Спортивная этика: Первый шаг к решению допинговых скандалов. Этика спортивная Человек спортсмен основные этические проблемы современного спорта

Профессионализация спорта в последнюю четверть ХХ века приобрела почти всеобщий характер и стала нами, совсем недавно весьма критически к ней относившимися, рассматриваться едва ли не как естественный процесс его развития. Однако я, как и прежде, полагаю, что профессиональный спорт, вполне имеющий право на самостоятельное существова ние, есть явление несколько иного порядка, чем спорт, ориентированный на гуманистические идеалы самосовершенствования, дружеской состязательности и социальной гармонии. Но поскольку в настоящее время именно профессиональный спорт занимает доминирующее положение в иерархии этого рода деятельности, поскольку события и люди именно сферы профессионального спорта задают здесь тон и привлекают наибольший интерес зрителей и читателей, поскольку именно они в наибольшей мере определяют характер и содержание общественного мнения по поводу спорта, а также мощно влияют на другие сферы общественной жизни (экономику, политику, культуру), постольку становятся все более актуальными и приобретающими общий характер порождаемые им этические проблемы.

В ключе этого тезиса речь идет, следовательно, не об этике спортивных отношений вообще, что само по себе не менее актуально и в области чего столь много сделано существенных и глубоких разработок на основе принципов Фэйр Плэй, а именно о профессиональной спортивной этике.

Под профессиональной этикой я разумею систему принципов, норм и ценностных мнений, регулирующих отношения в сфере определенного вида профессиональной деятельности. Что же касается самой этой сферы, то, по моему мнению, она определяется в первую очередь включением в нее субъекта на основе трудового законодательства (контракт, найм или другие формы договоренности, даже принуждения). Конечно же, важнейшую роль при этом играет и профессио нальная подготовка (образование, квалификация, опыт и т.п.), но это обязательные (хотя и не всегда) условия для вступления в профессиональную деятельность.

Теперь хочу подчеркнуть мысль достаточно простую, но не всегда ясно понимаемую массами. Если этика (точнее, мораль, нравственность, но сейчас это не столь важно) регулирует отношения между людьми с точки зрения их признания друг другом за таковых, с точки зрения человеческого общежития, то профессиональная этика регулирует отношения между субъектами профессиональной сферы деятельности и по поводу этого вида деятельности, она определяет не отношение человека к человеку, не условия общежития, а отношение коллеги к коллеге, условия совместной и однотипной трудовой деятельности. Применительно к спорту и в определенном плане здесь можно говорить об отношениях между функциями или между социальными ролями в сфере спортивных состязаний, цель которых - получение коммерческой прибыли.

В этих условиях качества участников деятельности, понимаемые в плане общественной морали и в плане морали профессиональной, далеко не всегда совпадают. Такие нестыковки и противоречия часто бросаются в глаза и порождают множество недоумений, недоразумений и даже возмущений, особенно со стороны простодушных зрителей или романтически настроенных журналистов и средств массовой информации. Например, много говорится и пишется с гражданским и нравственным негодованием об агрессии в спорте. Я же думаю, что ее там не больше, чем в рыболовном или в столярном деле. Просто форма агрессии становится в условиях высокой публичной конкуренции необходимым атрибутом зрелищности действия, и потому зачастую она - не более как маска, без которой, понятно, не может состояться ни один театр. Другое дело, что высокое эмоционально-психическое напряжение, сопровождающее состязание, провоцирует проявление агрессии и как одного из составляющих азарта, и как средства, ограничивающего притязания конкурента. А профессиональность всегда так или иначе связана с состязательностью, то бишь с конкурентностью, с необходимостью своего самоутверждения в деятельностном пространстве профессии. К тому же для специалиста профессиональный интерес, решение профессиональной задачи могут заслонить все остальное, даже интересы человечества в целом. Более того, в силу своего профессионализма он узкие интересы профессии или даже свои собственные может осознавать как интересы общезначимые, общенациональные и даже общечеловеческие.

Вот здесь и возникают проблемы профессиональной тики: будут ли формы твоего самоутверждения способствовать развертыванию и совершенствованию того пространства, дадут ли они новые возможности твоим партнерам-конкурентам, будут ли они объективно заинтересованы в сотрудничестве-сопер ничестве с тобою, насколько соотносится благо в узкой профессиональной сфере с благом общезначи мым в социальном плане, насколько ты, реализуя профессиональный интерес, развиваешь или утрачиваешь в себе человека.

Нетрудно видеть, что в зависимости от этих соотношений профессиональная этика может вполне вписываться в систему общественной нравственности, составляя ее органическую часть, но может и выламываться из нее, противостоять ей, разрушать ee.

Далеко не все отдают себе отчет в том, что групповое общественное мнение может не совпадать с тем, что принято называть общественным мнением, и даже приходить в противоречие с последним. Еще более распространенной ошибкой является перенос общественного мнения одной социальной группы для характеристики другой или для всей сферы спортивных отношений в целом.

Особенную трудность вызывает различение высших ценностей в системах общественной морали и профессиональной этики. В первой высшими нравственными ценностями являются человек и все, что направлено на развитие и совершенствование человека и человеческих отношений, независимо от того, кто какое место занимает в обществе, независимо от рода занятий и валидности участников отношений. Здесь главное - достоинство человека как такового. В профессиональной же этике высшей ценностью выступает лишь то, что ведет к профессиональному успеху, к получению высшего результата в этой сфере деятельности. С этой точки зрения здесь оцениваются и субъект деятельности, и отношения между субъектами в данной деятельности, и отношения к внешним условиям и обстоятельствам. "Пусть погибнет мир, но торжествует закон" - вот квинтэссенция профессиональной судебной (юридической) этики. И нетрудно видеть, что в любой профессиональной деятельности - будь это деятельность литератора или офицера (тут уж особенно), деятельность ученого или актера, - тот, кто хочет добиться сколько-нибудь значимых результатов, тем более высших, должен себя не щадить, работать, что называется, на износ, попросту жертвовать собой. Поскольку в современном мире деятельность по преимуществу является профессиональной, на этой основе и возникают острейшие системные противоречия. Известно, что "искусство требует жертв", но при этом почти не спрашивают, что это за жертвы, какова цена этих жертв и кто должен быть жертвой? Одно дело, если жертвой деятельности является ее личный субъект, идущий на жертвенность по своему собственному разумению и внутренней необходимости, другое дело, если он понуждается к жертвенности внешними и антигуманистическими обстоятельствами. Однако в условиях массовой культуры повсеместно жертвой-то оказывается человек непричастный, жертвой оказывается потребитель продукта профессиональной деятельности, этнос, общество в целом. Происходит это не по злому умыслу, не по злокозненности, а вследствие узкопрофессионального подхода к решению задач, узкоспеци ализированного мышления.

Одно из наиболее глубоких системных противоречий культуры, и спорта как ее части, я считаю, состоит в том, что профессия (сфера профессиональной деятельности) может быть хоть и в относительной, но в независимости от сферы общественной нравственности. А это значит, что профессиональная деятельность может быть (и бывает) в такой же мере свободной от гуманистических детерминант. Для профессионала весь вопрос состоит в условиях труда, при которых он может оптимально применить свои знания и умения для получения высшего результата. Вот тут-то и содержится опасность служения ложным богам.

Этический парадокс заключается в том, что в высшем результате, достигаемом порою самоотрицани ем субъекта, последний и выражает меру человеческого совершенства или человеческой ценности. Все это полностью относится и к профессиональной спортивной деятельности.

А поскольку профессиональная деятельность определяется условиями контракта или найма, то главное этическое требование состоит в добросовестном выполнении договорных обязательств, которые, в свою очередь, должны не только обеспечивать в необходимой мере материальные, коммерческие интересы контрагентов, но также защищать и упрочивать их гуманитарные и социальные позиции. Если сфера спорта ориентирована гуманистическими идеалами, разделяемыми и всем обществом, и профессиональный успех будет определяться этими идеалами, соответственно будет формироваться и его этика. Если же успех спортивного профессионализма требует нарушения таких идеалов или отказа от них, - так и произойдет. В этом не будет ни вины спорта, ни вины субъектов спортивных отношений, как нет персональной вины великих физиков ХХ века за нынешнюю ужасающую экологическую обстановку.

Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, как к необходимому условию деятельности (всякого рода скандалы и скандальное поведение здесь допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть опять-таки условий, способствующих успеху деятельности).

Спортивная этика не допускает обмана между участниками спортивных отношений. Другое дело секреты (технические, технологические и др.), всегда имеющие место в областях высокоэффективной производственной, коммерческой деятельности, отраслью которой является профессиональный спорт, - этика требует их беречь.

Спортивная этика требует от участников спортивных отношений соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, публичной демонстрации их престижа.

Спортивная этика требует проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности.

Спортивная этика не позволяет использовать ценности спорта (славу, имя, цвета и знаки клубов) для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей.

Список литературы

М.Я. Сараф, доктор философских наук, профессор. Российское философское общество. Профессионализация спорта и cпортивная этика.

Правила спортивной этики и «Fair Play»

Важным регулятором отношений, связанных с организацией и проведением физкультурных и спортивных мероприятий, являются этические нормы. Так, поведение участников физкультурно-спортивного движения, в том числе спортивных организаций, их руководителей, менеджеров, спортсменов, тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов, спортивных врачей, спортивных судей, других специалистов сферы физической культуры и спорта, спортивных болельщиков и зрителей, а также представителей спортивных властей, должно, помимо прочего, определяться социальными нормами, основанными на общепризнанных нравственных принципах, и этическими правилами. Например, в соответствии с

ч. 2. cm. 24 Федерального закона о спорте одна из обязанностей спортсменов - соблюдать этические нормы в области спорта.

В связи с этим, укрупнено говоря, названные лица должны придерживаться небезызвестного категорического императива, сформулированного немецким философом XVIII в. Иммануилом Кантом: «Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе», распространяющегося и на спортивную сферу .

В 1995 г. в Лозанне (Швейцария ) состоялась первая Международная конференция по спорту и окружающей среде. Ее организаторами были Международный олимпийский комитет (МОК) и Организация Объединенных Наций (ООН) в рамках Программы по охране окружающей среды (ЮНЕП). На этой конференции 120 делегатов представляли разные страны, структуры ООН, неправительственные организации пяти континентов, промышленный сектор и олимпийскую семью.

На конференции было отмечено, что 3 млрд человек, т.е. около половины человечества, проживают на урбанизированных территориях и ежедневно эта цифра увеличивается примерно на 160 тыс. При этом более 1 млрд человек из городского населения проживают в условиях угрожающих здоровью уровней воздушных загрязнений, что для тех, кто активно занимается спортом, особенно опасно.

В связи с этим Комиссия по спорту Евросоюза запланировала принятие Кодекса устойчивого развития в спорте, причиной разработки которого стала необходимость гарантировать возможно большему числу людей такие оптимальные условия для занятий спортом, которые были бы им полезны. Речь идет в первую очередь о сохранении чистой и здоровой окружающей среды.

Взаимоотношение спорта и окружающей среды в рамках потребности устойчивого развития определены МОК в документе Agenda 21. В нем спорт рассматривается как одна из возможностей отыскания путей и основ, гарантирующих защиту окружающей среды.

В свете этого специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта совместно с представителями Федерации парусного спорта России разработали Кодекс поведения спортсменов во время проведения тренировок и соревнований по парусному спорту, подготовке материальной части при организации отдыха в естественной природной среде 1 .

Регламент разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом РФС, Этическим кодексом и иными документами ФИФА.

Регламент содержит перечень основных правил поведения и требований к официальным лицам, основанных на общепризнанных нравственных принципах, а также устанавливает порядок деятельности Комитета РФС по этике, определяет его компетенцию по рассмотрению нарушений указанных норм и применению наказаний.

Согласно ст. 1 Регламента официальным лицом признается облеченное полномочиями должностное лицо, выполняющее организационнораспределительные или административно-хозяйственные функции в следующих субъектах футбола: РФС, лиги, клубы, члены РФС, в том числе (но не ограничиваясь этим) руководители указанных организаций (член коллегиального исполнительного органа, единоличный исполнительный орган и т.п.), члены органов управления указанных организаций, а также члены комитетов, комиссий, советов и иных аналогичных органов указанных организаций, футбольные судьи и их помощники, инспекторы матчей, делегаты и комиссары матчей, тренеры, врачи, начальники футбольных команд, администраторы футбольных команд, пресс- атташе и иные физические лица, отвечающие за технические, медицинские, административные аспекты деятельности указанных организаций.

Статья 3 Регламента закрепляет следующие обязанности официальных лиц:

  • 1) соблюдать основные правила поведения, установленные Регламентом, документами ФИФА, УЕФА, РФС;
  • 2) предоставлять по запросу необходимую информацию Комитету РФС по этике либо в организацию, действующую по их поручению, а также сотрудничать с ними по всем рассматриваемым вопросам;
  • 3) выполнять иные обязанности, предусмотренные Регламентом, документами ФИФА, УЕФА, РФС;
  • 4) исполнять решения Комитета РФС по этике;
  • 5) по вызовам названного Комитета являться на его заседания.

До того как быть избранным, официальные лица должны исключить свои личные интересы, связанные с их дальнейшей деятельностью в футболе.

Официальным лицам запрещается злоупотреблять или пользоваться своим статусом, извлекать выгоду, ведущую к конфликту интересов, при котором возникает противоречие между личной заинтересованностью официального лица и законными интересами третьих лиц, способное привести к причинению вреда гражданам, организациям, обществу и государству.

Официальные лица должны осознавать значение своих обязанностей, а также ответственность, связанную с их невыполнением.

Основными правилами поведения официальных лиц, закрепленными в Регламенте, являются следующие.

1. Поддержание деловой репутации.

Официальные лица обязаны честно и добросовестно выполнять обязанности, своими действиями не причинять вреда деловой репутации ФИФА, УЕФА, РФС, членов РФС, лиг, клубов и не нарушать принципов честной игры.

2. Лояльность и конфиденциальность.

Официальные лица обязаны проявлять лояльность в отношении ФИФА, УЕФА, РФС, членов РФС, лиг и клубов, а также деятельности данных организаций, т.е. воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб их деловой репутации.

Официальные лица обязаны не разглашать конфиденциальную информацию, полученную ими при исполнении своих обязанностей. Обнародование информации и мнений должно осуществляться без нанесения ущерба деятельности ФИФА, УЕФА, РФС и других субъектов футбола.

3. Отношение к политической деятельности.

Официальные лица при исполнении служебных обязанностей не могут в связи со своей деятельностью в футболе и в период такой деятельности пропагандировать или иным образом публично выражать свое отношение к какой-либо политической партии, политическим движениям и иным общественным объединениям, преследующим политические цели.

Официальные лица должны оставаться политически нейтральными в соответствии с принципами и целями ФИФА, УЕФА, РФС, а также вести себя в соответствии со своим особым публичным статусом и принципами деловой этики, воздерживаться от каких-либо политических заявлений.

4. Запрет на участие в футбольном тотализаторе.

Официальные лица обязаны воздерживаться от прямого или

косвенного участия в азартных играх, а также делать ставки и участвовать в деятельности букмекерских контор и тотализаторов, связанных с проведением футбольных матчей, организуемых или проводимых под эгидой ФИФА, УЕФА и РФС.

5. Честная спортивная борьба.

Официальным лицам запрещается вступать в сговор между собой или с какими-либо иными лицами в целях оказания воздействия на честный результат спортивного соревнования.

6. Запрещение дискриминации.

Официальные лица должны проявлять толерантность к людям вне зависимости от их пола, национальности, вероисповедания, политической ориентации, проявлять уважение к обычаям и традициям народов России и других стран, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.

7. Прием подарков, коммерческий подкуп и комиссионные.

Официальным лицам при исполнении служебных обязанностей

не разрешается принимать от третьих лиц подарки и прочие блага, ценность которых превышает культурную традицию (или установленный РФС предел). В случае сомнений подарки должны быть отклонены. Прием подарков в виде наличных денег любой суммы строго запрещен.

При исполнении служебных обязанностей официальные лица могут дарить подарки и прочие блага в соответствии с культурными традициями третьей стороны.

Коммерческий подкуп официальных лиц запрещен. Любые подарки, которые предлагаются, обещаны или отправлены им в целях подстрекательства, нарушения обязанностей или нечестного поведения ради интересов третьих лиц, запрещены.

Официальным лицам запрещено получать комиссионные за переговоры, сделки при исполнении служебных обязанностей без разрешения на то органа, в состав которого они входят или который их назначил (избрал).

Важным документом, регламентирующим международные спортивные соревнования, является Кодекс спортивной чести - «Fair Play».

«Fair Play» - это свод правил, которых должны придерживаться спортсмены, тренеры, врачи, судьи и другие лица, участвующие в системе соревнований. Основные правила честной игры, не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство; главное - не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление собственной слабости. Согласно кодексу, необходимо строго соблюдать регламент и правила соревнований, не допускать мошенничества, запрещенных приемов, грубости, не использовать запрещенные препараты и т.д.

Международное движение «Fair Play» существует 50 лет. Его координирует Международный комитет «Fair Play» (основан в 1964 г.) - общественное объединение, получившее признание МОК и ЮНЕСКО. Его основателем и первым президентом был выдающийся теннисист середины XX в. Жан Боротра (Франция). Комитет совместно с

Международной ассоциацией борьбы за спорт без насилия и Международным фондом борьбы с насилием в спорте создали совместный консультативный орган под названием «Международное содружество борьбы с насилием в спорте и пропаганды честной игры».

Международный комитет «Fair Play» провозглашает в своем манифесте: концепция этой организации является неотъемлемой частью спорта. Без принципов честной игры спорт существовать не может. Принципы «Fair Play» являются необходимой частью олимпийской идеи Пьера де Кубертена - олимпизма.

Для поощрения рыцарского поведения спортсменов стали широко применяться различные награды. Присуждает их Международный комитет «Fair Play». Одна из наград называется «Трофей Пьера де Кубертена за благородный жест». Вторая награда Международного комитета - «Трофей Пьера де Кубертена за благородство на протяжении спортивной карьеры».

Олимпийский комитет России входит в Международный комитет «Fair Play» с 1992 г. В 1993 г. высшей награды комитета был удостоен трехкратный чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе Александр Медведь .

Европейское движение «Fair Play » существует уже почти 20 лет. Движение включает 32 члена, в том числе и Россию .

Международная олимпийская академия стремится «быть стражем олимпийского духа», который предполагает соблюдение в спорте правил честности, справедливости, благородства, взаимного уважения, стремится привлечь внимание участников сессий и семинаров к олимпийскому идеалу «Fair Play». Лекции и доклады на этих сессиях посвящены двум группам вопросов: теоретической концепции честной игры; средствам, формам и методам формирования поведения, соответствующего принципам «Fair Play» .

В соответствии с п. 23.2 Регламента СОГАЗ-чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги сезона 2013-2014 гг., утвержденного Исполкомом Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» (РФС) 28 июня 2013 г. (далее - также Регламент), матчи проводятся в соответствии с принципами «Fair Play», определяемыми ФИФА. А в силу п. 15.6 Регламента назначенный Российской футбольной Премьер-Лигой на матч делегат, отвечающий за вопросы организации и проведения матча, обязан оценить организацию и проведение матча в зачет системы «Fair Play».

В 1985 г. министрами Европы, ответственными за спорт, принят Кодекс спортивной этики «Справедливая игра - путь к победе »*.

В основные принципы Кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, которые являются неотъемлемой частью всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности. Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта - основу, построенную на справедливой игре, товариществе.

Многие положения этических кодексов и других аналогичных документов не являются императивными и носят главным образом рекомендательный характер. Однако отказ следовать этическим нормам, помимо прочего, может нанести серьезный ущерб имиджу спортсмена, тренера, судьи, спортивной организации, другого субъекта спортивной сферы, даже государства, и стать куда более болезненным, чем меры юридической ответственности.

  • См.: Радченко Л., Матвеев С., Когут И. Проблема этики в современном олимпийском спорте // Наука в Олимпийском спорте. Украина. 2007.
  • См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013. С. 229-230.
  • http://www.rfs.ru
  • См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. С. 225-228.

Этика-учение о нравственности, о поведении человека в обществе, наука о взаимоотношениях людей. Нравственные принципы поведения не устанавливаются кем-либо, а вырабатываются в процессе повседневного общения людей между собой, в результате из жизненного опыта. Развитие советской физической культуры и спорта за годы Советской власти привело к созданию этики советского спортсмена.

Спортивная этика изучает особенности спортивной морали, выясняет, как правила общественного поведения реализуются в сфере спортивной деятельности, изучает нравственные взаимоотношения спортсменов, которые проявляются в спортивном поединке и во время подготовки к нему. Спортивная этика включает такие понятия, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и достоинство, справедливость и культура поведения.

Как и каждый гражданин нашей страны, спортсмен имеет моральные обязанности перед обществом. Добросовестным самоотверженным трудом, спортивными достижениями приумножает могущество и авторитет социалистического Отечества. Он патриот своей социалистической Родины, защищает честь ее флага на международных соревнованиях .

Ярко проявился патриотизм советских спортсменов в годы Великой Отечественной войны.

В первые дни войны на собраниях профессоров, преподавателей и студентов Московского, Ленинградского институтов физической культуры и других физкультурных учебных заведений страны, на собраниях спортивных обществ принимались единогласные решения - «Все на фронт!»

Отважными рейдами в тыл врага прославили себя истребительные батальоны, составленные из спортсменов. Боевые подвиги боксеров Н. Королева, Е. Короткова, Л. Темуряна и Н. Штейна, пловцов Л. Мешкова и Т. Рябцевой, лыжницы Л. Кулаковой, конькобежца А. Канчинского и многих других спортсменов широко известны в нашей стране. Этику по-разному понимают в социалистическом и буржуазном обществе. Разные у нас и в капиталистических странах принципы поведения тренеров и спортсменов, разное отношение к спорту . Вот так, например, говорит о патриотизме спортсмена бывший тренер сборной футбольной команды Голландии Р. Михельс: «Футболист-это наемный рабочий, которому хорошо платят за то, чтобы он хорошо выполнял требуемое. Привязанность к клубу? Да этого просто не существует».

Трагичны судьбы многих чемпионов в капиталистических странах. Победителем IX Олимпийских игр в марафонском беге стал француз Э. Куафи, по национальности алжирец. Завоеванная им медаль была единственной золотой медалью, полученной Францией. В течение месяца после победы Э. Куафи был национальным героем страны, а затем о нем забыли, за цвет кожи уволили с завода, заставили голодать, наносили обиды. За попытку отстоять свое человеческое достоинство, доказать, что несмотря на цвет кожи все люди равны, Э. Куафи был зверски убит фашистскими молодчиками.

Цели спорта, нравственные принципы поведения спортсмена в социалистическом и буржуазном обществе кардинально противоположны. В капиталистических странах спорт стал бизнесом, прибыльным зрелищем. Спортсмена можно купить и продать, можно заставить умышленно проигрывать. Известны случаи, когда после боя на ринге умирали боксеры-профессионалы.

Спорт в социалистическом обществе глубоко гуманен. Он помогает человеку познать свои силы, воспитать в себе упорство, мужество. Социалистическая этика предъявляет и особые требования к поведению спортсменов. Дружба и товарищество-закон в отношениях между советскими спортсменами. Вот один из примеров. В полуфинале первенства Советского Союза по боксу у мастера спорта Горгаслидзе оказалась рассеченной бровь. С большим трудом добился Горгаслидзе разрешения врачей участвовать в финале . Его соперником был сильный темпераментный боксер Ксенофонтов. Обычно Ксенофонтов начинал атаки быстрыми, резкими ударами в корпус и заканчивал их тяжелыми ударами в голову. Но в этом бою Ксенофонтов по-прежнему часто переходил в атаки, но не наносил ударов в голову сопернику.

Зрители недоумевали и только во втором раунде поняли причину «нерешительности» боксера. Стоя аплодировали они благородству спортсмена и, хотя Ксенофонтов бой проиграл, героем дня был он. «Собственными руками отдал победу!?»,- удивлялись буржуазные спортсмены и журналисты, присутствовавшие на соревнованиях . Спортивная этика включает и умение вести себя - признак внутренней организованности, собранности, дисциплинированности, культуры. Советский спортсмен никогда, даже если ему кажется, что судья не прав, не вступает с ним в спор при оценке ситуации, помня, что лишь капитан имеет право обращаться к судье. Законы советского спорта не позволяют отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, прекратить игру раньше времени, даже если спортсмен знает, что все равно проиграл.

Поклонники спорта подразделяются на две неравные группы: спортсменов и болельщиков.

Прежде чем заняться тем или иным видом спорта, стоит заранее узнать у спортсменов или тренера команды, каких правил и традиций придерживаются в той группе, к которой вы собираетесь присоединиться. Свои законы есть в каждом виде спорта. Один из них касается строго обязательной формы одежды, которую необходимо соблюдать.

Кроме того, одним из обязательных ритуалов является приветствие команд и спортсменов перед началом и по окончании соревнований. Как правило, на международных соревнованиях команды выстраиваются под гимн своих стран, затем по очереди жмут руки соперникам.

Футбол

После футбольных матчей нередко игроки меняются футболками в знак особой расположенности к противникам.

В том же футболе случае травмы одного из игроков игроки другой команды, заметив это, намеренно останавливают игру, незначительно нарушая правила. После оказания медицинской помощи пострадавшему футболисту, игроки его команды обязаны оказать ответную любезность соперникам. В официальном своде футбольных законов этого нет, это негласное правило честной игры. Также футболист, который нарушил правила по отношению к другому игроку, помогает ему подняться и приносит извинения.

Баскетбол

В баскетболе тоже есть свой кодекс чести: принято поднимать руку тому игроку, который получил замечание. Благодаря этому не увеличивается продолжительность игры.

Легкая атлетика

В легкой атлетике сложилась традиция чествования бегунов марафона и многоборцев. По окончании соревнований все спортсмены бегут круг почета, держась за руки. А аплодисменты и поздравления коллег и болельщиков достаются не только тому бегуну, который преодолел марафон первым, но и последнему участнику: ведь он устал не меньше.

Единоборства

Во всех видах единоборств перед началом поединка борцы показывают свою готовность к честному бою, без оружия, когда они приветствуют друг друга. После боя судья поднимает вверх руку победителя, а борцы просят прощения и благодарят друг друга за поединок.

Теннис

В теннисе перед началом розыгрыша площадки игроки пожимают руки друг другу и судье. Этот же жест обязателен и после завершения игры. Во время встречи, если мяч задел сетку, выигравший очко соперник поднимает вверх руку. Этим жестом он как бы просит прощения.

В плавании, фигурном катании, гимнастике, стрельбе, лыжных гонках, биатлоне соперники поздравляют победителей и благодарят друг друга за борьбу после окончания состязаний.

Гонки

Победитель авто- и мотогонок обливает шампанским соперников, тренеров и механиков. Так он призывает всех разделить его радость и показывает сове уважение к остальным участникам соревнований.

На пьедестале почета все победители жмут друг другу руки и поздравляют друг друга. После вручения медалей, победитель соревнования приглашает менее удачных призеров взобраться на верхнюю ступеньку для общей фотографии.

Болельщикам

Болельщикам, особенно в общественных местах, не следует надевать знаки отличия «своей» команды. Это допустимо лишь на стадионе или соревнованиях.

Во время самих состязаний болельщикам следует помнить и об окружающих: недопустимы оскорбления в адрес спортсменов, судий, других болельщиков. Спортивные страсти не отменяют правил повседневного этикета .

Спортзал

Есть свои правила хорошего тона и в спортзале. Для женщин недопустим сильный запах духов и сильный макияж. Не следует надевать слишком откровенную одежду, обтягивающее трико, если пока нет подтянутой фигуры. Мужчинам же не стоит позировать в роли Шварценеггера перед зеркалом, поочередно напрягая все мускулы. Так же не стоит со всего маху бросать штангу. Мало того, что это небезопасно, так еще и выставит вас не в лучшем свете: окружающие решат, что у вас слабые руки, и вы не справились с весом. Также старайтесь не задерживаться зря на тренажере — ведь снаряд ждет другой человек.

Занимающимся в спортзале стоит помнить о своем опрятном виде — чистой форме и обуви. Не следует носить в спортзал свободные шорты без белья, и обтягивающее трико без бандажа.

Спортивная этика как наука - это часть общей этики, в ней рассматриваются, изучаются и анализируются профессиональные особенности морали, порожденной спецификой учебно-тренировочного процесса, своеобразием спортивной борьбы и сложностью взаимоотношений людей, причастных к спорту. В этом качестве ее стали рассматривать совсем недавно.

Предметом изучения спортивной этики является мораль как совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют поведение людей, причастных к спорту, и являются важнейшими составными элементами спортивной культуры.

В контексте сказанного можно выделить следующие предметные области спортивной этики как науки:

  • - нравственные категории, характеризующие личность участников спортивного процесса;
  • - нравственные отношения в спорте;
  • - нравственное воспитание в спорте.

Выделим наиболее значимые нравственные категории, характеризующие личность участников спортивного процесса: нравственные принципы, нравственное сознание, нравственная деятельность, нормы поведения, установка.

Поведение человека во многом базируется на нравственных принципах , отражающих нравственную сторону его личности. В основе отношений между субъектами спортивной деятельности лежат общечеловеческие моральные принципы: честность, порядочность, справедливость, чувство долга, патриотизм, коллективизм, человечность, почтительность, разумность, мужество и честь и др. Вместе с тем в спорте можно наблюдать свои специфические принципы. Так, в сборных командах любой страны отмечается дух патриотизма, в командных видах спорта большое значение имеет принцип коллективизма, в любом виде спорта существует негласное правило - на соревнованиях отдать все силы ради победы.

Нравственное сознание как элемент спортивной этики - это восприятие личностью общепринятых норм нравственности; взаимоотношений в спортивном коллективе; идей, представлений, идеалов, функционирующих в спортивном сообществе. Это совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей. Целостность нравственного сознания обеспечивается нравственными принципами и нормами, важнейшей из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности. Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности в сложных ситуациях, которые возникают в спортивной деятельности.

Нравственная деятельность в области спорта - это реализуемая на деле мораль; это совокупность, система нравственных поступков, направленных на повышение этической культуры. Многочисленные исследования показывают, что успех в спорте определяется трудолюбием, дисциплинированностью, добросовестностью и другими позитивными моральными качествами. Специфика спорта предполагает преодоление трудностей, способность побеждать свои слабости в трудные моменты соревнований, сохранять уверенность в себе, хладнокровие.

Нормы поведения в обществе существуют в виде запретов и негласных предписаний. В сфере спорта они могут изменяться в зависимости от вида спорта, национальных особенностей. К примеру, невозможно сравнивать поведение зрителей на теннисных кортах и на футбольных стадионах. Ритуалы, принятые в восточных единоборствах, не имеют аналогов в других видах спорта. Вряд ли придет в голову баскетболисту при входе поклониться залу, как это обязательно должен сделать тхэквондист.

Установка означает готовность к совершению определенной деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности. В сфере спорта формируются специфические установки, являющиеся основанием морального выбора, они соответствуют ценностям, связанным с моральным поведением. Для примера можно взять готовность спортсмена подстраховать своего товарища во время выполнения упражнения в тяжелой атлетике или гимнастике.

Нравственные отношения в спорте представляют собой особый вид общественных отношений, рассматриваемых с точки зрения их нравственного качества, моральной ценности их мотивов и результатов. Речь идет об отношениях в спортивной сфере и между личностями (между спортсменами, тренерами, болельщиками и т. д.), и между личностью, с одной стороны, и командой, обществом, государством, страной - с другой, а также между отдельными командами, спортивными обществами, федерациями, странами.

Успешность протекания различных спортивных процессов (тренировочные занятия, подготовка к соревнованиям, тренировочные сборы, организация и проведение соревнований и т. д.) во многом зависит не только от профессионализма каждого из участников этих процессов, но и от их нравственного уровня.

Можно выделить следующие взаимоотношения между участниками спортивных процессов:

  • - взаимоотношения тренеров с воспитанниками, со своими коллегами, с руководящими спортивными работниками, со спортсменами других (чужих) команд, с болельщиками, с судьями, с прессой;
  • - взаимоотношения спортсменов с тренерами, между собой в условиях внутригрупповой или внутрикомандной конкуренции, со спортсменами других команд, с болельщиками, с прессой, с судьями, с обслуживающим персоналом;
  • - взаимоотношения болельщиков со спортсменами, с болельщиками других команд, с судьями;
  • - взаимоотношения судей со спортсменами, между собой, со зрителями, с прессой.

На характер этих взаимоотношений влияет ментальность участников спортивного процесса, обусловленная их принадлежностью к той или иной стране, национальности, их индивидуальные личностные различия, а также особенности вида спорта.

Основной целью нравственного воспитания спортсменов является становление нравственной культуры личности, предполагающее формирование моральных норм, нравственных убеждений, правил поведения и взаимоотношений как в спортивной деятельности, так и в повседневной жизни. Главную роль в этом многотрудном деле играет тренер, осуществляя нравственное воспитание в тесной связи с другими видами воспитания.

Нравственные убеждения формируются в процессе обретения личностью нравственного опыта поведения. Поэтому определенное значение имеет влияние семьи, товарищей по спорту и учебе, средств массовой информации, особенно телевидения. Нельзя также игнорировать и самовоспитание, которое совместно с воспитанием представляет собой одну из сторон единого процесса формирования и развития личности, затрагивающего весь духовный мир человека, с особой ролью в этом процессе психической сферы.

Более подробно о нравственном воспитании спортсменов пойдет речь в последней главе пособия.