Отдел нси. Управление нормативно-справочной информацией

Создание единой системы управления нормативно-справочной информацией (НСИ) поможет решить целый комплекс проблем, вызванных множественностью точек ввода НСИ, отсутствием единых стандартов ведения НСИ и недостаточной квалификацией персонала.

Результат внедрения централизованной системы управления НСИ - приведение записей корпоративных справочников к стандартному, легко идентифицируемому виду, устранение неактуальной и дублирующейся информации, организация единой точки ввода, обработки и контроля содержимого справочников. Все это предоставляет возможности для улучшения качества консолидации учетных данных, упрощение задач подготовки бухгалтерской отчетности и отчетности по МСФО, оптимизации материальных запасов, повышения качества управленческих решений.

Централизованное управление нормативно-справочной информацией с DATAREON

Специалисты DATAREON имеют значительный опыт систематизации нормативно-справочной информации , разработки единых регламентов использования и ведения НСИ, внедрения специализированных автоматизированных систем управления НСИ на базе MDM-системы «1С:Предприятие 8. MDM Управление НСИ ». В рамках выполненных проектов специалистами DATAREON проводилась экспертная обработка записей справочников МТР, услуг, контрагентов, справочников финансового блока, организационной структуры и управления персоналом.

Успешный опыт работы в области управления НСИ, апробированные на практике эффективные методики и собственная экспертиза позволяют DATAREON оптимизировать использование ресурсов предприятий-клиентов в результате автоматизации управления НСИ.

Для уточнения, каким образом автоматизация управления нормативно-справочной информацией может быть полезна и экономически целесообразна именно для вашего предприятия, пожалуйста, обращайтесь к нам .

Что такое нормативно-справочная информация (НСИ)?

Нормативно-справочная информация - условно-постоянная составляющая общей корпоративной информации. Она используется при регламентации деятельности компании, обеспечивая "сшивку" данных, сопровождающих бизнес-процессы компании. Другими словами, НСИ - это ядро единого информационного пространства организации, включающее в себя набор справочников, словарей, классификаторов, стандартов, регламентов, используемых в деятельности предприятия.

Предпосылки для организации централизованного управления нормативно-справочной информацией

Создание единого информационного пространства - необходимое условие эффективного управления современными крупными и средними предприятиями. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто перемещение информации на разных внутрикорпоративных технологических участках поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем.

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, предприятию следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации.

Для чего необходимо централизованное управление НСИ

  • Рациональная работа корпоративной информационной системы в целом
  • Повышение достоверности и полноты первичной учетной и консолидированной отчетной информации
  • Обеспечение совместимости учетных и отчетных документов
  • Централизация ответственности за качество нормативно-справочной информации
  • Использование качественной (актуальной, полной, непротиворечивой, достоверной, унифицированной) нормативно-справочной информации всеми пользователями информационных и учетных систем предприятия
  • Рост эффективности принимаемых управленческих решений и оперативного контроля ключевых производственно-экономических показателей в результате консолидации стандартизованных данных НСИ

Нормативно-Справочная информация - условно-постоянный компонент корпоративной информации, являющийся основой для унификации и нормализации данных, сопровождающих протекающие бизнес-процессы, а также регламентацию деятельности организации. Другими словами, нормативно-справочная информация – это информационный ресурс компании, формируемый внутри и получаемый, как правило, извне. Она содержит стандарты, требования, правила, положения и прочую информацию, нормирующую и систематизирующую деятельность компании.

Требование обеспечения взаимодействия и унификации различных прикладных систем бизнес-процессов протекающих на http://en.wikipedia.org/wiki/Service_oriented_architecture предприятиях и в различных организациях, консолидации отчетной документации, приводит к необходимости построения системы нормативно-справочной информации. Систему нормативной справочной информации образуют группы объектов, построенных на общероссийских, отраслевых и корпоративных (внутренних) [классификаторах] и справочниках.

Основные проблемы НСИ в корпоративных информационных системах:

  • Не в полном объеме используются Общероссийские классификаторы и справочники, разработанные государственными службами и утвержденные на федеральном уровне, предназначенные для актуального содержания информации с регулярным ее обновлением и выверкой:
  • Общероссийские классификаторы, частично представленные в системах, не актуализируются и не нормализуются;
  • Информация, в совокупности представляющая собой единое целое, разбита на несколько частей, собрана в отдельные справочники;
  • Справочники систем дублируются по содержанию информации и функциональному использованию;
  • Основной объем данных справочников не нормализован, ведение нормативно-справочной информации не регламентировано, в результате чего происходит дублирование информации при пополнении справочников. Отсутствует достаточность информации в записях справочников (записи не полно описаны);
  • Основная доля представленных в системах классификаторов, имеет слабую структуру по признакам группировки информации, и является одноуровневой, что не обеспечивается гибкостью и информативностью классификации.

Информационные системы Нормативно-Справочной Информации .

Корпоративная система НСИ обеспечивает хранение , обработку и предоставление постоянной и условно-постоянной информации пользователям системы.

Системы НСИ предназначены для поддержания корпоративных данных в актуальном состоянии, обеспечению полноты, устранению ошибок, контролю целостности и непротиворечивости данных.

Модификация хранимых в системе НСИ данных и их структуры допускается только экспертами системы. Все действия по модификации данных строго регламентируются. Пользователями информации выступают прочие ИС предприятия, получающие данные через заранее определенные интерфейсы.

Такой подход обеспечивает корректность данных внутри предприятия вне зависимости от количества и разнообразия используемых ИС, устраняя дублирование информации разными подразделениями и упрощая построение сводных отчетов.

Термин НСИ имеет советское происхождение, хотя чёткого определения в СССР введено не было. На западе более подходящим аналогом НСИ является Master Data или Master Referenced Data, сутью которых является не-транзакционная нормализованная справочная информация (каталоги) и классификаторы (иерархии). Таким образом Master Data (Мастер данные) можно рассматривать только как подмножество понятия НСИ.

Системы Управления Справочниками можно приравнять к международному понятию Master Data Management (MDM), которые могут рассматриваться как часть Service-Oriented Аrchitecture (SOA).

Принципиальным является, что словари, стандарты, правила, нормативы, которые обыкновенно включают в понятие НСИ, не являются объектами систем MDM.

См. также

  • Блог по НСИ Сабира Асадуллаева
  • SAP Master Data Management

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "НСИ" в других словарях:

    НСИ - несанкционированный съём информации Источник: http://www.energosys.ru/?nav=entr&id=6105 НСИ нормативно справочная информация; нормативная справочная информация юр. НСИ нашлемная система индикации в маркировке …

    НСИ - нормативно справочная информация … Словарь сокращений русского языка

    НСИ Банк - Банк Невастройинвест http://nsvbank.ru/​ банк., организация, Санкт Петербург … Словарь сокращений и аббревиатур

    НСИ Рунавик Полное название Nes Sóknar Ítróttarfelag Runavík Основан 1957 Стадион Рунавик … Википедия

    Полное название Nes Sóknar Ítróttarfelag Runavík Основан 1957 Стадион Рунавик … Википедия

    НСИ Рунавик Полное название … Википедия

    Нескл., мн. (ед. манси, нескл., м. и ж.). Народ, составляющий коренное население Ханты Мансийского автономного округа РСФСР, а также лица, относящиеся к этому народу … Малый академический словарь

    И грунши, груси, нескл., м. и ж … Русское словесное ударение

    Манси, нескл., м. и ж. (народ) … Русское словесное ударение

    ЕОС НСИ - единая отраслевая система управления нормативно справочной информацией Источник: rosatom.ru … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • Интегрированные системы проектирования и управления. SCADA. Учебное пособие , Кузяков Олег Николаевич , Мартынюк Роман Васильевич , Музипов Халим Назипович , Хохрин Сергей Александрович , Чащина Маргарита Викторовна , В учебном пособии рассмотрены основные сведения о программах системы реального времени "Сириус-SCADA". Описана программа "Редактор БД НСИ", предназначенная для создания баз данных… Категория: Автоматика. Вычислительная техника Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель: Лань ,
  • Интегрированные системы проектирования и управления. SCADA , Музипов Х.Н. , Рекомендовано Региональным отделением УрФО УМО вузов РФ по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации в качестве учебного пособия для студентов… Категория:

УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.

Занимаясь масштабными проектами автоматизации и создавая новые информационные системы, мы каждый раз сталкивались с необходимостью реализации подсистемы ведения справочников, классификаторов, реестров и других подобных объектов, составляющих нормативно-справочную информацию (НСИ) заказчика. За 15 лет работы в ЛАНИТ с системами управления НСИ жизнь подкидывала нам клиентов с самыми различными требованиями. И, конечно, на этих проектах возникали разные ситуации. Я расскажу о нескольких поучительных историях, которые с нами произошли. В статье вы найдете примеры, которые будут полезны многим, кто занимается разработкой программного обеспечения. Ну, а тем, кто работает непосредственно с НСИ, будет еще интереснее – своя рубашка ближе к телу.

За иллюстрации отдельное спасибо замечательному художнику Васе Ложкину .

Случай первый. Как загрузить вагон и маленькую тележку

Создание единой системы управления контрагентами для крупной производственной компании со множеством заводов по всей стране и за рубежом.

Цель проекта – создать единую базу контрагентов для всех подразделений. Ведение контрагентов осуществляется на основе заявок, которым присваиваются приоритеты от низкого до срочного. Срочная заявка должна быть обработана экспертами НСИ за 2 часа вне зависимости от разницы во времени между подразделениями.

Живая история
Проект был согласован со всеми заинтересованными сторонами (в этом нас убедило руководство заказчика) и разработан в заданные сроки в соответствии с утвержденными требованиями.

Презентация созданной системы управления контрагентами проходила гладко, пока не встала одна видная женщина – руководитель сибирского филиала – и весьма энергично, с использованием русских идиоматических выражений, довела до сведения собравшихся, что когда к ней приходит железнодорожный вагон под погрузку готовой продукции, она не будет ждать 2 часа, пока кто-то там в Москве рассмотрит заявку на добавление покупателя.

Она не собирается оплачивать простой вагона, пока происходит утверждение заявки, а заведет данные покупателя в систему как есть и отгрузит товар, а московские товарищи могут разбираться потом с информацией о покупателе сколько угодно.

Это заявление было поддержано еще несколькими руководителями филиалов компании, что практически полностью разрушило централизованную методологию ведения единого справочника контрагентов на основе заявок.

В итоге проект был видоизменен таким образом, чтобы все филиалы имели доступ к базе данных контрагентов и могли вносить в нее изменения напрямую, но при этом выполнялся автоматический поиск схожих записей, которые отображались сотруднику филиала, и он принимал решение о необходимости корректировки данных, которые позднее проверялись экспертной группой.

Что мы запомнили: не доверяйте словам руководителей и ответственных лиц со стороны заказчика, что все решения согласованы, все в теме и возражений нет. Выявляйте все заинтересованные стороны проекта и старайтесь выяснить требования к системе и ограничения непосредственно у них.

Случай второй. Как хотим, так и используем

Создание централизованной системы управления клиентами для страховой компании с большим числом филиалов и агентов по всей стране.

Цель проекта – создание сводной клиентской базы для использования в аналитических приложениях. База данных собиралась со всех филиалов, данные выверялись, дополнялись, дублирующиеся объекты устранялись. Количество клиентов в одном филиале – от тысячи до нескольких миллионов. При этом, пересечений по клиентам между филиалами практически нет.

Живая история

После создания сводной клиентской базы она должна была периодически сравниваться с базами данных филиалов для выявления различий, их последующей обработки и загрузки изменений в сводную базу. Прирост клиентской базы между сверками составлял несколько тысяч записей.

Для выполнения сверки был создан специальный модуль, архитектура которого была спроектирована исходя из того, что он должен быстро сравнивать большое количество записей и формировать относительно небольшой XML-файл с изменениями для загрузки. Формат XML был выбран заказчиком.

После внедрения системы мы получили от заказчика сообщение, что модуль сверки работает крайне медленно и формирует для загрузки в сводную базу файл огромного размера, который они ничем не могут открыть.

Что же выяснилось? Заказчик производил начальную загрузку данных из филиалов в сводный справочник. Экспертам эта работа показалась нудной и трудоемкой, и они просто взяли модуль сверки и подсунули ему полные данные нового филиала, которые еще не разу не загружались в сводный справочник.

Модуль сверки, который в соответствии с ТЗ должен был формировать сведения о различиях в количестве нескольких тысяч записей, получил на вход два миллиона записей, и все они в сводном справочнике отсутствовали.

В результате, за несколько часов нечеловеческих усилий модуль сверки все-таки сформировал файл для загрузки, в который вошли все данные филиала. И, да, этот файл был огромным.

Модуль сверки был использован заказчиком не по назначению, но сам факт, что сверка позволяет выполнять начальную загрузку данных, заказчику понравился, и он собирался и дальше работать именно таким образом, только просил значительно ускорить работу модуля и что-нибудь сделать с создаваемым файлом, чтобы его можно было открывать в текстовом редакторе.


На наши возражения, что модуль сверки не предназначен для начальной загрузки данных, заказчик радостно показал ТЗ и спросил, а где это тут написано? Как хотим, так и используем!
В результате нам пришлось вносить изменения в архитектуру модуля сверки с целью обработки больших массивов данных и формирования выходного файла в формате CSV, так как заказчик решительно не захотел отказываться от такого удобного инструмента.

Что мы запомнили: всегда включайте в ТЗ описание ограничений – что ваша система делать не должна. Ну, или создавайте решения, которые учитывают все возможные сценарии использования, что сильно дороже.

Случай третий. Не слонёнок, а слон, да еще и должен летать

Создание централизованной системы ведения НСИ для финансовой организации.

Цель проекта - создание централизованной системы ведения справочников и классификаторов с рассылкой изменений в заинтересованные системы и базы данных. Предоставление доступа внешним системам к справочникам через веб-сервисы нашей системы.

Обычно у заказчиков среднее количество записей на один справочник составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч. Наш недавний рекордсмен – справочник, в котором было 11 млн. записей. Но этот заказчик преподнес нам сюрприз. В его справочнике оказалось свыше 100 млн. записей. Загружали мы его больше суток, т.к. при начальной загрузке выполнялось множество проверок данных. Это не было бы большой проблемой, но заказчик потребовал, чтобы справочник загружался за несколько минут.

В результате нам пришлось сильно изменить порядок работы системы с этим справочником. Фактически, его ведение осуществляется за пределами системы, а мы только предоставляем интерфейс для его использования. Сейчас мы разрабатываем для нашей системы новые способы работы с очень большими справочниками. Надеемся, что заказчику понравится.

Что мы запомнили: в современном мире данных становится все больше, и темпы их роста постоянно увеличиваются. Система должна быть готова к высоким нагрузкам даже там, где они изначально не предполагались. Мы постоянно развиваем наше решение с учетом современных тенденций роста данных и повышения требований к скорости их обработки.

Случай четвертый. Сложный фокус с файлами

Создание централизованной системы ведения НСИ в крупном банке.

Цель проекта – создание централизованной системы ведения справочников и классификаторов с рассылкой изменений в заинтересованные системы и базы данных. Особенность проекта – весьма непростые процессы распространения изменений, затрагивающие множество систем.

Поскольку в дальнейшем мне придется упомянуть наше собственное решение для управления НСИ, позволю себе небольшое лирическое отступление.

Подробнее о системе NORMA.

Задачи наших заказчиков во многом схожи, и мы решили снизить затраты на программные разработки и сократить время проектов, создав собственную универсальную платформу для ведения НСИ и основных данных (Reference Data Management & Master Data Management). Система существует уже более 10 лет, и все эти годы мы в ЛАНИТ ее активно развиваем.

NORMA поддерживает централизованное и распределенное ведение НСИ. Все данные и метаинформация ведутся с учетом истории изменений и система позволяет просматривать и изменять весь массив НСИ на произвольную дату в прошлом или будущем. Для справочников могут быть настроены процессы согласования и утверждения изменений. В состав системы входит выделенный сервер распространения изменений, который позволяет взаимодействовать с внешними системам через различные интерфейсы и создавать достаточно сложные интеграционные бизнес-процессы (этакий мини BizTalk Server). У нас есть пакеты экспорта/импорта данных, которые умеют выгружать/загружать данные справочников в базы данных и файлы различных форматов. Поддерживается ведение перекодировочных таблиц для внешних систем.

NORMA включает графический построитель запросов и дизайнер отчетов. Кроме работы с собственными справочниками, система позволяет через свой интерфейс просматривать и изменять справочники, которые находятся во внешних, по отношению к ней, базах данных, а также использовать эти справочники в построителе запросов и пакетах экспорта/импорта.

В ответ на возникновение различных событий в системе, например, события внесения изменений в справочник, могут запускаться подключаемые программные компоненты, написанные на C#, которые могут как проверять данные, так и взаимодействовать с внешними системами и, собственно, самой системой NORMA. Практически все функции системы доступны через веб-сервисы.

Система может масштабироваться как вертикально, путем увеличения мощности сервера приложений и базы данных, так и горизонтально за счет использования многоузлового сервера приложений, в котором каждый узел или группа узлов отвечает за выполнение отдельной функции. Для хранения НСИ система может использовать Microsoft SQL Server, Oracle или PostgreSQL.


Обычно при создании справочников и процессов распространения изменений заказчик консультируется с нашими аналитиками, какой инструмент или набор инструментов, предоставляемых системой, лучше использовать для конкретной задачи. В этот раз заказчик сказал, что будет создавать справочники и процессы самостоятельно.

Через некоторое время к нам обратился один из специалистов заказчика с жалобой, что у него не загружаются данные в систему. В подтверждение нам прислали пакет импорта данных, исходный файл с загружаемыми записями и сообщение об ошибке, в котором говорилось, что загружаемые данные имеют неверный тип.

Начинаем разбираться. Крутим пакет и так, и этак, пробуем разные варианты представления исходных данных, но ошибку повторить не можем. Обращаемся к заказчику с вопросами, может быть, у пакета импорта есть подключенные программные компоненты, может быть на справочник наложены какие-то дополнительные ограничения, может быть данные не от этого процесса? На все получаем ответ - ничего такого нет, все должно легко загружаться и раньше работало.


Оказывается, этот пакет импорта был только вершина айсберга. Если кратко и сильно упрощенно, то происходило следующее. Процедура импорта загружала правильные данные из исходного файла в справочник. Исходный файл удалялся. Затем наша система выполняла распространение изменений в несколько баз данных, в одной из которых производилось сравнение собственных данных с нашими изменениями и формировался файл с расхождениями, который возвращался в нашу систему для загрузки. Причем для загрузки этого файла заказчик использовал ту же процедуру импорта, что и для исходного файла. И вот именно в этом файле, сформированном внешней системой, были данные неверного типа. Очевидно, что при анализе исходного файла мы никаких ошибок найти не могли, а про второй файл и развесистый процесс распространения изменений нам ничего не сообщили.

Что мы запомнили: Всегда проверяйте полученную информацию даже если вам говорят, что у нас тут маленькая проблемка, и она вот именно в этом месте, мамой клянусь! Анализируйте проблему в контексте.

Случай пятый. Я привыкаю к несовпадениям

Создание системы управления НСИ в производственной компании.

Цель проекта – создание системы ведения НСИ в управляющей компании со множеством филиалов, заводов и конструкторских подразделений.

В этот раз мы дальше нескольких презентаций не продвинулись. Наша система NORMA очень понравилась технарям. Она закрывала все их существующие проблемы. Дальше пришла очередь показывать систему руководству, и вот тут произошел облом десятилетия. Высокий руководитель посмотрел, послушал и сказал: «Мы тут все работаем на продуктах Apple, у них есть определенный стиль, а ваша система в этот стиль не вписывается. Мы ее даже рассматривать не будем».


Что мы запомнили: заказчики бывают разные, и некоторым вы просто не подходите. Стиль другой.

Подобные истории случаются в различных проектах. Что интересного было в вашей проектной жизни? Что стало для вас неожиданным уроком? Делитесь в комментариях.

Теги: Добавить метки

1. Историческое наследие

«Историческое наследие автоматизации в крупных компаниях и холдингах в подавляющем большинстве случаев плачевно: отдельные системы и «системки» работают на разных программных платформах и используют разные локальные справочники, никак не связанные между собой, что препятствует информационному обмену и консолидации данных. Многие специалисты склонны в этой ситуации употреблять такие метафоры, как «лоскутная автоматизация» и «информационный зоопарк». Ключевым решением проблемы является создание Единой системы ведения нормативно-справочной информации, стандартизирующей и унифицирующей все информационные потоки внутри компании». (Из статьи президента НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» Д. Е. Гулько «Система нормативно-справочной информации: типовые ошибки и заблуждения» , опубликованной в журнале «Газовая промышленность» №6 в июне 2004 г.)

Эксперты НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» по результатам анализа информационных систем, используемых в крупных компаниях и государственных структурах, пришли к следующим выводам:

  • большинство используемых прикладных систем построены на разных программно-аппаратных платформах;
  • прикладные системы не интегрированы между собой, в них используются нестандартизованные и отличающиеся по структуре и составу справочники;
  • отсутствует централизованная система поддержки доступа пользователей к нормативно-справочной информации;
  • в существующих справочниках недостаточно полно описываются объекты учета, не унифицированы их наименования, не стандартизована система кодирования;
  • при структуризации больших информационных массивов не используются классификаторы, облегчающие поиск требуемой информации.
2. Существующие проблемы

Выделим некоторые основные проблемы ведения НСИ, значительно увеличивающие материальные и трудовые затраты многих компаний и государственных структур на выполнение важных бизнес-процессов:

  • консолидации заявок для централизованных закупок и составление сводных заявок;
  • формирования и исполнения бюджета в части материально-технического обеспечения;
  • размещения и контроля исполнения заказов, контроля складских остатков;
  • учета и контроля движения материальных потоков по всей логистической цепочке;
  • формирования и оперативного предоставления статистической и аналитической информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.
3. Решения

В качестве решения указанных проблем ИНТЕРТЕХ предлагает создание Единой системы ведения НСИ, увязывающей в общекорпоративное информационное пространство всю нормативно-справочную информацию подразделений, дочерних предприятий и партнеров компании.

Для реализации этого решения необходимо:

Разработать и принять стандарты и регламенты ведения НСИ:

  • Стандарт Компании «Состав и структура Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования».
  • Регламент использования подразделениями и дочерними предприятиями Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования.
  • Регламент ведения и сопровождения Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования.
  • Регламент обеспечения доступа пользователей компании к ресурсам Единой системы ведения НСИ и их технической поддержки.

Использовать методику онтологической классификации и кодирования, разработанную специалистами ИНТЕРТЕХ.

Методика позволяет стандартизировать действия специалистов-экспертов при осуществлении ими операций по классификации и кодированию групп (классов) объектов учета, определению свойств (признаков) классов и их значений, построению навигационных иерархий.

Методика включает описание типовых запросов пользователей, разбитых на группы по степени неопределенности и неточности формулировок и рекомендации по действиям специалистов (экспертов) службы поддержки.

Внедрить автоматизированную систему, обеспечивающую:

  • поддержку принятой технологии классификации и кодирования информации;
  • доступ пользователей к ресурсам Единой системы ведения и управления НСИ – прямой, через web-интерфейс или через существующие прикладные системы;
  • работу служб сопровождения Единой системы ведения и управления НСИ, систем классификации и кодирования в соответствии с разработанным регламентом.

4. Этапы работ

Ниже приведены основные этапы работ по созданию Единой системы ведения и управления НСИ.

5. Суть подхода

Предлагаемый подход в своей основе опирается на принципы эволюционности, адаптивности, преемственности, стандартизации и унификации, учета человеческого фактора.

Эволюционность развития системы предполагает пошаговый переход к современным принципам ведения и сопровождения корпоративной НСИ. Общая схема такого подхода выглядит следующим образом: старое -> старое + новое -> новое, когда на промежуточных этапах допускается параллельное существование старой и новой систем.

Адаптивность системы к специфике и ландшафтам существующих прикладных систем (включая системы ERP-класса), к используемым различным системам классификации и кодирования, предполагает способность системы интегрироваться с внешними системами.

Преемственность позволяет сохранить все лучшее и ценное, что наработано годами и десятилетиями. Это касается использования потенциала специалистов НСИ, не нарушения функционирования действующих прикладных систем, возможностей миграции и преобразования накопленных информационных массивов.

Стандартизация и унификация регламентов и методики использования и сопровождения корпоративной НСИ, систем классификации и кодирования, что позволяет обеспечивать постоянную актуальность и доступность НСИ в масштабах всей компании.

Учет человеческого фактора подразумевает возможность работы в системе различных категорий пользователей, с разными навыками и «степенью продвинутости» в области информационных технологий, эргономичность дизайна и «дружественность» системных интерфейсов.

6. Программное обеспечение

Ontologiс 4.6 широко используется многими крупнейшими российскими компаниями в качестве платформы для MDM-решений. На данной платформе разработаны и внедрены системы управления НСИ (MDM) в таких компаниях, как ТНК-BP, Татнефть, СИБУР, ИНТЕГРА, Норникель, Трансмашхолдинг, Транснефть, ГОЗНАК, Полюс-Золото, НОВАТЭК и др.

С учетом опыта таких внедрений, компания «ИНТЕРТЕХ» поставляет готовое типовое решение для системы управления НСИ .

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

6.1. Архитектура решения

Состав компонентов решения:

  • сервер приложений;
  • сервер базы данных;
  • интеграционный модуль;
  • клиентские приложения (АРМ-ы).

Используемое для сервера приложений программное обеспечение:

  • IIS 7.5 или выше;
  • .NET Framework 4.5

Используемое для сервера базы данных программное обеспечение:

  • Microsoft Windows Server 2008 R2 Standard или Microsoft Windows Server 2012 R2 Standard;
  • Microsoft SQL Server 2012 Standard или Microsoft SQL Server 2014 Standard;
  • .NET Framework 4.5.

Используемое на АРМ-ах пользователей, экспертов, администраторов ПО:

  • Операционная система: Microsoft Windows 7/8/10, 32 или 64-bit;
  • .NET Framework 4.5;
  • Microsoft Excel 2007/2010/2013/2016;
  • Internet Explorer 11.

6.2. Функциональность системы

Функции поиска данных:

  • поиск по атрибутам записи справочника (наименования и пр.);
  • поиск по текстовым полям с использованием словоформ;
  • таксономический поиск по свойствам/характеристикам;
  • поиск по иерархиям классификаторов/рубрикам навигаторов.

Функции экспорта и печати информации о записях справочника:

  • экспорт данных во внешние файлы в форматах.xls, .txt, .mdb, .xml;
  • печать найденных позиций справочника.

Функции пользователя по актуализации справочника:

  • формирование/редактирование запроса на добавление/изменение позиции справочника;
  • отправка запроса на добавление/изменение позиции в Службу НСИ;
  • мониторинг состояния обработки запроса.

Функции эксперта по ведению НСИ:

  • обработка запроса на добавление/изменение позиции;
  • ведение библиотеки классов (создание/корректировка иерархий);
  • создание/изменение позиций в справочнике;
  • добавление к позиции справочника документов;
  • формирование отчетов, связанных с обработкой пользовательских запросов и актуализацией справочников;

Функции администрирования системы:

  • настройки классификаторов и справочников и связей между созданными таблицами;
  • редактирование структуры справочника (добавление/удаление/изменение формата полей в записи справочника);
  • экспорт-импорт данных;
  • добавление и редактирование функциональных ролей пользователей;
  • регистрация пользователей, назначение функциональных ролей и активация пользователей;
  • архивирование данных и восстановление данных из архива;
  • аудит действий пользователей;
  • настройка и мониторинг работы модулей и компонентов системы (вкл. интеграцию с прикладными системами).

6.3. Информационное наполнение

Решение поставляется с преднастроенной структурой справочников и классификаторов и загруженным демо-контентом. В состав входят:

МАТЕРИАЛЫ (МТР):

  • Классификатор с иерархиями и таксономическими наборами свойств;
  • Справочник со следующими атрибутами: наименование материала, марка, технические характеристики, ссылки на стандарт, на класс Ontologic, на группу материалов и др.;
  • Вспомогательные справочники (группы МТР, единицы измерения и др.).

КОНТРАГЕНТЫ:

  • Справочник контрагентов со следующими атрибутами: наименования контрагента, ИНН, КПП, адреса, контактная информация и др.;
  • Справочник банков.
  • Справочник расчетных счетов контрагентов.
  • Вспомогательные справочники (организационно-правовых форм, адресов и др.).

КАСТОМНЫЕ СПРАВОЧНИКИ И КЛАССИФИКАТОРЫ:

При помощи развитых гибких средств настройки и администрирования, платформа Ontologiс 4.6 позволяет создавать кастомные справочники и классификаторы заданной структуры, в том числе справочники и классификаторы документов, объектов учета и т.д. Также возможна гибкая донастройка существующих структур справочников и классификаторов.

6.4. Возможности интеграции

Средства интеграции решения на платформе ONTOLOGIC 4.6 позволяют настраивать различные сценарии репликации обновлений данных из ЕС НСИ в прикладные системы заказчика с использованием интеграционных шин (SAP PI/XI, IBM WebSphere, и др.) или файлового обмена.


7. Ожидаемые результаты от внедрения системы
  • Централизованное хранилище нормативно-справочной информации, функционирующее в рамках единого информационного пространства Компании, и включающее всю номенклатуру материально-технических ресурсов и других объектов учета, находящихся в распоряжении Компании.
  • Централизация функций ведения нормативно-справочной информации на основе разработанных корпоративных стандартов классификации и кодирования.
  • Единый регламент и технологическая среда доступа пользователей к НСИ, ведение и управление НСИ экспертами (классификатор и справочник) и техническая поддержка системы администраторами.
  • Встроенные в систему программные средства, поддерживающие необходимый уровень безопасности данных и постоянную их актуализацию, исключающие хранение дублированной, ошибочной или устаревшей информации.
  • Интеграция классификаторов и справочников НСИ в действующие управленческие, бухгалтерские и другие системы, позволяющая упорядочить и сократить расходы на процессы ведения нормативно-справочной информации.
  • Оперативное предоставление руководству компании информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.
8. Почему «Интертех»

ИНТЕРТЕХ является разработчиком и владельцем уникальной методологии и технологии построения классификаторов корпоративного уровня, программного обеспечения «ОК» и наполненных баз данных, что позволяет комплексно «под ключ» решить все описанные выше проблемы.

ИНТЕРТЕХ является профильной компанией , единственной в России занимающейся проблемой классификации и унификации описаний промышленной продукции, товаров, работ и услуг, на высоком научно-техническом уровне, с использованием современных эффективных технологий и методов онтологической классификации. ИНТЕРТЕХ имеет государственную аккредитацию в качестве научной организации.

ИНТЕРТЕХ имеет реальные внедрения своих решений по построению Единых систем ведения НСИ, классификации и кодирования (онтологического классификатор).

ИНТЕРТЕХ ведет полный цикл проектных работ – от консалтинга, включающего обследование и анализ существующих информационных систем, потоков и процессов, выработку рекомендаций по реинжинирингу, разработку нормативно-регламентной и методологической базы, до разработки и внедрения «под ключ» готовых систем.

ИНТЕРТЕХ внедрил в свой производственный процесс и использует систему менеджмента качества в полном соответствии с требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

ИНТЕРТЕХ ведет активное взаимодействие и координацию работ в области классификации с Госстандартом РФ, Минэкономразвития РФ, Минэнерго РФ, Минпромнауки РФ, ТПП РФ.

ИНТЕРТЕХ имеет все необходимые лицензии (ФАПСИ и Гостехкомиссии при Президенте РФ) на право работы с системами защиты информации на территории РФ.

Разработанные ИНТЕРТЕХ системы и решения прошли экспертизу и имеют положительные отзывы ряда министерств и ведомств, в том числе Госстандарта РФ, Минпромнауки РФ, Высшей школы экономики, ТПП РФ, РСПП, Российской Академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ и т.д.