Оценка экологических рисков деятельности организации. Методы и способы управления эколого-экономическими рисками на уровне предприятия Подходы к оценке и управлению экологическими рисками

Управление рисками помогает выполнить оценку рисков, связанных с такой стратегией. После оценки рисков можно разработать соответствующую программу мероприятий по смягчению и минимизации рисков.

Обычно проблемы возникают по причине недостаточного понимания рисков, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия. Как отмечалось выше, экологические риски носят как внутренний, так и внешний характер, но в обоих случаях они вызывают сбои в функционировании предприятия, а ликвидация их последствий требует значительных затрат и ресурсов .

Управление экологическими рисками является центральным разделом стратегического управления в любой организации. Управление экологическими рисками направлено на определение возможных нарушений и рисков, которые необходимо устранить/минимизировать, а также на внедрение стратегий по работе с такими рисками.

Оценка рисков и управление рисками должны стать неотъемлемой частью процесса принятия решений. Предприятия, которые лучше оценивают экологическими риски, могут использовать более экономичные методы для борьбы с ними . Чтобы управление рисками было эффективным и осмысленным, оно должно стать неотъемлемой частью общей системы управления предприятием.

Задачи управления экологическими рисками:

Управление экологическими рисками на предприятии может быть связано с различными задачами. Стратегия управления рисками должна обеспечивать выполнение следующих действий :

1. Выявление, количественная оценка, понимание и классификация всех экологических рисков, которым подвергается предприятие.

2. Снижение экологических рисков, которые не могут быть признаны приемлемыми.

3. Управление экологическими рисками на надлежащем уровне.

4. Обеспечение баланса между масштабами планируемых действий по устранению последствий экологического риска и степенью экологического риска.

5. Обеспечение последовательного подхода к управлению экологическими рисками.

6. Поддержка стандартизации практических методов работы.

В центре внимания эффективной системы управления экологическими рисками находится выявление рисков и работа с этими рисками. Задача управления экологическими рисками заключается в том, чтобы обеспечить максимальную устойчивость всех видов деятельности организации . Это повышает вероятность успеха и снижает как вероятность неудач, так неопределенность в отношении достижения общих целей организации.

В настоящее время всё большее развитие управления экологическими рисками в России происходит в сферах связанных с выполнением требований нормативно-правовых актов.

1. Охрана атмосферного воздуха.

2. Охрана водных объектов.

3. Использование и охрана недр.

4. Использование и охрана земель.

5. Использование и охрана земель.

6. Обращение с отходами производства и потребления.

7. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов.

8. Использование и охрана объектов животного мира.

9. Особо охраняемые природные территории.

10. Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения.

11. Зоны с особыми условиями использования территорий.

12. Аварии и чрезвычайные ситуации.

13. Производственный экологический контроль.

14. Нормирование допустимого воздействия на окружающую среду.

15. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

16. Ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды.

Существует множество разнообразных форм и типов управления рисками, которые влияют на различные аспекты деятельности предприятия. Множество подразделений, работает в системе взаимосвязей, которые обеспечивают согласованное функционирование предприятия, при этом управление рисками не должно является функцией какого-то отдельно взятого подразделения - руководство должно рассматривать его как процесс, который затрагивает все подразделения .

В процессе управления рисками ранжирование рисков и соответствующих мероприятий по степени их приоритетности выходит за рамки сферы ответственности отдельной службы и влияет на предприятие в целом.

Обобщая результаты оценки рисков, выполненные в различных подразделениях, общий реестр рисков формирует оценку рисков, связанных с деятельностью предприятия в целом .

При внедрении системы управления рисками на предприятии необходимо, прежде всего, понимание того, что управление рисками является непрерывным процессом, а не отдельной акцией . Система управления рисками затрагивает все аспекты деятельности и является непрерывным процессом.

Этапы управления рисками :

1. Определение целей управления рисками.

2. Разработка политики управления рисками.

3. Распределение обязанностей.

4. Оценка рисков.

5. Актуализация отчетов по риску.

6. Мониторинг риска.

7. Меры по снижению риска.

8. Разработка программы управления риска.

В части управления рисками данная стратегия должна содержать заявление о том, что предприятие ставит перед собой задачу внедрения управления рисками . В дополнение к стратегии можно опубликовать политику управления рисками, разъясняющую вопросы выделения ресурсов на реализацию стратегии.

Политика управления рисками предприятия должна включать подробное описание ответственности за управление рисками.

Процесс управления рисками включает в себя интегрированный набор инструментов и методик для использования на разных этапах бизнес-процессов. Для эффективного функционирования процесса управления рисками необходимо :

1. Намерение директоров.

2. Распределение обязанностей внутри предприятия.

3. Выделение необходимых ресурсов для обучения и информирования о рисках всех заинтересованных сторон.

Не следует недооценивать разработку политики при формировании стратегии управления рисками, она должна быть четкой и простой и находиться в ведении высшего руководства. Необходимо понимать, что как и все прочие стратегии, со временем она будет пересматриваться и обновляться.

При реализации проекта необходимо проанализировать :

1. Характер и степень экологических рисков, представляющих угрозу для успешной работы предприятия.

2. Вероятность возникновения таких рисков.

3. Методы управления неприемлемыми рисками.

4. Способность организации минимизировать экологические риски и их последствия для работы предприятия.

5. Затраты и преимущества, касающиеся риска и принятых мер по его снижению.

6. Эффективность процесса управления рисками.

Важную роль на первом этапе управления экологическими рисками играют производственные подразделения, предприятия. Ключевая роль производственных подразделений состоит в том, чтобы подчеркнуть преимущества управления экологическими рисками, а также модифицировать политику управления экологическими рисками. Производственные подразделения выполняют следующие функции :

1. Функциональные подразделения несут основную ответственность за оперативное управление экологическими рисками.

2. Руководители подразделений отвечают за распространение информации об экологических рисках внутри своих подразделений; они должны включить цели по управлению рисками в свои производственные задачи.

3. Управление экологическими рисками должно регулярно обсуждаться на совещаниях руководителей подразделений для рассмотрения и уточнения приоритетности работ по результатам анализа экологических рисков.

4. Руководители подразделений должны обеспечить рассмотрение вопросов управления рисками в течение всего периода реализации проекта.

При внедрении стратегии управления экологическими рисками результаты разнообразных оценок и т.д. должны быть доведены до сведения работников предприятиям и, если это необходимо, различных заинтересованных сторон. На разных уровнях организации необходима разная информация о процессе управления рисками - от подробных отчетов для представления директорам и высшему руководству до постепенного формирования рабочей культуры управления рисками в масштабе предприятия . На разных уровнях организации должны быть поставлены конкретные задачи, связанные с управлением рисками.

Процесс управления рисками состоит из нескольких последовательных шагов, которые должны осуществляться при поддержке со стороны вспомогательных служб и включают отчетность, мониторинг и аудиты . Этот процесс осуществляется в логической последовательности, которая начинается с выявления риска и завершается процессом отслеживания, который предполагает осуществление мониторинга действий по смягчению данного риска.

Процесс управления рисками включает :

1. Методическое выявление рисков, связанных с хозяйственной деятельностью при реализации проекта.

2. Оценка вероятности наступления события, представляющего угрозу.

3. Анализ возможных способов реагирования на такие события.

4. Создание систем ликвидации последствий этих событий.

5. Мониторинг эффективности методов и механизмов управления рисками при реализации проекта.

Таким образом, процесс управления экологическими рисками :

1. Обеспечивает совершенствование функций принятия решений, планирования и определения приоритетов.

2. Помогает более эффективно распределять финансовые средства и материально-технические ресурсы.

3. Дает возможность прогнозировать потенциальные неполадки: в идеале он сводит к минимуму необходимость действий в “авральном” режиме; как минимум, он помогает предотвратить катастрофу или избежать серьезных финансовых потерь.

4. Значительно повышает вероятность своевременного выполнения бизнес-плана при реализации проекта.

Процесс управления рисками обеспечивает эффективную и результативную работу организации, помогая выявлять риски, которые требуют внимания со стороны руководства. Такие риски необходимо ранжировать в порядке приоритетности в виде мероприятий по контролю рисков, указав потенциальные преимущества осуществления этих мероприятий для организации . Оценка рисков должна осуществляться таким образом, чтобы на ее основании можно было определить значимость рисков для предприятия и принять решение о том, можно ли считать данный риск приемлемым, или он требует принятия мер. После выявления рисков необходимо ранжировать их по степени приоритетности. Для этого можно определить последствия и вероятность каждого риска и затраты, связанные с мероприятиями по его минимизации.

В рамках процесса управления рисками работа с рисками представляет собой процесс выбора и осуществления мероприятий по смягчению рисков. Одним из основных элементов работы с рисками является контроль/смягчение рисков.

Обращение с рисками включает в себя внедрение процессов, методов и инструментов, необходимых для борьбы с последствиями значимых для предприятия событий . Эффективность обращения с рисками измеряется той степенью, в которой риски удается исключить или смягчить за счет реализации предложенных мер, направленных на обеспечение контроля рисков.

Часто способы управления выявленными рисками определяются экономической эффективностью обращения с рисками, связанной с затратами на осуществление контроля в сравнении с ожидаемым положительным эффектом от снижения риска . Предлагаемые средства контроля следует измерять посредством сравнения потенциального экономического эффекта, который может быть достигнут в случае отказа от принятия мер, с затратами на принятие мер.

Затем - часто после выявления риска - следует определить затраты на реализацию мероприятий по смягчению риска. Их следует рассчитать довольно точно, так как эта величина быстро становится основным ориентиром для измерения экономической эффективности . Кроме того, следует рассчитать ожидаемые потери в случае отказа от принятия мер, и, сравнив результаты, руководство может принять решение о том, принимать или не принимать меры по контролю рисков.

Что касается соблюдения требований законодательства и нормативов, то в большинстве случаев здесь выбирать не приходится . Предприятию необходимо знать применимые к его деятельности законы и внедрить систему контроля, обеспечивающую выполнение соответствующих требований. Некоторая гибкость возможна лишь в редких случаях, когда затраты на снижение риска абсолютно несопоставимы с самим риском.

После сравнения затрат, на мероприятия по смягчению риска с издержками отказа от принятия мер возможны четыре общепризнанных варианта действий по управлению каждым из выявленных рисков : принять риск, передать риск, снизить риск, устранить риск.

После оценки и согласования мер и процедур по снижению риска их следует применить в работе предприятия.

Руководству следует ранжировать ресурсы, необходимые для управления рисками, по степени их приоритетности . Если высшее руководство предприятия удовлетворено проводимой работой по управлению и обращению с рисками (выявление, изучение, оценка и т.д.), риски можно ранжировать по степени приоритетности и выбрать для каждого из них основные варианты для планирования мероприятий по управлению рисками.

Существует три принципа, связанных с допустимыми или приемлемыми рисками :

1. Должен существовать баланс между возможной степенью снижения риска и затратами на принятие мер по его снижению.

2. Риск должен быть при соответствующем уровне контроля.

3. "Допускающий" руководитель должен подписать записку о мерах по управлению рисками как лицо, допускающее риск.

Риск может быть признан допустимым в случае, если затраты на его полное устранение слишком велики.

Кроме того, риск может быть принят в качестве допустимого в течение определенного периода времени.

В некоторых случаях можно передавать риск, т.е. не устранить или снизить риск, а передать его другому "владельцу" или передать ответственность за него другой организации. Передача риска может осуществляться при помощи аутсорсинга и последующей передачи риска другой организации .

После анализа и рассмотрения рисков обычный путь к их смягчению - снижение рисков. Это можно просто определить как контроль рисков, т.е. осознание факта наличия определенного риска и рассмотрение возможностей управления этим риском.

Существует много подходов к снижению рисков при помощи множества различных методик. Часто первый этап включает определение того момента, когда риск снижен до допустимого уровня и дополнительных мер не требуется, т.е. когда риск становится допустимым . Это решение часто определяется тем, какое количество ресурсов необходимо для реализации плана по снижению риска. Необязательно полностью уничтожать риск - достаточно снизить его до допустимого уровня.

При ранжировании рисков по приоритетности рассматривают все решения, принятые в процессе работы с рисками. Рассматриваются все риски, которые были переданы, устранены, допущены или отнесены к категории приемлемых .

Формальная количественная оценка рисков помогает ранжировать риски по приоритетности, но часто у каждого объекта есть свои приоритеты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление экологическими рисками часто рассматривается в качестве инструмента, позволяющего предприятию расти в результате внутренних и внешних изменений. Предприятию, закрывающему глаза на риски, труднее привлечь внешние инвестиции, чем организации, у которой есть план действий по управлению рисками.

В заключение стоит отметить, что во всем мире во многих отраслях промышленности управление экологическими рисками признано эффективным механизмом снижения экологических рисков для всех аспектов работы предприятий. Этот механизм применим не только к одному сегменту организации, но воздействует на всю компанию и создает такие преимущества, как увеличение прибыли, повышение качества обслуживания потребителей, создание возможностей для развития бизнеса или улучшение условий труда работников.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ РИСКАМИ ENVIRONMENTAL RISK MANAGEMENT

Подгорная Т.И.

Южно-Российский институт управления - филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной службы

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

National Economy and Public Administration

Аннотация: В статье автор рассматривает понятие "экологический риск" и приводит классификация рисков. Анализирует этапы управления рисками, и некоторые меры государственного управления в этой сфере. Также автор подробно рассматривает экономические стимулы по переходу на экологические технологии и делает выводы о том, как усилить их эффективность.

Ключевые слова: экологический риск, управление, правовые меры, наилучшие доступные технологии, плата за негативное воздействие.

Annotation: The author considers the concept and classification of environmental risk risks. She analyzes the stages of risk management and some measures of state control in this area. The author also examines in detail the economic incentives for the transition to environmental technology and draw conclusions on how to enhance their effectiveness.

Key words: environmental risk management, legal measures, the best available technology, the fee for a negative impact.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последние годы появились различные новые виды хозяйственной деятельности, которые направлены на принесение пользы обществу, но, к сожалению, способны подорвать состояние окружающей среды.

В качестве примера такого вида деятельности можно привести добычу сланцевого газа. Сланцевый газ - прекрасный альтернативный вид топлива, который может заменить привычный нам газ . Но почему же такие страны как Франция, Болгария и Нидерланды запретили у себя его добычу? По мнению координатора нефтегазового сектора Глобальной арктической программы WWF России Михаила Бабенко, тот экологический риск, который несет в себе добыча сланцевого газа, гораздо выше, чем польза от нее, по той причине, что технология добычи слишком грязная: она сопровождается потреблением большого количества питьевой воды, и загрязняет подземные источники вод. Но, тем не менее, США от данного вида топлива не отказывается, а страдает от этого окружающая среда в целом, потому что она не делится на страны. На данном примере мы видим, что одним из экологических рисков здесь является уменьшение числа питьевой воды, как ограниченного ресурса ввиду его изъятия и загрязнения оставшегося количества.

Что же вообще представляет собой экологический риск? Если говорить о легальном закреплении этого понятия в нашей стране, то в статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический риск определяется как вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, а также чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера .

Данное определение не идеально, и, как отмечает в одной из своих работ Г. А. Мисник, лучшим является определение экологического риска,

которое было дано в проекте Концепции экологической безопасности России 1993 года, согласно которой под ним понималось соотношение величины возможного ущерба при воздействии экологического фактора и вероятности реализации этого воздействия . Но это был лишь проект. Действительно очевидно, что данное понятие, затрагивающее не только вероятностную, но и количественную оценку риска наиболее полно отражает его правовую природу и к тому же является более простым.

Теперь о том, что представляет собой управление экологическим риском и риском вообще. Каждый из нас управляет риском ежедневно в различных ситуациях, даже не задумываясь об этом. Когда мы переходим дорогу каждый день, мы рискуем быть сбитыми автомобилем. И чтобы этого не случилось, мы соблюдаем ряд мер предосторожности, которые и можно назвать мерами по управлению риском.

Система управления рисками достаточно проста. Первым шагом нужно определить, какими могут быть рисковые события, возможные причины их возникновения и последствия, к которым они могут привести. Вторым оценить риск, то есть решить, насколько вероятно наступление рискового события и насколько значимыми могут быть последствия. Третий шаг: выбрать оптимальный метод управления риском, то есть, что нужно или что нельзя делать, чтобы рисковое событие наступило. И, наконец, контролировать выполнение выбранных мероприятий и отслеживать наступление рискового события.

Экологические риски можно классифицировать по множеству оснований: по степени распространения риска (локальные и глобальные), по уровню его допустимости (допустимые и противоправные), по виду реципиента восприятия риска (риски, сопровождающие опасные последствия для людей, для природы, для экономики) и пр. .

Наиболее важной нам представляется классификация экологических рисков по источнику опасности. Источником может являться: опасное

природное явление, не зависящее от людей; крупные техногенные аварии и катастрофы; хозяйственная деятельность людей.

В отношении каждого из этих источников, законодатель принимает ряд мер, для недопущения рисковой ситуации или минимизации ее последствий, даже в отношении природных явлений, неподчиненных человеку. Существует ряд, так называемых, мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и для каждого рискового события они свои.

Сложнее дело обстоит с экологическими рисками от хозяйственной деятельности. Каждое предприятие, которое имеет дело с потенциально вредными для окружающей среды объектами, проводит свое такое управление. В частности, уже упомянутым ФЗ «О защите окружающей среды» предусмотрена возможность добровольно страховать свои имущественные интересы на случай возникновения экологического риска. Помимо этого можно привести в качестве примера производственный экологический контроль, который осуществляют организации и ИП, имеющие дело с объектами первых трех категорий опасности. Они разрабатывают и утверждают программу контроля, а затем в соответствующие государственные органы подают документацию о его результатах, где отражают информацию о фактических объеме выбросов, сбросов, об обращении с отходами и о состоянии окружающей среды.

Но все равно все то, что делают сами организации и ИП не остается без влияния государственных, правовых мер. Если мы говорим о страховании, то для отдельных видов деятельности на законодательном уровне оно является обязательным, если мы говорим об экологическом контроле, то все равно государством устанавливаются требования к содержанию программы контроля. Можно перечислять и дальше.

К некоторым другим государственным мерам по управлению экологическими рисками можно отнести: лицензирование отдельных видов деятельности, создающих опасность для окружающей среды,

экологическую сертификацию; обязательную государственную экологическую экспертизу опасных видов деятельности; государственный экологический надзор; систему нормирования (сбросов, выбросов, образования отходов); санкции за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе плату за выбросы, сбросы, размещение отходов производства и потребления и пр.

Полный перечень правовых мер по управлению экологическими рисками привести невозможно в силу объективных причин, ведь все существующее нормативное регулирование в сфере экологического права, на мой взгляд, направлено на поддержание экологической безопасности, а поддерживать безопасность - значит не допускать и минимизировать риски.

Мне бы хотелось остановиться подробнее на такой мере как экономические стимулы для хозяйствующих субъектов.

Прежде всего, необходимо исходить из того, что при установлении баланса между экономикой и экологией базовым принципом является принцип наилучших доступных технологий (НДТ). Это путь, по которому пошло большинство стран. Он предусматривает переход на технологии, отвечающие последним экономически доступным достижениям науки при минимальном уровне воздействия на экосистему.

Вопрос состоит в том, что их применение требует немалых затрат. И государство, грубо говоря, спонсирует их внедрение в предприятия, зачитывая плату за негативное воздействие для предприятий, переходящих на НДТ в счёт затрат на эти мероприятия.

Это и есть безусловный экономический стимул. Но стимулы могут быть не только позитивные. Стимулом может являться также повышение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Действующая сегодня система нормирования негативного воздействия основана на предельно допустимых концентрациях

загрязняющих веществ в воздухе и воде. Данная законодательная конструкция приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы, отчисляя в бюджет незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие, и не имеют никаких стимулов к модернизации.

Слишком мала у нас не только плата за негативное воздействие на окружающую среду, но и размеры штрафов в виде санкций за экологические преступления и правонарушения . Как отмечал А.И. Бойко, их нужно значительно повышать, так как экологические правонарушения могут подорвать здоровье огромного количества людей, а значит, санкции за них не должны быть в разы меньше, чем за правонарушения в отношении конкретных лиц .

Мы видим, что не все в области управления экологическими рисками зависит от государственных мер. Важна экологическая культура каждой отдельной личности и общества в целом, которая пока в нашей стране не сложилась, хоть и есть ряд активистов, организаций и компаний, занимающихся этими проблемами. Когда мы говорим об экологических рисках, мы подразумеваем деятельность предприятий, связанных с опасными объектами, но на самом деле каждый из нас своими действиями по крупицам может создать рисковую ситуацию для природы. Но все-таки правовые меры по управлению экологическими рисками со стороны государства должны быть более эффективными и должны, пусть и путем введения жестких санкций, тем не менее, стимулировать не наносить вред окружающей среде.

Список литературы:

1. Василенко Е.В. Проблемы международно-правового регулирования освоения и использования мировых природных ресурсов // Северо-кавказский юридический вестник. 2009. № 3. С. 84-89

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СПС «Консультант Плюс»

3. Мисник Г. А. Правовые проблемы оценки экологического риска // Законодательство и экономика, N 7, июль 2006 г. - 21с.

4. Мисник Г.А. Проблемы ответственности за экологические преступления // Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. №1. - С. 92-97

5. Бойко А.И. Экологический манифест криминалиста // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - М.: Юрлитинформ, 2012, № 2 (3). - С. 236-239

6. Супрун В.В. О принципе добросовестности в проекте концепции совершенствования общих положений гражданского кодекса Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 4. С. 78-80

Как правило, риск представляет собой событие, которое, вероятнее всего, может случиться. В результате этого могут произойти различные случаи – нейтральные или отрицательные. Говоря об экологии, уровень вероятности возникновения негативного воздействия, негативных последствий, опасных для жизни человека, сохранности природных ресурсов, исторических, культурных и материальных ценностей, связанных с природными катастрофами, а также другие факторы и составляют экологический риск.

Управление рисками в целом включает в себя принятие и выполнение управленческих решений. Они должны улучшить рабочий процесс и увеличить показатель положительных последствий в ходе наступления рисков. Понять степень экологического риска можно посредством оценки экологических событий, катастроф, а также влияния загрязнения на окружающую среду.

Давайте рассмотрим результаты работы в области управления рисками на примере ОАО «Атомредметзолото».

Организация процесса управления рисками «АРМЗ»

Компания взяла себе за правило провождение процедуры оценки рисков на этапе планирования, а также реализовывать программы хеджирования рисков.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, компания руководствуется такими аспектами:

Модернизация технологического оборудования;

Соблюдение всех действующих нормативов касательно производственно — технологического процесса;

Реализация контролирующей функции, как со стороны подразделений, так и внешних организаций;

Страхование гражданской ответственности предприятий перед третьими лицами и сотрудниками предприятий.

ОАО «Атомредметзолото» выполняет все нормативы касательно воздействия на окружающую среду и способствует повышению экологической безопасности, чего и требует государство.

К сожалению, стоит отметить, что в последнее время природная среда очень страдает от деятельности человека. Нарушая экологические требования, мы разрушаем, уничтожаем, загрязняем окружающий наш мир. Возьмем, к примеру, добычу сланцевого газа. О его вреде для экологии говорить можно много.

Например, в связи с тем, что данная деятельность является экологической угрозой, .

Классификация негативных факторов воздействия на окружающую среду

Загрязнения можно классифицировать на природные и антропогенные. Природные вызываются естественными явлениями, например паводками, извержениями вулканов и т.д. Антропогенные загрязнения возникают из –за деятельности человека.

Управление рисками в деловой практике

Управление экологическими рисками на предприятии, как правило, связано с различными типами задач.

К примеру, акционерная финансовая корпорация «Система» каждый квартал проводит анализ эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля, далее дает оценку корпорации и всем дочерним предприятиям, и после чего отчитывается об этом перед акционерами. Ежегодный отчет предоставляется членам Совета директоров.

Интегрированная система риск-менеджмента помогает идентифицировать риски на всех его этапах, анализировать их и упорядочить по уровням управления.

В 2013 году Совет директоров АФК «Система» создали Департамент внутреннего контроля и аудита.

Департамент внутреннего контроля и аудита проводит проверочные мероприятия, с целью получить достоверные сведенья о действиях. И еще одним не менее важным элементом работы Департамента внутреннего контроля и аудита, является совершенствование внутренних бизнес — процессов компании.

Ключевым моментом эффективной системы управления экологическими рисками выступает выявление рисков и непосредственно работа с ними. Вопрос стоит в том, как управлять экологическими рисками для обеспечения высшей степени устойчивости всех видов деятельности компании — это способствует успеху и снижает уровень неудач.

Для процессов управления экологическими рисками, важное значение уделяют результатам исследования. В ходе подготовки необходимых экологических проектов должны быть учтены все пункты. Во внимание должны приниматься и количественные, и качественные характеристики риска.

Для предотвращения или снижения риска разрабатываются самые разнообразные регулирующие документы. И сферы действия этих документов могут распространяться не только на одну компанию, но и на всю страну. К ним относятся законодательные и нормативные акты, касающиеся охраны здоровья, улучшения условий труда, обеспечения безопасности на дорогах, стандартизация качества продаваемых товаров, а также снижения негативного воздействия, которое является пагубным фактором по отношению к окружающей среде.

Анализ и оценка экологических рисков

Анализ и оценка рисков занимает ключевое место в выстраивании эффективной системы реагирования. Для анализа и оценки экологических рисков необходимо определить опасные факторы и причины.

Выполнение условий эффективного управления социальными и экологическими видами рисков будет способствовать устойчивому развитию компаний.

Процесс управления риском включает в себя сопоставление альтернативных проектов потенциально опасных объектов и технологий, выявление самых опасных факторов риска, которые действуют на данном этапе. Также создаются базы данных и базы знаний для экспертных систем поддержки принятия технических решений. А еще этот процесс определяет инвестиции, которые как раз и направлены на снижение рисков.

Важно сравнить результаты оценки риска. После этого можно найти разные решения для их снижения, учитывая, что каждый из таких вариантов оценивается по – разному. Все зависит от необходимых затрат на его реализацию. И такие действия повторяются до тех пор, пока не будет выбран лучший вариант решения проблемы.

Вопросы стандартизации, ISO 14000

Современная управленческая литература пестрит различными подходами. В частности, многие компании используют ISO 9 000 (международный стандарт по управлению качеством), ISO 50 001 (стандарт по энергетическому менеджменту), ISO 22 000 (международный стандарт по управлению безопасностью продуктов питания) и другие. Применительно к теме экологии — ISO выпустил стандарт 14 000 – экологический менеджмент.

Управление экологическим риском является логическим про­должением оценки и анализа экологического риска. Оно базируется на совокупности политических, социальных и экономических оце­нок полученных величин риска, сравнительной характеристике воз­можных ущербов для здоровья как отдельного человека, так и общества в целом, возможных затрат на реализацию различных ва­риантов управленческих решений по снижению риска и тех выгод, которые будут получены в результате реализации мероприятий.

Управление экологическим риском состоит из четырех элементов.

1. Сравнительная оценка и ранжирование рисков по их вели­
чине, а также социальной и медицинской значимости возможных
последствий для здоровья человека.

2. Определение уровней приемлемости риска.

3. Выбор стратегии снижения и контроля риска.

4. Принятие управленческих решений.

Если на завершающей стадии оценки экологического риска устанавливается степень опасности конкретного вещества при оп­ределенных условиях, то на начальном этапе управления экологи­ческим риском проводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов - выделение круга вопросов, тре­бующих первоочередного внимания, определение вероятности и ус­тановление последствий. Этот этап управления риском включает в себя определение уровней вероятности развития нарушений состоя­ния здоровья и анализ их причинной обусловленности.

Управление риском может осуществляться несколькими путями:

1. Абсолютный контроль - снижение риска до нуля. Данный подход используется в случае существования реальной возможности полного предотвращения воздействия особо опасного химического ве­щества, например, путем запрета его производства и применения.

2. Снижение риска до разумного максимального технически и экономически достижимого уровня. Данный подход достаточно субъективен, так как требует аргументации понятий «разумность» и «максимальность». Применение данного подхода должно обязатель­но сопровождаться оценкой возможных ущербов для здоровья, так как в противном случае невозможно оценить соотношения «затраты- выгода».



3. Применение концепции минимума, т.е. снижение риска до такого уровня, который воспринимается абсолютно всеми как прак­тически нулевой.

4. Установление риска на приемлемом для каждого индивидуу­ма и общества в целом уровне («адекватный запас безопасности»).

При анализе приемлемости риска учитываются:

Выгоды от использования конкретного вещества (например, увеличение урожайности благодаря использованию пестицидов);

Расходы, связанные с регулированием применения этого вещества (полным или частичным запретом, заменой его другим препаратом и т.п.);

Возможность осуществления мероприятий с целью умень­шения потенциального негативного воздействия вещества на окру­жающую среду и здоровье человека.

Для установления приемлемости риска широко используется метод экономического анализа «затраты-выгода». Однако понятие приемлемости определяется не только результатами экономическо­го анализа, но и большим числом политических и социальных фак­торов, включая восприятие экологического риска различными груп­пами населения.

Стратегия контроля уровней экологического риска предусмат­ривает выбор мероприятий, в наибольшей степени способствующих минимизации или устранению риска. Такие типовые меры могут включать:

Использование предупредительных маркировок (надписей, наклеек, ярлыков);

Ограничение числа лиц, находящихся в зоне источника риска;

Ограничение сферы использования источника риска или территорий с такими источниками (например, запрет использования загрязненньгх участков территории для рекреационных целей);

Полный запрет производства, применения и ввоза опреде­
ленного химического вещества или использования данного техно­
логического процесса или оборудования.

В задачи управления экологическим риском, наряду с разра­боткой приоритетных мероприятий по устранению и снижению риска, входит выбор стратегии периодического или постоянного мо­ниторинга экспозиций и рисков. Данные виды мониторинга выпол­няют следующие функции:

Контрольную (сравнение с предельно допустимыми или приемлемыми уровнями);

Сигнальную (быстрое реагирование на возникновение опас­ной ситуации);

Прогностическую (возможность предсказания рисков);

Инструментальную (как средство для распознавания и клас­сификации наблюдаемых явлений).

Разработка системы управления экологическими рисками в техногенных системах требует определения характерных компонен­тов производства и значимых экологических аспектов деятельности того или иного предприятия, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и здоровье населения, наличия информацион­ной системы с целью распространения результатов определения уров­ней рисков для здоровья человека среди заинтересованной части населения (например, среди врачей, лиц, принимающих управленчес­кие решения, научных сотрудников, населения и общества в целом).

Передача и распространение информации о риске является естественным продолжением процесса оценки риска. Оценка риска не имела бы смысла, если бы получаемые при этом результаты не доводились тем или иным образом до сведения тех, кто причастен к решениям по снижению риска.

Результаты, полученные в процессе оценки риска, должны быть представлены таким образом, чтобы они были доступны для неспе­циалистов, представителей прессы и населения, позволяли выявить общественное мнение о воздействии текущей или намечаемой хо­зяйственной деятельности.

При распространении информации о риске необходимо при­нимать во внимание особенности восприятия риска разными груп­пами населения. Если специалисты в оценке риска руководствуются

количественными характеристиками и профессиональной информа­цией, то население в своем восприятии риска ориентируется не только на его количественные характеристики и возможные последствия для здоровья, но и на уже сформировавшееся мнение общественности.

Важным фактором, влияющим на восприятие информации о риске, является уточнение добровольного характера риска. Населе­ние всегда больше волнует вынужденный, а не добровольный риск. Поэтому к факторам, повышающим чувство опасности и, как след­ствие, вызывающим большее «возмущение», относятся такие, как вдыхание воздуха, загрязненного промышленными химическими веществами (искусственный риск), катастрофические утечки газо­образных ядовитых веществ (катастрофический риск), микроорга­низмы, созданные методами генной инженерии (экзотический риск), риск, связанный с отсутствием видимых преимуществ (строитель­ство каких либо предприятий рядом с жилыми домами).

Реакция человека или группы людей на риск определяется как индивидуальными факторами, так и факторами, характеризующими сам риск или информацию о нем.

Индивидуальные факторы, влияющие на восприятие риска, подразделяются на следующие группы:

Личностные особенности;

Эмоциональное состояние.

Факторы, связанные с самим риском, характеризуются:

Происхождением опасности и теми последствиями, к которым может привести риск;

Выраженностью риска для индивида или группы лиц;

Выраженностью последствий риска;

Вариабельностью информации о риске, получаемой из различных источников.

Информирование населения об экологическом риске является неотъемлемой частью системы управления рисками. При этом ин­формирование представляет собой процесс взаимодействия в ходе обмена данными и мнениями относительно риска между отдельны­ми лицами, группами людей и учреждениями.

Основные правила распространения информации об экологи­ческом риске основаны на максимальном привлечении обществен­ности к квалифицированному и доброжелательному обсуждению проблем, связанных с оценкой этого риска. Данные правила форму­лируются следующим образом.

Относиться к общественности как к законному партнеру и обеспечивать ее участие в решениях, относящихся ее жизни и систе­ме ценностей. Это правило основывается на убеждении, что населе­ние имеет право участвовать в решениях, непосредственно касающихся его жизни. Информирование общественности должно быть организовано так, чтобы ее участие было продуктивным.

Учитывать интересы различных групп населения, тщатель­но планировать передачу информации. Общаясь с той или иной груп­пой населения, следует тщательно планировать передачу ей информации о риске, так как многочисленные группы людей пре­следуют свои особые интересы и имеют свои собственные заботы. Например, жителей, проживающих вблизи от химического предпри­ятия, мало будет интересовать количество случаев смерти на 1 тонну выпуска продукции завода. Их будет интересовать, каков риск забо­левания для них и их детей.

Прислушиваться к тому, что беспокоит население. Люди станут прислушиваться к специалистам лишь тогда, когда специа­листы начнут прислушиваться к голосу граждан. Людей, как прави­ло, больше волнуют такие вопросы, как социальная справедливость, наличие работы, ответственность должностных лиц, чем статистические данные о смертности и заболеваемости. Следует вникнуть в то, что их беспокоит, и дать понять, что вы об этом знаете.

Добиться доверия населения. При распространении инфор­мации необходимо быть честным, не преуменьшать и не преувеличивать степень риска, пытаясь, например, решить задачу финан­сирования научных исследований. Не пытаться ответить на вопро­сы, недостаточно изученные или спорные. Быть готовым ответить: «Я не знаю». Не высказывать ненаучную точку зрения по проблемам, связанным с качеством окружающей среды и ее воздействием на здо­ровье.

Координировать свою работу и сотрудничать с другими надежными партнерами. В случаях разногласий по поводу факторов

риска ученым следует стремиться выработать единую точку зрения, прежде чем информация будет предоставлена населению.

Учитывать запросы средств массовой информации. Спе­циалисты по оценке риска и регулированию должны быть доступны для корреспондентов, так как пресса является основным передаточ­ным звеном информации.

Выражать свои мысли четко и понятно. Необходимо старать­ся реже использовать специальные термины и профессиональный жар­гон, не перегружать информацию статистическими данными.

При передаче и распространении информации об экологичес­ком риске могут возникнуть ошибочные представления о роли са­мой информации, освещающей риск. Например, ошибочным является представление о том, что распространение информации о риске якобы не всегда способствует разрешению конфликтной си­туации и упрощает принятие управленческих решений по контро­лю риска. Это связано с тем, что не всех людей объединяют общие интересы и общие системы ценностей. Управленческие решения по контролю риска могут устраивать одних людей и совсем не устраи­вать других.

Большие возможности в управлении риском предоставляет экологический менеджмент. В течение 90-х годов подавляющее боль­шинство ведущих зарубежных промышленных компаний продемон­стрировали существенные результаты в области уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновре­менном увеличении объемов производства, снижении удельных рас­ходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, повышении качества продукции. Экологическая деятельность как одна из со­ставляющих сбалансированного развития становится все более эко­номически оправданной, позволяя предприятиям использовать связанные с ней разнообразные прямые и косвенные преимущества и выгоды.

Развитие экологического менеджмента становится общеприз­нанным путем практического решения экологических проблем и снижения экологического риска в техногенных системах. Экологи­ческий менеджмент можно определить как процесс и результат ини­циативной деятельности экономических субъектов, направленной на последовательное улучшение в достижении их собственных эколо гических целей и задач, разработанных на основе самостоятельно принятой экологической политики. Характерными особенностями данного процесса являются:

Возрастание экологической ответственности предприятий вследствие общемировой тенденции к сокращению вмешательства государства в экономику, стимулирования частной инициативы и создания глобальных рынков;

Переход предприятий от пассивной позиции в решении эко­логических проблем, определяемой требованиями государственно­го экологического контроля, к активной позиции, в значительной степени определяемой собственными целями и задачами;

Расширение границ инициативной экологической деятель­ности предприятий;

Перенос приоритетов в действиях с «конца трубы» (очист­ка сточных вод, отходящих газов, размещение и удаление отходов) непосредственно на источники образования отрицательного воздей­ствия на окружающую среду (использование ресурсов, технологи­ческие процессы, организация производства);

Установление прямой взаимосвязи экологической деятель­ности с возможностями привлечения инвестиций, развитием произ­водства, экономией и сбережением ресурсов, снижением потерь, повышением качества продукции и ее конкурентоспособностью;

Максимальное использование беззатратных и малозатрат­ных методов и средств для решения экологических проблем; акти­визация внутренних неиспользуемых резервов и возможностей;

Открытая демонстрация предприятием экологических це­лей, задач и достигнутых в соответствии с ними результатов, вклю­чая и отрицательные результаты;

Активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторо­нами (от инвесторов, акционеров и деловых партнеров до потреби­телей, общественности и конкурентов).

Практической основой деятельности предприятий в области экологического менеджмента является предотвращение негативно­го воздействия на окружающую среду. К ее характерным направле­ниям относятся:

Экономия сырья, материалов, энергетических ресурсов;

Сокращение технологических потерь, потерь при склади­ровании и транспортировке, неучтенных потерь и т.п.;

Сокращение потребления чрезвычайно опасных и высокоопасных веществ и материалов;

Использование вторичных ресурсов;

Усовершенствование основных и вспомогательных техно­логических процессов с целью сокращения источников образования загрязняющих веществ, отходов и других вредных факторов воздей­ствия на окружающую среду;

Организация потоков загрязняющих веществ и отходов;

Рециклинг (переработка и использование отходов производ­ства и потребления, производство побочной продукции);

Сокращение ситуаций с повышенным экологическим рис­ком (аварийного воздействия на окружающую среду);

Подготовка к деятельности и деятельность в условиях ава­рийного воздействия на окружающую среду; ликвидация экологи­ческих последствий аварий;

Экологическое образование персонала предприятия с целью повышения экологической культуры и снижения экологических рис­ков для персонала;

Повышение эффективности производственного экологичес­кого мониторинга.

Эффективная деятельность предприятия в сфере экологичес­кого менеджмента рассматривается как основная гарантия экологи­ческой безопасности и возможности управления экологическими рисками в процессе проектирования, строительства и эксплуатации промышленных объектов. Развитие деятельности в области эколо­гического менеджмента позволит не только решать конкретные эко­номические и природоохранные задачи, стоящие перед отдельными предприятиями и страной в целом, но и вовлечь неиспользуемый потенциал России (в том числе культурный, интеллектуальный, пред­принимательский) в решение национальных и мировых экологичес­ких проблем.

Практические занятия:

Модуль 2. Основные принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды

№1. Глобальные экологические проблемы: климатические изменения, разрушение озонового слоя, загрязнение природных вод органическими веществами и др.

Защитные механизмы природной среды и факторы, обеспечивающие ее устойчивость. Динамическое равновесие в природной среде. Гидрологический цикл, круговорот энергии и вещества, фотосинтез.

№2. Диагностика и химико-аналитический контроль объектов окружающей среды. Предельно допустимые концентрации. Санитарно-гигиеническое нормирование. Показатели качества окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду. Пути превращения загрязнителей в окружающей среде

№ 3. Индивидуальный и коллективный риск. Уровень риска. Распределение риска среди населения. Восприятие рисков и реакция общества на них.

Сравнение и анализ рисков в единой шкале. Неопределенности в оценках риска. Риски от воздействия нескольких опасностей. Суммарный риск.

№ 4. Применение логических методов анализа – дерева отказов, дерева событий.

№ 5. Характер и масштабы стационарных и аварийных химических выбросов. Динамика и прогнозы. Анализ причин возникновения аварий на ХТО. Оценка последствий.

Модуль 3 . Основные направления и методы борьбы с загрязнения ми окружающей среды.

№ 6. Методы очистки сточных вод. Методы очистки атмосферы.

№ 7. Утилизация производственных твердых отходов.

№ 8. Методы локализации, консервации, захоронения радиоактивных отходов.

Шлегель Ольга Вячеславовна , Соискатель факультета экономика и управление народным хозяйством, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование. – М.: Высш. Шк., 2007. – 360 с.: ил. − ISBN 978-5-06-005559-7.
2. Давыдова С.Л., Тепляков В.В. Экологические проблемы нефтепереработки – М.: РУДН, 2010 – 175 с.: ил. − ISBN 978-5-209-03229-8.
3. Другов Ю.С., Родин А.А. Экологические анализы при разливах нефти и нефтепродуктов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. − 270 с.: ил. − ISBN 978-5-94774-503-0.
4. Орлов В., Гостеева О., Компания «КапиталЪ Страхование» создала надежное страховое покрытие для всех предприятий Группы «ЛУКОЙЛ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oilru.com/nr/176/4062.
5. За год в России «теряется» примерно 10% добытой нефти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primamobile.ru/show/?id=68967.
6. Яковлев В.В. Экологическая безопасность, оценка риска: монография. – СПб.: Международный центр экологической безопасности региона балтийского моря: Издательство НП Стратегия будущего, 2006. − 476 с.: ил. − ISBN 5-903247-04-0.