Основоположник теории социальной стратификации. Теории социальной стратификации

Разделяя понятие социальной стратификации на составляющие, легко получить термин «общественного слоеного пирога». Так как, «stratum», в переводе

С латинского языка, означает «пласт, слой».

Единый стиль жизни – критерий, характеризующий страту.
В целом стратификационная модель достаточно сложна и включает в себя такое множество «осей», «векторов», что позволяет говорить о ее большой вариативности.
Социальный признак, в свою очередь, может быть профессиональным, имущественным или любым другим.

Основополагающим принципом является – под каким углом зрения договариваются в обсуждении данного вопроса рассматривать это понятие.
Доминирующим вопросом является отношение к социальным благам . То есть, количество результатов труда, которое принадлежит той или иной социальной группе, и позволяет говорить о расслоении на бедных, зажиточных и богатых.

Во главу угла твердо ставятся: власть, доход , престиж и образование. Все они легко измеряются, следовательно, дают возможность охарактеризовать страту, как группу людей, предельно близких по вышеперечисленным критериям.

Виды стратификации

Классы, рабство, касты, сословия – главные типы стратификации. Из них только первый считается открытым, остальные же – закрытые. В закрытом обществе перемещения по стратам запрещены полностью или значительно ограничены. В открытом обществе законодательно «движение по вертикали» разрешено.
Разумеется, общие признаки свойственны каждому из слоев, как и присущи им разные статусы. Умственный труд оценивается, как правило, более высоко, нежели труд физический; высококвалифицированные специалисты занимают положение в обществе выше работников, не имеющих квалификации . Никто не станет отрицать наличие «бедных» и «богатых».

Теория социальной стратификации в трудах учёных

Общепризнанными стали труды Сорокина П. А. – ученого русского происхождения, профессора Петроградского, а впоследствии – Гарвардского университета, которого принято считать одним из основоположников теории современной стратификации.
В его работах идет подразделение на слои:

  • политический – представитель слоя стоит у власти или подчиняется;
  • экономический слой – владеет или обделен ими;
  • профессиональный слой – трудится в сфере «уважаемых» специалистов или представитель низкоквалифицированного уровня;
  • личностный слой – обладает (чаще – уже при рождении) определенным набором моральных, этических и других качеств , возможностей, в частности – способности к успешному обучению чему-либо или лишен вышеперечисленного;

Согласно его теории, взаимодействия между слоями происходят «по вертикали», а внутри - «по горизонтали». Проводя аналогию с математикой: мобильность вертикальная (у) и горизонтальная (Х)

Разделение социальных классов в теории стратификации

Барьеры между всеми социальными классами-слоями, разумеется, существуют.
Однако чем выше по своеобразной лестнице расположен данный класс, тем более «замкнутым», отгороженным от внешнего мира (и от других слоев), он является.
Так называемые, «малопроницаемые социальные группы», весь свой образ жизни старались строить так, чтобы возвести вокруг своих мест проживания, общения как можно больше барьеров с целью предотвратить проникновение «чуждых для них элементов».
В первую очередь, подобное поведение свидетельствует о чувстве самодостаточности членов данного социального слоя, их твердой уверенности в том, что привнесенное «извне» не сможет добавить ничего хорошего в их стабильно благополучное существование.
Вместе с тем, у представителей «нижележащих» слоев всегда сохраняется неистребимое с веками и репрессиями, желание подняться выше, перейти в другой слой.
Свобода перемещений (другими словами – мобильность) человека между слоями зависит от степени открытости общества.
Путем анализа статистических данных Сорокин И.А. доказал, уровни благосостояния испытывают колебания. Периоды обогащения и обнищания чередуются между собой. Циклы подразделяются на малые (от 3 до 12 лет) и большие (40 – 60 лет). Примерно с такой периодичностью меняется и состав социальных групп.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Лекция 5.

1. Определения классов Ф.Оппенгеймера, М.Вебера.

2. Критика марксисткой теории классов.

3. Основы теории социальной стратификации, разработанной П.Сорокиным

4. Социальная мобильность, социальные "лифты" и " сита".

1. Определения классов Ф.Оппенгеймера, М.Вебера. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, социальные слои, группы.

Самым распространенным типом разделения общества, по мнению многих социологов, является система классов. Как и большинство понятий социологической теории, понятие классов имеет множество определений. В самом общем виде можно определить деление на классы как такой тип дифференциации, в котором положение индивида в обществе определяется, в основном, экономическими критериями. Но есть и другие точки зрения.

Например, немецкий социолог Франц Оппенгеймер дает следующее определение классов: "Наследственные прочные образования, одни другим подчиняющиеся или одни другим подчиненные, положение индивидов в которых определяется, как правило, правом рождения. Высший класс по своему образу жизни является идеалом для низшего класса даже в те периоды, когда изменившееся соотношение классовых сил уже сильно расшатывает внутреннюю власть высшего класса".

Макс Вебер определял класс посредством жизненных ожиданий, на которые индивид имеет разумные основания. Другими словами, классовая принадлежность определяет жизненные шансы, вероятность того, на какую долю в обществе индивид может рассчитывать.

Например, у американца из высших слоев среднего класса, двадцати пяти лет, больше шансов через десять лет иметь свой собственный дом в пригороде, пару машин и коттедж на берегу моря, чем у его сверстника из низших слоев среднего класса. Это не значит, что второй не может добиться того же, просто его успех можно определить как менее вероятный и требующий больших волевых усилий.

2. Критика марксисткой теории классов. В марксизме теория классов признает только два класса. Класс буржуазии, капиталистов-"эксплуататоров" и класс неимущих "эксплуатируемых". По Ленину главный признак класса это отношение к средствам производства. "Классы это такие группы людей, из которых одна может себе присвоить труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного производства". (Ленин, т.39.С.15).

Между классом эксплуататоров и эксплуатируемых постоянно существует классовая борьба. Все общественные, экономические и духовные особенности, присущие народу не больше, чем результат соответствующего уровня классовой борьбы. По закону диалектического развития классовая борьба должна привести к диктатуре пролетариата, а уже она к бесклассовому обществу и к счастью наибольшего числа его членов.



Представители современной теории социальной стратификации утверждают, что марксистский подход к понятию классов устарел и не годится для анализа современного постиндустриального общества. Поскольку в таком обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами отношения собственности оказались размытыми и потеряли свою определенность.

В современном классовом обществе достигнутое высокое положение, как правило, важнее, чем положение по рождению (хотя последнее в значительной степени обуславливает первое). Кроме того, для современного общества характерен высокий уровень социальной мобильности, т.е. социальное положение не является раз и навсегда фиксированным, и многие люди в течение своей жизни меняют его на лучшее или худшее, и, следовательно, никакое социальное положение нельзя считать постоянным, абсолютно надежным и прочным.

3. Основы теории социальной стратификации, разработанной П.Сорокиным. Многие социологи считают, что понятие класс для характеристики современного общества устарело, также и по тому, что сегодня уже невозможно выделить в обществе такой крупный элемент социальной структуры. Поэтому понятие класс годится для анализа прошлых обществ. А сегодня предлагается заменить понятие класс понятием страта – слой.

Теория социальной стратификации базируется на представлении о том, что социальные группы, называемые стратами, представляют собой реальную эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело. Что приводит к конституированию данной общности в социальной структуре и противопоставлению её другим социальным общностям. Объединение людей в страты или группы и противопоставление их другим группам может происходить по следующим основным признакам: отношение к власти, имуществу, профессии и образованию.

Социальной стратификацией называется дифференциация людей в иерархическом порядке. Представление о социальной дифференциации связано с различием индивидов по их положению в социальном пространстве.

Социальное пространство отличается от геометрического: король и его слуга, хозяин и раб могут находиться один вблизи другого, но социальная дистанция между ними огромна. "Чем значительнее и существеннее различия, тем больше социальная дистанция между ними". Положение человека в социальном пространстве зависит от множества критериев, например, таких как семейное положение, гражданство, национальность, профессия, размер и источники доходов и т.д.

Индивидов принадлежащих к одним и тем же группам найти нетрудно, граждане России, демократы, верующие, православные, мусульмане, работники ВАЗА и т.д. Но если по горизонтали их социальное положение кажется идентичным, то при взгляде по вертикали наблюдаются существенные различия. Например, среди работников ВАЗа один человек занимает высокое положение в управлении завода другой -рядовой рабочий.

Многие положения теории стратификации были разработаны выдающимся социологом нашего столетия Питиримом Александровичем Сорокиным, эмигрировавшим из России и долгое время работавшим в США.

Социальная стратификация находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность в неравномерном распределении прави привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Если экономический статус членов некого общества неодинаков, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения, независимо от того организовано он на капиталистических или коммунистических принципах, определено ли конституционно как "общество равных" или нет.

Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги, тогда в таком обществе существуют обязательно управляющие и управляемые. Это означает, что такая группа политически дифференцирована, независимо от того, что провозглашает в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества состоят из различных групп по роду своей деятельности, то в ней будут профессии более престижные ио сравнению с другими. Т.е. эта группа профессионально дифференцирована.

Даже в первобытнообщинном периоде истории невозможно найти общества без расслоения. Поэтому, тем более бесполезны попытки отыскать его в более поздние эпохи развитых и сложных цивилизаций. Различаются формы и пропорции, но расслоение существовало повсюду и во все времена. Хоть во многих конституциях и записано, что "все люди равны" только совершенно наивный человек может предположить в них отсутствие социальной стратификации.

Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества, не исключая тех, которые провозглашают всеобщее равенство. Меняются только критерии, но стратификация существует повсюду, в науке, искусстве, на производстве, в криминальной среде.

Если в какой-то момент некоторые формы стратификации разрушаются, то вскоре они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих упразднителей. Питирим Сорокин приводит пример: пытаясь радикально выровнять конус экономической стратификации, большевики в 1918 г. установили декретом, что разрыв между самой высокой и самой низкой зарплатой не должен превышать соотношение 175:100. Однако после 1921 года усиливается противоположная тенденция.

Современные социологи утверждают, что стратификация общества обусловлена необходимостью адекватной мотивации. Некоторые позиции в социальной системе важнее других, требуют специальных способностей, усилий, своего рода жертв. Чтобы мотивировать индивидов двигаться в направлении определенных страт, в обществе вырабатываются для этого дополнительные стимулы.

Социальная структура должна побуждать каждого человека прилагать усилия, чтобы сохранить или повысить свой статус.

Влияние классовой принадлежности на жизненные шансы выходит далеко за пределы собственно экономической сферы. Принадлежность индивида к классу детерминирует тот уровень образования, на который могут рассчитывать его дети.

Она определяет также стандарты медицинского обслуживания, которым пользуется индивид и его семья. Например, в Америке высшие классы лучше питаются, получают лучшее образование, живут в лучших условиях и живут дольше, чем их другие сограждане.

Высший слой общества составляет его элиту. К элите относятся люди, получившие наивысший индекс в области своей деятельности, пользующиеся наибольшим богатством и/или статусом, и /или престижем, занимающие ведущее положение в политической экономической и других сферах общества.

4. Социальная мобильность, социальные "лифты" и "сита".

Вертикальные перемещения в социальном пространстве называются социальной мобильностью. Существуют своеобразные "лифты", обеспечивающие каналы вертикальной мобильности. Такими лифтами могут быть семейно- родственные связи, образование, культурный уровень семьи и т.д.

Образование – это мощное современное средство вертикальной мобильности. В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой "социальный лифт", движущийся с самого низа общества до самых верхов.

В XX веке во многих странах стали вводить всеобщее образование. Это рождало оптимизм. Исследователи среднего города в США отмечали, что для рабочего человека образование – как религия, "средство спасения".

Вскоре выяснилось, что этот оптимизм не оправдывается. Оказалось, что шансы в получении знаний среди детей, принадлежащих к различным социальным слоям, неравны. Так, например, во Франции прекращают обучение после 16 лет 2% детей высокооплачиваемых специалистов и 35% детей чернорабочих. Шанс у детей трудящихся закончить средне Образовательную школу и поступить в высшее учебное заведение в 3 раза ниже, чем у детей, принадлежащих к средним слоям. Однако, у детей из высших слоев общества эти шансы в 8 раз выше.

И если в первом классе большинство составляли дети рабочих, то к выпускному классу соотношение меняется, большинство составляли уже выходцы из среднего класса.

Кроме экономических, социологи нашли также социально-психологические объяснения воспроизводства социального неравенства. К ним относятся следующие:

1. Различия в системе ценностей. Было установлено, что дети из низших страт менее мотивированы на решение интеллектуальных задач. Ученик не будет учиться ради учения, если учение не является ценностью данной субкультуры.

2. Психологическая и культурная атмосфера в семье. Для нормального развития ребенка необходима душевная теплота, любовь и ласка, между тем в семьях из беднейших слоев это не позволительная роскошь. Повседневный язык очень беден, а это не способствует развитию мышления. Ребенок из низов с детства испытывает много нервных напряжений, фрустраций. Это делает его терпеливым и осторожным, но медлительным, упорным и негибким. С годами последствия этих явлений не исчезают, а накапливаются.

Таким образом, всеобщее образование было бы точнее назвать не лифтом, который автоматически поднимает людей "наверх", а лестницей, по которой могут подняться наиболее способные и упорные.

Рассматривая механизм "социальной селекции" Питирим Сорокин образно говорит про "сита", которым каждая страта как бы просеивает индивидов, предоставляя возможности дальнейшего продвижения лишь отобранным.

Социальная мобильность обычно усиливается в ситуациях реформирования общества или ведения военных действий. Войны способствуют выдвижению в офицеры талантливых людей из народа и продвижение способных офицеров в должности.

Так в 1816 году – личные дворяне, т.е. вчерашние разночинцы составляли 44% всего дворянства империи. Это произошло потому, что наполеоновские войны, буквально выкосили молодых офицеров. В этих условиях шло активное производство заслуженных унтер-офицеров в обер-офицерские чины с предоставлением права потомственного дворянства.

П.Сорокин сформулировал общий социологический закон: войны и революции всегда были орудием отрицательной селекции, производящие отбор "шиворот-навыворот". Процент гибели лиц с глубоким сознанием долга гораздо выше, чем процент гибели лиц аморальных. Погибают лучшие элементы населения, а остаются жить и плодиться худшие. "Жертвенность и героизм, – писал социолог, это достояние единиц, а не масс. Большинство согласится, чтобы их называли ловкими плутами, чем честными простаками".

На штатской службе в дореволюционной России, способные люди из низов, получив хорошее образование и дослужившись до коллежского асессора или надворного советника, также могли получить дворянское звание. Так, отец В.И.Ленина И.Н.Ульянов (1831-1886), сын беглого крепостного крестьянина смог получить гимназическое, а затем и университетское образование и дослужившись до действительного статского советника (штатского генерала), также получил дворянское звание.

Термин «стратификация» происходит от «stratum» (лат.) – слой и «facio» (лат.) – делаю. Стратификация – это не просто дифференциация, перечисление различий между отдельными слоями, стратами в обществе. Задачей стратификации является выявление вертикальной последовательности положений социальных слоев, их иерархии.

Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социальной теории. Основы ее были заложены М. Вебером, К. Марксом, П. Сорокиным, Т. Парсонсом. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.

В английском «Словаре социальных наук» стратификация понимается как процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются не равными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью.

Все критерии социального расслоения должны соответствовать следующим принципам (по М. Веберу и Э. Дюркгейму):

1) следует изучать все без исключения социальные слои данного общества;

2) необходимо соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев;

3) критериев должно быть не меньше, чем требуется для доста-

точно полного описания каждого слоя.

П.Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге . Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Стратификационная модель общества (пирамида, разделенная на слои-страты ) была позаимствована П. Сорокиным из геологии. Однако, в отличие от строения горных пород, в обществе:

    низшие слои всегда намного шире высших,

    количество слоев жестко не определяется: все зависит от того, сколько критериев стратификации принято во внимание,

    толщина слоя непостоянна, так как люди могут перемещаться из одного слоя в другой (процессы социальной мобильности).

Существуют два основных способа стратификации общества в зависимости от количества лежащих в ее основе признаков:

1. Одномерная стратификация . В ее основе лежат одномерные страты, т. е. страты, выделяемые по какому-либо одному социальному признаку. Этот подход предполагает расслоение общества по следующим группам признаков:

1) половозрастные;

2) национально-языковые;

3) профессиональные;

4) образовательные;

5) религиозные;

6) по поселению.

Некоторые исследователи в основу классификации закладывают и другие признаки.

2. Многомерная стратификация. При этом в основе стратификации лежат несколько признаков.

Ко второму способу стратификации относится деление общества на:

1) социально-территориальные общности (население города, села, региона);

2) этнические общности (племя, народность, нация);

3) система рабства (экономическая, социальная и юридическая форма закрепления людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства);

4) касты (социальные группы, членством в которых человек обязан рождением);

5) сословия (социальные группы, поддерживающиеся сложившимися обычаями или законами, и в которых права и обязанности передаются по наследству);

6) общественные классы.

В социологии существует несколько основных подходов к стратификационной структуре.

1. Экономический подход , сторонники которого (К. Маркс, Э. Дюркгейм и др.) рассматривали разделение труда в качестве главной причины социальной дифференциации. К. Маркс первым разработал теорию экономической основы классов. Он связывал существование классов лишь с определенными историческими формами развития производства, где собственность на средства производства распределена равномерно между различными слоями населения, в результате чего одни эксплуатируют других, и между ними неизбежна борьба.

2. Политический подход к стратификации. Его основателями являются Л. Гумплович, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер. Политическая стратификация – это различия между политически господствующими группами и массами, при которых сама вертикаль политической иерархии выстраивается сквозь призму принадлежности к определенным политическим силам, а основным критерием выделения той или иной политической страты служит уровень обладания политической властью. Л. Гумплович считал, что характер классовых различий является отражением различий во власти, которые также определяют последующее разделение труда и распределение социальных обязанностей. Г. Моска и В. Парето рассматривали неравенство и мобильность как связанные аспекты одного и того же явления, перемещения людей между правящим классом, элитой и низшим классом - пассивными подчиненными.

3. Функционалистская концепция социальной стратификации, которая основывается на идеях Т. Парсонса, К. Дэвиса, У. Мура. Т. Парсонс считает стратификацию аспектом любой социальной системы. Он исходит из того, что любое действие неизбежно связано с выбором и оценкой. Общепринятые стандарты оценок позволяют ранжировать позиции как выше- и нижерасположенные. Так как желаемых позиций недостаточно, то для сохранения системы необходима институализация неравенства, позволяющая взаимодействиям протекать без конфликтов. Обобщенность и общепринятость оценочной шкалы предполагает охват всех типов вознаграждений, из которых самым важным считается «уважение».

Каждое данное лицо, по Парсонсу, фактически пользуется уважением, соотнесенным с градуированной иерархией, его относительное уважение в упорядоченной тотальной системе дифференцированной оценки – это престиж, что означает сравнительную оценку. В свою очередь, дифференцированный престиж является основой стратификации.

Дэвис и Мур справедливо полагают, что некоторые позиции в социальной системе важнее в функциональном отношении, чем другие, и требуют для своей реализации специальных умений. Однако количество индивидуумов, обладающих этими способностями, ограничено. Следовательно, этим позициям должен придаваться стимул в виде дифференцированного доступа к ограниченным по количеству и желаемым вознаграждениям общества, для того, чтобы заставить талантливых лиц принести жертву и приобрести необходимую подготовку. Эти дифференцированные вознаграждения ведут к дифференциации престижа слоев и, следовательно, к социальной стратификации.

Современные исследования социальной стратификации используют теоретическую базу указанных выше подходов, а также исходят из принципа многомерности стратификационных измерений. Основы такого подхода были заложены уже в работах М. Вебера, который исследовал взаимозависимость между различными критериями стратификации. Вебер считал, что классовая принадлежность определяется не только характером отношения к средствам производства, но и экономическими различиями, не имеющими прямого отношения к собственности: например, квалификация, умения и навыки, образование.

Другими критериями стратификации, по Веберу, являются статус и партийная принадлежность (группы индивидов, имеющие общее происхождение, цели, интересы).

Таким образом, доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе.

В современной социологической науке сосуществуют различные подходы к анализу социального расслоения (деятельностный, концепция «эмерджентности» возникновения неожиданных критериев социального неравенства и др.).

С точки зрения деятельностно-активистского подхода к анализу социальных неравенств (Т.И. Заславская) социальная иерархия современного российского общества может быть представлена следующим образом:

    элита – правящая политическая и экономическая – до 0,5%;

    верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%;

    средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%;

    базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%;

    нижний слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%;

    социальное дно – до 5%.

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facere – делать) является отражением существующей многомерности, структурированности определенных различий, которые существуют у различных групп людей (классов и слоев) в определенном обществе.

Согласно замечаниям Гидденса Э., «стратификация является геологическим пластом определенного характера», который расположен «в порядке иерархии, где привилегированные расположены ближе к вершине, а непривилегированные – ближе к низу». Исходя из этого, феномен социальной стратификации можно трактовать с позиции неравного доступа к материальным и нематериальным ресурсам, который также проявляется в неравном распределении прав, обязанностей и привилегий, а также в наличии, либо отсутствии влияния и власти.

Основой всех теорий социальной стратификации являются представления о социальных группах, как о самом базовом и простом элементе системы социальной иерархии. Вместе с тем, позиции касательно данного паттерна значительным образом отличаются. Одни исследователи придерживаются мнения о том, что группа является реальной и эмпирически фиксируемой общностью, которая объединяет людей в определенных общих паттернах.

Согласно мнению других авторов, данная категория является статусной позицией, которую может занять некоторое множество людей в относительно признанной в данном обществе ценностной шкале, которая выступает в качестве престижа. Третья категория авторов трактует группу с позиции определенной общности, к которой человек может себя причислять в процессе самоидентификации. Поскольку в настоящее время социальные признаки и позиции являются многообразными категориями, один индивид может принадлежать к нескольким группам, которые зачастую имеют большое количество расхождений в различных параметрах.

В социальной стратификации выражаются универсальные признаки различий и расслоения в обществе. Исследователь П. А. Сорокин отмечал, что существование нестратифицированного общества невозможно, и таких обществ не существовало никогда. Это относится ко всем типам сообществ, в том числе и самых простых и примитивных в плане организации.

Источники социальной стратификации

К источникам социальной стратификации принято относить:

  1. Существующие различия в социальном положении людей, которое выражается в индивидуальных навыках и особенностях, которые выражаются в биологических, физических и психических структурах.
  2. Социальные разделения труда, которые связаны с процессом структурирования трудовых процессов, в результате чего происходит связь его компонентов в результате обмена трудовыми итогами.
  3. Организация процессов жизнедеятельности и статусно-ролевых позиций, которые устанавливаются вследствие специфики реализации необходимых функций в определенных социальных системах.
  4. Преобладающие в социуме ценностные системы и культурные стандарты, которые определяют значимость определенных видов работ, которые при этом делают законными устанавливающееся социальное неравенство.
  5. Установление механизмов распределения (а также охрана, регулирование и поддержание) паттернов социального неравенства.

Среди социологов принято признавать неравенство в качестве важной характеристики социального распределения индивидов в социуме, однако в настоящее время не существует единой трактовки природы данного паттерна, поскольку на сегодняшний день принято выделять большое количество различных определений феномена социальной стратификации. Существует четыре наиболее авторитетных из них: теория К. Маркса, система стратификации М. Вебера и функционализм П. А. Сорокина. Следует более подробно раскрыть каждую из них.

Теория К. Маркса

Теория К. Маркса о классовом разделении оказала значительное влияние как на существующие представления о стратификации, так и на их последующее развитие. Несмотря на то, что точное определение данного паттерна в его работе отсутствие, именно К. Маркс считается основоположником идеи и разработки теории существующих социально-экономических различий между определенными индивидами, при этом, ее и в настоящее время принято использовать для характеристики социального положения различных социальных групп в обществе. В качестве большой заслуги автора выделяют тот факт, что он трактовал категорию «класс» в аспекте экономики.

Ключевые концепты теории К. Маркса:

  1. Классом является определенная группа индивидов, которые находятся в равных позициях по отношению к производственным средствам.
  2. В качестве классовых различий следует выделять то, что если одни классы имеют доступ к определенным производственным средствам, то другие не имеют к ним доступа, и, исходя из этого они подвержены эксплуатированию.
  3. Наличие, либо отсутствие собственности для одних классов является отражением доступа к власти, образованию и культуры, в то время как для других, идентичные условия отражают недоступность обозначенных категорий.
  4. Представленные паттерны оказывают существенное влияние на возникновение у данных классов полярно различных классовых интересов и ценностей, в случае которых, представленные противоречия могут выражаться в виде классовых конфликтов и классовой борьбе.
  5. Борьба различных классов распространяется на все общественные сферы жизнедеятельности (такие, как: экономика, политика, идеология и проч.), что является причиной захвата власти изначально более низшим классом, совместно со сменой производственных способов, которые включают в себя собственнические отношения.

К. Маркс изучал взаимодействие различных социальных групп, используя в качестве примера существующее во времена его жизни общество капиталистов – в середине 19-го века, в рамках которого проходило противостояние рабочего класса, который выступал в качестве эксплуатируемого и буржуазного класса, который считался эксплуатирующим.

В рамках теории К. Маркса, буржуазия представляет собой последний уровень классового влияния, поскольку итогом противостояния рабочих и капиталистов является победа пролетариев, в качестве преследуемых целей у которых значится достижение общего равноправия – а именно: отсутствие в обществе определенных классов. Невзирая на то, что реальный социализм в общем опроверг теорию К. Маркса касательно будущего развития классов, созданная им концепция оказала значительное влияние на развитие идей и представлений о феномене социальной стратификации.

Статусная теория М. Вебера

В статусной теории М. Вебера формально продолжается стратегия мысли, которая была заложена в марксизме, однако в ней социальное неравенство объясняется не так однолинейно и категорично. М. Вебер обозначил три главных фактора, взаимодействие которых выражается в возможности характерологического описания положений отдельного индивида и группы.

Так, экономический критерий является исходным в теоретической концепции М. Вебера. Также, как и Маркс, автор использует термин «класс», однако при этом расширят его смысловое значение. В качестве главных источников, формирующих экономические классы С. Вебер определял:

  • высокое материальное состояние.
  • профессию.
  • уровень квалификации.

Высокое материальное состояние в одной из трактовок является отражением дохода, в другой – совокупностью движимых (транспорт, ценные бумаги) и недвижимых (недвижимость, драгоценности, произведения искусства) категорий. Истинным, материальное состояние – богатство, может считаться только в том случае, когда речь идет не о доходах, а о накопленном имуществе, и, в частности – недвижимости. Исходя из этого, несмотря на то, что доход состоятельных личностей в ситуации кризиса может в определенной мере снижаться, их истинное богатство в этом случае может пострадать лишь в незначительной степени.

Исходя из форм и масштабов материального состояния, некоторые люди могут позволить себе отказаться от работы, или являться управленцами в сфере ведения собственного бизнеса. В ситуациях, когда материальное состояние мало, появляется потребность в работе, как средстве заработка материальных благ, где уровень специальности и профессиональной квалификации возрастает, что также является причиной неравных условий и возможностей в реализации профессии и получении заработка для разных людей.

Согласно мнению М. Вебера, социальный фактор выражен статусом, данный термин получил признание не только в области социологии, но также и в социальной психологии, политологии и прочих науках.

Социальный статус представляет собой определенное положение человека, либо социальной общности в отношении других людей, либо групп, которое устанавливается исходя из социально значимых для конкретных общественных систем признаков (таких как пол, возраст, специальность и проч.). Социальный статус взаимодействует с остальными паттернами вследствие определенной системы обязанностей и прав.

Именно М. Вебер является основоположником идеи статусных групп, в каждой из которых существует соответствие с определенным положением в статусной иерархической организации общества. Так, в качестве статусных группообразующих признаков им были выделены:

  • индивидуальный жизненный стиль.
  • конкретное образование и организацию занятий.

Престижем (от фр. prestige – обаяние, очарование) принято называть соотносительную оценку социального значения у определенных объектов, которые разделяются социумом, либо членами групп по принципу принятых систем и ценностных норм. Престиж, как оценочная категория, выражает уровень социального одобрения индивидами некоторых социальных паттернов. М. Вебером отмечалось, что такие категории, как «престиж» и «уважение» являются весьма редкими, так как их нельзя купить за деньги и в целом данные паттерны являются относительными категориями.

Критерий власти принято связывать со способностью реализации собственной позиции в рамках определенных отношений в социуме, даже не смотря на несогласие остальных членов группы, либо представителей иных групп. Согласно позиции М. Вебера, богатство, или индивидуальный престиж в конкретном обществе, или совместное воздействие представленных факторов во многом может способствовать достижению индивидом максимального влияния. Вместе с тем, реализация представленных паттернов на практике не является обязательной. Помимо этого, наличие определенных полномочий во многом считается очень престижным действием, которое может стать источником богатства и перераспределения доходов.

Фактор власти, предложенный М. Вебером является очень значимым, так как основным источником ее движущей силы выступает конкретный интерес к чему-либо, который может противостоять любым другим видам интересов, совместно с выражением его социальных сил. Следует учитывать, однако, что данный интерес может быть реализован только в ситуации партийного объединения людей.

Данный паттерн М. Вебер трактовал в расширенной сфере, включая в данное понятие не только объединения по политическому фактору, но также включал в данную категорию различные профсоюзы, группы с различными инициативами и профессиональные сообщества – то есть все группы, чьи коллективные действия могут позволить им реализовывать свои властные полномочия. Как принадлежность к определенной партии, так и определенный статус могут в значительной степени оказывать влияние на экономическую ситуацию жизнедеятельности конкретных групп и отдельных индивидов. Индивид, наделенный властью, обладает расширенными возможностями повышения собственного социального статуса, совместно с извлечением дополнительных материальных благ. Те же, кто располагается на более низком уровне в системах социальных иерархий обладают только ограниченными правами в выборе конкурирующих партий.

Теория социальной стратификации П. А. Сорокина

Теория социальной стратификации П. А. Сорокина является классическим направлением исследования проблемы существования социального неравенства. Так, являясь человеком, которого принудительно выслала из страны советская власть, П. А. Сорокин, начиная с 1923-го года проживал и работал в США. Именно он стал основоположником идей о существовании социального пространства, согласно которым, любые передвижения личности в их границах детерминируются его позицией по отношению к окружающим индивидам. П. А. Сорокиным были выделены следующие этапы, которые позволяют человеку найти свое место в определенном социальном пространстве:

  1. Принадлежность к определенной группе.
  2. Групповые соотношения в рамках определенного общества.
  3. Взаимоотношения представленного общества с другими обществами, которые в совокупности представляют собой человеческое сообщество.

П. А. Сорокин являлся приверженцем выделения определенных критериев, которые влияют на статус личности в конкретных иерархических системах. Значительная роль была им отведена таким категориям, как: семейное положение, национальность, профессия и принадлежность к конкретным политическим партиям. Согласно его взглядам, совокупность различных критериев способствует определению координат конкретного человека в обществе.

В контексте разрабатываемых им идей, были сформулированы вертикальные и горизонтальные критерии в социальном пространстве. Так, люди, которые принадлежат к идентичным социальным группам (например, являющиеся жителями Екатеринбурга) имеют значительные различия в своем вертикальном социальном статусе. Данное неравенство может проявляться во многих факторах, например: в уровне образования, в уровне доходов, в организации системы управления трудовой деятельности, а также системы исполнительной трудовой деятельности, совместно с иными факторами.

Следует отметить, что горизонтальный параметр в социальном пространстве может быть как связанным, так и не связанным с социальным неравенством, которое, в свою очередь, может быть вызвано рядом условий, среди которых: поселенческие, территориальные, климатические и прочие.

Существенные отличия имеются в жизненных условиях и социальных возможностях и перспективах у городских и сельских жителей, столичных и провинциальных жителей, жителей больших и малых городов, людей, которые обитают на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и жителей Российской средней полосы. Вместе с тем, в большом количество развитых западных стран, представленными отличиями зачастую принято пренебрегать. Так, в Канаде, показатели комфорта и финансового благополучия жителей преимущественно не имеют связи с местом их проживания: они могут проживать как в южной части страны, так и находиться в зоне Полярного круга.

Не смотря на все различия в формах стратификации, наблюдаемых в определенном сообществе на конкретном этапе их исторического развития, согласно взглядам П. А. Сорокина, в них можно осуществить выделение три основные, в каждой из которых происходит внутренняя дифференциация по следующим признакам:

  1. экономической стратификации (отличия в доходах и уровне жизни, наличие как богатых, так и бедных слоев населения).
  2. политическая стратификация (отличия в рангах и престиже, в званиях и почестях, наличие управленцев и тех, кем управляют).
  3. профессиональная стратификация (отличия в роде занятий, деятельности, профессиональном статусе, разделении на тех, кто руководит и тех, кем руководят).

В реальной жизни представленные признаки имеют тесную взаимосвязь, несмотря на то, что они не полностью соответствуют друг-другу. Исходя из этого, на политической вершине может находиться человек, который обладает низким культурным уровнем и низким уровнем образования (пример – в бывшем Советском Союзе), в то время как у людей с высокими показателями квалификации доход может не сильно отличаться от уровня установленного прожиточного минимума (например: мед. работники, учителя и ученые в условиях современной России).

Согласно мнению П. А. Сорокина, процессы стратификации никогда не прекращаются. Они являются причиной изменений и социального положения людей внутри конкретных групп, а также во взаимном соотношении различных групп в контексте целого общества. Исследователь давал особые предостережения касательно тех ситуаций, в которых перемены приобретают статус чрезмерных и становятся угрозой стабильности для функционирования всей системы.
Заслугой теориям П. А. Сорокина является то, что понятие «социальная стратификация» было введено в научные обороты.

Функционализм

Представителями этого подхода (американскими социологами К. Дэвисом, У. Муром, Т. Парсононсом, Б. Барбером) был внесен значительный вклад в формирование взглядов на социальное неравенство. Несмотря на это, основу их позиции все же составляют определенные идеи, которые впервые озвучил Эммиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» (1893 г.). Сущность его идей заключалась в следующем:

  1. Идентичные типы деятельности могут иметь различную ценность, которая определяется в конкретных социальных условиях и культурных традициях определенного сообщества.
  2. Функции, которые реализуются в отношении определенных сфер жизнедеятельности социума (законов, труда, семьи и проч.) в любом случае будут образовывать определенную иерархию.
  3. Существует взаимосвязь талантов, которые в различной степени проявляются у людей и функций, которые они выполняют в условиях определенного поощрения их деятельности с общественной позиции.

В XX веке, базовые идеи концепции, которую выдвинул Дюркгейм, использовались в некоторых теориях, которые трактовали функционализм с точки зрения способа трактовки социальных процессов.

Самую большую известность приобрела совместная работа, проделанная К. Дэвисом и У. Муром (1945 г.), согласно взглядам которых, все типы общественного устройства обуславливают существование социальных позиций, которые объективно обладают большим функциональным значением по сравнению с остальными. Они устанавливают высокие критерии уровня квалификации и подготовки специалистов, вследствие чего, появляется необходимость в соответствующем вознаграждении для стимуляции одаренных личностей в развитии своих способностей. Реализация данного паттерна происходит благодаря сочетанию материального поощрения и повышения социальной значимости (престижности) некоторых типов деятельности.

Собственная концепция была выдвинута Толкоттом Парсонсом, который в контексте функционализма определил, что стратификационные факторы современного западного общества отличаются от тех, которые используются традиционным обществом. Статусы, которые приобретаются человеком имеют большую значимость в сравнении с теми, которые являются прирожденными и предписанными; благодаря им происходит становление иерархии материальных вознаграждений и престижа, которые соответствуют их функциональным значениям для социума. Особая значимость наделялась Парсонсоном установлением общественного согласия касательно ценности определенных профессий.

Выводы

Четыре представленных объяснения феномена социальной стратификации на сегодняшний день принято использовать в качестве трактовки ее современных действий. При этом, данные подходы активно критикуются. Некоторые оппоненты указывают на то, что они слабо учитывают наличие гендерных различий, которые обусловлены половыми особенностями (в качестве примера можно привести теоретиков современного феминизма, которые отмечают факт частого игнорирования ситуации, в которой в качестве жертв социального неравенства чаще всего выступают женщины). Согласно мнению других оппонентов, в обозначенных подходах недостаточное внимание уделяется возрастающей общественной полиэтничности, которая обусловлена увеличением миграционных процессов между странами и континентами.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных предметов, ярусам растений и т.п..

Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния , власти , образования , досуга , потребления . В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит , крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая - деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы , старейшины, вожди) и непосвященные - профаны (все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться. По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс - встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты , сословия , классы и т. д. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны - многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порою существование множества стратификационных моделей). цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.
Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Наряду с социальными фильтрами, устанавливающими барьеры и тормозящими социальному перемещению, в обществе существуют и "социальные лифты", значительно ускоряющие это процесс (в кризисном обществе - революции, войны, завоевания и т.п.; в нормальном обществе - семья, брак, образование,собственность и т.д.). Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

  • Ильин В.И. Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма). М., 2000.
  • Сушкова-Ирина Я. И. Динамика социальной стратификации и ее представленность в картинах мира // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2010. - № 4 - Культурология .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Теория социальной стратификации" в других словарях:

    ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ - теория социологии, согласно которой общество делится на отдельные социальные группы (страты) в зависимости от профессиональных, образовательных, морально этических, религиозных, имущественных и других признаков. Возникла в начале XX в. Существуют … Большой экономический словарь

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ(ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ - (functional(ist) theory of social stratification) рассмотрение происхождения и постоянства социальной стратификации с точки зрения ее вклада в человеческие общества. Теория разрабатывается современными американскими функционалистскими социологами …

    Социальной стратификации теория - учение американского социолога Питирима Сорокина, согласно которого многочисленные исторические «закономерности» бесконечного экономического прогресса несостоятельны. История не дает достаточного основания утверждать ни тенденцию в направлении к… … Геоэкономический словарь-справочник

    Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские … Википедия

    - (от лат. convergo сближаюсь, схожусь), одна из осн. концепций совр. бурж. социологии, политэкономии и политологии, усматривающая и обществ. развитии совр. эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем капитализма и… … Философская энциклопедия

    Запрос «Высший класс» перенаправляется сюда; об одноимённом сериале см. Высший класс (сериал). Социальные классы (общественные классы) социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. В… … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - (social stratification) иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.), существующие в любом обществе (ср. класс, особенно 1 5). Как и в геологии, термин относится к слоистому структурированию или… … Большой толковый социологический словарь

    Консерватизм … Википедия

    Социальное неравенство форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями… … Википедия

    - (р. 19.01.1924) спец. по соц. филос. и социол.; д р филос. наук, проф. Род. в с. Баргузин (Бурятия). Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф т МГУ (1951), асп. там же (1954). С 1954 работает в Бурят, пед. ин те (ныне гос. ун те, Улан Удэ) … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • О структуре социального действия , Парсонс Талкотт. Книга одного из самых крупных и интересных социологов-теоретиков XX столетия Т. Парсонса посвящена теоретической разработке ключевых для американского социолога понятий. Речь идет прежде…