Отличительные особенности публичных и непубличных акционерных обществ. Чем АО отличается от ОАО? Реорганизация ОАО в АО Чем пао отличается

Перед тем как открыть собственное дело, потенциальному предпринимателю следует разобраться в существующих формах собственности и определить то, что подходит его компании. Далее мы разберём форму собственности ПАО, которая появилась сравнительно недавно. ПАО - что это такое? Как оформить документы? Обо всем этом читайте в статье.

Вкратце

ПАО - что это? Публичное акционерное общество - новая классификация хозяйственной деятельности. Его ключевые отличия заключаются в открытости и прозрачности процессов инвестирования, входе неограниченного количества совладельцев и строгих регламентах внутрикорпоративных процессов. Этой форме деятельности отдают предпочтение самые крупные российские организации.

Подробно

ПАО - что это? Само понятие публичного акционерного общества появилось в гражданском законодательстве сравнительно недавно, точнее осенью 2014 года. Оно означает форму организации публичного предприятия, где совладельцы могут отчуждать акции, являющиеся их собственностью. С появлением ПАО многие крупные российские организации перерегистрировались, например ПАО "Банк Открытие".

Ключевые отличия:

  • неограниченная численность совладельцев;
  • свободное размещение и обращение акций на рынке ценных бумаг;
  • право не вносить до регистрации и открытия счёта деньги в уставной капитал.

ПАО - что это? Понятие «публичное» подразумевает то, что раскрытие информации о данном виде деятельности должно быть полным, в отличие от непубличного. Тем самым обеспечивается прозрачность работы компании, что делает процесс инвестирования более привлекательным.

Примеры ПАО в России

  • ПАО «Банк Открытие».
  • ПАО «Московская объединенная электросетевая компания».
  • Отделение ПАО «Сбербанк».
  • ПАО «МДМ Банк».
  • Филиал ПАО «МОЭСК» и другие.

Публичная или непубличная деятельность

Говоря простыми словами, публичное акционерное общество - это прежнее ОАО, а непубличное - в прошлом ЗАО, но это чрезмерно облегченное определение. Рассмотрим, какие правила используются в новой классификации понятий в отношении компаний различного правового положения:

  • Характерной особенностью ПАО является открытый перечень потенциальных владельцев акций, в то время как непубличное акционерное общество не может реализовывать собственные акции на публичных аукционах.
  • Согласно законодательству, ПАО должно располагать чёткой градацией вопросов, которые относятся к зоне ответственности членов совета директоров и определяются для обсуждения на собрании акционеров. Непубличная деятельность более независимая. Здесь коллегиальный руководящий орган может быть изменён на индивидуальный, а также в работе органов управления могут быть проведены иные реформы.

  • Все постановления, принятые на общем собрании, а также положение участников ПАО должны быть подтверждены представителями организации-реестродержателя. НАО может решить этот вопрос с нотариусом.
  • В непубличном акционерном обществе есть возможность включить в устав либо корпоративное соглашение пункт о том, что при продаже акций преимущественное право выкупа имеется у действующих акционеров и только потом у других желающих. В ПАО это неприемлемо.
  • Все корпоративные соглашения, заключаемые в ПАО, должны проходить процесс раскрытия, в то время как в НАО достаточно уведомить о заключении соглашения, содержимое которого может быть конфиденциальным.

Все действия по выкупу и обращению ценных бумаг, предусмотренные ФЗ №208, гл. 9, неприменимы к непубличным акционерным обществам.

ПАО. Открытие юридического лица

Процесс регистрации и внесение данных о ПАО в государственный реестр проводится в соответствии с законодательством РФ. Особенность данного юридического лица заключается в том, что при его регистрации не требуется предоставлять Устав компании, действие происходит на основании учредительного соглашения. Критерии данного документа регламентируются статьёй №52 ГК РФ. А также для формирования ПАО требуется складочный капитал, максимальные и минимальные рамки которого не прописаны.

Перечень документов для регистрации:

  • Ксерокопия учредительного договора, засвидетельствованная у нотариуса.
  • Соглашение, подтверждающее право использовать юридический адрес.
  • Ксерокопии ИНН и паспорта всех акционеров.
  • Платёжное поручение или чек, подтверждающий оплату государственной пошлины и прочих регистрационных затрат.

Написание заявления особым ничем не выделяется. На официальном портале ФНС России представлены для ознакомления все образцы. Основные требования в том, что заявка должна быть заполнена вручную печатными буквами либо на компьютере без ошибок, опечаток и поправок. А приложенные документы должны быть составлены в соответствии с установленными нормативами, иначе в регистрации будет отказано.

Важно! Весь комплект документов должен быть пронумерован и прошнурован.

Учредительное соглашение

ПАО, открытие которого состоялось, в числе акционеров может иметь СПД и компании, осуществляющие коммерческую деятельность. Для организации и регистрации ПАО требуется формирование учредительного договора, важнейшими пунктами которого являются:

  • Наименование учреждения в полном либо сокращённом виде, допускается использование аббревиатуры и иностранных слов.
  • Полный юридический адрес.
  • Последовательность ведения деятельности.
  • Суммы взносов, их общий объём.
  • Формируется долевое участие и размер взноса для каждого соучастника.
  • Закрепляется план внесения входного взноса.
  • Определяется ответственность за несоблюдение условий учредительного соглашения.

Кроме ключевых положений, в соглашении:

  • регламентируется исполнение общей деятельности;
  • прописаны правила организации имущественного комплекса;
  • установлены принципы исполнения обусловленной деятельности;
  • определены правила разделения доходов и расходов;
  • прописаны условия принятия и выхода из состава ПАО.

Пошаговая инструкция регистрации

Благодаря тому, что большая часть процессов оформления юридического лица в наше время оптимизирована, оформить свидетельство можно за короткий период, не больше трёх дней с момента подачи документов в уполномоченные органы. Чтобы зарегистрироваться и получить реквизиты ПАО, требуется выполнить несколько несложных действий:

  • Наименование. Выбор оригинального названия для организации.
  • Юридический адрес. Необходимо решить вопрос с покупкой/арендой помещения для регистрации юридического адреса.
  • Сфера деятельности. Выбор направления бизнеса и установление его в системе ОКВЭД.
  • Определение суммы уставного капитала.
  • Протокол о создании ПАО.
  • Подготовка учредительного соглашения на основе сферы деятельности.
  • Подача заявления на регистрацию ПАО.
  • Оплата государственной пошлины.
  • Подача заявки на упрощённую систему налогов (при необходимости).
  • Передача пакета документов в органы ФМС и получение расписки об их принятии сотрудниками.

Стоимость оформления

В большинстве случаев при оформлении новой организации учредители не располагают свободными средствами, в связи с чем стараются сэкономить на всём. Основной вопрос у стартаперов заключается в том, во сколько всё это обойдётся, если:

  • воспользоваться помощью специалистов;
  • действовать самостоятельно.

Существует две стороны одной проблемы экономии средств. При обращении к профессионалам затраты на оформление, безусловно, увеличатся, однако при заключении соглашения на обеспечение правового обслуживания клиенты компании получают полную гарантию качества предоставляемых услуг. К тому же в будущем подобного рода услуги для представительной компании будут важны.

Примерные расценки:

  • Комплексный подход - от 8 до 12 тысяч рублей.
  • Государственная пошлина за регистрацию - 4 тысячи.
  • Формирование и засвидетельствование учредительного соглашения - от 300 до 600 рублей.

Больше везёт тем, у кого в числе учредителей значится юрист. В этом случае можно сэкономить на оформлении и регистрации, тогда остаётся оплатить лишь государственную пошлину и небольшую сумму за заверение документов у нотариуса.

Которым внесены изменения в главу 4 Гражданского кодекса РФ, юридические лица должны вносить изменения в свое наименование и из открытых акционерных обществ (ОАО) стать акционерными обществами (АО) либо публичными акционерными обществами (ПАО). В этой ситуации возникает ряд принципиальных вопросов. Считается ли данное изменение реорганизацией? Необходимо ли уведомлять налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, ФСС России и ПФР? Обязаны ли данные учреждения выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием? Как это изменение повлияет на представление отчетности в ПФР, ФСС России, налоговые органы? Как необходимо отчитываться по справкам 2-НДФЛ? Как в такой ситуации предоставляются работникам стандартные и имущественные вычеты по НДФЛ? Как рассчитывать базу для начисления взносов во внебюджетные фонды? Необходимо ли с каждым сотрудником заключить дополнительное соглашение к действующему договору и делать запись в трудовой книжке? Имеет ли право общество принимать от контрагентов первичные документы на товары (услуги), в которых указано прошлое наименование (ОАО)? С какой даты обществу необходимо использовать первичную документацию с новым наименованием: с даты внесения изменений в учредительные документы или с даты выдачи налоговым органом листа записи таких изменений? Существуют ли риски отказа в вычете по НДС по счету-фактуре, выставленному контрагентом на старое наименование (ОАО) после его изменения (на АО или ПАО)? Проанализируем ситуацию.

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу поправки в ГК РФ, внесенные Законом № 99-ФЗ. Закон исключил разделение акционерных обществ на закрытые и открытые. Начиная с указанной даты акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные (ст. 663 ГК РФ).

Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции данного Закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Рассмотрим, является ли внесение изменений в учредительные документы в части смены наименования с ОАО в АО или ПАО реорганизацией.

О наличии признаков реорганизации при изменении наименования общества и его учредительных документов

Статья 57 ГК РФ раскрывает понятие реорганизации через перечисление ее форм: слияние, выделение, разделение, присоединение, преобразование . При этом в результате реорганизации образуется новое юридическое лицо и она производится по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

По смыслу данной нормы преобразование подразумевает изменение организационно-правовой формы юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ГК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 99-ФЗ) хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

В силу ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (АО) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью (ООО) или в производственный кооператив (ПК).

Следовательно, ГК РФ прямо устанавливает, что акционерное общество является организационно-правовой формой юридического лица. При этом реорганизацией акционерного общества признается его преобразование только в ООО или ПК.

При замене в фирменном наименовании общества аббревиатуры «ОАО» на «АО» или «ПАО» общество остается акционерным обществом, его организационно-правовая форма остается неизменной. Значит, в рассматриваемой ситуации реорганизации не происходит.

В соответствии с п. 5 ст. 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и местонахождение юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Согласно п. 2 ст. 96 ГК РФ фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Как указала ФНС России в письме от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/17740@, фирменное наименование непубличного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «акционерное общество», сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» или «АО».

Таким образом, с правовой точки зрения изменение указания в фирменном наименовании на организационно-правовую форму общества представляет собой изменение фирменного наименования в связи с приведением его в соответствие с новыми требованиями законодательства. Это измененное фирменное наименование фиксируется в новой редакции учредительных документов.

Данный вывод подтверждается буквальным толкованием формулировки п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, в котором указано, что приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ подлежат учредительные документы, а также наименования юридических лиц. При этом в данной норме не указано, что юридические лица обязаны осуществить реорганизацию в форме преобразования.

Аналогичное мнение излагается и отдельными государственными структурами. Например, Росавиация в письме «Разъяснения Росавиации в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 года изменений, внесенных в главу четвертую части первой ГК РФ Законом № 99-ФЗ» указала: в новой редакции главы 4 ГК РФ устанавливается разделение акционерных обществ на публичные и непубличные (взамен деления на открытые и закрытые), т.е. организационно-правовая форма «акционерное общество» сохраняется, изменяется наименование типов акционерного общества. Следовательно, указание в фирменном наименовании акционерного общества на его тип в силу п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 663 и ст. 97 ГК РФ по своей правовой природе не является его реорганизацией (изменением организационно-правовой формы).

Таким образом, внесение изменений в наименование и учредительные документы общества в целях их приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 ГК РФ реорганизацией не является.

О необходимости уведомления налоговых органов, ФСС России и ПФР и об обязанности данных учреждений выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием

Уведомление налоговых органов.

По общему правилу согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с действующим законодательством не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Вместе с тем для целей налогового контроля применяются нормы Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях о российских организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению российской организации на территории Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Как указано в п. 3.6 Порядка, изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению организации на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей соответствующие сведения. Налоговый орган по местонахождению организации, осуществивший внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРН, обязан направить выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным НК РФ. Согласно полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете, вносят изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации.

Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. № 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» специальных положений об обязанности налогоплательщика уведомить об изменении своего наименования межрегиональную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам не установлено.

Следовательно, налогоплательщик не обязан сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении фирменного наименования. Указанная информация поступает в соответствующие налоговые органы по внутренним каналам связи от налогового органа, осуществившего внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, общество не обязано сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении своего наименования. Соответствующая информация должна быть получена налоговыми органами самостоятельно.

Выдача нового уведомления о постановке на учете и смене наименования.

Налоговое законодательство не предусматривает процедуру внесения сведений в выданные уведомления о постановке на учет налогоплательщика либо выдачу новых уведомлений в случае внесения изменений в фирменное наименование налогоплательщика.

Как указала ФНС России в письме от 16 сентября 2014 г. № СА-4-14/18715, порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах не предусмотрен законодательством о налогах и сборах. Учитывая изложенное, при приведении наименования в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ замена уведомлений о постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, не требуется.

Таким образом, налоговые органы не обязаны выдавать обществу новые уведомления о постановке на учет в связи с изменением фирменного наименования.

Обратите внимание: вопрос о документах, подлежащих выдаче в случае государственной регистрации изменения наименования юридического лица, рассмотрен в письме ФНС России от 7 мая 2015 г. № СА-4-14/7844@.

Согласно данным разъяснениям при приведении наименования юридического лица и его учредительных документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции следует руководствоваться п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На основании данной нормы в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  2. решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
  3. изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах.

В силу норм Закона № 99-ФЗ при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции государственная пошлина не взимается.

ФНС России отмечает, что при изменении наименования юридического лица выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица при создании, содержащего его новое наименование, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

После внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи выдается Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 , содержащий сведения о новом наименовании юридического лица.

Одновременно с Листом записи ЕГРЮЛ выдается содержащее сведения о новом наименовании юридического лица Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@ .

Таким образом, при государственной регистрации изменений налоговые органы обязаны выдать Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 и новое Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет.

Уведомление ФСС России и ПФР об изменении наименования.

Данная форма содержит строку о наименовании организации. Соответственно, не исключена ситуация, когда при наличии у налогоплательщика заявления и уведомления о подтверждении права с первоначальным наименованием общества в дальнейшем при проверке у налоговых органов возникнут вопросы о правомерности имущественного вычета, если на момент проверки у общества будет другое наименование.

В Налоговом кодексе РФ вопрос о замене уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты при приведении наименования акционерного общества в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ прямо не урегулирован. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

Вместе с тем есть разъяснения, касающиеся реорганизации. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 19 июля 2007 г. № 28-11/069132 отметило, что организация, прекратившая деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два различных налогоплательщика. Таким образом, реорганизованная компания не вправе предоставлять своим работникам по уведомлениям, в которых работодателем указана реорганизуемая организация.

Поскольку реорганизации не происходит, у общества с новым наименованием нет оснований для отказа в предоставлении вычета при получении уведомления о подтверждении права на имущественный вычет с прежним наименованием. При этом право налогоплательщика на получение имущественного вычета не может быть поставлено в зависимость от изменения фирменного наименования налогового агента. Риски предъявления претензий оцениваются авторами как низкие.

Стандартные налоговые вычеты.

Поэтому во избежание отказа в вычете НДС, а также необходимости представления дополнительных документов обществу рекомендуется провести разъяснительную работу с контрагентами об указании в счетах-фактурах измененного наименования.

Иные моменты

Переоформление лицензий.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения наименования юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, указание в учредительных документах юридического лица иной организационно-правовой формы означает изменение его наименования.

Однако, как следует из ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

В данной норме не уточняется, что относится к «иным документам, содержащим его прежнее наименование».

С одной стороны, Закон призван облегчить положение субъектов предпринимательской деятельности, вынужденных вносить изменения в свое наименование не по собственной инициативе, а в связи с изменением законодательства.

На основании такого подхода при исключении из наименования указания на тип общества «открытое» в целях приведения его в соответствие с новыми требованиями ГК РФ переоформлять лицензию не требуется.

Данный подход поддерживают некоторые государственные органы. Так, Минприроды России в письме от 20 апреля 2015 г. № 02-11-44/9212 отметило, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует обязательного переоформления лицензий на пользование недрами, содержащих его прежнее наименование.

ФСТЭК России в информационном сообщении от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 указала, что все выданные организациям до 1 сентября 2014 г. лицензии ФСТЭК России сохраняют свою юридическую силу и их переоформление не требуется. Вместе с тем указанные лицензии могут быть переоформлены на основании заявлений организаций-лицензиатов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С другой стороны, поскольку лицензии прямо не указаны в п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, нельзя исключить риск претензий со стороны соответствующих государственных органов.

Например, Банк России в письме от 23 апреля 2015 г. № 012-33-6/3588 указал, что по общему правилу кредитная организация вправе осуществлять банковские операции только на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Внесение в устав кредитной организации изменений, связанных с приведением ее наименования в соответствие с требованиями главы 4 ГК РФ, влечет за собой замену лицензий на осуществление банковских операций.

Если у общества имеются лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, рекомендуется обратиться за разъяснениями в орган, выдавший лицензию, о необходимости ее переоформления в рассматриваемой ситуации.

Оформление листков нетрудоспособности.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 347н.

Порядок и правила заполнения листка нетрудоспособности разъяснены в главе 9 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.

Согласно п. 57 Порядка в строке «Место работы - наименование организации» указывается полное или сокращенное наименование организации. Эти данные должны соответствовать учредительным документам организации.

Как неоднократно указывалось, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

С одной стороны, листок нетрудоспособности можно отнести к иным документам, содержащим прежнее наименование организации. Учитывая п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, общество может принимать от работников листки нетрудоспособности с прежним наименованием.

Однако во избежание рисков отказа ФСС России в возмещении средств, перечисленных работодателем на оплату больничных, после внесения изменений в учредительные документы рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками, с тем чтобы в листки нетрудоспособности вносилось правильное наименование общества.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утверждены приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.

Утверждена приказом ФНС России от 13 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей».

«Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Информационное сообщение ФСТЭК России от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 «О вопросах переоформления лицензий ФСТЭК России в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в части изменения наименований организационно-правовых форм организаций».

Что отличает непубличное акционерное общество от публичного и других форм организации бизнеса? Цель любых акционерных обществ - объединение капитала для совместного решения задач компании, конкуренции на рынке и приумножения прибыли. Рассказываем, что значит термин «непубличное акционерное общество», его основные характеристики и можно ли преобразовать одну форму в другую.

Акционерное общество - это вариант организации бизнеса, при котором уставный капитал компании делится на акции. Он отличается от общества с ограниченной ответственностью неограниченным числом участников (у ООО только до 50), более длительным сроком регистрации, а также закрытостью сведений об участниках третьим лицам. Информация об учредителях юридического лица доступна всем желающим. Достаточно зайти на сайт ФНС и получить выписку ЕГРЮЛ. С АО такое невозможно.

Существует две разновидности АО: публичные и непубличные акционерные общества. До 2014 года в России их делили на открытые и закрытые. Аббревиатуры ОАО и ЗАО хорошо всем знакомы, но сейчас уже ушли в прошлое. Их сменили публичные и непубличные формы. Однако обратите внимание, что открытое общество не полностью соответствует публичному, а закрытое - непубличному. Вместе с наименованием изменились и условия работы. Подробнее можно посмотреть в федеральном законе №208-ФЗ.

В публичных АО участники могут отчуждать, то есть свободно продавать свои акции третьим лицам. В непубличных все ценные бумаги изначально распределяются между всеми участниками, а продажа третьим лицам возможна только после голосования всех акционеров. ПАО считаются более прозрачными и легче привлекают инвесторов.

Состав НАО определяется при регистрации и со временем почти не меняется

Организационно-правовая форма

Публичные и непубличные хозяйственные общества - это такая же форма ведения бизнеса как индивидуальное предпринимательство или юридическое лицо. АО работают в сфере среднего и большого бизнеса, когда выпуск акций оправдан с точки зрения прибыли.

Цель любого акционерного общества, вне зависимости от формы, это объединение капитала для совместного ведения бизнеса, конкуренции на рынке и приумножения прибыли. Учредители юридического лица отвечают по финансовым обязательствам своей компании долей уставного капитала, а в наиболее проблемных случаях несут субсидиарную ответственность: рискуют потерять часть собственности. Акционеры владеют только акциями и рискуют только их стоимостью.

У АО нет права исключать из своего состава недобросовестных участников. Также они не могут покинуть общество с выплатой доли пропорционально её актуальной стоимости. Они могут продать свои акции, но это совсем другая процедура. К тому же, в НПАО продажу придётся согласовать с другими акционерами.

Регистрация, а точнее выпуск акций, занимает примерно 1 месяц против 5 дней у юридического лица. Уставный капитал непубличного общества может составить всего 10 тысяч рублей (как у ООО), а вот у ПАО - не менее 100 тысяч рублей.

Отличия ПАО и НАО

В этом разделе представлена шпаргалка по публичным и непубличным обществам, которая поможет быстро разобраться в разнице между ними. Основное отличие между ПАО и НАО (или НПАО) заключается в составе участников и порядке распределения акций между ними. Акции публичного акционерного общества продаются свободно и любой человек (так называемое «третье лицо») вправе в любой момент приобрести их по рыночной цене. В то же время каждый акционер вправе любой момент продать свои акции, не спрашивая разрешения у других членов объединения.

Максимум участников у ПАО и НПАО законом не ограничивается, минимум одинаковый - 1 человек.

Публичное общество публикует больше информации о себе: оно позиционирует себя как открытое и прозрачное для инвесторов. С этим связано многократное увеличение его уставного капитала - до 100 тысяч рублей против 10 тысяч у НАО. При этом учредители АО вправе не перечислять деньги в уставный капитал до его регистрации. В ПАО обязательно есть совет директоров или наблюдательный совет, непубличное АО может работать без них (до 50 акционеров).

Виды непубличных акционерных обществ

Рассмотрим основные особенности непубличных хозяйственных сообществ. Их не принято разделять на виды, но теоретически можно классифицировать по числу участников, количеству акций и уровню закрытости. Что отличает данную форму организации бизнеса?

Сравнительная таблица ПАО и НПАО

Характеристика НАО

НПАО - это непубличное общество акционеров, одна из разрешённых российским законодательством форм ведения бизнеса. Её отличает закрытый характер работы, распределение акций внутри уже действующих акционеров, а возможность продавать или отчуждать акции третей стороне строго регламентируется общим собранием. Число акционеров при этом не ограничивается.

Для открытия достаточно уставного капитала от 10 тысяч рублей. Основная цель НПАО, как и любой другой коммерческой организации, это получение прибыли. Но, в отличие от публичных, члены непубличного объединения не ставят перед собой задачу привлечения новых акционеров и инвесторов.

Они представляют меньше отчётности, а их деятельность менее прозрачна. Например, НПАО не обязаны публиковать ежегодную финансовую отчётность, так как эти документы в первую очередь интересуют инвесторов. Для непубличных АО нет запрещённых отраслей работы, то есть они вправе заниматься любой разрешённой на территории страны коммерческой деятельностью.

Особенности управления

НПАО вправе работать без совета директоров и наблюдательной комиссии, если общее число участников не превышает 50 человек. Организацией руководят общие собрания акционеров. Решения собраний заверяют нотариусы. При необходимости формируется счётная комиссия. Впрочем, если члены НПАО посчитают, что им необходим совет директоров или назначенный руководитель, они просто формируют его и числа участников.

Основное содержание собраний акционеров НПАО составляет определение стоимости ценных бумаг объединения, планирование их довыпуска или сокращения количества.

Учредительные документы

Изначально АО регистрируется как общество с ограниченной ответственностью. Затем его учредители проводят новое собрание и переименовывают объединение в «акционерное общество». За это не нужно платить государственную пошлину. Так как НПАО - не публичное объединение, в названии не нужно отсылок или намёков на публичность. Теперь следует утвердить новый устав (подробнее в разделе «Устав общества»).

После переименования также изменятся:

  • печать;
  • банковские реквизиты.

Участники и учредители

Право участия в НПАО ограничено: акциями владеют изначальные учредители, их наследники, а в редких случаях - «третьи лица», которые добились права присутствия в объединении. В зависимости от доли акций участников можно разделить на обычных и привилегированных.

Обязанности, права, привилегии участников непубличного акционерного объединения фиксируются уставом. Обычно у членов НПАО есть привилегия преимущественной покупки: если кто-то из действующих владельцев решить продать свои ценные бумаги, сначала он должен предложить их другим акционерам, а только потом - третьим лицам (если это разрешено уставом).

Деятельность НПАО не публична, оно не обязано публиковать финансовую отчётность

Уставной капитал

Минимальная сумма - 10 тысяч рублей. Например, в ООО уставный капитал - это денежная сумма, то в АО это их эквивалент в ценных бумагах. При регистрации вносить весь объём капитала не требуется, средства можно вносить постепенно. Через 90 дней должно быть готово минимум 50%.

Устав общества

Новый устав готовят после переименования ООО в АО. К разработке этого документы желательно привлечь юристов: в этом документе много сложностей и нюансов, которые необходимо соблюсти. Что обязательно требуется включить в устав:

  • наименование с формулировкой «акционерное общество»;
  • местонахождение;
  • права и обязанности акционеров;
  • распределение полномочий;
  • преимущественное право покупки акций и порядок согласования продажи ценных бумаг третьим лицам;
  • правила аудита.

Преобразование форм из одной в другую

Если по какой-либо причине учредители решат преобразовать НПАО в ПАО, они вправе это сделать, если приведут наименование и документы организации в соответствие требованиям закона. В частности следует:

  • изменить наименование, добавив термин «публичное» или иную отсылку к публичности организации;
  • изменить устав в сторону публичности, убрать раздел о преимущественном праве на акции;
  • зарегистрировать все изменения в ФНС.

Процедура довольно простая. Но при её проведении не стоит забывать про уставный капитал: у ПАО он в десять раз больше, минимум 100 тысяч рублей.

А вот преобразовать публичное общество в непубличное сложнее. Необходимо провести общее собрание всех акционеров, получить их согласие, подготовить новые учредительные документы, переименоваться и зарегистрировать все изменения в законном порядке.

Заключение

НПАО или непубличное акционерное общество - одна из разрешённых законом форм ведения бизнеса. В отличие от ООО и ПАО, непубличные АО более закрыты для третьих лиц: их акций нет в свободном обороте, а финансовая отчётность, как и данные об учредителях не публикуются в общем доступе. Таким образом можно вести любую разрешённую коммерческую деятельность.

Процесс государственного реформирования затронул и сферу акционерных организаций. Еще в 2014 году были ликвидированы акционерные компании закрытого и открытого типа. Теперь на законодательном уровне выделяют публичные компании, и непубличные. Различие между этими формами коренится в способе распространения акций общества. Если акции размещаются на бирже и доступ к ним открыт для широкого круга лиц – тогда это общество публичной формы. Если нет – тогда общество является непубличным.

Законодательные изменения действительно были необходимыми в первую очередь для нормального правового регулирования работы обществ. Но, как это часто бывает, возникает вопрос: «ПАО – что это за форма организации?»

Как уже было сказано ранее, с сентября 2014 года поправки начали действовать. С этого момента прежде действующие аббревиатуры, как ООО, являются более не действительными. Вместо них теперь на рынке могут действовать организации ПАО (расшифровка – публичное акционерное общество), АО и ООО.

Ранее, до внесения правок, деятельность как крупных, так и маленьких компаний регламентировалась по единой схеме. До того как правки начали действовать, руководство каждой организации, вне зависимости от количества ее акционеров, должно было создавать советы, брать на работу людей, выполняющих функцию ревизоров, которые контролировали бы действия этого руководства и защищали владельцев акций. Причем подобная схема была обязательной, даже если акциями компании владели всего два человека. Очевидно, что подобная схема являлась недоскональной. Изменения в законодательстве исправили эту проблему.

Отличия между ПАО и ОАО

Самое весомое отличие между этими двумя формами заключается в более жестких требованиях, которым должно соответствовать публичное общество. Это вызвано тем, что публичные акционерные общества обладают большим числом инвесторов, интересы которых необходимо защищать на правовом уровне. Конкретнее узнать, чем отличается ПАО от ОАО можно из следующей таблицы:

Алгоритм действий для создания ПАО

Для того чтобы создать публичное акционерное общество необходимо:

  1. Создать экономически обоснованный бизнес-план;
  2. Организовать ПАО. Подобное решение должно быть принято единолично, либо через учредительное собрание. После принятия решения заключается договор в письменном виде;
  3. Заключить учредительский договор. С его помощью будет регулироваться деятельность компании;
  4. Пройти регистрацию перед государством. При этом придется уплатить госпошлину. Регистрация позволяет вести компании действовать на законных основаниях.

Для регистрации требуется предоставить пакет документов. Выглядит он следующим образом:

  • Заявление;
  • Устав общества в двух экземплярах;
  • Договор об учреждении;
  • Документы юридического лица;
  • Квитанция, которая подтвердит уплату госпошлины.

Организация публичного акционерного общества невозможна без предоставления всех этих документов.

Регистрация акций и открытие филиала ПАО

Процедура регистрации акций – это отдельный нюанс. Для того чтобы сделать это, учредитель должен подготовить пакет дополнительных документов, с помощью которого можно будет узаконить выпускаемые акции. Эти документы должны быть поданы не позже, чем через месяц с момента регистрации общества. Стоит отметить, что если учредитель не успеет сделать это за данный срок, тогда ему грозит штраф в размере до семисот тысяч рублей. Увеличение уставного капитала, дополнительный выпуск акций, реорганизация – это также те случаи, при которых тоже придется проходить данную процедуру.

Кроме того, важно учесть, что в соответствии с законодательством РФ, акционерное общество имеет право создать как представительство, так и филиал. И то и другое может действовать самостоятельно.

Отличительные черты публичных акционерных обществ

  • Нет ограничений на количество лиц, которые могут владеть акциями;
  • Продажа акций не ограничивается и происходит на открытом рынке;
  • Формирование уставного капитала происходит за счет выпуска акций. Минимальный его размер – сто тысяч рублей;
  • До того момента, пока компания не будет зарегистрирована, средства в уставной капитал можно не вносить;
  • Важную информацию, касающуюся работы общества, можно найти в открытом доступе;
  • Отвечает по взятым обязательствам своим имуществом.

Управлением компанией занимаются акционеры посредством использования такого инструмента, как общие сборы. Текущая работа компании контролируется исполнительным органом – гендиректора, правления, дирекции. Исполнительный орган обязан отчитываться о деятельности компании перед ее директорами. Совет директоров избирает ревизора, который будет контролировать финансово-хозяйственную жизнь предприятия. Один раз в течение года сзывается собрание всех людей, обладающих акциями компании.

Внесенные в сентябре 2014 года правки, дали возможность создать такую модель, которая будет отвечать нуждам предпринимательского сектора. На сегодняшний день едва ли не самой удобной и эффективной формой организации работы предприятия, считается ПАО. То, как расшифровывается ПАО, в полной мере отображает суть деятельности подобных компаний.