Молодежное предпринимательство. Современные проблемы науки и образования Предпринимательская деятельность молодежи

На сегодняшний день молодежное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса в России. Создание благоприятных условий, стимулирующих молодежь заниматься предпринимательской деятельностью, рассматривается в различных программах общегосударственного и регионального уровня.

Молодежный бизнес играет главную роль в решении социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров. Расширение возможностей и усиление влияния молодежного предпринимательства обуславливает необходимость использования его потенциала.

Важность развития молодежного малого и среднего предпринимательства, инновационных малых и микропредприятий неоднократно подчеркивалась Президентом России, Председателем Правительства РФ, представителями политических партий и многими общественными деятелями. В данный момент осуществлением государственной политики по поддержке молодежного предпринимательства занимается Росмолодежь.

В то же время в России есть и другие ведомства, играющие важную роль в регулировании предпринимательской сферы, сферы подготовки кадров и в содействии создания инновационных микропредприятий, на которых предполагается трудоустроить выпускников вузов (в большинстве своем - молодежь). Например, это Министерство экономического развития РФ, деятельность которого непосредственно связана с регулированием торговой и предпринимательской деятельности, и Министерство образования и науки РФ, отвечающее за реализацию государственной политики в сфере образования и науки. К сожалению, они взаимодействуют с Федеральным агентством по делам молодежи в общем порядке. А было бы целесообразно создать межведомственную комиссию по вопросам молодежного предпринимательства.

Если рассмотреть ситуацию с государственными органами, то получается, что каждое ведомство занимается регулированием исключительно в своей сфере, в то время как вопрос молодежного предпринимательства (в том числе инновационного) является комплексным. Федеральные законы также не выделяют молодежное предпринимательство в отдельную категорию, предоставляя ему поддержку на общих основаниях с другими субъектами малого предпринимательства, без учета его специфики. Аналогичной является ситуация и в регионах.

Как это ни парадоксально, но в современном российском законодательстве до сих пор отсутствует понятие молодежного предпринимательства. Между тем именно на молодых бизнесменов ложится основное бремя ответственности за будущее экономическое развитие страны. Поэтому весьма логичным является шаг по закреплению на законодательном уровне определения «молодежное предпринимательство» и «субъект молодежного предпринимательства», как, например:

  • Молодежное предпринимательство - предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданами Российской Федерации, возраст которых не превышает 35 лет, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, а также российскими коммерческими организациями, учредителями (участниками) которых являются граждане Российской Федерации, возраст которых не превышает 35 лет, а в штате которых не менее 70% сотрудников являются гражданами Российской Федерации, не достигшими 35 лет;
  • Субъект молодежного предпринимательства - гражданин Российской Федерации, возраст которого не превышает 35 лет, зарегистрированный в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, либо коммерческая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации, учредителями (участниками) которой являются граждане Российской Федерации, возраст которых не превышает 35 лет, и в штате которой не менее 70% сотрудников являются гражданами России, не достигшими 35 лет.

Молодежь - самая активная часть общества, которая быстро реагирует на любые изменения в жизни, и которая эффективно воспринимает полезные их стороны. Поэтому можно говорить о том, что молодежь обладает куда большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем другие возрастные группы.

Молодежное предпринимательство - это очень сложный сектор, который требует особенно серьезного внимания со стороны государственных органов. Его правильно построенная, целенаправленная поддержка обеспечит развитие малого предпринимательства в регионе, что, в свою очередь, приведет к экономическому росту, к повышению инвестиционной привлекательности Приморского края.

МОЛОДЕЖЬ МЕЧТАЕТ О СОБСТВЕННОМ БИЗНЕСЕ

Исследования Фонда общественного мнения показывают, что предприниматели сегодня стали образцом для подражания значительной части молодежи. Современная молодежь стремится выделяться, это поколение непохожих. И она стремится к самостоятельности. В этом контексте предприниматель как человек, организовавший свое собственное дело и работающий на себя, становится идеалом значительной части современной молодежи. «Офисная работа для офисного Планктона!!», «Не хочется жить, как все! Хочется быть индивидуальностью!» - вот характерные высказывания участников онлайн-дискуссии, проведенной в рамках исследования. Больше трети (36%) представителей нового поколения планируют когда-нибудь создать собственный бизнес. Но лишь треть из них действительно намеревается реализовать свои мечты.

ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Источники данных:
Опрос людей в возрасте 16-26 лет, который был проведен в 203 населенных пунктах 63 субъектов Российской Федерации. Общий объем выборки: 1500 человек. Сроки проведения опроса: с 26 августа по 11 сентября 2009 года. Количество молодежи 18-26 лет - 1211 человек. Проект поддержан Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» (www.gosklub.ru) в соответствии с распоряжением Президента РФ № 192-РП от 14 апреля 2008 года о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества.

В целом за время действия программы в России поддержано и развивается более 100 бизнесов, организованных молодыми предпринимателями, создано около 400 новых рабочих мест, предоставлено займов на сумму 16 120 800 руб., поддержано 194 иждивенцев, находящихся на содержании молодых предпринимателей и их работников.

Цели программы. Программа «Молодежный бизнес России» направлена на содействие развитию молодежного предпринимательства, поиск альтернативных методов создания рабочих мест и способствует вовлечению молодежи в социально-экономические процессы региона. Программа МБР создает условия для получения молодыми людьми доступных финансовых средств - кредитов (займов) на открытие собственного дела. В дополнение к финансовой поддержке молодым людям предлагается помощь индивидуальных наставников, консультирование и обучение различным вопросам ведения бизнеса.

Специфика программы. Одной из особенностей программы МБР является то, что молодого предпринимателя в его становлении сопровождает опытный наставник, готовый помочь дельным советом в трудной ситуации. Наставник - это доброволец, обладающий жизненным опытом, предпринимательскими навыками, готовый посвятить часть своего времени оказанию поддержки молодым людям.

Поддержка наставника осуществляется в форме регулярных встреч, в поддержании контакта, консультативной помощи, что поможет начинающему предпринимателю справиться с трудностями, с которыми он сталкивается на начальной стадии ведения бизнеса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, функции и сущность малого и среднего бизнеса, их место в рыночной системе хозяйствования. Особенности динамики развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации. Основные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2015

    Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике. Анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2011

    Факторы, условия функционирования и анализ современных процессов развития малого бизнеса как вида экономической деятельности. Основные стратегические направления государственной политики в сфере малого предпринимательства в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2011

    Условия для формирования малого бизнеса. Цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Организация функционирования предприятия малого бизнеса на примере ООО "Мага-отель".

    дипломная работа , добавлен 09.10.2014

    Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса. Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса. Экономическая сущность предпринимательства. Предпринимательство как экономический процесс.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2009

    История развития, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России. Современные проблемы развития российского малого и среднего бизнеса. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2007

    Цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в России, его современное состояние. Особенности развития малого бизнеса в Японии, США, Европе. Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 02.08.2011

Успех молодежного предпринимательства во многом зависит от государственного регулирования. Для этого необходимо:

  • создать на государственном, региональном и муниципальном уровнях необходимую правовую базу, реально действующие программы, обеспечивающие поддержку молодежного предпринимательства;
  • разработать и реализовать определенные преференции для молодежи в области социально-экономической политики (создание льготного кредитования и налогообложения, упрощенной модели регистрации молодежного бизнеса, снижение контроля);
  • формировать информационно-образовательные условия для развития предпринимательства (создание консультационных услуг, неограниченный доступ к знаниям и информации, приемлемая стоимость профессионального образования);
  • осуществлять целевое спонсирование молодежных предпринимательских структур (помощь в предоставлении стартового капитала, неограниченный доступ к кредитам).

Определяющая роль государственного регулирования заключается в создании нормативно-правовой базы. Одним из первых документов, содержащих положения о молодежном предпринимательстве, было постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации".

В разделе "Содействие предпринимательской деятельности молодежи" предлагалась следующая система мер:

  • установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия;
  • предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечение средствами производства, помещениями, страхование их коммерческого риска;
  • выдача поручительств и гарантий;
  • финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов;
  • освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
  • установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления;
  • предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.

В г. Москве принят Закон от 26.11.2008 № 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", регулирующий отношения между органами государственной власти и субъектами малого и среднего предпринимательства. Он также предусматривает "вовлечение в предпринимательскую деятельность населения города Москвы, в том числе молодежи, и его социально незащищенных групп". В ст. 14 названного закона предусмотрены организация конкурсного отбора молодежных проектов и поддержка молодежных предпринимательских инфраструктур.

Закон г. Москвы от 30.09.2009 № 39 "О молодежи" регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной молодежной политики г. Москвы. Статья 35 данного Закона "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность" предусматривает содействие инновационной части предпринимательства; обучению молодежи основам организации и ведения предпринимательской деятельности; предоставление субсидий на покрытие части расходов молодежных объединений, связанных с их предпринимательской деятельностью.

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) осуществляет молодежную политику по различным направлениям. В 2011 г. была разработана программа "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте Российской Федерации" с целью поддержания начинающих молодых предпринимателей. Программой предусмотрена финансовая, консультационная, юридическая помощь. Росмолодежь осуществляет программу "Ты – предприниматель" с целью привлечения к инновационной предпринимательской деятельности молодежи.

В России действует ряд организационных структур федерального, регионального, местного уровней, задачами которых является поддержка молодежного предпринимательства.

  • 1. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы является органом исполнительной власти, осуществляющим политику по развитию частного сектора экономики. При его поддержке реализуется подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Москве на 2012– 2016 гг.", являющаяся частью программы "Стимулирование экономической активности".
  • 2. Координационный совет при Правительстве г. Москвы по вопросам развития молодежного предпринимательства, созданный в 2006 г. в целях разработки комплекса мер по развитию молодежного предпринимательства и координации взаимодействия государственных и общественных структур для решения вопросов в сфере предпринимательства.
  • 3. Ассоциация молодых предпринимателей, созданная в 2006 г. с целью формирования стратегии развития малого и среднего бизнеса; развития связей молодых предпринимателей с деловыми кругами России и зарубежных стран, международного и межрегионального сотрудничества; продвижения молодежных предпринимательских инициатив и проектов, воспитания социально ответственного, активного молодого поколения.
  • 4. Московское городское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", организованное столичными предпринимателями в сентябре 2002 г. При нем создан комитет по молодежному предпринимательству, занимающийся мониторингом предпринимательской активности молодежи; экспертизой законопроектов и нормативных документов; пропагандой и вовлечением в предпринимательскую деятельность юношей и девушек; взаимодействием с органами исполнительной и законодательной власти и общественными молодежными организациями; защитой интересов молодых предпринимателей.
  • 5. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере образован в 1994 г. Основными его направлениями являются: реализация государственных программ по поддержке малых инновационных предприятий, реализующих научно-технические проекты; развитие инфраструктуры для инновационного предпринимательства, подготовка молодых кадров для работы в научно-технической сфере.
  • 6. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы, призванный формировать экономические условия для инновационной деятельности малых предприятий. Кроме того, фонд осуществляет взаимосвязи с организациями инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса и осуществляет консультационные экспертные услуги предпринимателям.
  • 7. Фонд содействия кредитованию малого бизнеса г. Москвы, созданный в 2006 г. для развития системы кредитования, займов и отношений лизинга субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы.
  • 8. Московский Фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности, образованный в 1994 г., способствующий подготовке и обучению руководителей и представителей малого и среднего бизнеса, формированию профессиональных навыков и конкурентных способностей к практической деятельности. Особое направление занимает подготовка начинающих предпринимателей из состава учащейся молодежи.
  • 9. Государственное учреждение "Российский центр содействия молодежному предпринимательству", занимающееся разработкой нормативных правовых актов, направленных на создание условий для сектора малого бизнеса и предоставление возможностей самозанятости молодежи; организационной, финансовой и материально-технической поддержкой молодежному предпринимательству; содействием в получении инвестиций, льготных кредитов.

Есть ряд молодежных бизнес-сообществ России, в частности Московский клуб молодых предпринимателей, оказывающий помощь членам клуба в создании новых проектов, налаживании деловых связей, формировании информационного пространства.

Сегодня сложилась некоторая инфраструктура государственной взаимосвязи с молодежным предпринимательством, позволяющая реализовать потенциальный эффект от его развития. Это – изменение в благоприятную сторону общественного мнения о нем; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа предпринимательства к финансовым ресурсам и, как говорилось выше, системное развитие инфраструктуры для оказания помощи малым производственным объединениям. Однако нет явной тенденции роста малых предприятий, а соответственно, и их вклад в развитие общества явно недостаточен. Молодежное предпринимательство в России не так активно развивается, несмотря на активную работу организационных структур. Пока еще слабо формируется законодательная база, призванная поддержать молодежное предпринимательство.

Вмешательство государства должно носить конструктивный характер и эффективно стимулировать развитие молодежного предпринимательства.

Можно выделить следующие основные меры взаимодействия государства и молодежного предпринимательства.

  • 1. Организация взаимодействия молодежного бизнеса с рынком и с государственными структурами на основе эффективного социального партнерства. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, не приводит пока к приумножению материальных и духовных ценностей и не создает в достаточной мере благоприятную почву для реализации творческих, предпринимательских способностей, свойственных российскому человеку. Встает проблема взаимодействия и координации молодежного предпринимательства и государственной власти. Лишь плодотворный союз способен обеспечить продуктивное и масштабное его функционирование.
  • 2. Открытость при формировании государственной политики по поддержке предпринимательства и распределении средств этим хозяйственным структурам. Государство должно предоставить всем возможности на рынке социально-экономических услуг и стать гарантом прозрачности предпринимательских отношений.
  • 3. Активное привлечение молодежи к участию в социальных программах и проектах различного уровня, оценка их деятельности. В связи с этим важно определить приоритетные стратегические долгосрочные направления в социальной сфере и привлекать предприимчивых молодых людей для их реализации. Потребности социальной сферы огромны – расширив границы социальной ответственности молодого предпринимательства, государство сможет разрешить многие социальные проблемы и тем самым стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране.
  • 4. Значительное расширение прав молодых предпринимателей, которые наиболее активно занимаются благотворительной и общественной деятельностью. Благородная традиция должна всегда поддерживаться государством. В нестабильной экономике это может обернуться незапланированными расходными вложениями, что нанесет предпринимателю серьезные потери. Проблема эта лежит в несовершенном законодательстве. В частности, имущественные пожертвования облагаются налогом, что, несомненно, может отразиться на расходах предприятия. Кроме того, если бы на законодательном уровне было закреплено положение о том, что благотворительные расходы относятся к затратам предприятия, то размер пожертвований возрос бы.
  • 5. Увеличение информационной, материальной поддержки малым предприятиям, реализующим нововведения и научно-технические достижения с целью повышения интенсивности, качества и эффективности производственного процесса. Проведение мониторинговых исследований по изучению проблем в сфере бизнеса и предпринимательства и создание единой системы по оказанию организационной, экономической, информационной и правовой поддержки молодым предпринимателям, внедряющим инновационные технологии.

Государственные органы власти, и прежде всего исполнительные органы на местах, должны активно поддерживать и развивать молодежное предпринимательство и всячески стимулировать планомерные инвестиции в социальную сферу. Лишь плодотворный союз способен обеспечить продуктивное и масштабное функционирование предпринимательства. Государство как основной субъект обеспечения безопасности бизнеса способен создать механизмы справедливого правового регулирования по защите интересов молодых предпринимателей. В этом направлении и должна строиться правовая база государственных структур. Законодательная база должна быть конструктивной, а социальная ответственность малого бизнеса и предпринимательства должна стать одним из важнейших административных инструментов. Длительный и непрерывный процесс взаимовыгодного взаимодействия поможет активизировать деятельность молодежного предпринимательства и решить ряд общественно значимых задач.

Молодежное предпринимательство находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Вряд ли многие сектора экономики могли бы функционировать без нескончаемого потока продукции и услуг, в котором задействованы молодые предприниматели. Кроме того, молодежное предпринимательство инициирует изобретательскую и инновационную деятельность : исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от молодежного предпринимательства, нежели от крупных предприятий и от предпринимателей, чей бизнес уже состоялся и прочно стоит «на рельсах». Творчество молодежного предпринимательства в инновационной среде способствует распространению новой продукции и услуг для потребителей.

Так около 70–80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики (малый бизнес) организуются людьми 25–30-летнего возраста. Предпринимательство является социальным институтом, где формируются такие ценные общечеловеческие качества, как ответственность, расчетливость, умение ориентироваться в обстановке, соотносить свои цели со средствами их достижения. Предприимчивые молодые люди сегодня не хотят быть в роли сторонних наблюдателей, а желают быть активными творцами своей судьбы.

Следует отметить, что молодежному предпринимательству долгое время не уделялось достаточного внимания со стороны государства и административных структур, и как итог – довольно слабое его развитие.

Огромное количество молодых предпринимателей пытается построить свой бизнес, но половина из них прекращает деятельность в течение 18 месяцев. Основной причиной высокой несостоятельности молодого предпринимателя является легкость, с какой неопытные люди могут начать новое дело. Огромное количество молодых людей хотели бы самостоятельно заниматься бизнесом, но только немногие делают это, и из тех, кто этим занялся, лишь немногие добиваются успеха. Однако возможность стать удачливым предпринимателем вполне реальна.


Проблемы молодежного предпринимательства можно разбить на несколько основных групп:

1) поиск нового дела – молодые предприниматели могут заняться собственным бизнесом одним из двух способов: приобретая существующее предприятие или создавая новое предприятие. Вечный русский вопрос «Что делать?» в молодежном предпринимательстве звучит как «Каким бизнесом мне следует заниматься?»;

2) налоги – раньше трудность заключалась в одном: налоги были непомерно высоки. Теперь эта тема значительно расширилась: чрезвычайное усложнение и непредсказуемость налоговой системы ;

3) законодательство – к самым неприятным явлениям все без исключения относят проблему законодательства. По некоторым статистическим данным, непредсказуемость, нестабильность и неясность упоминаются как проблема гораздо большим количеством экспертов и респондентов. Кроме того, многие молодые предприниматели не могут похвастаться финансовой и правовой грамотностью, что в свою очередь, как снежный ком, наслаивает проблему на проблему;

4) экономическая и политическая ситуации в целом;

5) трудности получения кредита и высокая ставка;

2) неразвитость культуры предпринимательского сектора;

3) нет налаженного механизма эффективного и взаиморазвивающего взаимодействия, сотрудничества между субъектами бизнес-образования и бизнеса, которое бы способствовало инновационному развитию;

4) низкое качество услуг бизнес-образования.

· важно создавать свои стандарты качества в бизнес-образовании, которые не будут копировать западные образцы, а будут учитывать главным образом специфику российского предпринимательства и внешней среды. Стоит ориентироваться на зарубежный опыт избирательно;

· эксперты отмечают рост интереса к системному обучению, а также повышение самостоятельной активности населения – потребителей бизнес-образования, это свидетельствует о росте самосознания общества и возрастного стремления к независимости в профессиональном развитии;

· ключевым является вклад в человеческий капитал, как основу и источник любых инноваций в обществе, науке, образовании, предпринимательстве. Одной из главных составляющих является бизнес-образование, откуда молодежь имеет возможность черпать необходимые знания и умения, более того, бизнес-школа может стать своеобразным трамплином для молодого поколения студентов, которым необходимы знания для своего личностного и профессионального роста;

России необходимы высококвалифицированные менеджеры, которые способны и готовы развивать бизнес в своей стране. Российское бизнес-образование – это очень перспективное направление, динамично развивающаяся область, где актуально внедрение инновационных решений. Для инноваций в российском деловом образовании имеются все необходимые ресурсы, как научно-методологические, так и творческие и человеческие.

В заключение хотелось бы отметить, что бизнес-образование является тем «колодцем», из которого можно черпать новые знания, практические навыки, необходимые для улучшения результатов работы, повышения производительности труда сотрудников, достижения определенных тактических и стратегических целей компании, а также развития молодежного предпринимательства. Важно также не забывать о развитии личности, что в первую очередь дает толчок инновационному развитию любой сферы. А что, если не бизнес-образование, в этом может помочь?

Молодежь является наиболее активной и энергичной частью общества. Именно она отвечает на вызовы своего времени и способна справиться с ними. Еще крепко не вставшее на ноги в нашей стране малое и среднее предпринимательство требует притока молодых сил. Вот почему бизнесу, который создают молодые предприниматели, придается особое значение в развитии российской экономики.

Государственная политика в области молодежного бизнеса

Среди значимых событий 2012 года обозреватели отмечают заседание Госсовета РФ, руководимое Президентом В.В. Путиным, и встречу премьер-министра Д.А Медведева с бизнесменами России. Оба события однозначно подтверждают смещение акцентов развития России на экономику и бизнес. Улучшение инвестиционного климата страны существенно зависит от многоуровневой поддержки предпринимательства, особенно молодежного, на которое возлагаются большие надежды.

Оба руководителя не раз подчеркивали важную роль молодежного бизнеса при решении социально- экономических задач, стоящих перед обществом. Это сокращение уровня безработицы путем создания рабочих мест, подготовка новых квалифицированных кадров, ускорение перехода страны к инновационному развитию. Инновации, как известно,- это нововведения в любой из областей производства, управления и организации труда, способные повысить эффективность действующей системы. Кому, как не молодежи, осваивать инновационные сферы!

Для создания стимулов и благоприятных условий развития молодежного предпринимательства на федеральном, а также региональном уровнях разработаны различные программы. Государственную политику по поддержке молодых предпринимателей осуществляет Росмолодежь (Федеральное агентство по делам молодежи), Министерство экономического и социального развития, а также Министерство образования.

Задачи, которые ставит государство

Поддержка государством молодых бизнесменов осуществляется путем решения задач:

  1. Вовлечения в предпринимательство молодых людей (18-30 лет);
  2. Содействия созданию и работе молодежных предприятий;
  3. Содействия при разработке, продвижении проектов, создании малых предприятий в сфере инноваций.
  4. Содействия трудоустройству учащейся молодежи на объекты малого и среднего предпринимательства.

К субъектам особого внимания государства относятся молодые начинающие бизнесмены, а также учащаяся молодежь.

Греет ли молодежь идея предпринимательства?

Во всем мире больше всего от безработицы страдают молодые люди. Выходом из зависимости от чужого дяди-владельца предприятия, конечно же, является открытие собственного дела. По данным опросов, проводимых социологами, в возрастной категории 18-30 лет хотят начать свой бизнес от 30 до 40% молодых людей.

Однако только треть из них готова реализовать это свое желание. Сказывается отсутствие знаний и денежных средств. В Москве, где больше возможностей для развития своего дела, число таких потенциальных предпринимателей достигает 21%, а в городах с численностью 250 000 -1000 000 человек — до 20%. Трудности с трудоустройством в таких городах подталкивают наиболее активных к предпринимательской деятельности.

Из числа работающей молодежи предпринимателями становятся те, кто был активен и успешно работал на своем рабочем месте. Они самостоятельны, не боятся пробовать свои силы в новом для себя деле. Важную роль играет наличие родителей-предпринимателей или родителей-руководителей производства. Опора на их опыт придает уверенности начинающим бизнесменам.

Что страшит молодых бизнесменов и кто может помочь

Главная трудность для расширения бизнеса состоит в недоступности денежных средств. Так считает более 50% опрошенных начинающих предпринимателей. Из них 20% не имеют возможности обратиться в банк для получения займа. Федеральное законодательство, к сожалению, до сих пор не выделяет в отдельную категорию молодежное предпринимательство, поэтому его поддержка государством идет на общих основаниях.

Отсутствие финансовой грамотности у молодежи также является большим тормозом, вызывает страх, получится ли. К тому же Россия пока еще не имеет комплексной системы помощи молодежному бизнесу. Вместе с тем уже существующие организации и мероприятия оказывают ему реальную поддержку.

Так, весной 2007 года была создана Ассоциация Молодых Предпринимателей России (АМПР) – первая молодежная бизнес-организация. По стране уже создано 25 ее региональных отделений. Целями АМПР являются содействие осуществлению прав молодых предпринимателей, их защите, организации контактов с исполнительной и законодательной властью, привлечение к обсуждению проблем малого и среднего бизнеса, объединение молодежных сообществ, воспитание социальной ответственности, политической активности, патриотизма молодых бизнесменов.

Региональные отделения АМПР оказывают молодым предпринимателям как финансовую, так и нефинансовую поддержку. Первая заключается в помощи для получения займов или ссуд на развитие /расширение бизнеса. Для этого молодому бизнесмену, члену Ассоциации, необходимо представить свой бизнес-план, который затем должен быть одобрен экспертным советом.

Нефинансовая поддержка – это обучение и наставничество, призванное восполнить недостаток опыта. Организовываются бесплатные семинары, школы бизнеса, по окончании которых желающим начать свое дело выделяется опытный наставник для консультаций по всем насущным вопросам. Как считает большинство начинающих бизнесменов, эта форма помощи даже важнее финансовой поддержки.

Поддержанию имиджа молодого бизнесмена, формированию его положительного образа служат ежегодно проводимые конкурсы на звание лучшего предпринимателя России. Стало традицией вручать премию «Лучший молодой предприниматель России» для популяризации предпринимательства среди молодежи. Это мероприятие является социально значимым. За звание лучшего в 2012 году боролись свыше пяти тысяч претендентов из 65 регионов. Награды получили в номинациях: реклама, инновации, строительство, здравоохранение, товары народного потребления и др.

Как работает международная поддержка

Проблема трудоустройства и использования для созидательных целей огромного творческого потенциала молодых людей актуальна также для любой другой страны мира. Поэтому некоторое время назад IBLF (Международный Фонд Лидеров Бизнеса), а также Фонд принца Уэльского разработали свою международную программу для поддержки молодежного бизнеса. Реализацией ее уже в 39 странах занимается международная сеть YBI (Youth Business International).

При ее содействии вместе с российским филиалом IBLF четыре года назад в России запущена программа «Молодой бизнес России». Задачи этой программы: вовлечение молодежи в дело социально-экономического развития регионов, помощь молодым предпринимателям в получении займов или кредитов на нужды своего бизнеса, организация международных контактов, содействие выходу российского молодежного бизнеса на международную арену.

Естественно, большое внимание уделяется обучению и консультациям по всем вопросам ведения бизнеса. Привлекательность программы «Молодой бизнес России» состоит в том, что открытие молодежного предприятия сопровождается добровольцем-наставником. Он имеет опыт предпринимательской деятельности, способен, что особенно ценно, дать полезную консультацию.

Перспективы российского молодежного предпринимательства

По мнению Р. С. Терехина, одного из руководителей «Ассоциации Молодых Предпринимателей России», наши бизнесмены имеют преимущество по сравнению с коллегами из стран с развитой экономикой. Сейчас ситуация на российском рынке из-за его нестабильности складывается вполне удачно для предпринимателей, так как имеется много незанятых ниш. Такое положение будет длиться не более 5-10 лет. Это означает, что нужно пользоваться моментом. Тем более, что «процесс пошел», имея все шансы на благоприятное развитие.

Помимо существенной помощи АМПР и других общественных организаций в консалтинговой поддержке, поиске партнеров, ведении бухгалтерии, привлечении финансовых средств, команда профессионалов АМПР готовит предложения по изменению законодательства. Есть наметки по вхождению представителей Ассоциации Молодых Предпринимателей в Госдуму для налаживания диалога между предпринимателями и властью.

Вовлечение молодых сил в предпринимательство даст толчок развитию экономики страны. Молодежь умеет привносить новые идеи и реализовывать их. Необходимо только трудолюбие, а также желание воплощать эти идеи, не жалея собственного времени.

Facebook Twitter Google+ LinkedIn