Налоговые льготы малого бизнеса. Субъекты малого предпринимательства: условия получения статуса и перечень льгот

Последние поправки в налоговое законодательство наводят на мысль о полном реформировании этой сферы.

Того требует сложная экономическая ситуация в стране и стремление увеличить бюджетные поступления. Правительство идет по пути ужесточения собираемости обязательных платежей, поднимает налоговые ставки. И тут проще всего «прижать» владельцев недвижимости.

Правила оплаты для юридических и физических лиц

Имущественный налог находится в ведении регионов. В 2019 году, до 1 декабря, вносятся платежи за период-2018.

Физические лица

Заплатить налог придется любому человеку , в чьей собственности есть недвижимость, указанная в ст.401 НК.

Базой начисления признается кадастровая оценка по ЕГРН (ст. 403 гл.32). Обязательно учитываются законные пути уменьшения платежной суммы.

Юридические лица

Организации и предприятия всех форм также платят налоги. Все основные моменты этого отражает глава 30 НК.

Чтобы недвижимость попала в поле зрения налоговиков, требуются всего два условия :

А вот способ имущественного обладания у предприятия куда больше, чем у гражданина, начиная с привычной собственности и заканчивая непонятными порою для обывателя вариантами:

  • временным владением/распоряжением;
  • доверительным управлением, концессией;
  • и другими.

В целом налоговая система для юридических лиц значительно сложнее, чем «гражданские» правила. До настоящего времени многие объекты юридических собственников облагаются налогами по среднегодовой оценке.

Кадастр применим для следующего имущества:

  • административно-управленческие комплексы, торговые сооружения;
  • нежилые помещения с использованием под офисы, общепит или бытовое обслуживание;
  • недвижимость иностранных предприятий, работающих в РФ без представительств;
  • не балансовые жилые помещения (то же служебное жилье, к примеру).

Налоговая ставка имущественных платежей из кадастрового расчета находится в ведении местных органов власти, которые определяют точное значение ставки, согласно ст. 380.

Изменения в законодательной базе по данному вопросу

Громкие изменения определил ФЗ № 284 от 04.10.14 о дополнении Налогового Кодекса главою 32 «Налог на имущество физических лиц». В соответствие с п.1 ст.402 инвентаризационная оценка для исчисления недвижимости заменяется на кадастровую стоимость объекта. Фактически можно говорить о совершенно новом налоге на недвижимость.

Соответствующие поправки в законодательство начали действие 01.01.15. Тот год стал экспериментальной площадкой по отработке новых положений. Платежки за налоговый период-2015, обсчитанные по кадастровому принципу, собственники получили в 2016 г.

Для нивелирования недовольства граждан и более мягкого перехода к жесткой схеме «удовольствие» от роста налогов растянули во времени до 2020 года :

  • в предстоящие 5 лет ставки растут за каждый год на 20%;
  • применяются понижающие коэффициенты;
  • регионы подключаются поэтапно в зависимости от экономической обоснованности реформ (то бишь, платежеспособности населения и числа бюджетных «дыр»).

Основные направления ФЗ № 335, принятого в ноябре прошлого года, удивили тем количеством изменений, которые коснулись налогов на имущество. Довольно неприятным сюрпризом для многих явилось налогообложение для категорий лиц, выступающих плательщиками ЕНДС с 1 января 2018 года. Правило действует и в 2019 году. Если до этого момента перечисление было обязательным для организаций, работающих по общему режиму отчислений, ЕНДВ, УСН и по патентной форме, то теперь нововведения коснулись и производителей товаров сельскохозяйственной группы.

В то время как для организаций налог стал обязателен только на имущественные объекты, облагаемые кадастровой стоимостью, для тех, кто относится к категории плательщика НДС – он введен абсолютно по всем формам имущества, как движимого, так и недвижимого.

С этого года налоговая нагрузка вырастет не только в области ввода НДС, но и вводе бюджетных отчислений на все основные средства, не имеющие прямого отношения к сельскохозяйственной сфере.

Кроме того, новый закон регламентирует, что физические лица теперь будут отчислять 0,1% от кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Ставки

Определены следующие величины:

Оценка имущества (рублей) Налог (%)
До 10 000 000 0,1
От 10 000 000 до 20 000 000 0,15
От 20 000 000 до 50 000 000 0,25
От 50 000 000 до 300 000 000 0,35
От 300 000 000 3
гаражи/машино-места 0,1
частное незавершенное строительство 0,3
прочая недвижимость 0,5

По замыслу тяготы новой системы в первую очередь почувствуют владельцы дорогостоящей элитной недвижимости. Повышение для собственников строений среднего класса и эконом не столь значительны.

Так считается. Однако на первом ценовом уровне самый широкий диапазон социальной принадлежности людей. В трехкомнатной квартире могут проживать семья, а в «однушке» – не требовательный к условиям бизнесмен.

Отметим, что приведенные в таблице ставки являются базовыми для регионов. На местах законотворческая власть вправе их изменять.

Как и ранее, в текущем году ставки увеличены в основном для собственников дорогостоящих объектов недвижимости, остальные категории владельцев жилья повышение практически не коснулось.

Виды объектов недвижимости

До изменений мы все платили налог за четыре категории «недвижки»:

Поскольку в последние годы в собственности граждан обозначились абсолютно новые формы владений, привычный список пополнился следующим имуществом (ст. 401) :

  • машиноместа;
  • дачи и подобные им постройки на участке;
  • объекты недостроя;
  • единый недвижимый комплекс (ЕНК) – включает несколько построек, объединенных технологически и по расположению в одну систему правоустанавливающими документами собственника (ст. 133.1 ГК РФ).

Регионы применения

Для граждан

В настоящее время большинство регионов перешло на новую налоговую схему – 61 субъект.

Процесс реформирования происходил так:

  1. С 2015 года схема запущена в качестве «пилотного» проекта в 28 регионах страны. Список «первопроходцев» открыли Бурятия, Ингушетия, респ. Коми, Забайкальский край, Удмуртия, Татарстан, г. Москва и некоторые другие регионы страны с приемлемым качеством жизни населения.
  2. На следующий год налоги по кадастру начали взимать еще в 21 субъекте. В 2017 году реформы пришли в Оренбуржье, Адыгею, в Карелию, в Астраханскую, Мурманскую, Орловскую и Тамбовскую области, в Еврейскую область и Чукотскую автономию.
  3. В 2019 году актуально действие программы в 57 регионах РФ. Список пополнил ряд крупных промышленных областей, где качество жизни населения на порядок выше.

Для юридических собственников

Здесь изменения не столь стремительны: в регионах не торопятся применять законодательные новшества.

Кадастровая стоимость для административных объектов, торговых и деловых центров по налоговым периодам применяется следующим образом :

  • 2015 – ввели 29 регионов;
  • 2016 – подключились 19 субъектов;
  • 2017 – список дополнили 8 местностей;
  • 2018 — список субъектов федерации, где изменения, принятые на законодательном уровне, вступили в силу и активно применяются, составляет 64 региона, что в 2,5 раза больше, чем в 2015.

Предоставление льгот и вычетов

В «бочке дегтя» есть «капля меда» – инициаторы новой схемы налога сохранили применяемые налоговые преференции.

Налогоплательщикам по-прежнему предоставляется возможность уменьшить налоговые расходы, а то и вовсе не платить.

Категории льготников

Статья 407 НК определяет круг лиц, полностью освобожденных от имущественных платежей.

В списке льготников:

  • всех категорий;
  • инвалиды детства;
  • граждане, пострадавшие от радиации после различных аварий на гражданских объектах;
  • лица, принимавшие участие в термоядерных испытаниях особого риска;
  • ликвидаторы ядерных аварий на военных объектах;
  • члены семьей военнослужащих, погибших на службе;
  • представители творческих профессий в отношении объектов, используемых непосредственно в такой деятельности;
  • физлица – на хозяйственные постройки до 50 «квадратов», находящиеся на садово-огородных участках, под ИЖС.

Государство пресекает попытки переоформления недвижимости на льготника. Поэтому исключения предоставляется на один объект каждого типа недвижимости по выбору собственника. Если же он не делает этого, ФНС поможет определиться, но не в пользу льготника.

Таким образом, можно одновременно не платить за дом, квартиру и гаражный объект, но вот избежать платежей сразу за две квартиры не выйдет.

Налоговые вычеты

Уменьшить налоги может каждый путем снижения налогооблагаемой площади.

Вычеты предоставляются на такие типы недвижимости (в кв. метрах):

  • комнаты – 10;
  • квартиры – 20;
  • частный дом – 50.

Это общероссийские нормы. Муниципалитеты и власти городов с федеральным статусом вправе увеличивать вычеты.

На практике процедура осуществляется путем вычета из общей оценки кадастровое начисление за льготную площадь. Иногда применение вычетов приводит к отрицательному значению. Собственник может порадоваться: налоговая база считается равной нулю, и платить ничего не придется.

Порядок расчета

Кадастровая стоимость устанавливается субъектом с применением 135-го закона «Об оценочной деятельности».

Периодичность пересмотра :

Узнать актуальную стоимость можно на портале Росреестра через раздел справочной информации. Также можно обратиться к сервису налоговой службы. Но для этого понадобится кадастровый номер объекта.

Собственник не обязан считать налог на свою квартиру самостоятельно. За него это сделает налоговая служба и уведомит соответствующей квитанцией. Однако, в связи с последними изменениями, лучше заранее узнать сумму, которую предстоит выложить в бюджет.

Налоговый расчет по новой схеме проводится с применением формулы:

Н = (Н1*СК – Н2*СИ) *К + Н2*СИ

  • Н – итоговая сумма платежа;
  • Н1 – кадастровая оценка недвижимости;
  • СК – ставка по кадастру;
  • Н2 – инвентаризационная стоимость;
  • СИ – ставка инвентаризационного налога;
  • К – коэффициент.

Коэффициенты понижения : 2016 – 0,2; 2017 – 0,4; 2018 – 0,6; 2019 – 0,8. Собственники выходят на 100-процентную оплату по кадастру без понижения к 2020 г. , после чего платеж считается как умножение кадастровой стоимости на ставку за минусом налогового вычета.

Алгоритм вычислений:

  • определяем размер налога от кадастра;
  • считаем инвентаризационный платеж;
  • определяем разницу между этими показателями;
  • полученный результат умножаем на коэффициент понижения;
  • к итогу прибавляется инвентаризационный налог.

Пример

Рассмотрим перечисление в 2019 году за период 2018.

Данные объекта:

Определим налогооблагаемую базу стоимости: 2500000 * 50 / 30 = 1500000 рублей. Кадастровый налог равен 1500 рублей (1500000 * 0,1 / 100), инвентаризационный платеж – 250 рублей (250 000 * 0,1 / 100).

В результате собственник заплатит 450 рублей: (1500 – 250) * 0,2 + 250.

Порядок оспаривания оценочных действий

Массу вопросов вызывает кадастровая оценка . Часто показатель прилично завышен.

Особенно это касается домов старой постройки: 60-х и 70-х годов. Морально и физически эти строения устарели: амортизационный износ превышает половину их реальной стоимости. Но у государственной системы иное мнение: домик-то, оказывается, еще в цене. На практике продать дом за такие деньги не реально, зато налог получается внушительный. Несоответствия характерны и для более «молодых» объектов.

Поэтому логичен вопрос: можно ли оспорить кадастровую оценку недвижимости при ее завышении? Закон такую возможность предоставляет, но придется проявить настойчивость.

Предоставляется два способа :

  • обращение с иском в судебные инстанции;
  • комиссионное разрешение споров в местном подразделении Росреестра. Ознакомиться с порядком оспаривания можно на ведомственном сайте.

Другая возможная ситуация – ошибки в начислении платежа. Но их обнаружить сможет человек, осведомленный о порядке расчета налога и своих правах на применение льгот.

Восстановить справедливость не сложно:

  • направляется письменная претензия в подразделение ФНС по месту своей регистрации или через личный кабинет налогового портала. В обращении нужно перечислить ошибки в расчете, указать основания для предоставления льгот (если таковые есть). Завершается претензия требованием возврата переплаты;
  • представители ведомства обязаны дать письменный ответ;
  • при несогласии с отрицательным решением или если обращение проигнорировано, нужно идти в суд.

Налоги – платят, права — отстаивают

При введении кадастровой схемы имущественного налога инициаторы ссылаются на мировой опыт. Однако в российских условиях основная доля платежей придется на граждан с невысокими/средними доходами. Помните, от налога вас никто не освободит, а вот подойти к вопросу разумно по силам любому собственнику.

Новшества 2019 года

С 1 января 2019 года вступил в силу закон, подписанный Президентом РФ, которым теперь корректируется механизм исчисления налога по кадастровой стоимости (налог на имущество, земельный налог).

Отменяется коэффициент 0.8, то есть коэффициент будет доходить до значения 0.6 и увеличиваться не будет. Также изменения вводят ограничение в 10% в части увеличения суммы налога к платежу за прошлый год, кроме того они исключают возможность пересчета налога «задним числом», если корректировка не приводит к уменьшению платежа.

С 2019 года если налогоплательщик сумел доказать, что кадастровая стоимость была рассчитана неверно, то закон обязывает использовать при расчете налога измененную кадастровую стоимость именно момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Ежегодное увеличение суммы налога на имущество, рассчитанной по кадастровой стоимости теперь ограничено 10%.

О новых правилах уплаты взносов за объекты недвижимости смотрите в следующем видеосюжете:

С лета 2015 года гораздо больше компаний могут отнести себя к малым предприятиям. Изменились критерии малого бизнеса, причем в середине года. Расскажем подробно, какие критерии малого предприятия сейчас действуют. И какими льготами могут такие компании пользоваться.

Критерии малых компаний

К субъектам малого бизнеса относят коммерческие компании, предпринимателей, и фермерские хозяйства (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Но изменилось три условия, при которых организация считается малой.

Выручка . Новый лимит выручки для микропредприятий составляет 120 млн руб. (вместо прежних 60 млн руб.). Для малых компаний — 800 млн руб. вместо 400 млн руб. Эти новые лимиты предусмотрены в постановлении Правительства от 13 июля 2015 г. № 702.

Доля участия других компаний. Компания считается малой при условии, что доля участия в ее уставном капитале других организаций максимум 49 процентов. Такой лимит действует с 30 июня (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ). Прежний лимит составлял 25 процентов.

Лимит численности. Лимит среднесписочной численности сотрудников за прошлый календарный год остался прежним. У микропредприятий штат не может превышать 15 человек. У малых компаний — 100 человек.

Период. С 30 июня увеличился срок, в течение которого компания, превысившая лимиты по выручке и численности работников, все равно считается малым или микропредприятием. Раньше этот срок составлял два года, следующих один за другим. Теперь критерии малого предприятия предусматривают трехлетний срок (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Льготы для малого предприятия

Малые компании вправе не устанавливать лимит наличных в кассе (п. 2 Указания от 11 марта 2014 г. № 3210-У). То есть хранить в ККТ любую сумму в течение какого угодно времени.

Поэтому, если после вступления в силу Закона № 156-ФЗ вы обнаружили, что входите в категорию малых предприятий, можно отказаться от лимита остатка по кассе. Для этого издайте приказ об отказе от лимита.

Налоговый кодекс РФ позволяет региональным властям устанавливать льготы по налогу на имущество. Регионы часто предоставляют их малому бизнесу. Например, в малые предприятия вправе уменьшать базу по налогу на имущество за один объект на величину стоимости 300 кв. м недвижимости (ст. 4.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64).

Кроме того, регионы часто снижают ставки для малых предприятий, применяющих спецрежимы. В 2015 году регионы могут снизить для каких-либо категорий плательщиков ставку по УСН с объектом «доходы минус расходы». А с 2016 года у регионов появятся права по снижению ставок УСН для компаний с любым объектом налогообложения. И еще регионы с 2016 года смогут снижать ставки по для малого бизнеса.

Еще малые компании вправе вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке. Есть несколько способов упростить учет. Можно отказаться от многих счетов (от 25, 26, 90), не считать разницы между налоговым и бухгалтерским учетами. Но самое удобное: малые предприятия могут подавать в сокращенном виде по упрощенным формам.

Налоговые проверки малого бизнеса

Выездные неналоговые проверки в малых компаниях должны проходить по сокращенным срокам. Проверять малое предприятие любые вправе не более 50 часов в год, а микропредприятия — максимум 15 часов в год (ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

На внеплановые проверки правило о сокращенных сроках не распространяется. Для таких ревизий действует общее ограничение — 20 рабочих дней на каждую (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года у малого бизнеса будут надзорные каникулы. В этот период запрещены практически все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Например, которые проводят пожарники, санэпидемнадзор. Перестанут проверять, есть ли у компании лицензии. Приостановят проверки в области образования, строительства, розничной продажи алкоголя (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ).

Все субъекты малого предпринимательства имеют право пользоваться определенными послаблениями в отношении учета и отчетности. При этом неважно, какой налоговый режим они применяют - «упрощенку», ЕНВД, патент или общую систему налогообложения, льготы для всех одинаковы. Какие же льготы для малого бизнеса действуют сейчас?

Льгота для малого бизнеса № 1. можно не устанавливать

Малые предприятия, а также все предприниматели вправе не устанавливать лимит остатка по кассе. То есть могут накапливать деньги у себя в кассе столько, сколько захотят. А предприниматели имеют также возможность не оформлять приходные ордера, расходные ордера и не вести кассовую книгу (абз. 10 п. 2, абз. 2 п. 4.1 и абз. 9 п. 4.6 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). Чтобы перейти на упрощенный порядок ведения кассы и отказаться от лимита остатка по кассе, издайте соответствующий приказ.

Льгота для малого бизнеса № 2. Есть возможность вести упрощенный бухучет и сдавать сокращенную бухотчетность

Субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенные способы ведения бухучета (). Бизнесмены бухучет не ведут, поэтому данное послабление для них неактуально.

А для компаний - малых предприятий предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. Кроме того, им можно не составлять приложения к отчетности, если нет важной информации, требующей расшифровки для контролеров или учредителей (п. и приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н).

Заполнить отчетность поможет книга нашего журнала «»:

Льгота для малого бизнеса № 3. Установлен

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены почти все плановые неналоговые проверки малых предприятий (). Подробный комментарий представителя налоговой службы об этом мы разместили в следующей статье.

Льгота для малого бизнеса № 4. Региональные власти разрабатывают свои льготы

Регионы вправе предоставлять субъектам малого предпринимательства освобождение от налогов (). Так, индивидуальные предприниматели на УСН или патенте, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, полностью освобождаются от налоговых платежей сроком на два года . То есть они могут не платить «упрощенный» налог или не оплачивать стоимость патента. В частности, соответствующие законы приняты в столице (), Курганской области (), Республике Башкортостан (Закон Республики Башкортостан от 28.04.2015 № 221).

Также во многих регионах введены для объекта доходы и доходы минус расходы.

А упрощенцы по определенным видам деятельности платят взносы по пониженным ставкам - 20% .

Льгота для малого бизнеса № 5. Есть возможность заключать срочные трудовые договоры с работниками

В общем случае заключить срочный трудовой договор можно только в двух ситуациях (). Первое - если характер предстоящей работы или условия ее выполнения не позволяют заключить бессрочный трудовой договор. И второе - если одновременно выполняются два условия - работник согласен на заключение срочного трудового договора и он относится к одной из категорий, которые перечислены в статьи 59 ТК РФ, например является пенсионером по возрасту. Однако для малых предприятий сделано исключение. Они вправе заключать со всеми своими сотрудниками срочные трудовые договоры на период до пяти лет. Даже если нет специального основания, чтобы подписывать срочный договор. Но есть два ограничения. Во-первых, численность работников малой компании не должна превышать 35 человек. А в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек. Во-вторых, для срочного договора необходимо согласие сотрудника ().

Льгота для малого бизнеса № 6. Участие в госзакупках

Если ваша фирма соответствует критериям, то вы имеете привилегии по госзакупкам. Какие? Заказчики должны закупать у малого бизнеса товаров, работ и услуг в объеме не менее 15 процентов от годового объема закупок заказчика (ч. 1 ст. 30 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Подробнее про госзакупки для малого бизнеса читайте в статье на нашем сайте.

Льгота для малого бизнеса № 7. Недорогая периодика

Малый бизнес может экономить на профессиональных журналах. Например, при оплате вы сможете существенно сэкономить.

Организации и ИП, относящиеся к микропредприятиям и малым организациям, имеют право на получение ряда льгот. Но для того, чтобы приобрести подобный статус компания должна соответствовать определенным критериям.

Какие компании относятся к субъектам малого предпринимательства

Субъектом малого предпринимательства могут быть признаны:

  • коммерческая организация;
  • фермерское хозяйств;
  • потребительский кооператив.

Для получения компанией статуса микропредприятия необходимо выполнение следующих условий:

  • выручка не должна превышать 120 млн. руб. в год;
  • численность персонала на должна превышать 15 человек.

Для получения компанией статуса малой организации необходимо выполнение следующих условий:

  • выручка не должна превышать 800 млн. руб. в год;
  • численность персонала не должна превышать 100 человек;
  • доля сторонних организаций в уставном капитале компании не превышает 49%(ограничение действует с 30.06.2015г).

Частью 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ установлено, что с 30.06.2015г. организации могут превышать установленные лимиты по выручке и численности персонала, при этом не теряя статуса микропредприятия или малой организации, но не более чем в течение трех, следующих один за другим, лет. Раньше превышение допускалось лишь на протяжении двух последующих лет.

Льготы, предоставляемые субъектам малого предпринимательства

Для того, чтобы применять положенные малым предприятиям льготы, организация не обязательно должна состоять в региональном или местном реестре субъектов малого предпринимательства. Включение в данный реестр необходимо лишь для получения субсидий от государства на развитие бизнеса.

Организации и ИП, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, имеют право на получение следующих льгот:

  1. Возможность не соблюдать лимит остатка кассы

Данная льгота дает право организации хранить в своей кассе произвольную сумму денег на протяжении любого времени.

Отказ от соблюдения лимита остатка кассы должен быть оформлен соответствующим приказом. В нем надо непременно указать, с какого числа лимит кассы перестает соблюдаться (не ранее 30.06.2015), чтобы в случае проверки избежать разногласий с налоговой инспекцией. За прекращение соблюдения лимита по кассе, должным образом не оформленное, может последовать штраф в размере до 50 тыс. руб.

  1. Льготы по налогу на имущество

В соответствии с НК РФ, данные льготы вправе устанавливать власти региона. Зачастую они касаются именно субъектов малого бизнеса.

В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64, в соответствии со ст. 4.1. которого, малые организации и микропредприятия при расчете налога на имущество по одному объекту имеют право уменьшить налоговую базу на кадастровую стоимость 300 кв. м. недвижимости.

Воспользоваться этой льготой организации могут с 1.07.2015г, при условии соответствия следующим критериям:

  • зарегистрирована не позднее 2011г;
  • среднее число работников в 2014 должно быть не менее 10 человек;
  • выручка от реализации, полученная за 2014г, должна составить не менее 2 млн. руб. на каждого работника.

В каждом отдельном регионе местными властями могут быть установлены различные льготы по налогу на имущество, которые организации вправе применять с той даты, когда они стали относиться к субъектам малого предпринимательства.

  1. Право на ведение бухгалтерского учета в сокращенном объеме.

Субъекты малого предпринимательство имеют право вести бухгалтерский учет в сокращенном виде, предоставляя бухгалтерскую отчетность в ИФНС лишь частично.

  1. Ограничение сроков неналоговых проверок

В первую очередь необходимо отметить, что в период с 01.01.2016г по 31.12.2018г для субъектов малого предпринимательства действуют надзорные каникулы. Это означает, что в течение этого времени плановые неналоговые проверки микро – и малых предприятий проводиться не будут. Данное ограничение относится к санитарным, пожарным и трудовым плановым проверкам.

Вообще, в соответствии с ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, данные ревизии в общей сложности не могут составлять более:

  • 15 часов в год– для микропредприятий;
  • 50 часов в год – для малых организаций.

При этом, данные ограничения действуют независимо от направления проводимых плановых проверок. Например, если на проверку малого предприятия пожарной инспекцией ушло 50 часов, то больше в текущем календарном году плановых неналоговых ревизий ждать не стоит.

Однако, описанное ограничение не действует на внеплановые выездные неналоговые проверки. По общему ограничению, прописанному в ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, одна проверка может длиться до 20 рабочих дней.

  1. Право на заключение срочных трудовых договоров с сотрудниками при отсутствии специального основания

Субъекты малого предпринимательства имеют право заключать срочные трудовые договора сроком до пяти лет, даже если на это нет должных причин (временные работы, замещение основного сотрудника).

При этом должны соблюдаться 2 условия:

  • Численность работников не более 35 (в сфере розничной торговли и услуг – 20) человек;
  • Работник согласен на заключение срочного трудового договора.
  1. Возможность брать в аренду здания и помещения на льготных условиях

Субъекты малого предпринимательства вправе заключать с местными или региональными властями договор аренды помещения, находящегося в муниципальной собственности. Для этого нужно подготовить официальное письмо органам власти, в котором будет изложено предложение о сотрудничестве.

Срок заключенного договора аренды должен составлять не менее пяти лет, в течение которых арендная плата будет постепенно повышаться. Малая компания или органы власти имеют право пересматривать условия, на которых заключен договор.

Российским законодательством предусмотрен ряд льгот для предприятий и коммерсантов, относящихся к малому бизнесу

Владея собственным небольшим делом, любой бизнесмен скажет, что самой болезненной темой является нехватка средств, которая не дает развернуть деятельность в полную силу и вынуждает все время на чем-то экономить. Российским законодательством предусмотрен ряд льгот для предприятий и коммерсантов, относящихся к малому бизнесу, которые помогут «встать на ноги» непосредственно в момент открытия своего дела и на первых порах. Таким льготам и посвятим две наши следующие статьи.

Определение малого бизнеса 2017

Постановлением Правительства от 04.04.2016 №265 утверждены лимиты доходов для субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) в стране. Согласно действующим положениям, чтобы подпадать под требования соответствия критериям малого бизнеса нужно учитывать не только прибыль с продаж, но и все полученные налогооблагаемые доходы.

В 2017 году малыми могут называться те компании, которые:

  • соблюли лимит доходов в 800 млн. руб.;
  • имеют численность работников не более 100 человек;
  • отвечают требованиям по доле участия сторонних организаций в уставном капитале. А именно: для государственных, общественных и религиозных учреждений, а также фондов - не более 25%; для иных юрлиц, в том числе и зарубежных - до 49% включительно; для компаний, которые сами относятся к МСП - без ограничений.

Бухсофт предлагает воспользоваться удобной и функциональной программой для ведения бухгалтерии предпринимателя , которая позволит грамотно систематизировать учет коммерческой деятельности.

Обратите внимание, с 1 августа прошлого года начал заполняться и функционировать Единый реестр субъектов МСП. Сведения для него берутся из подаваемой бизнесменами отчетности. Доступ к регистру можно получить на официальном сайте налоговиков. Реестр обеспечивает возможность отследить наличие и корректность внесенной информации о том или ином субъекте МСП.

Что дают такие сведения? Все просто, их наличие и правильность позволяют малым коммерсантам воспользоваться рядом льгот, установленных законодательством страны и отдельных регионов. Потому, если о вашей деятельности в реестре данных нет совсем или они внесены ошибочно, нужно отправить заявку с указанием корректной информации.

Перейдем к разбору конкретных льгот, которые полагаются малому бизнесу в 2017 году.

Предоставление налоговых каникул

Индивидуальные предприниматели, регистрируемые впервые, могут сразу рассчитывать на предоставление им налоговых каникул. Льгота действует с 1 января 2015 года.

Федеральным законом от 29.12.2014 №477-ФЗ определены сроки, в рамках которых физлица, регистрирующиеся в ФНС в качестве индивидуальных предпринимателей впервые, вправе применять налоговые ставки 0%. Такая льгота будет действовать в стране до 31 декабря 2020 года. Воспользоваться господдержкой могут ИП:

  • применяющие упрощенку или патентную систему налогообложения;
  • ведущие основную коммерческую деятельность, связанную с производством, социальной или научной областью;
  • имеющие выручку с товаров (работ, услуг), к которым применяется ставка по налогам 0%, не менее 70% от всего дохода.

Важно отметить, что налоговые каникулы можно применять в течение двух лет (налоговых периодов), начиная с периода в котором ИП прошел регистрацию.

Кроме того, в субъектах РФ региональные власти вправе сами установить те виды деятельности, которые подпадают под действие налоговых каникул. Вправе они определить и сроки действия этой льготы: где-то коммерсанты получают два полных налоговых периода (два календарных года), в иных регионах - лишь один год. Чиновники на региональном уровне могут также ввести некоторые дополнительные ограничения для получения льготы налоговых каникул, например, ограничить среднесписочную численность сотрудников или предельный лимит доходов. В любом случае уточнять вопрос о применении налоговых каникул нужно непосредственно в органах госвласти региона осуществления деятельности.

Право на надзорные каникулы

Существуют еще одни каникулы, введенные законодательными актами на период с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года для малого бизнеса. В вышеобозначенный период коммерсанты освобождены от различных плановых проверок государственных органов.

Надзорные каникулы доступны и вновь созданным компаниям, и впервые зарегистрированным ИП, и уже действующим организациями малого бизнеса.

Следует отметить, что надзорные каникулы доступны только тем коммерсантам, которые не совершали значительных нарушений в течение последних трех лет. Кроме того, рассчитывать на такие каникулы не могут бизнесмены, чья деятельность связана с образовательной и социальной сферой, а также со здравоохранением.

Важно сразу оговориться, что существует перечень видов государственного контроля, определенный частью 6 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, который превалирует над правом надзорных каникул. Проверки согласно этим видам госконтроля проходят независимо от того, освобожден от надзора предприниматель или нет.

Также под надзорные каникулы не подпадают проверки налоговиков и ревизии Пенсионного фонда и Соцстраха (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ).

Кстати, для малого бизнеса сроки любых государственных проверок значительно ограничены. Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, проверки госорганов в совокупности не должны превышать 50 часов в год. В совокупности - значит, что эти 50 часов суммируются и распределяются между всеми ведомствами. При проведении внеплановых проверок тоже существует временной лимит - не более 20 рабочих дней для каждой проверки.