Толстые журналы 20 века. Толстые журналы

В Екатеринбурге прошел первый фестиваль литературных журналов

Текст: Ксения Дубичева/РГ, Екатеринбург
Фото из «Фейсбука» Сергея Костырко. Слева направо: екатеринбургский писатель, депутат свердловской областной думы Евгений Касимов, заместитель главного редактора журнала «Урал» Сергей Беляков, главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова, главный редактор журнала «Знамя» , независимый екатеринбургский издатель

В Екатеринбурге на фестивале «Толстяки на Урале» встретились руководители десяти толстых литературных журналов России. Программа представительного собрания — обсудить сложности сегодняшнего бытия «толстяков» — выполнена с лихвой, но вечный вопрос «что делать?» — внятного ответа и на сей раз не получил. Объединенные силы главных редакторов так и не решили вопрос о дальнейшей судьбе «толстяков».

— Некогда могучие борцы сумо, какими изобразили «толстяков» на фестивальных буклетах, давно превратились в дистрофиков, которые заботятся только о том, чтобы не загнуться в Год литературы. Такой сарказм избыточен, — считает главный редактор журнала «Дружба народов» Александр Эбаноидзе.

На круглом столе «Толстые журналы в тощие годы» руководители литературных журналов констатировали катастрофическое падение тиражей. Но для исправления ситуации предлагались методы, словно почерпнутые у гоголевского Манилова.

— Если бы питерским журналам передали зарплату хотя бы одного завалящего, второго состава, игрока «Зенита», то, наверное, этих миллионов евро хватило бы на выпуск журнала до конца столетия, — подсчитывает Александр Казинцев, заместитель главного редактора «Нашего современника». — Мне скажут, что футбол — это зрелище, а толстые журналы никто не читает. Так и футбол не очень смотрят!

Куратор «Журнального зала » Сергей Костырко «на пальцах» объяснил, насколько упали гонорары литераторов:
— В советское время в «Литературном обозрении» платили 400 рублей за лист (25 машинописных страничек или 40 тыс. знаков с пробелами. — Прим. ред. ). Если перевести гонорар в цену булки хлеба, то сейчас эта сумма эквивалентна 2,5 тысячам долларов. Такую оплату труда ни один журнал позволить себе не может. Поэтому сейчас, чтобы получить качественные тексты, редакторы ищут любую мотивировку — кроме финансовой.

Сергей Чупринин руководит «Знаменем» с 1993-го, за это время тираж журнала упал в 400 раз. И причина этого, считает главный редактор, кроется не в качестве литературы, не в эффективности менеджмента, — а в том, что читатель изменился.

— Страна предпочитает писать, а не читать, — констатирует Чупринин. — Когда-то на весь Советский Союз приходилось десять тысяч писателей, членов Союза. Сейчас на сайте Стихи.ру опубликованы тексты 685 712 поэтов. Если бы каждый из них купил хотя бы одну книжку или журнал — какие это были бы тиражи, гонорары и социальный престиж! И особых жертв это не требует: журнал стоит как три чашки кофе или полкило сосисок.

По его мнению, менять сосиски на литературу читатель не торопится из-за миграции из толстых журналов — в телевизор или социальные сети:

— Коротенькие, емкие тексты облегченного восприятия в сетях публикуются мгновенно, а не через четыре месяца, как в «Знамени». Их можно комментировать, удалить, редактировать, — словом, ими можно распоряжаться. Вот в чем дело: сейчас читатель становится распорядителем культурного пространства.

— Читатель и писатель без журнала прожить может, — резюмировал литературный критик Леонид Быков, модератор круглого стола. — А вот литература без журнала не проживет.

Надо заметить, что интереса к «Большой литературе» читатель не утратил. Фестиваль диагностировал дефицит, если не сказать голод, на литературные события в Екатеринбурге. Набитые под завязку залы, где проходили фестивальные мероприятия, не назвать иначе, чем «кошмаром пожарного». Скажем, на творческий вечер поэта Ольги Седаковой набилось зрителей в три раза больше, чем вмещает зал (обошлось без скандала, интеллигентные любители поэзии безропотно простояли в душном зале два часа плечом к плечу). Точно так же «отстояли вахту» в проходах зрительного зала поклонники Вениамина Смехова, готовые терпеть неудобства ради русской поэзии. Так что с точки зрения публики фестиваль, безусловно, удался.

Профессиональные встречи прошли не так гладко. Дело, прежде всего, в принципиально разных финансовых моделях деятельности журналов столичных и провинциальных. Последние существуют исключительно на бюджетной основе, за счет регионального финансирования, объем которого зависит от человеческого фактора, от пристрастий региональных властей. Так, например, содержание журнала «Урал» обходится бюджету Свердловской области в восемь миллионов рублей ежегодно. Кроме того, двумя траншами в этом году и следующем журнал получит дополнительные 4,5 миллиона на повышение гонораров, обеспечение журналами библиотек и т. д.
Основу же финансирования журналов столичных составляют гранты, предоставляющие, если можно так выразиться, большую свободу маневра. Поэтому предложение добиваться твердых государственных гарантий для изданий у столичных «толстяков» понимания не нашло.

В следующем году в Екатеринбурге планируют провести второй фестиваль толстых литературных журналов.

Так называемые "Толстые журналы" по сути являются литературными ежемесячниками,в которых регулярно печатались новинки литературы,перед тем,как опубликовать отдельным томом.Многие граждане собирали целые подписки подобных журналов,создавая из них коллекции.

В СССР к подобным "толстым " журналам следует отнести:"Юность","Дон","Звезда","Урал","Сибирские огни","Иностранная литература","Дружба народов","Наш современник","Москва","Нева","Знамя","Октябрь","Новый мир". Так же в киосках "Союзпечати" можно было найти малоформатные "толстые " журналы,такие как:"Смена","Молодая Гвардия","Аврора ".

"Толстые " журналы,пожалуй не стоит путать с другими изданиями.Простых журналов в СССР тоже было достаточно:"Советский Союз","Огонек","Крокодил","Крестьянка","Работница ". Появлялись на прилавках они по разному либо еженедельно,либо раз в месяц.

В СССР так же существовало огромное множество журналов по интересам для различных возрастов:"Журналист","За рулем","Спортивные игры","Здоровье","Химия и жизнь","Знание - сила","Техника молодежи","Наука и жизнь","Наука и религия","Пионер,Костёр","Юный натуралист","Юный техник","Вокруг света ".

Журнал "Новый мир " под редакцией самого Твардовского в 1962 году напечатал прекрасную повесть "Один день Ивана Денисовича",а так же еще три рассказа Солженицына - "Случай на станции Кречетковка","Для пользы дела","Матренин двор".

В журнале "Октябрь " были напечатаны роман Рыбакова "Тяжелый песок" и повесть Астафьева "Печальный детектив". Печатались произведения Манна,Андерсена-Нексё,Драйзера,Барбюса,Роллана,Бределя,Фйхтвангера,Паустовского,Гайдара, Пришвина,Зощенко,Олеши,Есенина,Платонова,Маяковского,Нагибина,Мориц,Искандера, Вознесенского,Васильева,Бакланова,Ахмадулиной,Адамовича.

В журнале "Знамя " было напечатано,ставшее впоследствии классикой "Падение Парижа" Эренбурга,"В окопах Сталинграда" Некрасова,"Молодая гвардия" Фадеева,"Сын" Антокольского.Так же военная проза Казакевича и Гроссмана.Поэтические произведения Вознесенского,Ахматовой и Пастернака.

В первые годы перестройки журнал "Знамя" стал издавать запрещенные до этого произведения,Платонова,Булгакова,Замятина.Стало печатать произведение Сахарова "Воспоминания".

В журнале "Нева " издавались произведения Быкова,Дудинцева,Каверина,Конецкого,Чуковской,Гумилева,Стругатских,Гранина.
Именно в "Неве" читатели познакомились с такими произведениями,как: "Слепящая тьма" Артура Кестлера и с романом Роберта Конквеста "Большой террор".

В "толстом" журнале "Москва " был издан роман "Мастер и Маргарита" Булгакова(с декабря по январь 1966-1967 года).
Когда началась перестройка,в этом журнале было опубликовано произведение Карамзина "История государства Росийского",которое что примечательно не издавалось в годы советской власти.

В "толстом" журнале "Юность " издавались произведения Ахмадулиной,Окуджава,Вознесенского,Тихонова,Яшина,Розова,Гладилина,Алексина,Рубина,

Аксенова.

В "Юности" же увидел впервые свет роман Кузнцова "Бабий Яр".

Тиражи "толстых" журналов

Так называемые "толстые " журналы в СССР можно было приобрести лишь только по большому блату.Несмотря на то,что например тираж такого журнала,как "Юность" превышал 3 млн штук.В киосках "Союзпечати",их разбирали практически мгновенно.
Даже в библиотеках их нельзя было забрать домой,а выдавались лишь в читательских залах.

В наше время подобные проблемы вызывают лишь усмешку.На любой "блатной" журнал можно подписаться без всяких проблем.Тиражи современных "толстых" журналов упали на порядки,если сравнивать их с тиражами в СССР.Например журнал "Новый мир" имеет тираж 7200 штук,а у журналов "Знамя" и "Октябрь" около 5000 штук.У популярного в свое время журнале "Дружба народов" всего 3000 штук.

Читайте еще:

«Толстые» журналы («Знамя», «Новый мир», «Иностранка» и др.) - особая, традиционно-необходимая часть нашей культуры на протяжении двух с лишним столетий. В советское время толстые литературные журналы, и. прежде всего – «Новый мир», были основой литературного процесса, неким центром, вокруг которого крутилась вся литературная жизнь.

На сегодняшний день главная задача этих изданий та же, что и двести лет назад: чтобы литератор не остался без площадки для высказывания, а читатель - без литературы.

Толстый журнал - явление не уникально российское, но нигде, кроме России, оно не имело такого количества дополнительных функций. В царской России в отсутствие других общественных трибун литературный журнал становился протопарламентом, выразителем политических и общественных идей, формировал среду. В послесталинские годы в СССР журналы были каналом "для выпуска пара" - в виде "дозволенной фронды" журналам можно было писать о том, о чем не говорили по ТВ и не писали в "Правде". Журналы были катализаторами перемен в обществе: вспомним хотя бы ждановское постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" 1946 года, с которых началась травля писателей и композиторов, или выход "Одного дня Ивана Денисовича" в "Новом мире", ставшего символом оттепели.

Тиражи у всех литературных журналов сейчас очень низкие - в «Новом мире» 7200 экземпляров, у «Октября» и у «Знамени» меньше 5000, у «Дружбы народов» – 3000. По сравнению с тем, что было раньше, это очень мало. Сегодня в большинстве редакций с завистью вспоминают миллионные тиражи в 1980-е годы. Однако нынешнее затворничество имеет свои преимущества. Главред "Октября" Ирина Барметова говорит: "Мы не нужны, нас не замечают? Ну и не надо. Зато мы честны с читателем и с собой, нас не подвергают ни идеологической цензуре, ни рыночной - это уже немало". Этот тезис можно развить: ушли миллионы читателей? - Зато остались самые преданные, настоящие. Мало кто читает? - Зато авторы не должны идти на унизительные компромиссы: упрощать, заигрывать с читателем, "писать понятно и коротко".

На сайте "Журнальный зал", где собраны все интернет-версии журналов, их читает 8 тысяч человек в день, 240 тысяч в месяц, это не так уж и мало.

Как правило, у толстых журналов три основных источника дохода. Основной - подписка, причем не только в России. На них подписаны крупнейшие библиотеки, филфаки и факультеты славистики во всем мире. Второй - государственные субсидии: они составляют, как правило, 20 процентов бюджета журнала. Минсвязи в последние годы дает деньги не вообще на журнал, а на поддержку "социально значимых тем". В провинции толстый журнал зачастую существует полностью на государственный счет - так, например, журнал "Урал" финансируется из бюджета Свердловской области.

Третий источник - собственные средства и частные фонды. Вопреки общему мнению у толстых журналов нет спонсоров или благотворителей. За редким исключением: "Иностранке" помогает фонд Ельцина, "Дружбе народов" - "межгосударственный фонд "Гуманитарное сотрудничество"". Остальные деньги журналы зарабатывают сами. Распространена практика спецномеров: так, "Иностранка" выпускает номера, целиком посвященные литературе той или иной страны,- она же и выкупает часть тиража. Спецномера "Дружбы народов", посвященные литературе Грузии, Прибалтики и Украины, выкупались диаспорами и культурными центрами при посольствах. Журнал "Москва" практикует спецномера, посвященные писательским организациям провинции, которые их и оплачивают.

Главный парадокс толстых журналов сегодня состоит в том, что, несмотря на их "невидимое", подпольное существование, они по-прежнему оказывают важнейшее влияние на литературу и общество в России. Зачастую - самим фактом своего почти мифического существования. Это - уникальный опыт неподцензурного бытия, своего рода альтернатива рыночной культуре. Они доказали свою верность литературе - тем, что пожертвовали славой и комфортом ради того, чтобы заниматься любимым делом. Они в широком смысле отказались от соблазнов современности - еще раз доказав, что литература в России дороже денег. Редкий, почти невозможный в наше время случай. Напечататься в "толстом"- по-прежнему очень престижно даже тиражному автору: это своего рода благословение касты профессионалов, пропуск в большую литературу. Напечатать книгу может сегодня каждый - а напечататься в "Новом мире" или "Знамени", или хотя бы быть отрецензированным - далеко не всякий.

Сейчас толстый литературный журнал – пожалуй, самое оптимальное средство доставить новейшую русскую литературу читателю, живущему далеко от Москвы. Особенно если говорить о читателе немолодом, который не пользуется интернетом. Только из толстых журналов он узнает, что же реально сейчас происходит в прозе, поэзии, литературной критике.

Если представить себе, что исчезли литературные журналы – это окажется самой настоящей культурной катастрофой. Конечно, в первый момент общество этого не почувствует, но для литературы это будет полный крах, потому что исчезнут совершенно необходимые ей жанры. Ну представьте, что останутся одни романы..., а как же очерки, рассказы, эссе?

Центральная городская библиотека выписывает журналы «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Роман-газету».

Александр Эбонаидзе, главред "Дружбы народов" так отозвался о литературных журналах: "Как человеческому организму нужна крупица серебра, без которой он не мог бы существовать, так и толстые журналы нужны обществу - даже если общество их не замечает - как гарантия от деградации".

…они и по сей день живы

«Толстые» журналы - это литературные ежемесячники, в которых перед выходом в свет отдельными томами публиковались новинки литературы.

В СССР к «толстым» журналам относились «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Нева», «Москва», «Наш современник», «Дружба народов», «Иностранная литература», «Сибирские огни», «Урал», «Звезда», «Дон», «Волга» в какой-то степени «Юность», хотя она была тоньше остальных. Эти журналы выходили форматом А1. Были и малоформатные «толстые» журналы «Аврора», «Молодая гвардия», «Смена».

«Толстые» журналы не следует путать с остальными. Их в Советском Союзе тоже было не мало: «Работница», «Крестьянка», «Крокодил», «Огонек», «Советский Союз». Выходили они по-разному: раз в месяц или еженедельно.

Существовали журналы по интересам и для разных возрастов: «Вокруг света»,«Юный техник», «Юный натуралист», «Костёр», «Пионер», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Знание - сила», «Химия и жизнь», «Здоровье», «Спортивные игры», «За рулем», «Журналист».

  • «Знамя»
  • «Москва»
  • «Октябрь»
  • «Иностранная литература»
  • «Юность»

под редакцией Твардовского напечатал в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» и три рассказа «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела» А. Солженицына

В «Октябре» были напечатаны повесть «Печальный детектив» В. Астафьева и роман А. Рыбакова «Тяжёлый песок». Появлялись произведения А. Адамовича, Б. Ахмадулиной, Г. Бакланова, Б. Васильева, А. Вознесенского, Ф. Искандера, Ю. Мориц, Ю. Нагибина, В. Маяковского, А. Платонова, С. Есенина, Ю. Олеши, М. Зощенко, М. Пришвина, А. Гайдара, К. Паустовского. Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, М. Андерсена-Нексё, Г. Манна.

В «Знамени» были опубликованы «Падение Парижа» И. Эренбурга, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, военная проза Гроссмана, Казакевича. В поэтические произведения Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Вознесенского. В первые перестроечные годы «Знамя» вернуло читателю забытые и запрещённые произведения М. Булгакова, Е. Замятина, А. Платонова, напечатало «Воспоминания» А. Сахарова.

В «Неве» печатались по информации Википедии Д. Гранин, братья Стругацкие, Л. Гумилев, Л. Чуковская, В. Конецкий, В. Каверин, В. Дудинцев, В. Быков.
«Нева» познакомила читателей с «Большим террором» Роберта Конквеста и романом Артура Кестлера «Слепящая тьма».

В «Юности» печатались В. Аксенов, Д. Рубина, А. Алексин, А. Гладилин, В. Розов, А. Яшин, Н. Тихонов, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина.
А. Кузнецов опубликовал свой роман «Бабий яр».

Современные тиражи «Толстых» журналов

«Толстые» журналы в Советском Союзе достать было очень сложно. Подписка на них осуществлялась только по блату (хотя тираж «Юности» превышал три миллиона штук), в киоски «Союзпечати» они если и поступали то в минимальном количестве. В библиотеках имелись лишь в читальных залах. Нынче в России читай — не хочу, подписаться можно на любой, однако тиражи у всех мизерные: в «Новом мире» 7200 экземпляров, у «Октября» и «Знамени» меньше 5000, у «Дружбы народов» – 3000.