Что такое публичное акционерное общество банк. Непубличные общества: нововведения в ГК РФ

Федеральное агентство по образованию

Федеральное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Югорский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра менеджмента

Курсовая работа

по разработке управленческих решений

на тему: Особенности разработки и принятия финансовых решений в условиях риска

Выполнил:

Руководитель: старший преподаватель

Горбунова С.В.

Ханты-Мансийск 2010


Введение

Для эффективного управления организацией необходимо правильное и своевременное принятие множества финансовых решений. Именно финансовые решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность ее устойчивого развития в быстро изменяющемся мире. Предпринимательство в наши дни не может быть без риска, принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность ситуации при принятии финансового решения, тем выше и степень риска. Поэтому риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела.

В ходе проводимой бюджетной реформы оценка текущего состояния системы управления финансами показывает, что в ней есть ряд существенных проблем, которые требуют решения. Переход на управление по результатам является важнейшим направлением проводимых реформ, что требует определения целей и задач, которые необходимо решить, чтобы повысить качество управления финансами и создать необходимую базу для перехода на бюджетирование, ориентированное на результат.

Метод бюджетирования реализуется посредством внедрения соответствующих правил и процедур в бюджетный процесс на всех уровнях бюджетной системы страны. И безусловно имеет свое прямое отражение в финансовых решениях сектора государственного и муниципального управления.

Органы власти обязаны принимать такие финансовые решения, которые были бы направлены на максимально эффективное использование бюджетных средств. Поскольку ни государство, ни субъекты федерации не заинтересованы в дотационности нижестоящих бюджетов, то в планировании своих расходов им следует рассчитывать только на свои налоговые и неналоговые поступления, учитывая при этом различные риски. Поэтому корректно полученные оценки уровня риска для отдельных экономических ситуаций, имеют определенную ценность, так как они позволяют принять наилучшее финансовое решение в конкретных ситуациях. Что подчеркивает актуальность рассматриваемой темы.

Необходимость теоретико-методологического и практического обоснования разработки и принятия финансовых решений в условиях риска обусловили выбор темы и актуальность курсовой работы, ее цель и задачи.

Целью курсовой работы является изучение особенностей разработки и принятия финансовых решений в условиях риска.

В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи, определившие внутреннюю структуру:

1)систематизировать знания о финансовых решениях;

2)рассмотреть сущность финансовых рисков и оценку их степени;

3)изучить систему финансового планирования;

4)рассмотреть критерии принятия рискового решения;

5)проанализировать современные особенности разработки и принятия финансовых решений в секторе государственного управления.

Курсовая работа состоит из введения, 3 частей, заключения. Во введении обосновывается актуальность темы работы, формулируются цель, задачи, методы исследования, его теоретическая, методологическая и информационная база, описана структура. В первой части раскрыто понятие финансового решения, рассмотрена классификация финансовых решений, изучены финансовые риски возникающие в процессе управленческой деятельности организации, а также требования, предъявляемые к информации для разработки и принятия финансовых решений. Во второй части представлены система финансового планирования и система критериев принятия рискового решения. В третьей части В данной главе были рассмотрены финансовые решения органов государственной власти на примере Министерства природных ресурсов Хабаровского края и Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан. В заключении сформулированы общие выводы курсовой работы.

В курсовой работе были использованы методы анализа, синтеза, сравнения и т.п.

Теоретической и методологической основой послужили положения общей теории финансового менеджмента; бюджетного права; научные труды отечественных специалистов; практические исследования отечественных ученых и специалистов; данные, опубликованные в периодической печати. При работе над данной темой были изучены труды отечественных ученых и практиков - Литвака Б.Г., Золотарева, Ковалева В.В. и др.


1. Теоретические основы разработки и принятия финансовых решений

1.1 Понятие и классификация финансовых решений

Финансовое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на увеличение прибыли (снижение убытков) организации .

В процессе управления организациями принимается огромное количество финансовых решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в табл. 1 Приложение 1. Рассмотрим ее более подробно.

Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.

Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.

Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.

Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

Прогнозируемые последствия решения. Часть финансовых решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Другая, довольно значительная, часть решений, имеет необратимые последствия.

Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы. В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров. Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.

Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные решения называются коллегиальными. Углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.

Способ фиксации решения. По этому признаку финансовые решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.

Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, финансовые решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости) .

Решения, которые должен принимать финансовый менеджер, занимающий одно из ключевых мест в управленческой иерархии компании, могут относиться к следующим областям деятельности:

1.Общий финансовый анализ и планирование.

2.Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств).

3.Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

4.Дивидендная политика.

5.Финансовые решения текущего характера .

Таким образом, далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые, в частности финансовые решения. Поскольку финансовые решения представляют собой оптимальные способы использования ограниченных объемов бюджетных ресурсов для эффективного и результативного достижения целей, стоящих перед этой организацией.


1.2 Информация, необходимая для разработки и принятия финансовых решений

В современном динамично меняющемся мире значимость информационных ресурсов неуклонно повышается. Грамотное управление любой социально-экономической системой невозможно без надлежащего информационного обеспечения управленческого персонала.

Информация - это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся .К исходным данным, потенциально несущим информацию, предъявляются различные требования, в том числе: достоверность, своевременность, необходимая достаточность, актуальность, достаточная точность и др.

Информационное обеспечение процесса управления финансами - это совокупность информационных ресурсов (информационная база) и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности компании .

В состав информационной базы входят:

1)сведения регулятивно-правового характера;

2)бухгалтерская отчетность;

3)статистическая отчетность;

4)статистические данные финансового характера;

5)несистемные данные.

Что касается организационной стороны информационного обеспечения, то она может быть построена по-разному, в зависимости от финансовых, технических и других запросов и возможностей хозяйствующего субъекта. Здесь возможны различные варианты, например, создание и постоянная актуализация собственной информационной базы, использование одной из специализированных баз типа «Гарант», «Кодекс», «КонсультантПлюс», сочетание информационных возможностей сторонних организаций и собственных источников данных и др.

В системе информационного обеспечения процесса управления без сомнения ключевую роль играет бухгалтерская отчетность. Речь идет не об информационном обеспечении текущего управления (для этого могут использоваться оперативные данные и данные текущего бухгалтерского учета), а об обеспечении финансовых решений тактического и стратегического характера, от которых зависит судьба предприятия и, в известном смысле, судьба его владельца.

Бухгалтерская отчетность является основным, но далеко не единственным информационным ресурсом, годовой отчет предприятия рассматривается также как важнейший информационный источник анализа .

Принятие любого решения, имеющего неспонтанный характер, предшествует определенное обоснование, базирующееся обычно на некоторых аналитических процедурах. Смысл и значимость подобных процедур, особенно в бизнесе, выходят далеко за рамки простейших арифметических действий или расчета ряда бессистемно отобранных аналитических показателей. Использование информации о целях и результатах для принятия управленческих решений представлено в табл.2 Приложения 2.

Финансовый анализ понимается в широком аспекте как анализ финансовой деятельности предприятия охватывающий все разделы аналитической работы, связанные с управлением финансами хозяйствующего субъекта в контексте окружающей среды, включая и рынок капитала.

С одной стороны, обоснованное решение всегда базируется на данных некоторых аналитических процедур; с другой - анализ выполняется лишь для того, чтобы потом принять какое-то управленческое решение. Анализ финансовой деятельности предприятия - важная часть работы финансовых менеджеров и аналитиков, поскольку его результаты являются формализованной основой принятия решений финансового характера в отношении данного предприятия со стороны всех заинтересованных лиц: собственников, управленческого персонала, контрагентов и др. .

Таким образом, в эффективно функционирующей организации должна быть хорошо поставлена работа с информацией, а именно с бухгалтерской и статистической отчетностью, ее анализа, систематизации и отбора для использования при разработке и принятии финансового решения.

1.3 Сущность финансовых рисков

Одна из основных проблем при разработке управленческого решения - снижение уровня неопределенности в процессе принятия решения. Финансовые риски связанны с вероятностью финансовых потерь из-за изменения потребительной способности денег. Они включают риск упущенной выгоды, риск снижения доходности и риск прямых финансовых потерь и т.д.

Следует обратить внимание на то, что риску подвергаются значительные денежные ресурсы. Поэтому необходимо оценивать степень риска и возможные потери.

Степень риска - это размер наиболее вероятного ущерба, который может понести организация в результате того или иного действия в соответствии с принятым руководителем решением .

Характеристика конкретного вида риска дает представление о создающем его факторе, что позволяет «привязать» оценку степени вероятности возникновения и размера возможных финансовых потерь по данному виду риска в динамике соответствующего фактора. Появление новых финансовых технологий, современных финансовых инструментов и другие инновационные факторы обуславливают появление новых видов финансово-экономических рисков.

Определяющими характеристиками риска являются:

1.Вероятностная природа риска.

2.Неопределенность последствий риска бифуркационным характером риска. Она обуславливается плохой прогнозируемостью финансовых результатов экономической деятельности и уровня доходности финансовых операций, изменчивостью финансово-экономической системы.

3.Объективная природа появления, связанная с тем, что риск один из основных показателей функционирования системы.

4.Субъективность оценки риска. Она обусловлена уровнем достоверности управленческой информации, уровнем администрирования, профессиональным опытом и квалификацией, другими факторами.

5.Изменчивость уровня риска. Она проявляется во времени. Кроме того, уровень риска значительно варьируется под воздействием всех других объективных и субъективных факторов системы, воздействующих на риск .

По отношению к риску руководители могут подразделяться на категории, условно называемые:

1)«предприниматель», если он вкладывает собственный капитал организации при определенной степени риска;

2)«инвестор», если он, вкладывая в большей степени чужой капитал, стремится к минимизации риска;

3)«спекулянт», если он идет на заранее рассчитанный риск;

4)«игрок», если он готов идти на невынужденный риск при возможности выигрыша.

Приведенная классификация отражает различное отношение руководителей к риску.

Профессионального руководителя характеризует умение правильно оценить риск и, исходя из этого, принять эффективное управленческое решение. В основе разработки и принятия финансового решения лежит организация работы по снижению риска, искусство получения и увеличения дохода в условиях неопределенности. Это предполагает наличие четкой стратегии и тактики управления риском, весь комплекс процесса управления риском .

Финансовые решения, принимаемые в условиях риска, занимают весомую часть всего множества решений, принимаемых менеджерами. Риск как экономическая категория представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. А в случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (убыток, ущерб), нулевой, положительный (прибыль, выгода). Поэтому, руководство должно учитывать риск при принятии финансовых решений в качестве важнейшего фактора.

В заключение данной главы можно отметить, что финансовые решения в условиях риска занимают весомую часть всего множества решений, принимаемых менеджерами. И для эффективного принятия финансового решения руководитель должен обладать полной, достоверной, актуальной, точной и достаточной информацией. Важно также учитывать, что в основе разработки и принятия финансового решения лежит организация работы по снижению риска, искусство получения и увеличения дохода в условиях неопределенности. Это предполагает наличие четкой стратегии и тактики управления риском, весь комплекс процесса управления риском.


2. Методологические основы рационального принятия финансового решения

2.1 Финансовое планирование

Планирование - это процесс, позволяющий принимать решения без спешки, используя максимальный объем информации и рассматривая все имеющиеся возможные варианты . Благодаря этому удается избежать принятия поспешных решений в тот момент, когда вы не имеете возможности глубоко изучить все значимые факторы. Более того, процесс планирования позволяет:

1)определить пути повышения эффективности;

2)выявить дублирование усилий, узкие места в рабочих процессах и предвидеть неудачи;

3)указать на новые инициативы, которые может предпринять компания для того, чтобы влиять на будущие события;

4)помочь во взаимообъединении мероприятий.

Существует три основные подхода к тактическому планированию: первый - «сверху вниз», при котором вышестоящее руководство планирует и устанавливает показатели для всех уровней управления в пределах компании; второй - «снизу», когда каждый отдел готовит рекомендации по вопросам, которые он может решить самостоятельно, и представляет их вышестоящему руководству на подтверждение; и третий (самый распространенный) метод, при котором вышестоящее руководство ставит общие задачи, поручая отделам детальную разработку планов по их выполнению.

На практике планирование «сверху вниз» более распространено, чем планирование «снизу». Основной довод в его пользу - неопытность молодых менеджеров в определении тактики. Другим недостатком схем планирования «снизу» является то, что сотрудники бывают незнакомы с работой других отделов. Поэтому их мнения могут быть недальновидными и противоречить требованиям других субъектов. Для успешного планирования важна качественная обратная связь. Если нет механизма, связывающего планы с фактическими результатами, то много усилий при разработке планов будет потрачено впустую.

Первым шагом процесса планирования является постановка задач, т.е. определение того, что надо делать. Чем конкретнее задачи, тем проще выбор тактической стратегии. Цели, поставленные на вышестоящем уровне, подразделяются на конкретные задачи (лучше всего выражать их в количественных показателях), которые необходимо выполнить в установленные сроки.

Для постановки целей могут понадобиться прогнозы. В отличие от плана, который является установленной реакцией на предполагаемые события, прогноз - это предсказание будущих событий. Прогнозирование - важная предпосылка эффективного планирования. В процессе руководства добиться точности прогнозов достаточно трудно. Ситуация меняется быстро: производственные методы устраивают, трудовое и другое законодательство меняется, с профсоюзами достигаются новые соглашения. Обычно чем короче период прогноза, тем точнее его оценка.

Поскольку долгосрочным прогнозам свойственна большая неопределенность, они допускают ошибки в больших пределах. Поэтому многие компании разрабатывают как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы, причем первые подробно, последние только в общих чертах. Не стоит тратить деньги на долгосрочное предсказание крайне неопределенных ситуаций. Точность прогнозов должна контролировать соотношение с реальной ситуацией. При этом необходимо выявлять источники ошибок (недостаточные или неправильные данные, несовершенные методы прогнозирования, ошибки прогнозистов и т.д.) для выяснения, допускают ли прогнозы в среднем систематическую переоценку или недооценку фактических результатов.

Необходимо определить задачи как можно точнее и перечислите все мероприятия, намеченные для их выполнения. Рассмотреть последствия различных действий и выбрать оптимальный вариант. Затем подготовить перечень всех распоряжений для обеспечения выполнения плана и установить критерии (желательно количественные) для контроля за его исполнением.

Планы должны быть настолько подробными, насколько позволяют средства, но не слишком долгосрочными, так как невозможно точно предсказать далекое будущее. Следует учесть все альтернативные сценарии действий, а также изучить реакции и последствия намечаемых действий. В содержании плана необходимо включить указания для отдельных сотрудников и отделов. Какой смысл в разработке дорогостоящего и подробного плана, если никто не возьмет на себя ответственность за его осуществление? В ходе выполнения плана необходимо осуществлять контроль за эффективностью выполнения поставленных задач. А это возможно лишь в том случае, если план лаконичен и прост .

Таким образом, добьется ли руководитель успеха или потерпит неудачу, будет большей частью зависеть от его способностей планировать заранее и принимать эффективные решения. Планирование означает решить, что делать в будущем в прогнозируемых или намеченных условиях. Это трудно и дорого: трудно, т.к. требует прогнозов на будущее; дорого, т.к. поглощает много времени. Тем не менее, планированием надо заниматься. Оно заставляет готовиться к непредвиденным ситуациям, ясно определять задачи, разрабатывать критерии контроля за результатами работы и систематически думать наперед.

2.2 Система критериев принятия рискового решения

При выборе критерия принятия рискового решения всегда имеет место некоторый произвол. Однако можно сформулировать ряд требований, выполнение которых в какой-то мере устраняет этот произвол и облегчает выбор критерия. Объективная необходимость принятия финансового решения вызвана многовариативностью задействования финансовых ресурсов.

Выбор варианта действий осуществляется на основе определенных процедур, называемых критериями принятия рискового решения. Примерами таких правил являются: максимальная прибыль при приемлемом уровне риска; оптимальное значение уровня вероятности результата предпринимательской операции при допустимых потерях и др.

При разработке системы критериев принятия рискового решения определяющим признаком являются условия выбора предстоящего варианта действия, а дополнительными признаками - число используемых частных показателей комплексной оценки степени риска, а также количество шагов процедуры принятия решения.

Условия выбора варианта предполагаемых действий зависят от полноты и достоверности имеющейся информации о внешней среде, возможностей ресурсной базы для достижения поставленной цели. С этих позиций различают модели принятия решений в условиях определенности, стохастической и нестохастической неопределенности. Тем самым между критериями и показателями оценки риска устанавливаются детерминированные, стохастические или нечеткие зависимости.

В условиях определенности неблагоприятные последствия рисковой ситуации однозначно и адекватно оцениваются значениями показателей риска. В данном случае используются детерминированные модели и методы поиска удовлетворительных и оптимальных решений. В зависимости от концепции рационального поведения в этих условиях различают критерии пригодности, оптимальности и адаптивности.

В условиях стохастической (частичной) неопределенности (риска) исходы предполагаемого результата деятельности имеют вероятностный характер и взаимосвязи между критериями и показателями оценки риска являются стохастическими. В качестве критериев принятия решения используются критерии наибольшего среднего результата, например, прибыли, критерии минимальной вариабельности результата и др. Если числовые характеристики вероятностного показателя степени риска рассматривать с определенной степенью допущения как детерминированные величины, то дополнительно можно привлекать критерии, характерные для условий определенности.

В условиях неопределенности нестохастической природы значения ожидаемого результата не могут быть описаны в рамках вероятностных моделей. Между критериями и оценками риска существуют нечеткие взаимосвязи. Класс критериев для принятия решения называют принципами выбора, среди которых целесообразно использовать принципы максимина (принцип Вальда), максимакса, принцип минимаксного риска (принцип Сэвиджа), пессимизма (принцип Гурвица).

При определенных допущениях условия неопределенности нестохастической природы могут быть сведены к условиям риска (к случайным факторам риска) с помощью рандомизации - искусственного введения случайности в ситуацию, где она отсутствует. В этих условиях в качестве критерия принятия решения может использоваться принцип недостаточного основания (принцип Лапласа) или критерии, характерные для условий риска.

В условиях полной неопределенности, когда риск количественно оценить нельзя, применяют эвристические правила и приемы принятия решения в условиях риска.

По количеству показателей, используемых для оценки риска, принятия рискового решения осуществляется по скалярным или векторным критериям. Если степень риска оценивается одним показателем, то решение принимается по скалярному критерию. Векторный критерий используется в том случае, если частные показатели оценки результатов деятельности свернуть в один обобщенный показатель не представляется возможным. Введение векторного критерия уровня риска накладывает требование минимального числа частных показателей и полноты .

Таким образом, так как ресурсы для реализации деятельности организации конечны, условия внешней экономической среды различны и объем информации о ней ограничен, то руководитель должен иметь в своем распоряжении систему критериев принятия финансового решения в условиях риска. Они зависят от ситуации выбора, состава показателей, входящих в критерий и характеризующих рисковую ситуацию, а также допустимости корректировки их содержания и структуры в зависимости от оперативно поступающей информации об изменении условий внешней среды или отношения субъекта к риску.

В заключение данной главы можно отметить, что для принятия эффективного финансового решения следует учесть все альтернативные сценарии действий, а также изучить их последствия. Необходимо планировать, т.к. это позволяет готовиться к непредвиденным ситуациям, ясно определять задачи, разрабатывать критерии контроля за результатами работы и систематически думать наперед. Также руководитель должен иметь в своем распоряжении систему критериев принятия финансового решения в условиях риска. Такая система позволит предотвратить возможные ошибки и облегчит выбор наилучшего финансового решения.


3. Особенности принятия и разработки финансовых решений органами государственной власти в условиях риска

финансовый решение риск принятие

3.1 Разработка и принятие финансовых решений в условиях риска на примере Министерства природных ресурсов Хабаровского края

Министерство природных ресурсов Хабаровского края – орган исполнительной власти, проводит государственную политику края и осуществляет, в рамках предоставленных полномочий, управление в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организации и проведении государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, а также координирует в этих сферах деятельность иных органов исполнительной власти края в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.

Министерство образовано в целях реализации полномочий края по вопросам управления и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, в целях развития горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, традиционных ресурсных и охотничьего промыслов, реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в крае.

Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также иными органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, общественными организациями, хозяйствующими субъектами .

В целях реализации дальнейшей политики края в области недроиспользования, развитие минерально-сырьевой базы для стабильной работы горнодобывающей промышленности края, подготовка перспективных площадей, участков недр для постановки детальных поисковых и разведочных работ и развитие новых инвестиционных направлений с целью привлечения в горно-геологическую сферу субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оформления объектов незавершенного геологического производства в установленном порядке будут финансироваться мероприятия за счет средств краевого целевого бюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы (далее - Фонд).

Доходы Фонда предлагается формировать за счет следующих поступлений:

1)части налога на добычу полезных ископаемых;

2)регулярных платежей за пользование недрами;

3)разовых платежей за пользование недрами, содержащими общераспространенные полезные ископаемые;

4)прочих поступлений.

Ожидаемые поступления в краевой бюджет налога на добычу полезных ископаемых в 2006 году - 423, 283 млн. рублей. В 2007 - 2010 годах объем поступлений налога на добычу полезных ископаемых в связи с планируемым увеличение добычи рудного золота возрастет до 426 - 440 млн. рублей. В доходы Фонда предлагается зачислить 10% поступлений налога на добычу полезных ископаемых, что составит от 42,3 до 44 млн. рублей в год.

Регулярные платежи за пользование недрами, зачисляемые в краевой бюджет, должны в полном объеме поступить в доходы Фонда. За 2006 год ожидается получить 1,8 млн. рублей регулярных платежей за пользование недрами. В последующие годы существенного изменения поступления регулярных платежей за пользование недрами не ожидается и они составят не более 2 млн. рублей.

Объем поступлений в краевой бюджет разовых платежей за пользование недрами, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, в 2005 году составил 1 млн. рублей. Предполагается, что до 2010 года количество участков недр, предоставляемых в пользование, останется на уровне 2005 года и поступление разовых платежей не превысит 1 млн. рублей.

Прочие поступления, в которые включены плата за геологическую информацию о недрах, средства, поступающие в счет погашение задолженности по зачислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, отмененных с 2002 года, и безвозмездные перечисления составят не более 0,1 млн. рублей.

Таким образом, доходы Фонда составят от 45,1 до 47 млн. рублей в год. Средства Фонда будут расходовать на выполнение мероприятий по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, научно-исследовательские работы и др., утверждаемые ежегодно постановлением Правительства края. Цель проведения работ за счет средств Фонда - выявление перспективных объектов, площадей для предоставления в дальнейшее изучение и освоение пользователям недр через аукционные торги.

По опыту работы наиболее крупного в крае предприятия по проведению геологоразведочных работ - ЗАО «Артель старателей «Амур» за 2000-2005 годы» себестоимость разведки 1 грамма золота составляет в среднем 22,5 рублей. Следовательно, для выявления и оценки мелкого месторождения с запасами золота 5 тонн необходимо затратить в среднем 112,5 млн. рублей средств Фонда. Необходимо отметить, что по опыту проведения геологоразведочных работ не менее 50% этих средств может быть затрачено на проведение работ на участках, где не будет получено положительных результатов. Таким образом, затраты на выявление и изучение конкретного перспективного месторождения составят 56 млн. рублей.

В случае освоения такого месторождения бюджет края при сложившихся ценах на золото получит доход в виде налога на добычу полезных ископаемых в размере 79,2 млн. рублей (5000000 гр. х 440 руб. х 6% х 60%).

При получении лицензии на разработку месторождения предприятия мощностью по добыче 500 кг золота в год дает краевому бюджету доходы в виде налога на доходы физических лиц и налога на прибыль.

Учитывая, что в золотодобывающей отрасли края на одного работающего добывается в среднем около 2 кг золота в год, в горнодобывающем предприятии будет занято 250 человек. Ожидаемые поступления в бюджет края налога на доходы физических лиц при средней заработной плате 19,5 тыс. рублей в месяц (по данным 2005 года) составят 7,0 млн. рублей в год (250 чел. х 19500 х 12 х 12%) или 70 млн. рублей за период отработки месторождения.

Поступления в бюджет края налога на прибыль при плановой рентабельности предприятия 10% ожидаются в размере 3,85 млн. рублей в год (500000гр. х 440 руб. х 10% х 17,5%) или 38,5 млн. рублей за период отработки месторождения. Общие доходы бюджета края за период освоения месторождения составят 243,7 млн. рублей.

Следовательно, эффективность использования средств краевого бюджета по выявлению и изучению одного перспективного месторождения за период его освоения составят 2,17 рублей на 1 рубль затрат за период освоения месторождения (243,7 млн. руб. : 112,5 млн. руб.) .

Таким образом, Министерство природных ресурсов Хабаровского края принимает финансовые решения, касающиеся финансирования мероприятий по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы и др., направленных на реализацию государственной политики в сфере недроиспользования, развития минерально-сырьевой базы для стабильной работы горнодобывающей промышленности края и развития новых инвестиционных направлений с целью привлечения в горно-геологическую сферу субъектов малого и среднего предпринимательства. Прогнозирует налоговые поступления в краевой бюджет и другие постоянные и разовые платежи при учете цен и других обстоятельств.

3.2 Разработка и принятие финансовых решений на примере Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере лесных отношений по Республики Татарстан. В его ведении находятся леса, расположенные на землях лесного фонда – 1226,4 тыс. га или 96,6 % общей площади лесов республики. Для развитие лесной отрасли с 2009 по 2018 годы был разработан лесной план, который является документом лесного планирования Республики Татарстан. Выполнение мероприятий предусмотренных Лесным планом позволит улучшить эффективность использования лесных ресурсов Республики. Лесной план Республики Татарстан подготовлен в соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации .

Источниками поступления доходов от использования лесов Республики Татарстан в прогнозе до 2018 г. будут являться следующие:

– осуществление рекреационной деятельности – 34,4%;

– заготовка древесины – 29,1%;

– строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и др. линейных объектов – 25,8%;

– выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых – 7,9%.

Общая сумма дохода от использования лесов за 2009-2018 гг. составит 4,215 млрд. руб., темп роста доходов в 2018 г. к уровню 2008 г. составит 10,53 раза (в прогнозируемых ценах: на 2008 г. – в ценах 2008 г., на 2009 г. – в ценах 2009 г., на 2010-2017 гг. – в ценах 2010 г.).

Расчет доходов проводился на основании данных об объемах использования лесов, а также на основе ставок доходов по видам использования лесов. Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню по лесничествам спрогнозированы на базе сложившихся с учетом возможных темпов роста.

Таким образом, средняя минимальная ставка, установленная Правительством РФ для перечисления платежей в бюджет РФ составит 23,49 руб. за куб. м, а фактическая прогнозируемая – 30,80 руб. за куб. м.

Понижение уровня ставок в 2008 году по сравнению с 2007 годом обусловлено таксационной структурой поступления средств от продажи лесных ресурсов.

В соответствии с постановлением № 418 Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 «Об утверждении положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров», Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» ставка плата за единицу лесных нахождений при проведении выборочных рубок была снижена на 50%, по договору купли-продажи заготовки лесных ресурсов с одновременной продажей полученной древесины.

В 2008 году выборочные рубки с одновременной куплей-продажей полученной древесины не применялись, что объясняет снижение ставок в 2008 году.

Расходы на выполнение запланированных мероприятий лесного плана прогнозировались исходя из сложившихся в 2007 г. сумм удельных расходов на проведение лесохозяйственных мероприятий (база для расчета прогноза) а также запланированных объемов работ.

Общая сумма расходов на проведение мероприятий лесного плана за 2008-2017 гг. составит 4,459 млрд. руб. (в прогнозируемых ценах: на 2008 г. – в ценах 2008 г., на 2009 г. – в ценах 2009 г., на 2010-2017 гг. – в ценах 2010 г.), распределение структуры расходов следующее:

– посадка леса – 7,43%;

– другие виды ухода за лесами – 6,16%;

– уход за молодняками – 5,53%;

– прочие затраты – 11,69%.

Выполнение мероприятий лесного плана, разработанных на основе всестороннего анализа состояния и динамики лесосырьевого потенциала территорий лесничеств и развития лесопромышленного производства позволит вывести лесной комплекс на высокий уровень по следующим экономическим показателям:

– объемы заготовки древесины к 2018 г. увеличится с 928 тыс. куб. до 2231 тыс. куб., т.е. экономически доступной расчетной лесосеки рост в 2,4 раза;

– общий средний прирост на 1 гектар покрытых лесной растительностью земель лесного составит 3,775;

– средняя стоимость 1 куб. м заготовленной древесины достигнет 83,9 руб. за куб. м к 2018 году;

– общий объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов Республики Татарстан за 2009-2018 гг. составит 4 215,5 млрд. руб., т.е. возрастет к 2018 г. по сравнению с 2008 г. в 10 раз.

Реализация лесного плана Республики Татарстан позволит лесному хозяйству Республики Татарстан достичь точки превышения затрат над расходами к 2015 году, а также позволит увеличить эффективность использование лесного фонда в 2,4 раза и минимизировать ущерб от пожаров на территории республики .

Таким образом, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан осуществляет финансовое планирование мероприятий, позволяющий улучшить эффективность использования лесных ресурсов республики. Прогнозирует источники поступления доходов в бюджет республики, а также расходы на выполнение запланированных мероприятий. Разрабатываются мероприятия лесного плана на основе всестороннего анализа состояния и динамики лесосырьевого потенциала территорий лесничеств и развития лесопромышленного производства.

В данной главе были рассмотрены финансовые решения органов государственной власти на примере Министерства природных ресурсов Хабаровского края и Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан. Итак, органы государственной власти разрабатывают и принимают финансовые решения по финансированию мероприятий в своей сфере деятельности и осуществляют прогнозирование изменений экономической ситуации в стране. Прогнозируются налоговые поступления в бюджеты субъектов федерации и другие постоянные и разовые платежи при учете состояния и динамики цен, что способствует принятию эффективных финансовых решений, позволяющих улучшить социально-экономическую ситуацию в субъекте федерации и в стране.


Заключение

В ходе работы поставленная цель достигнута, задачи выполнены, что подтверждается нижеследующими выводами и положениями.

Финансовые решения представляют собой оптимальные способы использования ограниченных объемов денежных ресурсов для эффективного и результативного достижения целей, стоящих перед организацией. Для разработки и принятия финансовых решений необходимо использовать актуальную, достоверную, достаточную и точную информацию. Лицо, принимающее финансовые решения, должно обладать профессиональными знаниями и навыками в данной сфере, либо привлекать для принятия финансовых решений экспертов, например, финансовых аналитиков.

Множество финансовых решений принимается в условиях риска, поскольку внешняя среда является нестабильной. И уровень риска должен учитываться при принятии финансовых решений в качестве важнейшего фактора. Принимать финансовые решения без спешки, используя максимальный объем информации, учитывая все возможные риски и рассматривая все имеющиеся варианты поможет финансовое планирование. А выбор оптимального варианта финансового решения можно осуществить на основе определенных критериев принятия рискового решения. Их формулировка зависит от сложившейся ситуации, показателей, необходимых для того, чтобы охарактеризовать рисковую ситуацию с различных сторон, используя оперативно поступающую информации об изменении условий внешней среды.

В секторе государственного и муниципального управления дело обстоит несколько сложнее, поскольку руководитель принимает не столько финансовые решения, касающиеся приобретения или потери выгоды, сколько расходования бюджетных средств на благо общества или впустую. Органы государственной власти разрабатывают и принимают финансовые решения по реализации мероприятий в своей сфере деятельности и осуществляют прогнозирование налоговых поступлений в бюджеты субъектов федерации и других постоянных и разовых платежей при учете состояния и динамики цен. И для того, чтобы помочь в этом органам государственной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления были разработаны методы бюджетирования, основанного на результат, среднесрочного планирования, расходования бюджетов по программному принципу в соответствии с поставленными государством целями и задачами. И, действительно, в настоящее время назрела необходимость перехода к новым методам. Поскольку их дальнейшее применение позволит повысить эффективность государственных, региональных и местных расходов за счет концентрации этих расходов на наиболее важных для общества направлениях. И реформирование бюджетного процесса даст ощутимый положительный результат, повысив уровень благосостояния граждан и, в целом, уровень социально-экономического развития страны.


Список использованных источников

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации

2.Лесной кодекс Российской Федерации

3.Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»

4.Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 418 «Об утверждении положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров»

5.Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник/ Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 496 с.

6.Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник/ Басовский Л.Е. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 240 с. - (Серия «Высшее образование»)

7.Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии/ Бобылева А.З. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 491 с.

8.Ковалев В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами и тестами/ Ковалев В.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 448 с.: ил.

9.Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник/ Литвак Б.Г. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2004. - 416 с.

10.Найденова Р.И. Финансовый менеджмент: учебн. пособие/ Р.И. Найденова, А.Ф. Виноходова, А.И. Найденова. - М.: КНОРУС, 2009. - 208 с.

11.Ступаков В.С., Токаренко Г.С. Риск-менеджмент: Учеб. Пособие/ Ступаков В.С., Токаренко Г.С. - М.: Финансы-статистика, 2005. - 288 с.

12.Финансовый менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2004. - 408 с.

13.Барчуков А.В. Принятие финансовых решений на основе имитационного моделирования// Финансовый менеджмент. - 2008. - №6 (дек.). - с. 25-39

14.Золотарев С.Н. Принципы финансового планирования// Финансы. - 2008. -№3. - с.75-76

15.Ильин В.В., Сердюкова Н.А. Системный подход к оценке финансовых рисков// Финансы. - 2008 №1. - с. 68-72

16.Макашина О.В. Бюджетирование, основанное на результат// Вестник ИГЭУ. - 2008. - №1. - с.15-20

17.Лесной план Республики Татарстан [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://minleshoz.tatar.ru/rus/file/pub/pub_28798.pdf

18.Министерство природных ресурсов. Органы власти в крае. Хабаровский край [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.khabkrai.ru/regime/naturalresourcesindustry.html

19.Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://minleshoz.tatar.ru/rus/file/pub/pub_28798_enc_2916.pdf

20.Финансово-экономическое обоснование Закона Хабаровского края «О краевом целевом бюджетном фонде воспроизводств минерально-сырьевой базы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.duma.khv.ru:81/temp/103153-103447.pdf

Для начала нужно вспомнить о специфике работы АО. Термин означает причастность участников любого объединения к ценным бумагам (акциям), владельцами которых они становились после покупки подобных активов или другим способом, предусматривающим передачу права собственности.

Сравнительная характеристика говорит о том, что раньше слова «открытое» и «закрытое» подразумевали возможность использования акций в открытом виде. Здесь имеется в виду способность продать их на фондовой бирже либо передать другому лицу, проявившему к ним интерес.

Первого сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 99 , изменивший содержание и названия юридических форм собственности. Вместо привычных ОАО и ЗАО появились публичные и непубличные акционерные общества. Поэтому необходимо перечислить те принципиальные положения, которые пригодятся при работе с ними:

  • Публичные сообщества предполагают свободный оборот акций и облигаций на рынке.
  • Публичные организации должны предоставлять сведения относительно их деятельности (описание акционерных собраний, таблица допуска к определенным проверкам).
  • При ведении реестра ценных бумаг, а также установлении решения собраний акционеров необходимо использовать услуги специально назначенных регистраторов.
  • Количество акционеров ПАО отличается тем, что их может быть сколько угодно.
  • Если уставный капитал публичного сообщества еще не зарегистрирован, а накопительный счет не открыт, то нет необходимости вносить дополнительные денежные средства.

Вместо привычных ОАО и ЗАО появились публичные и непубличные акционерные общества.

Обязанности и права акционеров ПАО

Если речь идет о владельцах обыкновенных акций, то они могут:

  • Принимать участие в общем собрании собственников ценных бумаг, имея при этом право голоса в соответствии с квалификацией, установленной законом.
  • Обычный акционер ПАО способен получать дивиденды.
  • Если общество будет ликвидировано, они имеют право получить часть имущества ПАО.

Акция обыкновенного типа дает ее владельцу одинаковый уровень прав по сравнению с другими собственниками.

Что касается привилегированных акционеров, то разница между их правами и обыкновенными держателями ценных бумаг едва заметна. Здесь также можно получать дивиденды от компании, при этом стоимость такого пакета ценных бумаг должна составлять 25% от уставного капитала организации. Также можно участвовать в собрании акционеров и получить часть имущества в случае банкротства ПАО. Единственное отличие заключается в праве конвертации активов в обыкновенные акции, которое остается за их собственниками в случае ликвидации компании.

Самое главное отличие от предыдущего формата (ОАО) заключается в способности следить за положением дел компании и годовыми отчетами, виды которых могут быть различными.

Критерий сравнения Публичные общества Непубличные общества
Выпуск акций Акции могут распространяться среди неограниченного числа лиц Только определенный круг людей может стать акционером общества
Отчетность общества Каждый год публикуется строгая отчетность, необходимо подтверждение подлинности Не предусматривается законодательными актами
Уставной капитал Не менее 100 тыс. руб. Не менее 10 тыс. руб.
Количество активных акционеров Акционеров может быть сколько угодно много Максимальное количество акционеров – 50 человек

Законодательными актами Российской Федерации в отношении НАО не предусмотрено никаких запретов на их вид деятельности. Можно утверждать, что непубличное акционерное общество – это то же ЗАО, которое не выпускает акций на биржу.

Публичное акционерное общество - новый термин в российском гражданском законодательстве. На первый взгляд может показаться, что непубличные и публичные акционерные общества - это всего лишь новые названия для ЗАО и ОАО. Но так ли это на самом деле?

Что означает публичное акционерное общество

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ) Гражданский кодекс РФ был дополнен рядом новых статей. Одна из них, ст. 66.3 ГК РФ, вводит новую классификацию акционерных обществ. На смену уже ставшим привычными ЗАО и ОАО теперь пришли НАО и ПАО — непубличное и публичное акционерное общество . Это не единственное изменение. В частности, из ГК РФ теперь исчезло понятие общества с дополнительной ответственностью (ОДО). Впрочем, они и так не пользовались особой популярностью: по данным ЕГРЮЛ на июль 2014 года, в России их насчитывалось всего около 1 000 — при 124 000 ЗАО и 31 000 ОАО.

Что значит публичное акционерное общество? В действующей редакции ГК РФ это акционерное общество, в котором акции и другие ценные бумаги могут свободно продаваться на рынке.

Правила о публичном акционерном обществе применяются к АО, в уставе и названии которого указывается, что АО является публичным. К ПАО, созданным до 01.09.2014, чье фирменное название содержит указание на публичность, применяется правило, установленное п. 7 ст. 27 закона «О внесении изменений…» от 29.06.2015 № 210-ФЗ. Такое ПАО не имеющее публичных выпусков акций до 01.07.2020 года должно:

  • обратиться в Центральный банк с заявлением о регистрации проспекта акций,
  • исключить из своего наименования слово «публичные».

Помимо акций АО может производить эмиссию и других ценных бумаг. Однако ст. 66.3 ГК РФ предусматривает статус публичности лишь для тех бумаг, которые конвертируются в акции. В результате непубличные общества могут вводить в публичный оборот ценные бумаги за исключением акций и бумаг в них конвертируемых.

Чем отличается публичное акционерное общество от открытого

Рассмотрим отличие от ОАО публичного акционерного общества. Изменения хотя и не принципиальны, однако их незнание может серьезно осложнить жизнь руководству и акционерам ПАО.

Раскрытие сведений

Если ранее обязанность раскрывать информацию о деятельности ОАО была безусловной, то сейчас публичное общество вправе обратиться в Центробанк РФ с заявлением об освобождении от нее. Этой возможностью могут воспользоваться публичные и непубличные общества, однако именно для публичных освобождение куда актуальнее.

Кроме того, для ОАО ранее требовалось вносить в устав сведения о единственном акционере, а также публиковать эти сведения. Сейчас достаточно внести данные в ЕГРЮЛ.

Преимущественное право на покупку акций и ценных бумаг

ОАО было вправе предусматривать в своем уставе случаи, когда дополнительные акции и ценные бумаги подлежат преимущественной покупке уже имеющимися акционерами и владельцами бумаг. Публичное акционерное общество обязано во всех случаях руководствоваться только Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — Закон № 208-ФЗ). Ссылки на устав силы больше не имеют.

Ведение реестра, счетная комиссия

Если для ОАО в отдельных случаях допускалось ведение реестра акционеров собственными силами, то публичные и непубличные акционерные общества всегда обязаны делегировать эту задачу специализированным организациям, имеющим лицензию. При этом для ПАО реестродержатель обязательно должен быть независимым.

То же самое касается и счетной комиссии. Теперь вопросы, относящиеся к ее компетенции, должна решать независимая организация, у которой есть лицензия на соответствующий вид деятельности.

Управление обществом

Публичные и непубличные АО: в чем отличия?

  1. По большому счету к ПАО применяются правила, ранее относившиеся к ОАО. НАО же — это в основном бывшие ЗАО.
  2. Главный признак ПАО — это открытый перечень возможных покупателей акций. НАО же не вправе предлагать свои акции на публичных торгах: такой шаг в силу закона автоматически превращает их в ПАО даже без внесения изменений в устав.
  3. Для ПАО порядок управления жестко закреплен в законе. К примеру, по-прежнему сохраняется норма, согласно которой к компетенции совета директоров или исполнительного органа нельзя относить вопросы, подлежащие рассмотрению общим собранием. Непубличное же общество может передать часть этих вопросов коллегиальному органу.
  4. Статус участников и решение общего собрания в ПАО должен в обязательном порядке подтверждать представитель организации-реестродержателя. У НАО есть выбор: можно воспользоваться тем же механизмом либо обратиться к нотариусу.
  5. Непубличное акционерное обществопо-прежнему вправе предусматривать в уставе или корпоративном договоре между акционерами право на преимущественную покупку акций. Для публичного акционерного общества такой порядок абсолютно недопустим.
  6. Корпоративные договоры, заключаемые в ПАО, должны раскрываться. Для НАО же достаточно уведомления общества о факте заключения такого договора.
  7. Процедуры, предусмотренные главой XI.1 Закона № 208-ФЗ, касающиеся предложений и уведомлений о выкупе ценных бумаг, после 1 сентября 2014 года не применяются к АО, путем изменений в уставе официально зафиксировавших свой статус непубличных.

Корпоративный договор в акционерных обществах

Нововведением, во многом касающимся ПАО и НАО, является и корпоративный договор. По этому соглашению, заключаемому между акционерами, все или некоторые из них обязуются использовать свои права только определенным образом:

  • занимать единую позицию при голосовании;
  • устанавливать общую для всех участников цену на принадлежащие им акции;
  • разрешать или запрещать их приобретение в определенных обстоятельствах.

Однако и у договора есть свои ограничения: им нельзя обязать акционеров всегда соглашаться с позицией управляющих органов АО.

По сути, способы установления единой позиции всех или части акционеров существовали всегда. Однако теперь изменения в гражданском законодательстве перевели их из разряда «джентльменских соглашений» в официальную плоскость. Теперь нарушение корпоративного договора может даже стать поводом для того, чтобы признать решения общего собрания незаконными.

Для непубличных обществ такой договор может быть дополнительным средством управления. Если в корпоративном соглашении участвуют все акционеры (участники), то многие вопросы, касающиеся управления обществом, могут решаться через изменения не в уставе, а в содержании договора.

Кроме того, для непубличных обществ введена обязанность вносить в ЕГРЮЛ сведения о корпоративных договорах, если по этим договорам правомочия акционеров (участников) серьезно изменяются.

Переименование ОАО в публичное акционерное общество

Для тех ОАО, которые решили продолжить работу в статусе публичного акционерного общества, требуется внести изменения в уставные документы. Срок на это законом не установлен, однако лучше все-таки не затягивать. В противном случае могут возникнуть как проблемы в отношениях с контрагентами, так и неоднозначность по поводу того, какие нормы закона должны применяться по отношению к ПАО. Закон № 99-ФЗ устанавливает, что неизмененный устав будет применяться в части, не противоречащей новым нормам закона. Однако что именно противоречит, а что нет, — вопрос спорный.

Переименование может происходить следующими способами:

  1. На специально созванном внеочередном собрании акционеров.
  2. На собрании акционеров, решающем другие текущие вопросы. В этом случае изменение названия АО будет выделено в качестве дополнительного вопроса на повестке дня.
  3. На обязательном ежегодном собрании.

Переоформление старых организаций в новые публичные и непубличные юридические лица

Сами по себе изменения могут касаться только названия — достаточно исключить из наименования слова «открытое акционерное общество», заменив их словами «публичное акционерное общество». Однако при этом следует проверить, не противоречат ли положения ранее действующего устава нормам закона. В частности, особо следует обратить внимание на нормы, касающиеся:

  • совета директоров;
  • преимущественного права акционеров на покупку акций.

В соответствии с ч. 12 ст. 3 Закона № 99-ФЗ обществу не потребуется оплата госпошлины, если изменения касаются приведения наименования в соответствие с законом.

Помимо АО, признаки публичности и непубличности теперь касаются и других организационных форм юридических лиц. В частности, закон сейчас прямо относит ООО к непубличным лицам. Для публичного акционерного общества изменения в устав вноситься должны. Но нужно ли это делать тем обществам, которые в силу нового закона должны рассматриваться как непубличные?

По сути, для непубличных обществ внесение изменений не обязательно. Тем не менее внести такие изменения все-таки желательно. Особенно это важно для бывших ЗАО. В противном случае такое наименование будет вызывающим анахронизмом.

Образец устава публичного акционерного общества: на что обратить внимание?

За истекшее после принятия Закона № 99-ФЗ время многие общества уже прошли процедуру регистрации изменений в устав. Те же, кому это только предстоит, могут воспользоваться образцом устава ПАО.

Однако, используя образец, надо, прежде всего, обратить внимание на следующее:

  • В уставе обязательно должно быть указание на публичность. Без этого общество становится непубличным.
  • Обязательно привлекать оценщика для того, чтобы в уставной капитал вносился имущественный вклад. При этом в случае неверной оценки и акционер, и оценщик должны отвечать субсидиарно в пределах суммы завышения.
  • Если акционер один, в уставе его можно не указывать, даже если в образце такой пункт содержится.
  • Возможно включение в устав норм о порядке аудита по требованию акционеров, владеющих минимум 10 % акций.
  • Преобразование в некоммерческую организацию больше не допускается, и в уставе таких норм быть не должно.

Этот перечень далеко не полон, поэтому при использовании образцов следует тщательно сверять их с действующим законодательством.

Термин «публичное акционерное общество»: перевод на английский

Поскольку многие российские ПАО осуществляют внешнеторговые операции, возникает вопрос: как они теперь должны официально именоваться по-английски?

Ранее в отношении ОАО использовался английский термин «open joint-stock company». По аналогии с ним нынешние публичные акционерные общества можно называть public joint-stock company. Такой вывод подтверждает и практика употребления этого термина по отношению к компаниям с Украины, где ПАО существуют уже давно.

Кроме того, следует учитывать и различие в правой терминологии англоязычных стран. Так, по аналогии с правом Великобритании теоретически допустим термин «рublic limited company», а с правом США — «рublic corporation».

Последнее, впрочем, нежелательно, поскольку может ввести в заблуждение иностранных контрагентов. По-видимому, вариант public joint-stock company является оптимальным:

  • он используется в основном только для организаций из постсоветских стран;
  • достаточно четко маркирует организационно-правовую форму общества.

Итак, что в итоге можно сказать о нововведениях в гражданском законодательстве, касающихся публичных и непубличных юридических лиц? В целом они делают систему организационно-правовых форм для коммерческих организаций в России более логичной и стройной.

Внести изменения в уставные документы несложно. Достаточно переименовать общество по новым правилам ГК РФ. Шагом вперед можно считать легализацию соглашений между акционерами (корпоративный договор согласно ст. 67.2 ГК РФ).

В последние годы многие крупные компании, например, «Сбербанк», «Газпром» изменили статус с открытого акционерного общества на публичное (ПАО). Юридические тонкости, особенности такой организационной формы, образец его устава – об этом и другом прямо сейчас.

Длительное время в России действовало разделение всех акционерных обществ на 2 типа:

  • открытое (ОАО);
  • закрытое (ЗАО).

Однако в сфере гражданского законодательства с 1 сентября 2014 года произошли важные изменения, в результате которых открытое общество стало называться публичным акционерным обществом, а закрытое – непубличным. Соответственно, теперь существует другая классификация этих организационных форм:

  • ОАО трансформировалось в ПАО;
  • ЗАО трансформировалось в непубличное общество, но аббревиатура не изменилась (тем не менее, иногда используется НАО).

Таким образом, с точки зрения законодательства и по факту ПАО является правопреемником ОАО, и эти организации отличаются только названием (изменения внесены Федеральным законом №99).

Закон предписывает всем учредителям сделать переименование, причем госпошлина за это не уплачивается, а в учредительным документах и прочих бумагах должны измениться:

  • печать;
  • название организации в банковских документах;
  • название во всех публичных контактах (вывеска, сайт, рекламные материалы и т.п.).

Также владельцы обязаны уведомить всех действующих контрагентов организации в намерениях о переименовании. В остальном же на ПАО распространяются те же требования законодательства, которые касались в прошлом ОАО (соответственно, для НАО действуют нормы, касавшиеся ЗАО).

ПАО и ЗАО (НАО)

Сравнение публичного акционерного общества с непубличным можно провести точно так же, как в случае ОАО и ЗАО соответственно. Ключевые отличия представлены в таблице.

признак сравнения ПАО (ОАО) НАО (ЗАО)
количество владельцев акций любое не более 50 включительно
преимущественное право покупки акций отсутствует у других акционеров
как распределяются акции в свободном порядке только между учредителями или другими лицами, определенными заранее
уставный капитал минимально 100 тыс руб минимально 10 тыс руб
ведение дел открытое, общество может предоставлять финансовые данные, касающиеся его деятельности общество должно опубликовать финансовые данные только по требованию закона
органы управления Общее собрание, а также постоянный исполнительный орган (в лице одного учредителя) наряду с этими структурами обязательна деятельность Совета директоров

С точки зрения делового статуса публичное акционерное общество вызывает больше доверия среди инвесторов, акционеров и прочих заинтересованных лиц, поскольку информация о его финансовой деятельности находится в открытом доступе, благодаря чему можно принять более обоснованное решение о сотрудничестве.

Устав ПАО образец 2017

Деятельность любого акционерного общества подчиняется требованиям закона. Для конкретизации всех вопросов его работы во время учреждения общества обязательно разрабатывается и принимается его Устав – по сути это основной регламентирующий документ, в котором подробно прописывается:

  • основание создания организации (на основе какого договора, протокола Общего собрания акционеров с приведением номера и даты);
  • название ПАО;
  • сведения о направлении деятельности;
  • информация об уставном капитале;
  • права акционеров и их обязанности;
  • особенности управления обществом;
  • порядок его ликвидации и прочие существенные условия.

В 2017 году существенных изменений в оформлении документа не произошло – можно взять за основу образец, приведенный ниже.



По сути устав – это основной внутренний закон любого акционерного общества, в том числе публичного. Документ делится на общую и специальную части.

Общая часть устава

В документе не отражается, какая именно часть общая, а какая – специальная. Такое разделение основано на том, что в общем разделе указываются все сведения, которые требует обозначить законодательство, а в специальном – учредители и акционеры по своему желанию приводят дополнительные сведения, которые посчитают важными.

К общим сведениям относятся:

  1. Полное название фирмы на русском языке и любом иностранном (по желанию учредителей).
  2. Сокращенное наименование (аббревиатура) приводится, если оно есть.
  3. Точный адрес нахождения организации – обычно он совпадает с тем, который указывался при обязательной государственной регистрации. По этому адресу предполагается связываться с представителями компании всем контрагентам, а также государственным органам. Здесь осуществляется деятельность и/или управление обществом. По этому же адресу ведется учет в налоговой инспекции.
  4. Тип – т.е. публичное или непубличное.
  5. Сумма уставного капитала, сформированного при открытии.
  6. Сведения об акциях: в каком количестве они выпускаются, какую имеют стоимость (по номиналу), а также тип ценных бумаг (обыкновенные и привилегированные).
  7. Органы управления – кто их возглавляет, что относится к полномочиям.
  8. Сведения об Общем собрании акционеров – как часто оно собирается, что решает, и в какие минимальные сроки общество должно оповестить акционеров о проведении собрания.
  9. Какова процедура выплаты дивидендов (в каком порядке, в какие сроки и т.п.).
  10. Информация о региональных представительствах, филиалах общества, если таковые есть.

Специальная часть

Здесь подробно прописывается порядок функционирования, а также особенности проведения возможной ликвидации компании. Некоторые утверждения содержат отсылки к законодательным актам, другие составляются без ссылок, но они не должны противоречить любым нормам закона. Чаще всего приводятся такие пункты:

  • в какие сроки будут выплачены дивиденды в разных ситуациях;
  • особенности голосования владельцев привилегированных и обычных акций;
  • возможности изменения (в том числе и в сторону расширения) компетенции совета директоров при необходимости;
  • порядок уменьшения суммы уставного капитала в особых случаях;
  • возможность изменения процедуры, по которой будут подсчитаны голоса на собрании (при необходимости);
  • возможности расширения круга вопросов, которые имеет право решать Общее собрание, а также требования к кворуму – минимальному числу голосов, благодаря которым решение может быть принято.

Содержание устава зависит, прежде всего от целей и задач, поставленных учредителями перед компанией. Важную роль играет и капитал каждого акционера. Если в обществе больше крупных владельцев, они чаще предпочитают не прописывать все процедуры детально, чтобы иметь больше возможностей быстро поменять решение при изменении рыночной ситуации. Если же преобладают владельцы небольших акций, им предпочтительнее увидеть документ с подробным описанием всех аспектов. Наконец, устав всегда стремится отразить реальную рыночную конъюнктуру, чтобы ПАО могло свободно получать ссуды и размещать свои акции.

Как принимается и изменяется устав

Изначально, когда принимается устав, он обсуждается и утверждается одним или несколькими лицами, которые образуют публичное акционерное общество (учредители). Документ должен пройти обязательную регистрацию (ЕГРЮЛ), иначе он не является юридически действительным.

Некоторые изменения в уставе в обязательном порядке согласовываются с акционерами, которые владеют так называемыми голосующими акциями на Общем собрании. Чтобы решение считалось принятым, нужно получить голоса не менее 75% голосов, при этом есть и требования к минимальной явке (кворуму), которые также указываются в уставе.

Согласование с акционерами проходят все изменения, кроме:

  • изменений по использованию так называемой «золотой акции» – так называют эксклюзивное полномочие государства (на федеральном или региональном уровне) накладывать свое вето на любое решение по изменению текста устава;
  • фиксирования информации в связи с образованием местных отделений, структурных подразделений и представительств общества;
  • фиксирования данных об изменении уставного капитала: его увеличения или уменьшения (подробнее – на схеме).

ВАЖНО. Вне зависимости от того, как было внесено изменение в устав, предыдущая редакция автоматически перестает действовать, а новый документ вступает в силу только после государственной регистрации.

Органы управления ПАО

Существует 2 центральных структуры, которые руководят всеми направлениями работы ПАО:

  1. Общее собрание акционеров.
  2. Постоянно функционирующий Совет директоров.

Управляют обществом сами акционеры. Их интересы представлены и выражены в форме Общего собрания, которое принимает многие ключевые решения. Чаще всего собрание состоит из всех акционеров, у которых есть обыкновенные акции, но иногда в его состав входят также держатели привилегированных ценных бумаг.

Согласно законодательству этот высший орган публичного акционерного общества решает не все вопросы, а только в пределах своей компетенции (весь круг детально прописывается в уставе). Собираются акционеры с определенной периодичностью – раз в год (т.е. эта структура не является постоянно действующей).

Законодательство обязывает компанию проводить ежегодное собрание акционеров. При этом участники должны постоянно принимать решения по утверждению:

  • ключевых отчетных документов финансовой деятельности ПАО;
  • отчетных бухгалтерских документов (по итогам финансового года);
  • ключевых должностных лиц: членов, которые входят в состав совета директоров, уполномоченных ревизоров, а также сотрудников службы аудита.

Для постоянного контроля ситуации, работы с текущими вопросами и принятия неотложных решений существует орган управления, который действует без перерыва, – так называемый единоличный исполнительный орган. Он представлен либо самим директором (персонально), либо советом директоров. Его обязанности, список вопросов, который он регулирует, также четко определены в уставе и соответствующих законодательных актах. Совет директоров имеет право избрать из своего круга полномочного представителя – президента ПАО.

Этому должностному лицу непосредственно подчиняются вице-президенты (каждый из них может курировать свою сферу вопросов), директоры отдельных департаментов, а также специальные комитеты, как показано на схеме.

В начале 90-х годов в России начало формироваться предпринимательство, которое подстраивалось под современные правила ведения бизнеса.

Процесс появления акционерных обществ в России относиться к моменту начала приватизации.

Понятие акционерных обществ

Под акционерным обществом понимается организация с , уставный капитал которой сформирован за счет выпуска акций с одинаковой номинальной стоимостью. Лица, владеющие акциями общества (далее акционеры) не несут ответственности по образующимся долгам фирмы, их риск ограничивается лишь понесенными убытками в рамках стоимости акций.

Деятельность созданного акционерного общества регулируется федеральными законами и гражданским кодексом РФ. На практике зачастую данная форма юридического лица применяется для компаний крупного и среднего бизнеса.

Виды

До 2014 года акционерные общества подразделялись на открытые и закрытые формы.

В сентябре 2014 года правительственные органы упразднили данные понятия, посчитав их неверными, вместо них были введены понятия публичного и непубличного акционерного общества.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Определение публичного и непубличного обществ

Публичные акционерные общества формируют уставный капитал за счет акций, либо путем преобразования основных средств в акции.

Оборот акций такой компании должен соответствовать закону о ценных бумагах РФ. В соответствии с новыми требованиями в наименовании компании обязательно упоминание о публичности.

К непубличным обществам относятся . Их деятельность не была затронута поправками, и не производилась их перерегистрации, в отличии от публичных.

Характеристика ПАО

Уставный капитал

Размер уставного капитала определяется ФЗ 208, который полностью раскрывает особенности деятельности акционерных обществ.

Публичные общества формируют уставный капитал за счет выпуска акций на определенную сумму денежных средств. В процессе ведения деятельности размер уставного капитала может уменьшаться, либо увеличиваться, в зависимости от выкупа акции и их дополнительного выпуска.

В законодательстве предусмотрен минимальный размер уставного капитала ПАО – 1000 , переводя в денежный эквивалент это 100 000 рублей.

Устав

В уставе ПАО отражаются основные положения деятельности компании, и в обязательном порядке прописывается сведения об его открытости. Затрагиваются более подробно процедуры выпуска акций, их выхода на биржу, а также указывается процедура начисления и выплат дивидендов акционером.

Уставом может быть предусмотрена для публичных обществ процедура конвертации акций в и наоборот.

Имущество и акции

Формирование имущества, а также фондов публичного акционерного общества осуществляется за счет реализации на рынке акций компании, на этапе его создания.

В процессе деятельности полученная , так же может относиться в состав имущества компании.

Основным органом управления ПАО является общее собрание акционеров , сбор которого осуществляется не чаще одного раза в год по инициативе совета директоров. При возникающей необходимости собирается собрание по инициативе иных участников публичного акционерного общества (аудиторов, ревизионной комиссии).

Зачастую количество акций ПАО достаточное множество, в связи, с чем сбор всех акционеров компании в одном месте невозможно, да и договориться об одном решении нескольким сотням человек будет трудно. Поэтому выбирается два направления решения данной проблемы:

  1. Ограничение количества акций, которые могут участвовать в проводимом собрании акционеров.
  2. Проводить заочные голосования, посредством направления листов с опросами.

Присутствует в ПАО понятие контрольного пакет акций , который составляет 50% плюс 1 акция.

На собрании акционеров принимаются стратегически важные решения по развитию деятельности предприятия в будущем. Между периодами проведения собраний руководство компанией передается совету директоров. В крупных организаций их количество достигает от 7 до 12 человек.

Форма и методы управления

Основные формы управления акционерным обществом в России были интегрированы из зарубежного законодательства.

В правовых нормах РФ на сегодняшний день их представлено 4 вида:

  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров;
  • единоличный исполнительный орган (генеральный директор);
  • коллегиальный исполнительный орган;
  • ревизионная комиссия.

Из данных видов формируется 4 формы управления публичным акционерным обществом.

Полная 3х ступенчатая форма, включается все виды представленных форм управления. Далее следует сокращенная 3х ступенчатая форма, которая исключает коллегиальный исполнительный орган.

Представлена также форма 2х ступенчатая, которая исключает совет директоров, и от общего собрания следует единоличный и коллегиальный исполнительный орган. Завершающий формой является сокращенная 2х ступенчатая, в которой за общим собранием акционеров следует только единоличный исполнительный орган.

Виды деятельности

В качестве вида деятельности для ПАО может быть выбрана любая, закрепленная в законодательстве РФ. Основной может быть только одна.

Если для осуществления деятельности требуется наличие , то получить ее возможно только после прохождения процедуры регистрации.

Как формируется годовой отчет

Новые требования законодательства обязывают публичные акционерные общества формировать отчетность, которая размещается на официальных источниках компаний .

Ежегодный финансовый результат компаний подлежит проверке достоверности, который возлагается на аудиторские компании.

Основные отличительные особенности ПАО и НАО рассмотрены в следующем видеоролике:

Характеристика непубличного акционерного общества

Уставный капитал

Согласно законодательным нормам, минимальный для НАО составляет 10 000 рублей. он может формироваться как за счет внесения денежных средств, так и за счет имущество.

Имущество для учета в качестве вложения в уставный капитал подлежит независимой оценке.

Устав

Перед регистрацией непубличного общества составляется не только , на основании которого будет действовать компания на протяжении всего периода существования, но также может быть составляет корпоративный договор между учредителями.

Оба документа предоставляют возможность собственникам принять решения относительно объема полномочий акционеров, определить процедуру заседаний совета акционеров.

Участники и акционеры

Участниками НАО могут является только учредители, которые в свою очередь выступают и акционерами, так как акции не распространяются дальше этого круга лиц.

Ограничивается количество акционеров 50 чел., если количество превышает данную цифру общество подлежит перерегистрации.

Способы руководства

Для управления непубличным акционерным обществом проводятся общие собрания акционеров, принятые в ходе него решения нотариально заверяются, либо получают удостоверения лица, который ведет процедуру счетной комиссии.

Виды деятельности

Законами России в отношении непубличных акционерных обществ не предусмотрено запретов на их вид деятельности, кроме тех которые не запрещены вовсе. По своей сути НАО это ООО, ЗАО и ОА, которые не выпустили акции на биржевой рынок.

Формирование годовой отчетности

Законодательством не предусматривается публикация ежегодных финансовых результатов деятельности, так как эти данные необходимы инвесторам для принятия решений, а в данном случае им являются учредители, которые и так имеют доступ к отчетам компании.

Сравнение

Для наглядности различий между публичным и непубличным акционерным обществом представим их сравнение в таблице:

Параметры сравнения Публичные общества Непубличные общества
Выпуск акций Акции распространяются среди неограниченного круга лиц Только определенный круг может приобретать акции
Хождение акций в обороте Не ограничено Акционеры имеют преимущества в приобретении акций
Отчетность общества Публикуется ежегодная отчётность, необходимо подверженнее подлинности Не предусмотрена законом
Уставный капитал 100 000 рублей 10 000 рублей
Количество акционеров от 1 до бесконечности от 1 до 50

Порядок преобразования ЗАО и ОАО в ПАО НАО и ООО