Презентации 6 кл за стенами замков шукуров. Презентация «Средневековые замки

Предварительная работа.

Подготовить 4 учащихся с мини-сообщениями к презентации на темы

Рыцарь на войне.

Кодекс рыцарской чести.

Замок феодала.

Рыцарские турниры.

Создать презентацию «За стенами замков», приготовить силуэты щитов , значки щитов на карту «Средневековая Европа», памятки, копии документов, тесты, начать заполнение сравнительной таблицы «Условия жизни различных сословий средневекового общества в Западной Европе»

Цели урока:

Образовательные.

  1. Эмпирический уровень
  • Сформировать у учащихся представление об образе жизни типичных представителей рыцарского сословия в средние века. Познакомить учащихся с особенностями стиля поведения, рыцарским кодексом и основными занятими рыцарей-феодалов.

II . Теоретический уровень.

  • Сформировать у учащихся новые понятия:

Воюющее сословие, замок, рыцарь, донжон, турнир, доспехи, забрало, герб.

  • Помочь осмыслить выводы урока:
  • Рыцари в средние века составляли военное сословие в Западной Европе.
  • Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время турниры, пиры и охота.
  • Феодальная лестница, сословие, феод, феодал, феодальная вотчина, феодализм, повинности, оброк, барщина, вассал, сеньёр.
  • Люди, владевшие землёй с крестьянами, в средние века назывались феодалами, а общественный строй основанный на отношениях поземельной зависимости крестьян от феодала- феодализм.

Развивающие.

  • Продолжить работу по формированию умений:
  • Работать с картой – находить изученные раннее государства на территории Западной Европы.
  • Графически оформлять выводы, продолжить заполнение таблицы на основании материала учебника и сведений полученных на уроке.
  • Анализировать документ.

Воспитательные.

  • Продолжить работу по формированию культуры умственного труда.

Оборудование : компьютер, экран, презентация, карточки-тесты, карта №29, схемы «Средневековый замок», «Феодальная лестница», силуэты щитов, знаки –щиты на карте, распечатки документов, памятки по оцениванию и работе с документом.

Тип урока . Комбинированный урок (прямой).

Вид урока . Урок-презентация.

ХОД УРОКА .

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.момент

1 мин.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

А для меня, уже награда

Сиянье ваших милых глаз.

Сели девочки. Сели мальчики.

Я вижу, что сегодня нет отсутствующих, в классе чисто и все готовы отправится в новое путешествие по средневековой Европе.

Стоят у рабочих мест

Садятся.

Проверка д/з.

Уровни А,В,С.

10 мин.

(5+3+2)

5 мин.

3мин.

1 мин.

Но прежде давайте вспомним, что мы с вами уже знаем о жизни людей в это время, а точнее, о жизни крестьян в средневековой деревне.

А. Монологический ответ у доски на вопрос «Как жили крестьяне в средневековой деревне» по карточке – плану(прил.1)

В. Класс выполняет тест № 8

На отдельных листах по вариантам.

С. Решение задачи.

В какие века и в каких районах Европы бытовала молитва: «От меча норманна и стрелы мадьяра упаси нас, Господи»

Оценивание устного ответа и сбор карточек и проверенных тестов

Отвечает 1 учащийся.

Готовиться 5 минуты. Класс в это время выполняет тест. (прил.1) Взаимопроверка теста. Ключ на обратной стороне доски. Оценивание по памятке под тестом.

Выполняют 2 уч-ся на карточках.

Ответ: Эта молитва бытовала с конца Ix и до середины X века во всей Центральной Европе, которая подвергалась набегам викингов с запада и конников-мадьяров - с востока.

Монологический ответ у доски.

Анализ ответа по памятке.

Изучение новой темы

20 мин.

1 мин. Физ.пауза.

Итак, мы узнали как жили крестьяне - сословие вечных тружеников, а сегодня, мы заглянем за стены неприступного замка феодала. (вкл.комп)

(слайд 1) За стенами замков.

Как выдумаете, о чем пойдёт речь на нашем уроке? О чём мы сегодня с вами узнаем?

А теперь посмотрите на план нашего урока. (слайд 2) Совпадают ли ваши предположения с планом?

Верно, многое совпадает. Запишите план.

  1. Кто такие рыцари?
  2. Рыцарь на войне.
  3. Кодекс чести.
  4. Мой дом – моя крепость.
  5. Больше чем забава.

А в конце нашего урока, мы сможем ответить на главный вопрос

Кого называли рыцарем, и что было главным занятием в его жизни?

Но в начале, давайте вспомним, кто такие феодалы и что такое феодализм?

Верно, (слайд 3).

А за что получали свои земли феодалы?

Правильно, то есть феодалы тоже составляли сове сословие и оно называлось «Воюющее» или военное сословие. А ещё их называли в Средневековье – рыцари.

Запишите определение термина рыцарь(слайд 4)

Итак, рыцари - военное сословие и большую часть своей жизни они проводили на войне. Об этом нам расскажет (1- й уч-ся.

прил.3)(слайды 5-)

Что использовали рыцари для защиты в бою?

Верно, а голову рыцаря защищал шлем с забралом. Лица не видно, да и в доспехах трудно узнать человека. Для этого и стали придумывать гербы- символы каждого рода. Лев-сила, дракон-мудрость, волк-преданность. Для того что бы символы – гербы не повторялись, появилась целая служба герольдов, которые за этим следили. Герб передавался по наследству от отца к сыну, вместе с феодом, помещался на шлемах и щитах. А что можно заметить, посмотрев на силуэты щитов?

Правильно, это потому что они из разных государств.

Давайте попробуем определить из каких вот по этой карте. Итак, где находится на карте, в каком государстве, герб вот такой формы….значит, этот щит называется – норманнским, а такой…….в каком государстве на карте находиться? Значит это ….

(прил.4)

Итак, мы узнали что щиты рыцарей разный стран отличались, а теперь узнаем отличались ли правила и законы по которым жили рыцари.(слайд)

Что же больше всего ценили и уважали рыцари? Об этом нам поможет узнать документ. Так что же больше всего ценили и уважали рыцари?

А со всеми ли рыцарь соблюдал правила галантного или уважительного поведения?

Правильно, обычно только с людьми своего сословия, но не с «грубыми мужланами», к ним они относились с

презрением.

Ответы уч-ся

списывают план в тетрадь

Ответ: феодал- владелец феода и живущий за счёт эксплуатации земли с крестьянами. Феодализм – общественный строй, основанный на отношениях поземельной зависимости крестьян от феодала.

Феодалы получали землю за службу своему сеньору на войне.

Записывают определение.

Слушают и смотрят презентацию.

Ответ: для защиты использовали доспехи и щиты.

Ответ: они разной формы.

Работают с силуэтами щитов и картой

Сообщение 2-го уч-ся

Работа с документом.

Ответы уч-ся (отвагу, верность, храбрость)

Ответы уч-ся

Закрепление

7 мин.

Итак, мы с вами сегодня познакомились с образом жизни какого сословия?

Верно, мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия,а что такое сословия?

Правильно, сословия – это большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, на которые делилось средневековое

А какие ещё сословия средневекового общества мы с вами уже знаем?

На преидущих уроках, мы с вами начали заполнение сравнительной таблицы «Условия жизни различных сословий средневекового общества». Давайте сейчас вспомним о чем мы узнали сегодня на уроке и закончим заполнение таблицы в колонке «Воюющее сословие» .

Сравнительная таблица.

(прил.2)

Ответ: Мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия.

Ответ: сословия – это большие группы людей со своими правами и обязанностями, на которые делилось средневековое общество.

Мы уже познакомились с жизнью крестьян- вечных труженников и священиков – молящегося сословия. Заполняют графу в сравнительной таблице.

Вывод по теме

3мин.

Итак, что же мы с вами узнали сегодня на уроке о жизни рыцаря?

Значит можно сделать вывод что (на слайде)

Рыцари составляли военное сословие в средневековой Западной Европе. Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время – турниры и охота.

Запишите вывод в тетрадь.

Ответы уч-ся.

Записывают в тетрадь

Д/з

2 мин.

А теперь. внимание! Записываем д/з (на слайде) Прочитать §7. Ответить на вопрос «Как жили и чем занимались рыцари Средневековья»

*Написать мини-сочинения на темы по выбору.

  1. Один день из жизни рыцаря.
  2. Больше, чем забава.
  3. Есть ли рыцари в наши дни.

Есть ли вопросы по выполнению д/з?

Итог урока и оценивание деятельности учащихся.

Окончание урока по звонку.

2 мин.

Да, не мало мы с вами увидели и услышали заглянув за стены замка. А понравилось ли вам наше путешествие? Что запомнилось больше всего?

Выставление и коментирование оценок

Спасибо за урок, все свободны.

Ответы детей.

Подача дневников для выставления оценок.

Рыцари на войне.

Рыцари предпочитали сражаться на конях. Основная единица рыцарского войска – тяжеловооружённый всадник. Бой в средние века – череда рыцарских поединков. Рыцари старались сразиться с наиболее знатными соперниками, победа над которыми приносила славу и трофей в виде вооружения противника. Сражались рыцари верхом на лошадях, если не удавалось выбить соперника из седла тяжёлым копьём, то бой продолжали на мечах. От ран рыцаря защищали стальные доспехи, шлем и щит. Но, не смотря на это, в бою многие рыцари получали тяжёлые ранения или гибли. Однако война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.

Рыцарский кодекс чести.

Рыцарь должен был соблюдать определённые правила поведения, чтобы быть уважаемым человеком в своём сословии. Он должен был быть защитником церкви и веры, оборонять христиан от набегов иноверцев.

Он должен был прилагать все усилия для искоренения лжи и несправедливости. Рыцарь – надежда слабых и обиженных, идеал добра и милосердия. Рыцарь должен был быть верен слову и благороден, образован, щедр и галантен с дамами. А даме сердца быть верным до конца своих дней. Конечно, все эти правила, рыцарь не должен был соблюдать с людьми не своего круга, с «грубыми мужланами». Более того, многие рыцари и в своём кругу не блистали всеми добродетелями, часто они оказывались необразованными и жестокими людьми. И, тем не менее, нормы рыцарской жизни принимались всеми представителями этого сословия, и рыцари старались им соответствовать.

Приложение 3.

Составьте сравнительную таблицу «Условия жизни различных сословий в средневековом обществе» используя следующий справочный материал

Вопросы для сравнения

Священники

Крестьяне

Рыцари

Род занятий

Молятся, читают священные книги, обучают монахов, налогов не платят.

Пашут, сеют, платят налоги, несут повинности.

Воюют, охотятся, проводят турниры,налогов не платят.

Жильё

Монастыри и аббатства.

Бедные хижины.

Замки и дворцы.

Пища

Чаще простая, но хорошая и в достаточном количестве

Самая скромная, не в достаточном количестве, часто голодают

Роскошные блюда и явства.

Развлечения

Запрещены церковными правилами.

Ярмарки и народные праздники.(очень редко)

Пиры, охота,

Выступление бродячих артистов и минестрелей

Источники

существования

Монастырские хозяйства, церковная десятина и налоги с крестьян.

Собственный труд, натуральное хозяйство.

Налоги с крестьян, военная добыча.

Документ.

Средневековый поэт барон Бертран до Борн написал множество баллад о рыцарях.

Отрывок из баллады «Первая песня»

…И также мне люб тот рыцарь мне,

Что, первым ринувшись вперёд,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость предаёт

«Рыцари и замки» - Замки строили на берегу рек и морей. Подготовлена учителем Лопатинской СОШ Артемовой И.В. Кольчуга. Четвёртый лишний. Латы и шлем с забралом. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Знак воинской доблести Краткое изречение, объясняющее смвсл герба. Через ров с водой в замок вёл мост. Служба оруженосца своему рыцарю.

«Архитектура Византии» - Первоначально в Византии были сильны традиции античного искусства. ПЛАН ВИЗАНТИЙСКОЙ БАЗИЛИКИ (базилика – тип храма). СПАСИТЕЛЬ. Главный неф. ДЕИСУС. Затем постепенно сложился христианский КАНОН, и вид икон изменился. Вид купола изнутри. Запад. Интерьер. ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Икона 6 в. Анфимий из Трал и Исидор из Милета.

«Культура Западной Европы» - Колыбель новой культуры. Для учащихся требовалось все большее количество учебников. Личность вступает в свои права. Культура Западной Европы в XIV – XVвв. Петрарка и Лаура. С развитием ремесла и торговли в городах быстро росла грамотность. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические».

«Столетняя война» - Глава 8 СТОЛЕТИЯ КРИЗИСА И ОБНОВЛЕНИЯ: § 31. Столетняя война 1337 – 1453 (1471) гг. Французская миниатюра. Великая хартия вольностей. Миниатюра XV в. Эдуард iii. Казнь Жанны д’ Арк. Xiv – xv вв. Англия Фландрия Священная Римская империя Португалия Арагон. Роль Жанны д’ Арк. Наследники Филиппа IV Красивого.

«Благородный рыцарь» - О, Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя?.. Икона «Чудо Георгия о змие» (XVв) Всадник парит на белом коне. Святой Георгий стал идеальным образом воина – защитника Родины. Рыцарь восседал на коне. Происходил из знатного рода в Малой Азии, входившей в состав Римской империи. 3. Что вы знаете о рыцарских турнирах и военных сражениях рыцарей?


Цель урока

Ознакомиться с возведением, устройством и предназначением замков в Средневековой Европе

Задачи

Объяснить понятие «Средневековый замок»

Рассказать о том как строились замки Средневековой Европе, кто их строил и зачем

Выяснить какую роль играл замок в Средневековой Европе


План урока

1. Что такое «Средневековый замок»?

2. Кто, как и зачем возводил эти замки?

3. Как устраивалась повседневная жизнь в замке?

4. Какую роль в Средневековой Европе играли замки?


Средневековый замок – это сооружение, в котором сочетались жилые помещения и оборонительные сооружения. Строились они из камня, на возвышенности. Большинство средневековых замков сохранились в Англии, Шотландии, Германии, во Франции, Чехии, Австрии и других странах.

Замок Нойшванштайн

Крепость Гуаита.

в Германии

Сан-Марино


Кто строил замок?

Зачем феодалы строили замки

Феодал

Для защиты от внешних врагов

(от войск других феодалов)

От слова « феод » – земля. Собственность земли; на него работали зависимые крестьяне

Для того, чтобы спрятаться от восставших крестьян

Замки, кроме обороны, были жилищами феодалов

Использование труда зависимых крестьян, присвоение результатов их труда (сельскохозяйственной продукции) называется эксплуатацией .


Устройство замка

Мощные стены

Зубчатая башня с бойницами

Внешние ворота

Внутренний двор

Глубокий ров с водой


Рыцари – обитатели замка

Рыцари – вооруженные конные или пешие отряды, вооруженные тяжелым мечем и длинным копьем. Для защиты имелся щит.

На тело они надевали латы – доспехи из железных пластин; на голову – железный шлем. Для защиты лица имелось з абрало – металлическая пластина с прорезями для глаз.

Задачи рыцарей

Защита замка

Участие в захватнических войнах феодала

Участие на рыцарских турнирах

Совершенствование боевых качеств


На территории Европы первые замки начали появляться после падения Римской империи, когда германские племена начали строить деревянные залы, где их вожди отмечали свои победы. Один из таких ранних средневековых замков описан в англосаксонской поэме « Беовульф ».

Эпизод из сериала «Беовульф»




Сегодня, средневековые замки Германии, Франции, Англии, других стран Европы – немые свидетели былого могущества рыцарей, князей и королей.

Замок Тауэр. Лондон. Англия


Спасибо

Тема: За стенами замков

Цель: создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях; познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму; составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

Ход урока:

Терминологический диктант:

1 вариант

Феод

Феодальная лестница

Вассалы

Сеньоры

Сословие

2 вариант

Барщина

Оброк

Десятина

Натуральное хозяйство

Феод

Пишут терминологический диктант

    Подведение к теме и цели урока

Задание: Прослушать отрывок из стихотворения и ответить на вопрос: О чем это стихотворение?

Средневековый поэт барон Бертран до Борн написал множество баллад о рыцарях.

Отрывок из баллады «Первая песня»

И также мне люб тот рыцарь мне,

Что, первым ринувшись вперёд,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость предаёт

Отвагой удалою.

Лишь только битва закипит,

Пусть каждый вслед за ним спешит,

Рискуя головою.

Достоин тот похвальных слов,

Кто и разить и пасть готов!...

Барон Бертран до Борн (1140-1215гг.)

Фронтальная беседа:

    А как иначе называют воинов Средневековья?

    Можете ли мне назвать имена известных рыцарей?

    Ребята, а откуда вам известны эти имена?

Скажите, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Какова тема? Какую цель поставим на урок?

Совершенно верно.

Слушают определяют тему и цель урока,

Ответы детей: О Средневековье, о воинах, турнирах, о подлости, смелости, благородстве.

Воинов Средневековья называют рыцарями.

Ответы: Айвенго, Дон Кихот, Ричард Львиное Сердце, Ланселот, король Артур и рыцари Круглого стола.

Ответы: из литературы, из исторических фильмов, из истории.

Предполагают тему урока. Речь пойдет о понятии «рыцарь», рыцарском замке, о рыцарских турнирах и т.д.

    Проблемное задание на урок

В конце урока ответят на вопрос

    Изучение нового материала

    Но в начале, давайте вспомним, кто такие феодалы?

    А за что получали свои земли феодалы?

Слово учителя: Правильно, то есть феодалы тоже составляли свое сословие и оно называлось «Воюющее» или военное сословие. А ещё их называли в Средневековье – рыцари.

Запишите определение термина рыцарь

Итак, рыцари - военное сословие и большую часть своей жизни они проводили на войне.

Ответ: феодал- владелец феода и живущий за счёт эксплуатации земли с крестьянами

Феодалы получали землю за службу своему сеньору на войне.

Слушают учителя, записывают определение в тетрадях.

    Использование презентации

Что использовали рыцари для защиты в бою?

Верно, а голову рыцаря защищал шлем с забралом. Лица не видно, да и в доспехах трудно узнать человека. Для этого и стали придумывать гербы- символы каждого рода. Лев-сила, дракон-мудрость, волк-преданность. Для того что бы символы – гербы не повторялись, появилась целая служба герольдов, которые за этим следили. Герб передавался по наследству от отца к сыну, вместе с феодом, помещался на шлемах и щитах. А что можно заметить, посмотрев на силуэты щитов?

Работа с документом: Ответить на вопрос каким был рыцарь в бою?

Рыцари на войне.

Рыцари предпочитали сражаться на конях. Основная единица рыцарского войска – тяжеловооружённый всадник. Бой в средние века – череда рыцарских поединков. Рыцари старались сразиться с наиболее знатными соперниками, победа над которыми приносила славу и трофей в виде вооружения противника. Сражались рыцари верхом на лошадях, если не удавалось выбить соперника из седла тяжёлым копьём, то бой продолжали на мечах. От ран рыцаря защищали стальные доспехи, шлем и щит. Но, не смотря на это, в бою многие рыцари получали тяжёлые ранения или гибли. Однако война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.

Слушают и смотрят презентацию.

Ответ: для защиты использовали доспехи и щиты.

Отвечают на вопросы документа

    Слово учителя:

Итак, мы узнали что щиты рыцарей разный стран отличались, а теперь узнаем отличались ли правила и законы по которым жили рыцари.

    Работа с документом:

1. Что же больше всего ценили и уважали рыцари? Об этом нам поможет узнать документ. Так что же больше всего ценили и уважали рыцари?

2. А со всеми ли рыцарь соблюдал правила галантного или уважительного поведения?

Рыцарский кодекс чести.

Рыцарь должен был соблюдать определённые правила поведения, чтобы быть уважаемым человеком в своём сословии. Он должен был быть защитником церкви и веры, оборонять христиан от набегов иноверцев.

Он должен был прилагать все усилия для искоренения лжи и несправедливости. Рыцарь – надежда слабых и обиженных, идеал добра и милосердия. Рыцарь должен был быть верен слову и благороден, образован, щедр и галантен с дамами. А даме сердца быть верным до конца своих дней. Конечно, все эти правила, рыцарь не должен был соблюдать с людьми не своего круга, с «грубыми мужланами». Более того, многие рыцари и в своём кругу не блистали всеми добродетелями, часто они оказывались необразованными и жестокими людьми. И, тем не менее, нормы рыцарской жизни принимались всеми представителями этого сословия, и рыцари старались им соответствовать.

Читают документы, отвечают на вопросы

    Работа с учебником:

Опишите замок

Отвечают на вопросы

    Закрепление:

Итак, мы с вами сегодня познакомились с образом

1. жизни какого сословия?

Верно, мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия,

    а что такое сословия?

    Кого называли рыцарем, и что было главным занятием в его жизни?

Вывод

«Замки и рыцари Средневековья» - Развитие замков. Ранние европейские замки строились преимущественно из дерева. Посвящение в рыцари. Рыцарь (нем. Уже тогда вокруг замков стали появляться рвы. На следующий день надевал коричневый плащ, исповедовался, причащался и омывался. Девиз всех рыцарей: «Бог, женщина и король». Замки в культуре.

«В средневековом замке» - Список используемой литературы и ссылок на сайты. Интерьер замка. Отопление и освещение. Бадья из колодца замка Руннебург около 1250 года. Донжон. Сосуд для запасов и настольные горшки. Паровая баня 14 века. Стенной камин в замке Вилденберг. Охрана. Сбор урожая. Прислуга. Военное содержание. Мажордом.

«Рыцари и замки в Средние века» - Рыцарский турнир. Печатный станок. Миниатюра. Портрет Иоганна Гутенберга. Исав перед Исааком. Портрет Джотто. Б. Торвальдсен. Статуя Джотто. Бранль. Средние века. Расцвет настенной живописи.

«Замки» - В рыцарском замке. Турниры устраивали короли и знатные феодалы. Внутреннее убранство замка. Через ров часто был перекинут подъемный мост. Сначала замки строили из дерева, а потом стали сооружать из камня. Кодекс чести рыцаря. Рыцарский турнир. Обычно замок возводился на холме или высокой скале. Только после длительной службы отличившихся посвящали в рыцари.

«Феодалы и рыцари» - Воинское мастерство оттачивалось на турнирах- состязаниях рыцарей в силе и ловкости. Рыцарь должен был быть щедр. Рыцари- военное сословие средневековой Европы. Снаряжение рыцаря. Над всеми постройками возвышалась главная башня- донжон. Что такое рыцарский кодекс чести? Рыцарь- надежда слабых и униженных.

«Время рыцарей и замков» - Кoнныe pыцapи были caмoй cильнoй чacтью cpeднeвeкoвoгo вoйcкa. В своей деятельности рыцари видели воплощение принципов христианского рыцарства. Mиниaтюpa 13 в. Древняя часть замка - круглая башня. Здесь происходило состязание величайших поэтов-миннезингеров Средневековья. Замки. Слово «рыцарь» обозначает в переводе «всадник».

Всего в теме 20 презентаций