нежелательного события. Использование конкретных процедур для анализа риска может иметь отличие, но неизменной остается необходимость идентификации опасностей, оценки риска и разработки, если нужно, рекомендаций по снижению риска.

Методы проведения анализа риска определяются выбранными критериями приемлемого риска. При этом критерии могут задаваться нормативно-правовой документацией или определяются на этапе планирования риск-анализа. Понятие риска используется для измерения опасности и обычно относится к индивидууму или группе населения, имуществу или окружающей среде. Чтобы подчеркнуть, что речь идет об измеряемой величине, используют понятие «степень риска» или «уровень риска». Уровни приемлемого риска, в том числе и индивидуального, определяются в каждом конкретном случае. Такой подход расширяет сферу использования метода анализа риска и придает процессу творческий характер, что крайне необходимо для анализа опасности. Все большее распространение находят критерии приемлемого риска на основе результатов экспертных оценок. В этих подходах производства обычно разбиваются по степени риска на четыре (или больше) группы с высоким, промежуточным, низким или незначительным уровнем риска. При таком подходе высокий уровень риска считается, как правило, неприемлемым, промежуточный требует выполнения программы работ по уменьшению уровня риска, низкий уровень считается приемлемым, а незначительный вообще не рассматривается. Основным требованием к выбору критерия приемлемого риска при проведении анализа риска является не его строгость, а обоснованность и определенность. Правильный выбор приемлемого риска и его меры позволит сделать и процедуру, и результаты анализа риска ясными и понятными, что существенно повысит эффективность управления риском. На разных этапах жизненного цикла опасного объекта могут определяться конкретные цели анализа риска.

Для исключения опасности проявления экологического риска можно использовать теорию вероятностей, в соответствии с которой безотказность работы объекта на некотором временном интервале оценивается функцией надежности (безотказной работы) P(t):

Эту зависимость определяет функция λ(t)=-P(t)/P(t), отражающая интенсивность отказов. Она равна вероятности того, что после безотказной работы до момента времени t авария произойдет в последующем малом отрезке времени τ. Функцию риска аварии в результате каких-либо нарушений нормального функционирования объекта, которая характеризует вероятность отказа H(t), можно найти из выражения

В ряде случаев, как показывает опыт, функция λ(t) после незначительного по продолжительности начального периода эксплуатации объекта длительное время характеризуется достаточной стабильностью, т.е. λ(t)=const. Это позволяет получить экспоненциальное распределение:

Если иметь в виду, что математическое ожидание срока службы (ресурса) или средняя наработка на отказ =1/λ , то функция риска может быть представлена в виде

Заметим, что использование достижений теории вероятностей для оценки риска плодотворно и эффективно тогда, когда накоплен определенный фактический материал, отражающий уровень надежности (или аварийности) того или иного производства, объекта и т.п. Когда отсутствует информация о статистике аварий или эта информация неполноценна, тогда оценку риска осуществляют методом экспертных оценок.

При организации производственной деятельности на предприятии или объекте важно не только определить вероятность риска экологической аварии, но и оценить величину риска.

В последнее время вопросам оценки риска уделяется большое внимание, особенно в связи с разработкой принципов и механизмов экологического страхования, а также разработкой мер по предупреждению аварий и катастроф, ликвидации их последствий. На рис. 2.1. отображена оценка устойчивости к ЧС какой-либо системы и последовательность принятия решений после этой оценки.

Оценка устойчивости к ЧС какой-либо системы и последовательность принятия решений

3. Управление экологическим риском

В соответствии с концепцией безопасности населения и окружающей среды практическая деятельность управления риском должна быть построена таким образом, чтобы общество в целом получало наиболее доступную сумму благ, и эти блага распределялись равномерно среди его членов.

Управление экологическим риском является процедурой принятия решений, в которой учитывается оценка экологического риска, а также технологические и экологические возможности его предупреждения. Обмен информацией о риске также включается в этот процесс.

Для анализа риска, установления его допустимым пределом в связи с требованиями безопасности и принятия управляющих решений необходимы:

1) наличие информационной системы, позволяющей оперативно контролировать существующие источники опасности и состояние объектов возможного поражения, в частности, статистический материал по экологической эпидемиологии;

2) сведения о предполагаемых направлениях хозяйственной деятельности, проектах и технических решениях, которые могут влиять на уровень экологической безопасности, а также программы для вероятностной оценки связанного с ними риска;

3) экспертиза безопасности и сопоставление альтернативных проектов и технологий, являющихся источниками риска;

4) разработка технико-экономической стратегии увеличения безопасности и определение оптимальной структуры затрат для управления величиной риска и ее снижения до приемлемого уровня с социальной, экономической и экологической точек зрения;

5) составление рискологических прогнозов и аналитическое определение уровня риска, при котором прекращается рост числа экологических поражений;

6) формирование организационных структур, экспертных систем и нормативных документов, предназначенных для выполнения указанных функций и процедуры принятия решений;

7) воздействие на общественное мнение и пропаганда научных данных об уровнях экологического риска с целью ориентации на объектные, а не эмоциональные или популистские оценки риска.

В соответствии с принципом уменьшающихся рисков важным средством управления является процедура замещения рисков. Согласно ей риск, вносимый новой техникой, согласно приемлем, если ее использование дает меньший вклад в суммарный риск, которому подвергаются люди, по сравнению с использованием другой, альтернативной техники, решающей ту же самую хозяйственную задачу. Эта концепция тесно связана с проблемой экологической адекватности качества производства.

В принципах управления риском заложены стратегические и тактические цели. В стратегических целях выражено стремление к достижению максимально возможного уровня благосостояния общества в целом, а в тактических — стремление к увеличению безопасности населения, продолжительности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрезмерного риска.

Важнейшим принципом является положение о том, что в управление риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих в обществе опасностей, и общий риск от них для любого человека и для общества в целом не может превышать “приемлемый” для него уровень. И, наконец, политика в области управления риском должна строиться в рамках строгих ограничений на воздействие на природные экосистемы, состоящих из требований о не превышении величин воздействий предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.

В неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом можно определить как чрезвычайную ситуацию. Риск для людей выражается двумя категориями: индивидуальный риск, определяемый как вероятность того, что человек испытывает определенное воздействие в ходе своей деятельности; социальный риск, определяемый как соотношение между числом людей, погибших от одной аварии, и вероятностью этой аварии.

Порядок оценки и управления риском следующий.

Первый элемент — выявление опасности, установление источников и факторов риска, а также объектов их потенциального воздействия, основные формы такого взаимодействия.

Второй элемент — оценка подверженности, т.е. реального воздействия, фактора риска на человека и окружающую среду.

Третий элемент оценки риска связан с анализом воздействия факторов риска на население и окружающую среду, определение устойчивости человека и экосистемы к воздействию определенного дестабилизирующего фактора.

Четвертый, заключительный элемент — полная характеристика риска с использованием качественных и количественных параметров.

Заключительная фаза модели оценки риска, характеристика риска одновременно является первым звеном процедуры управления им.

Основная цель управления риском состоит в определении путей уменьшения риска при заданных ограничениях на ресурсы и время. Модель управления риском состоит также из четырех частей и этапов.

Первый этап связан с характеристикой риска. На начальном этапе приводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов. На завершающей фазе оценки риска устанавливается степень опасности (вредности).

Второй этап — определение приемлемости риска. Риск сопоставляется с рядом социально-экономических факторов:

Выгоды от того или иного вида хозяйственной деятельности;

Потери, обусловленные использованием вида деятельности;

Наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье человека.

Процесс сравнения опирается на метод “затраты — выгоды”.

В сопоставлении “не рисковых” факторов с “рисковыми” проявляется суть процесса управления риском. Возможны три варианта принимаемых решений: риск приемлем полностью; риск приемлем частично; риск неприемлем полностью.

В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1% от максимально допустимого. В двух последних случаях необходимо установить пропорции контроля, что входит в задачу третьего этапа процедуры управления риском.

Третий этап — определение пропорций контроля — заключается в выборе одной из “типовых” мер, способствующей уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.

Четвертый этап — принятие регулирующего решения — определение нормативных актов (законов, постановлений, инструкций) и их положений, соответствующих реализации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Данный элемент, завершая процесс управления риском, одновременно увязывает все его стадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единую концепцию риска. Примерная последовательность оценки риска: первичная идентификация опасности; описание источника опасности и связанного с ним ущерба; оценка риска в условиях нормальной работы; оценка риска по возможности гипотетических (момент вероятности) аварий на производстве, при хранении и транспортировке опасных веществ; спектр возможных сценариев развития аварии; статистические оценки и вероятностный анализ риска.

Существует 4 метода управления риском: 1) упразднение; 2) предотвращение потерь и контроль; 3) страхование; 4) поглощение.

Упразднение исключает какую - либо деятельность в зоне риска. Метод абсолютно надежный, но его повсеместное применение означает полное сворачивание деятельности.

Предотвращение потерь означает проведение превентивных мероприятий, исключающих или уменьшающих риск возникновения нежелательного процесса.

Страхование является распределением возможных потерь среди большой группы физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску.

Поглощение предполагает признание риска без распределения его посредством страхования. Управленческое решение о поглощении может быть принято по двум причинам: 1) в случаях, когда не могут быть использованы другие методы управления риском (для рисков, вероятность которых достаточно мала); 2) при применении самострахования.

Управление риском решает две основные задачи:

1) Анализ величины экологического риска и принятие решений, направленных на ее снижение до пределов, соответствующих приемлемому уровню риска;

2) Анализ цены экологического риска и реализация методов ее снижения.

Внешне неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом, называют чрезвычайной ситуацией (ЧС). ЧС могут быть связаны со стихийными чрезвычайная бедствиями, с выбросом вредных веществ в окружающую среду, с возникновением пожаров, взрывов и т.д. Основными направлениями государственного регулирования в области снижения регулирование рисков и смягчения ЧС являются: правовое, экономическое и нормативно-методическое. Государственное регулирование осуществляют органы представительной и исполнительной власти через соответствующие органы управления территориальных и функциональных подсистем Российской системы по предупреждению чрезвычайных ситуаций (PCЧС) всех уровней: федерального, регионального, территориального и объектового.

Основные направления правового, экономического и нормативно-методического регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС определяются задачами, возложенными на PC ЧС в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (от 11 ноября 1994 г.).

Правовое регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС обеспечивается созданием необходимой законодательной правовой базы.

Экологическое право России, экономическое регулирование обеспечивается наличием и совершенствованием действующего экономического механизма финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС. К ним относятся бюджетные и внебюджетные источники, формируемые за счет налогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхования.

Нормативно-методическое регулирование обеспечивает создание необходимой и достаточной нормативно-технической и нормативно-методической базы, составляющей единую информационную и методическую основу решения задач. Основными задачами регулирования по регулирования снижению рисков и смягчению последствий ЧС являются:

Регулирование прогнозирования ЧС;

Регулирование профилактики

Возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Регулирование организации действий в ЧС и деятельности по их смягчению;

Регулирование послеаварийных ситуаций; регулирование ответственности и возмещение ущерба;

Регулирование информационного обеспечения в ЧС и др.

“Основы законодательства Российской регулирования Федерации об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту прав граждан, гарантируют право на охрану здоровья, право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах и права граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья. Законом Российской Федерации “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002г. впервые в истории российского законодательства провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими нарушениями, обязаны возместить это в полном объеме.

В России происходит быстрое расширение особо неблагоприятных экологических зон. Эти зоны составляют 15% территории нашей страны с населением около 50 млн. человек. Качество окружающей среды становится лимитирующим фактором социально-экономического развития и здоровья населения все большего числа регионов России. В нашей стране 30% населения умирает по причине “грязной” экологии.

В заключение об одном из принципов теории рисков. Он звучит так: “Деятельность, при которой даже небольшая группа населения подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом”. В большинстве западных стран этот принцип реализован.

Заключение

Теория риска интенсивно развивается, однако многие основополагающие положения этой науки остаются дискуссионными. До сих пор нет единого определения самого понятия “риск”, очень часто термин “риск” употребляется как тождественный термину “опасность” или как синоним вероятности.

Риск воздействия загрязнителя того или иного вида определяется как вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате этого воздействия. Методология анализа рисков позволяет построить "шкалу", при помощи которой, можно проводить оценки и сравнения воздействия на окружающую среду и здоровье человека неблагоприятных факторов. Методология оценки и сравнения рисков в настоящее время не просто инструмент научных изысканий, но и официально признанный Министерством здравоохранения метод анализа. В области практического анализа рисков связанных с воздействием химических вредных веществ работы только начинаются.

Восприятие экологического риска социумом — реальность, определяющая отношение к вашему предприятию не в меньшей степени, чем собственно характеристики воздействия (например, величины выбросов и сбросов загрязняющих веществ), изменения в состоянии здоровья населения. И если ваша цель — бесконфликтный диалог с общественностью, при обсуждении аспектов воздействия на окружающую среду, необходимых природоохранных мероприятий и планов совместных действий следует непременно учитывать факторы социальной приемлемости риска.

Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение.

Актуальной стала подготовка специалистов, которые могут квалифицированно заниматься исследованием рисков. Основная задача таких специалистов (иногда их называют риск-менеджерами) — вырабатывать для лиц, ответственных за принятие решений, рекомендации по эффективным мерам управления рисками.

Список использованных источников

1. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н.; МЧС России - Риски в природе, техносфере, обществе и экономике, М.: Деловой экспресс, 2004г.;

2. Иваненко Н. В. Экологическая токсикология. Под ред. Масленникова Н. Г. — М., — 2004;

3. Игнатьева М.Н. - Экономика природопользования: учебник - Урал. Гос. горный ун-т. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2009г.;

4. Прохоров Б. Б. - Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. 2005г.;

5. Сынзыныс Б.И., Тянтова Е.Н., Мелехова О.П.- Экологический риск, изд. Логос, 2005 г.;

6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

Приведенные выше соображения имеют отношение к рискам, которые представлены на рисунке 2.3. Но в нашем случае особый интерес представляет экологический риск. Более того - оценивание этого риска. Поэтому обратимся к стандарту ГОСТ Р 14.09-2005 «Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента». Затем, основываясь на его указаниях, более подробно остановимся на некоторых методах, применяемых для оценки экологического риска. Предварительно следует заметить, что данный стандарт может использоваться лишь в качестве основы для разработки оценочных процедур экологического риска. Применительно к реальным ситуациям потребуется учесть специфические особенности конкретных объектов (например, нашем случае - это могут быть различные объекты строительства). А также провести детальный анализ экологических проблем , которые могут иметь место на различных этапах реализации объекта (например, при проектировании, возведении, эксплуатации).

Согласно упомянутому выше стандарту оценка экологического риска является составной (интегрированной) частью так называемых корректирующих исследований. Последние включают, во-первых, характеристику природной среды и степени её загрязнения, во-вторых, оценку экологического риска. Так, в упомянутом выше стандарте под оценкой экологического риска подразумевается качественная или количественная оценка реальных (потенциальных) воздействий загрязняющих веществ на растения и диких животных. А под загрязнением - привнесение в ОС новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов, приводящих к превышению их концентраций, а вследствие этого к негативным воздействиям на человека и ОС. Тогда под загрязнителем (в стандарте - он именуется также стрессором) понимают любой физический, химический или биологический объект, неблагоприятное воздействие которого на организм может вызвать нежелательный эффект.

Согласно стандарту достижение допустимого риска происходит при реализации итеративного процесса общей оценки риска и последующего его уменьшения согласно схеме, представленной ниже, на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4. Итеративный процесс общей оценки и уменьшения риска

по ГОСТ Р 14.09-2005

По этой схеме при идентификации выявляют опасности и опасные ситуации вследствие предполагаемой активности загрязнителей различных видов. Для этого выясняют обстоятельства, при которых возможно причинение вреда ОС. Затем оценивается сам риск. Далее, определяются с тем, требуется ли снижение уровня риска или риск приемлемый, следовательно, необходимый уровень безопасности достигнут. Если снижение необходимо, то разрабатывают (применяют) соответствующие меры, позволяющие уменьшить риск. После чего данную процедуру (выяснение того, достигнут ли нужный показатель) повторяют ещё раз.

При этом оценка экологического риска может основываться на количественной оценке потенциально предсказуемого риска. Проведение оценки также предполагает выяснение того, является ли этот риск реальным или потенциальным для конкретной зоны. Поэтому такая оценка предполагает не только идентификацию загрязнений на участке, подвергшегося риску, но и получение данных, необходимы для определения показателей уровней очищения (например, это определение необходимой степени очистки сточных вод при сбросе их в водоём).

Методы оценки риска, применяемые в таких случаях, их характеристики, а также их сравнительный анализ и характеристики подробно описаны в ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. «Менеджмент риска. Методы оценки риска». По сути, этот документ можно считать одним из основополагающих стандартов в области менеджмента риска. Он с успехом может применяться предприятиями различных отраслей промышленности, поскольку требования и рекомендации этого документа там могут использоваться при разработке нормативных документов, содержащих конкретные методы и критерии оценки риска с учётом с учётом специфики конкретных отраслей (в случаях обоснования экологической безопасности строительства этот стандарт также применим).

При разработке нормативных документов и стандартов (для конкретных отраслей) из общего перечня методов оценки , представленных в нём, следует выбрать метод, использование которого обеспечит наиболее приемлемый результат в конкретном случае. Теперь более подробно ознакомимся с этими методами. В стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 методы оценки риска представлены в виде групп таких методов, объединяющих несколько методов. Среди самих методов есть, как сказано в стандарте, как простые, так и более сложные. В общем перечне названы методы наблюдения, вспомогательные методы, анализ сценариев, а также функциональный анализ и статистические методы и др. При детальном анализе методов в рамках каждой из групп для их сравнения в стандарте использованы определённые критерии. В частности, такие понятные для пользователей критерии, как относительная сложность (простота) самого метода и эффективность его применения на практике. В стандарте показано, что наиболее простыми в плане освоения пользователем, а также последующего применения на практике являются методы наблюдения (к ним отнесены контрольные листы (или списки) и предварительный анализ опасностей), а также некоторые методы группы вспомогательных (например, метод мозгового штурма).

В технической литературе можно найти достаточное количество ссьшок на примеры использования названных выше методов при решении задач, которые имеют непосредственное отношение к экологическому обоснованию строительства некоторых конкретных объектов. Не лишним будет напомнить также и о том, что иногда такие методы, как контрольные списки , иногда практикуют некоторые банковские структуры с целью предварительной оценки экологической обоснованности проектов, которые в дальнейшем предполагается профинансировать.

Естественно, что к сложным методам и оценочным процедурам отнесены статистические методы, (например, в стандарте в качестве таковых названы Марковский и Бейсовский анализ). Поскольку, применяя их, пользователь должен иметь хорошую математическую подготовку. Средними по степени сложности полагают методы, практическая реализация которых предполагает разработку разного рода сценариев. Известно, что отдельные оценочные процедуры с использованием сценариев есть в некоторых ведомственных методиках. Например, в частности, методиках, практикуемых при принятии решений и оценке риска в случае решения вопросов, относящихся к компетенции МЧС.

Но первое, на что нужно обратить внимание, пытаясь применять какой-либо метод на практике, это так называемые «оценочные» возможности методов. Например, возможности так называемых «простых» методов относительно невелики. Поэтому в случае их применения следует достаточно критично подходить к выводам и оценкам, которые будут получены. Тем не менее, в силу относительной «простоты» таких методов, их используют довольно часто.

Например, выше сказано, что одним из таких «простых» методов, часто практикуемых в настоящий момент, являются контрольные листы (контрольные списки). Как правило, такой список представляет собой некий достаточно объёмный перечень альтернатив (например, опасностей, риска, отказов). Он формируется с учётом ранее полученного опыта при анализе результатов предыдущих исследований и оценок по аналогичным объектам (или ситуациям). Такой контрольный список с успехом может использоваться при идентификации опасностей и риска на различных стадиях жизненного цикла продукции. Но в этом случае идентификацию можно рассматривать как начальный этап анализа риска. При более детальной проработке вопросов, содержащихся в таком списке (анализе альтернатив), могут потребоваться дополнительные материалы. Например, экспертные оценки проблемной ситуации.

Исполнителю для самостоятельной работы с таким контрольным списком нужно иметь четкое представление об информации «на входе» (исходной информации для его формирования), и об информации «на выходе» (предполагаемых результатах). Так, информацией «на выходе», в частности, могут быть перечни опасностей, которые возможны в конкретном случае (ситуации). Поскольку такой список сформирован заранее, то пользователь просто выбирает из подробного общего перечня, с которым работает, те опасности, которые, на его взгляд, имеют место в рассматриваемом им случае (ситуации). Поэтому такой общий подробный список, именуемый контрольным, при случае могут использовать лица, которые не являются экспертами в данной области. Правда, субъективность оценок в таком случае - не исключена. Ещё одно преимущество метода состоит в том, что при необходимости можно объединить такие формы (контрольные списки), заполненные разными лицами (например, экспертами) в одну общую достаточно простую форму. В этом случае несколько экспертов работают с контрольными списками, причём, каждый со своим, затем проводится обработка полученных результатов, таким образом, выясняется «обобщенное» мнение группы специалистов. И объективность оценки в этом случае повысится.

При оценке риска довольно активно используются методы, в которых фигурируют различные матрицы. Пример такой матицы последствий и их вероятностей рассматривался выше. Преимущество метода в том, что таких случаях можно объединять качественные или смешанные (качественные и количественные) оценки последствий и вероятностей. Также матрица с успехом может использоваться для определения (ранжирования) уровня риска. При этом строки и столбцы матрицы определяются областью её применения. Однако следует помнить, что разработанная матрица в полной мере должна соответствовать конкретной рассматриваемой (анализируемой) ситуации. Поскольку «матричный» подход в какой-то степени упрощённый, обычно применяется в случаях, когда данных для проведения анализа другими методами явно недостаточно. Также его используют, когда достаточно подробный анализ ситуации требует больших затрат на проведение количественного анализа, а сами эти затраты не оправдываются. . Для организации оценки с помощью матрицы обычно исполнителем разрабатываются шкалы последствий и вероятностей для конкретного типа задачи, а также общий вид самой матрицы. Несмотря на понятность и простоту этот метод также имеет существенные недостатки. Во-первых, как правило, матрица разрабатывается для анализа конкретной ситуации. Составить некую универсальную матрицу, которую можно применить в различных случаях (ситуациях), практически невозможно. Во-вторых, для исполнителя проблематичной может оказаться разработка оценочных шкал, поскольку для этого ему знать достаточно специфические математические методы, в частности, иметь представление об особенностях шкалирования качественных характеристик. Ещё один недостаток метода в том, что на результаты оценки может существенно повлиять уровень подготовки специалиста, которому поручено реализовать такую процедуру на практике. Поэтому его оценка в какой-то степени так же, как в случае использования контрольных списков, будет субъективна. Определённые сложности может вызвать сравнение уровней риска для различных последствий. Обычно конкретному значению уровня риска соответствует подробная качественная характеристика ситуации, при которой такой уровень риска может иметь место. Однако, ознакомившись с такой качественной характеристикой, перейти к количественной оценке исполнителю нужно самостоятельно.

Чтобы прояснить особенности использования матричного подхода при оценках экологического риска, обратимся к конкретному примеру. При этом будем основываться на материалах Государственного института гидрологии Германии. На рисунке 2.5 представлена общая схема алгоритма определения экологического риска согласно рекомендациям этого института. При проведении этой процедуры предполагается, что предварительно выявлены те компоненты окружающей среды, которые подвергаются воздействию. В рассматриваемом нами случае это такие компоненты: подземные и поверхностные воды, климат, ландшафт, флора, фауна и др. Также предполагается, что известны (выявлены) вторжения (воздействия на компоненты ОС), которые могут иметь место при реализации проекта. Согласно предлагаемой процедуре определения экологического риска необходимо определить интенсивность нагрузки на ОС от воздействий. Далее, учитывая оценку реакции среды на воздействие (её именуют восприимчивостью ), можно определить степень воздействия на отдельный рассматриваемый компонент ОС. Предполагается, что степень воздействия зависит не только от интенсивности нагрузки, но и в значительной степени от восприимчивости среды к нагрузке. Следовательно, даже при небольшой интенсивности нагрузки, но высокой восприимчивости среды, степень воздействия на компонент ОС оценивается как значительная. Поэтому важным моментом при определении экологического риска является оценка исходного состояния ОС (т.е. её восприимчивости). Исходя из оценки исходного состояния компонента ОС и степени воздействия на него, и определяется экологический риск. Схематично вся процедура представлена на рисунке 2.5.


Рисунок 2.5. Общий алгоритм определения экологического риска (согласно рекомендациям Государственного института гидрологии Германии)

Попробуем представить процедуру оценки экологического риска в формализованном виде. Для этого определимся с её основными этапами. В рамках этих этапов проводятся необходимые действия, суть которых сводятся к формированию исходных матриц, а затем к последовательному выполнению операций сними. Далее при вычислениях используются следующие матрицы:

[I] - матрица интенсивности нагрузки;

[R] - матрица реакций среды, здесь R=f l (S), где S

[A] - матрица степени воздействия на среду;

[B] - матрица исходного состояния среды, здесь B=f 2 (S), где S - восприимчивость среды к нагрузке;

[Е] - матрица экологических рисков.

ШАГ 1. Описание исходного состояния компонента ОС.

ШАГ 2. Оценка потенциальной нагрузки на компонент ОС. Для этой цели используется порядковая шкала следующего вида:

Порядковая шкала оценки нагрузки

ШАГ 3. Определение восприимчивости к нагрузке (при оценке используется порядковая шкала, представленная ниже).

Порядковая шкала восприимчивости к нагрузке с учётом того, что в общем случае реакция среды может быть, как негативной, так и позитивной, имеет вид:

ШАГ 4. Агрегирование нагрузки и восприимчивости к ней в единый показатель (с его помощью оценивается степень отрицательного (положительного) воздействия на конкретный компонент ОС с помощью «матрицы предпочтений », представленной ниже). В этой матрице результаты агрегирования имеют вид порядковой шкалы, где числа характеризуют степень отрицательного (положительного) воздействия компонента на ОС. Поясним, как получены эти числа. Представленные в «матрице предпочтений» числа, изменяющиеся в пределах от-5 до +5, получены следующим образом. Предположим, что при нагрузке, характеризуемой числом 5 (очень высокая) и восприимчивости к нагрузке, характеризуемой числом -1 (малая и очень малая) получаем число -3, расшифровка которого представлена в порядковой шкале для оценки степени воздействия.

восприимчивость к нагрузке

Левый крайний вертикальный столбец матрицы представляет собой шкалу нагрузки. Нижняя строка матрицы представляет собой восприимчивость компонента ОС к нагрузке.

ШАГ 5. Из элементов матрицы, представленной выше, формируется порядковая шкала для оценки степени воздействия на компонент ОС (она представлена ниже).

Порядковая шкала степени воздействия на ОС имеет вид:

ШАГ 6. Состоит в непосредственной оценке экологического риска , который определяется как степень потенциальной угрозы компоненту ОС. Для построения шкалы экологического риска используется порядковая шкала степени воздействий и порядковая шкала оценки исходного состояния. Матрица с оценками экологического риска имеет вид:

S О ГО

степени воздействия

ШАГ 7. Из элементов полученной матрицы формируется так называемая порядковая шкала для оценки экологического риска, представленная ниже.

Порядковая шкала для оценки экологического риска выглядит так:

угроза ОС

улучшение состояния ОС

Согласно предложенному алгоритму, оценка экологического риска по этой схеме последовательно повторяется для каждого подвергшегося воздействию компонента ОС (вода, воздух, климат, ландшафт, флора, фауна и т.д.).

Представленный выше пример наглядно демонстрирует, что при оценке экологического риска следует обратить внимание на восприимчивость природной среды в месте возведения объекта. Поэтому желательно учитывать это обстоятельство на практике. И понимать, что уровень экологического риска при возведении объекта может зависеть не только от интенсивности различных видов нагрузки объекта на ОС (в качестве таких воздействий можно назвать выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты и отходы производства), но и от восприимчивости самой окружающей среды к нагрузке в месте строительства объекта. Поэтому обоснованный выбор участка строительства на предварительной стадии может повлиять в дальнейшем на уменьшение уровня экологического риска. Следовательно, при возможности выбора участка нужно организовать эту процедуру с учётом экологической составляющей.

При анализе экологического риска определённый интерес могут представлять методы оценки токсического риска. Объясняется это просто. Оценка экологического риска обычно подразумевает качественную или количественную оценку реальных (потенциальных) воздействий. Под воздействиями в некоторых случаях понимают также воздействие загрязняющих веществ на растения и диких животных. А оценка токсикологического риска применяется для оценки воздействия химикатов и микроорганизмов на растения и животных, а также человека. Поэтому интерес может представлять также такой элемент данного метода, как анализ путей экспозиции. Поясним, что экспозиция - это продолжительность действия вредного фактора (физического, химического или биологического) на организм. В этих случаях используют результаты тестирования и строят кривую «доза-воздействие». Такой приём обычно применяют, когда речь идет о здоровье человека или состоянии окружающей среды.

Например, при исследовании химических выбросов анализ экспозиции предполагает исследование границ области распыления химических веществ, исследование того, как могут произойти выбросы, при каких условиях может возникнуть прямое воздействие на людей и животных. А также, какими путями возможно распространение ядохимикатов, попавших в грунт, могут ли они накапливаться в живых организмах или грунтовых водах и т.п.

В случае использования такого метода на выходе обычно получают данные, характеризующие уровень риска (в виде количественной, качественной или смешанной оценки) воздействия на рассматриваемый объект. Более подробно это вопрос изложен в документе Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду», утверждённом Главным государственным санитарным врачом 05.03.2004 г.

Однако, несмотря на то, что подобный анализ путей распространения воздействия может быть весьма полезным для анализа риска, сам метод оценки токсического риска также имеет недостатки. Основной недостаток в том, что, когда объектом исследования является ОС (в этом случае некоторые опасности являются не только химическими), то данных, полученных с помощью только такого метода (как правило, они соответствуют конкретным условиям исследования), для принятия решений оказывается недостаточно.

К сожалению, исторически сложившийся пренебрежительный подход к экологии прослеживается и в оценки экологических аспектов. Разработчики не стали долго думать, и вместо красивой экселевской таблицы, использующейся для оценки рисков, предлагают непритязательный вордовский документ, содержащий одну таблицу.

Процесс идентификации аспекта не претерпел изменений – всё также оценивается вероятность и последствия. , а последствия переориентированы на окружающую среду. Градация следующая:
1 – загрязнения, получившиеся в результате инцидента, не превышают фоновые концентрации (грубо говоря, «дождик смоет».)

2 – загрязнения превышают установленные ПДК, но аварию возможно локализовать и ликвидировать собственными силами организации. (Возможно, никто и не узнает о произошедшем).

3 – авария локального характера. Концентрации превышены в несколько раз, ликвидацией занимаются специально обученные люди (по месту происшествия ходит инспектор, выписывает акт-протокол-постановление).

4 – авария регионального\мирового масштаба. Трансграничный перенос загрязняющих веществ, практически второй Чернобыль.

Как и в случае с оценкой рисков, в результате получается финальный риск, также окрашиваемый в зелёный, желтый, оранжевый и красный. В отличие от охраны труда, где даже с «жёлтым» риском стараются что-то сделать, аудиторы по ISO зачастую закрывают глаза на всё, кроме «красного» уровня.

Также не отличаются разнообразием «меры управления риском» (контрмеры). Большую часть из них составляют меры реактивного подхода, то есть направленные не на коренную проблему, а на устранение последствий. В действительности же сложно придумать превентивную меру для аспекта, например, опрокидывание погрузчика. Установка дополнительных упоров, балансирующих систем – вещи достаточно дорогостоящие, и малоприменимые для производства, где каждый квадратный метр пространства уже заполнен чем-либо.

Сложность и непродуманность таблицы заключается также в том, что необходимо учитывать как возможные проблемы с оборудованием, так и небезопасное поведение сотрудников (Risk Assessment&Risk Prediction почему-то не введён в образец, но ничего не мешает создать эти разделы самостоятельно).

Оценка Рисков не стоит на месте и постоянно развивается. Добавляются новые риски, несколько меняются критерии выставления оценок по вероятности\тяжести. На сегодняшний момент мы рассказали об основных правилах заполнения оценки рисков для производства. Изменения будут отслеживаться и обозреваться в дальнейших статьях.