Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста. Профессиональная мобильность как фактор профессиональной успешности специлиста Профессиональная мобильность

Выходные данные сборника:

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Попова Светлана Владимировна

E - mail : umnica 2006@ mail . ru

Бажутова Лариса Николаевна

преподаватель СТПТ, РФ, г. Самара

THE MAIN ASPECTS FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY

Popova Svetlana

, Russia, Samara

Bazhutova Larisa

teacher in GBOU SPO “Samara Technical College of Industrial Technologies” , Russia, Samara

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие «профессиональная мобильность», представлены её основные виды, выделены внешние и внутреннее факторы.

ABSTRACT

The article considers the concept of «professional mobility», presented the main types, allocated external and internal factors.

Ключевые слова: профессиональная мобильность; факторы; виды.

Keywords : professional mobility; factors; types.

Социально-экономические изменения, которые произошли в настоящее время в России и позиция правительства, стремящаяся увеличить количество рабочих мест на заводах и предприятиях, в корне изменили требования работодателей к своим специалистам. Новые требования декларируют, что на рынке труда сегодня востребован специалист профессионально компетентный, мобильный, конкурентоспособный, ответственный, готовый к активным действиям по приобретению, изучению, анализу и передаче профессионально значимой информации, способный к принятию решения и оценке его эффективности, умеющий чётко проектировать свою деятельность, стремиться к саморазвитию и осуществлять дальнейшее самообразование.

К началу 90-х годов XX века понятие «профессиональная мобильность» становится предметом целенаправленных научных исследований в педагогике. В 2001 году в глоссарии терминов профессионального образования и рынка труда под мобильностью понимается способность человека адаптироваться к новой профессиональной среде; способность и возможность менять место работы или сферу деятельности .

В результате результатов проведённых исследований российскими и зарубежными учёными было выделено несколько видов мобильности: социальная и профессиональная мобильность, культурная мобильность, образовательная мобильность, академическая мобильность, конструкторская мобильность, трудовая мобильность и т. д. В наши дни профессиональная мобильность чаще всего рассматривается, как способность работника изменять свою профессиональную деятельность внутри предприятий, развивать навыки приобретения опыта работы, карьерного роста и подготовки и переподготовки персонала.

Авторами статьи под профессиональной мобильностью специалиста понимается: его способность и готовность к изменениям, быстро, успешно и наиболее эффективно адаптироваться к новым технологическим условиям труда путём овладения новыми техническими средствами и новейшими технологическими процессами, наиболее быстро и эффективно перестраивать профессиональное содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда; быть готовым к смене профессии; иметь желание постоянно повышать свою профессиональную компетентность, приобретая самостоятельно недостающие знания и умения. Необходимо отметить, что базой для успешного формирования профессиональной мобильности, главным образом, является высокий уровень профессиональных знаний и владение системой обобщённых профессиональных приёмов и методов решения поставленных задач, а также умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессиональной деятельности.

Профессиональная мобильность определяется социально-экономическими и социально-культурными факторами. К социально-экономическим факторам относятся: географическое положение места проживания, плотность населения, удалённость от крупнейших промышленных и научных центров страны; возрастной состав лиц с высшим и среднеспециальным образованием и их распределение по различным областям производства. Социально-культурная группа факторов выражается качеством образования в общей системе средних и высших профессиональных учебных заведений различного профиля, традиционная престижность различных профессий, характерная для данной территории. Таким образом, общими факторами, определяющими профессиональную мобильность современного человека, можно выделить следующие: быстрое изменение социально-культурной и социально-экономической ситуации, инновационность всех сфер жизнедеятельности людей, глобализация основных сфер производства, усиление зависимости профессиональной карьеры от образования, усиление скорости старения знаний, появление новых информационных потоков, рост зависимости личного успеха в жизни от образования и профессии; нестабильность на рынке труда; динамическое развитие рынка профессий; постоянные трансформирования статуса многих профессий и д.р.

Выделим внешние и внутренние факторы, влияющие на профессиональную мобильность (см. таблица 1).

Таблица 1.

Факторы, влияющие на профессиональную мобильность

В то же время наибольшее влияние на профессиональную мобильность оказывает «внутренний ресурс» человека, который является чётким индикатором изменений его уровня жизни, отвечая за то - способен ли человек сменить профессию ради улучшения качества своей жизни или он готов «плыть по течению», избегая каких-либо сильных перемен. Стремление человека быть профессионально мобильным очерчивается в первую очередь достигаемым им статусом в обществе, который с одной стороны, влияет, а с другой - зависит от его внутренних ценностно-ориентационных установок и мотиваций, формирующихся под влиянием внешних факторов.

Список литературы:

  1. Психологический словарь /Педагогика-Пресс // 1997. - 440 с.

Педагогические науки/4

Нужнова С. В.

Троицкий филиал Челябинского государственного университета

Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе

Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре оно определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности

Активное рассмотрение указанной проблемы в профессиональной педагогике началась в 70-ые годы. Профессиональную мобильность в то время определяли преимущественно как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.

Однако такой такая трактовка рассматриваемого понятия достаточно ограничена и отражает особенности технических профессий, оставляя за рамками рассмотрения профессиональную мобильность других классов профессий («человек - человек», «человек – природа» и т. д.). Не совсем правомерно и то, что не учитываются, идущие большими темпами, социальные, культурно-исторические изменения в обществе и глобальные изменения в экологии, природе. Д. В. Чернилевский, указывая на необходимость замены, при определении профессиональной мобильности, понятий о чисто производственных знаниях, умениях и навыках, предлагает заменить их более полной гаммой знаний, умений и навыков, в том числе требуемых для охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. В такой трактовке профессиональная мобильность предстаёт как многогранное понятие, объединяющее в себе различные отрасли человеческого знания и очень обобщенные умения и навыки.

Возникает закономерный вопрос, что же лежит в основе этого многогранного понятия? Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. отмечают, что основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессии .

По мнению зарубежных исследователей (Д. Мартенс , А. Шелтон ) в основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые квалификации», которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности.

В настоящее время Российские ученые значительно обогатили концепцию ключевых квалификаций, дополнив её понятием ключевых компетенций. Э. Ф. Зеер в своих работах обосновал профессионально обусловленные структуры деятельности и личности специалиста. На основе этих исследований определил структуру ключевых квалификаций, отражающих общепрофессиональный характер деятельности и личности специалиста и ключевых компетенций характеризующих межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

Профессиональная мобильность личности это ещё и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную или профессиональную ситуацию по-новому, не стандартно, иногда выходя за рамки обыденного . Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями. Поэтому, по мнению ряда ученых (З. А. Решетова, А. М. Столяренко ) основой профессиональной мобильности в современный период развития общества является развитое творческое мышление будущих специалистов.

Обобщая результаты теоретических исследований, мы пришли к выводу, что профессиональная мобильность – это интегративное качество личности, объединяющее в себе: сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности, способности и знаниевую основу профессиональной мобильности, а также самоосознание личностью своей профессиональной мобильности сформированное на основе рефлексии готовности к профессиональной мобильности. Каждая из этих составляющих включает в себя подструктуры, развитие которых и приводит в конечном итоге к её формированию. Так в основе формирования потребности в профессиональной мобильности лежат: развитие мотивации самообразования, развитие мотивации достижения, формирование установки на самоактуализацию , установки на оптимистическое восприятие действительности, смены профессии. Способности к профессиональной мобильности включают в себя развитые когнитивные способности, креативность , дивиргентность , критичность мышления. Знаниевая основа профессиональной мобильности складывается из общеобразовательных знаний, общепрофессиональных знаний, профессиональных знаний, ключевых квалификаций и компетенций, способности к быстрому переносу знаний.

При подготовке специалиста, когда складываются стереотипы учебно – профессиональной и профессиональной деятельности осуществляется активный поиск возможностей развития, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, формирование образа будущей профессии. Именно на этом этапе очень важно сформировать у человека внутреннее осознание многовариантоности возможностей развития, умение соотносить личные ценностные ориентации с общечеловеческими , умение воспринимать мир в движении, приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям, необходимо формирование профессиональной мобильности.

Название

Адрес получателя

e -mail

Дата платежа и платежное поручение

Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе

Педагогические

н ауки / 4.

Проблема подготовки специалистов

Legneva _nv @mail .ru

4.04. 2005 г. п п 0090

Нужнова С. В.

ул.Р азина 33 кв.21

г.Т роицк

Способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.

Форма социальной мобильности; изменение трудовой позиции или роли работника, обусловленное переменой места работы или профессии. В понятии «Профессиональная мобильность» различают объективную, субъективную и характерологическую стороны.

Объективная сторона включает научно-технические и социально-экономические предпосылки, а также сам процесс изменения профессии.

Субъективная сторона означает процесс изменения интересов работника и акт принятия решения о перемене места работы или профессии.

С характерологической точки зрения, профессиональная мобильность рассматривается как более или менее устойчивое свойство личности, как подготовленность или предрасположенность к перемене вида профессиональное деятельности. Движение работника по ступеням служебной лестницы, передвижение от низших уровней к высшим и, наоборот, определяется понятием вертикальной мобильности. Перемена индивидом вида работы в пределах одного и того же круга профессий или должностей определяется как горизонтальная мобильность. В содержании понятия "профессиональная мобильность" можно выделить: выбор профессии, повышение квалификации, определение условий перемены места работы или профессии, текучесть кадров и другие.

Профессиональная мобильность - изменение группой лиц или индивидом одной профессии на другую. Различают: - вертикальную профессиональную мобильность - перемещения вверх-вниз в профессионально-квалификационной структуре; и - горизонтальную профессиональную мобильность - перемещения без качественного изменения профессии и квалификации.

Профессионально-квалификационная мобильность кадров

Профессионально-квалификационная мобильность кадров - процесс перемещения работников между профессиональными и квалификационными группами в результате приобретения производственного опыта, практических знаний и навыков.

Квалификация - степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы. Различают квалификацию работы и квалификацию работника.

Качественные характеристики персонала

Качественные характеристики персонала - совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Различают три основные группы качественных характеристик: способности, мотивации и свойства персонала.

Профессия - род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.

Мотивация и направления профессиональной мобильности ученых в условиях перехода к рыночным отношениям

Для современной эпохи характерна высокая профессиональная мобильность ученых. Благодаря мобильности осуществляется постоянная перестройка исследовательского фронта, обеспечивающая кадрами новейшие направления исследований. В то же время мобильность весьма оперативный, хотя и косвенный показатель состояния дел в той или иной области исследований: начинающийся отток ученых из какого-либо направления раньше других признаков может свидетельствовать о его "насыщении".

Эмпирические исследования профессиональной мобильности ученых идут в Ленинграде – Санкт-Петербурге примерно 30 лет. На протяжении этого времени выявлены общие тенденции и специфика мобильности ученых в различных отраслях наук и на отдельных этапах развития науки. Первый многократно доказанный факт – ученые в профессиональном отношении мобильны, лишь 1/3 работает по специализации полученной в ВУЗе. Если в 70-80-х годах изучалось преимущественно внутринаучное движение, то в 90 годах основное внимание было сосредоточено на изучении патологической мобильности, т.е. выходу ученых из сферы науки, а также миграционным процессам. В нашем последнем исследовании мы вновь пытаемся вернуться к внутринаучной мобильности, но уже в новых социально-экономических отношениях, в рамках проекта международного сравнительного исследования. Здесь мы рассмотрим лишь результаты выборочного социологического опроса членов Санкт-Петербургского союза ученых (90 человек) в апреле 1998 года.

Проводя последнее исследование, мы хотели выяснить мотивацию и интенсивность изменения научных направлений у ученых. Мы предполагали, что в условиях рыночных отношений кардинально изменилась мотивация научных кадров, но наша гипотеза оправдалась лишь частично. Значительная часть мотивов носила традиционный характер, зафиксированный еще в 70-х годах.

Наибольший интерес составляла для нас элитная группа докторов наук. Прежде всего, остановимся на ней. По данным опроса наиболее распространенным мотивом является внутринаучный фактор – логика научного исследования (40%), на втором месте оказался психологический фактор – изменение научных интересов (23%), на третьем – практическая полезность исследования (20%). Вместе с тем обнаружились факторы, связанные институциональными изменениями, произошедшими в науке, например, появились мотивы, связанные с возможностью получения грантов, стремлением к самостоятельной работе. По данным этого опроса изменение научного направления почти не связано с миграционными намерениями, однако, по-видимому, это специфика данной возрастной группы. Есть основания полагать, что у молодежи к решению этих вопросов несколько иной подход.

Как выявилось, распределение мобильных между новыми и традиционными направлениями существенно не изменилось за последнее десятилетие, и носит устойчивый характер. Мы предполагали, что существенные изменения произошли в векторе движения кадров между фундаментальными и прикладными исследованиями, что в настоящее время доминирует поток в прикладные исследования, разработки. Но данный опрос не подтвердил нашу гипотезу: из фундаментальных в прикладные и обратно объем потоков существенно не отличался. Однако не исключено, что это связано со спецификой выборки (в основном ученые академических вузов и институтов). Необходимы дальнейшие исследования для более полного понимания и обоснования такого движения.

Сравнение данных респондентов – докторов наук с данными по всему массиву опрошенных показывает в основном общность мотиваций в изменении направления, что не исключает отдельных различий, к которым относятся такие как вынужденные обстоятельства и боязнь потерять работу. Эти мотивы в большей степени распространены среди кандидатов наук и научных работников, не имеющих ученой степени.

Таковы некоторые общие тенденции. В докладе будут рассмотрена специфика их проявления в естественных, технических и общественных науках.

Международное исследование, которое будет проведено в ближайшее время, позволит более глубоко осмыслить и понять динамику направлений и мотиваций профессиональной мобильности, ученых в различных странах с рыночной экономикой.