Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест? Проведение аттестации рабочих мест Оформление аттестации рабочих мест по условиям труда.

Мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.

Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих .

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2020 году нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения , даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии труда, потребуется повторная процедура.

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2020 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;

  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Кто может не проходить аттестацию рабочего места

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

На выполнении аттестации можно немного сэкономить при наличии нескольких схожих мест с однотипными условиями труда.

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Аттестация рабочих мест по условиям труда является обязательной процедурой для всех работодателей. Уклонение от нее влечет за собой наступление административной ответственности. При проведении аттестации важно соблюдать все этапы процедуры и учитывать множество нюансов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что это такое?

Аттестация условий труда – это проведение ряда мероприятий, направленных на выявление вредных, опасных производственных факторов на предприятии .

При обнаружении подобных проблем во время аттестации у руководителей организации появляется возможность принять меры для приведения условий работы сотрудников в соответствие с существующими государственными стандартами.

Аттестацию необходимо проводить с определенной периодичностью – раз в 5 лет. Обследованию подлежат все без исключения рабочие места в организации .

Во время аттестации проверяется исполнение работодателем следующих основных условий организации трудовой деятельности сотрудников:

Посмотрите подробное видео об аттестации рабочих мест:

Законодательное регулирование

В настоящий момент в законодательстве общепринятый термин «аттестация рабочих мест» заменен на новое понятие – СОУТ (специальная оценка условий труда) . Термин используется в профессиональных кругах, а на практике по-прежнему применяется понятие «аттестация рабочих мест».

Основным законодательным актом, регламентирующим вопрос проведения аттестаций , является № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому закону, каждый работодатель в обязательном порядке должен проводить систематические аттестации рабочих мест с целью выявления возможных нарушений, опасных и вредных факторов.

Подобные проверки позволяют повысить уровень безопасности работников и улучшить условия их труда.

Кто подвергается процедуре?

Аттестация направлена на оценку организации работы на конкретном предприятии, по этой причине ответственность за результаты проверки несут должностные лица , в обязанности которых входит обеспечение надлежащих условий труда в организации.

При незначительной численности сотрудников (менее 50 человек) отвечать за охрану труда может:

  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работник;
  • организация, либо специалист по охране труда, сотрудничающие с работодателем по гражданско-правовому договору.

На предприятиях с численностью сотрудников свыше 50 человек должна быть создана отдельная служба по охране труда, либо, как минимум, введена должность специалиста по охране труда.

По умолчанию обязанность по охране труда закрепляется за непосредственным руководителем организации . Если речь идет об ИП, то ответственным лицом автоматически становится сам индивидуальный предприниматель .

Кто проводит аттестацию?

Аттестация проводится самим работодателем при содействии аттестующей организации. В качестве аттестующей организации выступает юридическое лицо, аккредитованное на проведение подобного рода проверок.

Факт сотрудничества между сторонами подтверждается заключенным двусторонним гражданско-правовым договором . На основании этого договора юридическое лицо за определенное вознаграждение производит все необходимые измерения, а также оценку условий труда работников.

На основании проверки делается вывод о соответствии условий труда в организации существующим государственным нормативам, о наличии нарушений, либо опасных и вредных производственных факторов.

Организация, привлеченная к сотрудничеству, должна не иметь никакого отношения к работодателю. То есть быть полностью независимой в проведении своих исследований .

Закон не запрещает привлекать к аттестации несколько сторонних организаций . Работодатель в таком случае может распределить между ними определенное количество рабочих мест, либо разделить спектр выполняемых на основании договора работ.

Для проведения процедуры работодатель создает аттестационную комиссию, в состав которой входят:

Возглавляет комиссию представитель работодателя. Состав комиссии, а также график проведения работ утверждаются приказом работодателя.

Функции аттестационной комиссии:

  • руководство процессом;
  • осуществление контроля за проведением работ;
  • формирование пакета документов , необходимых для проведения процедуры;
  • составление списка рабочих мест, подлежащих проверке;
  • проведение специальных мероприятий, направленных на изучение условий труда (определение наличия вредных факторов на производстве, измерение уровня травмоопасности, определение наличия специальной одежды у работников, изучение состава оборудования и сырья, сравнение полученных показателей с показателями прошлых проверок и т.д.);
  • присвоение номеров рабочим местам;
  • заполнение карт аттестации;
  • подписание карт;
  • подготовка предложений по внесению изменений , либо дополнений в сотрудников;
  • оценка полученных результатов;
  • разработка плана мероприятий , направленных на повышение уровня охраны труда.

Этапы процедуры

Процесс начинается с создания аттестационной комиссии с нечетным количеством членов. Работодатель утверждает график работы комиссии и перечень запланированных мероприятий.

Основные этапы:

Существует 4 основных класса условий труда на производстве:

  1. оптимальные (нормальные условия, соответствующие существующим стандартам);
  2. допустимые (незначительное воздействие на организм, которое проявляется исключительно на рабочем месте и пропадает после ухода с рабочего места);
  3. вредные (воздействие на здоровье сотрудников неблагоприятных условий труда может привести к профессиональным заболеваниям, вызывающим частичную или полную потерю трудоспособности);
  4. опасные (высокая вероятность появления профессиональных заболеваний, получения травм, либо появления угрозы для жизни).

Аттестационная карта и иные документы

Аттестационная карта – документ, в котором содержится информация о фактических условиях труда на рабочем месте , о наличии компенсаций, о рекомендуемых мерах для улучшения ситуации.

При наличии некоторого количества аналогичных рабочих мест составляется единая аттестационная карта на все эти объекты. Документ составляется на рабочее место, которое является первым в списке аналогичных рабочих мест.

Образец карты аттестации рабочего места (кликабельно):

Заполненная карта содержит следующую необходимую информацию:

  • Полное наименование , реквизиты работодателя.
  • Должность работника в соответствии со . Указанная профессия должна соответствовать наименованию в общероссийском классификаторе. Если необходимая должность в классификаторе отсутствует, делается соответствующая запись.
  • Название структурного подразделения . Если у работодателя нет структурных подразделений, делается соответствующая запись.
  • Количество аналогичных рабочих мест .
  • Численность сотрудников по штатному расписанию с указанием отдельно количества женщин, несовершеннолетних граждан.
  • Перечень оборудования , материалов, приспособлений, сырья применяемых на рабочем месте.
  • Оценка условий труда (по степени вредности, опасности).
  • Описание производственной среды (химические факторы, биологические факторы и т.д.).
  • Описание трудового процесса (тяжесть, интенсивность).
  • Итоговые оценки условий производственной среды, трудового процесса (на основании проведенных измерений).
  • Класс травмоопасности .
  • Обеспеченность сотрудников СИЗ (средствами индивидуальной защиты).
  • Сведения о компенсациях (за тяжелую работу, за работу с вредными, опасными условиями труда): наименование существующих компенсаций, фактические размеры и порядок начисления выплат, необходимость назначения компенсаций работникам.
  • Необходимость проведения медицинских осмотров .
  • Рекомендации по улучшению условий, изменению режима труда, организации отдыха.
  • Рекомендации по подбору работников .
  • Заключение комиссии по обследованному рабочему месту.

Карта подписывается председателем комиссии, ее членами. Также, документ подписывает гражданин, работающий на данном месте.

Аттестационная карта составляется на основании результатов проведенных обследований. Все инструментальные измерения оформляются протоколами. Формы документов устанавливаются нормативными актами.

Существуют следующие протоколы:

  • протокол определения тяжести и напряженности трудового процесса;
  • протокол оценки травмобезопасности рабочего места;
  • протокол оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты проверки

В конце проверки составляется итоговый отчет по аттестации рабочих мест. К отчету прилагаются следующие сведения:

Максимум через 30 рабочих дней после получения результатов проверки работодатель обязан огласить полученные результаты персоналу и разместить информацию в открытом доступе (например, на сайте организации).

После этого необходимо принять соответствующие меры , направленные на устранение выявленных нарушений, улучшение условий труда, снижение уровня вредности и опасности на производстве, назначение положенных компенсаций сотрудникам и т.д.

После утверждения отчета (на бумажном, электронном носителе) и подписания приказа о завершении проверки работодатель обязан в течение 10 календарных дней от даты подписания приказа направить в территориальное представительство государственной сводную ведомость и сведения об аттестующей организации .

В каком случае рабочее место признается аттестованным:

  • нет вредных и опасных условий труда;
  • требования по травмобезопасности выполнены;
  • условия отвечают гигиеническим нормам.

Рабочие места, относящиеся к 3 классу условий труда (вредному) обычно условно аттестованы . При этом указывается класс и вносятся предложения по улучшению рабочего места.

Место признается не аттестованным , когда оно относится к 4 (опасному) классу условий труда. Такая ставка подлежит ликвидации или полной реструктуризации.

Нюансы

Независимая организация, аккредитованная на проведение проверок подобного рода, может отказаться от сотрудничества с конкретным работодателем .

Отказ может быть получен в связи с нежеланием работодателя представить экспертам необходимые нормативные документы , либо в связи с нежеланием или неготовностью работодателя обеспечить экспертам надлежащие условия для проведения измерений и оценок.

На сколько лет действительны результаты аттестации? Каждое рабочее место должно оцениваться минимум один раз в 5 лет . Моментом последней проверки считается дата завершения прошлой аттестации данного рабочего места. Датой начала новой проверки считается день издания работодателем приказа о создании комиссии и утверждении графика работы комиссии.

Таким образом, и срок действия документов аттестации равен 5 годам .

Новые рабочие места должны быть аттестованы в течение 60 дней с момента их организации.

Стоимость и штрафы

Средняя стоимость процедуры аттестации одного рабочего места варьируется от 1000 до 3500 рублей . Размер суммы зависит от количества необходимых процедур, измерений и оценок, которые необходимо произвести при аттестации конкретного рабочего места.

Существуют следующие административные наказания за отсутствие аттестации:

Повторное нарушение норм законодательства о необходимости проведения аттестации может привести к существенному увеличению величины штрафа и продлению сроков приостановки деятельности. Руководитель предприятия, повторно нарушивший закон, может быть на длительное время лишен права занимать руководящие должности (от 1 до 3 лет).

Таким образом, аттестация рабочих мест представляет собой обязательную процедуру , которую в установленные законом сроки должен производить каждый работодатель. Для проведения проверки создается специальная комиссия, которая проверяет условия труда сотрудников и выявляет возможные нарушения.

Полученные результаты направляются в уполномоченные органы , а работодатель организует мероприятия по устранению выявленных нарушений и улучшению условий труда в организации.

Вопрос: Добрый день. В феврале 2013 года была отменена аттестация рабочих мест для компаний, которые имеют только офисы. У меня есть противоречивая информация: одни юристы мне говорят, что аттестацию рабочих мест проводить нам не нужно вообще, другие юристы говорят, что 1 раз всё равно обязательно нужно проводить, но не нужно каждые 5 лет. Мне бы хотелось все-таки разобраться - как правильно?

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Какие рабочие места подлежат аттестации

Согласно п. 4 указанного приказа, с учетом внесенных изменений, аттестации подлежат, рабочие места, которые предполагают:

  • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Какие рабочие места не подлежат аттестации

Согласно п. 4 указанного приказа, с учетом внесенных изменений, аттестации не подлежат рабочие места, на которых работники:

  • заняты работой исключительно на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах);
  • эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную оргтехнику;
  • эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Таким образом, не подлежат аттестации рабочие места офисных работников организации при условии, что они относятся к числу исключений, указанных выше (например, работники заняты только на персональных компьютерах менее 50% рабочего времени, эксплуатируют аппараты копировально-множительную техники (настольного типа, стационарные), используемой периодически для нужд организации, иную офисную оргтехнику и т.п.). Если же работники заняты только на персональных компьютерах, но более 50% рабочего времени, то их рабочие места нужно аттестовывать в установленном порядке.

Порядок проведения аттестации рабочих мест, кто проводит аттестацию рабочих мест

В соответствии с п. п. 9 , 10 Порядка аттестация проводится аттестационной комиссией, в состав которой включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

Таким образом, созданная в организации аттестационная комиссия определяет, какие рабочие места, в том числе вновь организованные, подлежат аттестации.

Аттестация рабочего места офисного работника

Как можно подтвердить занятость офисного работника за персональным компьютером менее 50% рабочего времени?

Как уже было указано, аттестационная комиссия сама определяет, какие рабочие места подлежат аттестации.

Для того чтобы определить, занят ли работник за ПЭВМ более или менее 50% рабочего времени, согласно п.7 Приказа, аттестующая организация исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация.

В данном случае такой документацией будут являться те документы, в которых указаны должностные обязанности работников, а также документация по учету времени, отработанного каждым работником.

Примерами являются:

Судебная практика по аттестации рабочих мест

Как указал Седьмой арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 3 июня 2013 г. по делу № А03-968/2013 лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени - это лица профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ. Документами, подтверждающие работу на ПЭВМ более 50% рабочего времени в данном деле были приказ о приеме сотрудников на работу, а также акт проверки рабочих мест, в которых отражен режим работы (в данном случае Общества). При этом суд отметил необходимость связанности работников с эксплуатацией ПЭВМ. Работниками были: приемщик-кассир, инженер электросвязи, главный бухгалтер.

В своем Апелляционном определении от 22 августа 2013 г. по делу № 33-5043 Саратовский областной суд отметил, что ответчиком предоставлены достаточные доказательства того, что рабочие места в ООО не подпадают под перечень, содержащийся в п. 4 Порядка, не содержат вредных и (или) опасных производственных факторов, сотрудники организации заняты на работе с ПЭВМ не более 50 процентов рабочего времени. При этом ответчик, ООО, предоставило копии должностных инструкций лиц, занятых за работой на ПЭВМ (среди них: директор, главный бухгалтер, управляющий ломбардами, бухгалтер, помощник бухгалтера, администратор АХЧ, старший товаровед, товаровед, помощник товароведа, оценщик-товаровед, менеджер по продаже и оценке бытовой техники).

Апелляционное определение Верховного суда республики Саха (Якутия) от 1июля 2013г. по делу №33-2267/2013: в деле указано, что все работники заняты работой исключительно на ПЭВМ. Суд пришел к выводу, что в данном случае аттестация рабочих мест являлась необходимой.

Рабочие места, подлежащие аттестации

Таким образом, аттестация рабочих мест должна проводиться в отношении тех рабочих мест, где лица заняты работой на ПЭВМ более 50% своего рабочего времени на профессиональной основе.

Документами, подтверждающими занятость работника на ПЭВМ менее 50 % своего рабочего времени, могут являться должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры и т.п.

Как часто необходимо проводить аттестацию рабочих мест

Согласно п.8 Приказа от 26 апреля 2011 г. № 342н на рабочих местах, где установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет.

Согласно п. 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, проведение медосмотров обязательно для работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени. Таким образом, аттестация рабочих мест работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

Ответственность и штрафы по аттестации рабочих мест

За неисполнение обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, предусмотренной статьей 209 Трудового кодекса РФ, работодатель или организация могут быть привлечены к административной ответственности (штрафу) в размере от 1000 до 5000 рублей; организация - от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в соответствии со ст. 5.27 КоАП.

  1. Аттестация должна проводиться в отношении тех рабочих мест, где офисные сотрудники заняты работой на персональных компьютерах более 50% своего рабочего времени на профессиональной основе не реже одного раза в пять лет.
  2. Доказывать проверяющему органу (трудовая инспекция или прокуратура) занятость своих офисных сотрудников на персональных компьютерах менее чем на 50% рабочего времени будет сам работодатель, путем предоставления локальных актов, содержащих трудовые обязанности работников, а также времени их занятости.

Аттестация рабочих мест

В соответствии со ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации " Обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда ".

Аттестация рабочих мест (АРМ) по условиям труда - труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) (пункт 2 приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007 г.).

Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (статья 209 ТК РФ) называется условиями труда.

Факторы производственной среды: физические, химические, биологические.

Факторы трудового процесса: тяжесть и напряженность труда, травмобезопасность.

Вредный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Опасный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.

Основные факторы трудового процесса

К основным факторам трудового процесса, т.е. факторов постоянно присутствующих на любом рабочем месте можно отнести тяжесть и (или) напряженность труда, а также травмобезопасность. Из производственных факторов или факторов окружающей среды на рабочих местах будут присутствовать: освещенность рабочего места (рабочей поверхности) обычно в помещении и параметры микроклимата как в помещении так и на открытой территории.

Основные документы на основе которых проводится аттестация рабочих мест

1 Постановление РФ от 20.11.2008 № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодно дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".

2 Приказ Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

3 Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.

4 P 2.2.2006-05Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.

5 Методические указания. Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда.

Остальные документы используемые для проведения измерений и оценки производственных факторов, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ и спецодеждой: ПОТ, ГОСТ, СанПиН, СП, РД, СН, ТИ, ТОН и др.

Какие последствия несет проведенная или не проведенная АРМ?

Проведенная АРМ. Если в результате проведенной АРМ по УТ были выявлены рабочие места с вредными и опасными условиями, то работодатель должен провести мероприятия по улучшению условий труда на этих РМ. Для чего разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Для работодателя проведенная аттестация рабочих мест несет несколько положительных моментов:

    Возможность снижения затрат на выплаты и на выдачу молока.

    Гарантии в случае предъявления требований со стороны работников.

Не проведение аттестации рабочих мест грозит штрафами, установленными кодексом об административных правонарушений. Должностное лицо штрафуется на сумму от 1 до 5 тысяч рублей, юридическое - от 30 до 50 тыс. Здесь нужно отметить, что важна не столько сумма штрафа, сколько часть 2 статьи 5.27 того же самого кодекса, где написано, что если вы в первый раз нарушили трудовое законодательство, то вас оштрафуют, но если в течение года вас повторно поймали на том же самом, то материалы инспектор обязан отправить в суд. И уже в суде будет ставиться вопрос о дисквалификации руководителя сроком от одного до трех лет.

Аттестующие организации.

Организация привлекаемая с целью проведения аттестации рабочих мест по условиям труда должна иметь следующий пакет документов:

1) действующий аттестат аккредитации измерительной, испытательной или аналитической лаборатории в области аккредитации которой прописаны виды измерений и оценок на которые аккредитована лаборатория (выдается аккредитующим органом на срок не более 5 лет). Систем в которых аккредитована лаборатория может быть несколько (ГОСТ Р; ССОТ; ГСЭН; СААЛ);

2) непросроченные удостоверения, аттестаты, свидетельства о прохождении обучения и подтверждающие знания персонала лаборатории на проведение измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в специализированных учреждениях.

Не менее важным при выборе организации для проведения аттестации рабочих мест является опыт работы по проведению аттестации рабочих мест в той сфере (отрасли) к которой принадлежит аттестуемая организация.

Дополнительно хочется отметить, что при проведении АРМ по УТ привлекаемой для этой цели специализированной организацией, количество специалистов проводящих измерение и оценку вредных и опасных производственных факторов, а также травмобезопасности и обеспеченности СИЗ не может осуществляться одним человеком. Как правило в группу входит не менее трех человек.

2. Договор с аттестующей организацией.

Нестационарные или непостоянные рабочие места

Аттестация нестационарных рабочих мест, то есть мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.), проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов) пункт 14 приказа № 569.

Непостоянное рабочее место - Место, на котором работающий находится меньшую часть (менее 50% или менее 2 ч непрерывно) своего рабочего времени.

Какие именно факторы подлежат оценке на рабочем месте и как их определить?

В соответствии с пунктом 15 Приказа № 569 при аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность.

Составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению N 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда (пункт 11, подпункт 3 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007)

Контролю подлежат все характерные для рабочего места вредные и опасные факторы, регламентируемые санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами, а также тяжесть и напряженность труда. Для составления перечня факторов, подлежащих измерению и оценке, используют техническую, организационно-распорядительную документацию, сертификаты соответствия на сырье, материалы, оборудование и т.п. (Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", Приложение 6, пункт 6.4).

Применение результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (пунк 46 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007) работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу: 115582, г.Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3, центральный бокс, 7 этаж, каб. № 9

Для чего нужна аттестация рабочих мест? Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится для выявления вредных или опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Установленные классы (подклассы) условий труда влияют не только на размер допвзносов в ПФР, но и на объем гарантий и компенсаций, который предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ.

С 01.01.2014 понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» или «спецоценка условий труда». И если раньше вопросы аттестации рабочих мест регламентировались Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н , то теперь спецоценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ .

Но учитывая, что аттестация рабочих мест и их спецоценка по сути одно и то же, то несмотря на замену в ТК РФ термина «аттестация» на термин «спецоценка», данные понятия часто до сих пор используются как равнозначные. Как синонимичные понятия «спецоценка» и «аттестация» будут использоваться и в нашей консультации.

Аттестация рабочих мест обязательна или нет?

ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому проведение спецоценки обязательно в отношении рабочих мест всех работников, кроме (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

Абсолютно все работодатели обязаны провести спецоценку до 31.12.2018 (ч. 4 ст. 8 , ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если до 01.01.2014 работодатель проводил аттестацию рабочих мест по старым правилам, он может не проводить спецоценку условий труда в отношении таких рабочих мест в течение 5 лет со дня завершения последней аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Это правило не касается случаев, когда у работодателя возникает обязанность провести внеплановую спецоценку (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении предписания государственного инспектора труда или при замене производственного оборудования, которое может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных факторов) (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Подробнее о порядке оценки условий труда и аттестации рабочих мест мы рассказывали в отдельном .

Аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна?

В общем случае спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем 1 раз в 5 лет. Такой срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Таким образом, срок действия аттестации (спецоценки) рабочих мест по общему правилу составляет 5 лет.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию от 60 000 рублей до 80 000 рублей.