Оклад библиотекаря 1 категории. Оплата труда библиотечных работников общеобразовательных учебных заведений

Как известно, Минфин РФ предложил снизить размер индексации зарплат медиков: в 2017 году вместо 10,6% он составит всего 5,4%. Соответствующую поправку поддержал профильный комитет Госдумы.

К вопросу решено вернуться, если ситуация с региональными бюджетами будет благоприятной, сообщает РБК со ссылкой на замминистра финансов Татьяну Нестеренко.

Минфин хочет за счет размера индексации сэкономить 76 млрд рублей, сэкономленные деньги будут направлены в тот же ФОМС в качестве резерва.

«Майские указы» Владимира Путина, датированные 2012 годом, четко определяют зарплатные критерии, которых следует достигнуть к 2018 году – году выборов президента РФ, сообщает www.piterburger.ru.

Так, средняя зарплата врачей и преподавателей ВУЗов должна составить 200% от уровня средней зарплаты по региону, преподавателей начальных и средних образовательных учреждений – 100% от этого же уровня.

Вместе с тем, напомним, по распоряжению президента РФ с 2014 по 2016 год действует мораторий на индексацию зарплат госчиновников. Правительственный законопроект, продляющий мораторий и на 2017 год, одобрен Госдумой в первом чтении.

Зато с января 2019 года оклады чиновников вырастут на целых 38%. Объясняется это тем, что госслужащим необходимо компенсировать ущерб от инфляции начиная с 2014 года.

Кому из бюджетников повысят зарплату в 2017 году

Во многих регионах нарушать мораторий президента на индексацию зарплат госслужащих не решаются, соответственно, средств на эту статью в региональных бюджетах на 2017 год не предусматривается.

Однако надо понимать, что индексировать зарплаты, то есть увеличивать их всем работникам госучреждений на одинаковый коэффициент – не то же самое, что поднимать уровень оплаты труда отдельных категорий или даже отдельных госслужащих.

Второе, в принципе, президент не запрещал. К слову, по данным Росстата, среднемесячная оплата труда работников центральных аппаратов министерств и ведомств РФ увеличилась за 1 полугодие 2016 на 103,5%, региональных служащих – 107,7%.

Среднемесячная зарплата федеральных чиновников составляет сейчас около 99,9 тыс. рублей, что на 3% выше уровня 2015 года. В 2019 году средняя зарплата чиновников вырастет до 140 тыс. рублей.

Что же касается остальных бюджетников, тут дела обстоят по-разному. В сентябре 2016 года глава Минтруда РФ Максим Топилин сказал, что заработную плату бюджетникам в 2017 году будут повышать: «Совершенно точно повышение будет, указы надо выполнять.

Повышение зарплат бюджетникам будет в следующем году, в этом году идет просто повышение зарплат, в соответствии с указом, указанным категориям», – цитируют министра «АиФ». Топилин добавил, что «статистика меняется», поэтому объемы денежных средств, требуемых для индексации, пока не определены.

Зарплата бюджетникам в 2017 году с 1 июля какое повышение ожидать: сколько средств понадобиться

На анонсированное повышение зарплат бюджетникам с июля этого года обойдется бюджету страны в 5,2 млрд рублей. Такую цифру озвучила Любовь Ельцова, замминистра труда и соцзащиты.

В настоящее время МРОТ (минимальный размер оплаты труда) достигает 7500 рублей, в июне ожидается повышение на 300 рублей.

Необходимую сумму можно изыскать путем перераспределения фонда оплаты труда и дифференциации зарплаты руководящего состава и рядовых работников. Однако не нужно забывать о том, что в государственных и муниципальных организациях проводится повышение оплаты труда, определенное в майских президентских указах.

Произойдет ли повышение

Поэтапное увеличение зарплат бюджетников, по заверениям представителей профильных министерств, позволит избежать сильного давления на бюджет и стабилизировать инфляционные процессы.

В настоящее время приоритетным направлением является повышение зарплат врачей, которое будет проходить в два этапа. В начале года суммы выплат увеличатся на 7,5% и до 180% от среднего уровня по региону с октября.

Впрочем, не спешите радоваться, поскольку эксперты предупреждают, что повышение коснется номинальной зарплаты, а реальные доходы останутся практически на существующем уровне.

Предусмотренный рост если и превысит показатели инфляции, то не существенно. Другими словами, доходы будто заморозятся, информирует piterburger.ru. Покупательская способность не изменится. Для изменения ситуации потребуются значительные расходы бюджетных средств, а в существующем положении у правительства просто нет таких возможностей.

Негативные стороны повышения

По мнению экспертов, предусмотренное повышение зарплат бюджетников может иметь и негативные последствия. Рост номинальных доходов граждан увеличит инфляцию. Так что улучшения уровня жизни не произойдет.

К тому же реальной угрозой становится девальвация рубля. Кризис существенно сократил запасы Резервного фонда, поэтому чиновники не много возможностей имеют для маневрирования.

Если в текущем году цены на нефть упадут ниже отметки 50 долларов за баррель, это приведет к необходимости поиска дополнительных источников финансирования. Нагрузка на бюджет ослабнет, но курс доллара существенно вырастет.

Без реформирования и повышения производительности труда увеличение зарплат бюджетников не отразится на общем уровне качества жизни. А инфляция может раскручиваться по спирали, что тоже может иметь негативные результаты.

Экономика нашей страны зависит от внешних факторов, одним из которых является динамика нефтяного рынка. Новые встряски могут стать причиной отмены повышения зарплат, а также следующим этапом снижения государственных расходов.

Все, наверное, знают, что профессия библиотекарей является одной из самых неблагодарных. Несмотря на то, что должность надо назвать довольно ответственной и важной, оценивается она очень низко. Да и до такой степени плохо, что в наши дни быть библиотекарем не почетно. Так что вопрос о повышении заработных плат сотрудникам остается все еще актуальным.

Кто такие библиотекари

Далеко не каждый человек может стать библиотекарем. Причем не все знают, что дабы стать профессионалом такого сложного дела, надо учиться долго и упорно. В педагогических институтах есть даже специальные факультеты.

В обязанности такой должности входит выдача книг читателям, учет в рамках имеющегося хранилища, заведение читательских билетов, составление каталогов, контроль за своевременным возвращением книг и так далее. Именно такие люди несут ответственность за то, чтобы в фондах всегда было достаточное количество изданий. Также библиотекарь отвечает за сохранность книг.

Например, те профессионалы, что работают в библиотеках при музеях, имеют большую материальную ответственность, ведь в их зоне расположены бесценные и редкие экспонаты. И, после того, как библиотекарь получает высшее образование, он устраивается на работу с заработной платой в 15 тысяч рублей. Естественно, молодые люди не задерживаются на такой работе.

Какие шаги будут созданы в направлении повышения

Министерство финансов обеспокоено сложившейся ситуацией, которая сложилась у работников библиотечного фонда. Ведь, обычно, они работают в государственных библиотеках, поэтому считаются бюджетниками и госслужащими. По теории, на них распространяются все бонусы такого рода сотрудников.

Президент России в 2012 году позаботился о благосостоянии работников бюджетной сферы. В тот момент их зарплаты были за гранью допустимого. Тогда же власти и решили принять нужные меры и указы, что регулируют ежегодные повышения зарплат госслужащих. Такой указ рассчитан до 2018 года. тогда же в планах у власти было то, что работники к такому моменту начнут получать в несколько раз больше.

Только, если посмотреть внимательно на ЗП библиотекарей, то становится понятно, что повышение окладов идет довольно медленно. В наши дни в дело вмешался еще и кризис, когда у государства просто не хватило средств на то, дабы регулярно повышать оклады.

На какое повышение рассчитывать в 2017 году?

Обычно, зарплату работникам бюджетной государственной сферы увеличивают на уровень официальной инфляции. Ведь данный показатель и был принят, дабы понимать различия, что появляются между расходами жителей и статьей доходов.

В России последние годы называют сытыми и тучными. Инфляция в данный период была довольно невысокой. Так что многим работникам для повышения зарплат использовали дополнительные расчеты. Могли считаться количество посетителей библиотеки, квалификация работников, стаж и многое другое.

Что думают эксперты

Эксперты же говорят, что уже скоро можно будет услышать новые новости о повышение зарплат в 2017 году. Скорее всего, повышение состоится. Ведь власти России стараются найти разные варианты мероприятия, которые помогут выкроить средства на такие обязательные соцвыплаты. Например, уже была сделана заморозка индексаций зарплат ряду сотрудников госаппарата.

Благодаря таким мерам, власти хотят отыграть несколько сотен миллиардов рублей. Само собой, шаг не очень приятный, но вынужденный. Это происходит из-за того, что есть мировая изоляция, санкции и другие негативные экономические факторы развития. Казна же, в свое время, не успевает пополняться в необходимых объемах.

Работники библиотек совершенно незаслуженно притесняются современным обществом, которое наивно полагает, что они могут жить на практически минимальную заработную плату. В их должностные обязанности входят очень важные функции, которые заключаются не только в хранении книг, они еще должны уметь в них разбираться, что является совершенно нелегкой задачей, хотя на первый взгляд все кажется немного иначе. Вопрос, касающийся того, будет ли повышение зарплаты библиотекарей в 2018 году, считается очень актуальным на сегодняшний день, ведь современные представители этой профессии зарабатывают максимум около 12000 рублей за месяц , а требования к ним предъявляются очень высокие. Стоит ли ждать изменений в данной сфере в 2018 году?

Президент, конечно, позаботился о поднятии заработных блат бюджетникам, но несмотря на все нововведения, оклады работников библиотеки остаются катастрофически маленькими. Причем данная проблема не является единственной, ведь вакансий в этой сфере встречается мало, а выпускников ВУЗов с необходимым для такой работы образованием, достаточно много. В современное время беспрекословным лидером в предложениях работы людям данной профессии является Московская область, а сразу за ней идет Краснодарский край, соответственно, зарплата библиотекарей в 2018 году здесь будет наиболее высокой (по закону спроса и предложения, рас свободные вакансии есть, значит желающих их занять не хватает).

В вышеперечисленных областях работу представителей данной сферы деятельности оценивают примерно в 20-25 тысяч рублей. Однако на территории оставшихся регионов доход сотрудников библиотек едва достигает 15 тысяч рублей (если говорить максимально откровенно, то средний доход обычно не превышает отметки в 12 000 рублей).

Обсуждая последние новости о том, что произойдет увеличение зарплаты библиотекарям в 2018 году, нельзя дополнительно не сделать акцент на том, из чего она формируется. Дело в том, что власти изменили порядок начисления дохода бюджетников (частью которых являются библиотекари) и теперь он зависит от нескольких составляющих:

  • ​ неизменного оклада, размер которых определяется в соответствии с квалификационной группой сотрудника, его опыта и должностью (он составляет около 40% от общей суммы зарплаты);
  • денежных компенсаций, выплачиваемых сотрудникам за экстремальные или вредные условия труда, переработки), размер которых определяется законодательством, ведь они добавляют к общему доходу еще примерно 15% от суммы;
  • ​ стимулирующих доплат – нововведение 2017 года, которое появилось в результате принятия системы «эффективных контрактов», ведь с помощью премий работодатель может доплачивать сотрудникам за качественно сделанную работу (он составляют около 42% от выплат ).

В целом, стоит отдельно упомянуть о том, что возможное повышение зарплаты библиотекарям в 2018 году в России должно также регламентировать соответствующим положением, подписанным владельцем предприятия, где должны быть максимально точно определены все возможные причины увеличения зарплаты сотрудников.

Современная библиотечная система страны находится в достаточно плачевном состоянии, ведь под ее ведомством находится около 13 000 всевозможных учреждений, которые нуждаются в постоянном финансировании и на которые в государственном бюджете постоянно нахватает денежных средств. Доход сотрудников библиотек должен был возрасти в соответствии с указами, принятыми президентом в мае 2012 года, и срок выполнения указанных в них положений подходит к концу в 2018 году, но результатов (по крайней мере, работники культурной сферы) не заметили.

Власти сделают все для повышения окладов бюджетников, потому что власти нужно «любой ценой» выполнить свои обещания, но, вероятнее всего, кроме как на индексацию окладов библиотекарей на 2018 год рассчитывать больше ни на что не приходится. Индексация будет полной (согласно предварительным данным), но ее коэффициент будет определен ближе к концу года по итогам состояния экономической системы в государстве. Соответственно, на серьезные изменения в заработной плате бюджетников рассчитывать не приходится.

Согласно последним законам РФ, исполнять обязанности библиотекарей могут только те люди, которые имеют высшее образование. Однако обновление в законопроекте об оценке квалификации говорит о том, что теперь любой человек, даже без образования может сдать экзамен на профпригодность, и получить совершенно легальное разрешение на ведение дальнейшей трудовой деятельности и карьерный рост.

Повышение квалификации – совершенно добровольное дело, и никаких последствий отсутствие данного документа нести за собой не будет, хотя «самоучки» смогут получить реальный шанс при приеме на работу. Единственным недостатком является то, то экзамены будут платными – либо для работника предприятия, либо для работодателя, который заинтересован в получении данного документа.

Подготовка к следующему году состоит не только из обсуждения вопроса о том, ожидается ли повышение зарплаты библиотекарям 2018 в России, последние новости являются наиболее оптимальным доказательством того, что нужно изучить и особенные льготы, предоставляемые представителям данной профессии государственными властями. Компенсации полагаются тем людям, которые выполняют работу в тяжелых условиях, совмещают несколько должностей стразу или работают в ночное время суток. Отдельно нужно сказать, что доплаты назначаются по результатам специально проведенной аттестации.

Относительно библиотекарей принято отдельное положение, которое предусматривает особую прибавку к доходу за работу с фондом размером в 1000 книг или архивом того или иного предприятия. Выслуга лет также регламентируется особенным положением законов РФ и поощряется данный показатель соответствующей надбавкой ил повышающий коэффициентом к заработной плате.

К сожалению, нельзя точно сказать о том, будет сокращение библиотекарей в 2018 году или проведение данного мероприятия не планируется, ведь ответить на него можно будет только по итогам принятия бюджета на вышеуказанный период. Однако эксперты предполагают, что переживают по поводу сокращения рабочих мест не стоит, потому что оптимизация данной сферы прошла в прошлом году, и те учреждения, которые должны были закрыть, уже закрыли, соответственно, и освободившиеся должности сократили. В этом году нет необходимости в сокращении рабочих мест для представителей данной сферы, потому что их так осталось мало.

В качестве вывода стоит сказать о том, что в 2018 году власти будут делать все для нормализации финансового благополучия работников бюджетной сферы, ведь на этот год запланированы выборы президента России. В прошлом Владимир Путин обещал существенно поднять доход бюджетников, и чтоб не потерять доверие избирателей, он сделает все возможное для того, чтоб все получилось в соответствии с его указами. Однако стоит задуматься – к чему «слепое» следование обещаниям, которые тяжело выполнить, может привести страну и, в частности, ее экономику в будущем?

Оплата труда работников школьных библиотек

Какие тарифные ставки (оклады), разряды и надбавки устанавливаются школьным библиотечным работникам?

Тарифные ставки (оклады) библиотечных работников согласно подп.1.2 прил.1 к постановлению Минтруда от 2000-01-21г. N 6 (далее -- постановление N 6) определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, устанавливаемой Совмином, и тарифных коэффициентов ЕТС с учетом корректирующих коэффициентов и повышений, предусмотренных условиями оплаты труда.


В соответствии с Положением о библиотеке общеобразовательной школы Республики Беларусь (утв. приказом Министерства образования от 27.12.99г. N 768) школьная библиотека является структурным подразделением школы.


Несмотря на то, что школьная библиотека является структурным подразделением, библиотечные работники относятся к работникам культурно-просветительных учреждений и условия оплаты их труда и тарификация определены прил.8 к постановлению N 6.


Библиотекари тарифицированы 10--13 разрядами ЕТС, что соответствует уровню тарификации инженеров, экономистов, бухгалтеров, должности которых носят межотраслевой характер.


Заведующие библиотеками тарифицируются в зависимости от группы по оплате труда, к которой отнесена библиотека.


Например, к III группе отнесены библиотеки со среднегодовым числом читателей от 25 до 45 тыс. чел. и среднегодовым количеством книговыдач от 150 до 375 тыс. экземпляров, к IV -- от 10 до 25 тыс. и от 150 до 375 тыс.экз. соответственно. При этом заведующий библиотекой III группы тарифицирован 16-м разрядом, а IV группы -- 15-м.


В связи с тем, что показатели, характеризующие объем работы школьных библиотек, как правило, ниже показателей IV группы по оплате труда и они являются структурными подразделениями организаций, заведующим этими библиотеками в соответствии с действующими условиями оплаты труда предусматривается 14-й тарифный разряд.


В соответствии с п.3 Условий оплаты труда общих для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (утв. постановлением N 6), руководители организаций имеют право устанавливать надбавки основным категориям специалистов, имеющим квалификационные категории, в т.ч. и библиотекарям, надбавки за наличие квалификационных категорий в следующих размерах (в % от тарифных ставок (окладов)):


за высшую квалификационную категорию -- 30;


за первую -- 20;


за вторую -- 15.


Внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда библиотекаря производится в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками Квалификационного справочника должностей служащих, занятых в культуре и искусстве (утв. постановлением Минтруда от 2001-12-19г. N 25).


Квалификационными требованиями, предъявляемыми к должности ведущего библиотекаря, являются высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря I категории не менее 3 лет, библиотекаря I категории -- высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря II категории не менее 3 лет, библиотекаря II категории -- высшее профессиональное образование без предъявлений к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет, а библиотекаря -- среднее специальное образование.


В случае приема на работу в школу библиотекаря 1-й квалификационной категории, о чем имеется запись в трудовой книжке, ему устанавливается соответствующий должностной оклад и проведения повторной аттестации в отделе образования не требуется.


Заведующим библиотеками указанные надбавки не устанавливаются, поскольку они относятся к категории руководителей и уровень их должностных окладов зависит от группы по оплате, к которой отнесена данная библиотека.


Руководствуясь п.9 Инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности основных категорий специалистов образования (утв. постановлением Минобразования от 2002-10-31г. N 45), исчисление стажа по специальности (в отрасли) работников школьных библиотек следует производить в порядке и на условиях, установленных Министерством культуры.


Постановлением Минобразования от 2002-06-12г. N 24 "Об утверждении перечня и размеров доплат работникам учреждений образования за отдельные виды работ" заведующим школьными библиотеками и библиотекарям с 1.09.2002г. введена дополнительная оплата за работу с библиотечным фондом учебников -- при наличии тысячи экземпляров за каждую последующую тысячу экземпляров учебников. При этом доплата производится как одному, так и нескольким работникам, но в объеме, не превышающем 9750 руб. в месяц. Выплата указанной доплаты работникам других библиотечных организаций не предусмотрена.


Поскольку заведующий школьной библиотекой является руководителем структурного подразделения, подп.2.8 Условий оплаты труда работников общих для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, утв. постановлением N 6, руководителю школы предоставлено право определять руководителям, специалистам и служащим, в т.ч. и заведующим библиотеками, надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных и срочных работ в размере до 50% должностного оклада (ставки), направляя на эти цели выделенные из бюджета средства в размере 10% планового фонда зарплаты работников организаций.


Для повышения стимулирующей роли должностных окладов действующими условиями труда также предоставлено право руководителям учреждений, организаций в пределах средств на оплату труда повышать должностные оклады руководителей структурных подразделений и специалистов в размере до 7%.


Кроме того, руководитель может производить премирование работников, направляя на эти цели выделяемые из бюджета средства и экономию средств, предусмотренных на оплату труда, при этом размеры премии конкретным работникам не ограничиваются.


Таким образом, оплата труда работников библиотек дифференцирована в зависимости от уровня квалификации и выполнения качественных и объемных показателей и в этой связи ее размер зависит не только от должностного оклада, но и от стажа работы по специальности (в отрасли), размера предусмотренных надбавок и доплат к должностным окладам (тарифным ставкам), а также премии.


При возникновении диспропорции в уровнях оплаты труда заведующих школьными библиотеками и библиотекарей, имеющих надбавки за наличие квалификационной категории, регулирование оплаты может осуществляться путем установления надбавок за высокие творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда до 50% должностного оклада и увеличения размера премии.

Общедоступные библиотеки: мониторинг сети и ситуация в регионах

Уважаемые коллеги!

С 12 по 18 мая 2018 года во Владимире — «Библиотечной столице России 2018 года» — проходил Всероссийский библиотечный конгресс: XXIII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации.

Не секрет, что тема проходящей в настоящее время оптимизации библиотечной сети волнует без преувеличения каждого библиотекаря.

Мое внимание привлекла статья на сайте «Университетская книга» , в которой я впервые прочитала так подробно о положении библиотек в разных регионах страны, о том, как проходит оптимизация библиотек в стране. Надеюсь, что эта статья привлечет внимание библиотекарей, интересующихся вопросами оптимизации и следящими за событиями в библиотечном мире.

Одной из основных тем, обсуждаемых на Всероссийском библиотечном конгрессе, стала трансформация библиотечной сети в регионах России. Эта проблема объединила четыре секции: центральных библиотек субъектов РФ, публичных библиотек, секцию по библиотечной политике и законодательству и секцию «Библиотечные общества и ассоциации».

Главным вопросом дискуссии стало влияние трансформации сети на доступность услуг библиотек для населения по всей территории страны. Через призму государственной культурной политики рассматривались задачи и актуальные практики управления такими процессами, как сокращение численности библиотек, их массовый перевод на работу в сокращённом режиме, разрушение целостности профессиональной библиотечной сети и др.

По оценке Сергея БАСОВА , заведующего научно-методическим отделом РНБ и ведущего заседания, 2017 год прошёл для библиотечного сообщества под грифом новых социальных нормативов, утверждённых распоряжением Правительства РФ от 26 января 2017 г. Однако в конце года оно своим новым распоряжением признало утратившими силу все нормативы в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, а также культуры. По сложившейся традиции решение было принято без каких-либо объяснений со стороны исполнительной власти и обсуждения с профессиональным сообществом. По мнению эксперта, эти изменения ещё предстоит понять и проанализировать.

Научно-методический отдел РНБ представил в рамках секции аналитический материал, посвящённый мониторингу трансформаций сети общедоступных библиотек за период 2015–2017 гг. Его результаты прокомментировала Маргарита АВРАМОВА, заведующая сектором НМО РНБ.

По данным исследования, на 1 января 2018 г. сеть общедоступных государственных региональных и муниципальных библиотек Министерства культуры РФ включала 42 226 учреждений, в том числе 255 центральных библиотек субъектов РФ; 35 737 муниципальных библиотек и 6234 структурных подразделения организаций культурно-досугового типа (КДУ) и других организаций, оказывающих библиотечные услуги населению. Сельское население обслуживали 33 453 библиотеки (79% общедоступных библиотек). Основные признаки трансформации сети библиотек, зафиксированные по итогам наблюдений в прежние годы, проявились и за эти три года, при этом сохранились главные тенденции и их негативное влияние на доступность библиотечных услуг.

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

Продолжается сокращение сети общедоступных библиотек и снижение обеспеченности территорий библиотеками. За последние три года сеть уменьшилась на 2,1 тыс. учреждений в целом по России. Основная доля потерь приходится на сельские библиотеки — около 1,5 тыс. (68% от общего числа утраченных библиотек).

Некоторое замедление сокращения сети эксперты связывают с отложенной реакцией регионов на решения руководства страны о поддержке сферы культуры, а также с противоречивыми действиями Правительства РФ и Минкультуры России в 2016–2017 гг. Сказалось и влияние требования законодательства о проведении опроса населения при принятии решения о закрытии или реорганизации сельских библиотек. В определённой мере притормозили отрицательную динамику библиотечные специалисты, руководители и методисты ЦБ субъектов РФ, направлявшие усилия на предотвращение необоснованного закрытия библиотек.

По результатам мониторинга, за 2016–2017 гг. сеть сократилась на 1029 библиотек. Сокращение наблюдалось во всех федеральных округах. Наибольшие потери (в процентном отношении) показали Южный (Волгоградская и Астраханская области) и Уральский (за исключением ХМАО и ЯНАО) округа. По оценке выступающей, управленческие решения на местах принимаются во многом произвольно, без экспертной оценки.

Отрицательная динамика отмечена в 72 субъектах РФ. Положительная — только в трёх регионах: в Амурской области имело место открытие и восстановление деятельности нескольких сельских библиотек, в Кировской библиотеки образованы на базе стационарных рабочих мест в нескольких сёлах, в Архангельской налажен правильный учёт сельских библиотек. Численность библиотек сохраняется на уровне 2015 г. в 10 регионах: республиках Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Тыва, Камчатском и Ставропольском краях, Магаданской и Томской областях, Ненецком автономном округе, Санкт-Петербурге и Севастополе . Самые большие потери понесли библиотечные сети Волгоградской (114 библиотек), Курганской (56 учреждений) и Орловской (33 библиотеки) областей.

Как уже упоминалось, основные потери за этот период приходятся на сеть сельских библиотек: закрыто 840 учреждений (80% от общего числа утраченных). Уменьшение числа сельских библиотек наблюдалось во всех федеральных округах, причём симметрично общим показателям сокращения сети, т.е. более всего в Южном и Уральском округах (в процентном соотношении). Сокращение сети сельских библиотек произошло в 61 субъекте РФ. Положительная динамика имела место в шести регионах, а отсутствие изменений отмечено в 18 субъектах

Значительное сокращение сельских библиотек (от 5 до 10 %) отмечено в восьми регионах: в Волгоградской, Курганской, Орловской, Ивановской, Астраханской и Ростовской областях, а также в Республике Дагестан . В полтора-два раза выше общероссийского показатели в Новгородской, Псковской, Брянской областях, в Пермском и Алтайском краях, а также в республиках Карелия и Марий Эл.

По оценке М. Аврамовой, ликвидация и реорганизация библиотек тесно связаны с хроническим дефицитом местных бюджетов, с необходимостью изыскания средств на повышение заработной платы, выполнением показателей дорожных карт.

Основания для закрытия библиотек в распоряжениях органов местного самоуправления указываются самые разные, и чаще всего они не отражают главную причину (хронический дефицит средств). Среди основных причин следующие: распоряжение Минкультуры России от 2 августа 2017 г. № 965; достижение показателей дорожной карты; исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597; социальные нормы и нормативы; несоответствие нормативам ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры; ст. 55 ГК РФ; исполнение Федерального закона № 131‑ФЗ; совершенствование и оптимизация организационно-штатной численности и бюджетных средств, оптимизация деятельности; уменьшение населения в зоне обслуживания; низкие показатели посещаемости библиотеки и трудное финансовое положение; признание нежилого здания аварийным и отсутствие на территории поселения помещения для библиотеки, повышение эффективности использования имущества, отсутствие средств на установку пожаротушения и т.п.

СОКРАЩЕНИЕ ПУНКТОВ ВНЕСТАЦИОНАРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В условиях сокращения сети стационарных библиотек определённые задачи по охвату населения библиотечным обслуживанием выполняют пункты внестационарного обслуживания. Согласно исследованию в стране насчитывается более 47,2 тыс. таких объектов, из них в сельской местности — 39,9 тыс. В целом по России наблюдается отрицательная динамика: –1,3 тыс. пунктов.

Ситуация различается по федеральным округам: в Уральском, Сибирском и Дальневосточном число объектов увеличилось, в остальных — сократилось. Рост, как правило, связан с открытием стоянок КИБО и библиобусов, а также с преобразованием стационарных библиотек в пункты выдачи. Кроме того, во многих регионах в 2017 г. большое внимание было уделено корректному учёту пунктов выдачи: они упразднялись, если не соответствовали требованиям стандартов по информационно-библиотечному обслуживанию.

Примерно в половине субъектов РФ (в 40 регионах) количество пунктов выдачи увеличилось, причём значительно: более чем на 100 единиц в Чеченской Республике, Ставропольском крае и Ульяновской области, свыше 200 единиц появилось в Удмуртской Республике и Забайкальском крае . По мнению экспертов, о реальном развитии обслуживания за счёт внестационарных форм свидетельствует увеличение пунктов выдачи на фоне стабильности библиотечной сети, в частности в республиках Алтай, Коми, Татарстан, Тыва и Чеченской Республике, а также в Красноярском, Камчатском, Ставропольском и Хабаровском краях, в Амурской, Белгородской, Владимирской и Томской областях и т.д.

В 45 регионах количество пунктов выдачи уменьшилось, в некоторых существенно: более чем на 100 единиц в Республике Бурятия, Нижегородской, Омской и Оренбургской областях, на 200 — в Архангельской, Кировской, Тверской областях и на 454 — в Республике Дагестан. Главные причины закрытия пунктов очевидны : массовый перевод библиотечных специалистов на неполную ставку, отсутствие транспорта и новых книг, плохое состояние дорог . При этом наблюдается общая закономерность: сначала сельская библиотека преобразуется в пункт выдачи, а затем этот объект ликвидируется.

МАССОВЫЙ ПЕРЕХОД НА СОКРАЩЁННЫЙ ГРАФИК

Режим, при котором библиотека открыта всего два-три часа в день или два-три дня в неделю, практикуется не только в малонаселённых пунктах, но и в сёлах, где проживает свыше 1 тыс. человек, и даже в городах . Из региональных аналитических материалов за 2016 год известно: в Псковской области в сокращённом режиме работают 85% сельских библиотек, в Тамбовской — 83%, в Брянской — 80%, в Тверской — 60%, в Амурской — 58%, в Ульяновской — 55%, в Липецкой — 50% и т.д. Сокращённый режим работы, отсутствие новых книг и актуальных ресурсов, современных интерьеров — всё это приводит к негативной оценке деятельности любой библиотеки со стороны населения и — довольно часто — к её последующему закрытию.

ОСЛАБЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По мнению исследователей, разрушение профессиональной сетевой организации библиотечного обслуживания населения происходит на муниципальном уровне. Передача библиотек (сельских, центральных районных, межпоселенческих, городских, ЦБС и др.) в структуры культурно-досуговых и иных организаций приводит к организационно-правовой разобщённости и технологическому упадку. Наблюдение фиксирует более 50 разновидностей организаций, в структуре которых оказались библиотеки в ХХI в. Среди них культурно-досуговые центры, образовательно-культурно-спортивные комплексы, библиотечно-музейные объединения, дома творчества и досуга, центры культуры и архивного дела, социокультурные и культурно-развлекательные центры и др. Мониторинг свидетельствует о разных факторах и периодах разрушения целостности профессиональной библиотечной деятельности на муниципальном уровне.

При этом, как отметила выступающая, впервые после принятия ФЗ-136 наметился положительный вектор — снижение доли библиотек в составе КДУ. Используя новые правовые нормы, позволяющие передавать полномочия по организации библиотечного обслуживания в сёлах на районный уровень, во многих регионах стали возвращать библиотеки из КДУ в библиотечную сеть, создавать межпоселенческие библиотеки с сетью удалённых структурных подразделений по всей территории муниципального района, восстанавливать районные ЦБС.

В 2014 г. в составе КДУ было 8,5 тыс. библиотек (19,4% от общего числа муниципальных библиотек), в 2017-м — уже 6,2 тыс. (14,9%). Большая часть этих библиотек пополнила профессиональную библиотечную сеть, а меньшая попала под ликвидацию вместе с КДУ, сеть которых также оптимизируется. Тем не менее раздробленность и неоднородность региональных библиотечных систем характерна для многих регионов.

Библиотеки в структуре КДУ действуют в большинстве субъектов РФ (в 61 из 85). Доля таких библиотек превышает 50% в Иркутской, Ленинградской, Воронежской, Псковской, Тюменской и Волгоградской областях, а также в Алтайском крае. В регионах, где долгое время удавалось сохранить целостность библиотечных систем, начали передавать библиотеки в КДУ. Среди них Пензенская область (145 библиотек в клубной сети) и Республика Крым (105 библиотек). Тенденцию передачи библиотек в структуры КДУ и иных организаций эксперты оценивают как фактор неизбежной деградации профессиональной деятельности.

За счёт возвращённых учреждений профессиональная библиотечная сеть увеличилась в Мордовии (на 319 библиотек; доля библиотек в КДУ понизилась с 80 до 18%), в Новосибирской (на 98 библиотек), Ростовской (на 74 библиотеки), Курганской (на 58 библиотек), Амурской (на 40 библиотек), Ивановской (на 34 библиотеки) и Тульской (на 27 библиотек) областях, а также в Хабаровском крае (на 28 библиотек). Из КДУ выведены все библиотеки в республиках Марий Эл и Чувашия, в Астраханской, Брянской, Магаданской и других областях. Таким образом, в 24 субъектах РФ (28% от общего их числа) все библиотеки находятся в составе профессиональной региональной сети.

ВЫВОД БИБЛИОТЕК ИЗ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ

Согласно данным исследования, в 2016 г. в Волгоградской области в связи с необходимостью доведения зарплаты работников культуры до уровня средней по экономике региона часть культурно-досуговых центров вместе с библиотеками переводились в состав муниципальных казённых учреждений «Благоустройство и досуговое обслуживание» (основной вид деятельности — озеленение и уборка территории ). Такие библиотеки не относятся к сфере культуры, их сотрудникам не обязательно повышать заработную плату, при этом ставки библиотечных специалистов сокращаются до минимума (два часа в неделю). Ещё один пример — это объединение общедоступных библиотек со школьными. В 2016 г. в Калмыкии семь общедоступных библиотек Юстинского района, в том числе пять сельских, были переданы в отдел образования с сокращением их штатных единиц и передачей фондов в школьные библиотеки.

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА БИБЛИОТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СО СТАТУСОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

На примере 72 регионов, которые предоставили полные данные о численности библиотек — юридических лиц, за последние два года выявлено сокращение на 841 организацию. В 2016 г. этот статус имели 4656 библиотек и библиотечных объединений, в 2017‑м — 3815 . По мнению экспертов НМО РНБ, сокращение количества юридических лиц в библиотечной сфере указывает на две важные тенденции: укрупнение библиотечных учреждений на принципах централизации и создание многопрофильных учреждений культуры. Но если в первом случае происходит профессиональная интеграция библиотечных ресурсов, то во втором, наоборот, разрушается сетевая организация библиотечного обслуживания, происходит распыление ресурсов, снижается качество управления, а значит, и обслуживания читателей.

НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ

22 декабря 2017 г. распоряжением Правительства РФ №2905‑р все федеральные сетевые нормативы в бюджетной сфере были отменены . В области культуры сложилась сложная правовая ситуация : федеральные нормативы утратили юридическую силу, а распоряжение Минкультуры России от 2 августа 2017 г. №Р-965 (с нормами, которые были отменены) продолжает действовать. Согласно полученным данным, в 2017 г. регионы предпринимали попытки приведения сети в соответствие с новыми нормативами. При этом использовались различные формы реорганизации: объединение, слияние библиотек и домов культуры, преобразование в пункты выдачи, объединение детских библиотек со взрослыми, присоединение детских библиотек к межпоселенческим, преобразование детских библиотек в отделы обслуживания и др.

В 2017 г. библиотечная сеть сохранилась на уровне 2016-го в 19 субъектах РФ: Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Крыму, Тыве, Камчатском и Ставропольском краях, Архангельской, Магаданской, Томской, Сахалинской и Челябинской областях, Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области, Санкт-Петербурге и Севастополе.

По данным мониторинга, новые библиотечные сетевые единицы появились в 17 субъектах РФ. При этом в некоторых из них количество библиотек, закрытых и переставших существовать в результате реорганизации, значительно превышает число учреждений, открытых и созданных в результате реорганизации. Так, в Московской области открыты две новые библиотеки, а закрыта 41; в Красноярском крае открыты четыре сельские библиотеки, а закрыты 14; в Мордовии открыты две детские библиотеки (детские отделы преобразованы — в обособленные структурные подразделения ЦБС), прекратили существование 11. Мониторинг показывает, что новые нормативы активно использовались органами власти для закрытия библиотек.

Сложившаяся ситуация диктует регионам необходимость брать на себя ответственность за разработку нормативов в сфере культуры. При этом анализ региональных нормативных документов показывает, что в основном реализуются два подхода к их разработке. Первый заключается в полном дублировании федеральных нормативов практически без изменений и учёта особенностей своих территорий. Второй предполагает осмысленную аналитическую привязку нормативов, формирующих сеть общедоступных библиотек, к условиям конкретного региона: его территории, инфраструктуре, населению, ресурсам и т.д. Однако отмена федеральных нормативов с неизбежностью ставит вопрос о том, насколько необходимы единые нормы для всей страны, нужны ли такие общегосударственные ориентиры для всех регионов сегодня.

По оценке специалистов РНБ, стране необходимы базовые нормы, формируемые библиотечным сообществом на основе общего понимания принципов доступности библиотечных услуг. РНБ разработала и направила в Министерство культуры РФ предложения по базовым нормативам обеспеченности населения общедоступными библиотеками, которые размещены на сайте «Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации» . В их основе принцип шаговой доступности, который диктует необходимость приближения библиотек к месту жительства человека; он наиболее прост и понятен, практически не допускает произвола в применении.

В завершение дискуссии эксперты сформулировали главные управленческие задачи на ближайшую перспективу:

выработка единой стратегии действий, отвечающей Основам государственной культурной политики на всех уровнях власти;

эффективное применение норм законодательства о местном самоуправлении, о библиотечном деле и др.;

формирование региональных нормативно-правовых механизмов, в полном объёме обеспечивающих исполнение полномочий по организации библиотечного обслуживания населения;

сохранение и восстановление единства профессиональной сетевой системы организации библиотечного обслуживания населения, обеспечение дальнейшего её развития адекватно требованиям новейшего времени;

обеспечение оптимального режима библиотечного обслуживания с учётом потребностей местных жителей на основе принципа шаговой доступности;

расширение инфраструктуры библиотечного обслуживания населения: открытие новых объектов, создание модельных библиотек, развитие мобильного обслуживания и т.д.

Для реализации новейших тенденций в библиотечном обслуживании необходима эффективная согласованная библиотечная политика федерального и регионального уровней, опирающаяся на должное финансирование библиотечной отрасли страны.

Не менее интересными оказались данные экспресс-опроса, подготовленные Секцией публичных библиотек РБА по вопросам, касающимся новых нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками. «Вести с полей» представила Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ, директор БУК «Омские муниципальные библиотеки».

В 2018 г. в опросе приняли участие 260 библиотек из 51 региона.

Большинство респондентов (75%) отмечает, что в территориях никаких изменений, связанных с нормативами, не происходит . Причин тому несколько. В некоторых субъектах РФ разработаны документы, которые учитывают специфику региона. В результате те библиотеки, которые в соответствии с новыми нормативами могли быть закрыты, работают. Так произошло в Магаданской области, где в 2017 г. распоряжением регионального правительства принят документ «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Магаданской области услугами организаций культуры». Но чаще всего это происходит потому, что в настоящее время действие нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками приостановлено и ведётся работа по их доработке. Коллеги из Красноярского края (г. Канск) отметили, что библиотечная сеть была бы оптимизирована в 2018 г., если бы нормативы не отменили.

При этом в ряде регионов работа по оптимизации сети продолжается. Осуществляется она разными способами.

В Воронежской области число библиотек снижается (за 2017 год сеть уменьшилась на 16 единиц), а ставки сокращаются (по итогам 2017‑го более 40% сотрудников библиотек работали в неполном формате).

В Республике Марий Эл сокращается сеть сельских библиотек, детские библиотеки становятся отделами центральных библиотек. Ещё в 2015 г. произошло слияние Республиканской юношеской и Республиканской детской библиотек.

В Еврейской автономной области сокращаются ставки и численность персонала, снижается уровень самостоятельности библиотек.

В Нижегородской области несколько библиотек переведены на неполный рабочий день.

В Тверской области произошло изменение штатного расписания и сокращение среднесписочной численности.

В Пермском крае клуб был объединён с библиотеками на базе муниципального учреждения «Центр развития культуры». Суксунская центральная библиотека стала структурным подразделением этой организации.

Коллеги из Республики Карелия отмечают, что оптимизация ведётся, но не в соответствии с нормативами обеспеченности населения общедоступными библиотеками, а в связи с недостатком муниципального финансирования.

Самый неожиданный пример оптимизации пришёл из Тольятти . В январе 2018 г. МБУК «Библиотека Автограда» было присоединено к МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» . Последнее тогда же было переименовано в МБУК «Библиотеки Тольятти» и на сегодняшний день представляет собой систему, состоящую из 29 библиотек.

В целом прогнозы нельзя назвать оптимистичными. 70% опрошенных предполагают дальнейшее сокращение числа библиотек. Кроме того, респонденты обеспокоены продолжающимся слиянием библиотек и культурно-досуговых учреждений.

На фоне примеров сокращения есть и позитивная информация. В Мурманской и Омской областях оптимизация ведётся разумно; на смену неэффективным библиотекам открываются учреждения в новых районах, там, где они востребованы населением, развивается внестационарная работа и т.п. В 2018 г. планируется открытие молодёжной библиотеки в МУК «Тульская библиотечная система». Планом развития Ярославля предусмотрено строительство новых библиотек. Есть положительные примеры в Пермском и Краснодарском краях.

Ситуация в стране неоднозначна. Ежегодное снижение финансовых затрат на библиотеки ведёт к сокращению штата. Отсутствуют средства на приобретение новой литературы, методических материалов, игр, современной мебели. Компьютерный парк также нуждается в обновлении. Не прибавляет оптимизма объединение библиотек. Очевидно, что в ближайшие годы сеть библиотек будет неуклонно сокращаться.

По мнению экспертов, новые нормативы обеспеченности населения общедоступными библиотеками оказали влияние на упорядочение сети, но не стали единственным фактором сокращения численности библиотек. Как правило, превалирует возможность муниципалитетов содержать библиотеки и понимание их необходимости.

Редакция благодарит заведующего НМО РНБ С.А. Басова и заместителя директора по инновационно-методической работе МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа М.В. Криворучко за содействие в подготовке материала.

Коллеги, а как у вас положение – происходит или нет сокращение штатов, закрытие библиотек?