Собрания тсж. Особенности общего собрания членов тсж Собрание собственников тсж

Эта статья поможет получить четкое представление о характере и содержании всех вопросов, отнесенных Жилищным кодексом к компетенции общего собрания, выборе наилучших способов их решения, определении оптимального порядка подготовки и проведения самого общего собрания в реальных условиях деятельности ТСЖ.

В этой статье вы прочитаете:

  • Компетенции обещего собрания членов ТСЖ

Компетенции общего собрания членов ТСЖ

Общее собрание членов ТСЖ - это высшая инстанция в иерархии товарищества, и все, что к ней относится, заслуживает самого пристального внимания и изучения. Неверно поставленные вопросы или принятые решения, некорректно оформленные документы, любое нарушение процедуры проведения общего собрания членов могут повлечь за собой необратимые последствия для ТСЖ. Неоднократно вносимые поправки, изменения и дополнения в Жилищный кодекс не исключили и даже в определенной степени повысили потребность в некоторых разъяснениях и рекомендациях.

В соответствии со ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов ТСЖ имеет следующие компетенции:

  • вносить изменения или утверждать новую редакцию устава;
  • принимать решения о реорганизации и ликвидации ТСЖ, назначать ликвидационную комиссию, утверждать промежуточный и окончательный ликвидационные балансы;
  • избирать членов правления, ревизионной комиссии (ревизора) и в случаях, предусмотренных уставом, также председателя правления из числа членов правления, досрочно прекращать их полномочия;
  • устанавливать размеры обязательных взносов и платежей членов ТСЖ;
  • утверждать порядок образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов (в т. ч. фондов текущего и капитального ремонта общего имущества) и их использования, а также утверждать отчеты о расходовании таких фондов;
  • принимать решения о получении заемных средств, в т. ч. банковских кредитов;
  • определять направления использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;
  • утверждать годовой план содержания и ремонта общего имущества (ОИ), отчет о выполнении такого плана;
  • утверждать сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об использовании таких смет, аудиторских заключений;
  • утверждать годовой отчет о деятельности правления товарищества;
  • утверждать заключения ревизионной комиссии (ревизора) по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
  • рассматривать жалобы на действия председателя и членов правления и ревизионной комиссии (ревизора);
  • принимать и изменять по представлению председателя правления правила внутреннего распорядка в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт ОИ, положения об оплате их труда, утверждать новые внутренние документы товарищества, предусмотренные Жилищным кодексом, уставом и решениями общего собрания членов ТСЖ;
  • определять размер вознаграждения членов правления;
  • другие вопросы, предусмотренные Жилищным кодексом или иными федеральными законами, а также уставом ТСЖ.

Вопросы, отнесенные к компетенции правления, общее собрание членов ТСЖ также имеет право рассматривать.

Практика показала, что компетенции общего собрания членов ТСЖ можно уточнить и расширить.

  • Неисправность системы отопления и залитие квартиры: кто за это отвечает

Утверждению порядка образования, использования и отчета о расходовании резервного и других специальных фондов должно предшествовать решение общего собрания об образовании каждого специального фонда. Это требование вытекает из п. 3 ст.151 ЖК РФ, согласно которому общее собрание сначала принимает решение об образовании определенного фонда, после чего на основании принятого решения определяет порядок его функционирования.

На общем собрании членов ТСЖ следует одновременно принять решение о создании определенного специального фонда и порядок образования, использования и утверждения отчета о его расходовании (Порядок). Оформлять утвержденный Порядок рекомендуется в виде стандарта управления многоквартирным домом (МКД). В первом пункте этого стандарта указывается, что Порядок разработан на основании решения общего собрания членов ТСЖ об образовании указанного специального фонда (протокол от ___№___).

Направления использования дохода от хозяйственной деятельности следует, прежде всего, определять в соответствии с п. 2 ст.152 ЖК РФ, в котором для ТСЖ утверждены следующие три вида хозяйственной деятельности в МКД:

  • обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества;
  • строительство дополнительных помещений и объектов ОИ;
  • сдача части ОИ в наем или аренду.

На первый взгляд кажется, что обслуживание, эксплуатация и ремонт ОИ МКД, осуществляемые за счет платы за жилое помещение собственниками и нанимателями этих помещений, является одним из разрешенных ТСЖ видов хозяйственной деятельности.

В некорректности указанного предположения убеждают ст. 50 и ст. 66 ГК РФ, где говорится, что коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, могут создаваться в форме различных хозяйственных товариществ и обществ. Из этого следует, что хозяйственная деятельность присуща только организациям, относящимся к разряду коммерческих.

ТСЖ согласно п. 1 ст. 133 ЖК РФ относится к некоммерческим организациям, и его основная деятельность по обслуживанию, эксплуатации и ремонту ОИ МКД в интересах собственников помещений не может быть отнесена к коммерческой.

Что же в таком случае подразумевается под разрешенной ТСЖ хозяйственной деятельностью по обслуживанию, эксплуатации и ремонту недвижимого имущества в МКД? Принимая во внимание все сказанное, можно утверждать, что имеются в виду работы по обслуживанию, эксплуатации и ремонту недвижимого имущества, не относящегося к ОИ МКД, например, обслуживание и ремонт сантехнического оборудования в квартире, косметический ремонт квартиры и ее перепланировка и тому подобные работы, не связанные с ОИ.

Указанные работы оплачиваются за счет средств собственников и нанимателей помещений, и выполнение таких работ силами ТСЖ обеспечивает товариществу получение дополнительных финансовых поступлений в качестве дохода от разрешенной хозяйственной деятельности.

К такому же выводу пришел Жилищный комитет Санкт-Петербурга, который в письме от 30.04.2010 № 1744 I 10-3 указал: «ТСЖ может осуществлять хозяйственную деятельность по обслуживанию, эксплуатации и ремонту недвижимого имущества в МКД, не относящегося к ОИ собственников помещений в этом доме».

В соответствии с п. 3 ст. 152 ЖК РФ доход, полученный ТСЖ от разрешенной хозяйственной деятельности, может быть использован по решению общего собрания для оплаты общих расходов или направлен в специальные фонды, а также на иные цели, предусмотренные Жилищным кодексом и уставом ТСЖ.

Практика показывает, что в большинстве случаев целесообразно использовать доход от хозяйственной деятельности для оплаты общих расходов.

Утверждение хозяйственных планов на общем собрании членов ТСЖ

Утверждение годового плана содержания и ремонта ОИ МКД и отчета о выполнении такого плана в соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 145 ЖК РФ включает утверждение смет доходов и расходов ТСЖ, отчета о деятельности правления и заключения ревизионной комиссии.

Из этого следует, что план содержания и ремонта ОИ должен быть органически связан со сметами доходов и расходов.

По большому счету этот план и отчет о его выполнении должны с достаточной степенью детализации входить в состав смет доходов и расходов в качестве одного из разделов. Нельзя забывать, что указанные сметы состоят из нескольких разделов:

  • содержание и ремонт ОИ;
  • коммунальные услуги;
  • прочие услуги;
  • хозяйственная деятельность;
  • взносы на ремонтные работы;
  • прочее.

Смета расходов составляется аналогичным образом. Раздел 1 сметы расходов фактически является планом содержания и ремонта ОИ. В нем следует подробно, по позициям указывать все планируемые затраты на управление МКД, на содержание и текущий ремонт ОИ. В графе 3 приводятся сведения о фактическом выполнении каждой позиции сметы расходов.

Кроме того, отпадает необходимость в оформлении специального плана содержания и ремонта ОИ и отчета о выполнении такого плана. Общее собрание членов ТСЖ может утвердить план содержания и ремонта ОИ и отчет о его выполнении как часть (раздел 1) сметы расходов и отчета о выполнении этой сметы.

Главное в предложенной форме документов, представляемых на утверждение общему собранию членов ТСЖ, заключается в исключении формализма при составлении плановых и отчетных документов, в сопоставлении физических объемов работ, планируемых для содержания и ремонта ОИ, со стоимостью этих работ и возможностью их оплаты за счет финансовых ресурсов ТСЖ.

  • Страхование лифтов как опасных объектов: кто должен это делать

Более подробные разъяснения и рекомендации по составлению годового хозяйственного плана, сметы расходов, финансового плана (с примерами), о том, как это работает на практике, об организации и проведении общего собрания вы найдете журнале "Управление многоквартирным домом".

В заключение можно подчеркнуть, что практика использования приведенных в настоящей статье разъяснений и рекомендаций подтверждает их эффективность в решении вопросов, связанных с компетенцией общего собрания членов ТСЖ и порядком подготовки и проведения такого собрания.

Самая сложная часть при создании ТСЖ - уведомление собственников жилья о предстоящем собрании и проведение общего собрания. Начинать нужно с формирования группы активистов, заинтересованных в решении этого вопроса. Они инициируют проведение общего собрания, на котором будет приниматься решение о выборе ТСЖ в качестве способа управления .

Порядок проведения общих собраний установлен ст. 45-48 ЖК РФ. Действующее законодательство выделяет три вида общих собраний: очное, очно-заочное и заочное (ст. 44.1 ЖК РФ).

1. Очное общее собрание проводят чаще всего, поскольку в ТСЖ все вопросы обычно решаются путем коллективного обсуждения и диалога. Заочные собрания в ТСЖ проводятся редко.

Общее собрание собственников помещений должно проводиться ежегодно. Годовое общее собрание проводится во II квартале года, следующего за отчетным годом (в период с апреля по июнь) (п. 1 ст. 45 ЖК РФ).

Чтобы общее собрание было правомочно, на нем должен быть сформирован кворум, то есть должно присутствовать не менее 50 % от общего числа имеющих право голоса.

Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в на общем собрании, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (п. 3 ст. 48 ЖК РФ). Голос одного собственника не приравнивается к одной квартире. Вес голоса рассчитывается исходя из площади жилого помещения (собственник двухкомнатной квартиры имеет больший вес голоса, чем собственник однокомнатной).

Уведомить всех собственников о собрании необходимо за 10 дней до даты проведения общего собрания (то есть, если собрание проводится 20-го числа месяца, уведомление о нем должно быть реализовано до 9-го числа месяца) (п. 4 ст. 45 ЖК РФ). Довести до собственников информацию о предстоящем собрании - самый трудный вопрос при подготовке общего собрания. Здесь можно выделитьдва основных (законных) варианта:

1. Общее собрание организуется и проводится собственными силами. Это идеальный и самый быстрый способ. К сожалению, он же является самым затратным и труднореализуемым, поскольку собственник, выступающий инициатором собрания, обязан направить каждому собственнику помещения заказное письмо с сообщением о проведении общего собрания либо вручить такое сообщение каждому собственнику под роспись (приказ Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр, раздел IV, п. 4).

Легко понять, почему этот вариант проведения общего собрания является труднореализуемым. Допустим, что в доме, в котором предстоит создать ТСЖ, 400 квартир. Каждого собственника (а их может быть не 400, а, например, 600 и больше) необходимо уведомить письменно (заказным письмом или под роспись) о проведении общего собрания. При этом для государства не имеет значения, что на общем собрании по факту будет представлен легитимный кворум. Закон требует уведомлять всех.

Допустим, инициаторы создания ТСЖ могут уведомить собственников 200 квартир и вручить им сообщения под роспись. Имена собственников еще 200 квартир инициаторам собрания вообще не известны. А поскольку реестры со сведениями об объектах недвижимого имущества в России, в отличие от западных стран, являются закрытыми, для того, чтобы получить сведения о собственниках, необходимо сделать запрос в Росреестр, где одна выписка стоит 200 руб. с физических лиц и 600 руб. с юридических. Таким образом, только получение сведений по 200 квартирам из 400 еще до создания ТСЖ обойдется в 40 000 руб. После того как эти выписки будут получены, необходимо разослать заказные письма с уведомлением о вручении. При условной цене одного письма 100 руб. это добавит к затратам еще 20 000 руб.

Таким образом, чтобы уведомить законным способом половину собственников , насчитывающего 400 квартир, потребуется минимум 60 000 руб. И это до создания ТСЖ, регистрационных мероприятий и т. д.

Как видим, государство изначально задает высокую планку и создает организационные сложности. Я считаю, что необходимости в уведомлении 100 % собственников помещений нет, поскольку по большей части вопросов повестки собрание легитимно при 50 % голосов.

В соответствии с п. 4 ст. 45 ЖК РФ собственники помещений на общем собрании вправе определить на будущее особый порядок уведомления о проведении общих собраний и порядок информирования о результатах голосования и обнародовании решений собраний. Это делается для того, чтобы минимизировать издержки, связанные с необходимостью заказа выписок из ЕГРП (Росреестра) и рассылки заказных писем. Обычно в качестве места уведомления о проведении общих собраний выбирается информационный стендвнутри подъездов либо доска объявлений при входе в подъезд. Этот перечень можно дополнить сайтом будущего ТСЖ или его сообщества «ВКонтакте». Все эти способы уведомления сокращают информационные расходы ТСЖ.

2. Общее собрание организуется и проводится силами и средствами управляющей организации - способ мучительный, длительный, но зато дешевый.

В соответствии с п. 6 ст. 45 ЖК РФ для проведения общего собрания силами управляющей организации (от которой ТСЖ в дальнейшем предстоит избавиться) необходимо создать инициативную группу собственников не менее чем 10 % квартир (если в 400 квартир, инициативная группа должна состоять минимум из 40 человек). После того как инициативная группа будет создана, у нее есть право обратиться в письменной форме в УК для организации проведения общего собрания собственников помещений в . В обращении должна быть сформулирована повестка предстоящего общего собрания.

В течение 45 дней с момента поступления обращения (но не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания) управляющая организация обязана своими силами и за свой счет провести все мероприятия, связанные с уведомлением собственников, обеспечить проведение общего собрания и довести его результаты до сведения собственников, разместив соответствующее сообщение в помещении данного дома не позднее чем через 10 дней со дня принятия этих решений.

Следует учесть, что описанный выше порядок является относительно новым (введен с 29.06.2015 г.), а управляющие организации идут на эти действия крайне неохотно, ведь фактически они за свой счет организуют общее собрание, которое будет их «свергать». Поэтому членам инициативной группы нужно быть готовым к длительному затягиванию вопроса, а все обращения, подаваемые в управляющую организацию, должны иметь дубликат, заверенный подписью руководителя и печатью УК. Если управляющая организация уклоняется от проведения общего собрания в установленные сроки (45 дней), немедленно подавайте жалобу в жилищную инспекцию (приложив подтверждающие документы) и в прокуратуру. Также можно обратиться на телевидение, обычно скандал и шумиха действуют на управляющие компании отрезвляюще.

У значительной части собственников могут быть заключены договоры управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Такие договоры являются срочными и могут заключаться на срок от нескольких месяцев до 5 лет - в зависимости от случаев, определенных в п. 5 ст. 162 ЖК РФ. При этом односторонний порядок отказа от исполнения таких договоров обычно не предусматривается и потому может оказаться очень непросто отказаться от исполнения договоров управления управляющей организацией на этапе создания ТСЖ.

Согласно п. 8 ст. 162 ЖК РФ, изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (гл. 29 ГК РФ). Если новый, вряд ли управляющая организация так просто откажется от источника доходов, и потому рассчитывать на расторжение договора по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ) не стоит.

Однако, согласно п. 8.2 ст. 162 ЖК РФ, собственники помещений в на основании решения общего собрания вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления , если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Эта норма является правовой лазейкой для того, чтобы распрощаться с управляющей компанией. Однако УК может не согласиться с решением общего собрания и оспорить его в суде, поэтому факт невыполнения условий договора управления нужно будет доказать в судебном порядке.

Чтобы избежать этих проблем, рекомендую до момента проведения общего собрания обратиться с жалобой на действия управляющей организации в жилищную инспекцию. Практически в любом доме, управляемом УК, всегда найдутся недостатки: в одном подъезде не горят лампочки, в другом - плохо убирают и т. д. Все это следует отразить в жалобе в жилищную инспекцию (предварительно сфотографировав нарушения), и тогда жилищный инспектор, проводя выездную проверку, укажет все эти недостатки, предписав их устранить в заданные сроки. Это предписание и будет доказательством того, что управляющая организация не выполняет условий договора управления .

Таким образом, если управляющая организация оспорит решение общего собрания о создании ТСЖ в суде, можно смело подать ходатайство об участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, жилищной инспекции, которая сможет выступить на стороне собственников помещений (либо предоставит в суд письменный отзыв в их пользу).

Только эти способы уведомлений собственников о проведении общего собрания являются законными. Выбор конкретного способа определяется особенностями ситуации в конкретном доме.

2. Заочное общее собрание. Ст. 47 ЖК РФ определяет правила проведения заочного общего собрания и устанавливает, что заочное общее собрание проводится, если очное общее собрание не набрало кворума (то есть 50 % голосов от общего числа собственников).

О проведении заочного общего собрания собственники уведомляются аналогичным образом (заказные письма или сообщение под роспись). Собственникам высылается анкета, заполнить и вернуть которую они должны до окончания указываемого срока приема.

Обратите внимание на то, что обязанность по организации и проведению заочного общего собрания может быть возложена на управляющую организацию (в том случае, если очное собрание, организуемое управляющей организацией, будет провалено, а управляющая организация, не желающая потерять власть над домом, будет стремиться к этому).

3. Очно-заочный вид общего собрания. С 29.06.2015 г. предусмотрена возможность очно-заочного проведения общего собрания (п. 3 ст. 47 ЖК РФ). Порядок уведомлений собственников такой же, как при очной и заочной формах. На очно-заочном собрании вопросы повестки дня в очном виде обсуждаются с теми собственниками, которые пришли на собрание и проголосовали, не явившимся анкеты с повесткой собрания рассылаются по почте заказными письмами (или раскладываются по почтовым ящикам, если такой порядок уведомлений был установлен общим собранием).

При подготовке, проведении и оформлении результатов общего собрания следует также руководствоваться Приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 N 937/пр «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний…». Этот относительно новый документ, в отличие от Приказа Минстроя РФ от 31.07.2014 г. № 411/пр носит не рекомендательно-методический, а общеобязательный характер. Отказ от использования новых правил проведения общих собраний увеличивает риск признания таких собраний недействительными и нелегитимными.

Сообщение о проведении общего собрания и решении общего собрания

Согласно п. 5 ст. 45 ЖК РФ в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в должны быть указаны:

1. Сведения о лице, по инициативе которого созывается собрание;

2. Форма проведения данного собрания (очное, заочное, очно-заочное голосование);

3. Дата, место, время проведения собрания, в случае проведения заочного собрания - дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4. Повестка дня собрания;

5. Порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

Все указанные в этом перечне пункты являются обязательными. Если какого-либо пункта будет не хватать, собрание может быть признано недействительным в судебном порядке (по инициативе прежней управляющей организации либо жилищной инспекции). Судебная практика знает много примеров, когда ТСЖ ликвидировались по надуманным предлогам, после чего инициаторам приходилось проделывать всю кропотливую работу сначала.

В п. 1 и 2 ст. 45 ЖК РФ говорится, что общие собрания бывают двух видов: годовые (плановые и обязательные) и внеочередные). Если общее собрание проводится не по плану (не в период с апреля по июнь календарного года), оно является внеочередным, и это обязательно указывается в сообщении о проведении собрания.

Все формы документов (протоколов и уведомлений), необходимых для проведения общих собраний, приведены в Приказе Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах». (Пример сообщения о проведении общего собрания см. в приложении 1.)

При проведении первоначального общего собрания его инициаторам рекомендуется запросить у собственников копии паспортов и правоустанавливающих документов на жилое помещение (обычно это свидетельство о регистрации права собственности, в случае его отсутствия - договор купли-продажи, долевого участия, дарения и т. п.).

Проведению официального общего собрания может предшествовать проведение неофициального схода («народного веча»), в ходе которого заинтересованные жители будут проинформированы о повестке собрания, смогут внести в нее коррективы или дополнения.

Согласно п. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов участвующих в собрании собственников помещений.

При определении долей голосующих (веса каждого конкретного голоса) за основу берется общая площадь жилого или нежилого (бытового) помещения, указанная в правоустанавливающем документе. Сумма общей площади помещений в составляет 100 %. Вес каждого конкретного голоса, который имеет собственник помещения, зависит от общей площади, принадлежащей ему на основании документа о праве собственности.

На этапе создания ТСЖ инициативная группа может не знать общей площади жилых помещений , то есть исходных 100 % площади, от которой необходимо отталкиваться при подсчете голосов. Эта информация содержится в техническом паспорте на . Указанный документ обычно размещается на сайте «Реформа ЖКХ» (https://www.reformagkh.ru) или на сайте управляющей организации. Копию технического паспорта можно затребовать у УК либо у застройщика дома.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (п. 5 ст. 15 ЖК РФ).

Эта площадь фигурирует в свидетельствах о праве собственности. Поэтому рекомендуется собрать 100 % таких свидетельств, суммировать полученную площадь и исходить из полученной суммы как общей площади жилых помещений.

Обратите внимание: площадь, указанная в свидетельстве о праве собственности на жилое помещение в , может отличаться от той, что указана в техническом паспорте на жилой дом. Не имея возможности собрать все свидетельства для определения точной суммы площадей, первоначально можно воспользоваться той площадью, которая указана в техническом паспорте.

Однако после того, как будут собраны все свидетельства о праве и площадь будет определена с точностью до 1 м2, стоит уведомить орган государственного жилищного надзора об этом (либо попытаться внести изменения в технический паспорт ).

1. Количество голосов каждого собственника рассчитывается как отношение площади принадлежащей ему собственности к общей площади всех помещений, находящихся в собственности в доме. Например, при площади квартиры 58 м2 и общей площади помещений в доме 2897 м2, собственник такой квартиры обладает 58/2897 голоса. Для принятия решения необходимо набрать такое количество голосов, которое либо больше 1/2, либо больше 2/3. Вычисление проводится по арифметическим правилам действий с простыми дробями: например, для подсчета 2/3 голосов от 2897 м2 нужно 2897 умножить на 2 и разделить на 3, получив в результате 1931,33 м2. То есть решение должно быть принято голосами владельцев не менее чем 1931,33 м2.

2. Количество голосов каждого собственника считается равным площади принадлежащего ему помещения. Используя те же цифры, считаем, что собственник квартиры обладает 58 голосами, всего же в доме 2897 голосов. Для принятия решения необходимо 2/3 от 2897 голосов, то есть 1931,33 голоса.

3. Количество голосов каждого собственника подсчитывается как процентное отношение площади принадлежащей ему квартиры к общей площади всех помещений, находящихся в собственности в доме. В этом случае собственник квартиры площадью 58 м2 при общей площади помещений в доме 2897 м2 имеет 58 / 2897 × 100 % = 2,00 % голосов. Решение должно быть принято 2/3 × 100 % = 66,67 % голосов.

Согласно п. 3. ст. 45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в считается правомочным (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50 % от общего числа голосов.

Обращаем внимание, что собственник помещения может доверить право участия в общем собрании по простой письменной доверенности (пример доверенности см. в приложении 2).

Для принятия решения по большей части вопросов повестки общего собрания требуется не менее 50 % голосов собственников. Однако есть ряд исключений, для принятия решения по которым требуется не 50 %, а около 67 % (2/3) от общего числа собственников. Согласно пп. 1-3.1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ к таким вопросам относится:

Принятие решений о реконструкции дома (в том числе о расширении или надстройке), строительстве хозяйственных построек и других зданий, сооружений, капитальном ремонте общего имущества , об использовании фонда капитального ремонта.

Принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт, выборе лица, уполномоченного открывать специальный счет в российской кредитной организации и совершать операции с денежными средствами, находящимися на специальном счете.

Принятие решений о получении ТСЖ кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и иных вопросов, связанных с этим.

Принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен , в том числе введение ограничений пользования им.

Принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для этого предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания.

Таким образом, все вопросы, связанные с капитальным ремонтом, кредитами ТСЖ на капитальный ремонт, ограничением использования земельного участка (например, установкой шлагбаума или забора и пр.), а также вопросы сдачи общедомового имущества в рекламную аренду (например, реклама в лифтах) принимаются 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в (около 67 % голосов). Все остальные вопросы решаются квалифицированным большинством (более 50 %) голосов.

Решения, принятые общим собранием, являются обязательными к исполнению всеми собственниками помещений в независимо от того, принимал ли собственник участие в общем собрании и как он голосовал по принятому решению (п. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Как правильно определить повестку и составить протокол общего собрания

Все решения общего собрания оформляются протоколами общего собрания, которые являются официальными документами (влекущими за собой юридические факты и последствия). Копии решений и протокола общего собрания через 10 дней после его проведения предоставляются инициатору общего собрания и в правление ТСЖ (п. 1 ст. 46 ЖК РФ). Оригинал протокола хранится в месте, которое определено решением общего собрания.

Протоколы общего собрания лучше вести в двух экземплярах (особенно если управление домом осуществляет приглашенный управляющий, он, скорее всего, затребует оригинал себе). Протокол общего собрания о создании ТСЖ должен существовать в двух экземплярах (нотариальная копия не подменяет оригинал), так как его оригинал останется в Федеральной налоговой службе (ФНС),которая осуществляет регистрацию ТСЖ.

Общее собрание собственников помещений не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, и изменять повестку данного собрания. Не допускается включать в перечень вопросов пункты под названием «Прочее», «Иное» и т. п. Все вопросы должны формулироваться прямо и четко, предполагая ответы «за», «против» или «воздержался». Открытые вопросы (то есть не сопровождающиеся точными формулировками ответов) не допускаются (п. 6 ст. 48 ЖК РФ).

Повестка первичного собрания может иметь следующий (рекомендуемый) вид:

1. Утверждение председателя и секретаря общего собрания (этот пункт должен присутствовать при проведении любого собрания, вопрос о включении пункта об избрании счетной комиссии решается инициаторами собрания).

Ведение реестра членов ТСЖ, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

Созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

Выполнение иных обязанностей, вытекающих из устава ТСЖ.

Важный вопрос, который предстоит решить инициативной группе: кто должен войти в состав правления? Следует учитывать, что каждый член правления должен приносить ТСЖ пользу. Один может быть юристом, другой иметь связи в различных организациях, третий обладать авторитетом в глазах соседей. Не стоит набирать в правление «балласт» - людей, которые не выполняют никакой работы.

Вопрос о вознаграждении членов правления отнесен к исключительной компетенции общего собрания ТСЖ (пп. 11 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Общее собрание может вообще не устанавливать вознаграждение членам правления, в этом случае считается, что они выполняют свои обязанности на общественных началах. Вознаграждение может устанавливаться всем членам правления или только председателю, как в виде единовременной выплаты по итогам года (по итогам рассмотрения годового отчета), так и в виде ежемесячной выплаты.

Роль председателя ТСЖ. Кто может быть председателем

Непосредственное оперативное руководство деятельностью ТСЖ и выборным исполнительным органом (правлением) осуществляет председатель правления. Он избирается общим собранием ТСЖ (пп. 3 п. 2 ст. 145 ЖК РФ) либо правлением из членов оного (если такой порядок определен уставом товарищества). Председатель правления действует без доверенности от имени ТСЖ, подписывая все необходимые документы.

Трудовой договор с председателем правления ТСЖ не заключается, несмотря на то, что его должность включается в штатное расписание. В соответствии с п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ член правления ТСЖ (коим является председатель) не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору. Согласно п. 11 ст. 145 ЖК РФ, общее собрание членов ТСЖ вправе определить размер вознаграждения членов правления, в том числе председателя правления. Труд председателя ТСЖ оплачивается не по трудовому договору, а путем вознаграждения, сумма которого устанавливается на общем собрании.

Требование п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ в определенном смысле противоречит трудовому законодательству: согласно ст. 15 ТК РФ, под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации и конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со ст. 17 ТК РФ трудовые отношения на основании в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. Работу председателя правления ТСЖ следует отнести к работе по должности в соответствии со штатным расписанием, ведь обычно такую должность вводят в штатное расписание. Подобная работа подразумевает постоянное и непрерывное выполнение должностных обязанностей. Но говорить о трудовых отношениях можно только при условии установления председателю правления вознаграждения в виде заработной платы. Поэтому весьма часто между ТСЖ и председателем правления ТСЖ заключается , что имеет под собой некоторые логические основания.

При смене председателя ТСЖ обязано в течение трех рабочих дней сообщить соответствующие сведения в ФНС по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Для этого в ФНС представляется подписанное заявителем заявление по форме Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы». Налоговые органы вносят указанные изменения в ЕГРЮЛ в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня представления документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона № 129-ФЗ).

Неизвещение в трехдневный срок налогового органа (либо представление недостоверных сведений) о смене председателя ТСЖ влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 4.25 КоАП РФ).

Регистрация ТСЖ

После того как протокол первичного собрания оформлен и составлен, а решение о создании ТСЖ принято, необходимо инициировать процедуру регистрации. Регистрирует ТСЖ районная налоговая служба, куда подаются следующие документы:

1. Протокол общего собрания собственников помещений в с подписями лиц, принявших участие в голосовании. Протокол также заверяется подписями председателя и секретаря собрания (оригинал остается в ФНС, поэтому при проведении общего собрания необходимо сделать дубликат).

2. Устав ТСЖ (в двух экземплярах, один остается в ФНС, второй будет возвращен ТСЖ).

3. Заявление о государственной регистрации юридического лица по форме № Р11001.

4. Чек об оплате государственной пошлины (на 2016 г. она составляет 4000 руб.).

Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» срок регистрации ТСЖ составляет 5 рабочих дней.

Собрание участников товарищества является органом управления МКД. На основании этого участники ТСЖ имеют определенные права:

Чтобы обсудить проблемы, касающиеся дома, внести в деятельность ТСЖ изменения или принять участие в утверждении решения, члены товарищества собираются вместе в назначенные дату и время.

Определенную часть решений по управлению домом принимает глава и правление. Однако существуют вопросы, требующие согласования с хозяевами квартир на общем созыве. Например, выборы председателя или установление членских взносов. Собрание как орган управления играет ключевую роль в ТСЖ: практически все, что касается общедомового имущества, финансов и хозяйственной деятельности, должно быть согласовано с хозяевами помещений МКД.

Формы

  • Очно. Требует личной явки жильцов в заранее назначенном месте. Собственники регистрируются (это требуется для подтверждения факта принятия участия и определения кворума), затем обсуждают вопросы, касающиеся цели мероприятия, и принимают решение посредством голосования.
  • Заочно. Хозяева квартир заранее оповещаются о голосовании, получают опросники и выражают свое мнение в письменном виде.
  • Очно-заочно. Включает в себя две вышеназванных формы и состоит из двух этапов. Первый – очная встреча жильцов и устное решение вопросов. Второй – голосование через , которые собственники сдают ответственному лицу к оговоренной дате.

Сколько раз проводится?

Мероприятие должно назначаться 1 раз в год как минимум. (ЖК РФ ст.45). Законодательство также дает пожелание по времени проведения созыва. Это период времени с апреля по июнь.

Собрания могут быть запланированными и внеочередными. Инициатором запланированного созыва членов является правление и глава ТСЖ. Мероприятие проводится тогда, когда от собственников требуется принятие участие в голосовании по поводу тех или иных дальнейших действий правления.

Возможно ли внеплановые?

Внеочередные мероприятия инициируются как самими хозяевами квартир, так и правлением ТСЖ. Если решение о необходимости проведения созыва приняли жильцы, то их количество должно быть не менее 10% от общего числа (ст.45 ч.6 ЖК РФ). Один владелец квартиры не сможет собрать всех жильцов, для этого ему потребуется заручиться поддержкой требуемого числа жильцов.

СПРАВКА! Если другие жильцы поддержали инициатора, то им нужно направить письменное уведомление председателю о необходимости проведения собрания. Тот, в свою очередь, в течение 45 дней обязан подготовиться к мероприятию и созвать жильцов для обсуждения поставленного вопроса.

Внеплановые созывы также могут проводиться по причине срыва запланированного собрания. Решения, принятые на голосовании, имеют юридическую силу только в том случае, если в нем участвовали лица, обладающие более половиной голосов от общего количества.

Если в установленный день явилось недостаточное количество жильцов, то провести его будет невозможно – это будет противоречить законодательству и нарушать интересы других хозяев квартир. По причине неявки на общее собрание проводятся внеочередные созывы жильцов.

Какие вопросы решаются?

На обсуждении собственниками могут подниматься следующие вопросы:

Кто является председателем?

Первый вопрос собрания – кто будет председательствовать на нем. Если созыв жильцов осуществляется по инициативе нескольких собственников, то председатель выбирается из их числа перед оглашением повестки дня. Необходимость в этом лице нет, если обсуждение вопросов и голосование проводится по опросным листкам. Также перед началом собрания выбирается и секретарь – тот, кто будет вести протокол и прочую документацию. Для подсчета голосов избирается счетная комиссия.

Необходимые документы

Проведение общего созыва членов ТСЖ для смены председателя сопровождается рядом документов – уведомлением, протоколом и решением. Каковы их цели и какие требования выдвигает к оформлению Жилищный кодекс?

Уведомление

Чтобы созвать собственников инициатор мероприятия должен сообщить о его проведении путем вручения письменного уведомления. В ЖК РФ (ст. 45) определена установленная форма этого документа.

Если пренебречь нормами его оформления, то принятое решение на собрании, созванном по неверно составленным уведомлениям, можно будет легко оспорить в суде.

  1. ФИО инициатора.
  2. Указание формы проведения.
  3. Адрес, дата и время сбора жильцов.
  4. Цель собрания (какие вопросы будут рассматриваться жильцами).
  5. Адрес, по которому приглашенный на собрание может ознакомиться с материалами, касающимися обсуждения вопроса.
  6. Подпись инициатора и приглашенного жильца, дата вручения.

СПРАВКА! Документ должен быть вручен каждому хозяину квартиры заказным письмом, если в уставе не прописан иной способ его передачи. Допускается также вручение уведомления лично под роспись и вывешивание объявления на месте, доступном для каждого собственника.

Протокол

Это итоговый документ, в котором фиксируется принятое решение. Формы протокола утверждены Приказом Министерства строительства и ЖКХ №937 .

  1. Число подписания документа.
  2. Данные о проведении мероприятия: когда проходило и где.
  3. Очередность и формы.
  4. ФИО человека, собравшего владельцев квартир.
  5. Данные председателя и секретаря.
  6. Данные о площади всего дома и площади всех владельцев, явившихся на собрании.
  7. Цели.
  8. Сведения о голосовании по каждому вопросу.
  9. Приложение и список документов, которые рассматривались.
  10. Подпись председателя и секретаря.

Решение

Данный документ является приложением к протоколу. В нем содержится информация о голосовании жильцов по каждому вопросу, а также подсчет голосов.


На основании данных результатов указывается, какое решение принято.

СПРАВКА! Если на повестке дня обсуждалось несколько вопросов и по всем ним проводилось голосование, то в документе должны быть прописаны результаты голосования и принятое решение по каждому вопросу.

Порядок процесса

Рассмотрим порядок проведения общего собрания собственников от подготовки до принятия решений.

  1. Подготовительный этап. Выбор места, времени и даты собрания. Составление повестки и бюллетеней для голосования.
  2. Регистрация присутствующих жильцов и определение правомочности мероприятия. Если явилось количество владельцев, чьи голоса составляют менее половины от общего, то мероприятие не проводится.
  3. Выбор председателя, секретаря и комиссии по подсчету голосов.
  4. Оглашение цели созыва, обсуждение вопросов.
  5. Голосование путем внесения соответствующей пометки в бюллетень. Проводится после каждого поднятого вопроса, требующего решения.
  6. Подсчет голосов, оглашение решения, подпись протокола.

Принятие решений

На собрании жильцов решения принимаются путем голосования. Правом голоса обладают только владельцы квартир и их законные представители на основании доверенности. Каждому присутствующему в начале мероприятия выдается бюллетень. На нем помимо ответов на вопросы должны содержаться данные собственника. Участник собрания имеет право не только проголосовать «за» и «против», но и воздержаться от принятия решения.предусмотрены следующие случаи оспаривания:

  • хозяин жилого помещения не являлся на мероприятия; он был против решения, которое было принято большинством голосов;
  • собрание проходило с нарушениями ЖК;
  • принятое решение нарушает право и интересы собственника.

Несмотря на то, что законодательством установлены правила и формы проведения собраний, а также определена их необходимость, правление и председатель ТСЖ могут злоупотребить властью, составив фиктивный протокол собрания. Если решение не устраивает собственника или он увидел нарушения в работе проведения созыва жильцов, он имеет право подать в суд в течение полугода со дня получения им информации о действующем протоколе.

В исковом заявлении потребуется указать, прежде всего, на ошибки и нарушения при проведении собрания. Такими нарушениями могут быть:

  • недостаточное количество явившихся жильцов для голосования;
  • неверно оформленные документы;
  • отсутствие уведомлений о проведении голосования.

СПРАВКА! Приказ Министерства ЖКХ №937 от 2015 года обязывает ТСЖ передавать копии протоколов собраний в ГЖИ (жилищную инспекцию). Такое правило было введено с целью борьбы против подделок протоколов.

Если собственник подозревает товарищество в фальсификации документов, то он может направить свою жалобу в этот надзорный орган.

На собрании ТСЖ решаются ключевые вопросы, касающиеся управления МКД. От итогов голосования зависит дальнейшая судьба дома и спокойствие его жильцов. Поэтому проведения данного мероприятия требует соблюдения норм и правил, установленных ЖК РФ.

Собрание ТСЖ (товарищества собственников жилья) является одним из управляющих органов данной некоммерческой организации, созываемым лишь в определённых случаях. Компетенция данного органа предполагается верховной в решении насущных задач, поставленных перед ТСЖ. По этой причине на нём должны быть учтены интересы каждого члена товарищества, а также их мнение по тому или иному вопросу. Отсутствие одного из членов, разумеется, становится причиной возникновения нежелательных споров в дальнейшем.

Жилищный Кодекс устанавливает, что общее собрание собственников жилья - нерегулярный орган, предполагающий участие всех членов организации, коими являются все жильцы многоквартирного дома.

Разумеется, регулярно созывать всех жильцов в одном месте не представляется возможным, так что созывается собрание лишь в исключительных случаях:
  • когда компетенция общего собрания предусматривает рассмотрение вопроса именно таким образом;
  • когда решение вопроса согласно законодательству не отнесено к компетенции иного орган правления;
  • когда такой порядок принятия решения определён уставом данной организации (к примеру, отчётное собрание).

Таким образом, перечень вопросов компетенции собрания ТСЖ достаточно широк, между тем возникают они не так часто, хотя и имеют большое значение для жильцов многоквартирного дома.

Такое товарищество предполагает, что инициатором могут выступать следующие лица:
  • правление ТСЖ;
  • председатель ТСЖ;
  • любой член товарищества.

Кроме того, решением данного органа может быть определена следующая дата созыва собрания, а также условия, при которых возможен созыв такого собрания. Однако это не лишает вышеуказанных лиц их прав инициировать созыв.

Правила инициирования созыва следующие:
  1. Инициатор обозначенным законом способом и в форме письменного документа должен уведомить каждого участника ТСЖ о дне осуществления собрания, а также о предмете обсуждения.
  2. Все расходы, связанные с созывом и осуществлением, должны быть оплачены инициатором ещё до созыва.

Иные управляющие органы осуществляют лишь оперативное управление в ТСЖ. В случаях, когда инициатором выступает управляющий орган, то оплата расходов осуществляется за счёт средств ТСЖ лишь в тех случаях, когда такой созыв необходимым согласно нормам законодательства, положениям устава, а также решению данного органа ТСЖ.

Вопрос о том, в какой форме будет проведено голосование, необходимо решить ещё до его созыва. Ведь именно от того, в какой форме собрание будет проведено, зависит и длительность собрания, и расходы на его проведения.

На сегодняшний день законодательство допускает следующие формы проведения общего собрания в ТСЖ:


  • принятие решение при личном присутствии каждого члена путём публичного голосования;
  • заочное принятие решение путём раздачи бюллетеней.

При личном участии членов ТСЖ, как уже говорилось, голосование проходит публично, а результаты голосования производится путем вычленения голосов За и Против. А вот при проведении заочного голосования с подсчётом голосов возникают некоторые проблемы.

В любом случае ответственным за правильное оформление собрания, его проведение, а также его результатов является регистратор. По общему правилу регистратор назначается председателем или верховным органом в ТСЖ. В уставе ТСЖ можно предусмотреть иной порядок назначения регистратора.

Инициатор обсуждает время и форму проведения голосования с регистратором. Определившись, регистратор распространяет вместе с инициатором уведомления остальным членам ТСЖ. Если собрание будет проводиться при личном участии каждого из членов ТСЖ, то регистратор осуществляет учёт участвовавших в голосовании лиц.

Если же голосование осуществляется в заочной форме, то регистратором осуществляется учёт бюллетеней, подлежащих распространению между членами ТСЖ. В таком случае бюллетень может служить как в качестве документа, по которому принимается решение, так и в качестве уведомления.

В большинстве случаев инициаторы выбирают именно заочную форму, так как она позволяет решить вопрос гораздо удобнее. Ведь собрать всех жильцов, даже большую их часть удаётся не всегда, да и организаторские вопросы очень часто создают проблемы.

Основное значение при проведении собрания в заочной форме принадлежит бюллетеням, которая распространяется между членами ТСЖ. Жилищный кодекс прямо указывает, каким должен быть бюллетень и какие сведения в нём должны содержаться.

Так, бюллетень должен отражать следующие сведения:

  • сведения о лицах, инициировавших голосование по тому или иному вопросу;
  • форма, по которой происходит голосование;
  • сведения о порядке подсчёта голосов, времени объявления результатов;
  • сроки сдачи бюллетеней, а также пункт, куда их необходимо сдать;
  • сам вопрос, по которому производится голосование;
  • контактные данные инициатора, чтобы члены ТСЖ могли получить более подробную информацию о поднятом вопросе;
  • время, а также адрес, по которому можно получить подробную информацию о предмете обсуждения.

По общему правилу в качестве органа, ответственного за подсчёт голосов, выступает комиссия. Она учреждается указанным собранием участников товарищества. Комиссия должна состоять не менее чем из трёх лиц.

В определённые в бюллетене сроки комиссия публикует итоги голосования. Публикация итогов производится по правилам, обозначенным уставом ТСЖ. Когда уставом такого порядка не установлено, то публикация осуществляется путём распространения объявлений по жилому дому либо личным уведомлением каждого члена товарищества.

Решение будет принято, если за тот или иной вариант проголосовало более 50 процентов членов ТСЖ. В противном случае голосование признаётся не удавшимся. В таком случае повторное проведение возможно, но не ранее, чем через три месяца с момента публикации итогов текущего голосования.

При наличии нарушений решение собрания можно обжаловать. Неважно, был ли нарушен порядок проведения голосования или правомочия и интересы участников ТСЖ.

В собрании ТСЖ обладают правом участвовать лишь заранее определённые лица. В качестве таких лиц обычно выступают собственники жилья в многоквартирном доме, что находится под управлением ТСЖ. Однако указанный критерий не определяющий.

Чтобы быть правомочным для участия в данном собрании, лиц необходимо внести в определённые списки.

Порядок участия в указанном собрании ТСЖ обладает следующими особенностями:


  1. Каждый участник товарищества, определённый в качестве участника собрания, должен осуществлять свои полномочия в нём лично. Участник собрания также вправе уполномочить на это своего представителя.
  2. Допускается участие в собрании юридических лиц, а также представителей заинтересованных общественных организаций, властных структур.
  3. Правом голосовать обладает каждый собственник квартиры в доме, включая владельцев долей. Пропорции в долевом владении при голосовании учитываются.
  4. К участию в голосовании привлекаются лишь те собственники, что были в законном порядке внесены в списки участников собрания.
  5. Список участников собрания необходимо составить не позже чем за полмесяца до дня проведения голосования.
  6. В случае когда списка не было, он составляется уже после проведения голосования согласно данным регистратора, учитывавшего всех присутствовавших на собрании людей, не позже трёх суток с момента проведения голосования.
  7. В список нельзя внести лиц, не имеющих отношения к организации.
  8. Реестр участников товарищества хранится в правлении ТСЖ, которое и ответственно за ведение, внесение в него изменений.
  9. Каждый учтённый член ТСЖ вправе получить отдельный бланк бюллетеня.

Соблюдение порядка очень важно для того, чтобы решение имело законную силу. Любое нарушение может стать основанием для отмены решения в судебном порядке.

Правильная подготовка подразумевает под собой не только соблюдение процедур уведомления. Сама по себе подготовка представляется в виде массива дел, что нужно совершить, при соблюдении установленных правил.

Особенным моментом является повестка дня. Все вопросы, что необходимо обсудить и по которым нужно принять решение, отражаются в повестке собрания. Она составляется ответственными должностными лицами ТСЖ при участии инициатора. Однако в её разработке могут принимать участие абсолютно все члены ТСЖ. Так что каждый участник должен получить копию повестки дня, чтобы ознакомиться с ней и внести свои предложения по представленным вопросам. На это им выделяется не более десяти дней с момента, когда повестка была утверждена и направлена членам.

В самой повестке собрания должны быть отражены следующие данные:
  • сведение о месте и времени осуществления;
  • сведения о должностных лицах и участниках других управляющих органов ТСЖ;
  • описание вопросов, что будут рассмотрены;
  • описание вопросов, по которым необходимо принять решение.

Согласно правилам законодательства перед проведением нужно подготовить бюллетени для голосования.

Помимо ранее указанных сведений в бюллетени должна быть оформлена графа голосования, в которой должны содержаться следующие варианты выбора:
  • против;
  • воздерживаюсь.

Когда совместно с поднятым вопросом необходимо избрать какое-либо должностное лицо ТСЖ, то для этого оформляется отдельный бюллетень.

Чтобы получить желаемый результат необходимо соблюдать порядок проведения. Иначе в собрании произойдёт хаос, а выставленные на повестку дня вопросы останутся нерешёнными.

Основные правила проведения собрания следующие:

  • всем процессом на собрании руководит одно лицо – избранный председатель, а в его отсутствие – избранный заместителем;
  • ведение протокола на собрании является обязательным, за что отвечает назначенный председателем секретарь;
  • председатель выступает как в лице руководителя и координатора, так и в лице контролирующего соблюдение прав членов ТСЖ;
  • список людей, которые будут выступать с докладом, осведомлять собрание о решаемых вопросах должен быть составлен до начала.
  • присутствующие на собрании иные лица могут выступить после зарегистрированных докладчиков в порядке очерёдности.

Деятельность счётной комиссии также должна быть открыта и контролироваться со стороны председателя. Заинтересованные в принятом решении лица могут обжаловать итоги подсчёта голосов как председателю ТСЖ, так и суду.

Основными документами по итогам являются решение комиссии, протокол собрания. Решение комиссии должно быть подписано каждым членом комиссии, а также председателем ТСЖ. Протокол, в свою очередь, подписывается секретарём, составлявшим его и председателем ТСЖ. Протокол собрания ТСЖ является основным документом, где указываются все возражения на собрании.

Каждый из участников ТСЖ, независимо от того, участвовал он в голосовании либо нет, правомочен ознакомиться с указанными документами и обжаловать их председателю ТСЖ. При возникновении споров между членами организации и председателем, иным управляющим органом ТСЖ, они правомочны обратиться в судебные инстанции.

Собрание в товариществе собственников жилья влечет за собой принятие важных решений для дальнейшей деятельности с целью улучшить уровень проживания жильцов многоквартирных домов. Именно поэтому очень важно, чтобы присутствовали на собрании все собственники, а также осуществить правильное составление протокола общего собрания, где имеется подтверждение присутствующих о согласии на проведение определенного рода работ. В данной статье мы поговорим о том, как провести собрание ТСЖ и составить протокол общего собрания собственников многоквартирного дома.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно !

Общее собрание собственников, согласно принятому и утвержденному Уставу, созывается правлением или одним из членов в связи с собственной его инициативой и является высшим органом управления. В случае с проявленной инициативой одного из членов ТСЖ созвать остальных для проведения собрания он должен оповестить собственников и при необходимости покрыть все материальные затраты, которые потребуются для осуществления общего сбора.

Следует отметить — общий сбор собственников необходимо проводить каждый раз и в обязательном порядке при возникновении проблем или каких-либо иных вопросов, что согласно Уставу должно решаться только после уведомления о проведении общего собрания тсж и принятия ими общего решения. Здесь при разборе насущного вопроса руководствуются положениями Устава или выдержками из законодательства, действующие на момент проведения собрания. Представленные вопросы не могут решаться только управлением ТСЖ без информирования остальных членов.

Выбор формы проведения общего собрания

Инициаторы сбора собственников должны решить вопрос о форме его проведения. Проведение общего собрания ТСЖ осуществляется в двух формах:

  1. Личное присутствие всех членов ТСЖ, где принимается решение путем разбора и выделением общего мнения большинства граждан.
  2. Заочное голосование, где члену ТСЖ вручается бюллетень и письменное заключение вопросов, на которые необходимо дать ответ. В повестке указывают фамилии членов, входящих в счетную комиссию. Комиссия принимает участие в собрании и выбирается исключительно собственниками. Их количество не может быть менее трех человек. Председатель же выбирается сразу выбранными членами счетной комиссии.

Важно! Общее собрание всегда подразумевает регистрацию собственников, участвующих в сборе. Регистрация осуществляется регистратором, который был назначен председателем ТСЖ, и с помощью регистрационного листа, где делают соответствующие отметки.

Общее собрание в форме заочного голосования

Заочный тип проведения собрания несколько отличается от очного. Здесь подразумевается распространение сообщения, в котором должны быть указаны следующие важные аспекты:

  • все сведения об инициаторах;
  • форма голосования;
  • время и дата подведения итогов и принятия решения на основе подсчета голосов собственников, выраженных в приложенных бюллетенях;
  • необходимо указать место, куда требуется сдать заполненные собственниками бланки;
  • общие положения и насущные вопросы, которые необходимо решить с помощью заочного голосования;
  • предоставить участникам контакты инициатора, чтобы можно было выяснить информацию, возникшую при ознакомлении с предоставленным сообщением;
  • адрес и время, где можно получить консультацию.

В указанное время счетная комиссия начинает подсчет голосов и принимает решение на основе выраженных мнений собственников в пользу большего числа (для принятия решения необходимо собрать 51% положительных голосов).

Важно! В случае нарушения одного из пунктов с помощью судебного заседания можно обжаловать принятое решение счетной комиссией и управлением ТСЖ.

Порядок участия членов ТСЖ при проведении общего собрания

Участие собственников в общем собрании также имеет некоторые особенности. Так, они должны не только регламентироваться утвержденным ранее Уставом, но и общими положениями товарищества.

Помимо всего прочего, выделяют следующие аспекты участия членов в общем сборе:

  • член ТСЖ может принимать участие лично или отправить свое доверенное лицо, которое может действовать посредством выданной доверенности в случае ограничения прав на принятие решений;
  • не исключается участие собственников и юридических лиц, которые представляют свои исполнительные органы;
  • право голоса принадлежит всем собственникам без исключения, если подразумевается долевой раздел общего имущества, то размер частей должен учитываться при голосовании;
  • все члены допускаются к участию только в случае внесения в общий список членов ТСЖ, которые имеют право для голосования;
  • список должен быть составлен заранее не менее чем за 15 дней до или три дня после проведения собрания,
  • в список попадают действующие на момент голосования члены товарищества;
  • какие-либо изменения в списке могут вноситься только после исправления ошибок;
  • держателем представленного списка, которое именуется Реестр, является само ТСЖ;
  • при проведении голосования, каждый член ТСЖ, который включен в список (Реестр) получает индивидуальную бюллетень.

Порядок проведения общего собрания тсж крайне важен, иначе принятое решение может быть признано недействительным.

Подготовительные работы перед проведением общего собрания

Подготовительные работы заслуживают отдельного внимания. Все аспекты, подлежащие рассмотрению и принятию решения, составляются председателем и инициативной группой. Они принимают решение о месте и времени проведения, а также составляют повестку дня. При составлении повестки также необходимо руководствоваться мнением остальных членов ТСЖ, которые при этом не должны противоречить действующему законодательству. Результат необходимо преподнести всем членам товарищества, которые могут в течение 10 дней вносить какие-либо изменения и пожелания.
Что же касается повестки, то она должна включать следующие важные подпункты:

  • время и место осуществления предлагаемого собрания ТСЖ;
  • необходимо перечислить общие данные о членах правления ТСЖ;
  • перечисление и общие особенности вопросов, которые подлежат рассмотрению;
  • четкая формулировка всех вопросов, которые подлежат голосованию.

После сформирования представленной повестки ее необходимо отправить всем членам ТСЖ для ознакомления и уведомления.
Также необходимо в полном соответствии с действующим Уставом или законодательством составить форму бюллетени. Она, как правило, должна быть подписана членом товарищества и содержать три графы «за», «против» и «воздерживаюсь».

Важно! Если вместе с распространением повестки последует предложение провести голосование в пользу выбора одного из членов правления, к ней необходимо приложить отдельную бюллетень с голосованием и общими биографическими данными кандидата.

Порядок проведения общего собрания ТСЖ

Для плодотворного проведения собрания необходимо соблюсти следующие важные аспекты:

  1. Работой должен руководить выбранный всеми членами председатель. Если на момент сбора его нет, в качестве руководителя выступает человек, который временно заменяет председателя, также выбранного всеми членами ТСЖ.
  2. На собрании обязательно должен присутствовать секретарь, который отвечает за ведение протокола.
  3. На плечах председателя лежит координирование проведения собрания, работы счетной комиссии, а также следит за соблюдением прав и обязанностей членов товарищества.
  4. Еще до начала общего собрания необходимо определить людей, которые будут докладывать о вопросах, их разрешениях и заниматься подсчетом голосов. Также принимается решение о присутствии третьих лиц и возможности участия в прениях между членами товарищества. Уже во время проведения собрания все первоначальные утверждения могут меняться.

Необходимо также учесть, что порядок проведения собрания не должен нарушать права членов ТСЖ, членов управления или счетной комиссии.

Принятие решений и протокол общего собрания

Как уже было оговорено выше, принятие решений должно осуществляться путем проведения голосования в открытой или анонимной форме в виде поднятия рук или с помощью бюллетеней, соответственно. Если используется заочное голосование, то собственник должен в течение недели отправить письмо с ответами счетной комиссии по указанному адресу.

В процессе внесения каких-либо формулировок, предложенных одним из членов, секретарь собрания обязан ее зафиксировать и вынести на обсуждение. Предложенные формулировки в качестве внесения поправок в составленную повестку дня следует рассмотреть и утвердить (или отказать) путем голосования. Также перед началом предложенную формулировку можно снять и воспользоваться первоначально предложенными фактами и предложениями.

Решение по определенному вопросу принимается путем сбора более 50% голосов, формулирующих общее мнение. В бюллетени, как правило, указывают несколько решений, среди которых члену товарищества необходимо принять более понятное и приемлемое для него. Если заполнение бюллетени было проведено с нарушением, голос члена товарищества не учитывают в дальнейшем.

Как только был произведен подсчет голосов и принято решение, счетная комиссия составляет Протокол общего собрания ТСЖ, где указывают также все данные о проведенном голосовании. Его подписывает председатель ТСЖ после ознакомления. Если голосование проходило в открытой форме, то его результаты оглашаются на собрании собственников. В случае заочного проведения результаты вывешиваются на досках объявлений каждого подъезда, где собственникам представляется полная сводная таблица не позднее 10 дней после подведения итогов.

Обжалование решения

Любой член товарищества имеет право обжаловать принятое решение в течение полугода со дня ознакомления с результатами. Он может подать иск в суд, где предъявит и выразит свои претензии в отношении правления ТСЖ и потребует рассмотрение протокола общего собрания тсж о ликвидации.

Помните, что любые нарушения проведения собрания членов ТСЖ могут привести к признанию принятого решения недействительным, а это чревато потерей финансовых средств.