Характеристики надводных кораблей вмс индии. Китайский флот угрожает индии

На современном этапе развития основные задачи индийских ВМС сформулированы следующим образом: недопущение вторжения противника со стороны моря или установления им морской блокады Индии, охрана территориальных вод, защита морских коммуникаций и национальных интересов страны, обеспечение безопасности ее исключительной экономической зоны.

Концепция развития ВМС

Известно, что в последнее время Китай активизировал операции своего флота в Южно-Китайском море, в частности в районе оcтровов Спратли и Парасельских. Непосредственную тревогу в Индии вызывает возросшая военная активность Китая в Бирме. По мнению индийского руководства, Китай оказывает помощь бирманским военным в строительстве военно-морской базы в Рангуне. Кроме этого, Поднебесная построила и ввела в эксплуатацию РЛС на острове Ханги, способную осуществлять наблюдение за индийскими ракетными испытаниями, проводимыми к востоку от побережья страны.

Несмотря на модернизацию индийских ВМС с начала 90-х годов, расходы на них по сравнению с другими видами ВС составляли наименьшую долю в национальном оборонном бюджете. Это можно объяснить тем, что индийские военные традиционно считают: возможные военные конфликты, в которые может быть вовлечена Индия, будут носить континентальный (сухопутный) характер (Китай и Пакистан).

Однако в последнее время индийские ВМС рассматриваются военно-политическим руководством как эффективный инструмент сдерживания потенциальных агрессоров, дипломатическая роль которого возросла, в связи с чем планируется значительно увеличить расходы на этот вид вооруженных сил.

Возросшее внимание нового правительства к своему флоту можно объяснить еще и тем фактом, что в Индии весьма обеспокоены растущей мощью ряда государств региона, особенно их морского компонента. Продолжает наращивать потенциал своего флота помимо Китая и Пакистан. В такой ситуации основной целью военно-морской стратегии Индии в XXI веке, вероятно, будет поддержание состояния флота на уровне, способном обеспечить ему превосходство над другими региональными флотами.

В планы индийского военно-морского командования входит формирование двух авианосных многоцелевых групп (АМГ), нескольких корабельных ударных групп, трех групп судов обеспечения, а также значительных подводных сил для ведения наступательных и оборонительных операций. При этом после 2006 года началось формирование и первых амфибийных соединений во главе с десантно-вертолетным кораблем-доком (в США закуплен один ДВКД Trenton LPD-14).

Начался процесс создания и развертывания спутниковой системы разведки и слежения за активностью иностранных военно-морских сил в регионе.

В настоящий момент существуют два проекта, которым индийское военно-политическое руководство отдает приоритет – разработка и строительство собственных атомных подводных лодок (ПЛА) и авианосцев (АВ). Проект создания собственных ПЛА является сейчас наиболее важным для индийских ВМС, более значимым, чем даже строительство собственного АВ. В связи с этим и было принято решение о закупке в России модернизированного под средний авианосец (АВС) корабля проекта 11430 (бывший ТАВКР «Адмирал Горшков»).

Можно предположить, что в ближайшем будущем индийские ВМС не только останутся самой внушительной силой в Индийском океане, но и превратятся в один из наиболее мощных военных флотов мира. Индийское командование планирует к 2022 году иметь в составе флота свыше 160 кораблей, включая три авианосца, 60 основных боевых надводных кораблей (БНК) и подводных лодок, а также около 400 самолетов различных типов.

При этом Индия продолжает политику получения новых технологий в передовых морских державах за счет закупки новейших кораблей и последующего их строительства на собственных судостроительных заводах. В отличие от Китая она в большинстве случаев имеет возможность строить корабли и комплектующие по лицензиям.

Как видно из таблицы, численность боевых кораблей (БК) в составе ВМС Индии достаточно стабильна. Однако качество кораблей постоянно улучшается. Например, 87 процентов НАПЛ относится к новейшему типу, в то время как в ВМС Китая только 26 процентов НАПЛ соответствуют по боевым возможностям 14 НАПЛ ВМС Индии, особенно в части скрытности.

Состояние программы военного кораблестроения на конец 2011 – начало 2012 года приведено в таблице.

Кораблестроительная программа ВМС Индии на конец 2011 года

Класс и тип корабля Кол-во ед. в постройке + планируемое Планируемые сроки завершения постройки
ПЛАРБ
проект ATV тип Arihant

1+2

2012–2025
НАПЛ проект 75 1+5 2012–2018 и позже
АВС
проект 11434
проект 71

1
1+1

2012
2015–2017
ЭМ
проект 15А

3

2012–2014
ФР
проект 11356 (2-я серия)
проект 17/17А

3
2+7

2010–2012
2009–2020
КРВ
проект 28

0+4(8)

2012–2015 и позже
ПК
(программа PSON)

4

2012 и позже

Подводные силы

ПЛАРБ. В Индии уже более 30 лет идет проработка концепции создания собственной ПЛА по программе ATV (Advanced Technology Vessel). Поводом к этому послужила угроза возможного американского вмешательства в индо-пакистанский конфликт, имевший место в 1971 году.

Идея построить собственную ПЛА родилась в Индии еще в 1976 году. Однако только в 1982-м индийским военно-политическим руководством было принято решение о начале своей собственной программы создания серии ПЛА, которая является в настоящее время наиболее приоритетной для индийских ВМС. По мнению индийских военно-морских аналитиков, ПЛА типа ATV будут играть ключевую роль в разведывательных и оборонительных операциях индийского флота. Вообще ПЛА этого типа рассматривается в Индии как очень эффективное средство сдерживания растущей китайской военной мощи, а также сдерживания возможного вмешательства третьих стран в политические проблемы Индийского океана. Поэтому программа регулярно финансируется индийским правительством и осуществляется под контролем Организации оборонных исследований и разработок (DRDO).

В 1998 году на заводе в городе Хазире штата Гуджарат началась постройка секций ПЛ. Окончательная сборка ПЛ осуществлялась в судостроительном центре (Shipbuilding Centre – SBC) в городе Визаге (Вишакхапатнам) штата Андхра-Прадеш. Спущена на воду 26 июля 2009 года, а ввод ее в боевой состав ВМС ожидается в 2012-м. Всего до 2025 года предполагается построить три – шесть ПЛ этого типа. Общая сумма затрат на создание первой индийской ПЛА составила около трех миллиардов долларов.

Программа ATV выполняется преимущественно национальными силами. Основные работы, особенно в части, касающейся создания АЭУ, выполняют центры атомных исследований имени Бхабха и имени Индиры Ганди, а также различные организации индийских ВМС. Добыча, обогащение урана и производство ядерного топлива осуществляются национальными государственными предприятиями. Проектирование ATV выполняется по двум направлениям – создание корпуса ПЛА и конструирование реактора. По мнению экспертов, индийские конструкторы используют при создании своих ПЛА российские технологии, реализованные в ПЛА проектов 671РТМК, 971, 885.

По имеющимся сведениям, создание реактора тепловой мощностью 190 МВт в центре по исследованию атомной энергии в Тромбее завершено еще в 2000 году. По некоторым данным, реактор является развитием российского реактора ВМ-5. Эксперты полагают, что Россия оказывает помощь в создании этой установки.

Несмотря на очевидные успехи в ходе реализации национальной программы ATV, индийцы постоянно сталкивались с трудностями технологического, организационного, а иногда и финансового характера. Первоначально предполагалось приступить к завершающему этапу сборки корпуса ПЛА в 1997-м, но работы затормозились из-за задержки, вызванной доводкой ядерного реактора. У индийских специалистов также возникли сложности с размещением реактора массой 600 тонн в корпусе лодки.

Пока планируется построить шесть ПЛА, которые ранее предполагалось выполнить многоцелевыми. Однако в конце 2008-го стало известно, что первые три лодки строятся в варианте ПЛАРБ.

Для вооружения ПЛАРБ ведутся работы над морской БР по программе, получившей условное обозначение K-15. Основу ракетного комплекса составляет БР «Сагарика» (Sagarika, в переводе с хинди – океанская), являющаяся по одной версии оморяченной модификацией БР «Притхви-III» (Prithvi-III), по другой – дальнейшим развитием этого семейства баллистических ракет, а по третьей – вариантом БР «Агни-III» (Agni-III), которая уже достигла дальности 3500 километров. По сообщениям СМИ, техническая помощь Индии по этой программе оказывается Израилем и Россией. ПЛАРБ типа ATV будет нести 12 БР «Сагарика».

По мнению ряда экспертов, не исключено принятие на вооружение всех новых индийских ПЛА крылатых ракет морского базирования (КРМБ), созданных на базе российской ракеты «Калибр» (ее экспортная модификация Club 3М-14Э/3М-54Э) и запускаемых как из торпедных аппаратов (ТА), так и из вертикальных пусковых установок (ВПУ). Тем более что именно этими ракетами в настоящее время вооружаются НАПЛ и БНК. При этом работы могут вестись в рамках очередной совместной российско-индийской программы, подобной проекту «БраМос».

ПЛАТ. В 1988–1991 годах индийские ВМС приобрели необходимый опыт эксплуатации взятой в аренду у СССР ПЛА проекта 670, получившей имя «Чакра» (Chakra). Эта же аренда позволила облегчить и ускорить процесс проектирования собственной ПЛА. В апреле 2012 года Россия передала Индии в лизинг на десять лет многоцелевую атомную подводную лодку (ПЛАТ) проекта 971 «Нерпа» (газета «Военно-промышленный курьер» сообщала об этом событии – . Прим. ред. ), которая была достроена на индийские деньги и вновь получила имя «Чакра». Таким образом в боевом составе ВМС Индии появилась одна новейшая ПЛАТ.

НАПЛ. На начало текущего года в боевом составе осталось 14 НАПЛ иностранных проектов: десять НАПЛ проекта 877ЭKM построены в СССР/России, две НАПЛ проекта 209/1500 – в Германии и две НАПЛ этого же типа – в Индии. Построенные в СССР/России десять НАПЛ типа «Шишумар» (Shishumar, тип 877ЭКМ), по оценке индийских военных специалистов, являются наиболее совершенными среди НАПЛ других стран мира. Достаточно современные и НАПЛ типа 209/1500, но они, по заявлению ряда специалистов, проигрывают «подводные дуэли» лодкам российского производства указанного проекта. Вместе с тем это достаточно уникальные НАПЛ, которые при таком малом водоизмещении имеют всплывающую спасательную камеру (ВСК) для экипажа. В процессе ремонтов НАПЛ проекта 877ЭКМ довооружаются ПКР Club-S (3М-54Э/Э1). В перспективе возможно вооружение лодок КРМБ Club-S/N (3М-14Э).

До начала 2005 года многие зарубежные эксперты полагали, что все программы строительства НАПЛ свернуты в интересах концентрации финансовых средств на программе ATV, поскольку после 2000-го закупки неатомных лодок прекращены. Однако в 2005 году программа постройки НАПЛ была восстановлена и в 2010-м началось строительство французских НАПЛ по проекту 75 (Scorpene). Это решение принято по результатам тендера с суммой контракта три миллиарда долларов.

Предполагается строительство серии из шести НАПЛ до 2017 года. Однако, по мнению ряда экспертов, эта серия если и будет выполнена, то в более поздние сроки, а сама программа строительства НАПЛ по проекту 75, вероятно, предназначена в основном для освоения французских технологий: воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) типа MESMA и ПКР Exocet SM39.

В течение 30 лет ВМС Индии планируют закупить 24 НАПЛ национального и зарубежного производства.

Rediff News. Harsh V Pant, 26.08.09

Уходящий в отставку командующий ВМС Индии адмирал Суриш Мехта недавно заявил, что у Индии нет «ни возможности, ни намерения» соответствовать Китаю по мощи вооруженных сил, и поднял этим заявлением волну критики.

Командующий ВМС Индии адмирал Суриш Мехта (фото newstrack.outlookindia.com)


Но он высказал очевидное! Сегодняшние реалии таковы, что валовый внутренний продукт Китая более чем втрое превышает индийский, а ежегодные расходы на вооруженные силы в Индии более чем вдвое меньше китайских. Поэтому критика, по большей части, неуместна: адмирал Мехта просто решил разбудить политические круги Индии, чтобы те задумались о том, какие выводы можно сделать из расцвета Китая.

Мехта предупредил: мощь КНР стремительно растет, и если Индия не начнет действовать, ни о каком «соответствии» не будет и речи.

Он подчеркнул, что Индия должна не только добиться более высокого прироста экономики, но и наращивать связи с мировыми державами, а также провести ряд серьезных реформ в оборонном секторе.

Эти шаги необходимы. Если Индия защищает свои национальные интересы, она должна принимать во внимание возрастающую мощь соседа.

В этом контексте показательна общенациональная эйфория, вызванная спуском на воду первой индийской атомной подлодки Arihant. Отчасти она оправдана - наконец-то Индия может самостоятельно строить и управлять АПЛ наравне с пятью другими странами мира! Но она не должна ослепить нас, иначе мы проглядим тот важный факт, что индийскому флоту еще очень и очень далеко до соперничества с китайским, который постепенно обживает окружающие Индию воды.

Несколько месяцев назад Китай предъявил всему миру свой развивающийся флот на первом в истории параде атомных подводных лодок в рамках празднования 60-летия Народно-освободительной армии (НОАК). Ушли в прошлое те времена, когда КНР не осмеливалась даже признать, что может такое построить. Теперь военная верхушка открыто заявляет о том, что Китаю для защиты национальных интересов нужны атомные подлодки, а китайский флот - некогда слабейших из трех родов сил – претерпевает масштабную модернизацию, и к ней, судя по всему, администрация государства относится в высшей степени серьезно.

Сейчас военно-морской флот Китая считается третьим по величине после США и России и превосходит индийский и качественно и количественно. Исторически он был прибрежной силой, но с началом роста экономической мощи страны в 1980-х годах интересы Китая распространились куда дальше – на Индийский океан.


ВМС Китая (фото AFP)


В модернизацию вооруженных сил в целом и флота в частности Китай вкладывает гораздо больше средств, чем Индия. Постоянно увеличивающийся и совершенствующийся подводный флот КНР с его атомными подлодками, баллистическими ракетами, технологиями подавления сигналов GPS и прочим со временем может стать одним из крупнейших в мире и даже бросить вызов ВМС США.

Экономическому и политическому прогрессу Китая сопутствует рост его присутствия в Индийском океане. Китай создает базы во всех стратегически важных точках региона не только для обслуживания своих торговых интересов, но и для эскалации военной силы. Высокопоставленные чиновники Китая заявляют, что к концу десятилетия страна будет готова приступить к строительству авианосца, который, по их словам, необходим для защиты интересов Китая в «голубой воде».

Уже нет никаких сомнений в том, что государство всесторонне развивает свои военно-морские силы. Их мощь обеспечит Китаю стратегический рычаг, который нужен ему в роли регионального гегемона и потенциальной сверхдержавы.

Эта зависимость от морского пространства находит отражение в стремлении Китая расширить свое влияние и в конечном счете стать сильнейшим игроком на стратегической арене Индийского океана. КНР наращивает военное присутствие в Южно-Китайском море в конкретном индийском контексте - это явствует из секретной ноты, выпущенной главой департамента тыла НОАК: «Больше мы не можем позволять себе считать Индийский океан океаном только для индийцев. Мы учитываем вооруженные конфликты в регионе».

В базе подводных лодок на юге острова Хайнань в Южно-Китайском море Китай содержит подлодки класса Jin. Эта ближайшая к Индийскому океану база КНР находится всего лишь в 1200 морских милях от Малаккского пролива. У базы есть подземная часть, в которой субмарины могут спрятаться от любых средств поиска.

Концентрация стратегических военно-морских сил на Хайнане – наглядный пример того, как Китай стремится стать доминирующей силой в Индийском океане.

И, несмотря на определенные географические преимущества, Индия при этом становится все более и более уязвимой.

Сегодня Китай реализует стратегию «нитки жемчуга». Она уже значительно увеличила стратегическую глубину проникновения КНР на задворки Индии.

«Нитка жемчуга» - это пункты присутствия и дипломатические связи Китая в регионе Индийского океана. Порт Гвадар в Пакистане, военно-морские базы в Мьянме, средства радиоэлектронной разведки на островах в Бенгальском заливе, финансирование строительства канала через тайский перешеек Кра Истмус, военное соглашение с Камбоджей, наращивание сил в Южно-Китайском море…

80% нефти Китая проходит через Малаккский пролив, который контролируют военно-морские силы США. Чтобы изменить эту опасную ситуацию, Китай решил нарастить присутствие на морских маршрутах в регионе от Персидского залива до Южно-Китайского моря.

Вдобавок к этому КНР добивается расположения других государств в Южной Азии: строит контейнерные порты в Бангладеше (Читтагонг) и на Шри-Ланке (Хамбантота), помогает Мальдивам строить военно-морскую базу в Марао…


Спецназ ВМС Китая (фото Xinhua)


Несомненно, эта ситуация свидетельствует о грядущем противостоянии двух азиатских гигантов. Всплески напряженности уже случаются. В начале года встреча индийской подлодки класса Kilo с двумя китайскими эсминцами в Баб-эль-Мандебском проливе у берегов Сомали вылилась в получасовую стычку, в ходе которой стороны искали друг у друга «слабые места». Китайские СМИ заявили, что корабли КНР вынудили подлодку подняться на поверхность. Индийский флот это категорически отрицает. К счастью, корабли и лодка разошлись без боя.

Но не исключено, что в будущем подобные инциденты будут иметь более серьезные последствия.

В таком удручающем контексте, раз заявление адмирала Мехты о том, что Индии еще далеко до Китая, породило бурные дебаты на высоком уровне - значит, оно достигло цели.

ВМС ИНДИИ ПОСТРОЯТ НОВУЮ БАЗУ

ОНА БУДЕТ ОСНАЩЕНА ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТЕХНИКИ

Командование ВМС Индии объявило о намерении построить на восточном побережье страны новую военно-морскую базу. Место для нее было выбрано в 50 км южнее Вишакхапатнама (Visakhapatnam). Новая база призвана усилить позиции индийского флота в Бенгальском заливе, в котором в последние годы наблюдается стремительное усиление активности ВМС Китая, что вызывает вполне понятное беспокойство индийского военно-политического руководства. Название для новой ВМБ еще не выбрано, поскольку работы пока находятся на стадии ее проектирования.

К настоящему времени доподлинно известно, что здесь будут базироваться два авианосца, атомные и неатомные подводные лодки, надводные корабли различных классов и вспомогательные суда. Один из представителей ВМС Индии также заявил, что, скорее всего, именно сюда будет направлен "для дальнейшего несения службы" и первый авианосец национальной постройки (Air Defence Ship - корабль противовоздушной обороны), строительство которого уже ведется на одной из индийских судостроительных верфей (проектирование корабля было выполнено итальянской компанией Fincantieri по контракту, подписанному в середине 2004 г.). Он должен войти в боевой состав флота в 2013 г.

Сейчас в Вишакхапатнаме находится главная военно-морская база (ГВМБ) Восточного военно-морского командования Индии, тут же расположен и штаб этого командования. Однако гавань не находится в исключительном распоряжении ВМС, поскольку здесь же расположены и сооружения коммерческого порта, который на протяжении последних шести лет является лидером по грузообороту. Причем постоянный рост объемов коммерческого мореплавания в этом регионе вызвал ранее необходимость принятия решения об открытии нового коммерческого порта - в районе Гангаварам (Gangavaram). Но то же самое, то есть рост интенсивности мореплавания, относится в равной мере и к деятельности национальных ВМС. Поэтому желание индийского флота несколько разгрузить ГВМБ Вишакхапатнам, построив новую базу, оборудованную современными причалами и якорными стоянками, выглядит вполне обоснованным.

Не последнюю роль в принятии такого решения сыграло и стремление индийских адмиралов получить причальную линию и другую инфраструктуру в свое эксклюзивное пользование, без какого-либо разделения полномочий с гражданскими властями. До недавнего времени аналогичная ситуация имела место и на западном побережье страны - в Мумбае располагались военно-морская база и коммерческий порт. В результате подробнейшего изучения имеющихся возможностей в 2005 г. были активизированы работы по строительству базы Кадамба (Indian Naval Ship (port) Kadamba). Эта ВМБ названа в честь одной из правящих династий IV века. База была официально открыта 31 мая 2005 г. Территориально она расположена в районе города Карвар (Karwar), немного южнее его. Первым командиром новой ВМБ назначен коммодор К. Рамачандран (Commodore K.P. Ramachandran). Первая очередь, введенная в конце 2005 г., дает возможность базирования здесь 11 кораблей. Строительство базы консорциумом в составе нескольких индийских и зарубежных (европейских) компаний все еще продолжается и будет полностью завершено, согласно ранее утвержденному плану, к 2010 г. (изначально планировалось ввести ее в строй к 2005 г.).

Территория ВМБ Кадамба будет включать 11 200 акров естественной, удобно расположенной природной бухты. Здесь намечается осуществлять базирование от 42 до 45 надводных кораблей и подводных лодок основных классов. Кроме протяженной причальной линии и укрытых хранилищ боеприпасов, ГСМ и различного снаряжения, на территории базы будет сооружен и достаточно крупный аэродром для базирования самолетов и вертолетов морской авиации. На территории ВМБ будет расположено также ремонтное производство, возможности которого позволят проводить докование кораблей и вспомогательных судов ВМС Индии любого класса (утверждается, что вплоть до авианосцев).

В районе ВМБ Кадамба, вероятно, будет введена в строй и мощная система противовоздушной и противоракетной обороны, в состав которой планируется включить наиболее современные зенитные ракетные комплексы, в том числе большой дальности. Дополнительную защиту базе обеспечит и сложный холмистый рельеф местности, а с морского направления - еще и расположенный в непосредственной близости от входа в бухту достаточно крупный лесистый остров (здесь, вероятно, также будут сооружены посты технического наблюдения и разведки, объекты береговой обороны и т.п.).

Примерно так, то есть оснащенная по последнему слову техники, должна выглядеть и новая база Восточного военно-морского командования ВМС Индии. После ввода обеих баз в строй боевой потенциал индийского флота, стремящегося стать полноправным "океанским флотом", существенно возрастет. Это позволит индийскому военно-политическому руководству осуществлять действительно полный контроль над Аравийским морем и Бенгальским заливом, а также предоставит Дели возможность проецировать силу на всю акваторию Индийского океана, к чему так стремятся индийские адмиралы.

Так, командующий ВМС Индии адмирал Арун Пракаш (Admiral Arun Prakash) недавно заявил, что в настоящее время осуществляется практическая реализация амбициозного плана, согласно которому в среднесрочной перспективе акватория Индийского океана (особенно прибрежные и проливные зоны) будет взята подчиненными ему силами и средствами под полный контроль. Для этого будут задействованы спутниковые и наземные системы наблюдения, разведки, управления и связи, которые позволят связать в единую сеть все имеющиеся в распоряжении командования ВМС силы и средства - вне зависимости от того, в каком районе Индийского океана будет находиться корабельное соединение. Как видим, планы действительно амбициозные.

Здесь надо особо отметить, что руководители республики рассматривают акваторию от Ормузского пролива на западе до Малаккского пролива на востоке и от восточного побережья Африки до западной части австралийского континента в качестве "зоны законных интересов" Индии. Такое повышенное внимание к Индийскому океану не должно вызывать удивления, так как подавляющая часть всего импорта идет в страну именно морем. Особенно это касается нефти и нефтепродуктов. Значительная часть экспортируемых товаров также идет этим маршрутом. Таким образом, вполне очевидно, что установление контроля над морскими и океанскими линиями коммуникаций является необходимым условием превращения страны в сверхдержаву мирового масштаба, что является стратегической задачей военно-политического руководства Индии.

Особенно необходим Дели контроль над восточной частью океана: по самым приблизительным данным, более 50% объема внешней торговли Индии осуществляется через Малаккский пролив - результат практической реализации так называемой "ориентированной на Восток" политики ("Look-East" policy). Это, в свою очередь, требует обеспечения соответствующего уровня военно-морского присутствия в водах Бенгальского залива. Причем индийское руководство даже приняло решение создать отдельное Военно-морское командование Андаманских и Никобарских островов. Однако строить на этих архипелагах с не очень крупными островами мощную ВМБ или пункт базирования нецелесообразно ввиду чрезвычайно высокого уровня сейсмической активности в данном районе. Поэтому, по мнению многих экспертов, стремление Дели построить надежную современную базу на "более устойчивом" восточном побережье страны вполне понятно и обоснованно.

К тому же в последние годы в Бенгальском заливе наблюдается стремительный рост активности Военно-морских сил НОАК, опирающихся в своей экспансии на береговую инфраструктуру Мьянмы. Индийские адмиралы в ответ даже стали на регулярной основе проводить в Бенгальском заливе и Южно-Китайском море военно-морские учения с ВМС стран региона, которые также обеспокоены ростом военного могущества Китая. Интересно, что, по сведениям индийских СМИ, первоначально командование ВМС Индии планировало построить новую ВМБ в Гангавараме. В частности, там предполагалось соорудить комплекс сооружений, предназначенных для базирования многоцелевых атомных субмарин индийской постройки. Соответствующий запрос был сделан правительству Индии, но оно его отклонило и отдало место под коммерческий порт. Строительство последнего начал осуществлять консорциум в составе компаний DV Raju (Индия) и Dubai Ports World (ОАЭ) - третий по величине оператор портов в мире (обслуживает шесть коммерческих портов на территории США). Однако в апреле 2006 г. в индийской прессе поднялась критическая "волна", направленная на вывод Dubai Ports World за рамки проекта.

Интересно, что еще четыре года назад командование ВМС Индии выражало свою озабоченность по поводу намерения привлечь к данному проекту компанию из ОАЭ. В обоснование своей позиции индийские адмиралы говорили о нецелесообразности допуска иностранной, тем более арабской фирмы, к управлению портом, расположенным так близко к ВМБ Вишакхапатнам - месту нахождения штаба Восточного военно-морского командования ВМС Индии и базирования основных сил флота. В конечном итоге Dubai Ports World была вынуждена юридически выйти из состава консорциума.

Что касается новой ВМБ, то общая площадь ее территории составит, согласно плану, около 5000 акров (то есть немногим более чем в два раза меньше, чем у ВМБ Кадамба). Пока правительство штата Андхра-Прадеш (Andhra Pradesh), на территории которого она будет располагаться, выделило под строительство лишь 500 акров. По словам представителей Минобороны Индии, остальная часть будет выделена в самое ближайшее время. Впрочем, учитывая сильно развитую в стране бюрократическую систему и без того огромные расходы страны на оборону, строительство новой базы может вполне реально затянуться на годы. Яркий пример - история с ВМБ Кадамба. Ее строительство было одобрено правительством как проект "Морская птица" (Project Seabird) еще в августе 1985 г. Строительство должно было начаться в январе 1986 г. и завершиться через семь лет. В октябре 1986 г. исполнявший тогда обязанности премьер-министра Индии Раджив Ганди (Rajiv Gandhi) в торжественной обстановке заложил "краеугольный камень" новой ВМБ. Но затем финансовый ручеек (а всего на проект изначально было решено выделить почти 8,13 млрд. долл.) стал постепенно затухать, и в конечном итоге строительные работы были заморожены. Возобновились они только в конце 1999 г., а 31 мая 2005 г., как уже отмечалось выше, завершилась первая фаза строительства - новая база была официально открыта, ей было присвоено отличительное наименование (в Индии открытие военно-морской базы называется "церемонией крещения" и приравнивается к церемонии принятия корабля флотом от промышленности и вводу его в боевой состав ВМС). Всего предусмотрено выполнение трех фаз строительства, которые должны быть окончательно завершены не позднее 2010 г.

Владимир ЩЕРБАКОВ

ВПК №45 (161)

Vikramaditya – повелитель Индийского океана

Зона ответственности «Всемогущего» будет простираться вплоть до антарктических широт

Федор ДИАНОВ

Тут нельзя не вспомнить, что главком ВМФ СССР Сергей Горшков как раз был одним из активных сторонников и энтузиастов развития военно-технического сотрудничества двух стран. Это при его руководстве советским флотом ВМС Индии в разные годы прошлого века были поставлены восемь дизель-электрических подводных лодок проекта 641, пять ракетных эсминцев проекта 61МЭ, пять корветов проекта 159, три малых ракетных корабля проекта 1234Э, 14 ракетных катеров проекта 205 «Оса» разных модификаций, 12 морских тральщиков проекта 266МЭ и шесть рейдовых минно-тральных кораблей проекта 1258, восемь десантных кораблей проекта 773, а также несколько вспомогательных судов. При Горшкове началась передача в дружественную страну двенадцати больших ракетных катеров проекта 1241РЭ и четырех малых противолодочных кораблей проекта 1241ПЭ. Как видно из перечня, это были не разовые поставки от случая к случаю, а целенаправленные усилия по укреплению индийского флота. Эти боевые и вспомогательные единицы составили основу ВМС Индии.

Маршрут перехода авианосца Vikramaditya из Северодвинска в Карвар.

Принимали они участие и в боевых действиях во время индийско-пакистанского конфликта 1971 года. Так, в ночь на 5 декабря три индийские «осы» совершили набег на главную военно-морскую базу противника – Карачи. На их перехват вышел эсминец Khaibar. Один из индийских катеров нанес по нему удар двумя ракетами П-15. Обе попали в цель. Корабль загорелся, стал набирать воду, потерял остойчивость, опрокинулся и затонул. От попаданий индийских ракет пошел ко дну пакистанский тральщик и получило серьезные повреждения транспортное судно на рейде. Еще две ракеты подожгли портовые сооружения. Через четыре дня индийские «осы» предприняли повторную вылазку. На сей раз главными объектами ночной атаки стали нефтехранилища Карачи. Четырьмя ракетами они были подожжены. Пламя огромного пожара осветило город и небо. Пострадали и другие береговые объекты, а также четыре пакистанских и одно британское судно, стоявшие в порту.

Некоторые из кораблей «горшковского призыва» и сейчас продолжают нести службу. В последние годы к ним прибавился ряд боевых и вспомогательных единиц, построенных уже в постсоветское время: десять дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ, шесть фрегатов проекта 11356, танкер Jyoti. Один из этих фрегатов проекта 11356 – Trikand – эскортировал «Всемогущего» от Баренцева моря до ВМБ Кадамба. В 2012 г. ВМС Индии получили из России в длительную аренду атомную подводную лодку Chakra проекта 971И. Плодом российско-индийского сотрудничества стала сверхзвуковая ракета BRAHMOS, предназначенная для поражения надводных и береговых целей. При участии российских специалистов в Индии были построены три ракетных эсминца проекта 15, четыре корвета проекта 25 и четыре проекта 25А. Новейшие индийские эсминцы проекта 15А частично оснащены российским оружием, а российские корабли проекта 11356 стали прототипом фрегатов проекта 17, которые вооружаются ракетами BRAHMOS, ЗРК «Штиль-1» (Kashmir – согласно индийской кодификации), шестиствольными 30-мм артиллерийскими установками АК-630.

Другими словами, при помощи СССР, а затем и России Индия превратилась в одну из крупнейших военно-морских держав. Теперь ВМС этой страны пополнились авианосцем Vikramaditya. Главное его оружие – 16 истребителей МиГ-29К и два учебно-боевых самолета МиГ-29КУБ. Они предназначены для нанесения ударов по морским и береговым целям, а также для защиты «Всемогущего» и других кораблей от атак с воздуха.

Vikramaditya – произвел сильное впечатление даже на искушенных моряков Соединенного Королевства. Вот что сказал о нем корреспонденту официального сайта Королевского флота офицер британского фрегата Monmouth, который сопровождал индийский авианосец в Ла-Манше, Крис Холлингсворт: «Я впечатлен размерами Vikramaditya, который вдвое больше нашего авианосца Illustrious».

Схема развертывания Vikramaditya против военно-морских баз ВМС НОАК в зоне Индийского океана.

Еще до прибытия в порт приписки Vikramaditya участвовал в военно-морских учениях в Аравийском море. В них также были задействованы авианосец Viraat и другие корабли ВМС Индии. По мнению зарубежных экспертов, это свидетельствует о том, что «Всемогущий» не станет простаивать в базе, а будет активно привлекаться к боевой службе, особенно в акваториях, где береговой авиации трудно «достать» потенциального противника.

Особое внимание, по утверждению тех же экспертов, будет уделяться военно-морским базам и пунктам базирования, которые создает Китай в зоне Индийского океана: Гвадар (Пакистан), Хамбантота (Шри-Ланка), Читтагонг (Бангладеш), Ситте-Янгонг и на острове Коко (Мьянма). Из восточной части Бенгальского залива истребители МиГ-29К при обеспечении дозаправки в воздухе смогут добираться и до острова Хайнань, где расположена новейшая база ВМС НОАК, к которой приписаны и атомные подводные лодки стратегического назначения.

Несомненно, зона ответственности «Всемогущего» окажется еще шире и будет простираться вплоть до антарктических широт. Словом, без работы Vikramaditya скучать не придется.

На протяжении всей истории Индии, после провозглашения независимости в 1947 году, военно-морские силы являлись важным инструментом проведения ее внешней политики. Руководство республики предпринимало все меры для того, чтобы иметь сильный флот, которому постоянно отводилась весомая роль в достижении страной лидирующего положения в Южной Азии и сохранении твердых позиций в международных отношениях.

Значение ВМС Индии в современных условиях определяется большой площадью территориальных вод (протяженность морских границ составляет свыше 7500 км) и экономической зоны (около 2 млн км2), требующих охраны, а также необходимостью защиты морских коммуникаций, обеспечивающих до 80 проц. торговых перевозок страны.

По взглядам военно-политического руководства республики, в настоящее время ее ВМС, обладая универсальностью, высокой мобильностью, автономностью и боевой устойчивостью, в значительной мере отвечают требованиям защиты национальных интересов. В соответствии с концепцией конфликтов различной интенсивности с началом военных действий против главного вероятного противника Индии - военно-морские силы должны быть способны наносить удары по его силам флота и береговым объектам, а также блокировать ключевой порти главную военно-морскую базу (ГВМБ) Карачи. В случае же вооруженного конфликта с Китаем надводные корабли и подводные лодки ВМС Индии обязаны воспрепятствовать появлению кораблей КНР в акватории Индийского океана путем их блокирования в Малаккском проливе.

Военно-морские силы страны, включающие флот, авиацию ВМС, морскую пехоту и береговую охрану (в военное время), являются отдельным видом вооруженных сил и предназначены для ведения полномасштабных боевых действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и ВВС. Они призваны решать следующие основные задачи: оборона побережья, островных территорий, ВМБ и портов страны от нападения со стороны моря; нанесение ударов по морским базам и портам противника; поиск и уничтожение его надводных кораблей и подводных лодок в море; обеспечение защиты морских (океанских) коммуникаций; оказание поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях и проведение морских десантных операций.

Общее руководство ВМС Индии осуществляет министр обороны, непосредственное -начальник штаба ВМС в звании адмирал, фактически являющийся командующим военно-морскими силами (рис. 1). Штаб как высший орган оперативного и административного управления этого вида вооруженных сил занимается разработкой планов ведения войны на море и перспективных программ развития ВМС, организацией оперативной и боевой подготовки, а также тылового обеспечения частей и кораблей.

По административной организации военно-морские силы имеют в своем составе три региональных военно-морских командования (ВМК): Западное, Восточное и Южное со штабами в ГВМБ Бомбей, Визагапатам и Кочин соответственно. Западное и Восточное ВМК одновременно являются оперативными объединениями ВМС и имеют в своем составе флоты (Западный и Восточный), а Южное командование выполняет роль учебного.

Индийские ВМС комплектуются на добровольной основе и в настоящее время имеют численность личного состава 55 ООО человек; во флоте - 47 ООО, в авиации ВМС - 7000 и в морской пехоте - 1000,

Корабельный состав военно-морских сил Индии включает 97 кораблей основных классов (18 подводных лодок, противолодочный авианосец, шесть эскадренных миноносцев УРО, четыре фрегата УРО и девять фрегатов, из них четыре легких, 24 корвета, семь сторожевых, 18 минно-тральных и десять десантных кораблей), а также 24 боевых катера (шесть ракетных, восемь сторожевых и десять десантных) и 50 вспомогательных судов (включая исследовательские и учебные). Кроме того, в составе береговой охраны имеются 12 патрульных кораблей, 23 больших и 15 малых патрульных катеров.

Подводные силы. Дизель-электрические ПЛ являются одним из важнейших компонентов флота, обеспечивающих ведение боевых действий и завоевание господства в отдельных морских районах В настоящее время подводные силы располагают ПЛ трех проектов: «Кило» и «Фокстрот» советской (российской) постройки, а также 209/1500, построенными в Германии (две) и Индии по немецкой лицензии (две). Однако только четыре из шести подводных лодок проекта «Фокстрот» находятся в боеготовом состоянии, и лишь одна, по данным справочника «Джейн», способна решать боевые задачи в полном объеме. Этими обстоятельствами обусловливается предстоящий в 2000 году вывод всех ПЛ данного проекта из боевого состава ВМС. Четыре лодки проекта 209/1500, две из которых построены на судоверфях кораблестроительной компании «Мэзэгон док лимитед» (MDL) в г. Бомбей в 1989 - 1993 годах при содействии немецких фирм, также нельзя назвать современными. Вместе с тем благодаря этому факту Индия стала третьей (после Китая и Японии) страной в Азии, которая на своих судостроительных заводах самостоятельно может производить подводные лодки. По мнению индийских военных специалистов, наиболее боеспособными в настоящий момент являются ПЛ проекта «Кило» (восемь единиц), которые и составляют основу подводных сил страны.

Как известно, Индия - одна из немногих азиатских стран, имеющих опыт применения атомных подводных лодок. Советская подводная лодка с атомным реактором проекта «Чарли» находилась в распоряжении индийских ВМС по договору аренды в 1988 - 1991 годах и была возврашена по истечении его срока. В настоящее время завершается разработка ПЛА на базе российского проекта с реактором мощностью 190 МВт. Головной корабль в серии из пяти планируется построить на судоверфи ГВМБ Визагапатам к 2004 году.

Недостатком индийских подводных лодок, в отличие от имеющихся в составе подводных сил Пакистана ПЛ типов «Агоста» и «Дафнэ», вооруженных ПКР «Гарпун», является отсутствие у них возможности применять противокорабельные ракеты.

В надводных силах примерно 50 проц, составляют корабли советской постройки Это пять эскадренных миноносцев УРО типа «Кашин-2» (проект 61МЭ,), малые ракетные корабли (по индийской классификации корветы УРО): три типа «Нанучка-2» (проект 1234Э) и 12 типа «Тарантул-1» (1241РЭ), шесть ракетных катеров типа «Оса-2» (205РЭ), восемь малых противолодочных кораблей типа «Петя-2» (159АЭ) и «Паук-2» (соответственно легкие фрегаты и корветы), все минно-тральные корабли- 12 типа «Настя-1» (проект 266ЭМ) и шесть - «Евгения» (проект 1258Э),

Кроме того, в составе военно-морских сил имеются корабли, приобретенные в разные годы в Великобритании (легкий авианосец «Вираат» типа «Гермес»), Польше (восемь средних десантных кораблей типа «Полночный» проекта 773) и Республике Корея (три сторожевых корабля типа «Сукания»), а также построенные на индийских судостроительных верфях по английской лицензии фрегаты УРО типа «Годавари» (четыре) и фрегаты типа «Нилгири» (пять) на базе проекта ФР «Леандер» и по корейской лицензии сторожевые корабли типа «Сукания» (четыре). Хотя корабли собственной разработки и постройки составляют незначительную часть надводных сил, следует отметить, что это современные боевые корабли, оснащенные новым, достаточно эффективным оружием. Так, с принятием на вооружение в конце 1997 года головного (в серии из трех) эсминца УРО проекта 15 «Дели» индийские ВМС получили новый корабль - носитель ракетного оружия, который в настоящее время является самым мощным (по боевому потенциалу) среди надводных кораблей стран Южной Азии. Кроме него, в боевой состав флота начали поступать построенные на индийских судоверфях фрегаты проекта 16А «Годавари» (модифицированный) и корветы проекта 25А «Кхукри», оснащенные современными ракетными комплексами, а также десантные корабли типа «Магар» (на базе английского ТДК типа «Сэр Ланселот»).

Авиация ВМС Индии участвует в решении задач по борьбе с подводными лодками, уничтожению легких надводных сил, ведению разведки корабельных группировок, соединений кораблей и конвоев противника. В ее боевой состав входят 12 авиаэскадрилий и свыше 160 самолетов и вертолетов, в том числе: самолеты базовой патрульной авиации Ту-142М (восемь) и Ил-38С (пять) и боевые вертолеты Ка-28 (21) советского производства, самолеты «Си Харриер» Мк51(20), «Айлендер» BN-2A (11) и вертолеты «Си Кинг» (31) английского, а также 24 вертолета «Четак» («Алуэтт-3») французского производства. Основными авиабазами авиации ВМС являются Гоа, Кочин, Ви-загапатам и Арконам.

Морская пехота до настоящего времени не имеет статуса рода ВМС, однако в ее подразделениях насчитывается около 1000 военнослужащих.

На вооружении ракетного дивизиона и десяти береговых артиллерийских батарей ВМС Индии находятся ПУ ПКР «Рубеж» советского образца и до 100 орудий различных калибров.

В качестве резерва ВМС в военное время рассматриваются силы береговой охраны (СБО), которые в мирное время являются самостоятельной военизированной службой в рамках министерства обороны. СБО имеют в своем составе около 4000 человек, до 50 патрульных кораблей и катеров, а также до 30 патрульных самолетов («Дорнье-228») и вертолетов {«Четак» и «Алуэтт-3»). Эти силы в угрожаемый период или с началом боевых действий планируется привлекать для борьбы с подводными лодками противника, прикрытия прибрежных коммуникаций и побережья, обороны акваторий баз, портов, якорных стоянок и проведения поисково-спасательных операций.

Военно-политическое руководство страны считает, что национальные ВМС на нынешнем этапе способны успешно решать задачи по обеспечению безопасности побережья страны и защите морской экономической зоны. Однако, принимая во внимание существенные изменения в военно-политической и стратегической обстановке в мире, и прежде всего в Южно-Азиатском регионе, оно выступает за создание современных ВМС, способных вести боевые действия в любом районе Индийского океана. Для достижения поставленной цели командование разработало программу развития этого вида вооруженных сил до 2005 года. Основными ее направлениями являются: пополнение флота новыми подводными лодками и надводными кораблями различных классов как собственной постройки, так и закупаемыми за рубежом, дальнейшее повышение их боевых возможностей, модернизация значительной части находящихся в строю боевых хораблей, ускорение и повышение качества строительства кораблей и вспомог ательных судов на национальных судверфях, совершенствование системы управления, разведки и связи.

По оценке командования ВМС, для поддержания боеспособности флота на требуемом уровне необходимо ежегодно вводить в его состав в среднем восемь боевых кораблей различных классов. Однако вследствие ряда трудностей, в первую очередь финансовых и технических, этой цели будет сложно достичь в ближайшие годы.

Всего к 2005 году индийской судостроительной промышленностью для национальных ВМС должны быть дополнительно построены три - пять эсминцев УРО проекта 15, два фрегата УРО проекта 16А, шесть фрегатов УРО типа «Кривак-3» (проекта 1135.6), три корвета УРО проекта 25А, танкодесантный корабль (ТДК) типа «Магар», несколько сторожевых и патрульных катеров, а также вспомогательных судов. Большое внимание в данной программе уделяется развитию подводных сил. Предусматривается их дальнейшее совершенствование, в том числе путем модернизации дизельных ПЛ, находящихся а боевом составе, а также закупки еще двух - четырех ПЛ проекта «Кило». Рассматривается вопрос о возможности ускорения НИОКР по созданию собственной атомной подводной лодки. Продолжаются работы по проектированию многоцелевой дизель-электрической ПЛ, базовой моделью для которой выбрана германская подводная лодка проекта 212. В ближайшее время планируется возобновить строительство ПЛ проекта 209 (намечается построить еще две и оснастить их ПКР, разрабатываемой на базе ракеты «Притхви»).

Вывод в 1996 году из боевого состава ВМС противолодочного авианосца «Викрант» ставит под сомнение концепцию военно-политического руководства страны, предусматривающую развертывание двух авианосных групп. По мнению командования, стране необходимо иметь три авианосца с тем, чтобы два из них постоянно находились в боевом составе и могли быстро реагировать на кризисные ситуации в районах Аравийского моря и Бенгальского залива. В связи с этим политический комитет кабинета министров страны рассматривает предложение министерства обороны о необходимости приступить уже в текущем году к строительству авианесущего корабля собственной разработки водоизмещением около 24 тыс. т. Одновременно ставится вопрос о покупке аналогичного корабля за границей.

Одним из приоритетных направлений развития флота является создание высокоманевренных надводных ракетных сил, основу которых составят эсминцы и фрегаты УРО, обеспечивающие противовоздушную, противоракетную и противолодочную оборону корабельных соединений, а также ракетные корветы и катера, способные вести эффективные боевые действия на морских театрах, включая прибрежные (мелководные) районы. Так, по соответствующей программе началась модернизация эсминцев УРО проекта 61МЭ и фрегатов типа «Нилгири», в ходе которой предусматривается их оснащение современными ПКРК, ЗРК и противолодочными системами.

Повышение боевых возможностей надводных сил связывается прежде всего с завершением программы строительства эскадренных миноносцев проекта 15. Три эсминца (кроме «Дели») в запланированной серии из шести кораблей находятся в различных стадиях постройки на верфи «Мэзэгон док лимитед» в г. Бомбей.

На судостроительных верфях индийской компании «Гарден рич шипбилдинг энд энджиниринг лимитед» (GRSEL, г Калькутта) выполняется заказ на постройку фрегатов УРО проекта 16А (три в серии) типа «Брахмапутра» (модернизированный «Годавари») и продолжается реализация программы строительства ракетных корветов типа «Кхукри» (проект 25А). С 1995 года в Индии ведутся работы по созданию нового фрегата УРО (проекта 17А) на базе российского проекта 1135.6 «Кривак-3» (усовершенствованный вариант). Он будет иметь водоизмещение 4000 т и вооружен противокорабельными и зенитными ракетными комплексами, а также артиллерийскими системами различного калибра и торпедами. Головной корабль предусматривается построить в России, а остальные пять - на индийских верфях.

Учитывая возможность возникновения в современных условиях локальных конфликтов (в том числе из-за островных территорий) и необходимость использования амфибийных сил при проведении десантных операций, индийское командование считает необходимым сохранить в составе ВМС десантные корабли. В связи с этим будут продолжены их строительство и модернизация. Основой программы совершенствования амфибийно-десантных сил является достройка серии (в перспективе до восьми) ТДК типа «Магар», которые могут брать на борт до 16 танков «Виджаянта» и 10 БМП или аналогичное по массе число орудий полевой артиллерии и другой военной техники. Четыре десантных катера, находящиеся на борту такого корабля, позволяют производить высадку способом «корабль - берег» на значительном удалении от побережья. Кроме того, на нем предусмотрена площадка для двух транспортно-десантных вертолетов «Си Кинг» Мк42С. Значительные усилия прилагаются для укрепления сил береговой охраны. После завершения строительства для них девяти патрульных кораблей типа «Викрам» (водоизмещением 1224 т) началась реализация новой программы пополнения корабельного состава этих сил, предусматривающая строительство в период с 1992 по 1998 год трех патрульных кораблей типа «Самар» большего водоизмещения (2005 т) и восьми катеров типа «Прийядаршини». Первые имеют на вооружении одну 76-мм артустановку и два 7,62-мм пулемета. На них может также базироваться вертолет «Си Кинг» или «Че-так». В перспективе возможно строительство еще трех таких кораблей.

По мере ввода в состав флота новых кораблей командование ВМС планирует осуществлять мероприятия по дальнейшей оптимизации их организационно-штатной структуры, в частности предусматривается формирование третьего (Южного) флота.

Всего ВМС Индии к 2005 году могут иметь более 100 боевых кораблей, в том числе два авианосца, до 20 подводных лодок, восемь эскадренных миноносцев УРО, восемь фрегатов УРО, до 10 фрегатов и около 20 ракетных корветов, а также 30-40 боевых катеров.

Серьезное внимание планируется уделить развитию морской авиации как наиболее универсальному и мобильному роду сил, способному решать широкий круг задач по борьбе с корабельными группировками противника и обеспечению боевой устойчивости своих корабельных соединений. В связи с этим активизируются работы по созданию палубного варианта легкого вертолета, которым будут заменяться состоящие на вооружении машины Ка-28 и «Четак». Новый вертолет, который должен базироваться на кораблях водоизмещением свыше 1000 т, предназначается для решения задач по борьбе с подводными лодками, а также для проведения поисково-спасательных операций на море. Принятие его на вооружение ожидается в 1998 году. С целью увеличения боевого потенциала морской авиации предусматривается приобретение самолетов AV-8 «Харриер», состоящих на вооружении морской пехоты США, или английских «Си Харриер» последней модификации. Кроме того, возможно, будут приняты предложения израильских и английских компаний по модернизации индийских самолетов «Си Харриер» Mk5t, предусматривающей установку на них современных РЛС, станций РЭБ и оснащение ракетами класса «воздух - воздух».

Предполагается также провести ряд мероприятий по совершенствованию системы базирования ВМС: активизировать строительство военно-морских баз, пунктов базирования, аэродромов, предприятий по ремонту и восстановлению вооружения и боевой техники.

Признано необходимым пересмотреть существующую в ВМС систему оперативной и боевой подготовки в целях повышения ее эффективности и интенсивности. Особое внимание при проведении учений планируется уделить отработке вопросов взаимодействия ВМС и ВВС, а также ведения боевых действий в условиях интенсивного применения вероятным противником средств радиоэлектронной разведки и РЭБ. Реализация программы совершенствования корабельного состава и авиационного парка ВМС Индии, а также оснащение кораблей и самолетов современными системами оружия, по мнению западных экспертов, значительно повысят наступательные и оборонительные возможности всех родов военно-морских сил, что позволит им более эффективно выполнять свои боевые задачи без каких-либо функциональных и географических офаничений.

Капитан 2 ранга А. Чертков