Тема "художественная обработка бересты". Обработка и хранения бересты Как сделать чтобы береста стала мягкой

Береста верхний слой березовой коры - прекрасный материал для изготовления различных изделий. Изделия из бересты занимали важное место в народных промыслах, из нее изготавливали игрушки, посуду, лапти, использовали для берестяных грамот, делали лодки, применяли в строительстве как гидроизоляцию. В настоящее время бересту используют для изготовления сувениров, украшений, посуды, различных корзин и т.п.

Заготовка бересты

Заготовлением бересты занимаются с середины мая до конца июня. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она пристаёт к пробочному слою. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания, времени наступления и характера весны. Лучшая береста для изготовления всех видов изделий у берез в возрасте 20- 40 лет с гладким ровным стволом диаметром 150-350 мм. Ветви березы должны находится выше середины ствола, и тянуться вверх. Наиболее подходящая береста у берез растущих в умеренно влажных и умеренно тенистых местах.

Перед заготовкой бересты нужно получит официальное разрешение лесничества с указанием определенного места заготовки, как правило, это участки под вырубку леса.

Период заготовки бересты совпадает с периодом активности клещей, поэтому необходимы прививки против клещевого энцефалита и защитная одежда.

Наружный слой бересты имеет белый цвет, в изделиях его прячут внутрь и называют внутренним или изнаночным слоем.

Изнаночная сторона бересты

Внутренний слой бересты обращенный к стволу имеет различны оттенки от желтого до коричневого, в изделиях этот слой называется лицевым.

Лицевая сторона бересты

Существует несколько способов снятия бересты со ствола: пластом, лентой, склотнем.

Виды заготовок бересты: а- пластовая береста; б - берестяная лента (лыко); в - склотень

Заготовка пластом

Для снятия пласта нужно сделать два горизонтальных разреза длиной примерно200 ммна расстоянии 500-1000 мм(в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту) и соедините их вертикальный надрезом. Отогнув край бересты отделите ее от ствола, если время выбрано правильно береста без усилий отделится от ствола. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.

Снятие гигантского пласта бересты с упавшей березы

После съема бересту 30 минут просушивают в тени лицевой (обращенной к стволу) стороной вверх. Высушенные пласты укладывают лицевыми сторонами друг к другу и перевязывают веревкой. Если нет такой возможности то бересту скручивают в рулон лицевой стороной вверх по 8-10 пластов и перевязывают. Хранят пласты в развернутом виде в стопе сложенной попарно лицевыми сторонами, сверху кладут лист фанеры. Хранить лучше в темном, сухом, летом в прохладном, проветриваемом помещении.

Заготовка лентой

В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Нож держат, так чтобы указательный палец лежал на обушке лезвия, а большой палец упирался в ствол березы, ограничивая ширину ленты. Полученную ленту сворачивают в клубки или рулоны белым слоем наружу. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора. Для снятия ленты можно использовать специальный резак с ограничителем.

Технология заготовки бересты: а - надрезы бересты; б - съем пластовой бересты; в - упаковка пластовой бересты; г - надрез бересты; д - съем берестяной ленты; е - положение руки и ножа при съеме берестяной ленты; ж - упаковка берестяной ленты; з - съем берестяной ленты с помощью резака Г.Я. Федотова

Сколотень (цилиндр)

Ствол спиленного дерева размечают на участки, длина склотня не должна быть меньше 1,5-2 диаметров ствола плюс100 ммк высоте планируемого изделия.

Определив длину склотня делают кольцевой надрез, отслаивают бересту с помощью - сочалки (инструмента напоминающий штык). Плоской стороной ее вколачивают между берестой и лубом, и осторожно по окружности поступательными движениями отслаивают от ствола. Затем обхватив склотень руками или ремнем, снимают его, делая вращательные движения.

После снятия первого склотня расположенного ближе к вершине, отпиливают освобожденный конец ствола и приступают к снятию следующего склотня. Просушенные склотни вставляют последовательно друг в друга.

Технология заготовки склотней: а - разметка участков для заготовки склотней; б - отделение склотня от ствола с помощью сочалки; в - упаковка склотней

Необходимый инструмент для заготовки бересты: пила, топор, нож-резак, шпага (сочалка).

Инструменты для заготовки бересты: а - нож-резак; б - сочалка

Инструменты и приспособления

Рабочий стол должен быть хорошо освещенным, для удобства работы оборудован ящиками для хранения инструментов, приспособлений и кусков бересты.

Для предохранения от повреждений на столешницу кладут лист фанеры толщиной 6-10 мм. Размером не менее 800х500 мм.

Для работы с берестой используют следующие инструменты и приспособления:

Нож-косяк - для разрезания бересты, нож с изогнутым лезвием для зачистки бересты, нож-резак, с заточенный на одну сторону, для работы с прорезной берестой.

Инструменты для работы с берестой: а - нож-косяк; б - нож для зачистки бересты; в - нож-резак; г - прямое шило; д - шило с квадратным сечением; е - шило - кочедык; ж - зажим; з - пробойник круглый; и - пробойник треугольной формы; к - чекан в виде креста

Ножницы с тонкими лезвиями длиной 60-70 мм- для плетения, портняжные ножницы, с толстым лезвием и удобными ручками - для нарезания берестяных полос.

Шило круглое прямое, с притупленным отполированным кончиком - для разметки по бересте, шило сапожное с квадратным сечением - для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты, шило-кочедык, плоское лопаточное шило с крючкообразным изгибом - применяется для плетения.

Деревянные и металлические линейки различной длины и угольники - для разметки и нарезки бересты.

Циркули измерительный и чертежный для разметки.

Пинцет используется при плетении.

Зажимы - применяются для временной фиксации берестяных полос во время плетения и при изготовлении изделий из пластевой бересты, могут быть сделаны из березового прута, можно применять бельевые прищепки, скрепки, канцелярские зажимы, струбцины и резиновый жгут.

Резцы - используются для выполнения прорезного орнамента, представляют собой заточенные желобки различного размера, в качестве резцов можно использовать полукруглые стамески по дереву подходящего размера.

Пробойники могут быть различных диаметров и форм, используются для замковых соединений и стандартных просеченных фигур. Внутренняя часть пробойника должна быть полой, через нее тонким стержнем удалят вырезанные участки бересты.

Изготавливают пробойники из трубочек различных диаметров, можно выточить пробойники на токарном станке, пробойники лучше изготавливать из углеродистой инструментальной стали (например - У8А).

Чеканы - предназначены для нанесения тисненого рисунка на бересте, изготавливаются из плотной древесины, металла, кости, на конец чекана выполнен рисунок. Для чеканов небольшого размера можно использовать медицинские буры.

Чеканы из древесины

Ленторез Ф.Ф. Трапезникова, предназначен для нарезания берестяной ленты определенной ширины. Ленторез состоит из двух половинок, зажимающих косой нож, одна из поло вин соответствует ширине ленты. Пласт бересты прижимается к краю деревянного уголка, проводя по нему ленторезом получают ровную ленту. Ленторезы можно сделать для лент различно ширины.

Ленторез Ф.Ф. Трапезникова

Шаблоны - приспособления соответствующие внутренним размерам и форме будущих изделий, они изготавливаются обычно из дерева. В качестве шаблонов можно использовать миски, вазы, коробки и другие предметы и емкости.

Доски-рамки нужны для временного хранения берестяных полос. Представляют собой кусок фанеры размером, например 500х300 мм. Через определенное расстояние натянуты резинки, которые удерживают в развернутом состоянии нарезанные полосы.

Доска-рамка для хранения берестяных лент

Подрезная доска необходима для работы с прорезной берестой, изготавливается из древесины липы, осины, бука, размер примерно 250х250 мм.

Для создания различных изделий могут понадобиться такие материалы как очищенные от коры ивовые прутья различного диаметра, стальная проволока диаметром от 0,2 до3 мм, дощечки из различной древесины (березы, сосны, ели), льняное или подсолнечное масло, клеи типа Момент, ПВА, медицинский клей БФ-6 (рекомендуется при изготовлении берестяной посуды).

Обработка бересты

Первый этап обработки бересты - снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.

Второй этап - расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, небольшие изделия делают из тонких лент, а более крупные типа корзин и коробов из более толстых.

Третий этап - нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать бересту можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза.

При длительном (более месяца) хранении не помешает провести промасливание подготовленных полосок. Использовать можно подсолнечное масло. Следует намочить фланелевую тряпочку в масле и ею протирать одновременно обе стороны. Свернуть полоски вновь в клубки и желательно сложить их в полиэтиленовые пакеты для длительного хранения.

Без масла береста становится хрупкой, ломкой и её надо замачивать в воде, если она влажной не хранилась в полиэтиленовом пакете. Через несколько часов нахождения в воде сухая береста становится эластичной, гибкой, готовой к плетению. Замачивать надо клубок или упаковку полосок целиком, чтобы полоски (ленты) не скручивались. Хороший материал не замачивают, а смачивают тряпочкой перед самым началом и во время плетения, применяя мыльную воду.

Плетение

Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий - салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.

Корзина изготовленная прямым плетением

Косое плетение применяется в основном для изготовления объемных изделий - корзинок, вазочек, шкатулок, и плоских типа ремешков.

Берестяные короба, изготовленные способом косого плетения (работа С.В. Иванова)

При прямом плетении используют любое количество лент, при косом четное количество.

Первый этап плетение создания дна, получают переплетением полос до образования квадрата с рисунком шахматной доски, размеры которого определяются числом лент 4х4, 6х6, 7х7 и т.д. Количество лент соответственно берется 8,12,14 и т.д.

Для фиксации полос при плетении используют грузы (например стекло) и зажимы. Получив четкий квадрат, размечают дно будущего изделия, оно может быть квадратным или прямоугольным. При прямом плетении углы дна обозначены буквой - в, при косом плетении, проекция квадратного дна обозначена буквами - г, прямоугольного - д.

Изготовление дна изделия: а - начало плетения; б - готовое полотно; в - места соединения углов полотна зажимами и размещение дна изделия при прямом плетении; г - проекция дна изделия с квадратным дном при косом плетении; д - проекция дна изделия с прямоугольным дном при косом плетении; 1-6 - горизонтально расположенные полосы; 7-12 - вертикально вплетаемые полосы

Далее начинают формировать стенки. При прямом плетении формировать объем лучше вокруг шаблона соответствующего размера. Все выступающие за объем полоски поочередно сгибают под прямым углом вверх и перевязывают веревкой. Затем с любого угла начинают вводить дополнительные горизонтальные полоски постепенно переплетая ими вертикальные. Количество горизонтальных полос определяет высоту изделия.

Изготовление изделия способом прямого плетения: а - выведение полос в вертикальное положение; б - фиксация полос веревкой и вплетение горизонтальных лент; в - образование края изделия; г - готовое изделие

При косом плетении угол образуется на месте разметки путем перекрещивания и переплетения расположенных рядом полос. После заплетения всех четырех углов изделия выводят на нужную высоту. Для получения изделия с ровными стенками можно использовать шаблон, вокруг которого формируется изделие. В процессе работы полосы постоянно прижимаются друг к другу для получения плотной стенки без щелей.

После формирования внутренней части изделия, ленты перегибают наружу вниз и начинают плетения наружного слоя. Любое изделие состоит из двух слоев, при этом видимым будет, как внутри так и снаружи изделия внутренний - лицевой слой бересты.

Если длины нарезанных полос не хватает ее наращивают: заводят под предыдущий слой приподнимая его ножницами или шилом-кочедыг. Заканчивают плетении на наружной стороне дна.

Изготовление изделия способом косого плетения: а, б, в, - этапы образования угла изделия; г, д - этапы образования края изделия; е - готовое изделие

Изготовление туеса

Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.

Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний.

Схема изготовления обшивного туеса

Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления.

Замки для сшивки рубашки туеса

1- сшивание туеса берестяной лентой, 2-8 - варианты замковых соединений

Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок.

При изготовлении выворотного туеса высота сколотня должна быть больше высоты рубашки. Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

Изготовление выворотного туеса: а - склотень с рубашкой; б - крышка с ручкой и донышко; в - нижний край склотня завернутый после размягчения в горячей воде; г - готовое изделие

Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками.

Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.

Ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком. Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки.

В крышке выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с-ручкой. Но он имеет еще и другое назначение, — располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

Изготовление ручек для туесов

Крестьяне хорошо знают, что соль хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.

Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи.

Работа с пластевой берестой

Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Пластевая береста используется для изготовления большого ассортимента изделий. Это сшивные туеса, шкатулки, сувениры, куклы, посуда и многое другое.

Шкатулка украшенная прорезной берестой

Куклы из бересты

Уникально и интересно новое направление изделий из бересты разработанное Владимиром Махнюком - берестяная посуда, это чашки чайники, самовары, в самоваре со стальным титаном для растопки можно даже вскипятить воду (ознакомить с работами и технологией мастера можно по его книге ).

Чайный набор работы В. Махнюка

Изделия из пластевой бересты и теса часто дополнительно украшают тем или иным способом.

Способы декорирования изделий из бересты

Тиснение

Способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов. Чеканы изготавливают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком.

Туеса украшенные тиснением (работа А.В. Шутихина)

Применяют еще горячие тиснение, когда перед запрессовкой чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах соприкосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, н асыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не переусердствовать, береста может сгореть.

В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками.

Туеса украшенные методом горячего прессования

Гравировка выжиганием

Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электрический выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев выжигательного пера.

Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

Выжигание можно подразделить на контурное, силуэтное и живописное (см. раздел выжигание).

Лазерная резка и гравировка

Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке можно выполнить резьбу на бересте, и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество одинаковых элементов или изделий, с высокой производительностью.

Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке

Выскабливание или Процарапывание

Выскабливание применяют на темноокрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если снимать кору с погибших берез, подержать свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце, периодически смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 смв течении 14 дней, окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить органическим красителем.

Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой. Можно делать наоборот выскабливать фон оставляя черным орнамент или изображение.

Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в.

Аппликация

Аппликация это украшение из вырезанных из бересты узоров, которые приклеивают на изделие из бересты или другого материала.

Стеклянная ваза с наклеенной прорезной берестой (работа С.В. Иванова)

Картина выполненная аппликацией из бересты

Резьба

Резьбу обычно выполняют на бересте снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты нужного размера переносят шилом рисунок, через кальку или трафарет. С помощью ножа-резака удаляют участки фона. Резьбу выполняют на деревянной доске обычно из липы. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может дополнительно украшаться тиснением.

Изготовление прорезного орнамента

Туес украшенный прорезной берестой

Роспись

Древний способ украшений изделий из бересты, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Основные цвета красный, зеленый синий и их оттенки при смешении с белым. Иногда весь туес покрывал фоновой краской, а потом наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления роспись покрываю масляными лаками.

Пример расписных берестяных изделий

Готовые берестяные изделия смазывают льняным или подсолнечным маслом, это придает блеск изделию.

Литература:

1. Клевцов В.И. Плетение из бересты: 50 полезных изделий.-СПб.: Лениздат, 1996.-158 с., ил.

2. Махнюк В.Г. Береста: Техника. Примы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 168 с.: ил. 2008 г.

3. Финягин В. В. Изделия из бересты. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. - 128 с.: ил. - (Учимся у народных мастеров).

После заготовки бересты впрок, необходимо позаботиться о хранении бересты. Берестяная лента, снятая со ствола, должна быть скручена в клубок и непременно белой стороной вверх. Если полосу не скрутить сразу, то для работы она уже не подойдёт и усилия, потраченные на заготовку бересты, пропадут даром. Это то что касается берестяных лент, предназначенных в основном для плетения.
Другое дело, если снята пластами. Пласты бересты нужно разместить между листами фанеры, а потом ещё сверху груз. Зачем? Да чтобы заготовленная береста не скручивалась при хранении. Между пластами обязательно нужно оставлять небольшое расстояние.

К условиям хранения бересты несколько требований. Одно из них — сухое и проветриваемое помещение. В сырости у бересты появляются пятна плесени. Работа с таким природным материалом не принесёт удовольствия, к тому же дышать спорами плесени вредно для здоровья. Другое — хранить бересту нужно в тёмном помещении. Почему? Потому что при хранении бересты на свету, она светлеет, то есть теряет свой свет.

Подготовка бересты к работе

Прежде чем приступить к работе с берестой её нужно подготовить. Сначала очистить от пыли и мусора. Для этого внутреннюю сторону бересты протирают мягкой сухой тряпкой, а по наружной стороне бересты можно пройтись наждачной бумагой, причём все наплывы и утолщения предварительно срезаются ножом.

Следующий этап подготовки природного материала - расслаивание .

Проще говоря, бересту надо разделить на тонкие (1-2 слоя) или толстые (3 и более слоёв) заготовки. Для этого ножом подцепляется слой бересты нужной толщины и осторожно отделяется. Толщина заготовок зависит от того какое изделие будем делать. Только нужно помнить, что очень тонкая заготовка может оборваться в самый неподходящий момент.
Размачивание бересты, как этап подготовки материала, требуется в том случае, если береста хранилась долго или она старая.

Распаривание необходимо для толстой бересты, чтобы разделить на слои. Затем слои укладываются под лист фанеры и ставится груз, чтобы береста была гибкой и не скручивалась.
Размоченная и распаренная береста легко поддаётся расслаиванию становится прочной гибкой, легко обрабатывается не боится сырости и плесени.

Окрашивание . Природный цвет бересты очень красивый. Береста в своём натуральном виде не очень-то и нуждается в окрашивании. Изделия из неокрашенной бересты традиционны и привлекают своей естественностью. Но если нужна окрашенная береста, значит надо покрасить. Прежде чем окрашивать, бересту нужно вымочить в растворе мыла или пищевой соды, для того чтобы освободить её от дубильных веществ. Затем бересту закладывают в горячий раствор красителя на несколько часов. Интенсивность окраски зависит от времени окрашивания. Анилиновый краситель хорошо окрашивает пласты бересты. Окрашенную бересту ополаскивают и развешивают на верёвке, закрепив бельевыми прищепками для просушки. Важно не пересушить. Тонкие заготовки можно просто прогладить утюгом.
Теперь когда береста подготовлена к работе можно приступать. В работе с берестой используется: аппликация,

Бересту лучше всего обрабатывать сразу после снятия. В первую очередь очищаешь черные наросты. Тщательным трением материей удаляешь белый слой с поверхности. Если нужна тонкая береста, сразу расслаиваешь, т.к. позже она твердеет и процедура становится сложной. При расслаивании лучше всего держать поперек волокон, тогда легче поддается и не рвется. В старину бересту обрабатывали особенным способом, и береста становилась эластичной, как ровдуга, прочной. Приведу три способа обработки бересты:

  • 1. Тщательно очистив, обработав, натирали жиром или теплым маслом до полного впитывания. Особенно хорош для этой цели конский жир. Береста становится мягкой, податливой для иглы или шила.
  • 2. Варят бересту в ухе. Береста становится намного прочнее. Вываренная в ухе береста шла на изготовления лодки. Знаменитый осетровый клей изготавливали из плавательного пузыря осетра. Навар ухи придает бересте особую прочность, это издавна было известно нашим предкам.
  • 3. Бересту разогревают в разбавленном водой обезжиренной молоке и это придает эластичность и мягкость.
  • 4. Залежалую сухую бересту держат в теплой воде или на пару горячей воды. Береста становится мягким.

Обработанную бересту, туго свернув наружной стороной, хранили в темном и прохладном месте: погребке для молока, в яслях под охвостками. Сворачивали бересту в трубку по ходу волокон, в этом случае при изготовлении сосудов края не загибаются и стенки не сморщиваются.

При хранении большого запаса бересты для урасы ее кладут слоями крест - накрест, придавливают тяжелым бревном и забрасывают всяким хламом - мусором.

Нарезав бересту пластами, ее держат в тени. Когда береста начнет скручиваться, скатывают в рулоны, последовательно наматывая пласты светлой стороной наружу. При этом следует совершать концы пластов, прижимая верхним слоем нижний, чтобы при высыхании они не закручивались.

Смотав в рулон 8-10 пластов (количество зависит от длины) его заворачивают в бумагу и перевязывают шпагатом или проволокой.

Заготовка бересты с погибших деревьев. В лесу часть можно встретить упавшие березы, у которых гнила древесина, а береста осталось целой, или сухостойные березы, поврежденные грибом - трутовиком. У таких деревьев береста отделяется легко в любое время года. Внутренний ее слой имеет различные оттенки красно - коричневого и используются для украшений изделий.

Техника безопасности - Находясь в лесу, надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса - это очень опасно. Коллективный выезд на заготовку бересты проводят только под руководством педагога. При себе необходимо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи.

Хранение бересты.

Для работы с берестой готовят тупой и острый нож, ножницы, сухтряпку и подсолнечное масло. Бересту раскладывают на столе, лучше на свежем воздухе в тени; где она и сушится.

Не следует разворачивать рулон полностью. Сначала берут один пласт, протирают ее сухой тряпкой и кладут на стол вверх белой стороной. Бересту нужно разделить несколько слоев; сначала отделяют верхний шероховатый белый слой. Пласты снимают при помощи тупого ножа с овальным концом или руками.

Если береста тонкая, снятая с молодых берез или с верхней части ствола, ее не расслаивают на пласты. Такую березу можно заплетать с обеих сторон - с белой и темной все утолщения и наплывы, а также места, где были сучки, вырезают ножом или ножницами. Обработанную бересту сушат в тени отдельными пластами. При этом следует, чтобы она не пересохла, иначе материал станет жестким и хрупким. Работать с такой берестой уже невозможно. Когда берестяные пласты начнут слегка скручиваться, их собирают в рулоны, предварительно протерев тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле.

Остается рассортировать бересту по цвету, завернуть в бумагу и указать на ней, какого цвета береста и дату ее заготовки. В прохладном затемненном помещении или в кладовке при комнатной температуре бересту можно хранить годами. В сыром помещении береста покрывается плесенью и пятнами. Плохо высушенный материал тоже не может долго храниться. Чтобы береста не потеряла мягкость, эластичность и натуральный цвет, следует периодически проверять, не пересохла ли она и не отсырела.

Обнаружив на бересте пятна сырости, необходимо тщательно проверить помещение, после чего просушить ее и с изнаночной стороны протереть тряпочкой, смоченной подсолнечном маслом.

Пересохшую бересту отмочить в теплой воде или продержать над паром. После чего повторяют все операции, как при заготовке с дерева, - сушку и сворачивание в рулоны.

Бересту для изящных, художественных изделий надо хранить особенно тщательно. Для этой цели необходимо прохладное, сухое, затемненное помещение. От солнечных лучей у бересты через 3-4 дней меняется окраска, и она становится красноватой. От продолжительного нахождения на свету береста становится белой. Все изменение в цвете сопровождается потерей прочности, гибкости и растяжимости.

Для хранение бересту складывают в пачки и укладывают их между двумя досками, прижав сверху грузом.

В настоящее время бересту можно сложить под прессом из толстых досок, скрепить болтами и хранить в темном и влажном месте. Сохраненная таким образом береста становится ровной, как картон или толстая бумага, и удобна для изготовления всякой утвари. Бересту, предназначенную для склеивания и окрашивания, не пропитывают маслом или жиром, хранят в первоначальном виде. Масло придает бересте определенный цвет и не позволяет склеиваться.

Организация рабочего места - В помещении должны быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. берестяный изделие береста якут

Техника безопасности и противопожарная профилактика - береста быстровоспламеняющимся материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи ее хранения запрещается. Основные причины пожара курение в неустановленном месте, применение открытого огня в помещении, наращение правил эксплуатации электроприборов, в том числе работа неисправных электроприборов. Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий обрезки бересты выносят специальное отведенное для этого место. Учебные классы, мастерские и рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и техники безопасности. На рабочем столе отводится место для инструмента, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травмы. Котогчник, шило, ножи, лекторез должны быть с гладкой овальной ручкой из древесины твердых пород. При заточке ножей необходимо соблюдать в особую осторожно(12-15-16-17-19)

Заготовка
Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору.
Лента
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора.
Пласт
Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.
Сколотень (цилиндр)
Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага (сочалка). Для снятия сколотней и напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Для удобства работы лучше организовать место снятие бересты на уровне живота. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее сочалка вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным сокоизвержением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста подалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола так же сможет испортить сколотень. Фотографии заготовки сколотней можно посмотреть по данной ссылке .

Хранение
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученая несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.
Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок или листов фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставался некоторый промежуток для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Особых условий для хранения сколотней нет.
Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

Обработка
Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.

Плетение
Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение при работе сложнее, чем косое плетение. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности. Основные приёмы плетения можно посмотреть в разделе "Мастер-класс" .

Работа с пластом
Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Дополнительный материал: корень хвойных деревьев (сосна, ель), ивовый прут, черёмуховый прут, берестяная лента. Некоторые приёмы работы с пластом вы найдёте в разделе "Мастер-класс" .

Изготовление туеса
Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.
Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний. Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления. Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок.
При изготовлении выворотного туеса высота сколотня должна быть больше высоты рубашки. Для загибания кромки сколотня необходимо несколько секунд подержать один край в кипящей воде, а затем загнуть на рубашку. То же самое проделать и с другим краем. На самом деле всё не так просто и без визуального ряда никак не объяснить весь процесс выворачивания сколотня. Пусть это останется не секретом мастера, а задачей авторам на будущее.
Донце и крышка изготовляются как круглой, так и овальной форм. Существует множество способов изготовления крышек в зависимости от места бытования ремесла и промысла. Подходящая порода дерева, например, ель, сосна.
В некотором виде можно посмотреть схемы замков, оплетение, крышки по данной ссылке .

Тиснение

Для того, чтобы было веселее делаются на туесах тиснёные рисунки, так говорил дед Мартын, изображая забавные сценки из своей деревенской жизни на Мезени. Но так же делаются тиснёные рисунки и для красоты, чтобы стоял туесок с гречкой на кухонной полке и красовался. Тиснение, прежде всего, - это красота, уместность, полнота орнамента. Орнамент - основа рисунка. В связи с этим можете посмотреть орнамент на туесах Фатьянова М.Ф, Шутихина А.В. и др., а так же полистать книги по орнаменту.


Резьба
Резьба по берёсте различается на геометрическую и резьбу растительного орнамента. Технология прорезания обусловлена твёрдостью руки, качеством материала и качеством инструмента. Прорезается рисунок по разному - по пласту рубашки, либо уже по готовому туесу, хотя второй вариант не технологичен. Самая известная прорезная береста - шемогодская .

Процарапывание
Процарапывается береста, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы.

Роспись
Роспись по берестяным изделиям можно посмотреть в разделе "Статьи" .

Выделка дёгтя
Вдали от деревень, как правило в лесу, строили небольшие смолокуренные заводы. На этих заводах выгоняли из листов берёсты три жидких компонента: дёготь, скипидар и пек. Дёготь применяли для смазывания обуви, а так же совместно с пеком использовали при строительстве лодок.
Для выгона этих трёх компонент изготовляли три больших глиняных чана. Чаны последовательно соединяли трубкой так, чтобы жидкость могла переливаться из первого в последний сосуд. Первый чан имел только одно отверстие для соединяющей трубы. Второй же был промежуточным, а по сему имел вход и выход. Третий чан кроме отверстия для трубки имел краник, через который выгоняли конечный продукт. Поскольку данная технология записана со слов Кузнецовой Валентины Дмитриевны (г. Вельск), у которой дед Павел Кузнецов до и после революции занимался выгоном дёгтя, то не весь процесс досконально запомнен из далёкого детства. Поэтому не восстановить в каком чане что выгонялось и как сливалось.
Для выгона дёгтя завод имел в хозяйстве семь лошадей, на которых привозили большие телеги листов берёсты. Работали много и усердно. Был хороший заработок, поэтому в двадцатые годы семьи работников раскулачили, а деда Кузнецова Павла однажды увезли в город и больше его никто не видел. Завод находился в Вельском районе, Шадринский сельсовет, недалеко от деревни Макарьинская.
Под первым чаном располагалась печь (не известно была ли печь под другими чанами?). Этот чан до отказа набивался берёзовой корой и плотно закупоривался. Доступа воздуху не было. При достижении определённой температуры берёста превращалась в тёмную жидкость, которая затем переливалась в другие сосуды. Это весь процесс.

Строительство судна

В разных регионах таежного пояса Земли береста обрабатывается одними и теми же способами и приемами, которые не менялись с древних времен до наших дней. Поэтому совсем не удивительно, что полотуха из Архангельской области по способу изготовления похожа на Birch Bark Basket из штата Аляска, а столетний кузовок народа ханты похож на изделия современного мастера из штата Мэн. Лодка-берестянка с Нижней или Подкаменной Тунгуски по характерным признакам такая же, как с озера Мичиган. Различаются они только способом декорирования и орнаментом, что похоже, не удивительно. Каждый народ имеет собственное национальное самосознание и собственное лицо.
Берестяные каноэ индейцев Северной Америки внесли огромный вклад в дело освоения европейцами нового для них континента. На каноэ по рекам и озерам передвигались сначала первопроходцы, затем промышленники и торговцы, после – переселенцы с миссионерами. Удобней и доступней для первопроходцев Америки средства передвижения не было (смотри полный текст статьи автора Шутихина А.В. по адресу).

Последовательность изготовления современной берестяной лодки можно посмотреть .

Ниже представлены фотографии и схемы последовательности изготовления берестяной лодки.





























Фотографии с американского сайта
http://www.acbs.org и других.

Основной инструмент
Все кто занимается работой с берёстой пользуются каким-то определённым набором инструмента. Одинаков ли он у всех? Его перечень? Почему есть различия в названиях, формах, материале и прочее? Попробуем ответить на эти вопросы.
Набор, число инструмента зависит от того, какой конкретной обработкой занимается мастер. Минимальный набор плетельщика - это ножницы (нож) и зажимы (скрепки-прищепки). При желании упростить процесс обработки материала появляются нож, линейка (рейка), шаблоны для нарезки лент, ленторез. При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла. С его помощью расширяются промежутки между сплетёнными лентами, за счёт этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
Набор инструмента мастера, который работает с пластовой берёстой расширяется. Это и шило для прокалывания отверстий для прошивания пластов между собой, и инструмент для заготовки и обработки соснового корня - металлический крюк/скоба для вытаскивания корней из земли, инструмент для очистки корня (несколько видов такого инструмента), инструмент для расслаивания корней.
Набор мастера изготовляющего туеса дополняется пробойником - инструментом для пробивания замков, инструментом для обработки дерева, киянка используется для вколачивания донца в сколотень, чеканы для подчёркивания красоты туеса и некоторые другие специфичные инструменты. Как правило, у каждого мастера есть какой-то свой особенный инструмент, поэтому перечислить все приспособления не представляется возможным.

Перечень основного инструмента:

Изображения некоторых инструментов :


Жестяные шаблоны

Чекан из текстолита

Чекан деревянный

Чекан из текстолита

Коточики костяные

Киянка

Металлическая линейка

Набор надфилей

Нож

Нож

Ножницы

Пробойник

Шило с утолщённым жалом

Шило с утончённым жалом

Стамеска плоская

Циркуль

Циркуль

Типы ленторезов
Ленторез предназначен для нарезки берёсты в виде лент (полос, лычек). Ленторезы условно можно разделить на две группы: инструмент для выравнивания ленты берёсты из клубка и инструмент для нарезки полос из пласта. Отличие в том, что первый инструмент обрезает с двух сторон, а второй только с одной. Лента используется для плетения крупных и сложных предметов. Полосы используются для плетения небольших изделий, сборных изделий (например, шаркунок) и как вспомогательные. Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закреплённых на плоскости для протаскивания ленты или под определённым острым углом. Ширину ленты задаёт расстояние между ножами. Так же известен инструмент, режущая часть которого выполнена из двух пар вращающихся на оси заточенных шайб. Ленторез для полос выполняется как в настольном, так и ручном виде. Один край обрабатываемой берёсты касается упора (деревянный, например), а другая сторона режется одним или двумя ножами, которые находятся в одной плоскости.
В вельском краеведческом музее находится ленторез, выполненный в виде корневой прялки, на основание которого нужно было садиться, а лента пропускалась через вертикально закреплённые ножи на горизонтальном бруске на уровне груди. Ширина ленты задавалась клинышками, которые вколачивались между ножей.

Изготовление зажимов
Для начала перечислю известные мне зажимы: канцелярские скрепки и "крокодилы", бельевые прищепки, зажимы из веток деревьев. Мне известно, что один мастер запрещал своим ученикам пользоваться канцелярскими скрепками, а учил делать и использовать свои. Вот мы сейчас быстренько их и сделаем. Срежьте ветку берёзы или черёмухи такой толщины, которая будет удобна для применения. Лучше сделать разные по размеру зажимы для крупных и небольших изделий. Вырезайте палочки из ветки так, чтобы на одном конце был сучёк. Длина может варьироваться от 3 до 10 сантиметров. Противоположный от сучка конец палочки заострите с одной или двух сторон. Затем расщепите её ножом на две равные половины до сучка. Вот и всё.

Изготовление шаблонов
Шаблоны различных размеров удобно использовать, если у вас нет возможности самим сделать или заказать мастеру по металлу ленторез. Шаблоны выполняются из жести. Лучше подходит жесть, которую используют при строительстве, но так же можно вырезать шаблон из консервной банки, затупив края. При отсутствии жести, для временного пользования, можно изготовить шаблон из картона. Ниже приведены схемы изготовления шаблона.


Изготовление чеканов
Чеканы могут быть выполнены из самого различного материала: дерева, металла, кости, текстолита и др. Металлический чекан можно выполнить в форме цветка или солнца. Для этого возьмите гвоздь на 150-200 мм. и напильником сточите острый конец до круга в торце. Затем возьмите треугольный надфиль и наметьте диаметральную среднюю полосу. Далее стачивайте надфилем под углом 30 градусов торец гвоздя от центра к середине. Так можно проделать несколько раз (6 и более). Затем попробуйте сделать оттиск на берёсте. Чеканы из другого материала изготавливаются с помощью того же напильника и надфиля, но могут быть использованы и угловая стамеска, нож и дрель со сверлом по дереву.