Бюджетное ограничение для расчета дохода. Бюджетные ограничения

Экономисты считают, что рациональные потребители выбирают лучший товарный набор, который могут себе позволить. Чтобы понять что с точки зрения потребителя означает "лучший", необходимо изучить его предпочтения. Чтобы выяснить какие наборы товаров может себе позволить потребитель, нужно определить его бюджетные ограничения. Всё вместе позволит установить каким образом потребитель достигает оптимума. Знание правила, которому сознательно или неосознанно следует потребитель, даёт возможность объяснить и предсказать его поведение в разных конкретных ситуациях.

Не всякое желание потребителя может быть реализовано, не всякий выбор может быть осуществлен. Важным ограничителем является доход индивида. Потребителю открыты и доступны только те рыночные решения, которые позволяет принять его кошелек. Таким образом, бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ. Графически его можно изобразить в виде некоторой линии, очерчивающей поле возможностей (поле выбора) потребителя.

Представим, что все многообразие товаров на рынке сведено к двум продуктам. Это не будет большим прегрешением против действительности, поскольку часто в быту вопрос стоит именно так: купить на обед мясо или рыбу, купить жене платье или мужу ботинки, купить автомобиль или заплатить за обучение сына. Если весь доход будет потрачен исключительно на приобретение товара A то на вертикальной оси мы получим точку, показывающую, сколько единиц этого товара можно будет потребить. Это количество товаров определяется, с одной стороны, доходом потребителя и, с другой стороны, - ценой товара А. Если весь доход будет затрачен на приобретение товара 2?, количество единиц товара В (в зависимости от его цены) будет отображено соответствующей точкой на оси горизонтальной. Соединив эти две точки, мы получим бюджетную линию, или линию бюджетного ограничения.

Бюджетная линия есть совокупность точек, каждая из которых показывает некоторую комбинацию из двух товаров А и В, которую можно приобрести, полностью израсходовав весь доход. Все точки слева от бюджетной линии характеризуют возможные выборы для потребителя: он вполне может приобрести соответствующие комбинации двух товаров. Однако при этом его бюджет не будет использован целиком. Какие-либо точки, лежащие справа от бюджетной линии, находятся вне бюджетных возможностей данного потребителя. Соответствующие этим точкам рыночные решения не могут быть приняты.

Совокупность точек слева от бюджетной линии и всех точек, принадлежащих самой бюджетной линии, характеризует область допустимых значений потребительского выбора при данном уровне дохода и заданных ценах, или поле выбора. Поле выбора может менять свою форму и размеры в зависимости от размеров дохода, цены товара А и цены товара В. При изменении одного только дохода бюджетная линия будет перемещаться параллельно вправо, если доход растет, и влево, если величина дохода падает (рис.6).

Рисунок 6 - Сдвиг бюджетной линии при росте дохода

Если же цена товара А растет, а цена товара В неизменна и доход остался прежним, то бюджетная линия изменит угол своего наклона. При прежнем бюджете покупатель сможет купить меньше подорожавшего товара А, если весь доход будет истрачен исключительно на этот товар. Следовательно, бюджетная кривая пересечет горизонтальную ось в прежней точке (цена товара В не менялась), а вертикальную ось - на более низком уровне. Бюджетная линия станет более пологой, а поле возможностей потребителя сократится (рис.7).

Рисунок 7 - Бюджетная линия при повышении цены товара А

При понижении цены одного из товаров точка пересечения бюджетной кривой с осью координат будет отодвигаться все дальше от начала координат, а поле выбора потребителя увеличится.

Приведем пример. Денис имеет 120 руб. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги он обычно покупает беляши в университетской столовой и книги в книжных магазинах города, где он живет и учится. При этом беляш стоит 10 руб., а книга - 20 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, он должен решить, что купить, то есть сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у него есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 руб. (табл.1).

Выбирая комбинацию А, Денис покупает только беляши (12 порций), а выбирая комбинацию D, он покупает только книги (6 книг). Потребительские наборы В и С включают не только беляши, но и книги (соответственно 8 беляшей и 2 книги, 4 беляша и 4 книги). Каждый раз его выбор ограничен ценами на блага и его доходом (общие расходы).

Таблица 1 - Потребительские наборы, доступные Денису

В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя расходы на беляши + расходы на книги = доход .

Бюджетное ограничение Дениса можно представить на графике в виде линии бюджетного ограничения. На рис.8 потребительские наборы представлены на линии, имеющей наклон слева сверху и вниз направо (отрицательный наклон). По горизонтальной оси отмечены книги, а по вертикальной оси - беляши.

Рисунок 8 - Бюджетное ограничение

Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.

Потребитель выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если Денис предпочтет потребительский набор В набору А, то его альтернативные издержки покупки одной книги будут равны двум беляшам.

Осталось теперь решить, какой же потребительский набор выберет Денис, опираясь на определенные выше принципы потребительского поведения. В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.

Предположим, что нашему студенту Денису известны величины полезности при покупке разного количества беляшей и книг. Эти величины полезности измеряются в особых единицах - ютилях . Все данные о полезности разного количества беляшей и книг представлены в табл.2.

Таблица 2 - Совокупная и предельная полезность

В колонках 1 и 5 приведены различные количества беляшей и книг (Q), которые подлежат покупке. В колонках 2 и 6 даны оценки величины совокупной полезности (TU) от потребления разного количества того или иного товара. Например, совокупная полезность 2 беляшей оценивается Денисом в 26 ютилей, а совокупная полезность 2 книг оценивается в 50 ютилей. Совокупная полезность - это общая полезность всех единиц данного блага, кроме этого, совокупная полезность - это общая полезность всего потребительского набора.

В колонках 3 и 7 приведены оценки предельной полезности (MU) беляшей и книг. Предельная полезность дополнительной единицы товара представляет собой изменение совокупной полезности при покупке дополнительной единицы. Она рассчитывается как разница между совокупной полезностью определенного количества благ и совокупной полезностью меньшего количества благ (меньшего на единицу). Например, предельная полезность 5-го беляша равна 7 ютилям. Мы ее получили, вычтя совокупную полезность 4 беляшей (44 ютиля) из совокупной полезности 5 беляшей (51 ютиль). В колонках 4 и 8 дан расчет предельной полезности на один затраченный рубль (MU/P). Этот расчет производится путем деления предельной полезности на цену товара. Предположим, что мы покупаем 3 книги. При этом предельная полезность на 1 руб. составит 0,9 ютиля. Мы 18 ютилей разделили на цену книги, составляющую 20 руб.

Предельная полезность на затраченный рубль - это величина предельной полезности, получаемая путем деления предельной полезности блага на цену этого блага. Внимательное знакомство с данными таблицы показывает, что изменения и совокупной полезности, и предельной полезности беляшей и книг происходят в соответствии с определенными закономерностями. В частности, совокупная полезность возрастает по мере увеличения количества приобретаемых товаров, а предельная полезность убывает. Последняя закономерность известна нам как закон убывающей предельной полезности. Возрастание же совокупной полезности в зависимости от количества потребляемых благ называют функцией полезности. Чем больше приобретено благ, тем больше совокупная полезность этих благ.

Функция полезности - это прямо пропорциональная зависимость между совокупной полезностью благ и их количеством. Вместе с тем замечено, что совокупная полезность возрастает по-разному: сначала прирост совокупной полезности большой, а затем этот прирост уменьшается. Это хорошо видно на графике совокупной и предельной полезности на рис.10. Кривая совокупной полезности сначала крутая, а по мере увеличения количества благ становится пологой. Такое поведение совокупной полезности объясняется тем, что полезность каждой дополнительной единицы уменьшается, то есть объясняется законом убывающей предельной полезности. На рис.9 также показано убывание предельной полезности по мере увеличения количества покупаемых беляшей.

Рисунок 9 - Совокупная и предельная полезность

Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.

Чем руководствуется же потребитель, выбирая лучший набор благ, набор с максимальной полезностью? В нашем примере этот вопрос формулируется следующим образом. Нас интересует, сколько беляшей и книг должен купить Денис на свои 120 руб., чтобы получить максимум удовлетворения?

Простейшее правило максимизации полезности - это правило здравого смысла: если вы не можете увеличить полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности и данный потребительский набор является наилучшим. Возьмем в нашем примере один из наборов, который можно позволить за 120 руб. Например, если мы разделим деньги поровну на беляши и книги, то этот набор будет состоять из 6 беляшей и 3 книг. Совокупная полезность этого набора составляет 125 ютилей (57 + 68). Является ли этот набор оптимальным, приносящим наибольшую полезность? Нет, не является, если мы будем опираться на сформулированное выше правило. Попробуем часть денег вместо беляшей использовать на покупку дополнительной 4-й книги. Для этого мы должны отказаться от приобретения двух беляшей. Новый потребительский набор будет состоять из 4 беляшей и 4 книг, а его совокупная полезность возрастет до 128 ютилей (44 + 84). Это на 3 ютиля больше совокупной полезности предыдущего набора. Будет ли новый набор благ лучшим? Да, будет. В этом мы убедимся, если попробуем еще раз изменить комбинацию благ. Предположим, что мы отказываемся от покупки еще двух беляшей и покупаем дополнительную книгу. В этом случае совокупная полезность нового набора, состоящего из 2 беляшей и 5 книг, уменьшится до 124 ютилей (26 + 98). Значит, предыдущий потребительский набор был лучшим, приносящим максимальную полезность.

Замечено, что наибольшую совокупную полезность приносит такой набор благ, в котором предельная полезность каждого блага в расчете на рубль затрат является одинаковой для всех благ. В нашем примере - это 0,8 ютиля на каждый рубль, затраченный на приобретение и беляшей, и книг. Есть и другие наборы, где предельные полезности в расчете на 1 руб. одинаковы по каждому благу, например при покупке 5 беляшей и 5 книг, но эти наборы недоступны, мы их не можем приобрести в силу бюджетного ограничения.

Правило максимизации полезности: потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.

Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.

Таким образом, процесс формирования рыночного спроса мы проанализировали на основе модели поведения потребителей на рынке. Анализ этой модели позволил нам сформулировать важнейшее правило потребительского поведения, правило максимизации полезности .

Потребитель приобретает массу различных товаров и услуг. Каждый человек имеет свои предпочтения, отражающие его потребности. Однако поведение потребителя, его выбор зависят не только от его желаний, но также и от того, как он может удовлетворить свои желания исходя из своего дохода и цен на соответствующие товары.

На пути желаний встают бюджетные ограничения. Бюджетные ограничения указывают, что общий расход должен быть равен доходу. Если потребитель весь свой доход тратит на товары Х и Y (не занимает и не сберегает), то бюджетное ограничение выглядит так:

или Доход = Расход, где J – доход; Р х – цена товара X; Р у – цена товара Y; Q – количество потребляемого товара.

Предположим, что на покупку фруктов (в качестве которых мы рассматриваем только апельсины и яблоки) выделяется только 5 долл. в неделю. Цена яблок – 1 долл. за 1 шт., апельсинов – 0,5 долл. за 1 шт. В табл. 6.3 показаны различные комбинации апельсинов и яблок, которые могут быть куплены при бюджете 5 долл. в неделю.

Таблица 6.3 – Доступные рыночные наборы
(Доход – 5 долл. в неделю, Р х – 1 долл., Р у – 0,5 долл.)

Если бы все 5 долл. были израсходованы на яблоки, наибольшее их количество, которое могло быть куплено за неделю при Р = 1 долл., 5 штук. Это представлено набором В 1 (5 яблок, 0 апельсинов). Другая крайность – набор В6, где весь бюджет расходуется на апельсины. Максимальное их количество – 10 штук по цене равной 0,5 долл. Все комбинации яблок и апельсинов изображены на рис. 6.5. Итоговая линия называется бюджетной линией и представляет бюджетное ограничение.

Количество товара Y, получаемое за счет отказа от единицы товара X, представлено наклоном бюджетной линии. Это видно на рис. 6.5. Каждый раз, когда потребитель отказывается от единицы товара Х (DQ х = 1), он получает 2 единицы Y (DQ = 2). Наклон бюджетной линии равен

что в данном случае составляет 2. Это значит, что потребитель должен отказаться от 2 апельсинов, чтобы получить дополнительное яблоки при текущих ценах на эти товары. Заметим, что

Если мы умножим наклон бюджетной линии на –1, то получим отношение цен Х и Y. В общем: наклон бюджетной линии

Рис. 6.5 – Бюджетное ограничение

Изменение в доходе и ценах вызовут сдвиг бюджетной линии. Изменение дохода вызывает параллельное смещение бюджетной линии (график А, рис. 6.6).

Изменение цены товара Х поворачивает бюджетную линию вокруг ее точки пересечения с осью Y до новой точки пересечения с осью X (график В, рис. 6.6).

Изменение цены Y поворачивает бюджетную линию до новой точки пересечения с осью У, не изменяя ее точки пересечения с осью X (график С, рис. 6.6).

Рис. 6.6 – Изменение дохода и цен

Изменение цены вызывает реакцию потребителя в форме эффекта замещения и эффекта дохода.

В порядковой теории полезности понятие "полезность" означает не более чем порядок предпочтения. Утверждение: "Набор А предпочтительнее набора B"- эквивалентно утверждению: "Набор А имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор В". Вопрос о том, на сколько каких-либо единиц полезности или во сколько раз набор А предпочтительнее, чем набор В, не ставится. Таким образом, задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.

В дальнейшем будем рассматривать наборы только из двух товаров X и Y. Тем не менее, основные выводы нетрудно распространить на наборы из любого количества разновидностей товаров.

Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их "предпочтительности". Порядковый подход базируется на следующих аксиомах.

1. Аксиома полной упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов потребитель может брать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны).

2. Аксиома транзитивности. Если А < В < С, или А < В~ С, то А < С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: А < В, В < С и одновременно С < А. Аксиома транзитивности содержит и еще одно утверждение, а именно: если А ~ В и В ~ С, то А ~ С. Однако интерпретация ее сопряжена с известными сложностями. Существует определенный порог восприятия, после которого свойство транзитивности утрачивает силу. Так, например потребитель не делает разницы между одной или двумя телепрограммами в неделю, равно как и не сильно отличается вариант просмотра двух или трех передач. Однако несопоставим вариант сравнения одного и множества телепросмотров.

3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В. Таким образом, предполагается, что увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров улучшает положение потребителя.

Если перевести эту аксиому на язык количественной теории полезности, то она исключает возможность нисходящей ветви линии TU на рис. 3.1 и отрицательных значений предельной полезности. В принципе теорию потребительского выбора можно построить и без этой аксиомы. Но она значительно упрощает все последующие рассуждения.

4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это прежде всего означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания. В принципе и от этой аксиомы можно отказаться, что иногда и делается, в частности при анализе процессов потребления, сопровождающихся внешними эффектами и внешними затратами.

Рис. 4.2. Кривая безразличия

При порядковом подходе используются кривые и карта безразличия. Кривая безразличия это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, получим карту безразличия.

Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это свойство не может быть выведено непосредственно из аксиом рационального поведения. Оно просто отражает принцип диверсификации потребления.

Основным рабочим понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения –MRS (marginal rate of substitution - англ.).

Предельной нормой замещения благом X блага Y(MRS XY) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено "в обмен" на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:

Знак минус необходим, поскольку X и Y меняются в противоположных направлениях. Поскольку отношение по определению отрицательно, минус, вводимый перед правой частью, делает значение нормы замещения положительным.

Предельная норма замещения может принимать различные значения, она может быть равна нулю, может быть неизменной или меняться при движении вдоль кривой безразличия. В случае стандартных предпочтений (типовая 2-х продуктовая корзина), MRS убывает по мере замещения одного блага другим, т.е. потребитель соглашается отдавать все меньшее количество замещаемого блага за одно и то же количество замещающего. Утверждение об убывании предельной нормы замещения в потреблении эквивалентно утверждению о выпуклости кривых безразличия к началу координат. Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров одного функционального назначения норма замещения постоянна (MRS = const). В этом случае кривые безразличия выглядят, как прямые линии Обычно такие товары рассматриваются как один товар: различные бренды модной одежды, молочные продукты, содержащие разный процент жирности и т.д. Возможно, далее, что товары вообще не могут заменять друг друга, как например учебные дисциплины для студентов, предусмотренные рабочей программой (микроэкономика имакроэкономика, например). Такие блага жестко дополняют друг друга. В этом случае каждая кривая безразличия вырождается в два взаимно перпендикулярных отрезка. Наконец, иногда возможно, что, чем больше какого-то товара имеет потребитель, тем больше он хотел бы иметь его. В этом случае кривая безразличия вогнута к началу координат и норма замещения возрастает.Хотя ни один из этих вариантов не может быть исключен, выпуклость кривых безразличия и убывающая норма замещения представляют наиболее общую и распространенную ситуацию.

Для моделирования потребительского поведения в ординалистской концепции используются такие инструменты, как кривые безразличия и бюджетное ограничение.

Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия или линия цен или (рис.4.3).

Рис.4.3. Линия бюджетных ограничений

Для упрощения предположим, что потребитель не делает никаких сбережений и весь свой доход расходует на приобретение только двух товаров X и Y. Фор­мально бюджетное ограничение может быть записано следующим образом:

= P X X + P Y Y (4.6)

где I - доход потребителя; Р х , Р у - цены товаров X и У.

Смысл бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя ра­вен сумме расходов на покупку товаров X и У.

Мы получили уравнение бюджетной линии , или, как ее еще называют, линии цен. Графически бюджетное ограничение выглядит так:

Точки пересечения бюджетной линии с осями координат можно получить следующим образом. Если потребитель весь свой доход / израсходует только на покупку товара X , то он сможет приобрести I/P X единиц этого товара. Поэтому длина отрезка OL равна I/P X . Аналогично можно показать, что длина отрезка ОК равна 1/Р Y . Наклон бюджетной линии равен Р X /Р Y - коэффициенту при X в уравнении:

Y= I /Р Y - Р X /Р Y *Х (4.7)

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно I руб. и являются потому доступными для нашего потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более I руб. и недоступны для потребителя. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.

При увеличении (уменьшении) дохода и неизменных ценах будет наблюдаться параллельный сдвиг бюджетной линии вверх (вниз). При изменении цен на любой из товаров меняется угол наклона бюджетной линии.

Для получения потребительского оптимума совместим на рис. 4.3 карту безразличия нашего потребителя с его бюджетной линией KL .

Из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит X E единиц товара X и Y E единиц товара Y .

Рис.4.4. Оптимум потребителя в ординалистской концепции

В точке Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают . Напомним, что наклон бюджетной линии равен Р X /Р Y , наклон кривой безразличия равен -MRS XY . Поэтому в точке оптимума выполняется равенство:

Р X /Р Y = MRS XY (4.8)

Условие оптимума потребителя (4.2) можно интерпретировать следующим образом. Соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

Равенство (4.8) в порядковой теории полезности имеет такой же смысл, что и равенство (4.4) в количественной теории. Для доказательства представим предельную норму замещения товара y товаром x в в дифференциальной форме:

MRS xy - (4.9)

Предельная норма замещения товара y товаром x показывает, какое количество товара y потребитель готов отдать, чтобы получить единицу товара x, при условии, что совокупная полезность товарного набора для потребителя не изменяется. Аналитически это означает, что полный дифференциал функции полезности потребителя равен нулю:

dU= MU x dx + MU y dy =0 (4.10)

Здесь MU x и MU y - предельные полезности товаров x и y . Откуда путем преобразований

получаем:

Так как правая часть равенства 4.11 по определению есть предельная норма замещения, то мы можем записать:

Данная аналитическая формула показывает, как предельная норма замещения двух товаров (MRS xy) в потреблении может быть выражена через предельные полезности этих товаров. Тем самым можно установить связь между законом убывающей полезности (первый закон Госсена) и тенденцией предельной нормы замещения к убыванию. При движении вдоль кривой безразличия в направлении возрастания x и убывания у предельная полезность товара x уменьшается - числитель формулы, а предельная полезность у увеличивается - знаменатель формулы, то есть предельная норма замещения двух товаров убывает.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

(budget constraint) Различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам; бюджетное ограничение может быть выражено в виде кривой на графике. В теории потребления (consumer theory) точка на кривой бюджетного ограничения конкретного человека, лежащая одновременно и на его самой высокой из кривых безразличия (indifference curve), представляет собой точку максимизации полезности (utility maximization). Все вышесказанное применимо и к правительствам, и к фирмам, сталкивающимся с бюджетными ограничениями, когда им приходится определять свой уровень расходов.


Бизнес. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 1998 .

Смотреть что такое "БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ" в других словарях:

    Бюджетное ограничение - – см. Бюджетная линия, где дано его математическое описание. Условие, что денежные расходы экономического агента на все приобретенные им товары и услуги не могут превышать его денежного дохода, то есть выходить за пределы… … Экономико-математический словарь

    бюджетное ограничение - См. Бюджетная линия, где дано его математическое описание. Условие, что денежные расходы экономического агента на все приобретенные им товары и услуги не могут превышать его денежного дохода, то есть выходить за пределы бюджетной линии. Понятие Б … Справочник технического переводчика

    - (budget constraint) Предел расходов. У каждого экономического агента, будь то частное лицо, фирма или правительство, расходы должны оставаться в пределах их финансовых возможностей. Средства на финансирование расходов могут образовываться за счет … Экономический словарь

    Энциклопедический словарь экономики и права

    межвременное бюджетное ограничение - бюджетное ограничение по отношению к расходам и поступлениям более чем на один период … Словарь экономических терминов

    Бюджетное ограничение по отношению к расходам и поступлениям более чем на один период. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    - (intertemporal budget constraint) Требование, чтобы совокупные расходы индивида, фирмы или государства осуществлялись в рамках средств, доступных им в течение достаточно длительного периода. Этот период является временем жизни индивида; для фирм… … Экономический словарь

    - (hard budget constraint) Ограничение расходов какой либо частной или государственной организации, когда предполагается, что результаты их превышения будут катастрофическими. Например, менеджеры, фирмы которых не покрывают свои расходы или не… … Экономический словарь

    - (constrained maximum) Максимальное возможное значение какой либо функции, ограниченной одним или несколькими неравенствами. Например, потребитель стремится максимизировать полезность в пределах бюджетного ограничения (budget constraint), т. е.,… … Экономический словарь

    БО - Белокалитвинское отделение г. Белая Калитва Ростовская обл. БО БОХР боевое охранение БО Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С.… … Словарь сокращений и аббревиатур

Правительство, как и каждый из нас, должно платить по счетам. Следовательно, у него есть бюджетное ограничение. Чтобы оплатить свои расходы, мы должны заработать или одолжить деньги. Государство использует те же способы: увеличивает доходы бюджета, вводя новые налоги, или одалживает деньги, выпуская государственные облигации.

Правда, в отличие от нас, государство имеет и третью возможность: напечатать деньги и заплатить ими за товары и услуги.

Методы финансирования государственных расходов подчиняются условию бюджетного ограничения государства, которое формулируется так: дефицит государ- \r\nственного бюджета DEF (разность между расходами бюджета G и налоговыми доходами 7) должен равняться сумме изменений монетарной базы АМВ и объема государственных облигаций на руках у населения АВ. Математически это условие можно записать так:

DEF = G - Т = АМВ + АВ. (27.1)

Чтобы увидеть, что означает бюджетное ограничение государства на практике, рассмотрим случай, когда правительство приобрело суперкомпьютер за 100 млн. долл. Если ему удастся убедить общественность, что этот компьютер стоит таких денег, оно сможет поднять налоги на 100 млн. долл., чтобы оплатить покупку, и дефицит бюджета будет равен нулю. В таком случае бюджетное ограничение говорит, что не надо печатать деньги или выпускать облигации, так как бюджет сбалансирован. Если налогоплательщики скажут, что компьютер слишком дорогой, и откажутся платить больше налогов, бюджетное ограничение говорит, что правительство должно продать населению облигации на сумму 100 млн. долл. или напечатать 100 млн. долл. денег, чтобы заплатить за покупку. В любом из этих случаев бюджетное ограничение выполняется; 100 млн. долл. бюджетного дефицита компенсируются изменением либо объема государственных облигаций на руках у населения (АВ =100 млн. долл.), либо монетарной базы (АМВ = 100 млн. долл.).

Из бюджетного ограничения правительства следует два важных вывода. Если дефицит государственного бюджета финансируется путем увеличения объема государственных облигаций наруках у населения, это не влияет на монетарную базу и, следовательно, денежную массу. Но если дефицит бюджета не финансируется за счет продажи государственных облигаций населению, монетарная база и денежная масса возрастают.

Есть несколько ответов на вопрос, почему дефицит бюджета ведет к росту монетарной базы, когда объем государственных облигаций на руках населения не увеличивается. Самый простой случай - государственное казначейство имеет законное право печатать наличные деньги для финансирования дефицита бюджета. Тогда государство просто оплачивает те расходы, которые превышают его доходы, новыми деньгами. Рост количества наличных денег напрямую увеличивает монетарную базу, вместе с которой растет и денежная масса путем многократного создания депозитов, описанного в главах 15 и 16.

Однако в США, как и во многих других странах, правительство не имеет права печатать деньги для оплаты своих расходов. Оно должно финансировать свой дефицит путем продажи облигаций населению, чтобы привлечь необходимые средства. Единственная альтернатива продаже облигаций населению - покупка государственных облигаций центральным банком. Чтобы не все государственные облигации оказались в руках населения, центральный банк должен покупать их на открытом рынке, что, как мы видели в главах 15 и 16, увеличивает монетарную базу и денежную массу.

Этот метод финансирования государственных расходов называется монетизацией долга, так как долговые бумаги правительства, выпущенные для финансирования бюджетного дефицита, заменяются деньгами повышенной мощности. Этот метод финансирования или более прямой метод, когда правительство просто выпускает наличные деньги, называют также (хотя и не совсем точно) печатанием денег, поскольку при этом создаются деньги повышенной мощности (монетарная база). Слово печатание вводит в заблуждение, поскольку главное в этом методе финансирования

\r\nдефицита бюджета - не печатание денег, а выпуск денежных обязательств перед населением после того, как деньги напечатаны.

Как мы видим, дефицит бюджета ведет к росту денежной массы, если он финансируется путем создания денег повышенной мощности. Однако из этой главы мы уже знаем, что инфляция может возникнуть только в том случае, если денежная масса растет постоянно. Может ли к этому привести дефицит бюджета? Да, если дефицит существует продолжительное время. Сначала, если дефицит бюджета финансируется печатанием денег, денежная масса вырастет, кривая совокупного спроса сдвинется вправо, а уровень цен повысится (см. рис. 27.2). Если дефицит бюджета сохраняется, его снова нужно финансировать. Рост денежной массы продолжится, кривая совокупного спроса сдвинется дальше вправо, и уровень цен повысится еще больше. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать дефицит бюджета, а правительство будет финансировать его за счет увеличения монетарной базы. Длительное финансирование дефицита бюджета путем создания денег приведет к устойчивой инфляции.

Для этого процесса важно, что дефицит бюджета существует длительное время. Кратковременный дефицит не может вызвать инфляцию, так как в этом случае мы будем иметь ситуацию, изображенную на рис. 27.3, т.е. одноразовый рост государственных расходов. В период, когда дефицит существует, произойдет рост денежной массы для его финансирования, кривая совокупного спроса сдвинется вправо, а уровень цен вырастет. Если в следующий период дефицит отсутствует, больше нет необходимости печатать деньги. Кривая совокупного спроса не смещается вправо, уровень цен перестает расти. Следовательно, одноразовый рост предложения денег для финансирования временного дефицита бюджета вызывает только одноразовый рост цен и не приводит к инфляции.

Таким образом, дефицит бюджета может быть источником устойчивой инфляции только в случае, если он существует продолжительное время и правительство финансирует его путем увеличения монетарной базы, а не продажи облигаций населению.

Почему же правительства, зная об угрозе инфляции, часто финансируют устойчивый дефицит бюджета печатанием денег? Не ответив на этот вопрос, мы не сможем понять, как дефицит бюджета вызывает инфляцию.

Еще по теме Бюджетное ограничение государства:

  1. 2. Международно-правовое сотрудничество Россиис Международным валютным фондом и государствами Евросоюзав сфере денежно-кредитного регулирования
  2. 1. К вопросу о создании единой денежно-кредитной системыСодружества Независимых Государств
  3. 9.4. Фискальная политика государства. Фискальная политика Республики Беларусь в условиях перехода к рынку
  4. Тема56. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ.
  5. § 1. Банковская система России и её роль в финансовой деятельности государства.
  6. § 2. Содержание и пределы ограничения конституционного права на информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  7. § 1. Проблемы теории конституционного государства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала ХХ века
  8. § 2. Проблема соотношения конституционного и правового государства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала ХХ века

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -