Поддержание необходимого уровня ph в аквариуме. Практики и процедуры работы персонала в чистых помещениях и связанных с ними контролируемых средах Анализ проблемной ситуации и выбор уровня решаемой задачи

Управление качеством продукции – это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества. Деятельность предприятия в области качества направлена на:

Улучшение экономического положения предприятия;

Расширение и завоевание новых рынков сбыта;

Достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

Ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

Освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

Улучшение важнейших показателей качества продукции;

Снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

Увеличение сроков реализации (гарантии) продукции;

Развитие сервиса.

Под управлением качеством продукции и услуг понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное её использование.

Управление качеством представляет собой процесс, осуществляемый поэтапно:

Разработка плана повышения качества и мероприятий по созданию продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;

Оценка соответствия свойств изготавливаемой продукции предусмотренным в плане требованиям;

Принятие необходимых мер воздействия на процесс, если не удалось обеспечить соответствие;

Изучение условий эксплуатации с целью определения направления дальнейшего повышения качества.

Выделяют четыре уровня качества :

- соответствие стандартам (техническим условиям, договорам);

- соответствие использованию (стандартам и эксплуатационным требованиям);

- соответствие фактическим требованиям рынка (выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара);

- соответствие скрытым потребностям покупателей .

Итак, управление качеством это прежде всего: ориентация на потребителя; системный подход; охват всех фаз жизненного цикла продукции.

Жизненный цикл продукции (ЖЦП) представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при её создании и использовании. Стадия (этап) ЖЦП – это условно выделяемая его часть, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами.

Качество продукции рассматривают на протяжении всего «жизненного цикла»: от проектирования, изготовления и до её реализации. Жизненный цикл продукции - последовательность этапов существования продуктов.

Жизненные стадии продуктов:

На этапе маркетинговых исследований изучаются рынки сбыта и требования потребителей к продукции предприятия, возможности поставщиков материальных ресурсов в отношении качества и дисциплины поставок.


На этапе проектирования и разработки продукции выявленные по результатам маркетинга потребительские требования трансформируются в технические требования, итогом проектирования являются техническая документация (конструкторская, технологическая) и опытный образец.

В процессе закупок организация оценивает и выбирает поставщиков на основе их способности поставлять сырьё, материалы, продукцию в соответствии с требованиями организации.

В процессе производства осуществляется подготовка и обеспечение технологического процесса изготовления; отработка и проверка процесса, овладение практическими навыками изготовления продукции.

Проверка продукции включает в себя контроль, измерения и испытания (при необходимости), осуществляемые на всех этапах ЖЦП. Заключительным этапом проверки является приемочный контроль, по результатам которого должно быть подтверждено соответствие готовой продукции установленным требованиям.

Упаковывание и хранение должны способствовать сохранению качества в сферах производства и обращения транспортировании, реализации и хранении.

Распределение и реализация заключаются в закупке товаров оптовыми организациями с целью осуществления продажи магазинам и отпуск розничными организациями товаров покупателям.

На этапе эксплуатации (использования и потребления) к управлению подключается потребитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать (эксплуатировать) продукцию, будет, в частности, зависеть срок службы изделия (продукции).

На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду.

Этапом утилизации не заканчивается деятельность организации. К этому сроку организация начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества – от этапа маркетинга до этапа утилизации.

Кроме осуществления управления на всех этапах жизненного цикла продукции, управление качеством выпускаемой продукции имеет следующие особенности:

- продолжительность всего цикла от начала формирования качества до его реализации может достигать несколько лет, т.е., процесс управления качеством может быть растянут во времени;

- уровень отдельных показателей качества при переходе от одного этапа жизненного цикла к другому имеет тенденцию к снижению – это объективное обстоятельство должно учитываться при формировании целей и критериев управления качеством на каждом этапе ЖЦ;

- под воздействием различных факторов уровень качества снижается , в том числе происходит его физическое и моральное старение;

- необходимы дополнительные усилия и затраты на поддержание уровня качества изделий в сфере эксплуатации.

В тексте документа представлены ссылки на справочные материалы, содержащие подробное описание теорий, практик и результатов исследований, связанных с контролем загрязнений. Из этих материалов читатель, при необходимости, сможет получить более подробную информацию. Эти материалы представлены в разделе Литература.

Словарь терминов и определений

Специальная обувь для здания - пара обуви, используемая персоналом в определенных зонах помещения для переодевания и чистого помещения либо во вспомогательных зонах для предупреждения попадания в эти зоны загрязняющих веществ, находящихся на уличной обуви.

Специальная одежда для здания - костюм, изготовленный из 100%-го полиэфира или других синтетических тканей. По форме напоминает состоящий из двух частей спортивный костюм, верхняя часть которого снимается через голову или застегивается на молнию. Костюм носится поверх собственного нижнего белья под одеждой для чистых помещений.

Помещение для переодевания - смежное с чистым помещение, предназначенное для контроля прохода персонала, а также для одевания, снятия и хранения предметов одежды либо иных принадлежностей.

Класс (содержание частиц в воздухе) - Класс чистоты помещения в соответствии со стандартом ISO 14644-1.

Чистое помещение - помещение, требующее контроля содержания частиц в воздухе и включающее одну или несколько чистых зон.

Одежда второго слоя (comfort suit) - см. «специальная одежда для здания».

Загрязняющее вещество - любое вещество, присутствие которого на поверхности или внутри материала, а также на любой поверхности в чистом помещении нежелательно.

Загрязнение - результат попадания загрязняющего вещества в материал или на любую поверхность внутри чистого помещения.

Контролируемая среда - среда, в которой контролируется соответствие допустимым пределам таких параметров как температура, давление, влажность и уровень загрязнения.

Раздевание - процесс снятия одежды для чистых помещений. Процесс строго контролируется для защиты одежды от загрязнения и повреждения.

Надевание - процедура надевания комплекта одежды для чистых помещений. Одежда надевается в определенном порядке строго определенным способом для предупреждения ее загрязнения и ухудшения защитных свойств.

Перчатки для надевания - дополнительная пара перчаток, используемая при надевании одежды для чистых помещений с целью ее защиты от прямого контакта с руками и предупреждения загрязнения жиром или частицами на коже. Перчатки могут надеваться поверх технологических перчаток при одевании или использоваться только во время переодевания, а затем меняться на технологические перчатки.

Электростатический разряд (ESD) - передача электростатического заряда между двумя объектами, имеющими разный электростатический потенциал.

Одежда для чистых помещений - специально разработанные предметы одежды, позволяющие снизить или предупредить распространение загрязняющих веществ персоналом. Может быть представлена комбинезоном, обувью, бахилами, перчатками, головными уборами и т.д..

Комплект одежды - Полный набор предметов одежды и расходных материалов, используемых для защиты персонала от внешнего воздействия либо защиты окружающей среды от загрязняющих веществ, выделяемых человеком. Набор может включать маску для лица (бороды), шапочку (сетку) для волос, шлем, другие предметы одежды (комбинезоны, рубашки, штаны или халаты), обувь для чистых помещений, защитную обувь, бахилы, бахилы-сапоги, перчатки для переодевания и технологические перчатки.

Фильтр НЕРА (высокоэффективный воздушный фильтр) - фильтр сухого типа с увеличенной площадью поверхности, помещенный в твердый каркас. Минимальная эффективность такого фильтра при проведении испытания с фиксированной скоростью воздушного потока в соответствии со стандартом MIL-STD-282 должна составлять 99,97% для частиц диоктилфталата с массовым срединным диаметром 0,3 µм.

Содержание чистых помещений - обслуживание или очистка помещений, проводимые для поддержания необходимого уровня чистоты.

Микрометр (µм) - единица измерения длины равная одной миллионной части метра (приблизительно 0,00003937 дюйма).

Счетчик частиц в воздухе - Прибор для непрерывного подсчета содержащихся в воздухе частиц, размер которых превышает допустимый предел. Прибор может быть оптическим, электрическим, аэродинамическим и т.д.

Предварительное переодевание - Необходимая процедура, проводимая после входа в здание и перед входом в помещение для переодевания.

Обработка одежды - Процесс, проводимый с целью соблюдения требований к чистоте и пригодности одежды и принадлежностей для применения в контролируемой среде.

Механическая машина для чистки обуви - Электрическое устройство, состоящее из вращающихся или подвижных щеток и вакуумной системы сбора грязи. Обувь помещается внутрь устройства и медленно перемещается вперед и назад. В это время щетки удаляют с ее поверхности пыль и грязь, которые собираются вакуумной системой.

Бахилы - Одноразовые чехлы, одеваемые на уличную обувь в определенных зонах помещения для переодевания и чистого помещения, либо во вспомогательных зонах для снижения переноса загрязняющих веществ на уличной обуви.

Липкий коврик - Одноразовый или очищаемый коврик с липкой поверхностью, при наступании на которую с подошвы обуви удаляются частицы.

Фильтр ULPA - Одноразовый фильтр сухого типа с увеличенной площадью поверхности, помещенный в твердый каркас. Минимальная эффективность такого фильтра при проведении испытания методами, описанными в IEST-RP-CC007, должна составлять 99,999% (т.е. фильтр должен пропускать не более 0,001% частиц).

Зона очистки материалов - Зона в помещении для переодевания, предназначенная для очистки материалов, используемых в чистом помещении.


Рекомендуемая практика может стать основой для разработки выполняемых персоналом процедур и программ подготовки персонала к работе в чистых помещениях и средах с контролем загрязнений. В представленном материале отсутствует специальная информация о выполнении операций, требующих контроля микробиологических загрязнений.
Для контроля загрязнений в каждом отдельном случае используются индивидуальные проектные решения, оборудование, протоколы и процедуры, многие из которых описаны ниже. Тем не менее, выбор наиболее подходящих и соответствующих требованиям вариантов контроля загрязнений зависит исключительно от потребителя.

Большинство операций, проводимых в чистых помещениях, требуют присутствия персонала. Даже полностью автоматизированная система нуждается в контроле и обслуживании оператором. Люди и их одежда являются источниками большого количества загрязнений, что обуславливает необходимость применения эффективной системы контроля загрязнений, позволяющей снизить риски для продукта, технологического выхода и среды чистого помещения. Кроме того, поскольку активность персонала может способствовать переносу загрязнений с одного места на другое в пределах чистого помещения, для обеспечения надлежащего уровня контроля необходимо разработать систему рабочих протоколов и тщательно следить за их выполнением. Основные требования, касающиеся данных аспектов, представлены в стандарте ISO 14644-5. Выполнение этих требований является необходимым минимумом для создания программы контроля чистых помещений.

Для выбора сотрудников, которые не допустят чрезмерного загрязнения продукта, а также будут выполнять все процедуры переодевания и рабочие практики, принятые для контролируемой среды, необходимо обращать внимание и соблюдать рекомендации по определению квалификации персонала для работы в чистых помещениях, физических и интеллектуальных характеристик, а также профессиональных навыков персонала.

Подбор персонала
Ответственность за подбор персонала

Ответственность за подбор персонала должна быть возложена ответственность на отдел, имеющий всю необходимую информацию о физических и интеллектуальных характеристиках сотрудников, а также их профессиональных навыков, без которых невозможно выполнение обязанностей, определенных руководителем чистого помещения, например, отдел кадров или отдел управления персонала.

По возможности, для кандидатов на работу в чистом помещении в ходе собеседования следует провести экскурсию по помещению, во время которой можно определить готовность кандидата выполнять установленные требования, его квалификацию для работы в помещении, а также способность понимать инструкции. Кроме того, в случае отсутствия у кандидата опыта работы в помещениях такого типа, экскурсия поможет кандидату решить, готов ли он к неудобствам, связанным с использованием специальной одежды для здания, а также проверить наличие одежды подходящего размера до того, как кандидат приступит к работе.

Специальные требований к физическим и медицинским характеристикам потенциального персонала чистого помещения

1. Курящий персонал . Курение запрещено в чистых помещениях, помещении для переодевания или любых иных зонах, где оно может иметь нежелательное воздействие на качество продукта или на здоровье других сотрудников из-за пассивного курения. Для работы в чистых помещениях определенных классов чистоты компании имеют право нанимать исключительно некурящих сотрудников. Если же курение на территории производственного предприятия разрешено, то курящего сотрудника следует предупредить о том, что перерывы на курение могут быть сокращены, поскольку процесс переодевания занимает некоторое время и в совокупности с продолжительностью перерыва это может отрицательно сказаться на качестве продукции.

2. Габариты работников . Хотя, как правило, физические габариты сотрудников не могут быть препятствием для приема на работу в чистом помещении, в некоторых случаях этот аспект приходится учитывать. Во-первых, может потребоваться специальная одежда нестандартного размера, во-вторых, может возникнуть необходимость модифицировать место для сидения или скамью, а в-третьих, от габаритов зависит общая площадь тела сотрудника, что может учитываться при распределении сотрудников по рабочим зонам.

3. Волосяной покров на лице . В случае наличия волосяной покров на лице сотрудника должен закрываться предметами одежды для чистых помещений, такими как лицевая маска, капюшон или маска для бороды.

4. Чувствительность к высокой температуре . Температура и уровень влажности в чистом помещении, как правило, поддерживаются в заданных пределах, однако, в некоторых случаях температура в отдельных зонах помещения может выходить за эти пределы. Важно, чтобы у персонала, работающего в таких зонах, не было обильного потоотделения, которое способствует высвобождению избыточного количества частиц и влаги, загрязняющих продукт и среду.

5. Состояние кожного покрова, аллергия, респираторные нарушения . Сотрудники с описанными ниже заболеваниями кожи или нарушениями функционирования верхних дыхательных путей не должны работать в чистых помещениях:
a. Аллергия на синтетические ткани, растворители или иные химические вещества, используемые в чистых помещениях.
b. Обильные выделения из носа.
c. Заболевания кожного покрова, сопровождающиеся повышенным отшелушиванием частиц с кожи головы, рук или тела.
d. Повышение кислотности кожи рук во влажной среде.
e. Серьезные нервные расстройства, вызывающие зуд, почесывание или трение кожи.
f. Эмфизема.
g. Солнечный ожог (в этом случае сотрудник может быть временно отстранен от работы в чистом помещении).
6. Клаустрофобия. Сотрудник, страдающий или страдавший в прошлом клаустрофобией, не должен допускаться к работе в чистых помещениях.

Профессиональные навыки

1. Личные качества . Помимо профессиональных навыков и способностей, необходимых для выполнения своих обязанностей, сотрудники должны понимать цели и практические методы контроля загрязнений в чистых помещениях. От них требуется максимальное сотрудничество и самодисциплина, поскольку большая часть находящихся в воздухе загрязнений выделяется самими сотрудниками либо в результате их деятельности.

2. Языковые навыки . Все сотрудники, выполняющие операции в чистом помещении, должны пройти надлежащую подготовку, а также быть информированы о задачах и практике контроля загрязнений. В связи с этим очень важно, чтобы они могли правильно понимать полученную во время подготовки информацию и инструкции, изложенные на языке, используемом контролирующим персоналом, не только в начале своей профессиональной деятельности, но и в дальнейшем. Любое непонимание между контролирующим персоналом и оператором может отрицательно сказаться на результатах контроля.
Факторы, описанные выше, со временем могут подвергаться временным или постоянным изменениям. В связи с этим рекомендуется организовать непрерывный мониторинг операторов контролирующим персоналом.

Обучение соблюдению требований

Выполнение процедуры входа в чистое помещение требует наличия определенных навыков и знаний о специальных практиках и поведении, необходимых для осуществления операций в чистом помещении. Подготовка к работе в чистых помещениях имеет большое значение независимо от частоты входа в него или от его классификации, а также проводится для всех без исключения сотрудников, входящих в чистое помещение. При проведении обучения (тренинга) следует соблюдать требования стандарта ISO14644-5.

Ответственность

В каждой организации должны быть назначены ответственные за проведение подготовки сотрудников. Подготовка может проводиться линейным руководством, отделом подготовки персонала, службой качества или сторонними инструкторами. Ответственные за подготовку лица должны хорошо знать специальные требования к подготовке персонала для работы в чистом помещении, а также иметь навыки, необходимые для обучения других.

Программы подготовка сотрудников

Программа подготовки, как правило, состоит из нескольких модулей, посвященных отдельным аспектам работы в чистом помещении, и должна включать базовую подготовку для персонала, не имеющего опыта подобной работы, более продвинутый курс обучения, проводимый при внедрении новой продукции, а также переподготовку или специальную подготовку для решения отдельных проблем.

Модули или курсы подготовки должны охватывать все аспекты операций, проводимых в чистых помещениях, в том числе:

a) понимание природы загрязнений и их контроля;
b) необходимое поведение и дисциплину;
c) гигиену персонала;
  • процедуры переодевания;
  • стандарты и методы очистки;
d) меры безопасности;
e) специальные процедуры контроля загрязнений для определенных видов работ;
f) методику вытирания (см. Рекомендуемую практику IEST-RP-CC026).

Для каждого модуля программы подготовки должны быть установлены специальные задачи, поддающиеся анализу выполнения.

Содержание каждого модуля программы определяется в ходе исследования, что нужно обучаемому сотруднику, проводимого посредством консультации с руководством и опроса непосредственных руководителей. Каждый из модулей должен предусматривать проведение контроля для подтверждения четкого изложения материала, разработанного для проведения обучения и его усвоения персоналом.

В программе должны быть определены время проведения обучения, ответственные за обучение лица или инструкторы, методы обучения, а также критерии проведения испытаний и оценки знаний для каждого модуля.

Методы обучения

Программа подготовки должна включать определение методов обучения, таких как:

a) стандартные лекции;
b) удаленное обучение с помощью видео- или аудиоматериалов;
c) инструктаж на рабочем месте;
d) проведение курсов специально приглашенными инструкторами;
e) посещение курсов, проводимых другими организациями;
f) обсуждение в группах;
g) семинары;
h) ролевые игры.

Для выполнения программы должны быть предусмотрены помещение и материалы, необходимые для подготовки, а также, в случае необходимости, организация перерывов на кофе или на обед.

Участвующие в подготовке лица должны четко понимать свои роли (лектор, наставник, консультант или инструктор), а также знать весь необходимый теоретический и практический материал перед тем, как приступить к обучению.

Обычно человек запоминает:

10% информации, представленной в форме устной речи;
50% зрительной информации;
80% информации при участии в групповом обсуждении.

Изменение скорости изложения информации, а также использование дополнительных визуальных средств позволяют повысить эффективность обучения. Помимо образцов продукции и демонстрации оборудования на рабочем месте могут использоваться такие вспомогательные средства обучения как лекционный блокнот (англ. flip charts), настенная доска, CD-ROM, электронный проектор и ролевые игры.

Оценка знаний

После окончания подготовки должна быть проведена оценка знаний, полученных обучающимися. Такая оценка может включать устный или письменный экзамен либо выполнение каких-либо операций. Ход и результаты каждой оценки должны быть документально зафиксированы вместе с кратким описанием предыдущего опыта работы экзаменуемого.

Документы по обучению

Записи по подготовке сотрудников должны регулярно обновляться, и могут быть использованы в качестве одного из средств контроля входа в чистое помещение или для последующего мониторинга сотрудников. Примеры матрицы и индивидуальной карточки подготовки представлены в .

Гигиена и здоровье

Необходимо иметь и соблюдать нормы гигиены и здоровья для персонала чистых помещений. Соблюдение этих рекомендаций будет способствовать снижению вероятности загрязнения среды чистого помещения частицами/волокнами, выделяемыми человеком. Проведение оценки рисков для каждого помещения различных классов чистоты позволит спланировать контроль загрязнений в каждой отдельной ситуации, а также имеет большое значение для обеспечения качества продукции, ее выхода и эффективности процессов в условиях чистых помещений.


Личная гигиена

Персонал чистых помещений должен ежедневно принимать ванну или душ для предупреждения скопления на коже жиров, солей, грязи и бактерий, которые могут загрязнять среду помещения.

Волосы также задерживают и являются источником множества частиц, их следует мыть ежедневно; они должны быть обрезаны до контролируемой длины, аккуратно собраны и закреплены. Одежда для чистых помещений должна полностью закрывать волосы.
Ногти на руках персонала должны быть короткими, чтобы ими нельзя было порвать перчатки для чистых помещений.

Персонал чистых помещений не должен пользоваться косметикой, парфюмерией, лаком для волос или лаком для ногтей, поскольку эти средства содержат загрязняющие вещества.


Заболевания

Заболевания, сопровождающиеся периодическим кашлем, чиханием или выделениями из носа, могут помешать работнику выполнять свои обязанности, а также привести к загрязнению среды. При появлении подобных симптомов сотрудник не должен быть допущен к работе в чистом помещении до их полного исчезновения.

Работа в закрытом помещении может вызвать обморок или приступ клаустрофобии. Подобные состояния создают некомфортные условия работы для сотрудников, а также угрожают их безопасности. Отсутствие таких состояний должно быть одним из условий приема сотрудников на работу, для того чтобы юридически защитить работодателя в случае, если сотрудник скрыл наличие или не знал о существовании таких состояний на момент приема на работу.

Заболевания кожи, сопровождающиеся ее шелушением, могут привести к загрязнению среды чистого помещения. Отсутствие таких заболеваний должно быть одним из условий приема сотрудников на работу, для того чтобы юридически защитить работодателя в случае, если сотрудник скрыл наличие или не знал о существовании таких заболеваний на момент приема на работу.

При наличии кожной аллергии на определенные предметы одежды или материалы (например, латексные перчатки) сотрудники должны быть обеспечены предметами, изготовленными из других материалов.

Сотрудники чистых помещений должны уведомлять руководство о появлении у них кашля или чихания в связи с простудой либо сезонной аллергией. В подобных случаях необходимо определить, достаточно ли использования лицевой маски для минимизации риска, которому подвергаются препараты или процессы в чистом помещении, либо необходимо временно перевести сотрудника на другое место работы за пределами помещения.

Сотрудник чистого помещения должен воздерживаться от курения в течение 30 минут до входа в чистое помещение для того, чтобы частицы табачного дыма были полностью удалены из легких и ротовой полости. Помимо этого, курящие сотрудники должны перед входом в помещение несколько раз ополоснуть рот водой и сделать несколько глотков воды.

Одевание

Правильное выполнение процедуры одевания позволяют избежать загрязнения одежды во время одевания и превращения ее из барьера, задерживающего частицы, в источник загрязнения. Описанные процедуры включают мероприятия, проводимые в трех различных местах: дома, на работе (вне чистого помещения) и в помещении для переодевания с контролируемой средой.


Подготовка дома

Необходимо выбрать одежду, закрывающую как можно большую площадь поверхности кожи. Уличная одежда по возможности не должна быть изготовлена из натуральных тканей, выделяющих волокна. Под одеждой для чистых помещений рекомендуется носить одежду из синтетических материалов, таких как полиэфир, нейлон или акрил.

Порядок подготовки на рабочем месте:

  1. Вся верхняя одежда (пальто, шапки, перчатки, галоши и т.д.) и личные вещи (сумки, зонты, пакеты с едой и т.д.) должны храниться в специальных шкафчиках, расположенных как можно ближе к помещению для переодевания.
  2. Снять все не разрешенные протоколом украшения.
  3. Сообщить контролирующему персоналу о любых респираторных проблемах, солнечных ожогах или проблемах с кожей перед входом в помещение для переодевания.
  4. Удалить с лица всю косметику.
  5. Закрыть все волосы шапочкой для волос, а также, в случае необходимости, закрыть волосы на лице (бороду, усы, баки) маской.
  6. Надеть на уличную обувь бахилы (если предусмотрены).
  7. Проследовать к шкафчикам с обувью для чистых помещений (если они предусмотрены).
  8. Если используется специальная обувь для чистых помещений, следует поочередно с каждой ноги снять уличную обувь и надеть обувь для чистых помещений (при этом нельзя ставить необутую ногу на пол). Уличную обувь необходимо оставить в шкафчике.
  9. Проследовать в помещение для переодевания для мужчин или для женщин, надеть специальный костюм для здания (если предусмотрен) на нижнее белье.
  10. Вымыть и высушить руки перед каждым входом в чистое помещение. Это снижает количество загрязняющих веществ на руках и может предупредить раздражение кожи.
  11. Нанести на руки лосьон (только если он предоставлен компанией, использование собственного лосьона недопустимо).
  12. Надеть и зафиксировать одноразовую лицевую маску за ушами, если предусмотрено ее использование. Перед тем, как надеть гофрированную маску необходимо расправить все ее складки. После надевания маски следует прижать ткань маски к переносице, для того чтобы она плотнее прилегала к лицу.
  13. Надеть перчатки для чистых помещений. Затем надеть вторую пару специальных перчаток для переодевания (если предусмотрено). В качестве альтернативного варианта могут использоваться недорогие полиэтиленовые перчатки, выбрасываемые после окончания переодевания и заменяемые на технологические перчатки.
  14. Выбрать необходимый размер одежды.
  15. Проследовать в помещение для переодевания.
Методика одевания

1. Прикрепить съемную лицевую маску (если предусмотрено) к капюшону таким образом, чтобы между маской и капюшоном не было зазоров.
2. Надеть шлем так, чтобы идентификационный ярлык оказался снаружи. С помощью застежек или завязок отрегулировать капюшон таким образом, чтобы он плотно прилегал и при этом не доставлял неудобств.
3. Достать комбинезон из упаковки и проверить на отсутствие повреждений. Расстегнуть молнию. Взять правой рукой конец правого рукава и правой штанины, а также середину туловищной части комбинезона на расстоянии приблизительно 15 см от края молнии. Таким же образом взять левой рукой левую часть комбинезона. Вставить по очереди обе ноги в штанины так, чтобы комбинезон при этом не касался пола. Поднять шлем и вставить руки в рукава.
4. Заправить шлем в комбинезон и убедиться в том, что нижняя часть (нагрудник) шлема равномерно распределена по плечам, груди и спине.
5. Застегнуть все молнии, воротник комбинезона, а также, если имеются, застежки на лодыжках.
6. Отвернуть верхнюю часть перчаток для переодевания. Застегнуть, в случае наличия, застежки на манжетах. В зависимости от установленной процедуры технологические перчатки заправляются под или натягиваются на манжеты.
7. Сесть на скамью (если она предусмотрена), обуть правую ногу, перенести ее через скамью в чистую зону, не касаясь при этом поверхности скамьи.
8. Обуть вторую ногу и так же перенести ее в чистую зону, не касаясь поверхности скамьи.
9. С помощью зеркала в полный рост, установленного в помещении для переодевания, убедиться в том, что одежда надета правильно и не имеет дефектов. Снять и выбросить перчатки для переодевания (если используются). Удостовериться в том, что технологические перчатки по-прежнему заправлены под или натянуты на манжеты. Войти в чистое помещение.
10. Выбросить все упаковочные материалы в специальные контейнеры.

Вход в чистое помещение

Процедура входа в чистое помещение может отличаться в зависимости от конструкции помещения и помещения для переодевания. Зона входа в чистое помещение, как правило, оснащена липкими ковриками, к которым прилипают оставшиеся на подошве загрязняющие вещества. Коврики могут быть размещены в любом месте, где требуется контролировать перенос загрязнений на подошве обуви. Схема рекомендуемого размещения ковриков в чистом помещении представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Стандартный план помещения для переодевания

Вход в чистое помещение из помещения для переодевания может быть оснащен:

  • воздушным душем,
  • двойной дверью с взаимной блокировкой или одинарной дверью.
В случае применения воздушный душ должен соответствовать следующим параметрам:

A. Описание . Воздушный душ представляет собой туннель или проход, ведущий в чистое помещение. Проходя через него, человек обдувается сильными струями воздуха, очищенного с помощью фильтров НЕРА и ULPA. Дополнительно воздушный душ оснащается системой ионизации воздуха.
b. Задача . Воздушный душ выполняет функцию воздушного барьера для чистого помещения и используется для удаления крупных частиц с одежды персонала. Однако эффективность подобной системы неоднозначна, и во многих случаях воздушный душ устанавливается для улучшения дисциплины сотрудников. Время и усилия, необходимые для прохода через такую систему, позволяют персоналу сосредоточиться и психологически подготовиться ко входу в чистое помещение.
c. Расположение . Воздушный душ устанавливается непосредственно перед входом в защищенные зоны (т.е. перед входом в чистые помещения или между помещениями разного класса чистоты). Установка воздушного душа на входе в зоны переодевания малоэффективна.
d. Эксплуатация . Технология воздушного душа основана на предположении, что сильные потоки воздуха обладают достаточной скоростью для сдувания с одежды крупных и слабо связанных с поверхностью частиц. Система ионизации воздуха применяется для нейтрализации статического заряда, притягивающего частицы к поверхности и препятствующего их сдуванию. В то же время, для удаления мелких частиц нужна более значительная сила, которая достигается использованием турбулентных потоков воздуха Однако, после отключения турбулентного потока частицы могут повторно оседать на поверхностях. Таким образом, воздушный душ недостаточно хорошо справляется с удалением частиц небольшого размера. Для эффективной работы система нуждается в регулярном техническом обслуживании и мониторинге.
e. Конструкция . Существует множество разнообразных конструкций воздушного душа, каждая из которых имеет свои преимущества в зависимости от способа применения. Для наиболее эффективной работы такой душ должен иметь потолок, полностью покрытый HEPA или, предпочтительно, ULPA-фильтрами, через который с высокой скоростью (0,45-0,6 м/сек) подается однонаправленный нисходящий поток воздуха; перфорированный или решетчатый пол; а также не менее пяти установленных в стенах регулируемых сопел для подачи высокоскоростных струй воздуха.

  1. Воздушный туннель. Проход, выполняющий функции воздушного барьера и способствующий психологической подготовке ко входу в чистое помещение.
  2. Воздушный шлюз. Воздушные сопла включаются на определенное время (как правило, 10-15 секунд), в течение которого сотрудник поворачивается на 360° не менее трех раз с поднятыми вверх руками. Система должна быть запрограммирована на отключение сопел не менее чем за 8 секунд до открытия выхода из шлюза. При этом вертикальный однонаправленный поток воздуха не отключается, т.к. он сдувает вниз находящиеся в воздухе частицы.
  3. Воздушный шлюз с непрямым проходом. Сотрудник должен пройти по изогнутому коридору, для того чтобы одежда была обработана со всех сторон.
f. Очистка . Очистка стен, потолка, вентиляционных жалюзей и пола должна проводиться ежедневно или регулярно через определенные промежутки времени.
  • 08.04.2019 Более 230 производителей и поставщиков представят оборудование на самой крупной в России выставки лабораторного оборудования и химических реактивов «Аналитика Экспо 2019»

    Место проведения : МВЦ «Крокус Экспо», Павильон 1


    Широкий спектр продукции и решений для комплексного обеспечения лабораторий продемонстрируют отечественные и зарубежные производители и поставщики.
    Более 30 компаний примут участие в выставке впервые.
    Тематика выставки охватывает различные аспекты комплексного обеспечения лабораторий и лабораторного анализа в различных отраслях промышленности, научных исследованиях и медицине:

    • лабораторное оборудование и приборы
    • лабораторная посуда, пластик, расходные материалы
    • химические реактивы
    • лабораторная мебель
    • средства автоматизации лабораторных исследований

    Посетив «Аналитику Экспо», Вы сможете:

    • ознакомиться с новейшими разработками от ведущих производителей аналитического оборудования
    • узнать о передовых методах и подходах, использующихся в лабораториях других компаний
    • укомплектовать лабораторию «под ключ» с учетом ваших потребностей и особенностей поставленных задач
    • узнать больше о возможностях и особенностях разных методов лабораторных исследований: хроматографии, масс-спектрометрии, хемилюминометрии и других

    Среди участников: Брукер, Диаэм, Катроса, Лабтех, Меттлер Толедо, Миллаб, Сарториус, Токио- Боеки, Хроматек, Хромос, Шелтек, Шимадзу, Экросхим, Энерголаб, Elmi, Hanna Instruments, IKA, LOIP, Nuve, Voessen и многие другие.
    Список участников >>

    Мероприятия деловой программы выставки «Аналитика Экспо» – это платформа для
    открытого диалога, обмена опытом и повышения компетенций в области аналитических
    исследований.
    В фокусе самые актуальные вопросы работы аналитической лаборатории,
    процессы аккредитации и автоматизации, самые востребованные методы химических
    исследований, использующихся в разных областях науки и в лабораториях предприятий разных
    отраслей деятельности: в фармацевтике и медицине, на пищевых производствах, предприятиях
    нефтехимии и других.
    Ведущие российские ученые и практики, лидеры мнений, признанные эксперты в своих
    отраслях выступят на мероприятиях научно-деловой программы. Имена докладчиков уже
    доступны в расписании на сайте .
    Посещение всех мероприятий бесплатно по билету на выставку.
    Получите бесплатный электронный билет на сайте выставки

  • 28.02.2019 конкурс вопросов

    Получите книгу в подарок за лучший вопрос о хроматографии

    Выставка «Аналитика Экспо» и ГК «Виалек» объявляют конкурс на лучший вопрос Илье Михайловичу Кейтлину – эксперту в области фарманализа, автору статей и обучающих курсов по вопросам валидации и трансфера аналитических методик.

    Весной 2019 года в издательстве «Виалек» выходит книга «Проблемы ВЭЖХ, валидации и трансфера аналитических методик в вопросах и ответах» .
    Работа основана на общении со слушателями семинаров по высокоэффективной жидкостной хроматографии, валидации аналитических методик, аналитическому трансферу и на возникших в процессе профессиональной деятельности вопросах и проблемах.
    Предложенная в книге информация может быть полезной специалистам аналитических лабораторий фармацевтических, химических и других предприятий, где применяется ВЭЖХ, разрабатываются, валидируются (верифицируются) и передаются аналитические методики.
    У посетителей выставки «Аналитика Экспо» есть уникальная возможность стать обладателем книги с автографом автора.

    Пришлите в дирекцию выставки вопрос эксперту или опишите проблему, с которой Вы столкнулись в процессе валидации аналитических методик, аналитического трансфера, исследований методом высокоэффективной жидкостной хроматографии. Автору самого интересного вопроса Илья Михайлович вручит книгу со своим автографом в рамках презентации, которая пройдет в рамках выставки «Аналитика Экспо» 25 апреля с 12.30 до 13.30 на площадке Analitika Show.

    Ждем Ваших вопросов до 10 апреля 2019 года по электронной почте: [email protected] .
    Руководитель научно-деловой программы выставки Елизавета Каленчук.

    Для посещения выставки «Аналитика Экспо» и презентации книги получите


Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И ВЫБОР УРОВНЯ РЕШАЕМОЙ ЗАДАЧИ

При анализе проблемной ситуации выбор уровня решаемой задачи закладывается формулированием потребности к системе, определением ее ОФ, выбором ПД системы и элементов, создающих системный эффект и обеспечивающих выполнение основной функции.

При анализе проблемной ситуации и поиске ее решения с помощью алгоритма АРИЗ-85В основная цель первой части определяется как. При этом ориентация идет на решение минимальной задачи, когда "все остается без изменений или упрощается" , где под "все" понимаются только основная функция системы и ее состав - набор элементов, создающих системный эффект и позволяющий реализовать заложенный принцип действия.

Однако решение практически всех задач, сформулированных как минимальные, приводит, за исключением редчайших случаев, к изменению состава системы, в том числе и рабочего органа, что в свою очередь достаточно часто приводит к изменению принципа действия системы, то есть к решению максимальных задач разного уровня. При этом остается открытым вопрос, на каком этапе решения и каким образом происходит этот.

Предполагается, что выбор решения закладывается уже на первом шаге АРИЗ-85В - при анализе исходной ситуации, но существующие правила анализа произвести четкий выбор не даютвозможности. В алгоритме АВИЗ-2000\п\ под анализ исходной ситуации отводятся три части, однако и они не позволяют выбрать уровень решаемой проблемы, что отчетливо видно на приведенных примерах. Так, при решении задачи №3 в качестве главной функции указано, хотя поплавок с контактами необходим только для включения и выключения насоса; не указаны состав системы и принцип ее действия; перелив краски из ванны почему-то рассматривается как элемент выполнения главной функции . Различны по уровню и предложенные решения: от внешне простейшего через целый ряд вариантов, в которых поплавка вообще нет, до изменения способа подвески детали c использованием закона Архимеда.

Опыт решения целого ряда задач позволяет предположить, что тот уровень изменений, который необходимо будет внести в систему, определяется уже на первом этапе анализа ситуации при формулировании основной функции системы, ее принципа действия и, соответственно, состава элементов.

Покажем это на примере анализа уже упомянутой задачи. Кратко суть проблемы сводится к следующему: над ванной с краской конвейер, к которому подвешена деталь, опускается и окунает деталь в краску. Для компенсации расхода краски поставили подкачивающий насос. Управление насосом производится поплавком, который через рычаг воздействует на контакты. Однако на поплавок налипает краска, он становится тяжелее и тонет, не выключая насос при максимальном уровне краски. Как быть?

Решение любой задачи на модернизацию системы начинается (шаг 1 АРПС - алгоритм решения проблемных ситуаций) с анализа ситуации: формулирования основной функции (ОФ) системы, ее принципа действия (ПД) и определения основных элементов . Здесь могут быть различные варианты:

а) Чтобы уровень краски в ванне поддерживался в пределах, нужно, чтобы поплавок тоже качался в этих же пределах в точном соответствии с уровнем краски. Если это условие будет выполняться, то система будет функционировать нормально и обеспечивать поддержание необходимого уровня своевременным включением и выключением насоса. Тогда шаг 1 можно сформулировать так:

1а. Техническая система для ОПРЕДЕЛЕНИЯ максимального и минимального уровней краски в ванне путем ОПРЕДЕЛЕНИЯ положения поплавка состоит из ванны, краски, поплавка, рычага и контактов реле.

б) ОФ, ПД и состав системы можно рассматривать несколько шире:

1б. Техническая система для ПОДДЕРЖАНИЯ в заданных пределах необходимого уровня краски в ванне путем ее ПОДКАЧКИ НАСОСОМ состоит из ванны, бочки с краской, поплавка, контактов реле, насоса и труб.

в) Еще шире:

1в. Техническая система для ПОДДЕРЖАНИЯ в заданных пределах необходимого уровня краски в ванне путем ее ПОДАЧИ в ванну состоит из ванны, бочки с краской, насоса и труб.

г) Еще шире:

1г. Техническая система для ПОКРЫТИЯ наружной поверхности детали путем ее ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ в краску состоит из конвейера, крюка, детали и ванны с краской.

д) И совсем широко:

1д. Техническая система для ПОКРЫТИЯ наружной поверхности детали путем НАНЕСЕНИЯ на нее краски состоит из детали и краски. (Как указывалось выше, именно так формулируется задача в .)

А теперь разберемся, какие возможности предоставляет каждая формулировка, какие нежелательные эффекты возникают при каждом варианте и какие изменения в системе необходимо будет произвести, чтобы обеспечить ее нормальное функционирование и избежать перелива краски из ванны.

Начнем с последнего варианта, наиболее общего. Формулировка ничего не говорит о СПОСОБЕ нанесения краски. А таких способов несколько. И совершенно очевидно, что если мы будем окрашивать наружную поверхность, например, пульверизатором или кистью, то никакой необходимости в ванне не будет, и проблема поддержания уровня отпадает сама собой. Правда, такое решение вызывает серьезный нежелательный эффект - необходимость менять всю технологию и перестраивать цех. Это решение для существующей технологии лежит на уровне надсистемы.

(вариант) - один из способов покраски деталей, причем самый простой. Нежелательный эффект, который здесь возникает, четко указан в ситуации: по мере расходования краски деталь не погружается в краску полностью. И возникает вполне реальная задача: погружать деталь полностью в краску вне зависимости от ее уровня. Изменения, которые необходимо будет произвести, затронут в основном конвейер и ванну.

Вариант - для ПОДДЕРЖАНИЯ в заданных пределах необходимого уровня краски в ванне путем ее ПОДАЧИ в ванну - ничего не говорит о СПОСОБЕ подачи краски. Самый простой из них - самотеком из бочки, при этом объем подаваемой краски можно легко скоординировать со скоростью движения конвейера и ее расходом на покрытие деталей. И даже открывать и закрывать бочку можно командой на включение и выключение конвейера... Тогда и поплавок не понадобится... Есть и другие варианты...

Вариант - уже требует, не затрагивая конвейера и детали, какого-то устройства для включения и выключения насоса. Поплавок здесь - ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ такого устройства. Ненадежность такого способа включения-выключения как раз и вызывает нежелательный эффект. В варианте возможные решения затронут только контактирующие друг с другом поплавок и краску: здесь нежелательный эффект - налипание краски на поплавок и изменение его веса, что приводит к ложному замыканию контактов и включению насоса.

Пять вариантов формулирования шага 1 определяют уровни возможных изменений и, соответственно, иерархию задач. Проведенный разбор показывает, что уже на первом этапе анализа ситуации выбор основной функции системы, ее принцип действия и, соответственно, ее состав определят тот уровень изменений, который необходимо будет внести в систему для устранения возникающего нежелательного эффекта. Те изменения, которые затрагивают только подсистемы (для каждой данной системы), минимальны, в этом случае система их и принцип ее действия не меняется. Поэтому лучше, проанализировав ситуацию и выявив иерархию задач, начинать с самого нижнего уровня. И только убедившись, что все ресурсы элементов использованы и система исчерпала свои возможности, переходить на более высокий уровень и менять существующий принцип ее действия.

Подведем итоги анализа.

В варианте в качестве ОФ заявлено определение уровня краски, а в качестве ПД выбрано воздействие поплавка на контакты через рычаг. Поэтому в каждом из возможных решений останутся и поплавок, и рычаг для переключения контактов. Чтобы внедрить эти решения, необходимо будет произвести минимальные изменения. Такие изменения, кстати, по классификации Г.С. Альтшуллера составляют группу решений первого уровня.

В варианте в качестве ОФ заявлено поддержание в заданных пределах необходимого уровня краски, а в качестве ПД - способ: путем ее ПОДКАЧКИ НАСОСОМ. Здесь изменения будут более существенны. Они не затронут ПД системы - включения насоса с помощью контактов, но изменят способ воздействия на контакты (решение второго уровня).

В варианте синтезируется новая система, основная функция которой - обеспечить поддержание нужного уровня краски, при этом способ подачи краски заявлен обобщенно - насосом. Значит, нужно будет определить принцип действия всей системы регулирования. При такой постановке проблемы вспомогательную функцию выполняют не только поплавок и контакты, но и насос. Теоретически это решение третьего уровня, но по масштабу реализуемой задачи ближе ко второму.

В варианте по существу предлагается принцип действия системы (полное погружение детали в краску), который обеспечивает реализацию ОФ - покрытие ее наружной поверхности. При этом поддержание нужного уровня краски в ванне рассматривается как проблема, которую нужно решить для того, чтобы ОФ выполнялась наилучшим образом. В целом решение этой задачи - на третьем уровне.

Вариант определяет потребность - защитить наружную поверхности детали - и ставит задачу (формулирует ОФ) в самом общем виде: путем нанесения на нее краски. И проблемы возникнут тогда, когда мы выберем принцип действия этой системы и начнем подбирать элементы, которые обеспечат реализацию ОФ. От выбора принципа действия будет зависеть и уровень решения - третий или четвертый.

Выбор уровня решаемой задачи (в том числе при синтезе новой системы), таким образом, закладывается: - при формулировании потребности и ОФ системы, реализующей эту потребность; - при выборе ПД системы и элементов, которые, выполняя вспомогательные функции, создадут системный эффект и обеспечат реализацию ОФ всей системы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986. - 209с.
  2. Иванов Г.И., Быстрицкий А.А.. Формулирование творческих задач. - Челябинск: Институт ТРИЗ, 2000. - 60с.
  3. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Основы культуры мышления. - М.: Школьные технологии, №5, 1997. - 200с.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Качество как элемент управления и его влияние на конкурентоспособность организации. Подходы к управлению качеством, его показатели. Анализ системы управления качеством в Шумилинском районном потребительском обществе, направления ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2011

    Качество как элемент управления и его влияние на конкурентоспособность организации. Экономическая и социальная эффективность системы управления качеством в ОАО "Гомельский авторемонтный завод". Основные пути совершенствования системы управления качеством.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2013

    Различные подходы к управлению качеством продукции, изучение зарубежного опыта. Качество как элемент управления, его влияние на конкурентоспособность. Административно-управленческий персонал СУП "Дудичи-Агро", меры по повышению качества продукции.

    презентация , добавлен 15.12.2014

    Основные показатели качества продукции. Современные концепции и международные стандарты по управлению качеством продукции. Анализ эффективности управления качеством продукции в СХФ "Рудное", разработка мероприятий по повышению его эффективности.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2015

    Показатели качества продукции. Факторы, влияющие на конкурентоспособность, методы ее оценки. Государственные и международные стандарты и системы управления качеством. Характерные особенности системы КАНАРСПИ. Специфика тотального управления качеством.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2011

    Конкурентоспособность товара, ее составляющие, факторы формирования, оценка. Способы обеспечения конкурентного преимущества предприятия. Качество продукции, его показатели, роль и значение в условиях рыночной экономики. Стратегия управления качеством.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2014

    Качество продукции и управление им как основной элемент конкурентоспособности предприятия. Оценка уровня качества. Управления качеством продукции в ОАО "Хлебозавод № 2". Создание системы менеджмента качества, обеспечение эффективности ее функционирования.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011