Разрабатываем педагогический проект актуальность проблемы в образовании. Педагогический проект "создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"

В разделе размещены фрагменты педагогических проектов учителей высшей квалификационной категории Центрального района г. Новосибирска, получивших высокие оценки главной аттестационной комиссии департамента образования Новосибирской области.

С полными текстами проектов можно познакомиться у авторов.

  • И.М. Поветкина. Развитие ключевых и предметных компетенций школьников в процессе обучения математике на базовом и профильном уровнях
  • Е.А. Кислицына. Повышение эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении математике в школе с углубленным изучением предметов естественно-научного и математического циклов
  • Т.Э. Рихтер. Проблемное обучение как средство формирования ключевых компетенций
  • Г.Ю. Белобородова. Формирование профессионально-деловой компетенции обучающихся посредством овладения традиционными, инновационными формами деловой коммуникации
  • М.В. Дробитько. Развитие логического мышления обучающихся как средство повышения качества знаний по математике
  • А.Г. Семёнова. Развитие восприятия и воображения на уроках изобразительного искусства, искусства родного края и МХК
  • И.В. Шовкопляс. Формирование ключевых компетенций на уроках физики
  • Г.В. Исакова. Пути развития алгоритмического мышления учащихся среднего и старшего звена в курсе «Информатика и ИКТ»
  • О.Ю. Андриянец. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку
  • Н.В. Косачёва. Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка
  • Е.Р. Шевкун. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
  • Л.А. Цыбаева. Модель службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
  • О.А. Ведерникова. Развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе изучения теории музыки (с инновационными элементами)

    О.В. Авдеева. Совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесбережения
    Приложения: "Тематика классных часов по валеологии", "Тематика лектория для родителей", "Сценарий КВН", "Образовательная программа факультативного курса «Подростковая наркопрофилактика»", "Конспект урока ОБЖ"

    Т.В. Айдарова. Система формирования рационального стиля самостоятельной учебной деятельности учащихся

    Е.В. Беркетова. Реализация логопедического направления в процессе адаптации младших школьников гимназии № 1

    Л.П. Заешникова. Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
    Приложения: "Дни воинской славы России", программа элективного курса "Символика России и Новосибирска", программа элективного курса "Путешествие в мир музея", урок-игра "Дорогами войны", проект "Генеалогическое дерево", тест по истории России (9 класс)

    О.Б. Ивченко. Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования

    Ю.В. Лапина. Саморазвитие учащихся через организацию рефлексивной деятельности в процессе обучения химии
    Приложения: фрагмент тематического планирования, пример матрицы знаний и умений учащихся, примеры средств мониторинга ученической рефлексии, примеры анкет обратной связи, примеры инструктивных карточек к контрольным работам, примеры диагностических контрольных работ, пример матрицы для анализа результатов итоговой работы

    Т.А. Маркина. Мотивация школьников к изучению математики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

    В.М. Олексюк. Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников с учетом их индивидуальных отличий
    Приложения: примеры тематических заданий и карточек, тексты дифференцированных зачетов, задания для срезовых работ

    И.И. Старостина. Развитие речевой деятельности гимназистов на уроке французского (второго иностранного) языка

    Н.А. Фёдорова. Развитие информационных общеучебных умений в процессе обучения русскому языку

    Ю.Б. Яхно. Формирование социальных компетенций на уроках обществознания в третьей ступени образования
    Приложения: "Ресурсы Интернета в развитии социальных компетенций", программа элективного курса для обучающихся третьей ступени образования «Технология исследовательской и проектной деятельности», проект «Развитие ресурсной базы учебного кабинета в процессе его подготовки к участию в смотре-конкурсе предметных кабинетов», "Входящая диагностика уровня сформированности социальных компетенций", "Промежуточные контрольные работы в развитии социальных компетенций", конспекты уроков "Конфликт в межличностных отношениях", "Дебаты в формировании социальных компетенций", "Проблемные вопросы в развитии социальных компетенций", "Работа над эссе в развитии социальных компетенций"

    Данный проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

    Паспорт проекта

    Название проекта «Играй и развивайся».

    Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.

    Вид проекта: групповой, творческий.

    Сроки реализации проекта: 01.10.2014 г. по 31.05.2015 г.

    Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).

    Тип проекта: творческий.

    Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

    Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

    • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
    • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
    • уважение личности ребёнка;
    • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

    Актуальность проекта.

    Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

    Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.

    Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

    Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

    Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

    Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

    Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

    Цель и задачи проекта.

    Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.

    Задачи проекта:

    1. Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
    2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
    3. Закрепить навыки, полученные в игре.
    4. Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

    Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.

    Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

    Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:

    • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
    • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

    Организованная образовательная деятельность включает в себя:

    • Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
    • Чтение и обсуждение художественной литературы;
    • Создание педагогических ситуаций;
    • Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
    • Продуктивная деятельность;
    • Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
    • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
    • Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям

    Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

    • Тематические досуги;
    • Праздники;
    • Интеллектуальные КВНы;
    • Дни открытых дверей;
    • Театрализованные представления.

    Ожидаемые результаты проекта.

    Для детей:

    • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
    • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
    • овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
    • решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

    Для родителей:

    • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.

    Для педагогов:

    • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
    • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
    • оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    Продукт проектной деятельности:

    • фотоматериал;
    • разработка методических рекомендаций;
    • презентация проекта.

    Перечень основных направлений проекта

    Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:

    Оформление уголков:

    • формирование элементарных математических представлений,
    • познавательное развитие,
    • речевое развитие,
    • художественно-эстетическое развитие,
    • физическое развитие.

    2. Изготовление методических пособий.

    3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.

    Методическая копилка:

    • составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
    • разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
    • подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

    Работа с родителями:

    Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.

    Краткое описание проекта по этапам.

    1 этап –подготовительный.

    Октябрь 2014 г.

    Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

    2 этап –основной.

    Ноябрь-март 2015 г.

    Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.

    3 этап – заключительный.

    Апрель – май 2015 г.

    Подведение итогов работы над проектом; анкетирование

    родителей и опрос детей; презентация проекта.

    Ресурсное обеспечение

    № п/п Наименование ресурсной базы Количество
    1. Игровая комната 1
    2. Игровой материал, в том числе нетрадиционный В достаточном количестве
    3. Технические средства:
    • магнитофон,
    • проектор для мультимидийных презентаций
    1
    4. Наглядный материал:

    картинный материал (иллюстрации, плаката),

    демонстрационный материал (дидактические игрушки),

    дидактические пособия, карточки

    В достаточном количестве
    5. Методический материал:

    общеразвивающая программа дошкольного образования,

    календарно – тематические планы по образовательным областям,

    развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры»

    В достаточном количестве

    План реализации проекта

    Подготовительный этап

    (октябрь 2014 г.)

    мероприятия цель участники сроки
    1. Побор материала по теме проекта Систематизация полученного материала Воспитатели 1неделя октября
    2. Диагностическое обследование Планирование деятельности по реализации проекта Воспитатели, дети 1 неделя октября
    3. Планирование деятельности по теме проекта Составление календарного плана работы Воспитатели 2-3 неделя октября
    4. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта Ознакомление родителей с проектом Воспитатели,

    родители

    4 неделя ноября

    Основной этап

    (Ноябрь 2014 г. – март 2015 г.)

    Содержание деятельности Задачи Ресурсы Исполнители и соисполнители Сроки реализации
    1

    Социально-коммуникативное развитие:

    1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».

    2. «Птицы в ловушке».

    3. «Ожившие игрушки».

    4. «Одуванчик».

    5. У нас порядок».

    6. Экскурсия в школу, библиотеку.

    Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.

    Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.

    Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры.

    Сюжетно –ролевая игры

    Дети и воспитатели,

    родители

    Ноябрь-декабрь

    Январь –февраль

    2

    Познавательное развитие

    1. «Письмо от Незнайки».

    2. «Высоко – низко, далеко – близко».

    3. «Курочка Ряба».

    4. «Скорее собери».

    5. «Найди такую-же».

    6. «Летучие мыши».

    7. «Что мы делаем».

    8. «Загадочные отпечатки».

    9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.

    10. Игры с блоками Дьенеша

    Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.
    3

    Речевое развитие

    Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;

    Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;

    Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)

    физкультминутки

    на занятиях и т.д.

    Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

    Ноябрь-декабрь

    Январь –февраль

    4

    Художественно – эстетическое развитие

    Логические упражнения:

    Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.

    Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый»

    Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности»

    Рисование «мамочка милая, мама моя»

    «Добрый доктор Айболит»

    Реализовывать

    самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации

    Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам» Дети и

    воспитатели, родители

    По плану воспитательно-образовательного процесса.

    (в первую половину дня)

    Ноябрь-декабрь

    Январь –февраль

    5

    Физическое развитие:

    Игры сбегом:

    «Пятнашки», «Ракеты»

    Игры с прыжками:

    «Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»

    Игры с мячом:

    «Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»

    Словесные игры:

    «Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»

    Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи»

    Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей Народные игры,

    Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры

    Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

    (в первую половину дня)

    Ноябрь-декабрь

    Январь –февраль

    Работа с родителями

    Проведение Содержание работы Методическое обеспечение
    1 октябрь Диагностика:

    «Нужна ли игра ребенку и зачем?»

    «Исследование игровой деятельности»

    Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО

    2007 г. № 6-8

    2 ноябрь Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» Л.И. Сорокина

    Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru

    3 декабрь Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома
    4 январь Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. Е.В.Сербина «Математика для малышей»
    5 февраль Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников
    6 март Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

    Заключительный этап

    (апрель-май 2015)

    Мероприятия Цель Участники Сроки
    1 . Диагностическое обследование:
    «Развитие психических процессов у дошкольника». Выявление и Воспитатели Май
    Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка». определение эффективности реализации Родители Дети,
    Анкетирование родителей «Играй и развивайся». проекта.
    2. Создание папки для педагогов:
    "Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»

    «Занимательные физкультминутки»;

    «Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»;

    Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей Педагоги Воспитатели Апрель
    «Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры.
    3. Интеллектуальный марафон:

    «Знайки»:

    Закрепление и обобщение пройденного материала. Воспитатели 15.05.2015г
    4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). Повышение педагогической культуры родителей по

    вопросу интеллектуального развития

    Воспитатели

    Родители

    Апрель

    Литература.

    1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.

    2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.

    3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.

    4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с.

    5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.

    6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.

    7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.

    8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:

    [Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.

    9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.

    Полную версию работы можно .

    Педагогический проект и его структура

    Новая модель аттестации руководящих и педагогических работников ОУ основана на компетентностном подходе. В структуре профессиональной компетентности работников одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными методами, в частности, проектной технологией.
    Успешность проектной деятельности свидетельствует о способности педагога действовать в пространстве современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
    Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект к защите, необходимо следовать определенным требованиям к составлению проекта

    "Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

    Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

      Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;

      Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;

      Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

    Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

    Типы проектов

    А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.

    Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

    В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

    Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

    Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы

    СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

    1. Титульный лист

    2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)

    3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

    4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

    5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).

    6. Ресурсы (временн ы е, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

    7. Партнеры.

    8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

    9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

    10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты , т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты-эффекты , т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы . Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).

    11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.

    12. Литература.

    13. В приложениях к проекту можно представить:

      учебно-тематические планы;

      структуру раздаточных материалов;

      тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов;

      структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;

      примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования;

      тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ круглых столов

      тематику/объем консультаций

    1 слайд

    Проектная работа педагога или педагогический проект (далее ПП) Автор-составитель Ермолаева Т.И.

    2 слайд

    Педагогическое проектирование - это высший уровень профессиональной деятельности в педагогике, проявляющийся в творчестве учителя (педагога)

    3 слайд

    4 слайд

    Проект - это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа, план, замысел (Толковый словарь обществоведческих терминов)

    5 слайд

    Проект - это деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели

    6 слайд

    Какие направления деятельности (образовательные технологии) на уровне развития образования региона, государства Вы могли бы выделить? (5 наиболее важных составляющих обозначьте для себя, представьте)

    7 слайд

    Этапы проектирования: 1. Анализ объекта и его ресурсов, выделение проблемы (чем мы недовольны, что нам мешает, что хотелось бы улучшить); 2. Замысел проекта (область, предмет преобразования, тема, цель, задачи, смысл проекта);

    9 слайд

    5. Процесс реализации: выбор методов (теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, «мозговой штурм», «синектика», педагогический эксперимент и др.), средств, содержаний, план реализации проекта); 6. Ожидаемые результаты: способы представления результатов (конкретный продукт, приобретенные качества, выставка, видеофильм и т.п.), рефлексия, критерии оценки проекта; Этапы проектирования:

    10 слайд

    7. Сроки промежуточного анализа и корректировки проекта на всех этапах создания проекта; 8. Предполагаемые перспективы развития и распространения Этапы проектирования:

    11 слайд

    1. Исследовательская работа предусматривает гипотезу и ее доказательство в работе. Проектная работа может только выдвинуть гипотезу, но доказательство будет уже в иной отчетной работе. 2. Экспериментальная или пилотная работа предусматривает описание эксперимента и научный отчет по его осуществлению: 3. Реферат – это выражение собственной оценки, позиции по отношению к какому-либо исследованному источнику (работе) Отличие проекта от исследовательской, пилотной, экспериментальной, реферативной и др. форм педагогических работ:

    12 слайд

    Приоритетное направление - педагогика фасилитации (сотрудничества, эффективности человека при взаимодействии): 1. ·Основной акцент делается на организацию активных видов деятельности; 2. Преподаватель не просто передает учебную информацию, а выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить минимально необходимый комплект средств обучения; 3. Приоритетное внимание уделяется организации самостоятельности обучающихся; 4. Обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности 5. Ассертивное поведение - принятие на себя ответственности за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим

    13 слайд

    Структура проекта 1. Вводная часть или пояснительная записка (актуальность, краткое описание проблемы, необходимость вводимого новшества, анализ существующих в наличие средств и ресурсов для осуществления проекта, история вопроса, нормативно-правовая база, и др.); 2. Основная часть: основные понятия, цели, задачи, направления деятельности, описание инновационной модели (через функции, содержание и др. составляющие), механизмы осуществления проекта, ресурсное обеспечение создания и реализации проекта, план реализации, сроки и этапность; 3. Итоговая часть: предполагаемые результаты, формы и методы отслеживания результатов, используемая литература, прилагаемые документы и положения для иллюстрации каких-либо проектных материалов, (отзывы)

    14 слайд

    Примерные темы проектов: 1. Охрана и укрепление здоровья обучающихся и педагогов в …. 2. Психолого-педагогическое диагностирование личностных качеств обучающихся (класса, группы и т.п.).. 3. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося... 4. Компьютеризация педагогического мониторинга... 5. Развитие самостоятельности обучающихся через... 6. Развитие универсальных способностей обучающихся в рамках....

    16 слайд

    Примерные темы проектов: 12. Внедрение технологии (развивающего обучения, компетентностного образования, проектных и исследовательских умений, здоровьесберегающей образовательной среды, «кластери», метода кейсов, профильного обучения, поликультурного образования и др.) в образовательный процесс ….предмета.... возраста обучающихся для … 13. Создание системы: - предшкольного (дошкольного) образования; - гражданско-патриотического воспитания; - экологического образования и др. 14. Использование накопительной системы оценки (достижений) обучающихся (портфолио)

    17 слайд

    Оформление работы 1. Титульный лист: (верхняя часть листа: название учреждения, (организации), где работает обучающийся и название учреждения на базе которого разрабатывается проект) 2. Середина листа: Итоговая проектная работа

    Разделы: Общепедагогические технологии

    Эпиграфом защиты моего педагогического проекта мне хотелось бы взять отрывок из ежегодного послания президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию РФ: « ….. влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У неё появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. …..Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, ..»

    Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета математики.

    Формирование положительной мотивации при изучении математики – это залог успеха в его познании.

    Часто у учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности.

    Поэтому тема педагогического проекта «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики» актуальна в настоящее время. При работе над проектом была выдвинута гипотеза, определены объект и предмет исследования.

    Основными задачами защиты настоящего проекта является краткое знакомство с наиболее общими теоретическими основами современных педагогических технологий, их роль в формировании положительной мотивации к изучению математики и предложение некоторых методов, способствующих активизации мыслительной деятельности учеников на уроках математики.

    Основной целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению математики с помощью современных педагогических технологий.

    Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

    • Изучение методической литературы по теме.
    • Выявление дидактических средств, способствующих формированию положительных мотивов к изучению математики
    • Проверка эффективность предложенных средств в реальной практике.
    • Проведение анализа, систематизации и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта

    Предполагаемый результат:

    • устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
    • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
    • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
    • социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся.

    Практическая значимость. Практическая значимость педагогического проекта обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.

    Работа над проектом рассчитана на несколько этапов:

    • Первый этап – определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования.
    • Второй этап – Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование современных педагогических технологий.
    • Третий этап – уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

    … Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

    Ответ на этот вопрос дает великий русский педагог К.Д.Ушинский. «голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…»

    Как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни.

    При этом необходимо учитывать, что если нет жизненной необходимости, нет мотивации к учению, значит нет интереса и тогда …. В голове ученика…. ветер.

    Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей.

    Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения, современные образовательные технологии.

    Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:

    • включение учеников в коллективистские формы деятельности;
    • привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
    • сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
    • создание творческой атмосферы;
    • занимательность изложения учебного материала .

    Наряду с применением приемов и методов обучения в учебном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, метода проектов, метапредметного подхода в обучении и информационно-коммуникационных технологий обучения.

    Применение технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса, весь учебный процесс строится на основе этого главного положения. Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности- групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учении. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, Ведь при правильной организации групповой работы благодаря совместному обсуждению можно найти различные пути решения проблемы.

    Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления - это проблемная ситуация.

    В своей педагогической практике использую работу учащихся в малых группах. Данный методический прием можно применять для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Опыт работы показывает,

    Всем этим приемам удовлетворяют технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения.

    Цель технологии проблемного обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик - активный субъект учебной деятельности; учитель - организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития. На своих уроках использую разнообразные методы и приемы проблемного обучения: частично-поисковый метод обучения, создание проблемных ситуаций на уроках.

    Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Указанную технологию я применяю для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель.

    Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

    • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
    • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
    • принимать самостоятельные аргументированные решения;
    • научить работать в команде.

    Необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс сегодня ни у кого не вызывает сомнения.

    Использование информационных технологий дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным, как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося.

    Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов.

    Применение компьютерной техники на уроках математики позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Такие уроки так же позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников. Этим достигается мотивационная цель - побуждение интереса к изучению предмета и показывается его нужность в реальной жизни.

    Так на уроках в 5 классе учащиеся учатся при помощи компьютера применять рисунки, схемы и чертежи при моделировании задачи. Они помогают учащимся выяснить зависимость между величинами. Также ребята решают логические задачи, развивают память, внимание, применяют тесты, строят отрезки, прямые, проводят необходимые вычисления

    В 8-9 классах - школьники при помощи компьютера в координатной плоскости отмечают точки с заданными координатами, строят треугольники, проводят необходимые вычисления, применяют табличный процессор Excel, строят графики функций, а при подготовке к экзаменам работают с электронными репетиторами.

    Компьютер позволяет усилить мотивацию учения.

    Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

    С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения, мотивации к учению.

    С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников.

    Метопредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощь которых он сможет сам добывать информацию.

    Метапредметный урок – это урок, на котором:

    • школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
    • ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием

    Так в 6 классе при изучении темы «Прямоугольная система координат предлагаю задачу следующего содержания: «Одному человеку нужно было уехать на 10 лет очень далеко. Чтобы сохранить ценные вещи, он решил зарыть их в лесу. Подскажите ему, как запомнить место, где он зароет клад». Ученики выдвинут несколько вариантов решения. В каждой из версий представлен особый способ решения задачи. В каждом из способов задействован свой набор понятий. И каждый из способов выводит на одну из принятых в математике систем координат – декартову прямоугольную и полярную систему координат

    Таким образом сложный теоретический материал будет постигнут через разрешение проблематичной жизненной ситуации. Которая на первый взгляд явно далека от математики. Но именно метапредметный подход к изучению предмета будет способствовать

    Применение современных педагогических технологий один их главных приемов повышения мотивации учащихся к урокам математики. Чаще всего мы стараемся найти наиболее яркий материал для уроков изучения новой темы. Это оправдано, если ребенок «зажегся», заинтересовался темой, то это станет стимулом дл последующих уроков. Но важно помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес ученика нужно поддерживать на каждом уроке

    Над данным проектом я работаю второй год. В течении работы над проектом мною совместно с учителями предметниками было проведено 2 урока.

    Интегрированный урок математики и информатики и ИКТ «Квадратные уравнения» 9 класс.

    Интегрированный урок физики и информатики и ИКТ «Кодирование звуковой информации» 9 класс.

    По результатам промежуточного анкетирования были сделаны следующие выводы: в классах где активно применяются современные педагогические технологии у учащихся повысился уровень мотивации к предмету, качество знаний.

    В заключении хотелось сказать: в последнее время очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Цель которого вовлечение учеников в совместную деятельность.