Лицензирование сфере управления многоквартирными домами. Жилищное право россии

Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории РФ, организациям, зарегистрированным на территории иностранных государств, лицензия выдаваться не будет.

Деятельность по управлению многоквартирным домом - выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами -органы государственного жилищного надзора субъекта РФ

Срок рассмотрения документов в лицензирующем органе составляет 30 дней с момента подачи полного комплекта документов

Срок действия лицензии - бессрочно

Госпошлина (лицензионный сбор): 30 000 рублей

Стоимость лицензии от 70 000, а так же, рассчитывается дополнительно, от степени готовности документов (оплата производится поэтапно на основании договора на оказание услуг).

Организация получает лицензию ЖКХ в том регионе РФ, где предполагает работать. В случае расширения сферы деятельности в жилищно-коммунальное хозяйство другого субъекта РФ, компании необходимо обратиться в лицензионную комиссию данного региона для получения соответствующей лицензии ЖКХ.

Лицензионными требованиями являются:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.

Перечень документов для лицензии ЖКХ

1.​ Устав, нотариально заверенная копия;

2.​ Учредительный договор (при наличии), нотариально заверенная копия;

3.​ Свидетельство о государственной регистрации организации, нотариально заверенная копия;

4.​ Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе, нотариально заверенная копия;

5.​ Свидетельств о Государственной регистрации изменений (ГРН) - если вносились соответствующие изменения, нотариально заверенная копия;

6.​ Решение или протокол о создании, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

7.​ Решение или протокол о назначении на должность руководителя, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

8.​ Решение или протокол о внесении изменений в учредительные документы, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

9.​ Приказ о назначении руководителя, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

10.​ Выписка из ЕГРЮЛ, не старше 1 месяца, оригинал;

11.​ Оригинал платежного поручения с отметкой банка об уплате сбора за выдачу бланка лицензии - 30 000 руб.;

12.​ Удостоверение о повышении квалификации на руководителя организации.

13.​ Доверенность на представление интересов;

14.​ Опись документов в 2 - экз.

Квалификационный аттестат

1. Должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

2. Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок определения результатов квалификационного экзамена, порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене устанавливаются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным Правительством Российской Федерации.

3. За прием квалификационного экзамена плата с претендента не взимается.

4. К квалификационному экзамену допускается претендент, информация о котором не содержится в реестре дисквалифицированных лиц.

5. Квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача претендентом квалификационного экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть оспорено в суде.

6. Квалификационный аттестат выдается на срок 5 лет.

Наши услуги "Лицензия на деятельность по управлению многоквартирными домами " включают в себя:

1.​ консультацию специалиста по вопросу получения лицензии и перечню документов, которые необходимо собрать;

2.​ юридическую экспертизу представленных Клиентом документов на соответствие лицензионным требованиям;

4.​ подготовку пакета документов, необходимых для получения лицензии (заявление, приказы, формы бланков и т. д.);

5.​ сдачу подписанного соискателем лицензии пакета документов в лицензирующий орган;

6.​ получение документа, подтверждающего принятие на рассмотрение пакета документов;

7.​ контроль прохождения лицензионных процедур, взаимодействие с лицензирующим органом при проверке соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и выездной проверке (в случае необходимости);

8.​ помощь в устранении замечаний экспертов (в случае их наличия).

9.​ получение лицензии и передача её Клиенту.

Ответственность за отсутствие лицензии ЖКХ

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

1. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на индивидуальных предпринимателей - от 150 000 до 250 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на юридических лиц - от 150 000 до 250 000 рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса,

С начала 2015 года для осуществления обслуживания жилых комплексов в городах и иных населенных пунктах требуется лицензия на управление многоквартирными домами (МКД). Получить таковую обязаны организации и индивидуальные предприниматели (ИП), занимающиеся соответствующей деятельностью.

Для чего нужен документ

Инициировал введение лицензирования Президент РФ Владимир Путин. Для этого было несколько причин. Вот основные:

  1. управляющие компании, ранее не получавшие разрешительной бумаги, осуществляли такую деятельность:
  2. однако участились жалобы от граждан по вопросам недостаточного уровня работы управленцев;
  3. при их рассмотрении выяснилось, что отсутствует законодательный механизм давления на указанные организации.
Внимание: лицензирование - это организация контроля со стороны государства за осуществлением предпринимателями и предприятиями взятых на себя обязательств перед жильцами.

Законодательные основы

Механизм регулирования со стороны органов местного самоуправления деятельности управляющих компаний содержится в Жилищном кодексе РФ (ЖК). Для этого законом № 255-ФЗ от 14.07.2014 в него внесли новый раздел - X. Параграфы вступили в силу с 0.09.2014. В пункте 1 статьи 192 данного раздела говорится:

«1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия)».

Таким образом, для осуществления лицензирования региональные власти обязаны создать специальные комиссии. В их функции входит:

  1. прием заявок на осуществление деятельности по управлению МКД;
  2. изучение документации;
  3. выявление юридических и физических лиц, подходящих для данной деятельности;
  4. выдача разрешительного документа;
  5. осуществление контроля за работой управляющей компаний;
  6. лишение лицензии.
Внимание: в десятом разделе ЖК содержится указание на то, что контрольные функции предоставлены исполнительной власти федерального уровня.

Лицензия имеет определенные ограничения:

  • действует только на территории выдавшего субъекта федерации;
  • выдается бессрочно;
  • контролируется госорганами;
  • может быть аннулирована при некоторых обстоятельствах.
Важно: лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами не затрагивает официально созданные товарищества жильцов, населяющих МКД. Они распоряжаются своим имуществом без специального регулирования со стороны государства. Скачать для просмотра и печати:

На какие услуги выдается

Согласно 162-й статье ЖК, управляющая организация обязана подписать договор с жильцами. В данном соглашении указываются те виды услуг, предоставление которых она гарантирует. То есть выбор отдается на откуп сторон договора . Они могут выбрать из такого основного перечня:

  1. содержание и текущий ремонт МКД;
  2. аварийное обслуживание и организация контроля на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств;
  3. предоставление жилищно-коммунальных услуг путем составления соглашений с соответствующими компаниями;
  4. прием обязательных взносов с жильцов;
  5. работы по благоустройству придомовой территории;
  6. документооборот, в том числе сохранность бумаг;
  7. иные.
Важно: для заключения договора с жильцами на соответствующий вид обслуживания необходимо сначала получить лицензию.

Как получить разрешительный документ

Пошаговый алгоритм получения данного вида лицензии выглядит следующим образом (как действовать на практике):

  1. Подобрать подходящий жилой массив или дом, нуждающийся в услугах.
  2. Поговорить с жильцами (активом) на предмет достижения предварительной договоренности.
  3. Оформить юридическое лицо или предпринимательство.
  4. Пройти квалификационный тест.
  5. Собрать необходимый пакет документов.
  6. Подать его в орган местного самоуправления, к чьей подведомственности относится выбранное строение.
  7. Получить лицензию.
  8. Начать деятельность.
Внимание: в теории первые два шага отсутствуют. Их можно пропустить и на практике. Однако лицензированный ИП или ООО могут оказаться в таком случае без поля деятельности.

Лицензионные требования

Комиссия, занимающаяся выдачей разрешительных бумаг, будет проверять все аспекты претендента. Этот коллегиальный орган несет ответственность перед населением и властями за работу управляющих организаций. Кроме того, комиссия обязана подчиняться всем нормам законодательства. А они таковы:

  1. претендент обязан иметь оформленное юрлицо или предпринимательство:
    • в регистрационных документах иметь соответствующий ОКВЭД (код деятельности);
  2. руководитель ООО или ИП обязан иметь квалификационный аттестат в соответствии со статьей 202 ЖК;
  3. не допускается лицензирование лиц:
    • имеющих судимость за преступления:
      • в экономической сфере;
      • средней тяжести, а также тяжкие;
      • ранее уже получавшие разрешительный документ, действие которого аннулировано по инициативе комиссии (в любо субъекте РФ, проверяется по сводному реестру);
  4. имеющие дисквалификацию по данному виду работы.

Важно: в процессе осуществления полномочий предприниматель обязан обеспечивать:

Скачать для просмотра и печати:

Квалификационный аттестат


Допускают к руководству жилищным фондом только людей, доказавших свою квалификацию
. Тестирование проходит в форме экзамена. Вопросы готовит уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти федерального уровня:

  • по времени тест занимает до двух часов;
  • успешно его прошедшим считается человек, набравший не менее 172 баллов;
  • плата за участие в экзамене не взимается.
Важно: аттестат необходимо обновлять каждые пять лет. Именно таков срок действия документа.

Какие документы нужно готовить

В жилищную комиссию подаётся заявление претендента. К нему прилагаются такие копии:

  1. полученного аттестата;
  2. для организаций:
    • устава с нотариальным заверением;
    • приказа о назначении должностного лица;
    • справки о внесении изменений в регистрационные документы (если таковые осуществлялись);
  3. для ООО и ИП:
    • свидетельства о госрегистрации;
    • протокола решения об образовании ООО;
  4. все должны приложить оригинал платежного документа на внесение госпошлины;
  5. опись вложений.
Важно: комиссии отведено тридцать дней на изучение документов претендента и проверку вероятных обстоятельств, не позволяющих доверить ему управление МКД.

Причины отказа

Как правило, не выдают разрешительную бумагу нарушителям действующего законодательства. В данном случае причиной может оказаться одно или несколько из следующих обстоятельств:

  • отсутствие регистрации в качестве юрлица или ИП;
  • наличие непогашенной судимости;
  • присутствие в реестре:
    • дисквалифицированных;
    • лиц, лицензии которых аннулированы;
  • наличие взысканий по поводу сокрытия информации о ходе обслуживания МКД (в прежние периоды).
Внимание: комиссия обязана сообщить претенденту на лицензирование о принятом отрицательном решении с указанием причины.

Как подать заявку

В соответствии с методикой осуществления документооборота пакет можно передать в комиссию одним из следующих способов:

Внимание: на руки заявителю выдается копия описи, на которой поставлена отметка о приеме пакета:

  • оттиск штампа;
  • подпись должностного лица с расшифровкой;
  • дата.

Если заявка передана не лично, то копию описи пришлют тем способом, которым воспользовался претендент.

Кто выдает лицензию

После обработки документов и принятия положительного решения, производится изготовление разрешения. Оно представляет собой двусторонний документ формата А4, на котором указано:

  1. наименование:
    • лицензированной организации или имя ИП;
    • органа, выдавшего разрешение;
  2. номера и региона действия.
Важно: госпошлина за лицензирование составляет 30 000 руб.

Требования законодательства к лицензированным управленцам

Согласно Приказу Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя № 969/пр от 29.09.2015 информация о МКД, находящихся в управлении у организации, должна быть обнародована путем ее размещения на официальном сайте:

  • если условия договора изменяются, то ее нужно обновлять (дается три рабочих дня);
  • то же следует предпринимать при разрыве соглашения с жильцами.

Компания контролируется органом, выдавшим разрешительную бумагу, путем проведения проверок:

  • внеплановых;
  • периодических.

Важно: при выявлении неоднократных нарушений лицензия может быть.

Что это такое

Лицензия на управление МКД – официальное разрешение на осуществление предпринимательской деятельности управляющей компанией, выдается органами государственного жилищного надзора, без ограничения по сроку действия. Госпошлина за выдачу лицензии составляет 30 000 рублей.

Обратите внимание , такая лицензия действует только на территории субъекта РФ, в котором она была выдана и не может передаваться третьим лицам.

Процедуру получения лицензии для управления МКД условно можно разделить на 3 этапа:

1. Определяемся с услугами

Лицензированию в данном случае подлежит деятельность на выполнение работ и оказание услуг по управлению МКД, которая будет осуществляться в соответствии с условиями договора управления (ст. 162 Жилищного кодекса РФ). Указанный договор заключается после получения лицензии, в письменной или электронной форме, на условиях, определенных в решении общего собрания собственников жилья.

Основной перечень услуг (работ) по управлению МКД:

  • содержание МКД и выполнение работ по текущему ремонту общего имущества;
  • предоставление коммунальных услуг (заключение соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями);
  • прием от собственников оплаты за содержание МКД и текущий ремонт общего имущества;
  • организация аварийно-диспетчерского обслуживания дома и работ по устранению аварий;
  • благоустройство территории;
  • ведение и хранение документации;
  • иные работы (услуги).

Примечание : управление МКД может осуществляется не управляющей компанией, а товариществом собственников жилья либо жилищным (иным) специализированным кооперативом – в таком случае лицензия не требуется.

2. Проверяем соответствие лицензионным требованиям

Если вы только планируете начать бизнес, потребуется открыть ООО либо зарегистрировать ИП и обеспечить соответствие лицензионным требованиям.

В том случае, если бизнес уже действует, и вы решили заняться деятельностью по управлению МКД, необходимо внести изменения в ОКВЭД ООО или ИП , и также проверить соответствие установленным требованиям.

Для оказания услуг, управляющей организации необходимо отвечать лицензионным требованиям:

  • регистрация в качестве ИП или ООО на территории РФ;
  • наличие у должностного лица (руководителя) квалификационного аттестата (ст. 202 Жилищного кодекса РФ);
  • отсутствие у должностного лица (руководителя) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • отсутствие в реестре аннулированных лицензий, сведений о единоличном исполнительном органе, а также лицах, на которых уставом или иными документами возложена ответственность за соблюдение требований по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации; отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий по управлению МКД информации об аннулировании ранее выданной лицензии;
  • обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, об выполняемых работах (услугах) по содержанию (ремонту) общего имущества, о порядке и условиях их выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731);
  • обеспечить соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).

Особое внимание следует уделить получению квалификационного аттестата , поскольку данный процесс требует подготовки и времени на прохождения процедуры.

Проверка квалификации осуществляется в форме экзамена. Порядок проведения и определения результатов, перечень вопросов, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Срок действия аттестата – 5 лет. За участие в сдаче экзамена плата не взимается.

3. Подаем документы необходимые для получения лицензии

Общий алгоритм и сроки рассмотрения заявления описаны , отличительной особенностью, будет только форма заявления и перечень прилагаемых документов. Для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД в лицензирующий орган подается специальное заявление (скачать бланк).

К заявлению прилагаются документы:

  • копия устава, засвидетельствованного в нотариальном порядке (для юридических лиц);
  • копия свидетельства (листа) о государственной регистрации ООО (ИП), протокола (решения) о создании;
  • копия свидетельства о регистрации изменений (если они были);
  • копия квалификационного аттестата должностного лица;
  • копия приказа о назначении должностного лица;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Примечание : рекомендуется уточнить перечень дополнительных документов в лицензирующем органе, перед подачей заявления, поскольку иногда достаточно предъявить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), вместо учредительных документов и (или) свидетельства о регистрации.

Способы подачи документов

Документы можно подать одним из следующих способов:

  • лично или через представителя по доверенности;
  • почтой с уведомлением о вручении;
  • в электронной форме, подписанной ЭЦП.

Документы принимаются по описи, на копии которой ставится отметка о дате приема. Экземпляр с отметкой вручается заявителю либо передается ему тем способом, каким они были получены.

После получения лицензии

Получив лицензию, вы вправе приступить к деятельности. Сведения обо всех многоквартирных домах, находящихся в управлении компании, необходимо размещать на официальном сайте в сети Интернет, определяемом органами государственного жилищного надзора (Приказ Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015г.).

В случае изменений – заключение, расторжение, прекращение действия договоров управления МКД, управляющая компания обязана обновить информацию на сайте в течение трех рабочих дней со дня таких изменений, а также проинформировать об этом соответствующий орган жилищного надзора.

Также, важно помнить о возможных плановых и внеплановых проверках на соблюдение требований лицензионного законодательства. В случае выявления нарушений, лицензия может быть приостановлена или аннулирована.

Если, в процессе деятельности происходит внесение изменений ООО или ИП некоторые такие изменения могут повлечь за собой необходимость переоформления лицензии. Госпошлина за переоформление составляет 5000 рублей.

(введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ)

Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

2. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

3. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

4. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

5. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

6. Положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

7. Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае нарушения требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами должностные лица уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти выдают руководителю органа государственного жилищного надзора обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

Статья 193. Лицензионные требования

1. Лицензионными требованиями являются:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 257-ФЗ)

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.

6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 № 469-ФЗ)

7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.

Статья 194. Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии

1. Заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

2. Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является:

1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Статья 195. Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами

1. Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:

1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;

2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);

3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).

2. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

3. Ведение сводного федерального реестра лицензий и реестра дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственного жилищного надзора обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения, необходимые для ведения указанных реестров, в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

4. Сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

5. Запись в реестр дисквалифицированных лиц вносится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не позднее дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда о назначении административного наказания в виде дисквалификации.

6. Сведения, внесенные в реестр дисквалифицированных лиц, а также сведения об аннулировании лицензии, внесенные в сводный федеральный реестр лицензий, подлежат хранению в течение трех лет с даты их внесения.

Статья 196. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

1. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

2. Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

3. Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
(часть 3 введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

Статья 197. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора

1. Орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, иные заинтересованные лица должны быть проинформированы о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, о вступившем в законную силу решении суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

2. Порядок и сроки информирования об обстоятельствах, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также лица, ответственные за соблюдение требований об информировании, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 198. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ)

1. Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 469-ФЗ)

2. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 № 469-ФЗ, от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

3. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

3.1. В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

4. При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 469-ФЗ)

5. В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением предусмотренного частью 7 настоящей статьи случая принятия решения.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

5.1. В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 настоящего Кодекса, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
(часть 5.1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

5.2. В случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ)

5.3. В случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.
(часть 5.3 введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

5.4. В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
(часть 5.4 введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

6. Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и , выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

7. В течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Статья 199. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия

1. Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

2. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 статьи 198 настоящего Кодекса, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

3. Действие лицензии прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Федеральном законе от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием

1. Лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

2. Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

4. В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

5. В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

6. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса.

Статья 201. Лицензионная комиссия

1. Субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.

2. Решением о создании лицензионной комиссии определяются состав лицензионной комиссии и порядок ее работы, назначается председатель лицензионной комиссии.

3. В составе лицензионной комиссии не менее чем одна треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, указанными в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса.

4. К полномочиям лицензионной комиссии относятся:

1) принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;

2) принятие квалификационного экзамена;

3) участие в мероприятиях по лицензионному контролю;

4) принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

5. Решение лицензионной комиссии является основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа государственного жилищного надзора.

6. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии.

7. Решение лицензионной комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Кодекса, может быть оспорено в суде или признано недействительным по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

8. Члены лицензионной комиссии, виновные в нарушении требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 202. Квалификационный аттестат

1. Должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

2. Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата (далее - претендент), осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. За прием квалификационного экзамена плата с претендента не взимается.

4. К квалификационному экзамену допускается претендент, информация о котором не содержится в реестре дисквалифицированных лиц.

5. Квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача претендентом квалификационного экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть оспорено в суде.

6. Квалификационный аттестат выдается на срок пять лет.

7. Квалификационный аттестат аннулируется в случае:

1) получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов;

2) внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц;

3) вступления в законную силу приговора суда в отношении должностного лица лицензиата, предусматривающего наказание за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

8. Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, его форма, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Внесение законодательных преобразований в области управления жилищно-коммунальным хозяйством с 2015 года предусматривают новый порядок работы предпринимателей. Теперь все управляющие компании должны пройти обязательную процедуру лицензирования для получения допуска к распоряжению вверенным им жилищным фондом. Государство ужесточает правила игры на данном рынке для повышения общего уровня качества предоставляемых услуг и разработки инструментария регулирования отрасли.

Важно! В данном обзоре освещаются изменения в порядок прохождения процедуры лицензирования и нюансы каждого этапа для получения разрешения на предпринимательство в области управления жилищными фондами.

Как получить лицензию на управление МКД

Порядок получения лицензии исторически сложился на основании норм законодательства. Претенденты придерживаются следующего алгоритма действий:

  1. Выбрать район или жилой дом, необслуживаемый предприятиями ЖКХ.
  2. Получить предварительное одобрение жильцов на оформление территории для управления и распоряжения жилищно-коммунальным хозяйством.
  3. Зарегистрироваться в статусе ИП или юридического лица.
  4. Собрать регистрационный пакет на представление кандидатуры.
  5. Получить квалификационный аттестат.
  6. Подать заявку на лицензирование в компетентные органы.
  7. По итогам рассмотрения получить разрешение и начать деятельность.

Каждый из этапов имеет свои нюансы.

Проведение переговоров с жителями потенциально управляемой территории

Этот этап не является обязательным, т.к. для подачи заявления в контролирующие органы не требуется предоставлять согласование собственников каких-либо жилищных хозяйств. Однако, чтобы не тратить время в пустую, лучше предварительно установить договоренности с одним или несколькими многоквартирными домами. Иначе, уже получив лицензию, организация не сможет начать свою деятельность.

Лицензионные требования к кандидатам

Предприниматель или должностное лицо, выдвинутое предприятием, представляемые на лицензирование, должны соответствовать следующим критериям:

  • претендент должен быть резидентом Российской Федерации;
  • наличие опыта работы на руководящем посту;
  • отсутствие непогашенной судимости по экономическим и другим тяжким преступлениям.

Документы, предоставляемые на лицензирование

Вместе заявлением на получение лицензии предприниматель или организация должны представить пакет документов:

  • свидетельство о государственной регистрации юр. лица;
  • уставные документы предприятия;
  • свежая выписка из ЕКГРЮЛ;
  • решение учредителей об организации предприятия;
  • приказ о введении в должность управляющего, директора;
  • документы, подтверждающие наличие нежилого помещения для расположения физического адреса УК (свидетельство о праве собственности или договор аренды);
  • копии дипломов и трудовых книжек сотрудников;
  • подтверждение наличия достаточного материального обеспечения – сопроводительная документация на инвентарь, технику и пр.;
  • квалификационное удостоверение руководителя.


Копии необходимо предварительно нотариально заверить. Лицензирующие органы не уполномочены запрашивать дополнительные документы сверх установленного перечня, они получают сведения самостоятельно из различных инстанций.

Процесс лицензирования

Для успешного прохождения лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами инициатор процедуры должен представить корректный документационный набор в контролирующий орган. Прием заявок осуществляется территориальным отделением государственного жилищного надзора субъекта РФ. Возможные варианты подачи заявления:

  • лично или через уполномоченного представителя по нотариальной доверенности;
  • посредством почтовых средств связи, заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • чрез портал госуслуг с помощью электронной цифровой подписи.

Госжилнадзор проверяет достоверность предоставленных сведений, рассылает запросы в различные инстанции – ФНС, МВД, казначейство и пр. По итогам аудита выносит предварительное решение и передает материалы лицензионной комиссии для окончательного рассмотрения и принятия решения. Комиссия дает заключение, которое является основанием для отказа или выдачи лицензии заявителю. Процедура рассмотрения занимает не более 30 дней, еще 2 недели предусмотрено на оформление и выдачу документа.

Важно! Сведения о лице, успешно прошедшем процедуру, вносятся в реестр . Основаниями для отказа являются невыполнение требований процедуры, отсутствие квалификационного аттестата, дисквалификация, сокрытие информации и др.

Лицензия выдается на неограниченный срок, но ее могут отозвать, если УК перестанет соответствовать требованиям или допустит грубое нарушение законодательства в ходе управления жилищным фондом.

Случаи, когда лицензия не требуется

Согласно Жилищному кодексу РФ существуют исключения из общего правила обязательного лицензирования. В случаях, когда распоряжение жилым фондом многоквартирного дома отдается в юрисдикцию ТСЖ или жилищного кооператива, проходить процедуру в госжилнадзоре необходимости нет.

Новый порядок работы внес существенный вклад в наведение порядка функционирования управляющих организаций в сфере ЖКХ. Лицензированные компании, которые дорожат своим правом на продолжение деятельности, вынуждены соблюдать порядок, установленный нормативными актами и обеспечивать должный уровень качества оказываемых услуг.