Инструкция по регистрации религиозной организации, необходимые документы. Порядок создания и ликвидации религиозных объединений в россии Учредителями местной религиозной организации могут быть

государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

(см. текст в предыдущей редакции)

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

Документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

заявление о регистрации;

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

(см. текст в предыдущей редакции)

нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

(см. текст в предыдущей редакции)

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

(см. текст в предыдущей редакции)

документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

В случае, если учредителем (учредителями) не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

В юридическую службу Московской Патриархии поступают многочисленные обращения из епархий по проблемам, связанным с наименованием религиозных организаций. Руководитель юридической службы инокиня Ксения (Чернега) на страницах «Журнала Московской Патриархии» (№7, июль 2011 г.) дает разъяснения по вопросам регистрации религиозных организаций, заключения ими гражданско-правовых договоров и включения наименования религиозной организации в платежные документы.

Полное наименование религиозных организаций

Полное наименование религиозных организаций должно быть указано в учредительных документах, в печати (штампе), на бланках, при заключении сделок, в тексте маркировок выпускаемых религиозными организациями литературных произведений, печатных изданий, аудиовизуальных произведений и в других случаях. Так, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; кроме того, она вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. В соответствии с положением п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на религиозную организацию возлагается обязанность указывать ее полное наименование при осуществлении своей деятельности.

Правило об обязательном использовании полного наименования религиозной организации закреплено законодателем для того, чтобы довести до участников гражданского оборота, прежде всего граждан, максимально полную и достоверную информацию о вероисповедании соответствующей религиозной организации.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в полном наименовании религиозной организации, является закрытым. Он включает в себя сведения о

  • организационно-правовой форме (религиозной организации);
  • характере деятельности (например, приход, подворье, монастырь);
  • вероисповедании религиозной организации (к примеру, православной).

П. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливается, что наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», «некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности».

Поэтому регистрирующий орган не вправе требовать от религиозной организации включения в наименование дополнительных сведений, не предусмотренных законодательством. Соответственно, неправомерным будет являться и отказ в регистрации религиозной организации по причине невключения в наименование сведений, не установленных законом. Правильность такого подхода к вопросу о регистрации религиозной организации подтверждается судебной практикой.

К примеру, Первомайский районный суд Кировской области в решении от 13.07.2001 года признал неправомерным отказ управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в государственной регистрации религиозной организации «Волго-Вятский христианский центр», мотивированный тем, что в наименовании данной религиозной организации не определена ее принадлежность к централизованной религиозной организации.

Вместе с тем следует отметить, что, согласно ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой, в том числе религиозной, организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

Существенное значение имеет то обстоятельство, что религиозная организация, зарегистрированная в установленном порядке, имеет исключительное право на использование своего полного наименования в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это исключительное право защищено законом. Поэтому лицо, неправомерно использующее полное наименование религиозной организации, обязано по ее требованию прекратить использование данного наименования и возместить причиненные убытки.

В этой связи следует также учитывать положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года. Согласно ст. 8 данной Конвенции, наименование юридического лица охраняется во всех странах — участницах Конвенции «без обязательной подачи заявки или регистрации». Таким образом, юридическое лицо, в том числе религиозная организация, имеет исключительное право использования собственного наименования без регистрации последнего в силу самого факта его использования.

Сокращенное наименование религиозной организации

Закон не запрещает религиозным организациям использовать собственное сокращенное наименование в различных хозяйственных отношениях. При этом не требуется вносить соответствующие изменения в устав. Например, при заключении гражданско-правового договора религиозная организация вправе определить сокращенное наименование, которое будет применяться исключительно в рамках конкретного договора, в частности при заполнении документов, связанных с исполнением данного договора. Для этого в преамбуле договора должно быть указано полное наименование религиозной организации, а также сделана ссылка на последующее употребление сокращенного наименования для обозначения религиозной организации как стороны договора.

Обоснованность данного вывода подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 07.02.2011 года № 14-27\38. В письме указывается, что в договоре с кредитной организацией (или ее филиалом) допускается установить сокращенное наименование религиозной организации с целью осуществления безналичных расчетов и заполнения расчетных документов. Данное письмо особенно важно в связи с многочисленными обращениями из епархий в юридическую службу Московской Патриархии по вопросам включения полных наименований религиозных организаций (епархий, приходов, монастырей) в платежные документы. Например, банк N ответил отказом на обращение местной религиозной организации по вопросу осуществления безналичных денежных расчетов на том основании, что, согласно учредительным документам, полное наименование данной организации превышает 200 символов, тогда как сокращенное наименование отсутствует. В соответствии же с банковскими правилами осуществления безналичных расчетов наименование плательщика или получателя в расчетном документе не должно превышать 160 символов.

Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной

Запрет на включение в уставы религиозных организаций сокращенных наименований основывается на уже упоминавшемся положении п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Дело в том, что Министерство юстиции Российской Федерации обязано следить за исполнением данного требования закона, в том числе в целях противодействия деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которые заинтересованы в сокрытии от граждан и организаций своих полных наименований, содержащих указание на их конфессиональную принадлежность.

Как указал Верховный суд в определении № 41-Г09-29 от 08.12.2009 года, свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ее ограничения. Они установлены в ч. 2 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, ч. 3 ст. 18 Международного пакта от 16.12.1966 года о гражданских и политических правах и ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации отмечает, что, поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, Конституция Российской Федерации запрещает создание объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни, пропаганду или агитацию, возбуждающие религиозную ненависть и вражду, пропаганду религиозного превосходства.

Использование слов «Россия», «российский» и т.п. в наименовании религиозной организации

Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них, согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как устанавливается в определении Конституционного суда Российской Федерации от 13.04.2000 года № 46-О, при исчислении 50-летнего срока осуществления деятельности религиозной организации на территории Российской Федерации не следует принимать во внимание приостановление деятельности соответствующей религиозной организации, если она была лишена возможности осуществлять свою деятельность по причинам, зависящим не от нее, а от неправомерных решений и действий государственных органов и их должностных лиц. Кроме того, согласно п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, религиозные объединения освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования соответствующих наименований.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Статья 4. Наименование и местонахождение некоммерческой организации.

1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации.

1. В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

…2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием…

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 8. Религиозная организация.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

…8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Конвенция по охране промышленной собственности

Статья 8. [Фирменные наименования]

Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Статья 9. Свобода мысли, совести и религии.

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Конституция Российской Федерации

Статья 19

3. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 29

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Международный пакт о гражданских и политических правах

Статья 18

…3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Стоимость регистрации религиозных организаций – 15000 рублей

Срок выполнения услуги – 1 месяц!

Религиозные объединения создаются на добровольной основе гражданами, постоянно и законно проживающими на территории РФ. Целями создания религиозных объединений является:

  • Совместное вероисповедание и распространение веры
  • Проведение различных религиозных обрядов
  • Религиозное воспитание, обучение

Регистрация религиозных объединений (организаций) может быть в двух формах: местной и централизованной. Для того, чтобы создать местную религиозную организацию нужно подтверждение того, что данная религиозная группа существует не менее 15 лет. Свидетельство об этом может выдать орган местной власти. Необходимым условием создания религиозной организации является наличие не менее десяти учредителей, у которых есть гражданство РФ. Централизованное религиозное объединение должно состоять из трёх и более местных религиозных организаций. Религиозная организация, не зависимо от своего масштаба, должна обладать Уставом, утверждённым учредителями или централизованным религиозным объединением. Устав религиозной организации должен содержать сведения о членах организации, целях и задачах, которые они реализуют. Название организации, её адрес, вид организации, вероисповедания, источники денежных средств и другие сведения так же можно найти в утверждённом Уставе религиозного объединения.

Регистрация религиозного объединения (организации) происходит тем же порядком, что и регистрация любого другого некоммерческого объединения. Единственным отличием является информация об основах вероисповедания, его истории возникновения и развития, так же должно быть указано отношение к семье и браку, здоровью, образованию членов данной религиозной организации. Хочется более подробно остановиться на возможных основаниях для отказа в регистрации религиозного объединения. Отказано может быть в следующих случаях:

  • Деятельность организации противоречит законам РФ
  • Отказ в признании религиозности организации
  • Документы недостоверны
  • Если в реестре уже ранее зарегистрирована организация подобным наименованием
  • Учредитель не обладает необходимыми правами

В случае отказа религиозная организация будет уведомлена об этом. Документ предоставляется в письменной форме. Мотив отказа по причине нецелесообразности не может быть использован государственным органом регистрации. Подобные причины или уклонение от регистрации могут быть обжалованы через суд.


2. Порядок создания и ликвидации религиозных объединений в России

Начиная эту главу, считаю необходимым вспомнить тот факт, что религиозные объединения могут существовать в двух видах, а именно:

Религиозная группа

Религиозная организация.

Религиозная группа представляет собой "добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица".

Религиозная организация подразумевает под собой тот же смысл, за исключением того факта, что для ее создания требуется определенное число последователей и государственная регистрация. Все это обуславливается тем, что религиозная организация, в отличие от религиозной группы, представляет собой юридическое лицо, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Для создания религиозной группы требуется только лишь желание самих участников группы. Религиозная группа является, как правило, первой ступенью к созданию религиозной организации.

Для создания религиозной организации существует ряд установленных законом требований:

1) Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

2) Наличие подтверждения, о ее существовании на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Учитывая то что, закон не регламентирует порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения и его форму, предоставить доказательства существования религиозной группы на территории Российской Федерации в течение определенного срока бывает делом затруднительным. Существует несколько путей решения этой задачи. Как правило, доказательства сроков существования религиозной группы должны предъявляться в орган местного самоуправления самой группой в виде данных государственной регистрации и местного учета бывшего Совета по делам религий при СМ СССР, архивных материалов, судебных решений, свидетельских показаний и иных форм доказательства.

3) Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Регистрация религиозных организаций производится в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (федеральная регистрационная служба), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Религиозной организации может быть отказано в регистрации исключительно в пяти случаях:

Цели и деятельность религиозной организации противоречат законам РФ

Создаваемая организация не признана в качестве религиозной

Устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законов РФ

В едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием

Учредитель (учредители) неправомочен.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

§ по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

§ по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов

§ в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

§ В случае неоднократного непредставления религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда.

Основаниями для ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы являются:

Нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

Действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

Принуждение к разрушению семьи;

Посягательство на личность, права и свободы граждан;

Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

Воспрепятствование получению обязательного образования;

Принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

Побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Права и обязанности религиозных объединений по законодательству РФ

Законодательство Российской Федерации предоставляет для религиозных объединений большие возможности. Статья 28 Конституции РФ провозглашает свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободу выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В права религиозной группы, на основании ФЗ "о свободе совести и религиозных объединениях" входят совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также осуществление обучения религии и религиозного воспитания своих последователей.

Религиозные организации имеют более широкий перечень прав. Среди прочих можно выделить следующие права, принадлежащие религиозным организациям:

1) Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

2) Беспрепятственно совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

3) Проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

4) Производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

5) Осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

6) Создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации. Создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

7) Устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.

8) Обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству, иметь на праве собственности имущество за границей, а так же использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9) Осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

10) Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.

Религиозные организации обладают и иными правами, предусмотренными ФЗ "о свободе совести и религиозных объединениях" и ФЗ "о не коммерческих организациях".

В обязанности религиозных организаций входит:

v Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

v Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

v Ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

v Религиозная организация действует на основании устава, где указывается:

наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иного имущества организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Обязанности религиозной организации лежат только лишь на организации в целом как юридическом лице и не распространяются на ее последователей.

Религиозная группа не имеет обязанностей перед государством, за тем исключением, что она не должна действовать вопреки конституции и законодательству РФ, и выступает как сообщество единомышленников, связанных между собой единой целью - исповедания и распространения веры.

4. Гарантии конституционно-правового статуса религиозных объединений в РФ

После долгих лет антирелигиозной политики Советского Союза, с момента принятия Закона РСФСР от 25.10.1990 №267-1 "О свободе вероисповеданий", началась новая эра в развитии государственно-конфессиональных отношений нашей страны. Выше упомянутый закон впервые за много лет определил основы правового статуса религиозных объединений. Принятие Конституции РФ закрепило признание ряда международных договоров в области права и в частности основ религиозного статуса. А в 1997 году был принят Федеральный закон ФЗ "о свободе совести и религиозных объединениях". Таким образом, в девяностых годах прошлого века была сформирована правовая основа деятельности религиозных объединений в России. При этом впервые в истории России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры стали частью правовой системы Российской Федерации.

Самым главным нормативно правовым актом, регулирующим правовой статус религиозных объединений является Конституция РФ 1993 года, которой провозглашена свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28), религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

Затем, на втором месте по значимости следует выделить международно-правовые акты, в числе которых:

> Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Здесь, в частности говорится:

"Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков".

> Международный пакт о гражданских и политических правах, из которого следует:

"Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц".

> Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод:

"Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов".

> В "Итоговом документе венской встречи 1989 года" закреплено, что участники договора "будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они также подтверждают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и безопасности, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами".

Несмотря на то, что в приведенных выше актах не упоминаются религиозные объединения как таковые, все же нормы продиктованные положениями вышеперечисленных документов регламентируют права религиозных объединений и указывают на их обязанности.

Далее следует выделить не рас упомянутый в данной курсовой работе Федеральный закон "о свободе совести и религиозных объединениях". В приведенном законе наиболее полно изложен правовой статус религиозных объединений Российской Федерации. С момента его принятия не утихают споры о том, что данный нормативно правовой акт противоречит Конституции РФ, которая устанавливает равенство всех религиозных объединений перед законом. В преамбулу закона вписаны следующие строки "…признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России…". Некоторые исследователи указывают на тот факт, что подобным указанием на "особую роль православия" и перечень признанных государственных религий, закон ущемляет правовое положение других религиозных объединений не входящих в этот список.

Здесь вновь встает вопрос о признании существования в России понятия "традиционной религии". Директор института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкин, являясь защитником подобного подхода, говорит о том, что дифференциация всего массива существующих религиозных объединений по времени создания, численности приверженцев и распространению по территории страны является справедливым шагом и присуща законодательствам многих стран(в том числе большого количества европейских).

Так же правовой статус религиозных объединений раскрывает Федеральный закон "о не коммерческих организациях", где изложены следующие положения:

"Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов".

Особенности правового положения религиозных объединений закреплены также другим нормативно-правовыми актами, такими как гражданский кодекс РФ, административный кодекс РФ и прочими, но все они по существу только лишь дублируют приведенные выше акты.

В заключении можно сделать вывод, что религиозные объединения имеют достаточно "расплывчатый" конституционно-правовой статус, нормы регулирующие вопросы, касающиеся их статуса не всегда последовательны, а порою и противоречивы. Россия стоит на пороге перехода к признанию традиционной религии, когда все религиозные объединения равны перед законом, но все же одна из них имеет законодательно закрепленный статус традиционной. Какое отражение данные проблемы найдут в законодательстве России, покажет время.

Административно-правовой статус общественных объединений

Принципами создания и деятельности общественных объединений, является то...

Административно-правовой статус общественных объединений

Согласно общему порядку, общественные объединения создаются по инициативе не менее трех физических лиц, в состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения...

Конституционно-правовой статус общественных объединений

«В Российской Федерации имеют право создаваться и действовать общероссийские, национальные, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения...

Конституционное право граждан на объединение

В соответствии со ст. 18 Закона № 82-ФЗ общественные объединения (организации) создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц...

Межконфессиональные взаимоотношения в современном регионе: социологический аспект

Определить конфессиональную палитру современной России; - показать условия и возможности межконфессионального диалога в Волгоградской области. Теоретико-методологическая основа работы...

Общественные объединения в РФ

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений устанавливает глава II ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно ст...

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) как юридическое лицо

Наличие и учредительного договора, и устава отличает общества с ограниченной ответственностью от других организационно-правовых форм юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью...

Общество с ограниченной ответственностью как участник торгового оборота в Российской Федерации

Хотелось бы отметить, что вслед за Гражданским Кодексом Закон об ООО устанавливает необходимость разработки двух учредительных документов при организации общества. Наличие и учредительного договора...

Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо

3.1 Порядок создания Общества с Ограниченной Ответственностью общество ограниченный ответственность имущество Наличие и учредительного договора...

Право граждан Российской Федерации на объединение

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений устанавливает глава 2 ФЗ "Об общественных объединениях". Согласно ст...

Правовое регулирование акционерного общества как организационно-правовой формы юридического лица

Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования)...

Правовой статус религиозных объединений

Перспективы развития социального партнерства государства и религиозных объединений - одна из актуальнейших проблем государственно-конфессиональных отношений. Особенно в связи с тем...

Религиозные организации

Основы деятельности религиозных организаций закреплены в Конституции РФ, в статье 14, согласно которой Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной...

Роль религии и религиозных организаций в общественном развитии (или в правовой системе Украины)

Государство официально признает и оформляет правовое положение религиозных организаций. Официальное признание осуществляется путем их регистрации или путем сообщения об учреждении...

Конституция, как основной закон страны, гарантирует гражданам, всем без исключения, права и свободы. Их перечень не зависит от отношения к религии. Пропагандировать превосходство одной веры над другой недопустимо. Поэтому правила регистрации религиозной организации едины для любой конфессии. В статье расскажем, как происходит регистрация религиозной организации, какие следует подготовить документы, почему можно получить отказ.

Религиозные организации и их отличительные критерии

Религиозные организации (РО) – это объединения, созданные для служения и продвижения веры добровольно. Они отличаются такими характерными чертами:

  • вероисповедание – конкретная религия;
  • проведение служений, разнообразных обрядов и церемоний;
  • обучение основам религии и проповедование;
  • формирование сторонников и приверженцев на основе религиозности.

РО свойственны отличительные черты:

  • Территория, которую охватывает деятельность. Чтобы МРО была признанной, количество членов общины – минимум 10 человек. Имеет значение и возраст – 18 лет и старше. Все они должны проживать в одном поселении. В составе ЦРО находится три и больше местных.
  • Учредить МРО имеют право десять (не меньше) граждан РФ – членов общины. Они опираются на поддержку ЦРО с тем же вероисповеданием, подтверждающей наличие указанных прихожан в своем составе. Читайте также статью: → “».

Важно! Чтобы общину зарегистрировать как РО, не нужно подтверждать ее фактическое наличие на протяжении 15 лет. Это требование отменили.

Ограничения для местных религиозных организаций

Если МРО существует вне структуры ЦРО аналогичного вероисповедания, ее деятельность ограничивается. Целых 10 лет, прошедших после государственной регистрации, МРО лишена права на:

  • образование структурных подразделений образовательной сферы;
  • представительство иностранной РО;
  • выпуск СМИ;
  • приглашение лиц из других стран для проповедования;
  • МРО не позволено проводить религиозные обряды в больницах, других лечебных и профилактических учреждениях, интернатах для инвалидов и престарелых, тюрьмах.

Документы для регистрации будущей религиозной организации

После проведения в будущей РО учредительного собрания и подготовки всех документов, можно обращаться за регистрацией в соответствующий орган, расположенный на той же территории. Пакет необходимых документов состоит из:

  1. Устава религиозной организации.
  2. Протокола собрания учредителей.
  3. Перечня участников РО. Кроме ФИО каждого следует указать гражданство, дату рождения и место проживания.
  4. Сведений о том, где находится руководящий орган РО.
  5. Квитанции об уплате госпошлины.
  6. Заявления.

Важной составной является информация о вероучении и применении его на практике. Необходимо описать историю того, как возникло данное направление религии. Также нужно предоставить информацию о том:

  • какими способами и приемами пользуется в своей работе РО;
  • каково отношение организации к образовательным вопросам, семье, брачным узам;
  • существуют ли какие-нибудь условия касательно поддержания здоровья у тех, кто исповедует данную религию;
  • ограничиваются ли гражданские права и обязанности для прихожан РО.

Когда руководящий орган РО размещен за границей, в пакете представленных для регистрации документов должен присутствовать устав иностранной РО, удостоверенный госорганом соответствующей страны. Вместо него допускается иной документ (основополагающий) центральной РО. Заявление на регистрацию рассматривается месяц. Позволено продлить время на его рассмотрение до полугода, если нужно провести религиоведческую экспертизу.

Деятельность уже зарегистрированной РО могут запретить, если она, к примеру, экстремистская, или наносит ущерб здоровью.

Пример 1. В Ростовской области проходил судебный процесс, в ходе которого прокурор требовал запретить деятельность МРО «Свидетели Иеговы Таганрог». Одно из оснований – склонение прихожан к отказу от медицинской помощи. Кроме того, в РО поощряли действия, которые приводят к разрушению семьи, возбуждению межрелигиозной вражды. Разбирательства продолжались несколько лет. МРО то запрещали, то разрешали. В результате несколько человек осуждены, регистрацию РО аннулировали.

Правила по принятию решений о государственной регистрации религиозной организации

Правила разработаны с учетом ФЗ и правительственных постановлений. Они призваны регулировать время на:

  • рассмотрение поданных документов;
  • принятие решения касательно регистрации РО.

Вердикт выносит Минюст, его территориальные органы. В соответствии с ним сведения о создании РО вносятся в ЕГРЮЛ. Произойти это должно в течение 5 рабочих дней.

Орган госрегистрации не позже трех дней (рабочих) после получения данных о внесение в ЕГРЮЛ, должен выдать заявителю официальный документ, подтверждающий факт осуществления указанной выше записи.

Как регистрируется религиозная организация: пошаговая инструкция

Необходимость регистрации РО закреплена в законодательном порядке. Чтобы она прошла успешно, нужно соблюдать такую последовательность:

Шаги Описание
первый Разработать устав, учитывая все требования законодательства
второй Провести учредительное собрание
третий Подготовить пакет необходимых документов
четвертый Заплатить государственную пошлину
пятый Представить подготовленные документы в соответствующий территориальный орган госрегистрации

Когда возможно получить отказ в регистрации

Перечень причин, служащих основанием для того, чтобы РО отказали в государственной регистрации:

  1. Цели, которые РО определяет для своей работы, ее деятельность, вступают в противоречие с законодательством страны. Здесь чиновник обязан указать ссылку на конкретные статьи законов.
  2. Организация не отвечает отличительным признакам, присущим религиозной.
  3. В уставе и остальных бумагах указана недостоверная информация.
  4. Наименование РО не оригинальное. В ЕГРЮЛ уже присутствует организация с тем же названием.
  5. Составление представленных документов не отвечает законодательным требованиям (по форме либо содержанию).
  6. Учредители не являются правомочными создавать РО.

Заявителям направляется официальный отказ, в котором четко расписаны его основания. Документ можно обжаловать, обратившись в суд. Такой мотив отказа, как нецелесообразность, не допустим.

Особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета

РО влились в хозяйственные процессы и стали их полноправными участниками. Они занимаются производством и реализуют товары, владеют землей, недвижимостью, движимым имуществом, организовывают собственные предприятия. А это означает, что на РО должны распространяться все требования, которые предъявляются к иным юридическим лицам.

  • РО ведут бухучет и платят налоги, хотя располагают многими льготами.
  • В соответствующих регистрах отмечаются все доходы, которые получает РО, ее расходы. Учет проводится в хронологическом порядке.
  • Использование счетов и двойной записи является обязательным. Читайте также статью: → “ ».

Уставная деятельность РО финансируется такими поступлениями:

  • пожертвования, передаваемые гражданами и различными учреждениями добровольно;
  • доходы от распространенной религиозной литературы, иных предметов, том числе, аудио и видеозаписей;
  • выручка от продвижения отдельных товаров;
  • бюджетные и внебюджетные поступления.

Вот некоторые бухгалтерские проводки:

Такими записями фиксируется гуманитарная помощь и пожертвования:

Если РО использует ОСН, она является плательщиком НДС, налогов на прибыль, имущество и транспорт (при его наличии).

Налог на прибыль не распространяется на доходы, полученные от продажи предметов, без которых не обойтись при совершении культа, и доходы от непосредственно культовой деятельности. РО платит НДС только тогда, когда занимается предпринимательством. Им не облагаются услуги по:

  • проведению обрядов и церемоний;
  • продажи предметов религиозного назначения, когда это не содержит элементов коммерции.

Содержание устава религиозной организации

Свод правил и положений, который устанавливает порядок деятельности РО и именуется «уставом», разрабатывается с учетом требований гражданского законодательства страны. В нем обязательно прописывается:

  1. Название РО, ее адрес, вид и вероисповедание.
  2. Цели, перечень задач и способы деятельности.
  3. В каком порядке организация создается и прекращает свою деятельность.
  4. Информация об органах управления, порядке их формирования и вопросах, которые они вправе решать.
  5. Структура.
  6. Откуда происходит поступление денег, и каковы источники имущества.
  7. Как ими распорядиться, если РО прекратит деятельность.
  8. В каком порядке вносятся изменения и дополнения в устав.

В наименовании РО обязательно должна присутствовать информация о том, к какому вероисповедания она принадлежит. Нередко РО регистрируется как общественная организация. Под ее прикрытием проводится религиозная пропаганда. Да, РО – также общественная организация. Но законодательство однозначно определяет отличительные особенности РО. Прежде всего, это касается целей формирования.

Регистрация организации как религиозной, накладывает ряд ограничений на поле ее деятельности. Например, занятия в школах они могут проводить, только получив согласие родителей. Общественным организациям этого не требуется. Вот периодически и возникают конфликты, которые разрешаются в судебном порядке.

Пример 2. В одной из местностей действовала РО «Новое поколение». Ее прихожане одновременно имели членство в общественной организации «Центр творческой молодежи». На основании этого они проводили в школах мероприятия против распространения и употребления наркотиков. Они сопровождались фильмами религиозного направления.

Некоторые родители пожаловались в отдел образования. После проведенной проверки общественную организацию официально предупредили о том, что такой род деятельности неправомерен. «Центр творческой молодежи» подал в суд и выиграл его. После кассационной жалобы дело рассматривалось в областном суде. Претензии к общественной организации были признаны, как обоснованные, влияние РО через нее прекратилось.

Топ 5 часто задаваемых вопросов

Вопрос №1. Можно ли использовать в названии РО такие слова, как «российская», «Россия»?

Подобные слова и их производные позволено вставлять в наименование, если структуры организации законно осуществляют деятельность в стране 50 лет и более.

Вопрос №2. Каков размер пошлины, которую следует уплатить за право использования указанных в предыдущем вопросе, слов?

Госпошлина отсутствует, о чем прописано в Налоговом кодексе (Ст. 333.35, п. 1).

Вопрос №3. В уставе РО записывается и ее полное наименование, и сокращенное?

Ответ. Законодательством установлен запрет на то, чтобы сокращенное наименование фигурировало в уставе.

Вопрос №4. Можно ли уменьшить базу налогообложения на суммы, перечисленные на благотворительные цели.

Нельзя, поскольку подобные расходы не относятся к деятельности, направленной на то, чтобы получить доход.

Вопрос №5 . Где используется сокращенное наименование РО?

Его можно указывать при проведении различных хозяйственных отношений, в частности в договорах гражданско-правового характера. В преамбуле записывается полное наименование, а дальше – сокращенное.

Российское законодательство и правоприменительная практика постепенно унифицируют общие принципы юридической ответственности за возможные нарушения правовых норм по поводу регистрации всех юридических лиц и в частности, РО. Чтобы этот процесс был успешным и беспроблемным, требуется более совершенная законодательная база и механизмы регулирования правоотношений.