Профессиональная культура и этика. Культура поведения и профессиональная этика – почему это важно? Функции кодекса этики

1

Одним из критериев эффективности обучения в вузе, готовности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей может выступать уровень развития профессиональной культуры, сформированность профессиональной этики.

Этические нормы определяются специфическими особенностями профессиональной деятельности, которые направлены на человека в тех или иных условиях его жизни, деятельности, взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми. Моральные нормы во многом определяются ценностными ориентациями обучающихся.

Ценностные ориентации являются элементами структуры личности и характеризуют направленность ее деятельности. В результате направленной деятельности человека возникают новые черты личности и другие психические новообразования. Основные ценности жизни и культуры превращаются в собственные ценности человека. Последние в его внутреннем мире трансформируются в нравственные эталоны (этические нормы, этическую культуру) и направляют работу совести личности.

Ценностные ориентации студентов Казанского государственного архитектурно-строительного университета изучались нами путем анкетного опроса на двух ведущих факультетах. В опросе приняли участие 290 студентов 1-4 курсов. В анкетах содержались вопросы: о нравственном (порядочном) отношении только к окружающим, ко всем или по ситуации; о понятиях порядочности и морали; об отношении к людям как к самому себе; о соблюдении моральных норм для достижения личных целей; об отношении к непорядочным поступкам; о нормах профессиональной этики инженера-строителя (перечень норм) и др.

Значительное количество участников анкетного опроса (92,5%) считают, что профессиональную этику будущих специалистов строителей нужно формировать в период обучения в вузе. При этом перечень высказываний о нормах профессиональной этики достаточно велик: мудрость, добросовестность, деликатность, исполнительность, пунктуальность, организованность, обязательность, тактичность, точность, внимательность, вежливость, корректность, коммуникабельность и др. Однако в большинстве анкет отмечены, как обязательные, такие положительные качества инженера-строителя, как: порядочность, ответственность, профессионализм.

Методы формирования профессионально-этических принципов, названные студентами, можно разделить на следующие группы:

1. Ключевая роль отводится институту образования («обучение», «проведение семинарских занятий», «специальные курсы», «дискуссии»).

2. Решающее значение имеет институт семьи («домашнее воспитание», «воспитание с детства»).

3. Принципы этики могут сформировать профессиональные производственные и вузовские коллективы («обучение на практике», «наглядные примеры», «гуманные и демократические взаимоотношения между преподавателями, между преподавателями и студентами, между студентами и учебно-вспомогательным персоналом, между студентами, между студентами разных курсов, между студентами разных факультетов»).

4. Отмечается роль нравственного самовоспитания («самообразование», «самоуправляемое воспитание», «саморазвитие», «упорство», «настойчивость»).

5. Отрицание любых методов («не будет толку от методов», «ничего не поможет из-за ментальности»).

Профессиональная этика выступает частью профессиональной культуры.

Профессиональная культура выступает обобщенной характеристикой культуры учения и преподавания в вузе, исследовательской культуры, графической, технической, проектной, информационной, экологической, экономической, эргономической культур. Существенное влияние на формирование профессиональной культуры оказывают и такие его составляющие как культура речи, мышления. Для ее формирования существенными являются культура взаимоотношений в студенческом и преподавательском коллективе, культура сотворчества и культура диалогического взаимодействия между субъектами учебного процесса - студентом и преподавателем, вытекающие из принципа единства общения и деятельности. Процесс профессионального становления и формирования профессиональной культуры происходит в несколько этапов.

На первом этапе формируется устойчиво проявляющийся интерес к своей профессии. Это достигается в ходе ознакомительной, учебно-квалификационных практик, организованных в лабораториях, оснащенных современными приборами, оборудованием, конструкциями, обеспечивающими комфортные условия жизни, через игровые занятия.

На втором этапе развивается интеллектуально-творческая активность личности к определенному виду деятельности при изучении общепрофессиональных дисциплин, в процессе решения учебно-творческих, ситуационных задач, использовании ассоциации, кейсов, дидактических игр.

На третьем этапе формируется повышенная профессиональная активность, коммуникативная культура у обучающихся, идет процесс творческого овладения профессией. На этом этапе обучения широко используются деловые игры, отражающие предметную область и социальные условия будущей профессиональной работы. Эффективное освоение профессиональной культуры на данном этапе происходит также в процессе прохождения производственных практик. В программе практик предусмотрено изучение законов и норм поведения, принятых в организации.

На четвертом этапе, в ходе выполнения реального, исследовательского дипломных проектов, формируется рефлексивная компонента устойчивой профессиональной культуры инженера-строителя, которая характеризует его профессиональную ценностную направленность, способность к творческой самореализации, умение находить, внедрять новые технологии и оригинальные технологические процессы в своей отрасли, сформированность индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Библиографическая ссылка

Сафин Р.С., Сучкова Т.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=104 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

мораль профессиональный этика

Профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, которые соответствуют сущности профессии и обеспечивают должный характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности.

Профессиональная этика вместе с тем - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. Профессиональная этика возникает первоначально как явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов, которые заключают в себе не только требования к содержанию и результатам деятельности, но и к отношениям, возникающим в процессе деятельности.

В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения специалистов.

профессиональные этические отношения,

этическое сознание,

этические действия,

профессиональный долг специалистов.

Этические отношения в работе Пенсионного Фонда Российской Федерации существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе работы; моральных качеств, которыми должен обладать социальный работник; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности. Этическое сознания работника сферы пенсионного обеспечения представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это осознание того, что высшим мерилом ценности поступка является благо общества и клиентов в области пенсионного обеспечения, а так как эта деятельность предоставляет работнику возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки, то значит, с точки зрения нравственности, это благо и для него самого.

Этические действия - это действия, которые могут получить оценку в соответствии с критериями профессиональных моральных норм и нравственных представлений общества. Таким образом, целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, задачей - нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.

Культура поведения - это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний -- организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации. Основная цель культуры поведения -- помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.

Для реализации данной цели требуется, кроме всего прочего, сформировать ценностные установки личности, организации, отношений и т.д. Речь идет о нормах, правилах, или стандартах в организационном поведении. Любое поведение должно оцениваться или самооцениваться по наиболее общественно прогрессивным меркам. Это довольно большая область приложения сил и для теоретиков, и для практиков. Актуальность изучения и применения таких норм, правил и стандартов несомненна. В результате из организационного поведения начинает выделяться новое научное направление -- культура поведения, которая всегда будет его составной частью.

Культура поведения -- это совокупность общественно прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений. Что организационные отношения - это взаимодействие, противодействие или нейтральное отношение элементов организации внутри или вне ее.

Характеристика культуры поведения охватывает:

  • - индивидуальную автономность - степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;
  • - структуру - взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
  • - направление - степень формирования целей и перспектив деятельности организации;
  • - интеграцию - степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;
  • - поддержку - уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;
  • - идентифицированность - степень отождествления работников с организацией в целом;
  • - управление конфликтами - степень разрешаемости конфликтов;
  • - управление рисками - степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.

Данные понятия являются сущностью и составной частью профессиональной этики и культуры поведения специалиста.

Профессиональная этика представляет собой, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.

Существует целый ряд профессий, которые непосредственно обращены к человеку. От работников этих профессий требуется не только профессионализм, компетентность, но и определенные нравственные качества, особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности. Таким образом, профессиональная нравственность есть не что иное, как конкретизация общечеловеческих нравственных ценностей применительно к условиям целого ряда профессий.

В связи с этим можно утверждать, что центральным, исходным понятием профессиональной морали является понятие профессионального долга, в котором достаточно четко фиксируются обязанности работника. Именно осознание своего служебного долга побуждает специалистов относиться к делу с наибольшей ответственностью, ориентироваться не столько на личные, сколько на общественные, национальные интересы.

Профессиональная культура является одним из важнейших социокультурных факторов становления человека. Являясь элементом общей культуры, профессиональная культура человека основывается на общепринятых духовно-нравственных ценностях, нормах и правилах, а также способах взаимодействия человека как единицы той общественной системы, к которой он принадлежит. Однако общую культуру отличают нормы и стандарты жизнедеятельности общие для людей вне зависимости от их профиля деятельности на основе общих методов социализации (вхождения в общество) и образования. Результатом чего становится усвоение характерных для общества в целом культурных (этнических, религиозных, политических и иных) ценностей, норм, стереотипов поведения. Профессиональную культуру характеризуют нормы и стандарты, связанные с родом деятельности и специфического взаимодействия, а также с принадлежностью индивида к определенной социально-профессиональной группе.

Специфика профессиональной культуры заключается в том, что в основе ее лежит ядро не только профессиональных, но и общечеловеческих ценностей. Реагируя на изменения социальной практики, культура выступает одним из мощных регуляторов жизнедеятельности человека и общества, воздействуя непосредственно на поведение людей во всех сферах – политике, экономике, праве и т.д.



Нравственные факторы в профессиональной культуре – это нравственные убеждения (долг, готовность добросовестно и честно трудится и др.), которые определяют участие человека в любых общественно необходимых видах деятельности, не деля их на «престижные» и «непрестижные». Профессиональная культура проявляется в трудовой активности человека, мере интенсивности деятельности, участливости, помощи коллегам. Это социальное общение, обусловленное объективными потребностями совместной деятельности, создает условия развития человеческих способностей и распространения профессиональной культуры.

К свойствам профессиональной культуры относятся:

интегративность , отображающую влияние всех компонентов профессиональной культуры на культуру личности в целом и общее развитие самой культуры;

социальность , свидетельствующая о том, что наличии высокого уровня сформированности профессиональной культуры имеет не только личное, но и общественное значение, а также дает возможность личности более эффективно создавать общественное богатство;

личностный характер профессиональной культуры , который означает присвоение личностью в процессе специальной подготовки профессионально важных знаний, умений и навыков, имеющих для человека личностное содержание, поскольку могут удовлетворить потребности личности в выполнении профессиональной деятельности и осуществлении профессионального роста;

динамичность и действенность , отображающие принудительную мотивационную силу профессиональной культуры, ее способность регулировать направление развития личностных качеств;

непрерывность , означающую, что высокий уровень профессиональной культуры способствует непрерывному саморазвитию человека в сфере своей профессиональной деятельности с целью удовлетворения собственных внутренних профессионально направленных стимулов и поддержки на определенном уровне своей профессиональной культуры.



Однако, говоря сейчас о структуре профессиональной культуры, мы можем дать только ее общие контуры. Конкретизация профессиональной культуры и ее структурных компонентов возможна только в контексте определенной профессии, а иногда даже ее специализации.

Контрольная работа № 2


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Культура труда и профессиональная этика Каждый человек имеет различные представления о трудовой деятельности, ее организации, планировании, использовании различных информационных технологий, безопасности работы, оформлении рабочего места. Отличается также и отношение людей к труду.Понятие «культура труда» Культура труда - достигнутый уровень организации производства Важной составляющей культуры труда является технологическая дисциплина, т.е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству. Культура труда также предполагает умение организовывать свое рабочее место. При организации рабочего места надо учитывать свои антропометрические характеристики. Порядок на рабочем столе должен поддерживаться постоянно. Важнейшим элементом является создание зоны отдыха вблизи рабочего места. Желательно наличие в ней растений. Известно, что общение с миром природы способствует быстрому восстановлению. Важнейшим элементом культуры труда является обеспечение его охраны и безопасности.Техника безопасности – это система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, которые приводят при нарушение правил безопасности к травмам и несчастным случаям. Профессиональная этика – это, во первых, специфические нормы поведения характерные для данной профессиональной деятельности людей и, во вторых, способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали.Профессиональная этика Это правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности, устанавливаемые для организаций, членов их органов управления и служащих в соответствии с законодательством, документами ассоциаций и иных саморегулируемых организаций и общепризнанными нравственными нормамиОсновные принципы профессиональной этики Ответственность за результат деятельностиКомпетентностьКонфиденциальностьВзаимоуважениеТолерантностьЧестностьОсновные принципы профессиональной этики Бухгалтер Каким не должен быть профессионалне должен допускать ошибкив отчетных документахЭкономистНе должен допускать ошибки в финансовых документах ДелопроизводительНе должен терять дела музыкант не должен петь под фонограммуКаким не должен быть профессионал Официантне должен нарушать этику поведения с посетителемКаким не должен быть профессионал УчительНе должен кричать на детейВрачне должен допускать ошибки в постановке диагноза болезниКаким не должен быть профессионал Пожарныйне должен игнорировать ситуации,требующие спасения людей при пожареКаким не должен быть профессионалБанкирне должен разглашать тайну вкладов


Приложенные файлы

Остановимся несколько подробнее на вещах, казалось бы, очевидных - культура человеческих отношений. В данном случае речь о ней пойдет применительно к поведению человека. Ведь каждый из нас так или иначе «ведет себя», совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему нас миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности характера человека, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и проч.

У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. В этом смысле мы даем характеристику тому или иному человеку: «жизнерадостный человек», «угрюмый человек», «легкомысленный человек» и т. п., хотя в каждом из этих случаев не исключаются ситуации отклонения в личном настроении в ту или иную сторону. Устойчивое настроение, его общий фон, присущий конкретному индивиду, распространяется на окружающих, что имеет принципиальное значение, скажем, при комплектовании так называемых малых профессиональных групп (отряд космонавтов, команда подводной лодки). В других случаях это происходит, как правило, стихийно, без каких-либо предварительных социально-психологических проработок. Если поведение отдельных членов коллектива препятствует складыванию его в целостный социальный организм, то мы говорим о тяжелом морально-психологическом климате в коллективе.

Выделяют два вида поведения - словесное (вербальное) и реальное. Вербальное поведение - это наши высказывания, суждения, мнения, доказательства. Поведение, выраженное в слове, во многом определяет культуру отношений между людьми, сила слова огромна (поэт Е. Евтушенко выразил это так: «Словом можно заcечь, словоv можно спасти, словом можно полки за собой повести»). Поведение уже на вербальном уровне может быть жизнеутверждающим либо лишающим смысла человеческое существование. (Вспомним, к примеру, суждение Эзопа о языке из пьесы Фигейредо «Лиса и виноград».)

Выше уже шла речь о том, что появление мышления, воли и языка явилось основной предпосылкой культуро-генеза на рубеже перехода от хабилисов к неоантропам. С той поры, т. е. с завершения биологической эволюции человека, слово стало регулятором поведения, отношений, передающихся в устном и письменном творчестве. Недаром одним из элементов «семи искусств» обучающих программ античности и средневековья была риторика, наука об ораторском искусстве (и шире - о художественной прозе вообще), которая оставалась частью гуманитарного образования вплоть до XIX в.

Основные разделы классической риторики, в которых раскрываются различные стороны вербального поведения - это: 1) нахождение, т. е. систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение, т. е. деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение, т. е. учение об отборе слов, об их сочетании, а также о простом, среднем и высоком стиле речи; 4) запоминание; 5) произнесение.



Можно привести великое множество мудрых изречений, пословиц, отдельных высказываний о силе слова, языке общения, которые облекается в язык культуры исторической эпохи или же какого-либо этноса на протяжении всей длительности его существования.

Реальное поведение - это наши практические действия, поступки, совершаемые в соответствии с определенными правилами, моральными принципами. В данном случае речь идет о совпадении этических знаний и нравственного поведения, что свидетельствует о высокой нравственной культуре личности. Иная ситуация - это лицемерие, расхождение слова и дела и т. п. При сопоставлении поведения какого-либо человека с принятыми нормами, нравственными ценностями принято говорить о поведении «нормальном», либо «отклоняющемся», деви-антном. Поэтому, чтобы понять человека, смысл его поступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно судить о поступках, реальном поведении человека по отношению к окружающей его действительности, и прежде всего к другим людям, к самому себе.

Культура поведения раскрывается и в том, как человек способен разобраться в самом себе, оценить свои поступки и их мотивы. М. М. Пришвин тонко подметил, что мы всегда если и судим о самом себе, то судим с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону и называется совестью, моральным самоконтролем.



Нередко в обиходной речи мы говорим о «культурном поведении человека» и о «поведении культурного человека» .

Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Культурное поведение предполагает правильное и красивое поведение за столом, вежливое и предупредительное отношение к старшим, женщинам, умение держать себя в обществе (как знакомом, так и малознакомом), соблюдение норм профессиональной этики и т. п.

Правила поведения могут со временем меняться, вместе с тем меняется и манера поведения. Эти правила в своей совокупности представляют собой этикет, регулирующий внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. Тогда мы говорим о том, что любые поступки и мотивы человеческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой, - как добро или зло. Главное здесь - именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

Однако культурное поведение человека - это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть - поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на человеке - каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, преврfтилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах при оп-редмечивании памятников материальной и духовной культуры.

Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в профессиональной этике. В данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий.

Профессиональная этика представляет собой, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии. Так, скажем, в понятие профессионального долга юриста входит особая, порой даже пунктуальная и педантичная приверженность духу и букве закона, соблюдение принципа равенства всех перед законом. Для военно-уставных коллективов характерны большая четкость, даже жесткость отношений, более однозначное следование уставным требованиям и распоряжениям начальства, нежели для других типов коллективов, и в то же время им присущи более высокая степень взаимопомощи, взаимовыручки. Все это продиктовано характером деятельности военно-уставных коллективов, повышенными требованиями и нештатными ситуациями, возникающими в ходе выполнения служебных обязанностей.