Что такое последняя миля в логистике. Почта России запустила новую услугу по выдаче посылок через Почтоматы (Постаматы)

Вручение адресату

Вручение получателю

Означает фактическое получение почтового отправления получателем, указанным в почтовом отправлении.

Вылетело в страну назначения

Почтовое отправление будет передано почте страны назначения, для доставки в одно из мест международного почтового обмена, и последующих оппераций импорта / экспорта.

Вылетело из аэропорта


Следующий статус отобразится не сразу по прилету в аэропорт страны назначения, а после того, как почтовое отправление прилетит и будет принято (разгружено, обработано и отсканировано) почтовой службой.
На это может потребоваться от 3х до 10 дней.

Почтовое отправление вылетело из аэропорта страны отправителя, и направляется в страну назначения.

После того, как посылка покинет территорию страны отправителя, и поступит в страну назначения, такие отправления перемаркировываются неотслеживаемыми трек-кодами, и перестают отслеживаться.

При поступлении посылки в Ваше почтовое отделение Вы получите бумажное извещение, с которым необходимо прийти на почту и получить посылку.

Выпущено таможней

Процедура таможенного оформления завершена, в ближайшее время почтовое отправление будет передано почте страны назначения для дальнейшей доставки в сторону получателя.

Готово к отгрузке

Готово к отправке

Означает, что почтовое отправление упаковано, промаркированно и будет отправлено в ближайшее время.

Задержано таможней

Данная операция означает, что почтовое отправление задержано сотрудниками ФТС для проведения мероприятий по определению предназначения почтового отправления. При получении в международных почтовых отправлениях в течение календарного месяца товаров, таможенная стоимость которых превышает 1000 евро, и (или) общий вес которых превышает 31 килограмм, в части такого превышения необходимо оплатить таможенные пошлины, налоги с применением единой ставки 30 % от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм их веса. Если сведения о товарах, пересылаемых в МПО, отсутствуют либо не соответствуют фактическим, это значительно увеличивает время, затрачиваемое на оформление отправлений, так как возникает необходимость проведения таможенного досмотра и документального оформления его результатов.

Засылка

Посылку направили не по тому индексу или адресу, обнаружили ошибку и перенаправили посылку по правильному адресу.

Импорт международной почты

Операция приема отправления в стране получателя .

Вся почта, поступающая на территорию Российской Федерации с авиарейсов, начинает путь в авиационном отделении перевозки почты (АОПП) – специальный почтовый склад в аэропорту. С самолета в течение 4–6 часов отправления поступают в АОПП, емкости регистрируются, проверяются их целостность и вес. Почта регистрируется в электронной базе данных. При регистрации сканируется штрих код, вносятся данные о том, куда адресована емкость (например, ММПО «Москва»), с какого она рейса поступила, о стране и дате формирования емкости и т. д. Время этих операций может быть увеличено от 1 до 7х суток из-за ограниченных мощностей АОПП.

Следующая операция после экспорта из страны подачи, которая отражается на сайте при отслеживании отправления – это импорт в страну назначения. Информация об импорте появляется после того, как отправление будет передано перевозчиком почтовому оператору страны назначения. Операция «Импорт» означает, что отправление поступило на территорию России, и было зарегистрировано. Международные отправления поступают в Россию через место международного почтового обмена (ММПО). В России существуют несколько ММПО: в Москве, Новосибирске, Оренбурге, Самаре, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Калининграде, Брянске. Выбор города, куда именно поступит международное отправление зависит от страны отправителя. Выбор зависит от наличия регулярных рейсов и свободных провозных мощностей по тому или иному направлению.

Неудачная попытка вручения

Присваивается в том случае, если почтовый оператор сообщил, что была осуществлена попытка доставки отправления получателю, но по каким-либо причинам вручение не состоялось. Данный статус не отображает конкретной причины невручения.

Варианты дальнейших действий:

  • Новая попытка вручения
  • Посылка будет передана на хранение до востребования или до выяснения обстоятельств
  • Возврат отправителю
Что делать если получен данный статус:
  • Необходимо связаться с почтовым отделением, доставляющей отправление и выяснить причину невручения.
  • Необходимо самостоятельно обратиться в почтовое отделение связи для получения отправления не дожидаясь извещения.

Обработка

Обработка в промежуточном пункте

Посылка прибыла в один из сортировочных центров для обработки и дальнейшей отправки в сторону получателя.

Обработка в сортировочном центре

Статус Обработка в сортировочном центре - присваивается в процессе доставки отправления через промежуточные сортировочные узлы почтовой связи. В сортировочных центрах почта распределяется по магистральным маршрутам. Посылки перегружаются из одного транспорта в другой, для дальнейшей отправки в сторону получателю.

Обработка завершена

Обобщенный статус, означающий завершение обработки почтового отправления перед отправкой в сторону получателя.

Ожидает доставки в почтовое отделение

Означает, что почтовое отправление упаковано, промаркированно и будет отправлено в ближайшее время.

Ожидает отгрузки

Означает, что почтовое отправление упаковано, промаркированно и будет отправлено в ближайшее время.

Ожидает проверки качества

Означает, что посылка еще не укомплектована, и находится на складе продавца в ожидании проверки содержимого перед отправкой.

Операция отгрузки завершена

Обобщенный статус, означающий что посылка покинула склад / промежуточный сортировочный центр и направляется к следующему сортировочному центру в сторону получателя.

Операция экспорта завершена

Процедура таможенного оформления завершена, почтовое отправление передано почте страны назначения для дальнейшей отправки в сторону получателя.

Отгрузка со склада продавца

Посылка покинула склад продавца, и движется в сторону логистической компании либо почтового отделения.

Отмена отгрузки

Обобщенный статус, означающий что посылка (заказ) по какой-то причине не может быть отправлена (продолжить дальнейшее движение).

Отправка на терминал

Посылка отправляется на почтовый терминал в аэропорту для погрузки на самолет и отправки в страну назначения.

Отправление готово к отправке

Означает, что почтовое отправление упаковано, промаркированно и будет отправлено в ближайшее время.

Отправлено

Обобщенный статус, означающий отправку почтового отправления из промежуточного пункта в сторону получателя.

Отправлено в Россию

Почтовое отправление будет передано почте России, для доставки в одно из мест международного почтового обмена, и последующих оппераций импорта / экспорта.

Отправлено в страну назначения

Почтовое отправление в процессе передачи почте страны назначения, для доставки в одно из мест международного почтового обмена, и последующих операций импорта / экспорта.

Обратите внимание!
Следующий статус отобразится не сразу, как только посылка окажется на территории страны, а после того, как почтовое отправление будет принято (разгружено, обработано и отсканировано) почтовой службой.

На это может потребоваться от 3х до 14 дней, в зависимости от загруженности места международного почтового обмена.

Отправлено со склада в сортировочный центр

Как правило, такой статус означает, что зарубежный отправитель (продавец) принес Вашу посылку в местное почтовое отделение.

Передано на хранение

Означает прибытие отправления в отделение почтовой связи (ОПС) получателя, и передачу на хранение, до тех пор, пока не будет вручено получателю.

Как только отправление прибыло в отделение, сотрудники выписывают извещение (уведомление) о том, что отправление находится в отделении. Извещение отдают почтальону в доставку. Доставка осуществляется в день прибытия отправления в отделение или на следующий день (например, если отправления поступили в отделение вечером).

Данный статус указывает на то, что получатель может самостоятельно обратиться в почтовое отделение связи для получения отправления не дожидаясь извещения.

Передано таможне

В стране отправителя

В стране получателя

Погрузка в самолет

Погрузка в самолет перед вылетом в страну назначения.

Погрузка в транспорт

Подготовка к отгрузке завершена

Означает, что почтовое отправление упаковано, промаркированно и будет отправлено в ближайшее время.

Подготовка к отправке

Означает, что почтовое отправление упаковывается, промаркировывается для дальнейшей отправки.

Подготовка к экспорту

Упаковка, маркировка, погрузка в контейнер и другие процедуры, необходимые для отправки в страну назначения.

Покинуло аэропорт

В стране отправителя
Почтовое отправление вылетело из аэропорта страны отправителя, и направляется в страну назначения.
Следующий статус отобразится не сразу по прилету в аэропорт страны назначения, а после того, как почтовое отправление прилетит и будет принято (разгружено, обработано и отсканировано) почтовой службой. На это может потребоваться от 3х до 14 дней.

В стране получателя
Почтовое отправление доставляется в одно из мест международного почтового обмена, для последующих операций импорта.

Покинуло международный сортировочный центр

Почтовое отправление отправлено в страну назначения, для доставки в одно из мест международного почтового обмена, и последующих оппераций импорта / экспорта.

Покинуло место международного обмена

Отправление покинуло место международного почтового обмена и далее отправляется в сортировочный центр. С момента, как отправление вышло из ММПО, начинают действовать сроки доставки отправлений по России.

По полученной информации от почты России, статус "Покинуло место международного обмена" может длиться не более 10 дней. Если по истечению 10 дней, статус не изменился - это нарушение сроков доставки, о котором можно сообщить на почту России по телефону 8 800 2005 888 (звонок бесплатный), и те начинают реагировать по данному заявлению.

Покинуло почтовый терминал

Почтовое отправление покинуло промежуточный пункт своего маршрута, и направялется в сторону получателя.

Покинуло склад

Посылка покинула склад, и движется в сторону почтового отделения или сортировочного центра.

Покинуло сортировочный центр

Почтовое отправление покинуло сортировочный почтовый центр и направляется в сторону получателя.

Покинуло сортировочный центр ShenZhen Yanwen

Почтовое отправление покинуло сортировочный центр логистической компании Yanwen Logistics, и направялется в сторону получателя.

Покинуло страну транзита

Почтовое отправление покинула страну транзита и направлено в сторону страны назначения, для доставки в одно из мест международного почтового обмена, и последующих операций импорта / экспорта.

Покинуло транзитную страну

Почтовое отправление покинуло сортировочный центр в транзитной (промежуточной) стране, отправлено в страну назначения, для доставки в одно из мест международного почтового обмена, и последующих операций импорта / экспорта.

Получена информация о почтовом отправлении

Получена информация о почтовом отправлении в электронном виде

Означает что продавец зарегистрировал почтовое отправление (трек-код) на сайте почтовой (курьерской службы), но фактически, почтовое отправление еще не передано почтовой службе. Как правило, с момента регистрации, до момента реальной передачи посылки может пройти от 1 до 7 дней. После передачи посылки статус изменится на "Прием" или аналогичный.

Поступило для дальнейшей обработки

Посылка прибыла в один из сортировочных центров для обработки и дальнейшей отправки в сторону получателя.

Почтовое отправление зарегистрировано

Означает что продавец зарегистрировал почтовое отправление (трек-код) на сайте почтовой (курьерской службы), но фактически, почтовое отправление еще не передано почтовой службе. Как правило, с момента регистрации, до момента реальной передачи посылки может пройти от 1 до 7 дней. После передачи посылки статус изменится на "Прием" или аналогичный.

Прибыло

Обобщенный статус, означающий прибытие в один из промежуточных пунктов, таких как: сортировочные центры, почтовые терминалы, аэропорты, порты и т.д.

Прибыло в аэропорт

Посылка прибыла в аэропорт для разгрузки, погрузки, обработки и дальнейшей отправки к месту назначения.

Прибыло в международный сортировочный центр

Прибыло в место вручения

Означает прибытие отправления в отделение почтовой связи (ОПС) получателя, которое должно произвести вручение отправления получателю. Как только отправление прибыло в отделение, сотрудники выписывают извещение (уведомление) о том, что отправление находится в отделении. Извещение отдают почтальону в доставку. Доставка осуществляется в день прибытия отправления в отделение или на следующий день (например, если отправления поступили в отделение вечером).

Данный статус указывает на то, что получатель может самостоятельно обратиться в почтовое отделение связи для получения отправления не дожидаясь извещения.

Прибыло в место международного обмена

Означает прибытие почтового отправления в промежуточный узел почтовой связи для сортировки, выбора маршрута и отправки в сторону получателя.

Прибыло в почтовое отделение

Означает прибытие почтового отправления в почтовое отделение получателя, которое должно произвести вручение отправления получателю. Данный статус указывает на то, что получателю необходимо обратиться в почтовое отделение связи для получения отправления.

Прибыло в Россию

Прибыло в сортировочный центр

Означает прибытие почтового отправления в промежуточный узел почтовой связи для сортировки, выбора маршрута и отправки в сторону получателя.

Прибыло в сортировочный центр ShenZhen Yanwen

Означает прибытие почтового отправления в промежуточный сортировочный центр логистической компании Yanwen Logistics, для сортировки, выбора маршрута и отправки в сторону получателя.

Прибыло в сортировочный центр страны назначения

Почтовое отправление прибыло в сортировочный центр страны назначения для последующих операций импорта / экспорта.

Прибыло в страну назначения

Почтовое отправление прибыло в страну назначения в место международного почтового обмена для последующих операций импорта / экспорта.

Прибыло в транзитную страну

Посылка прибыла в один из сортировочных центров транзитной (промежуточной) страны для обработки (сортировки) и дальнейшей отправки в сторону получателя.

Прибыло в центр обработки мелких пакетов

Означает прибытие посылки в центр распределения почтовых отправлений, для сортировки, выбора маршрута и отправки в сторону получателя.

Прибыло на склад

Прибыло на склад перевозчика

Посылка прибыла на склад для разгрузки, маркировки, обработки, погрузки и дальнейшей отправки к месту назначения.

Прибыло на терминал

Означает прибытие на промежуточный терминал для разгрузки, погрузки, обработки и дальнейшей отправки к месту назначения.

Прибыло на территорию РФ

Почтовое отправление прибыло на территорию России, для дальнейшего импорта и отправки в сторону получателя.

Прием

Приём

Означает, что зарубежный отправитель (продавец) принес Вашу посылку в местное почтовое отделение. При этом заполнил все необходимые документы, включая таможенную декларацию (формы CN 22 или CN 23). В это время отправлению присваивается уникальный почтовый идентификатор – специальный штриховой код (Трек-номер, Трек-код). Он находится в чеке (или квитанции), выдаваемом при приеме почтового отправления. Операция «Прием» показывает место, дату и страну приема отправления. После приема посылка движется на пути к месту международного обмена.

Приём в таможенную службу страны назначения

Статус означает, что отправление было передано Федеральной таможенной службе (ФТС) на оформление. В ММПО отправления проходят полный цикл функций обработки, таможенного контроля и оформления. Почтовые емкости поступают под процедурой таможенного транзита. Далее они рассортировываются по видам и передаются на различные участки. Отправления с товарным вложением проходят рентген-контроль. По решению таможенника почтовое отправление может быть вскрыто для личного контроля, причиной личного контроля может быть нарушения прав собственности, коммерческая партия, ориентировка на партию, где возможно могут быть запрещенные к пересылке вещества. Почтовое отправление вскрывается оператором в присутствии таможенника, после этого составляется акт таможенного досмотра и прикрепляется к отправлению.

Приём на таможню

В стране отправителя
Почтовое отправление передано таможенной службе государства-отправителя для проведения досмотра и других таможенных процедур. Если посылка пройдет проверку таможни удачно, то ее отправят уже в страну назначения.

В стране получателя
Статус означает, что отправление было передано Федеральной таможенной службе (ФТС) на оформление. В ММПО отправления проходят полный цикл функций обработки, таможенного контроля и оформления. Почтовые емкости поступают под процедурой таможенного транзита. Далее они рассортировываются по видам и передаются на различные участки. Отправления с товарным вложением проходят рентген-контроль. По решению таможенника почтовое отправление может быть вскрыто для личного контроля, причиной личного контроля может быть нарушения прав собственности, коммерческая партия, ориентировка на партию, где возможно могут быть запрещенные к пересылке вещества. Почтовое отправление вскрывается оператором в присутствии таможенника, после этого составляется акт таможенного досмотра и прикрепляется к отправлению.

Прием на таможню

В стране отправителя
Почтовое отправление передано таможенной службе государства-отправителя для проведения досмотра и других таможенных процедур. Если посылка пройдет проверку таможни удачно, то ее отправят уже в страну назначения.

В стране получателя
Статус означает, что отправление было передано Федеральной таможенной службе (ФТС) на оформление. В ММПО отправления проходят полный цикл функций обработки, таможенного контроля и оформления. Почтовые емкости поступают под процедурой таможенного транзита. Далее они рассортировываются по видам и передаются на различные участки. Отправления с товарным вложением проходят рентген-контроль. По решению таможенника почтовое отправление может быть вскрыто для личного контроля, причиной личного контроля может быть нарушения прав собственности, коммерческая партия, ориентировка на партию, где возможно могут быть запрещенные к пересылке вещества. Почтовое отправление вскрывается оператором в присутствии таможенника, после этого составляется акт таможенного досмотра и прикрепляется к отправлению.

Посылка прибыла в один из сортировочных центров и обрабатывается. Через некоторое время посылка покинет сортировочный центр для дальнейшей отправки в сторону получателя.

Таможенное оформление

В стране отправителя
Почтовое отправление передано таможенной службе государства-отправителя для проведения досмотра и других таможенных процедур. Если посылка пройдет проверку таможни удачно, то ее отправят уже в страну назначения.

В стране получателя
Статус означает, что отправление было передано Федеральной таможенной службе (ФТС) на оформление. В ММПО отправления проходят полный цикл функций обработки, таможенного контроля и оформления. Почтовые емкости поступают под процедурой таможенного транзита. Далее они рассортировываются по видам и передаются на различные участки. Отправления с товарным вложением проходят рентген-контроль. По решению таможенника почтовое отправление может быть вскрыто для личного контроля, причиной личного контроля может быть нарушения прав собственности, коммерческая партия, ориентировка на партию, где возможно могут быть запрещенные к пересылке вещества. Почтовое отправление вскрывается оператором в присутствии таможенника, после этого составляется акт таможенного досмотра и прикрепляется к отправлению.

Перевозка почтового отправления из одного сортировочного центра в другой, по направлению в сторону получателя. В среднем, на операцию экспорта уходит от 7 до 14 дней, но иногда эта операция может затянуться до 60 дней.

Экспорт (проверка содержимого)

Почтовое отправление передано таможенной службе государства-отправителя для проведения досмотра и других таможенных процедур. Если посылка пройдет проверку таможни удачно, то ее отправят в страну назначения.

В среднем, на операцию экспорта уходит от 7 до 14 дней, но иногда эта операция может затянуться до 60 дней.

Если отправление находится в статусе «Экспорт», то отследить его (узнать что именно с ним происходит) нельзя, только на этапе импорта Вы сможете увидеть свою посылку и следить за ее дальнейшим перемещением. Использования транзитных перевозок и определенные ограничения часто задерживают отправления. Однако, если Ваша посылка отправлена более 3х месяцев назад, но так и не получила статус «Импорт», то отправителю необходимо обратиться в почтовое отделение и подать заявление на розыск.

Экспорт, обработка

Означает фактическую отправку почтового отправления в страну назначения.

Статус «Экспорт» включает в себя передачу посылки иностранному перевозчику, который путем наземных или авиа-перевозок транспортирует ее в ММПО страны назначения. Как правило, этот статус наиболее длительный и переход к «Импорту» может занять некоторое время. Так происходит из-за особенностей маршрутов авиарейсов и формирования оптимального веса для перевозки его самолетом. К примеру, отправления из Китая может задерживаться из-за того, что грузовые самолеты могут перевозить не менее 50 - 100 тонн.
В среднем, на операцию экспорта уходит от 7 до 14 дней, но иногда эта операция может затянуться до 60 дней.

Если отправление находится в статусе «Экспорт», то отследить его (узнать что именно с ним происходит) нельзя, только на этапе импорта Вы сможете увидеть свою посылку и следить за ее дальнейшим перемещением. Использования транзитных перевозок и определенные ограничения часто задерживают отправления. Однако, если Ваша посылка отправлена более 3х месяцев назад, но так и не получила статус «Импорт», то отправителю необходимо обратиться в почтовое отделение и подать заявление на розыск.

Электронная регистрация почтового отправления

Означает что продавец зарегистрировал почтовое отправление (трек-код) на сайте почтовой (курьерской службы), но фактически, почтовое отправление еще не передано почтовой службе. Как правило, с момента регистрации, до момента реальной передачи посылки может пройти от 1 до 7 дней. После передачи посылки статус изменится на "Прием" или аналогичный.

Курьерская доставка – слабое звено логистической цепи. Именно проблемы с доставкой чаще всего омрачают покупателям радость онлайн-шопинга, перечеркивая усилия ретейлеров по повышению лояльности. Крупные логистические компании, перевозчики и агрегаторы, обрабатывающие десятки тысяч отправлений в день, не очень-то хорошо справляются c экспресс-доставкой в мегаполисах. Популярный сегодня способ решить проблемы «последней мили» в логистике – привлечь в качестве курьеров свободных исполнителей, брингеров, для большинства из которых это дополнительный заработок.

Проникновение модели краудсорсинга в разные сферы – «уберизация» (Uber – первопроходец в этой области) – сегодня «горячая» тема. В отличие от такси, доставка – нелицензируемая деятельность. Краудсорсинг в доставке используют не только небольшие специализированные компании, такие как Postmates, но и гиганты: Walmart, Amazon в сервисе Flex и сама Uber в проекте Rush.

Яркий пример цифровой трансформации «последней мили» логистики на российском рынке – компании Bringo и «Достависта». Изначально воспринимавшиеся как биржи фрилансеров или краудсорсинговые курьерские службы, сегодня они уверенно заявляют о себе как об ИТ-компаниях и строят планы выхода на зарубежные рынки.

От биржи фрилансеров к логистической платформе

Бизнес Bringo построен на двух идеях: каждый может зарабатывать свободным курьером, и с помощью этого ресурса можно заметно повысить качество доставки. Проект «выстрелил» сразу: накануне 2014 года Bringo дала первую рекламу в поисковиках, и уже через несколько часов курьеры, которые вначале были штатными, оказались завалены заказами. Сегодня годовой оборот компании приближается к 120 млн руб., при том, что в ее штате нет ни одного курьера.

Основные преимущества краудсорсинговой доставки – неограниченный ресурс, соблюдение четких регламентов и правил, качество и очень высокая скорость за счет отсутствия точек консолидации товара

«Основные преимущества краудсорсинговой доставки – неограниченный ресурс, соблюдение четких регламентов и правил, качество и очень высокая скорость за счет отсутствия точек консолидации товара», – говорит Марк Капчиц, основатель компании «Бринго (Евразия)». Требуемую четкость обеспечивает разрабатываемая компанией логистическая программная платформа: из 60 сотрудников половина занимаются разработкой и постановкой задач. «Мы – не курьерская служба, мы – ИТ-компания, – заявляет Капчиц. – Мы становимся инновационной краудсорсинговой платформой для решения логистических задач. У нас есть ресурс и инструменты управления им: все этапы доставки контролируются с полной отчетностью об исполнении каждого этапа».

Платформа представляет собой распределенную гетерогенную систему, построенную на принципах микросервисной архитектуры. Это обеспечивает простоту развертывания, дает возможность применять технологии, наиболее подходящие для решения тех или иных задач, повышать устойчивость системы, масштабировать только те ее части, которые в этом нуждаются, повторно использовать уже разработанный функционал для решения новых задач и оптимизировать любые компоненты.

Помимо собственно платформы, ИТ-продукт Bringo включает фронт-офисные системы: интерфейсы и приложения для работы курьеров и диспетчеров, сайт, личные кабинеты юридического и физического лица, курьерской службы. Примерно такова же структура отдела разработки, где есть также группа по разработке платежных инструментов, отдел тестирования и техподдержки (первую линию поддержки Bringo арендует).

Bringo – не доска объявлений, компания берет на себя обязательства выполнить доставку, обеспечив сохранность отправлений и выдержав срок.

Наиболее трудная задача – поиск баланса между количеством заказов и числом исполнителей

Наиболее трудная задача – поиск баланса между количеством заказов и числом исполнителей. Когда заказов недостаточно, исполнители уходят и приходится заново запускать механизм привлечения. Если же исполнителей не хватает, страдает качество и повышаются репутационные риски.

Главный ресурс – брингеры – тоже становится предметом конкуренции, ведь фрилансер волен работать на несколько компаний сразу. В Bringo стараются предельно упростить вхождение в курс дела нового курьера и процесс принятия заказа и держать цены на таком уровне, чтобы курьерам было интересно работать. «Мы постоянно опрашиваем курьеров и изучаем статистику, иногда готовы даже доплатить за нерентабельную для курьера доставку», – сообщил Капчиц.

Bringo

  • Запущена в конце 2013 года.
  • Объем инвестиций – около 4 млн долл.
  • Из 60 тыс. курьеров в базе – 5 тыс. активных.
  • Средняя сумма доставки по одному адресу для клиента – 350 руб.
  • Средняя комиссия в Москве – 19%, в других городах предполагается 25-30%.
  • В компании 60 сотрудников, из которых две трети – разработчики, продакт-менеджеры, бизнес- и системные аналитики
  • Валовой годовой оборот – около 120 млн руб.
  • Онлайн-магазины приносят 55% оборота.

Краудсорсинг как услуга

На стадии запуска и тестирования платформы Bringo работала преимущественно с небольшими компаниями: 55% оборота ей приносили онлайн-магазины. Переломный момент наступил в начале 2015 года. Платформой заинтересовались крупные операторы, и она, в свою очередь, уже готова выдержать их объемы: бэк-офисная часть системы достигла такого уровня, что ее можно предоставлять как SaaS-решение для курьерских услуг. Более того, гибкость и технологичность платформы дают возможность компании модифицировать ИТ-решения для партнера и обеспечивают готовность к интеграции любой сложности.

«Логистические операторы передают заказы на исполнение Bringo, которая способна осуществлять “последнюю милю” быстрее и эффективнее, – утверждает Капчиц. – Крупные логисты настроены очень позитивно и понимают, что мы даем им возможность быть более клиентоориентированными, удобными и конкурентными, особенно во времена кризиса». Первый шаг в этом направлении сделан с компанией DPD, сформировавшей на основе краудсорсинговой платформы новую услугу «Быстрая доставка». Вскоре начнется сотрудничество еще с несколькими международными операторами.

В SaaS-решении предусмотрены две важные опции: передать часть заказов на краудсорсинговую платформу, если в период пиковой загрузки курьеров не хватает, и, наоборот, отдать своих курьеров в аренду, если они простаивают. Bringo, которая сводит тех, кто нуждается в курьерах, и тех, кто имеет их в избытке, будет получать за это небольшую комиссию. «Мы ведем бизнес максимально прозрачно и законно, предоставляя клиентам чеки и полную бухгалтерскую отчетность», – заметил Капчиц.

Крупные компании пока не очень вдохновляет идея отдавать своих курьеров конкурентам даже с целью экономии, признается Капчиц, но он видит перспективу такого обмена между большими и мелкими курьерскими службами. Процедура сдачи курьеров в аренду уже опробована, в этом случае приложение не показывает курьеру партнера стоимость доставки, чтобы снизить риск его переманивания. «Набирать и удерживать хороших курьеров очень непросто и дорого, а мы становимся поставщиком ресурса и инструментов управления им», – говорит Капчиц.

Рост требует инвесторов

Основные проблемы, с которыми сталкивается Bringo сегодня, – экспоненциальный рост и привлечение инвестиций, чтобы этот рост поддержать. Частные инвесторы вложили в проект 4 млн долл., и сегодня он близок к окупаемости.

Работу платформы в регионах уже протестировали во Владивостоке, адаптировав архитектуру, и теперь компания готова развернуть бизнес в других городах-миллионниках. В столице программное обеспечение функционирует на собственном оборудовании Bringo в ЦОД, во Владивостоке компания сервер арендовала, в других городах рассматривается возможность перейти на облачное решение. Предполагается, что каждый город, где Bringo откроет представительство, станет самостоятельной бизнес-единицей со своей базой данных, предоставляющей головной компании данные для контроля качества услуг и отчеты о результатах.

В перспективе компания намерена выйти на рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии и США, так как привлечь инвестиции для развития в России стало крайне трудно. На Западе краудсорсинговые курьерские службы сосредоточены главным образом в секторе с2с, а Bringo нацелена на сегмент b2b, так что у нее неплохие шансы, полагает Капчиц. «Когда год назад Amazon предложила доставку “день в день”, говорили, что это всего лишь нишевое направление. А теперь недалек тот момент, когда это станет стандартом», – подчеркнул он.

Спрос на срочность

Для Михаила Александровского, основателя «Достависты», бывшего программиста и владельца рекламного агентства, создание краудсорсинговой курьерской службы поначалу было просто увлечением. На базе смартфонов с технологией геопозиционирования он задумал сделать логистическую игру. Но, не будучи специалистом в этой области, решил начать с мобильного приложения, помогающего студентам подрабатывать по дороге в институт. Однако бизнес становился все серьезнее, каждый год его объем увеличивался втрое. «Сейчас уже ясно, что это новая бизнес-модель курьерской доставки, основанная на двух вещах – смартфонах с геопозиционированием, которые позволяют найти ближайшего человека, готового взяться за заказ, и свободном выборе курьера, когда и сколько ему работать», – говорит Александровский. Сильной стороной этой модели он считает надежную доставку день в день и даже за пару часов.

«Мы растем за счет высокого спроса на срочную доставку, так как у классической курьерской службы со своим складом нет возможности и бизнес-процессов, чтобы ее организовать», – объясняет Александровский.

Самая большая и быстрорастущая категория клиентов, на которую приходится 75% заказов, – интернет-магазины. «Даже когда экономика падает и уровень розничных продаж снижается, объем онлайн-торговли растет, – говорит Александровский. – Поэтому мы уделяем ей самое пристальное внимание».

По оценкам компании, 15-20% всех отправлений в России клиенты совершенно точно хотят получить срочно. Ретейлеры пытаются реагировать на этот спрос, но им не всегда удается найти курьера. «Срочная доставка на основе штатных курьеров – плохая идея. В пик их не хватит, остальное время они будут сидеть без дела. Срочную доставку экономически целесообразно делать только краудсорсинговыми методами, – уверен Александровский. – Всем крупным магазинам рано или поздно придется пользоваться услугами таких компаний, как мы, для срочных доставок».

По его мнению, в России довольно комфортные условия для такого рода бизнеса. В среднем через сервис проходит несколько тысяч заказов в день, в декабре 2015-го было выполнено почти 100 тыс. доставок. В ноябре 2015 года компания вышла на окупаемость.

«Достависта»

  • Запущена в 2012 году.
  • Объем первоначальных инвестиций не раскрывается.
  • Объединяет несколько тысяч курьеров ежемесячно.
  • Фиксированная для клиента цена доставки по одному адресу – 390 руб.
  • Средняя комиссия составляет около 20% от цены доставки, варьируя от 0 до 40%.
  • Сотрудники – 10 разработчиков и 25 сотрудников контакт-центра.
  • В декабре 2015 года выполнено около 100 тыс. доставок.
  • Годовой оборот не раскрывается.
  • Объем бизнеса ежегодно растет в 3,5 раза.
  • Онлайн-магазины приносят 75% оборота.

Алгоритмы бизнеса

В основу бизнес-логики «Достависты» заложен принцип выбора курьером заказов. После того как заказ появляется в системе, а курьеры через приложения на своих смартфонах заявляют о готовности его принять, не более чем через пять минут робот решает, кому поручить доставку. Поскольку ценные отправления можно доверить не каждому, в системе предусмотрена скоринговая модель, выделяющая группы курьеров для отправлений определенной ценности. Робот должен показать каждому курьеру список доступных ему заказов, затем выбрать из списка откликнувшихся курьеров наиболее подходящего. «Оценка системой реальной возможности курьера выполнить набранные им заказы – тяжелый алгоритмический процесс, и наша экспертиза именно в этом – как управлять курьерским корпусом фрилансеров, – подчеркнул Александровский. – “Достависта” – не курьерская служба, а ИТ-компания, которая трансформирует бизнес на базе прорывных технологий. Мы придумываем бизнес-процессы и алгоритмы и программируем их». Раз в год команда «Достависты» выезжает поработать курьерами, чтобы прочувствовать на себе спроектированные бизнес-процессы.

Операционную деятельность компания ведет через облачные сервисы: документы лежат в Google Docs, постановщики задач разработчиков используют бесплатный онлайн-трекер задач. Подписи об отправке товара и его принятии клиенты ставят на экране смартфона курьера. «Мы очень близки к тому, чтобы совсем отказаться от бумажного документооборота», – говорит Александровский. Отчетность в налоговые органы отправляется в электронном виде с цифровой подписью, бумажными остаются только договоры с курьерами.


В системе отслеживаются все действия клиентов и курьеров – таким образом, всегда можно восстановить происходившее в тот или иной момент времени в нужном разрезе. Основная работа мененджера – изучить накопленные данные, чтобы понять, что следует изменить в системе для повышения эффективности, поставить задачу для разработчиков в трекер и проследить за выполнением. После того как задача выполнена, поступают новые данные, которые снова анализируют, чтобы выяснить, достигнута ли цель.

Каждую неделю ставится новый релиз серверного решения, приложения обновляются чуть реже. Так как это потенциально рискованная операция, политики обновления и тестирования настроены так, чтобы обеспечить максимально высокую надежность процессов. Серверные мощности компании расположены в нескольких московских ЦОД также с целью обеспечить высокую надежность, поскольку выход из строя инфраструктуры означает полную остановку бизнеса.

Серверная часть решения интегрирована с бухгалтерской системой «1С», IP-телефонией и через API общается c заказчиками и мобильными приложениями курьеров.

Мотивация исполнителей

Дизайн системы подразумевает логистическую оптимизацию самими курьерами, по желанию они используют Google Maps или «Яндекс.Карты». «Для оптимизации маршрутов мы используем “вычислительные мощности” самих курьеров, так как они явно мотивированы заработать больше, сэкономив время и усилия», – сообщил Александровский.

Для оптимизации маршрутов используются «вычислительные мощности» самих курьеров, так как они явно мотивированы заработать больше, сэкономив время и усилия

Комиссия «Достависты» варьирует от 0 до 40% и составляет в среднем 20% от цены доставки. Фактические комиссионные рассчитываются исходя из фиксированной для клиента цены доставки и сложности маршрута. «При доставке с одного конца Москвы на другой мы все деньги отдадим курьеру, но если на следующий день он возьмет доставку в пределах одного района, на этот раз мы возьмем максимальную комиссию, – поясняет Александровский. – Этот принцип работает, иначе короткие заказы бы разбирались, а длинные зависали». Примерно половина средств, полученных компанией, уходит на покрытие переменных издержек – на контакт-центр и комиссионные платежным системам, оставшаяся маржа составляет 10%.

Если штатный курьер – это обычный исполнитель, то в краудсорсинге он сам выбирает заказы, «охотится» за наиболее выгодными, конкурирует, нарабатывая рейтинг у заказчиков

Заботясь о том, чтобы курьерам было интересно, в компании стараются задействовать все главные мотиваторы: достижение целей, саморазвитие и одобрение социума. Если штатный курьер – это обычный исполнитель, то в краудсорсинге он сам выбирает заказы, «охотится» за наиболее выгодными, конкурирует, нарабатывая рейтинг у заказчиков. Когда у курьера в кармане или на банковской карте есть небольшие оборотные средства, он может действовать как мини-предприниматель, выкупая товар у магазина (эта услуга стоит магазину 2%) и продавая его потом покупателю. В компании планируют добавить еще элемент соревновательности, показывая курьеру его «место» среди всех остальных.

Сервис для миллионников

Ежемесячно услугами «Достависты» пользуются несколько тысяч клиентов – мелкий бизнес, частные лица и организации. Работа с ними полностью автоматизирована, включая финансовые расчеты. Для контакт-центра используется решение IP-телефонии «Астериск», интегрированное с базой данных и CRM-системой. Когда клиент звонит, на панели диспетчера сразу открываются и карточка заказа, и карточка клиента.

Первые заказы обычно совершают через форму на сайте, а затем подключаются к системе через API. В личном кабинете клиент видит статус текущего заказа, предыдущие заказы, местонахождение курьера на карте, опции выставления счета и его оплаты. Система «Достависты» интегрирована с «1С», так что когда деньги поступают на счет компании, они появляются на балансе клиента, который заказывает доставки в рамках этого аванса. Для ценных отправлений ставится флажок «Материальная ответственность “Достависты”» с указанием ценности. Тогда за 0,9% стоимости заказа служба берет на себя ответственность за его сохранность и в случае пропажи или порчи возвращает клиенту стоимость заказа в течение трех дней. «Но это единичные случаи. Возможно, потому что у нас всего одно логистическое плечо, а потери происходят главным образом на точках складирования, сортировки и распределения товара», – заметил Александровский.

Помимо Москвы, «Достависта» работает в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре. В московском офисе работают десять человек, а сотрудники контакт-центра распределены по другим городам.

«Так как у нас нет отдела по работе с клиентами, масштабирование не проблема», – утверждает Александровский. Теперь он подумывает о масштабировании и привлечении инвестиций для развертывания бизнеса в других странах. По его мнению, краудсорсинговая модель в ее текущем виде работоспособна в городах с населением от 15 млн человек, которых в мире всего два десятка. Чем меньше город, тем спокойнее и расслабленнее живут люди и тем менее они склонны платить за услугу доставки с целью сэкономить время.

Один сплошной краудсорсинг

По мнению Капчица, технологичная доставка, которая только зародилась и развивается, со временем переделает весь рынок и станет мейнстримом: не нужно будет ждать курьера целый день, мы точно будем знать, какой человек к нам приедет, видеть его на карте и ожидать прибытия точно вовремя.


«Свободный график – это настолько удобно, что непонятно, зачем курьерам оставаться в штате», – добавляет Александровский. Он также глубоко убежден в том, что в будущем все компании станут ИТ-компаниями, так как значение ИТ-составляющей растет и рано или поздно она везде станет главной. «На мой взгляд, ИТ-компании – это не те, что продают ИТ-решения, а те, что их разрабатывают и используют сами», – подчеркнул Александровский.

Согласно футуристическим прогнозам, подавляющая часть трудовых ресурсов будет управляться не людьми, а роботами или протоколами через API и лишь небольшая часть будет разрабатывать этих роботов и эти протоколы. «Это не так грустно, как может показаться на первый взгляд, так как робот не говорит человеку, что делать, а дает ему свободу выбора при принятии решения. И этот выбор бывает шире, чем в стандартной бизнес-структуре, управляемой человеком, поэтому такая работа может быть удобнее, комфортнее и интереснее», – полагает он.

Краудсорсинг в «последней миле» логистики – модель столь же привлекательная, сколь и легко реплицируемая. Помимо Bringo и «Достависты», ее реализуют компании «Пешкарики» и YouDo, позволяющие находить не только брингеров, но и помощников для решения других задач. Тема продолжает привлекать новых игроков: в 2015 году Qiwi и «Ситимобил» вложили 0,5 млн долл. в стартап Today Delivery. Впрочем, о серьезной конкуренции говорить рано, ниша срочной доставки еще новая и неосвоенная. В одиночку раскачивать новый рынок сложнее, так что появление конкурентов можно только приветствовать, заметил Александровский. Цены и размеры комиссии на этом рынке вряд ли будут существенно различаться. Что нас ждет – так это конкуренция алгоритмов.

Популярность интернета вещей стимулируется ростом электронной коммерции

Промышленная глобализация и рост электронной коммерции приводят к новым вызовам для компаний, занимающихся торговлей и логистикой. Как показало недавнее исследование Accenture, сейчас ожидания клиента основываются на трех основных моментах.

Во-первых , это контроль доставки. Люди хотят лучшего обслуживания на последней миле, когда купленный товар попадает непосредственно от продавца к ним в руки. Качественный контроль доставки дает им возможность выбирать как, когда и куда доставляются их посылки.

Во-вторых , способ доставки. Вариантов получения посылок становится все больше. Люди могут воспользоваться пунктом выдачи заказов, почтовой службой, автоматическим почтоматом или камерой хранения, которые гарантируют надежный, круглосуточный, а иногда и анонимный вариант доставки.

В-третьих , сроки доставки. Некоторым людям важно забрать товар поскорее, а другие могут сделать это только через неделю. Логистическим компаниям нужно сосредоточиться на том, чтобы предоставить клиенту выбор времени доставки для его удобства.

Эти моменты в конечном итоге приведут к автоматизации доставки. Как пишет в своем исследовании компания McKinsey, автоматизация на последней миле доставки через десять лет достигнет 90%. Для этого будут использоваться дроны, почтоматы и автономные транспортные средства. И если рассматривать их как устройства интернета вещей, существующие на сегодня ограничения могут серьезно помешать последующему росту рынка.

В чем же они заключаются? Прежде всего, распространенность таких устройств требует серьезного уровня безопасности всей экосистемы. И это не пустые слова. В 2014 году состоялась первая кибератака с использованием интернета вещей, во время которой пострадали 750 тыс. клиентских устройств. И можно не сомневаться, что в будущем кибератаки на системы интернета вещей будут более мощными, чем сейчас. Поэтому инструменты, обеспечивающие доставку на последней миле, должны быть надежно защищены. Это обеспечит бесперебойную работу и сохранность конфиденциальной информации клиентов.

Второй момент – это растущее количество устройств. Их будет становиться все больше, для них потребуются более широкие каналы связи и высокая вычислительная мощность облачных сервисов. Большое количество устройств также потребует автоматизированных систем обслуживания, ведь к каждому дрону оператора и сисадмина не приставишь. Это, в придачу к высоким требованиям безопасности, потребует существенных капиталовложений.

Третье ограничение – все возрастающие сложности во взаимодействии между компаниями. Для одной корпорации монополизация всей вертикали процедур идет в плюс. Например, Amazon в этом году запустил доставку конечным пользователям, что позволило им замкнуть на себя всю цепочку работы с клиентами – от продажи до доставки. Крупные игроки создают стандартизированные модели поставок из-за чего мелкие и средние компании не могут конкурировать с ними без того, чтобы не налаживать сотрудничество. И получается, что разные компании должны обмениваться данными клиентов между собой. А из-за разных подходов и стандартов безопасности, могут происходить утечки конфиденциальной информации. Это третья важная проблема индустрии – безопасность, приватность, и конфиденциальность данных клиентов.

Блокчейн как решение проблем доставки последней мили

Есть много разных подходов к обеспечению безопасности и других критически важных вопросов работы интернета вещей. Один из них – использование технологии блокчейн. Она позволит внедрить революционные изменения и сделать решения для последней мили доставки действительно гибкими, автономными и безопасными.

Чтобы понять, как это работает, ознакомимся с описанием инфраструктурных элементов блокчейна и интернета вещей:

1. Устройства интернета вещей взаимодействует с физическим миром, получают информацию, превращают ее в цифровые данные и сохраняют в регистре как обычную цепь.

2. Блокчейн сохраняет одну или много таких цепей в форме цепочки блоков. При этом боковую цепь можно использовать для ускорения транзакций, уменьшения трат и вычислительной нагрузки.

3. Смарт-контракты задают действия для физических объектов. Это может быть независимая программа для каждой станции или устройства. Она задает цель, планы, политику и контекст, следит за их выполнением, а также обновляет состояние регистра через механизм консенсуса. Другими словами, действия устройства в физическом мире зависят от состояния регистра. А это состояние, в свою очередь, задается смарт-контрактом.

Таким простым способом технология блокчейн решает проблему увеличения количества устройств в сфере доставки последней мили.

Безопасность. Децентрализация системы снизит риск сбоя работы всей сети, ведь целостность системы больше не будет зависеть от единичных узлов. Вместо этого она будет полагаться на консенсус между узлами.

Расширяемость. Вычислительные мощности и хранение информации перенаправятся на все устройства, а не центральные сервера. Таким образом децентрализованная система будет гибче и сделает управление устройствами последней мили более легким.

Совместимость. Открытые протоколы установят доверие между клиентами для совместного и безопасного использования данных. Кроме этого, компании, занимающиеся сбытом и логистикой, смогут обмениваться данными клиентов без риска для безопасности.





«Последняя миля» – очередной вызов для системы поставок в розничной торговле

Онлайн-торговля уже приобрела вселенские масштабы. По прогнозам экспертов, в текущем году продажи в интернете возрастут на 20%, а общая сумма торговых операций достигнет $1,5 триллиона. Распространяясь на новые рынки, стихия электронной коммерции не оставляет иного выбора ритейлерам и торговым площадкам, кроме как в любом месте и в любое время быть готовыми удовлетворить запросы покупателей.

Новая волна в развитии электронной торговли – это повышение удобства клиентов благодаря оказанию услуг доставки без дополнительной ценовой нагрузки на покупателя. Независимо от того, где клиент предпочитает покупать - в магазине или интернет-каталоге - изо дня в день растут его ожидания относительно удобства совершения покупки, условий доставки, возможностей обмена и возврата товара, причем на эти ожидания влияют географические, демографические и прочие факторы.

За кулисами яркой сцены электронной торговли скрывается сложная система производства товаров, хранения и распределения запасов, организации цепей поставок и задач розничной торговли. Даже ритейлеры-гиганты, сумевшие наладить продажи по низким ценам и доставку в тот же день, находятся в постоянном поиске эффективного решения «проблемы последней мили».

В этой погоне за идеальной работой магазинов решающее значение приобретает использование нескольких каналов связи, поскольку успех бизнеса во многом зависит от эффективности системы «последней мили». Торговые предприятия и интернет-магазины имеют разный ассортимент продукции и объемы продаж, поэтому единое решение, как справиться с этим вызовом, увы, пока не найдено.

И все же есть общая схема, по которой любая компания может сформировать такую стратегию управления цепями поставок, которая позволит максимально оптимизировать систему перевозок и разработать эффективную технологию «последней мили».

Шесть шагов к преодолению рубежа «последней мили»

Если вашей компании приходится сталкиваться с проблемой «последней мили», для ее решения сначала потребуется пересмотреть всю цепочку поставок и то, насколько система управления запасами отвечает современным требованиям покупателей относительно покупки и доставки товаров. Идеи, которые мы рассмотрим, – это лишь начало пути, но они могут пригодиться вам для принятия оптимальных решений, помогут понять всю сложность «проблемы последней мили» и разработать оптимальную схему ее преодоления.

1. Всегда помните о том, что важно для покупателя

Для начала ответьте на вопрос: «Каковы ожидания наших покупателей? Как от них зависит их покупательское поведение?» Недавний эксперимент показал, что 93% покупателей при покупке в интернете сделали тот или иной выбор, чтобы выполнить условие получения бесплатной доставки. На предпочтения клиентов также могут повлиять бонусы, скидки на доставку, различные программы лояльности.

Пристальное внимание к предпочтениям ваших клиентов, выгодные предложения и удобные ноу-хау, например, зип-коды, окошки доставки или пункты раздачи онлайн-заказов в обычных магазинах – непременно пойдут на пользу бизнесу. Применяйте свои наблюдения за покупателями и результаты исследования рынка для совершенствования сети поставок, и ваша прибыть будет расти.

2. Пробуйте внедрять инновации, например, поставку товаров в комплекте

Проблема «последней мили» понижает рентабельность продукции и усложняет жизнь перевозчикам, которые уже не один десяток лет стоят перед дилеммой компактности перевозимых грузов. Более половины покупателей поудаляли товары из корзин интернет-магазинов из-за высокой стоимости доставки, остальная часть – по причине недоступной бесплатной доставки. Высокая прибыль от продаж, например, нетбуков или планшетов, покроет расходы на почтовые отправления, чего не скажешь о недорогих товарах, которые все же должны приносить прибыль продавцу.

В данном случае надо стремиться изменить ожидания клиентов, дабы повысить рентабельность доставки «последней милей». Чтобы окупить бесплатную доставку, можно предлагать клиентам делать дополнительные покупки вместе с основной, например, вместе с компьютером приобрести книгу, предмет одежды или посуду. Так повысится стоимость одного заказа, а заодно и количество перевозимых товаров. Еще один вариант – выполнять отправку не сразу, а когда накопится некоторое количество товара, что также оптимизирует процесс доставки и снизит негативное влияние «последней или» на общий доход. Пока остается простор для увеличения объема перевозки, вы можете смело управлять покупательскими ожиданиями с целью хотя бы временного преодоления «проблемы последней мили».

3. Исследуйте нестандартные способы доставки

Торговые компании, которые построили свой бизнес в стенах традиционных магазинов, намерены бороться за сохранение своих позиций даже при растущей конкуренции интернет-площадок. Покупатели любят ходить в обычные магазины, ведь это особое мероприятие: прогулка по торговому центру, возможность увидеть, подержать в руках товар, прежде чем купить. Однако здесь нельзя не учитывать «кусающиеся» расходы на содержание помещения и персонала.

Используйте недвижимость и возможность хранения запасов, чтобы разработать оптимальную стратегию «последней мили» и приумножить доход. Пусть традиционные торговые точки станут некими распределительными пунктами вашей электронной торговой фирмы, благодаря которым вы сможете моментально выполнять заказы и экономить на перевозке товаров.

Вы также можете привлечь провайдера логистики для организации транспортировки, решения проблемы «последней мили» или оценки состояния вашей системы перевозок. Наверняка вам понадобится внести изменения в перечень вариантов доставки, чтобы идти в ногу с потребностями клиентов и поддерживать уровень доходов компании.

4. Оптимизируйте систему перевозок для преодоления проблемы последней мили

Наибольшая загадка и одновременно ключ к успеху таится в том, как цепочка поставок пополняется товарами и проходит «последнюю милю». Именно на этом этапе резко меняется стоимость доставки, и именно здесь следует внедрять инновации. Но заменяя традиционные методы доставки, мы должны позаботиться об усовершенствовании систем безопасности и отслеживания грузов, дабы качественный товар был доставлен своему покупателю. Поэтому развитие технологий в этой сфере приобретает огромное значение.

Курьерские службы, специализирующиеся на некрупных посылках, в своей работе всегда следовали принципу доставки из множества точек в одно место, тем самым оптимизируя доставку и решая проблему плотности груза. Однако теперь они столкнулись с проблемой оптимизации доставки по каждому отдельному адресу. Финансовая нагрузка в этом случае возлагается на курьерскую службу и как результат на клиента, что следует из недавнего роста цены на объемные посылки.

Расходы на транспортировку «последней милей» варьируются, и их приходится тем или иным способом возлагать на всех участников цепочки поставок. Вариантов несколько: оптимизация упаковки, попутная доставка нескольких заказов, перевозка большего количества товаров, накопившихся к определенному моменту. Так, вы сможете несколько снизить расходы на перевозку товаров благодаря внедрению инноваций и повышению компактности доставки.

5. Принимайте во внимание форму запасов и их место в цепи поставок

Умение быстро, даже заранее, реагировать на изменение спроса становиться едва ли не главным залогом успеха в электронной торговле. Продавцы стремятся разработать систему гибкого управления запасами с тем, чтобы товары заблаговременно находились как можно ближе к потенциальному покупателю. Для разработки оптимальной стратегии управления запасами применяются современные логистические методы и приемы планирования, которые позволяют точно прогнозировать спрос на товары и всевозможные изменения правил и требований.

Еще недавно для своевременного реагирования на колебания спроса использовался дополнительный запас товаров. С появлением инноваций в сфере доставки, политики согласования цен, возможности прочесть обзор или оставить отзыв о товаре, нерациональное размещение товаров становится едва ли не первым ценообразующим фактором. Гибкая система распределения запасов и их доступность в любой момент может стать огромным преимуществом вашего бизнеса.

Рано или поздно запасы придется размещать повсеместно, а традиционная система упаковки и распределения товаров в обычных магазинах будет подвержена изменениям, поскольку ей не хватает гибкости и прозрачности. Пересмотр методов управления запасами, реорганизация и совершенствование каналов связи, создание эффективной информационной системы управления, связанной с глобальными средами и опирающейся на конкретные пункты хранения запасов позволит эффективно распределять товары в системе поставок.

Благодаря постепенному замещению прежнего способа распределения (продажи в традиционных магазинах) современной сетью пунктов хранения/выдачи товаров и в то же время установлению связи этих пунктов с традиционными магазинами вы сможете разработать свою уникальную систему планирования. Контроль над запасами товаров на всех точках позволит организовать рентабельную доставку покупателю из ближайшего пункта, и тем самым успешно решить проблему «последней мили».

6. Научитесь эффективно управлять возвратом

Многие предприниматели стараются заранее продумать способы преодоления «проблемы последней мили», и это не случайно. Как правила, затраты на возврат товаров вообще не окупаются. Попробуйте сделать управление возвратом одним из инструментов преодоления «последней мили», и вы «убьете двух зайцев»: создадите удобный сервис возврата для клиентов и наладите плавное вливание возвращаемых товаров в поток поставок.

Чтобы операции возврата в конце рабочего дня были эффективны, следует минимизировать количество остановок. Водители могут подбирать возврат по пути, следуя по своему обычному маршруту. Еще один способ – разработать систему поощрений клиентов за возврат в магазин или в специальный пункт приема.

Со стороны все это выглядит сложно, потому что так и есть. Некоторые предприятия уже пожинают плоды от внедрения стратегии мониторинга запасов и выполнения поставок в режиме реального времени, включая запасы обычных магазинов и активы онлайн-каталога, и одновременно занимаются разработкой более совершенных методов решения «проблемы последней мили».

Однако все эти преобразования не смогли полностью исчерпать вопросы, касающиеся транспортировки «последней милей». Одно мы знаем наверняка: в последующие несколько лет будет проходить активный поиск путей решения проблемы «последней мили». Тем, кто решил заняться разработкой собственной системы, придется проработать сразу несколько различных схем распределения товаров. Это необходимо для объективной оценки их стоимости, а также для приобретения ценного опыта решения проблемы «последней мили». Чтобы правильно наметить пункты распределения, нужно будет построить модель сети поставок и начать процесс оптимизации запасов.

Прибыльность предприятия напрямую зависит от эффективности организации цепи поставок. Цель всех усилий – это:

наличие запасов в нужном месте в нужное время;
разработка гибкой системы поставок, при которой запасы находятся максимально близко к потенциальному клиенту;
создание способов доставки, удобных для покупателей и не затратных для продавца;
внедрение продуманной системы возврата и стратегии удержания клиентов.


Aйрат Ихсанов,
руководитель «Международной консалтинговой компании SCM Consult».

Очень часто на сайт люди спрашивают, что значит тот или иной статус посылки. А раз спрашивают, то надо разобраться.

Почтовый статус и статус заказа на Алиэкспресс это разные вещи!

В этой статье будет идти речь о почтовых статусах , также у нас есть статья . Это разные вещи. Статус заказа отслеживается в вашем . И отражает информацию о посылке в рамках торговой площадки Aliexpress. А статус посылки отслеживается в почтовых сервисах (Почта России, Почта Китая и т.п.). Не путайте.

Не все заказы можно отследить

Обратите внимание, что далеко не каждая посылка может отслеживаться во время движения от продавца к вам. Это возможно только если у неё будет отслеживаемый трек. Но как узнать об этом ДО заказа?

В случае с Алиэкспресс — откройте , затем нажмите на пункт Доставка

И после нажатия у вас появится меню с информацией о способах доставки. В крайней колонке будет отображаться информация о наличии трека (Информация о доставке).

Если в этом поле указано Не доступна, значит трека у вашего заказа при выборе этой доставки не будет, посылка не будет отслеживаться и текущий почтовый статус посылки вы узнавать не сможете.

Как отслеживать посылку с Алиэкспресс

Если вы впервые отслеживаете посылку и ваша посылка с Aliexpress, то почитайте нашу статью . Если ваша посылка вообще не отслеживается то читайте .

Обратите внимание, что в статье описаны наиболее частые статусы. На самом деле их гораздо больше, но другие статусы посылок встречаются значительно реже. И ещё, у некоторых частных курьерских компаний, в Китае особенно, одни и те же статусы могут обозначаться разными словами. Если у вас какой-то статус, не описанный в этой статье – спрашивайте в комментариях, попробуем разобраться. Обязательно указывайте где вы этот статус увидели!

Статусы посылок в стране отправления (например в Китае)

Пока посылка в стране отправления, она может иметь такие статусы:

  • Прием (Collection, Acceptance) – посылку сдали в почтовое отделение. Стоит иметь ввиду, что посылка не сразу начинает отслеживаться по трек номеру, который выдал вам продавец. На обработку посылки занесение в базу уходит некоторое время. Обычно трек начинает отслеживаться в течении 10 дней.
  • Opening (Посылка прибыла в транзитный пункт) . Обычно рядом с этим статусом пишется и почтовый индекс транзитного пункта. Таких статусов может быть много. Причем порядок их не всегда правильный. Вероятно операторы транзитных пунктов забивают данные не сразу. Поэтому не надо удивляться статусу Opening уже после Экспорта.
  • Прибытие в ММПО (Dispatching, Обработка) . В этом статусе посылка готовится к экспорту и отправке в страну назначения. У некоторых транспортных команий в Китае это последний статус, который отслеживается.
  • Экспорт (Departure from outward office of exchange, Total Export) – означает что посылка прошла все необходимые процедуры и выслана в страну назначения.

После последнего статуса может пройти довольно много времени пока посылка начнет отслеживаться в стране назначения. Если посылка была отправлена без международного трека, то она может перестать отслеживаться вовсе.

Статусы посылки в стране назначения (например РФ)

  • Импорт (Import) – посылка пришла в страну назначения. Её оформляют для передачи на таможню.
  • Приём на таможню – передача в таможню для оформления.
  • Таможенное оформление. Выпуск таможни – посылка прошла всё необходимое таможенное оформление и готовится к выпуску с ММПО
  • Покинуло место международного обмена ММПО – посылка вышла с таможни и передана почте для дальнейшей отправки.
  • Покинуло сортировочный центр – посылка отсортирована и отправлена по месту назначения.
  • Прибыло в место вручения – посылка прибыла в почтовое отделение. В принципе её можно уже получать. Или ждите уведомления.
  • Вручение адресату (Product Delivered) – посылка УЖЕ вручена получателю.

Обратите внимание, что в интерфейсе отслеживания посылки на Почте России, на импорте, указывается индекс адресата. Иногда, в случае ошибки или фейкового трека там может быть видно что посылка идет не в ваше почтовое отделение. Если посылка сменила несколько статусов, а индекс по прежнему не верный, то стоит начать переживать.

Не приятные статусы посылок

Статусы посылки описанные выше довольно стандартные. Они означают, что посылка едет. Иногда посылка может застревать на статусах, иногда пропускать какие-то, но, в большинстве случаев, всё бывает хорошо. Однако есть статусы, которые однозначно означают проблемы:

  • Возврат. Иные обстоятельства — означает что с вашей посылкой что-то не так. И её возвращают отправителю. Что не так нужно выяснять. Лучше всего начать с горячей линии почты России 8-800-2005-888. После выяснения причин и нахождения виноватых можно думать что делать дальше.
  • Возврат. Возврат таможни – аналогично предыдущему пункту. Обычно означает, что адрес написан не разборчиво.
  • Неудачная попытка вручения – обычно сопровождается уточнением о причинах не удачи. Неточный адрес, Неполный адрес, Адресат выбыл и т.п. В этой ситуации главное успеть добежать до почтового отделения пока не истекло время хранения посылки – это 30 дней. Проверьте также, а в то ли вообще почтовое отделение пришла посылка. Ну и иногда на почте такие статусы ставят вообще от фонаря. Но контролировать стоит.
  • Возврат. Истёк срок хранения – очевидно, вы забыли получить посылку вовремя и её вернули.
  • Досыл. Засылка – посылка прибыла в не правильное почтовое отделение и её перенаправили. То есть посылка едет дальше. То есть это не проблема, но нужно контролировать ситуацию.

Что означают буквы в конце статуса (PEK, CAN и т.п.)

Эти буквы часто видны при отслеживании статуса посылки на China Air Post. Они означают обозначения аэропортов по IATA, в которых посылка была зарегистрирована. Их обозначения можно увидеть или на любом сервисе покупок авиабилетов (SkyScanner например;)).

Что означает статус NULL (NULL, PEK)

Этот статус виден при отслеживании статуса посылки на почте Китая. Это просто внутренние статусы почты Китая, которые они не перевели на английский. Поэтому там где должен быть перевод его нет, а вместо него NULL. Если вам не втерпеж таки узнать что это за статус – переключитесь на китайскую версию сервиса, скопируйте статус в иероглифах и переведите его гугл переводчиком. Правда этот способ не всегда срабатывает. Иногда в китайской версии некоторых статусов просто нет.

NULL, PEK означает, что посылка была в аэропорту Пекина. Что она там делала можно узнать в китайской версии China Air Post.

Что значит item arrived at OE in tne destination country

OE - office of exchange - ММПО, Место Международного Почтового Обмена. Это нормальный статус, значит посылка пришла на таможню и проходит процедуру таможенной очистки.

Трек (статус посылки) перестал меняться, посылка не отслеживается

Очень часто беспокойные покупатели начинают переживать когда статус посылки вдруг перестает меняться. Часто это случается после экспорта.Вроде совсем недавно посылка бодро двигалась по Китаю, меняла статусы чуть не каждый день и вдруг, после какого-нибудь Export of international mail, Arrived to destination country и тому подобного трека, посылка перестает двигаться..

Если вы узнали свою ситуацию, то мы подробно разобрали эту ситуацию в статье . Если кратко, то есть два варианта:

  • Если ваш трек международный и успешно отслеживается на официальном сайте вашей государственной почты (Почта России, УкрПочта, Белпочта) и с момента последнего обновления статуса прошло больше 2-3 недель, то что ж — ваши опасения не без основательны.
  • Если ваш трек никогда не отслеживался на сайте почты. Статус посылки вы снимали в личном кабинете Алиэкспресс или како-либо специализированном сайте проверки трека, или формат трека вообще явно отличается от международного (правильный международный это что-то вроде такого RR123456789CN). То такой трек при экспорте часто меняется, если посылка передается вашей госпочте. То есть по вашей стране такая посылка едет под другим треком (который вы не знаете, и узнать, как правило, не можете). Ну а старый трек остается в последнем статусе. То есть тут переживать вообще не о чем. Такая ситуация вариант нормы.

Но как бы то ни было. Отслеживается ваша посылка с Алиэкспресс или нет, главное что вы должны делать это контролировать срок защиты и продлять его при необходимости или открывать спор.

Проверка продавца на Алиэкспресс

Большинство проблем с заказами на Алиэкспресс можно избежать если тщательно подходить к выбору продавца на Алиэкспресс ДО покупки. В этом нет ничего сложного и можно разобраться. Но если время дорого и разбираться некогда, то воспользуйтесь нашим сервисом.

В заключение

Я многократно писал личное мнение, что при заказе товаров из Китая надо набраться терпения. Не надо переживать, если посылка не меняет статус три дня, неделю, две. Это обычное явление. А уж в праздники, которых в Китае не мало, вообще всё останавливается. При заказе товара на Aliexpress ваши посылки защищены. Куда важнее для успешной покупки потратить больше времени на выбор лота и затем контролировать лишь срок истечения защиты. Чем по 20 раз в день мониторить движение посылки.

И пользуйтесь сервисами и программами для контроля движения посылок. Их сейчас не мало разных.

P.S. от февраля 2018:

В комментариях вы часто спрашиваете что значит тот или иной статус посылки. Чаще всего неясность значения статуса связана с кривым переводом статуса выданного китайским перевозчиком. Часто текущий статус зависит от предыдущего движения посылки и понять что значит ваш не стандартный статус сейчас возможно только поняв как посылка двигалась ранее. Поэтому, если хотите спросить что-то про вашу посылку:

Пишите трек номер вашей посылки.

А комменты вида «Что значит статус ХХХ» мы будем игнорить или удалять. Уж простите, но утомило копипастить «Напишите трек, посмотрим» в пустоту.