Что такое спортивная фотография. Спортивная фотосъемка

Приветствую вас вновь, уважаемый посетитель блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Вы не задавались вопросом почему у вас не получается съемка спорта? Что я делаю не так, может мой фотоаппарат не способен на это? Может я просто неправильно выставляю настройки фотоаппарата? На эти и другие интересующие вас вопросы, в этой статье найдете исчерпывающие ответы.

Ранее в статьях, уже велась речь о многих технических аспектах, которые должен знать каждый уважающий себя фотограф. Сейчас же настало время поговорить о приёмах съёмки, о самой технике работы с камерой и объектом. Конкретно в этой статье я расскажу вам, как фотографировать спортивные мероприятия.

Для начала, нужно узнать, где будет проходить это самое мероприятие: на открытом воздухе, воде или в помещении. Также следует понимать, какими будут условия освещения. Исходя из этого, формируется набор строго необходимых инструментов.

Я постараюсь описать минимальный и самый универсальный набор, каким привык пользоваться сам. Прежде всего, это пара объективов. Основным, в нашем случае, будет длиннофокусный, а дополнительным – широкоугольный, который берётся «на всякий случай».

Не менее важно иметь несколько сменных аккумуляторов для своей фотокамеры, чтобы случайно не пропустить наилучший кадр. Мне вполне хватает двух аккумуляторов, если говорить субъективно.

Если вы снимаете спортивные мероприятия на открытом воздухе, днем в солнечную погоду, то можно использовать ультрафиолетовый фильтр и то, в зависимости от яркости солнца и время года. Если же время съемки ближе к вечеру или же на улице облачно, не говоря уже о съемки в помещении, не о каких фильтрах и речи идти не может.

Знаете ли вы какой должна быть при фотосъемке спорта? Не менее 1/1000 с. Почему спросите вы, именно данное число? Спортивное мероприятия проходят в активном режиме и что бы заморозить объект, именно такое минимальное значение выдержки необходимо.

Если мероприятия проходят на открытом воздухе, в хорошую солнечную погоду, то установить значение выдержки 1/1000 с. будет реально. Но если погода пасмурная или еще хуже, фотографировать спорт надо в помещении, то даже при самой открытой (f/2,8 или f/3,5), получить нужное значение выдержки практически не возможно.

Здесь на помощи приходит . Но знаете ли вы, сколько нужно установить значение ISO 200, 400, 800, а может 3200?

Для этих случаев я всегда использую, очень нужную функцию в фотоаппарате – автоматическая установка исо. Например, можно установить следующие настройки:

  • Начальная светочувствительность 100;
  • Максимальная светочувствительность 1600, можно увеличить до 3200;
  • Выдержка 1/1000.

Теперь ваш фотоаппарат сам, будет выставлять нужное количество светочувствительности. И большим плюсом здесь является то, что он не будет перескакивать сразу, от значения 200 к 400, например. Если ему хватает света, он может поставить значение ISO 290. Согласитесь, как бы мы не хотели, то такого значения вручную выставить самостоятельно не сможем.

Иногда может пригодиться , если вы снимаете на воде. Об этом чуть ниже. Но использовать его постоянно не стоит: он может навредить в отдельных ситуациях, которые мы рассматривали ранее. Очень редко может понадобиться штатив, поэтому брать с собой полноразмерный аксессуар не стоит. Но вот о моноподе задуматься стоит, тем более, если будете использовать телеобъектив. Я такой покупал себе здесь .

Иногда, бывают случаи, когда хочется записать небольшой видеоролик, что вызывает необходимость использования штатива. На этот случай, в сумке у меня всегда лежит компактный аксессуар, изначально приобретавшийся для мобильной съёмки.

При фотографировании спорта, следует использовать телеобъектив, чтобы не приближаться к спортсменам и не мешать им. Самое важное правило – не использовать вспышку. Во-первых, она может «свести с ума» спортсмена или зрителя, во-вторых, на ярком солнце от неё будет мало пользы, да и в помещении она не чем не поможет, объекты съемки слишком далеки.

Съёмка на воде

В целом, требования здесь будут похожими на рядовую съёмку вне помещения: длиннофокусные линзы, отсутствие вспышки и возможно установки автоматического ISO.

Если же говорить о специфике, то я выделил для себя один наиболее нужный аксессуар для такого случая – поляризационный фильтр. Как вы могли прочитать ранее в статьях, поляризатор позволяет уменьшить количество бликов на воде, что может сыграть важную роль в повышении качества кадра.

Если же снимать на воде приходится достаточно часто, то следует позаботиться и о влагозащите своего аппарата. Не всегда мы в силах предсказать развитие событий, иногда мы также можем увлечься работой и просто свалиться в водоём, что однажды произошло с моим товарищем.

После того момента он и начал советовать всем друзьям использовать устройства защиты от влаги.

Существует также несколько общих рекомендаций для съёмки спорта, помимо вышеперечисленных. Прежде всего, это использование выдержки. Конечно, самым первым и правильным решением будет её уменьшение до максимально короткого значения, как уже говорилось выше.

Однако, иногда допускается и использование длинной выдержки. Для чего это нужно? Прежде всего, для получения красивого размытого фона или создания качественной проводки.

Для фотографирования автогонок, при выдержке 1/1000 с. вы получите просто замороженный объект, который не всегда выглядит хорошо. Мы получим фотографию, как будто автомобиль, просто стоит на трассе, а не движется. Тоже самое можно сказать и о колесах мотоцикла, велосипеда.

Проблему можно решить, снизив значение выдержки до 1/250 или 1/360 с. Но здесь важно вести объект. Такой метод называется – панорамированием.

Всегда отключайте звуковые сигналы в вашем фотоаппарате. Тем более, если вы снимаете, например, большой теннис, шахматы и другие, когда вы максимально приближены к спортсмену, и где очень важна тишина. Иначе, можете получить грубые замечания от игроков.

Лучше всего, для подвижных моментов спорта, использовать режим фокусировки – следящий фокус или еще он называется постоянный следящий.

При съемке в ночное время суток, придется повысить значение светочувствительно еще больше, вплоть до 6400, чтобы получить нужную нам выдержку. А какую именно, вы уже знаете! То есть 1/1000 секуны.

Но здесь, при использовании фотоаппаратов с , появляются очень много шумов. Поэтому профессиональные фотографы используют , а именно такие как, 5D Mark III или 1DS от Canon или D700, D800, D810, D3 от Nikon. Они генерируют так мало шумов, что легко можно снимать и на ISO 6400.

Затрагивая тему фокусного расстояния, следует отметить, что чем оно больше – тем лучше. Конечно, не всем по карману линзы с фокусом в 300-400 миллиметров, поэтому даже профессионалы, зачастую, снимают на 70-200 мм. Этого, как правило, достаточно, но большие цифры позволят вам меньше перемещаться для получения кадра. Также с большей дистанцией фокусировки легче будет получить макро, при необходимости.

Выбор тушек, на самом деле, здесь абсолютно ничем не ограничен, если вы планируете фотографировать спортивные мероприятия на улице днем, в помещении. Конечно, если ценовой вопрос встаёт ребром, то лучше приобрести средне бюджетный аппарат с кроп-матрицей с крп-фактором 1,5-1,6.

Для него объективы будут стоить гораздо дешевле, чем для полнокадрового. Еще одним плюсом кроп-фактора, является его эффект зуммирования. Иными словами, объектив с фокусным расстоянием 200 мм., превращается в 300 мм. для Nikon и 320 для Canon. Более подробно о матрицах с можно ознакомиться в ранних статьях.

Говорить не стоит, о композиционных особенностях спорта, поисках новых решений при фотографировании мероприятий говорить, так как это должно делаться по умолчанию каждым фотографом для любого вида съёмки. Если не будет соблюдаться простое, справедливое для всех жанров правило, то такие фотографии просто затеряются в толпе.

Таким решением можно назвать использование , которому, как кажется на первый взгляд, нет места в работе со спортом.

Некоторые фотографы специализируются на съёмке крупных планов спортсменов, инвентаря, передачи атмосферы на мероприятии, создании панорам, получении общего плана всей спортивной локации и многом другом. Очень часто такие кадры могут увеличить ценность всего репортажа в несколько раз.

И в заключении, немного рекомендаций. Если вы только начинаете занимать фотографированием, и возникают много вопросов связанные с фотоаппаратом, с режимами съемок, с композицией и т.д., то хочу обратить ваше внимание на очень полезный курсы. Поверьте, большинство вопросов, которые вас преследуют, просто отпадут.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для почитателей фотоаппарата NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для почитателей фотоаппарата CANON.

Также не забываем про чистку объективов. У меня есть хорошая статья, где я детально рассказываю все тонкости чистки, чтобы не повредить стекла. А еще я пользуюсь специальным карандашом и тряпочкой для чистки . Такие я покупал на Aliexpress. Качеством доволен.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Если вам на несколько часов нужна фотосъемка спортивных мероприятий, обратитесь к фотографам, зарегистрированным на youdo.com. Фотосъемка любых мероприятий (в том числе спортивных) проводится исполнителями нашего сайта на высоком уровне.

В портфолио специалистов, зарегистрированных на Юду, вы увидите фото, которые сделаны во время репортажных съемок спортивных соревнований и чемпионатов. Похожие снимки вы сможете распечатать для своего семейного альбома, а также выложить в социальные сети.

Как снимаются соревнования?

Для проведения репортажной съемки фотограф должен быть заинтересован в спорте. Идеально, если специалист ранее уже занимался фотосъемкой спортивных мероприятий. Хорошего фотографа вы найдете на сайте youdo.com.

Спортивная фотосъемка не возможна без профессиональной фотокамеры и другой специальной аппаратуры. С ее помощью получаются четкие, яркие и эффектные снимки. Даже простые школьные соревнования и эстафеты лучше всего снимать на хорошую камеру, а не на любительские цифровые фотоаппараты.

Во время репортажной фотосъемки спортивного мероприятия самое главное – поймать нужный момент. Поэтому фотограф должен не только иметь опыт в фотосъемке спортивных соревнований, но и обладать определенной ловкостью, сноровкой.

Если вам хочется запечатлеть час триумфа вашего ребенка в школе или детском саду, доверьте дело профессионалу. Оформите заказ на спортивную фотосъемку с помощью сайта youdo.com.

Преимущества заказа услуг исполнителей Юду

На нашем сайте зарегистрированы лучшие специалисты по репортажной съемке спортивных мероприятий. В портфолио профессиональных фотографов, предлагающих услуги на youdo.com, вы увидите:

  • снимки со школьных спортивных соревнований
  • фотоотчеты с чемпионатов по различным видам спорта
  • коллажи с фотографиями, сделанными в спортивном зале, на площадке, на футбольном поле, в бассейне и др.

У исполнителей YouDo самые низкие в Москве цены на съемку спортивных мероприятий.

Фотографы, зарегистрированные на сайте Юду, гарантируют профессиональную фотосъемку спортивного мероприятия. Наши исполнители качественно и недорого предоставляют такие услуги:

  • съемка лучших моментов соревнования
  • создание коллажей из фото
  • цифровая и художественная обработка снимков
  • предоставление фотоотчета с проведенного состязания
  • распечатка фотографий

Наши фотографы с помощью профессиональных фотокамер увековечат лучшие моменты соревнования. На снимки, которые сделают и обработают исполнители YouDo, вам захочется смотреть снова и снова.

Какова цена репортажной съемки?

Оформите заказ услуг на youdo.com, если вам нужен фотограф на спортивное мероприятие – цена за час работы у наших исполнителей невысока. Стоимость услуг фотографа зависит от:

  • сложности съемки
  • условий, в которых проходит мероприятие (спортивная площадка, бассейн, зал или другое место)
  • продолжительность соревнования

О точной цене за услуги спортивного фотографа вам следует договориться с выбранным исполнителем.

Если нужна профессиональная фотосъемка спортивных мероприятий по низкой цене, заполните форму заказа услуг на данной странице и дождитесь откликов наших исполнителей.

Вы хотите научиться фотографировать спортивные состязания? Тогда эта статья для вас. А тем, кто еще раздумывает, начинать или начинать снимать спорт, скажем: спортивная фотография - это очень интересно.

Настройка камеры

Первым делом надо сказать, что для того чтобы снимать любой из видов спорта, вам необходимо переключить камеру в режим серийной съемки - burst, continuous или какой-нибудь ещё.

Что интересно, в русском языке оба эти режима - burst и continuous - выражают одно понятие: «серийная съемка», но реально это два совершенно разных режима. Сontinuous - (в переводе - непрерывная съемка) - это непрерывная съемка на полном разрешении от трех до пяти кадров в секунду. Длина серии обычно не ограничивается. А вот режим burst (в переводе - взрыв) - это режим, при котором камера делает до 30 кадров в секунду, но на пониженном разрешении и с последующей остановкой для того, чтобы сохранить отснятые кадры.

Спорт - очень динамичное зрелище, события там развиваются стремительно. Именно для того, чтобы уследить за всем, что происходит на спортивной площадке, и используется серийная съемка. Обычно из пяти-семи снимков одной серии приемлемым получается один или два.

Нужно обратить внимание и на режим фокусировки. При съемке спорта камеру обычно переводят в режим AI Servo AF (при фотографировании статичных объектов чаще всего применяют режим One Shot AF). При AI Servo AF блокировки фокуса не происходит, объектив сам, в автоматическом режиме, меняет фокус при изменении расстояния между камерой и объектом съемки. Заметим, что пользоваться этим режимом нужно очень осторожно. Дело в том, что очень часто по некоторым причинам происходит расфокусирование изображения. Но на светосильной оптике этот режим работает просто замечательно.

Про объектив

Для съемки спорта отлично подходит . Почему светосильный? Да потому что очень часто приходится снимать в условиях плохого освещения, а длинными выдержками из-за динамичности происходящего пользоваться нельзя. Основываясь на этом, легко сделать вывод: при спортивной съемке приоритет лучше отдавать выдержке, а не диафрагме.

Фотографировать спорт лучше в JPG. Почему не в RAW? Дело в том, что при серийной съемке фотографий получается очень много, и они, естественно, занимают много места, а RAW серьезно перегружает буфер фотокамеры. Это играет довольно важную роль: при перегруженности буфера заметно замедляется скорость сохранения изображения. Думается, лучше всё же уловить среди множества моментов самый эффектный, чем делать массу отличных по качеству, но не интересных по сюжету кадров.

Вернемся к выбору объектива. Как уже было сказано, для спортивной съемки очень хорош светосильный зум с фокусным расстоянием 200-300 мм. Многие спортивные фотографы работают с EF 70-200 mm f/2.8L USM, но эти объективы совсем недёшевы. Тем не менее, если вы не можете приобрести что-то подобное, не расстраивайтесь сильно. При хорошей погоде, ярком солнечном свете для съемки спорта подойдет и Nikon 55-200mm.

Если вы снимаете спортивные состязания на улице, при ясном безоблачном небе светосильным объективом, ISO ставьте на 100. Если на улице пасмурно, небо в облаках или тучах - выставите на аппарате боле высокое значение ISO. В спортзалах же приходится снимать и при ISO 1600.

Что такое стабилизатор и нужен ли он при съемке спорта.

По этому поводу спорить можно долго. Вот представим, например, что вы снимаете футбольный матч на огромном поле стадиона. У вас в руках довольно долго находится тяжелая камера с тяжелым же объективом. Естественно, ваши руки устанут и в любой момент могут дрогнуть даже при выдержке 200… А так как в спорте совершенно нет статики, то шевеленки вам в такой ситуации не избежать. Хорошо, если вы используете монопод. Тогда ваши руки меньше устают, вы сами становитесь намного мобильнее и снимки у вас получатся более качественными.

Это - мнение ЗА стабилизатор.

А если у вас нет монопода - лучше иметь объектив со стабилизатором. Но есть одна деталь… Точнее, недостаток некоторых подобных объективов. Они фокусируются очень медленно. И при съемке в помещении качество снимка может быть далеко не самым лучшим.

Еще один совет. Если вы хотите снимать в спортивном зале например, соревнования по боксу или борьбе, то объектив со стабилизатором совсем не обязателен. Тут лучше подойдет объектив с небольшим фокусным расстоянием (к примеру, 28-105 мм.). Важнее позаботится о скорости автофокуса, резкости на полностью открытой диафрагме и светосиле объектива, чем о наличии стабилизатора в нем. Снимать то вам придется в сложных условиях освещения, на пограничных выдержках. А вспышку применять тут нельзя - ей можно не только отвлечь спортсменов от поединка, но и ослепить их. Вот и приходится поднимать ISO практически до максимума и снимать на полностью открытой диафрагме и с короткими выдержками.

Выбирать объектив для съемки спорта нужно очень тщательно. Это дело серьезное. Для такого выбора нужно прежде всего поставить перед собой ряд задач: какой вид спорта вам предстоит снимать, где будут происходить соревнования, какие условия в этом помещении или на стадионе. Можно посоветоваться на сей счет и на различных форумах, на которых обсуждаются фотографические вопросы.

Композиция и процесс съемки

Для того, чтобы снимки были интересными - фотографу нужно всегда быть в движении. Перемещайтесь по помещению, находите все новые и новые точки в зале или на стадионе, с которых можно сделать эффектные кадры. Ищите ракурс. Ловите свет. Еще раз напомним о преимуществе монопода. Быть мобильным с ним намного легче, да и выдержку он позволяет выставить немного большую, чем при съемке с рук.

По мере накопления опыта спортивной съемки попробуйте делать съемку с проводкой. При использовании этого приема съемки на фотографии фон получается размытым, а сам объект, который находится в движении - резким и четким. Это создает ощущение динамики, скорости. Для того чтобы достичь такого эффекта, нужно снимать на длинной выдержке. Например, 30. С проводкой хорошо снимать бегущего спортсмена, движущийся на скорости автомобиль или катер. Делается это довольно просто. Ставите аппарат на штатив, фокус наводите на важный для вас объект и плавно проводите аппарат по ходу его передвижения. Чтобы поймать красивый размытый фон и сохранить при этом резкость и четкость движущегося объекта, нужно попробовать снимать с разными сочетаниями выдержки, диафрагмы и ISO.

При съемке спорта нужно всегда быть сосредоточенным и внимательным. Ведь главное тут - не упустить самый важный момент: решающий удар, красивый прием, эффектный гол. Для этого нужно быть хорошо знакомым с тем видом спорта, который вы снимаете, интуитивно чувствовать, когда произойдет самое-самое. И нажать на кнопку спуска именно в этот момент.

И никакая техника не заменит вам приходящий со временем опыт спортивной съемки. А для этого, так же как и в спорте, вам нужно тренироваться.

Вы собираетесь научиться снимать спортивные события лучше и создавать эффектные кадры? Спортивная фотография предоставляет вам множество возможностей для съемки драматичных и ярких образов, которые останутся с вами на всю жизнь. Ни одна другая среда не предоставит вам столько действия, заставляющего сердце биться, столько насыщенных оттенков и уникальных возможностей для съемки.

Следуя этим 8 советам, вы сможете существенно усовершенствовать ваши фотографии, которые заставят всех друзей вам завидовать. Ключевой момент, помимо этих восьми советов, - не прекращать снимать! Практика ведет к совершенству, обеспечивая вам твердость руки и готовность к моменту начала большой игры.

1. Будьте готовы использовать высокие ISO

Собираетесь снять идеальный кадр, но освещение оставляет желать лучшего? Пытаетесь остановить движение на небольшой игре лиги и нуждаетесь в более короткой выдержке? Увеличение ISO на вашей камере позволит вам фотографировать на короткой выдержке, предоставляя вам больше шансов получить ваш идеальный кадр.

Профессиональные спортивные фотографы используют выдержку около 1/1000 секунды, чтобы остановить движение. В течение дня это просто. Однако ночью вам может потребоваться большее значение раскрытия диафрагмы, чем то, на которое способен ваш объектив. В качестве компромиссного решения, увеличьте ISO (то, что раньше называлось film speed) на вашей камере. Это позволит аппарату распознавать больше света.

Итак, насколько высокие значения вам нужны? Если вы снимаете на последние и лучшие камеры, такие как Nikon D700 или Canon 5d Mark II, вы можете использовать значения ISO вплоть до максимального уровня (3200 ISO), и ваши изображения все равно будут выглядеть хорошо. В прошлом, повышение значений ISO означало больше шума на фотографиях. Однако с новейшими системами фотографии выглядят великолепно при любых значениях.

С учетом вышесказанного, я обычно снимаю на 1600 ISO. Это является золотой серединой между 800 ISO и 3200 ISO и позволяет мне фотографировать спортивные мероприятия на гораздо более коротких выдержках.

В зависимости от возможностей камеры, вы также, возможно, захотите попробовать использовать Auto ISO, чтобы позволить вашей камере автоматически выбирать лучшее значение ISO за вас. У этой функции есть одна уникальная особенность: автоматическая система не меняет ISO на полный шаг, например, c 400 ISO до 800 ISO, вместо этого она может сменить значение с 200 ISO на 210 ISO. Возьмите на заметку эту настройку, если вы только начинаете работать с установками ISO для улучшения ночной съемки.


2. Попробуйте что-то новое

Все спортивные кадры не должны выглядеть одинаково. Несколько лет назад, фотографы из маленького американского журнальчика решили попробовать что-то новое для освещения футбольных матчей. Вместо съемки на уровне глаз, они ложились так низко на землю в очковой зоне (end zone), как только могли, с широкоугольным объективом. Что же это сделало с их изображениями? Это обеспечило им новый угол зрения, чтобы помочь рассказать историю. Вы спросите, кто были эти люди? Фотографы Sports Illustrated. Теперь все так делают.

Во время съемки будьте оригинальны и попробуйте что-нибудь необычное. На каждом мероприятии, которое я освещаю, я стараюсь найти как можно больше новых подходов. Я главным образом работаю как профессиональный фотограф в мотоспорте, снимая в основном NASCAR, но на каждом мероприятии новая ситуация. Это позволяет мне попробовать новые фоны, новые углы, новые положения для съемки.

Вам не обязательно снимать профессиональный спорт, чтобы пробовать что-то новое. Даже когда я фотографировал футбольные матчи в средней школе, я всегда находился в поиске новых углов и идей.

Пытаясь создать что-то иное, вы позволяете вашей творческой составляющей расцвести и создать то, что не снимал никто до вас. На картинке ниже я фотографировал через лобовое стекло гоночного автомобиля и поймал водителя, готовящегося выйти на трек.


3. Не забывайте об окружении

Это может прозвучать как бессмыслица, но не забудьте о вашем окружении. Будет ли это стадион, полный ликующих фанатов, или пикник на капоте пикапа (англ. «tailgating») рядом со стадионом, - окружение предоставляет вам уникальные возможности поймать в кадр дух игры, не снимая само действие.

До начала матча, «тейлгейтинг» - отличное место для съемки настоящих фанатов перед игрой.

До старта баскетбольной игры, сторона судей - также хорошее место для съемки кадров, отражающих дух команды.

Даже после того, как игра началась, не забывайте об окружении. Если у вас есть широкоугольник, например, 10,5 мм или 14 мм, заберитесь так высоко, как сможете, и сфотографируйте общий вид стадиона, заполненного ликующими фанатами.


4. Приготовьте ремень для оборудования или фотосумку

Всегда удивлялись, почему спортивные фотографы носят с собой так много оборудования? Это потому, что мы хотим раскачать мышцы, пока гуляем.

Кроме шуток, когда вы находитесь на боковых линиях или в самой гуще событий, тяжело будет бежать куда-то к вашей сумке и менять аппаратуру. Многие спортивные фотографы используют одну из трех вещей для переноски оборудования, когда работают на боковой линии: поясную сумку, систему ремней или фотожилет.

Фотожилеты были классной штукой несколько лет назад (у меня был такой), но сейчас они непрактичны, учитывая количество объективов, которые вам нужно иметь при себе в зоне быстрого доступа. Я предпочитаю использовать хорошую систему поясных ремней. В этой системе у меня имеется 6 кобур, которые могут быть использованы в любой момент времени, от больших кобур для объективов до одной, предназначенной специально для вспышки.

Эта система позволяет мне быстро менять объективы и хранить все мои карты памяти в одном надежном месте. На боковых линиях это позволяет мне оставаться в состоянии готовности к действию с набором линз, и, поскольку каждая кобура имеет защитное покрытие, также обеспечивает безопасность оборудования во время дождя в условиях съемки спортивных мероприятий на открытом воздухе.

Некоторые компании предлагают специальные сумки для спортивных фотографов.
Ключевой момент в выборе хорошей системы - найти ту, которая удобна для вас и подходит для решения ваших специфических задач. Посетите местный фотомагазин, попробуйте разные варианты, и посмотрите, что сработает наилучшим образом.


5. Длинные стекла далеко пойдут

Съемка идеального кадра в спорте сводится к относительно немногим вещам. Один из наиболее важных моментов - стекло. Спортивная фотография, в отличие от любого другого вида съемки, иногда требует самого крупногабаритного и самого дорогого оборудования из имеющихся на рынке. Это позволит вам снимать с любой точки внутри и вокруг стадиона, включая очковую зону в американском футболе, создавая прекрасные снимки.

Я говорю все это по одной простой причине. Как мы упоминали ранее, камеры сейчас могут творить чудеса с высокими настройками ISO. Это позволяет людям использовать более медленные объективы для съемки спорта, такие как f/4.
Когда вы ищете хорошее стекло для спортивной фотографии, рассмотрите следующие факторы:

  • Берите телеобъективы с фокусным расстоянием 300 мм или 400 мм, если вы можете себе их позволить. Если нет - возьмите 70-200 мм.
  • Выбирайте объективы с диафрагменным числом f/2.8 или f/4. Постарайтесь подобрать такой, и бегите от значения f/5.6, как от чумы.
  • Обычно, чем больше и тяжелее объектив, тем он лучше.
  • Убедитесь, что на объективе имеется гнездо под штатив.
  • Ищите объективы, прошедшие проверку временем: это причина, по которой Nikon и Canon редко меняют свою линейку объективов.

Покупка хорошего стекла - это не то же самое, что покупка новой «тушки». Хорошее стекло прослужит вам, по крайней мере, 10 лет при должном уходе и обслуживании.


6. Давайте без «чимпа», пожалуйста.

Каждый спортивный фотограф страдает «чимпингом» (калька с англ. «chimping»). Если вы не знакомы с термином, это определение все прояснит.

В сущности, чимпинг - это когда вы проверяете каждый кадр на ЖК-дисплее немедленно после съемки. Почему это плохо? Это отвлекает вас от действия, т.к. все ваше внимание сконцентрировано на камере. Это плохо по двум причинам: (1) вы можете получить травму, и (2) вы можете упустить хороший кадр.

Когда вы так делаете, вы отводите взгляд от поля и действия. Если вы снимаете футбол, вас запросто могут сбить на боковой линии, пока ваше внимание занято другим.

Для просмотра ваших фотографий есть свое время и место. Во время спортивных мероприятий, после щелчка затвора нет второго шанса. Переходите к следующей игре.


7. Используйте длинную выдержку

Длинную выдержку? Раньше я использовал 1/1000 секунды, чтобы зафиксировать действие и остановить его…

Пытаясь создать что-то новое и интересное, вы можете иногда пробовать использовать разные выдержки. Если вы снимайте бейсбол и хотите запечатлеть удар в виде идеального силуэта, я не предлагаю вам снимать на 1/60 секунды. Но если вам хочется получить кадр с классным размытым фоном, это работает великолепно.

Многие профессиональные фотографы из Getty Images и Reuters используют эту технику, чтобы привнести в свои изображения энергию и создать роскошно смотрящийся чистый фон. Съемка на 1/100 или на 1/80 секунды позволит сделать так, чтобы игрок был в фокусе, в то время как фон - очень сильно и эффектно размыт.


8. Избегайте использования вспышки

Во время съемки профессиональных или ученических соревнований, съемка со вспышкой строго запрещена. Вспышка может отвлечь игроков и свести с ума тренеров. Есть несколько исключений, включая баскетбол и спортивные мероприятия в помещении, но вспышки на камере обычно использовать нельзя.

Для мероприятий в помещении школы обычно имеют очень мощные вспышки (или стробы), установленные на балках зала и обеспечивающие идеальное количество света, попадающего на игровое поле. Эти вспышки можно синхронизировать с вашей камерой при помощи Pocket Wizard.

Когда вы снимаете на открытом воздухе, например, футбол или бейсбол, вы никогда не должны использовать вспышку на камере. Именно поэтому настройки ISO так важны.
Если вы снимаете мероприятие местного масштаба, или событие более низкого уровня, например, школьный турнир по футболу, вспышка обычно приемлема. Я всегда сначала общаюсь с тренерами или школьным директором по спорту, чтобы убедиться, что работа вспышек никому не помешает.

Многие санкционирующие органы имеют специальные правила для фотографов, так что прежде чем снимать то или иное событие, убедитесь, что вы с ними ознакомились, чтобы знать, что разрешено, а что нет.

Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, какие особенности спортивного репортажа нужно учитывать и о чем стоит помнить при съемке спортивных мероприятий, а также обсудим техническую сторону спортивных фото.

Текст: Иннокентий Нестеренко

Основные особенности спортивной съемки

Практически все правила, которые работают для репортажа, будут актуальны и для съёмки спортивных мероприятий. Спорт в целом — исключительно благодарный материал для репортажа. Тут вам и зрелищность, и обилие событий, и яркие эмоции (как у самих спортсменов, так и у зрителей, тренеров и других участников). Скорее всего, вам не придётся мучительно выискивать объект для съёмки — надо будет просто внимательно смотреть по сторонам.

Если результатом съёмки будет не один, а серия кадров, это даст возможность полнее раскрыть историю, развернуть ее во времени (например, так: подготовка к забегу, старт, волнение на трибунах, напряжение и развитие, переломный момент, финал и развязка, кто-то ликует, кто-то негодует). Кроме того, спортивные события — благодатное поле для съёмки портретов.

В чем сложность спортивной съемки?

ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ
В первую очередь, в спортивной съёмке, как и в почти любом репортаже, вы не можете влиять на событие. У фотографа есть только право зрителя.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВРЕМЕНИ
Во-вторых, фотограф ограничен во времени. Вы не можете ни остановить действие, ни повторить его. Если вы пропустили какой-то момент, то вы пропустили его окончательно и бесповоротно.

СКОРОСТЬ!
Третий момент: скорость. Как правило, любая репортажная съёмка, а уж особенно спортивная, связана с достаточно активными действиями, и интересный для съёмки момент — это действительно «момент», а не многочасовое действие (сравните со съёмкой пейзажа, где изменение объекта происходит, как правило, со скоростью движения солнца по небосклону).

ТОЧКА СЪЁМКИ
Кроме того, в спортивной съёмке особенно важно заранее продумать точку съёмки, ведь в решающий момент менять положение съёмки будет уже поздно и драгоценное время будет упущено.

ОСВЕЩЕНИЕ
В зависимости от характера мероприятия, при съёмке в помещении необходимо будет решать проблему недостаточного освещения или «плохого» искусственного света. При съёмке на открытых пространствах освещение может оказаться также не вполне подходящим, и по интенсивности, и по направлению. А подсветить вспышкой удалённые объекты либо невозможно, либо для этого потребуются системы синхронизации, по сложности выходящие за рамки нашего разговора.

ВОПРОС ТЕХНИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШТАТИВА И/ИЛИ МОНОПОДА, ТЯЖЁЛОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Несмотря на короткие выдержки, для качественных снимков на длинном фокусе обязательно использование штатива или монопода — это помогает как исключить шевеленку, так и сэкономить силы фотографу, ведь часами держать тяжелый объектив на весу очень тяжело.

Личный взгляд на событие

В репортажной съёмке влияние авторского взгляда фотографа сложно переоценить. Именно выбор фотографа «что и как снимать» создаст радостную или трагическую атмосферу, позволит посмеяться над участниками или посочувствовать им, или даже позволит увидеть забавные детали вне «основного действия».

Взгляните, как по-разному видят один и тот же вид спорта два фотографа.

Сергей Ильницкий

Как и у любого из зрителей, у фотографа будет своё собственное впечатление от происходящего — возможно, отличающееся от других. Тут, правда, нужно опять-таки помнить о цели съёмки: если это личная творческая съёмка, то авторский взгляд и своеобразие самовыражения будут сильной стороной. Если это коммерческая съёмка, где цель — максимально точно и ясно показать событие, то с авторским взглядом и художественным подходом важно не переусердствовать.

Иногда приходится выбирать между точностью передачи происходящего и авторским взглядом на мир. Однако и здесь всегда есть место удачному сочетанию первого и второго. Именно редкие, оригинальные авторские фото будут лучшими среди всех репортажных.

В примерах ниже: автор фото не просто нажимал на кнопку фотоаппарата, сидя в первых рядах на трибунах. Очевидно, он заранее продумал всю съёмку, начиная от точки съёмки и заканчивая подбором специальной техники. Результат вы видите сами.

Точка съёмки, общий и частный план. Дополнительные объективы

Интересна та съёмка, которая покажет либо разные планы, либо наиболее выигрышный для данного мероприятия ракурс. Поскольку не всегда есть возможность отснять событие с разных планов, фотограф должен хорошо продумать заранее, что снимать, откуда и как. Учитывайте ваши технические и физические возможности, погоду, обстановку. Помните также, что, выбирая точку съёмки, вы выбираете не только ракурс, но и задний план.

Adam Pretty

Крупный план всегда интересен зрителю, т.к. находится за пределами восприятия: даже те, кто лично присутствовали на этом же чемпионате, редко рассматривают происходящее в столь же мощную оптику как та, что у вас на камере.

Широкий план — лучший способ передать общую атмосферу.

Отдельные портреты и детали всегда украсят фотоотчёт, сделают его более интересным для зрителя.

Дополнительные камеры и объективы дадут вам больше возможностей для съёмки (в том числе для смены общих или узких планов не сходя с места). Минусы: если вы не профессиональный фотограф, придется учиться жонглировать техникой в условиях, когда времени мало и нужно быстро выбирать, что и как снимать. Отдельный навык, нарабатываемый практикой — это умение вовремя продумать сцену, свет и сюжет, и заранее поставить на фотоаппарат нужный объектив, если вы снимаете на одну камеру и постоянно меняете разные объективы.

Вы можете спросить, зачем такие сложности? Если работать с несколькими объективами так сложно, зачем мне это нужно? Вот я прикупил неплохой зум, он отлично справляется!

Отчасти вы будете правы, но только отчасти. Универсального ответа, как обычно, не существует. С одной стороны, универсальный зум проще в работе. Однако несколько фиксов или специализированных зумов дадут вам гораздо больший диапазон по возможностям съёмки. Хороший короткофокусный фикс (возможно, даже и фиш-ай) позволит снимать очень широкие планы, а также за счёт хорошей светосилы позволит не поднимать ISO даже при съёмке в помещениях. Длиннофокусный объектив позволит поймать хорошие крупные планы — а при репортажной съёмке спортивных мероприятий это бывает критично, т.к. именно при съёмке спорта, как правило, физически подобраться близко к объекту проблематично.

Поймать момент

Спорт — это практически всегда какое-то действие (мы сейчас не говорим о съёмке шахматных чемпионатов), движение. Однако мы снимаем не видео. Наша задача — поймать и остановить ключевой момент, а также увидеть важные детали во всём происходящем.

Выше мы уже упоминали о скорости как об одной из особенности репортажной съёмки. Говоря о съёмке именно спортивного репортажа, нужно учитывать, что всё самое интересное обычно происходит ещё и одновременно. Вы могли сколько угодно скучать в течение не очень эффектного матча. Пять минут до конца игры — и вдруг напряжённый момент! Вот именно сейчас, когда забивают решающий гол, хочется одновременно снять и как вратарь красиво летит в грязь, не успев схватить мяч, и как тренер одной команды ликует одновременно с одной половиной стадиона, и как тренер другой команды сходит с ума и рвёт на себе волосы, и так далее — всё одновременно, и с каждой секундой всё меняется.

А фотографу нужно не только всё увидеть, но и в какой-то степени предугадать. Способность предугадывать события — вообще одна из особенностей репортажной съёмки. И чем больше у вас опыта, тем лучше вы видите процесс и тем удачнее можете строить свои кадры.

Чтобы не пропустить интересный кадр, попробуйте держать глаза открытыми — буквально, оба глаза. Обычно, глядя в объектив, мы закрываем второй глаз, так проще «прицелиться». Открытый второй глаз позволит вам боковым зрением вовремя заметить, если начнёт происходить что-то особенное где-то в стороне.

Очевидно, «поймать момент» можно и без помощи навороченной техники. Важно вникнуть в происходящее, продумать возможные варианты развития событий, и быть готовым быстро среагировать в нужную секунду. Фотограф Дмитрий Донской в одном из интервью по поводу очень удачного, но практически случайно снятого кадра отвечает на вопрос, как ему удалось это сделать: «- А там же только одна плоскость. Значит, нужно было наводить резкость на середину ворот, чуть ближе к дальней от меня штанге. И я заранее позаботился об этом.»

Строго говоря, «слишком умная» техника зачастую даже мешает: расслабляет, заставляет поверить в иллюзию, что можно не напрягаться, волшебная кнопочка всё сделает за нас. Однако глупо было бы совсем не пользоваться доступными сейчас удобными возможностями. Скажем, функция серийной съёмки невероятно полезна при съемке спорта. Наш совет: больше практики в разных режимах и с разными настройками, чтобы самому «прощупать» и возможности техники, и собственные возможности.

Говоря о настройках серийной съёмки, заранее потренируйтесь с вашей камерой, исследуйте её возможности. Обратите внимание, есть два типа серийной съёмки, «burst» и «continuous». В русском языке и то и другое (burst/continuous) называют серийной съемкой, но у них есть большое отличие. В режиме continuous (дословно — непрерывная) съемка идет непрерывно 3-5 кадров в секунду, на полном разрешении, обычно без ограничения длины серии. А в режиме burst (взрыв) камера делает около 30 снимков в секунду на пониженном разрешении, потом останавливается для сохранения фотографий.

Чем отличается хорошее спортивное фото?

ЯСНОСТЬ

Спортивная фотография, как и фотография вообще — это в первую очередь рассказ. До, во время и после съёмки при отборе пройдитесь по следующим пунктам:

  • Как и любой рассказ, ваш фото-рассказ должен показать предельно ясно для зрителя: что происходило, как, когда, с кем. Можете ли вы сами ответить на вопрос «что тут происходит», основываясь только на фото?
  • Если в данном виде спорта есть победители, покажите, кто и как победил. Видны ли победители на ваших фото?
  • Если важны эмоции и переживания участников — покажите их;
  • Подумайте заранее, что будет критичным при съёмке именно этого вида спорта — очевидно, съёмка на ипподроме будет существенно отличаться от съёмки синхронного плавания;
  • Что эффективнее в данном случае: снять фотоисторию из ряда фотографий, или достаточно одного кадра? Обоснуйте.

Владимир Вяткин

Одна фотография:

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Результатом хорошей съёмки будет не просто пачка кадров, фиксирующих события. Вы — художник, а не патологоанатом. Хорошая съёмка передаёт эмоции, атмосферу, позволяет зрителю присоединиться к участникам этого события. И добиться этого не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Взгляните ещё раз на примеры, приведённые выше. Согласитесь, нам, зрителям, не приходится гадать, что происходит в кадре. Мы моментально видим глубокие эмоции, все тонкости человеческих переживаний. И если у нас самих есть такой опыт — страсти, надежды, отчаяния, злости или усталости от тяжёлой физической работы, нацеленной на результат и победу — мы присоединимся к героям снимка. Мы сможем им посочувствовать, если эмоции тяжёлые, или возликовать вместе с ними, если это радость победы. Более того, глядя на выразительную фотографию, мы не просто эмоционально присоединяемся к героям, мы не можем этого избежать.

Обратите внимание: выразительность — это характеристика и каждой отдельной фотографии, и серии целиком. Сам по себе факт съёмки «серией» не добавит выразительности. Всегда задавайте себе вопрос, зачем нужна в кадре та или иная деталь, что она передаёт? Зачем нужна в серии та или иная фотография, помогает она или мешает? И обратите внимание: в примере серии выше, каждая отдельная картинку из серии выразительна и сильна сама по себе, даже взятая вне контекста. Она не раскроет нам всю историю полностью, но передаст и эмоцию, и настроение.

ПОЛНОТА

Ниже приведён пример серии кадров — еще одна работа Владимира Вяткина под обшим названием «Падение». На первый взгляд кажется, что некоторые кадры излишне повторяют друг друга. Однако как только пытаешься сократить и выкинуть «как бы лишнее», понимаешь, что лишнего здесь нет. Каждый кадр работает на общий результат, добавляя свою часть к общей истории.

Владимир Вяткин

Этот пример — про серию кадров, посвящённую одному эпизоду на скачках. Однако серия может отражать и всё мероприятие в целом. В таком случае для полноты серии нужно будет заранее максимально продумать — какие действующие лица важны, какие точки действия будут ключевыми, что нельзя пропустить. Дополнив съёмку необязательными характерными деталями, вы получите разносторонний и действительно полный, глубокий фотоотчёт.

Чтобы максимально полно охватить такую съёмку, пользуйтесь всем широким спектром инструментов и возможностей. Снимайте с разных расстояний и ракурсов, берите разные планы, разбавьте широкий план личными портретами. Чем шире будет ваш диапазон, тем интереснее и качественнее будет съёмка. И главное: только так можно действительно глубоко и полно охватить материал. Для примера посмотрите этот фотоотчет про каскадеров.

КАЧЕСТВЕННАЯ КАРТИНКА

Даже самый технически совершенный кадр не становится автоматически хорошей фотографией. Современная техника в разы упрощает задачу съёмки спорта: автофокус поймает нужную глубину резкости. Объектив с возможностью зуммирования позволяет меньше скакать по трибунам в поисках лучшей точки съёмки. Скорострельность камеры и объектива позволяют сделать большое количество дублей с огромной скоростью, упрощая задачу «поймать момент». В Фотошопе можно подретушировать какие-то погрешности уже после съёмки. Поглядите на фотографии в стоковых базах . Огромное количество технически неплохих, однообразных и безликих фотографий. Вроде и моменты пойманы «правильные», и сфокусировано всё идеально — но фотографии в массе своей ничем не цепляют зрителя.

А вот несколько примеров спортивного фото, снятых ещё до эпохи массового цифрового фотографирования.

Мартин Мункачи

Александр Абаза

Другие удачные примеры: современная съёмка.

Adam Pretty

Wei Seng Chen (Суматра)

Очевидно, что с точки зрения цвета, чёткости и технического качества современные фотографии отличаются разительно. При этом профессионалы всех времён прекрасно знают законы композиции, построение кадра. Изображение сбалансировано, картинка красива — ничего лишнего. Нет и пустых, «провальных» зон.

Технические параметры

ВЫДЕРЖКА-ДИАФРАГМА-ISO

На цифровых камерах с предустановленными режимами съёмки, как правило, есть и режим «спорт». Обычно это предельно высокое ISO и минимально возможная выдержка, то есть настройки, соответствующие съёмке наиболее популярных видов спорта — бег, прыжки. Однако наша цель не просто использовать возможности робота, а самостоятельно контролировать ситуацию.

Во-первых, сам по себе спорт может быть очень разным (сравните: хоккей, бильярд, триатлон, авторалли, прыжки с парашютом). Во-вторых, условия съёмки одного и того же мероприятия могут отличаться. Возьмем, скажем, бег: настройки будут зависеть от того, на улице или в закрытом помещении проходит мероприятие, искусственный или естественный свет, какие есть возможности по расположению точки съёмки относительно бегунов, какая ваша цель (художественное фото, эмоциональный портрет, эффектный общий план для фотоотчёта о мероприятии).

Короче, обдумываем цель и выбираем соответствующие параметры. Скорее всего, вам потребуются такие настройки: максимальный уровень ISO (не максимально доступный для камеры, а максимальный исходя из условий съёмки), минимальная выдержка, режим съёмки «приоритет выдержки».

Артем Голощапов

Владимир Вяткин

ТЕХНИКА: ОБЪЕКТИВЫ, ШТАТИВЫ, МОНОПОДЫ

Можно много рассуждать о ценности авторского взгляда, но суровая реальность такова: в спортивной съемке чаще всего важно именно техническое качество картинки. Зрителя всегда будет меньше интересовать боке, и больше — номер победившей на скачках лошади.

Так что здесь особенно важно подобрать максимально светосильный объектив (или несколько объективов). В категорию «спортивных» попадают светосильные, быстрые длиннофокусные линзы. Дополнительный широкоугольный объектив поможет захватить больше деталей, показать общий план (многие любят даже и фиш-ай).

При съёмке на длинном фокусе нужно особенно тщательно избегать вибрации (чем длиннее фокус, тем больше воздействие любых вибраций на качество картинки). Чтобы избежать смазывания за счет трясущихся рук, старайтесь выбирать выдержку короче, чем 1/фокусное расстояние. То есть на фокусном расстоянии 200mm надо снимать с выдержкой 1/300 или короче.

Несколько советов на эту тему:

  • Обратите внимание на объективы со встроенными стабилизаторами, они позволяют заметно увеличить допустимые выдержки (3-5 ступеней);
  • Если есть возможность приобрести более светосильный объектив (позволяющий снимать на меньших выдержках) — не скупитесь, результат оправдает затраты;
  • Учтите, что длиннофокусный объектив — это всегда существенный дополнительный вес. Возьмите штатив, монопод или продумайте какую-то подставку под камеру уже на месте. Возможно, стоит присмотреться к объективам с крепежом для монопода;
  • использование монопода не только освобождает вам руки, но и ускоряет автофокусировку камеры.

Один из способов снизить вибрацию при съёмке.

Существуют также и внешние кольца с гнездом для крепления на монопод.

РЕЖИМЫ ФОКУСИРОВКИ

Статичные сюжеты мы обычно снимаем в режиме фокусировки «One Shot AF». Выбрали композицию, наполовину нажали кнопку затвора, автофокус сфокусировал объектив, зафиксировал фокус на нужном расстоянии. Дальше мы можем по желанию скорректировать композицию, сдвинув объектив, и дожать кнопку спуска до конца. У этого режима есть ещё полезный бонус — он не даёт сделать кадр, если сфокусироваться вообще не удалось (как правило, при этом мигает специальный индикатор).

Меню выбора режима фокусировки

Для съёмки более динамичных объектов нужно освоить AI SERVO AF. Фактически это тот же One Shot AF, только без блокировки фокуса. Объектив автоматически перефокусируется каждый раз, когда изменяется расстояние между камерой и объектом съемки.

Однако будьте бдительны: в этом режиме вы можете сделать кадр даже тогда, когда объектив ещё не сфокусировался. Кроме того, если между камерой и объектом съёмки появится какой-нибудь перемещающийся объект — объектив может сфокусироваться на объект, находящийся ближе к камере. Будьте также готовы к тому, что в режиме AI Servo AF фотоаппарат не будет подавать ни световые, ни звуковые сигналы об успешной фокусировке.

Между фокусировкой объектива и срабатыванием затвора происходит небольшая задержка. Хотя она измеряется долями секунды, её следует принимать во внимание при съёмке быстро движущихся объектов — к примеру, гоночная машина на скорости 160км/ч проезжает примерно 4.5м за 1/10с. Это означает, что хотя машина могла быть в фокусе в момент нажатия кнопки спуска, она может быть не в фокусе в момент открытия самого затвора.

Многие камеры решают эту проблему с помощью технологии предугадывающей фокусировки. Камера измеряет расстояние до объекта съёмки каждый раз, когда объектив перефокусируется. Анализируя эти данные, камера может просчитать скорость и направление движения объекта. Далее она экстраполирует полученную информацию, чтобы определить, где окажется объект съёмки в момент срабатывания затвора. Затем камера перефокусирует объектив на вычисленное расстояние, чтобы объект съёмки был в фокусе в момент экспозиции.

НЕСКОЛЬКО ФИНАЛЬНЫХ СОВЕТОВ

  • Снимайте спорт в jpeg, а не в raw. Во-первых, это сэкономит место на карте при съемке сериями (а исчерпать свободное место за пять минут до финала весьма обидно!) Во-вторых, запись raw может существенно замедлить работу камеры при серийной съёмке;
  • Повторимся: не рассчитывайте на вспышку. Практически всё интересное будет происходить за пределами её возможности. Кроме того, её использование может быть официально запрещено правилами соревнований;
  • Размер имеет значение! Выбирайте объектив с длинным фокусом. Он вам точно пригодится. Если можете себе позволить, возьмите 300-400мм (жители крупных городов могут воспользоваться фотопрокатами). Если нет, пусть это будет хороший светосильный зум порядка 80-200мм;

  • Помните об окружении. Снимайте общие планы и побочные детали за пределами игры;