Любовь Денисова: «У русской деревни женская душа…. Берет потому, что больше некому

С Любовью Николаевной Денисовой, доктором исторических наук, нам было общаться легко. Во-первых, оба мы корнями из Устюженского района Вологодской области. Земляки, словом. Во-вторых, всю жизнь исследуем деревню - я как журналист, она как историк. Поводом для беседы послужила написанная ей книга «Женщины русских селений» - о деревенских женщинах России второй половины ХХ столетия. До этого Любовь Николаевна писала о кризисе культуры села и исчезающих деревнях России. Мы решили продолжить разговор о женщинах русской деревни, но уже нашего, ХХI века.

- Любовь Николаевна, давайте набросаем образ современной крестьянки.

Это женщина, как правило, со средним или специальным образованием, по характеру терпеливая, жизнерадостная, стойкая, средних лет – ближе, наверное, к предпенсионному возрасту, решительная - берет на себя ответственность за всю семью.

- Берет потому, что больше некому?

Да, некому. Она, скорее всего, замужем, но муж не глава семьи, хоть он и не хочет смириться со второй ролью.

- Но, тем не менее, семьи в деревне намного крепче, чем в городе, не так ли?

Опять же из-за традиционного отношения женщины – она не хочет быть одна. Потому что, во-первых, это молва, во-вторых, нужен помощник по хозяйству. Даже так говорят: ну, не всегда же он пьет. Пьяницей считают того, кто не только пьет, но и не работает. А если иногда приносит зарплату в дом да еще и помогает по хозяйству, такими мужиками, считает деревня, разбрасываться нельзя.

Ваша книга заканчивается радикальными реформами 90-х годов ХХ века. А как трансформировался образ женщины в ХХI веке?

Фермерства не получилось. Женщина все более склоняется к семейному хозяйству, но мыслит это свое хозяйство все-таки в большом коллективе - в колхозе или совхозе...

Я тоже заметил: бывший колхоз или совхоз ныне играет роль подсобного хозяйства для семейного подворья. Где всегда есть трактор в руках, где можно сеном, зерном разжиться…

И, кроме того, это защита от каких-то непредвиденных обстоятельств – неурожай там, несчастный случай, неприятное событие в семье. И привычка жить вместе, коллективно.

А еще надо выучить детей, а это нынче тяжело. Приходится крутиться. И в основном за счет подсобного хозяйства.

По статистике более 50 процентов сельскохозяйственного продукта в России формируется в основном за счет труда женщин. Сейчас и мужчины к этому приобщаются, потому что порой это единственная возможность прокормиться.

Любовь Николаевна, а помните, когда в избах красные углы были заклеены грамотами. Грешно над этим смеяться, ведь грело. Работает, ни сна, ни отдыха не знает, по пояс в навозе, руки вывернуты ревматизмом, спина не гнется, а она думает: ладно, я же работаю на будущее страны, на детей. И вдруг перестройка, духовный вакуум. Я заметил, в ту пору резко возросло количество пьющих женщин в деревне.

К сожалению, да, но я все равно категорически не согласна с тем, что женщины спиваются, хотя и бытует такое мнение. Потому что в ином случае сельского хозяйства вообще бы не было.

Может быть, какой-то непродолжительный такой период и был. Но она первая из него и вышла. Потому что на ней хозяйство, на ней муж. Скотина не кормлена, не доена, огород не полот… . Ну и ликвидация общественных организаций. Реализовать себя негде, кроме подсобного хозяйства. И награды за этот труд уже не дают. Но, тем не менее, оптимизм русская женщина не утратила даже в таких условиях.

Как пишут мне в одном из писем, надеяться надо только на Бога и на себя.

А может быть, истина в том, что на женщине, продолжательнице рода, всегда лежала эта ответственность: сама буду голодная, а детей должна одеть, обуть, накормить… Деревня почти всегда была женской. Войны, стройки, оргнаборы – мужика «выдувало», потому он всегда и ценился. Но был и такой период: не стало хватать невест.

В основном это было типично для центральной нечерноземной деревни. Помните, в стране развернулась кампания: «Выбираю деревню на жительство» Подключились газеты, радио, телевидение. Женщины ехали и с детьми, и одинокие. В том числе и чтобы устроить свою жизнь. Работали доярками, свинарками, редко специалистами, выходили замуж, создавали семью. Но случались и курьезы. В ту пору из деревни Соколовка Челябинской области обратились восемь парней, мол, зовем невест к себе. Тысячи откликнулись, сотни приехали. Практика приглашений жива до сих пор. Я читала письмо женщин с Кубани, которые готовы принять любых мужчин, отмыть их, отстирать, привести в чувство, потому что надоело быть одним. В Пензенской области, наоборот, парни приглашают девушек: мы не пьем, работаем, хорошо зарабатываем. Акции прекратились, а проблема-то не решена…

- Сейчас, судя по вашим исследованиям, число мужчин и женщин в селе уравнялось.

В трудоспособном возрасте да. А дальше лицо деревни становится женским. Вообще русская деревня становится старой и женской. И этот процесс, к сожалению, необратим. Население страны вымирает, и в первую очередь русская деревня. А причина проста. Даже одного ребенка сегодня иметь для многих женщин большой подвиг. Кстати, появилось новое явление: женщина идет на то, чтобы иметь ребенка вне брака, что для деревни всегда было не то что не типично - осуждаемо. А сегодня деревня даже опередила город по этому показателю: примерно 40 процентов внебрачных детей. Что раньше, повторяю, считалось позором. Это говорит и о морали, как вы понимаете, и о том, что, собственно, и замуж-то выйти не за кого.

А вот другой феномен – женщины все чаще берут на себя руководство хозяйством. Не только приусадебным, но и коллективным. И получается это у них довольно неплохо. Неужели мужику стало неподъемно, и женщина по привычке подставила свое плечо?

Так было и прежде, но это не признавали, а теперь вынуждены признать.

- И малый бизнес в поселках и селах…

- …тоже в руках женщин.

- Чем это-то объяснить? Вроде бы денежная работа. На городских рынках сплошь и рядом кавказские мужики…

Ну, у нас традиционно не принято, чтобы мужчина торговал. До коллективизации – да, а потом его заменила женщина, но она была уже не собственником, а продавцом, и эта работа плохо оплачивалась. Потому женщина быстрей и вжилась в рынок.

- А может, потому, что они более трезвые, менее искушаемые?

И более уверенные, более ответственные. Мужчина при первых неудачах сойдет с дистанции, а женщина вложенные деньги не бросит, потому что за ней семья.

С распадом СССР в российскую деревню хлынул поток мигрантов из Закавказья, Средней Азии. Менталитет, образовательный уровень, культура у них иные. Они тоже в той или иной степени определяют лицо современной деревни...

Мне кажется, процесса слияния все-таки не происходит. Они никак не консолидируются. Более того, нередко возникает конфликт. «Понаехали! Машины, мебель, да еще и государство помогает». И, чувствуя негативное отношение к себе местных жителей, те стараются селиться отдельно.

А вообще-то, это традиционное отношение деревни к чужим. И, может быть, не потому, что они приехали с деньгами и машинами, многое зависит от их поведения. Если люди с открытой душой, если воспринимают эту деревню, как свое место жительства, а не как пересылку, таких деревня и примет, и поможет.

Но в последнее время появились и такие, кто, живя в деревне, не имеет ни огорода, ни скотины. В избе шаром покати, нигде не работает, живет в основном воровством.

К сожалению, да. Но опять-таки - не женщины. Для них это нетипично. А вообще-то я с большим оптимизмом смотрю на русскую деревню и на русскую женщину.

- А ваш оптимизм на чем держится?

Скажем так, на собственном деревенском опыте. И судя по тому, что более половины сельхозпродукта дает подсобное хозяйство, не до такой степени дела плохи. Это не послевоенная деревня, где вообще ничего не было, и приходилось самим впрягаться в плуг. Мне кажется, при не таких уж больших государственных вложениях и при условии ведения семейного хозяйства деревня вполне может возродиться. Может быть, как ассоциация семейных хозяйств. Но сама женщина уже не может быть дальше и лошадью, и быком, как в частушке пелось. Она должна оставаться женщиной.

От такого образа – «есть женщины в русских селеньях…» – надо отходить.

- А к какому подходить?

В 1993 году американский профессор Дэвид Рансел в деревнях центральных областей России опрашивал женщин разных поколений. О семье, замужестве – о личном. И издал в Америке книжку. Вывод ее таков: вся советская историография была не права, деля женщин на два лагеря - либо она совсем забитая, голоса своего не имеет, либо Паша Ангелина. А это - «простая русская баба». И книжка Рансела Америке была интересна. Потому что русская женщина не похожа на американскую – там вообще нет такого понятия, как крестьянка-женщина. Но она не похожа и на клише, которое многие годы штамповали советские идеологи. Так давайте и мы согласимся, что образ русской женщины – не темная масса, но это и не политизированная особа.

А загадочная русская душа? О которой я все время пишу, и которую у меня все время из текста вычеркивают. Но ведь не говорят же, загадочная французская душа? Ведь откуда-то пошло это выражение. Загадочная русская душа, как я считаю, это именно женская душа. Потому что это только русская женщина может уступить место пьяному в автобусе. Или принять в дом опустившегося мужика. Тут, надо согласиться с американцем Ранселом, - и есть вечный образ русской женщины...

Беседу вел Александр Калинин

Специально для Столетия

Психолог, сертифицированный расстановщик: по системно-феноменологическому подходу, семейным расстановкам и по структурным расстановкам.

  • Опыт работы психологом более 7 лет, опыт расстановочной работы более 4 лет.
  • Окончила в 2009 году АОУ ВПО "Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина", специальность: Психолог. Преподаватель психологии.

Дополнительное образование

  • Курс обучения по программе "Консультирование с помощью метода песочной терапии", Свердловская психотерапевтическая ассоциация, 2003 г. (свидетельство).
  • Школа практической астрологии "Пирамида", присвоена квалификация астролог-консультант; Диплом №025, Екатеринбург, 2007 г.
  • Курс обучения "Семейные расстановки и системно-феноменологический подход Б. Хеллингера", Институт консультирования и системных решений, Москва, 2009 г. (свидетельство), ведущий семинара: Михаил Бурняшев.
  • Семинар "Законы управления и успеха в организации", Институт консультирования и системных решений, Москва, 2009 г. (сертификат), ведущий семинара: Б. Хеллингер.
  • Семинар "Структурные расстановки и расстановки внутренних частей", Институт консультирования и системных решений, Москва, 2009 г. (свидетельство), ведущая семинара: Гунхильд Бакса.
  • Семинар "Отношения в паре по методу Б. Хеллингера "Системные расстановки"", Институт консультирования и системных решений, Москва, 2009 г. (свидетельство), ведущие семинара: Якоб и Зиглинда Шнайдер.
  • Семинар "Тело-Дух-Душа", Институт консультирования и системных решений, Москва, 2010 г. (свидетельство), ведущие семинара: Урсула Франке и Томас Брайсон.
  • Семинар "Семейные расстановки и системно-феноменологический подход Б. Хеллингера", Москва, 2010 г. (свидетельство), ведущий семинара: Гунхард Вебер.
  • Свидетельство о повышении квалификации по системно-феноменологическому подходу и семейным расстановкам; №004-Ек, Институт консультирования и системных решений, Москва, 2010 г.
  • Свидетельство о повышении квалификации по структурным расстановкам; №091/СтР, Институт консультирования и системных решений, Москва, 2010 г.
  • Сертификат участия №278 во Втором Международном Евроазиатском конгрессе по Системным расстановкам в России "Время Перемен", Москва, 2011 г.
  • Confirmation of attendance — International Training-Camp c 10.11.2012 по 15.11.2012 в Sophie Hellinger — Bad Reichenhall Germany.

Опыт работы

  • 2008-2009 гг. — ФАО ГОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет, специалист по дополнительному образованию программ.
  • 2009 г. — индивидуальная деятельность психолога и расстановщика.
  • В 2010-2011 гг. вела группы практики по системным семейным расстановкам у обучающей группы в Екатеринбурге от ИКСР.

Проводит индивидуальную и групповую работу по методу cистемных семейных, структурных расстановок и расстановок внутренних частей. Работа с разными темами и симптомами.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Любовь Анатольевна Денисова Психолог, сертифицированный расстановщик: по системно-феноменологическому подходу, семейным расстановкам и по структурным расстановкам. Опыт работы психологом более 7 лет, опыт расстановочной работы более 4 лет. Окончила в 2009 году АОУ ВПО "Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина", специальность: Психолог. Преподаватель психологии. Дополнительное образование: Курс обучения по программе "Консультирование с помощью метода песочной терапии", Свердловская психотерапевтическая ассоциация, 2003 г. (свидетельство). Школа практической астрологии "Пирамида", присвоена квалификация астролог-консультант; Диплом 025, Екатеринбург, 2007 г. Курс обучения "Семейные расстановки и системно-феноменологический подход Б. Хеллингера", Институт консультирования и системных решений, Москва, 2009 г. (свидетельство), ведущий семинара: Михаил Бурняшев. Семинар "Законы управления и успеха в организации", Институт консультирования и системных решений, Москва, 2009 г. (сертификат), ведущий семинара: Б. Хеллингер. Семинар "Структурные расстановки и расстановки внутренних частей", Институт консультирования и системных решений, Москва, 2009 г. (свидетельство), ведущая семинара: Гунхильд Бакса. Семинар "Отношения в паре по методу Б. Хеллингера "Системные расстановки"", Институт консультирования и системных решений, Москва, 2009 г. (свидетельство), ведущие семинара: Якоб и Зиглинда Шнайдер. Семинар "Тело-Дух-Душа", Институт консультирования и системных решений, Москва, 2010 г. (свидетельство), ведущие семинара: Урсула Франке и Томас Брайсон. Семинар "Семейные расстановки и системно-феноменологический подход Б. Хеллингера", Москва, 2010 г. (свидетельство), ведущий семинара: Гунхард Вебер. Свидетельство о повышении квалификации по системно-феноменологическому подходу и семейным расстановкам; 004-Ек, Институт консультирования и системных решений, Москва, 2010 г. Свидетельство о повышении квалификации по структурным расстановкам; 091/СтР, Институт консультирования и системных решений, Москва, 2010 г. Сертификат участия 278 во Втором Международном Евроазиатском конгрессе по Системным расстановкам в России "Время Перемен", Москва, 2011 г. Confirmation of attendance International Training-Camp c 10.11.2012 по 15.11.2012 в Sophie Hellinger Bad Reichenhall Germany. Опыт работы: 2008–2009 гг. ФАО ГОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет, специалист по дополнительному образованию программ. 2009 г. индивидуальная деятельность психолога и расстановщика. В 2010–2011 гг. вела группы практики по системным семейным расстановкам у обучающей группы в Екатеринбурге от ИКСР. Проводит индивидуальную и групповую работу по методу cистемных семейных, структурных расстановок и расстановок внутренних частей. Работа с разными темами и симптомами. Любовь Денисова

Профессор кафедры теории истории государства и права

Родилась:

В г. Мурманске.

Образование:

В 1972 г. окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «История», в 1978 г. - МФТИ по специальности «Автоматизация экспериментных исследований».

Ученая степень:

Доктор исторических наук, 1996 г.
Кандидатская диссертация на тему: «Переход к всеобщему среднему образованию на селе. 1959–1977 гг.», Институт истории СССР АН СССР, 1982 г.
Докторская диссертация на тему: «Деревня российского нечерноземья. 1960-1980-е годы», Институт российской истории РАН, 1996 г.

Ученое звание:

Профессор

Опыт работы:

Младший (1973-1988), старший (1988- 1997), ведущий (1997–2003) научный сотрудник Института российской истории РАН (Институт истории СССР АН СССР).
Профессор кафедры теории истории государства и права РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина с 2003 г.

Преподаваемые дисциплины:

Правовые основы нефтегазовой отрасли
Правовое регулирование деятельности ТЭК
История и методология юридической науки

Научная деятельность:

Повышение квалификации:

«Преподаватель в современной образовательной среде высшего образования». 2016 г.
Организационное и учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2018 г.

Публикации:

Автор более 50 работ, в т.ч. 7 монографий: Всеобщее среднее образование и социальный прогресс села. М.: Наука, 1989; Невосполнимые потери. Культура села в 60-80-е годы. М.: Наука, 1995; Rural Russia: Economic, Social and Moral Crisis. N-York, 1995; Исчезающая деревня России. Нечерноземье в 1960-1980-е гг. М.: Логос, 1996; Женщины русских селений. Трудовые будни. М.: Мир истории, 2003; Судьба русской крестьянки в XX веке. Брак. Семья. Быт. М.: Росспэн, 2007; Правовые основы развития нефтегазовой отрасли России. Ч. 1 и 2. М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005, 2007.

Награды, членство:

Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» (1997).
Член докторских диссертационных советов Института российской истории РАН (с 2000), Вологодского государственного педагогического университета (с 2002).